Упражнения по музыкотерапии (Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии, ритмопластика, игра\ы на снятие стрессовых состояний). Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Музыкотерапия в работе с детьми

В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах и школах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Музыкотерапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между психологом и ребенком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; повышает самооценку на основе самоактуализации; развивает эмпатические способности; помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки - игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция . Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми .

Для детей с ограниченными возможностями здоровья полезность музыкотерапии очевидна, т.к.

Помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

Помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

Музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

Косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Например с целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использовать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии:

Коммуникативный,

Реактивный

Регулирующий

На коммуникативном уровне усилия педагога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, педагог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, чтобы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погладить по спине и пр.

На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».

На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугающим объектам.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

Рецептивной;

Активной;

Интегративной.

Рецептивная музыкотерапия Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

После прослушивания в беседе с «пациентом» психолог выясняет, что он «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние человека.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.

В таблице вы видите перечень произведений, которые способны воздействовать на эмоциональное состояние как ребенка так и взрослого. Я использую эти произведения как и на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности .

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние

Способ

воздействия

Название

произведения

Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) можно и нужно использовать множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Это различные методы. Мне бы хотелось рассказать о тех методах, которые я использую постоянно в своей работе.

Большой отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. У каждого героя сказки своя собственная мелодия, причем она может менятся в зависимости от настроения ребенка.

Также я очень активно использую метод вокалотерапии В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или в сопровождении аккомпанемента. Я заметила, что дети которые поют, становятся эмоционально отзывчивей, раскрепощенней в незнакомой для них обстановке, Также снимаются мышечные зажимы, артикуляционно ребенок становится более пластичным, что тоже благотворно влияет на общее эмоциональное состояние, как правило ребята после занятий вокалом прибывают в позитивном настроении. Ну и конечно хотелось бы сказать о приеме музицирования на детских шумовых инструментах. И вот уже несколько лет в нашей школе существует ансамбль ложкарей. Для меня было неожиданностью, то с каким огромным желанием дети начали заниматься на ложках, преодолевая боль в пальцах, жертвуя переменой. В ансамбле есть дети неуровновешенные, часто агрессивно реагирующие даже на самые безобидные замечания. Так вот и я, и педагогический коллектив заметили, что с началом обучения игры на ложках, дети стали более адекватно и спокойно реагировать на замечания в свой адрес. Ансамбль стали приглашать на различные фестивали и концерты. Сколько гордости, радости было в детских глазах. Потому как наша школа в основном участвует в мероприятиях среди коррекционных учреждений. Подводя итог, могу сказать, что игра на ложках повысила самооценку детей. Ведь это достаточно трудное занятие и подвластно далеко не каждому. И вот это осознание ребенком того что «я могу» возвышает его в собственных глазах и придает уверенности в своих силах в повседневной жизни.

Таким образом , музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Подобраны специальные музыкальные произведения;

задействованы все органы чувств у детей;

Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Список литературы:

1) Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета.

2)Маркус Л. И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время Сделай сам. - 1990. - № 3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.

3) Союз художников, 2004. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003.

5) http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/muzykalnaya-terapiya

6) http://darmuz.ucoz.ru/

Галина Макарова
Музыкальная терапия - детям

Начало 21 века – время гениальных открытий и великих достижений в науке и технике. Но, к сожалению, это и время агрессии, обособленности. В большей степени это сказывается на поведении, на психике наших детей.

Современные компьютерные технологии на многие часы приковывают любопытных малышей к экрану. У ребят пропала потребность в общении со сверстниками – компьютерные игры заменили им живое общение. В результате, детям бывает сложно адаптироваться, найти свое место в детском коллективе. Ребенок закрывается в себе.

Особую роль сегодня в формировании сознания дошкольников играет телевидение, порой, к сожалению, в отрицательном направлении. Родители, занятые работой, ничем не противостоят дурному воздействию средств массовой информации. И дети с утра и до вечера, не мешая родителям, смотрят фильмы про насилие и убийства, репортажи «с места происшествий» , мультфильмы, излучающие агрессию. В результате, дети несут эти эмоции в общество, становясь жестокими, агрессивными.

Алкоголизм и наркомания - болезни современной России. Выпивающие, постоянно конфликтующие родители вызывают глубокое чувство страха, незащищенности в маленьком человеке. Такой ребенок не может влиться в детский коллектив. Он не уверен в себе и заранее боится быть отвергнутым.

Наша страна занимает одно из первых мест по числу разводов. Разрыв семьи – сильнейший стресс для ребенка. Он чувствует себя брошенным, одиноким. Часто в таком малыше развивается чувство вины – «наверное, это произошло из-за меня…» . Мысль, что ты не нужен, что тебя никто не понимает, глубоко откладывается в неокрепшей детской психике. Конечно, это влияет на взаимоотношения с другими детьми.

В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям . В свою очередь, я, как музыкальный руководитель , решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия .

Музыкотерапия - это метод , использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив данные материалы, я решила направить созидательную энергию музыки на коррекцию эмоционального поведения дошкольников.

В своей работе я использовала следующие формы музыкальной терапии :

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию – выход, посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации. Варианты проведения :

а)Музыкальные картинки : восприятие мзыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем , который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов , сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков , мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.

б)Музыкальное моделирование : используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений : 1. Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям) . 2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его. 3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка ) . в)Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение. а)Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший» .

б)Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах .

в)Кинезитерапия – различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя : психогимнастику, коррекционню ритмику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию .

Психогимнастика – комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья детей.

Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии , где все пражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. В занятие включены упражнении, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики. Живая музыка – движением под музыку ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства : рисование под музыку , музыкально-подвижные игры , пантомима, пластическая драматизация под музыку , создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др . творческие формы.

Примеры терапевтических игр и упражнений (упражнения, помеченные звездочкой – разработаны мной, остальные собраны из разных источников. Музыку к упражнениям я подбирала по своему внутреннему ощущению).

Агрессия

«Морское путешествие» *

Музыкальное моделирование

состояния : «Мы на корабле. Начался шторм : паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм» )

защищенности : «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде.» (Чайковский «Баркаролла» )

состояния : «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные!». (Шостакович «Праздничная увертюра» )

«Уходи, злость, уходи»

Терапевтическая игра

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком : «Уходи, злость, уходи!» (Чайковский «Баба Яга» ). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды» , широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты . (Шопен «Ноктюрн фа-мажор» ).

«Лев охотится, лев отдыхает»

Ролевая гимнастика

Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва» ). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами : можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками , как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание : «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная» ). «Львы засыпают» .

Цели : Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть : релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.

«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии) .

Терапевтическая игра

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками) . «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Добрые – злые кошки» (снятие общей агрессии) .

Терапевтическая игра

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг» , в котором будут совершаться «превращения» . Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку : шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим : «Сильнее, сильнее, сильнее…» , – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. (Хачатурян «Токката» ). По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге» , обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило : не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу (Дебюсси «Свет луны» ).

«Зимняя сказка» *

Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния : «Наступила зима. На улице колкий трескучий мороз. Злющий при злющий!» (Шуман «Дед Мороз» )

2. Формирования состояния покоя, защищенности : «С ночного неба летят легкие снежинки. Они искрятся в свете фонаря.» (Дебюсси «Танец снежинок» )

3. Становление конечного эмоционального состояния : «Закружила метель в нежном вальсе» . (Свиридов Вальс «Метель» )

«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)

Терапевтическая игра

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку : «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает : «Сильнее, сильнее, сильнее!» (Чайковский Увертюра «Буря» ) Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке : «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке» , – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения) . Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20» ).

«В гостях у морского царя» *

Сюжетно-игровая импровизация

На бал к Нептуну прибывают жители подводного царства. Детям предлагается двигаться как : грозная акула, расслабленная медуза, резвый морской конек, колючий морской еж и и. д. (К. Сен-Санс Аквариум)

«Маленькое привидение»

Терапевтическая игра

Ведущий говорит : «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У» , если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля» ) В конце игры привидения превращаются в детей.

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии) .

Терапевтическая игра

Ведущий говорит : «Клоуны показывали детям представление , веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны» ). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит : «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось» . Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Весна пришла» *

Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния : «Наступила долгожданная весна. Пригрело теплое солнышко. На реке начался ледоход. Огромные льдины движутся по воде, с шумом и треском налетают друг на друга, ломаются, кружатся в водовороте». (Шуман «Порыв» )

2. Формирования состояния покоя, защищенности : «Формирования состояния покоя, защищенности : «Солнечный теплый луч заглянул на заснеженную лесную поляну, растопил сугроб и обогрел первый весенний цветок – подснежник». (Чайковский «Подснежник» )

3. Становление конечного эмоционального состояния : «Из дальних стран вернулись в родные края перелетные птицы и запели свои самые веселые песни». (Вивальди «Весна» )

«Ночные страхи» *

Музыкальное моделирование .

1. Переживание своего эмоционального состояния : «Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе» )

2. Формирования состояния покоя, защищенности : «Неужели никто не может справиться с этой зловещей силой? Никто не спасет напуганных деревенских жителей?. Но вот средь далеких звезд зазвучала волшебная песня, наполненная нежностью и добротой. Песня звучит все громче, все сильней. Мягкий свет заструился среди тумана, рассеивая, разгоняя его. Это ангелы спустились на землю и запели хвалебную песнь святой деве Марии, защитнице человечества. И отступили темные силы». (Шуберт «Аве Мария» )

3. Становление конечного эмоционального состояния : «Закончилась вальпургиева ночь. Край неба окрасился розовыми, золотыми, багряными красками. Медленно, спокойно взошло доброе солнце». (Шостакович «Праздничная увертюра» )

«Закроем страх в шкатулку»

Изотерапийная игра .

Ребенку предлагается нарисовать свой страх. (Дж. Пуччини «Плащ» ). А теперь, когда страх «вышел» из малыша на бумагу, можно сделать с ним что угодно : дорисовать ему что-нибудь смешное, посадить «за решетку» и т. д. (Шопен «Прелюдия 1 опус 28» ) После этого можно сложить рисунок, спрятать страх в шкатулочку и подарить ребенку. Теперь малыш может сам управлять своим страхом и в любой момент посмотреть, не забрался ли страх обратно в него.

«Баба Яга»

Музыкальная подвижная игра

На площадке чертится круг. Дети стоят за кругом. Водящий – баба Яга становится в центр круга с завязанными глазами. Дети идут за кругом и поют :

В темном лесе есть избушка

Стоит задом-наперед, (поворачиваются в другую сторону)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,

Словно огоньки горят. (показывают руками)

Ух, сердитая какая! (приседают испуганно)

Дыбом волосы стоят! (вскакивают, поднимают руки вверх, пальцы растопырены)

Дети запрыгивают на одной ноге в круг и выпрыгивают из него, а баба Яга старается их поймать. (Чайковский «Баба Яга» )

«Доктор Айболит» *

Сюжетно-игровая импровизация.

(Звучит «Венский вальс» Свиридова - «Айболит» раскладывает на пеньке свои лекарства) «Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечится и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит». (Звучит пьеса Левкодимова «Медведь» - идет «больной медведь» ) Вот идет к Айболиту медведь. Его искусали пчелы. Ох, как больно бедняге! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова - доктор лечит медведя) Ох, спасибо! (Звучит «Шутка» Баха - медведь танцует). Вот лисичка бежит. (Звучит пьеса Левкодимова «Лиса» - бежит «больная лиса» ) У нее зуб болит. Ой, как плохо лисоньке! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова - доктор лечит лису) Спасибо, доктор! (Звучит «Шутка» Баха - лиса танцует). А почем кустик трясется? Это зайчик дрожит! Загнал он в лапку большую занозу. Болит лапка, а к доктору идти страшно. Давайте уговорим заиньку (дети уговаривают зайку пойти к доктору) . Вылечил доктор зайчонка. «Слава, слава Айболиту, слава добрым докторам!» (Звучит «Камаринская Чайковского, дети-актеры танцуют).

«Снеговик»

Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения)

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков : встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит : «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка» ).

«В лесу» *

Музыкальное моделирование .

1 Переживание своего эмоционального состояния : «Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы продираемся через колючие кустарники, бежим (звучит музыка «Франческа да Римини» на тему «Ада» , ребенок двигается в соответствии с сюжетом)».

2 Формирования состояния покоя, защищенности : «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво : маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, ребенок лежит или сидит на коврике) ».

3 Становление конечного эмоционального состояния : «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, ребенок подыгрывает на металлофоне или танцует)».

«Волшебный песок»

Песочная терапия

Ребенку предлагается поиграть в песочнице : просеивать, копать лопаткой, делать пасочки… Незаметно в песок зарывается игрушка, символизирующая страх данного малыша (баба яга, собака, монстр и т. д.) Когда ребенок случайно откапывает игрушку, она начинает с ним «разговаривать» добрым просящим голосом : «Мне так одиноко, я очень добрый, но меня все боятся. Поиграй, пожалуйста, со мной. Построй мне песочный домик и т. п. Если ребенку страшно, можно закопать игрушку снова в песок, но через некоторое время напомнить, что ей там страшно. Предложить помочь игрушке. Пересыпая песок, ребенок чувствует себя спокойней. (Звучит «Романс» Свиридова)

«Облака» *

Ритмопластика

Отправимся в путешествие! Мы превратимся в облака, ведь они летят по свету, не зная преград. Посмотрите, как они легки и прекрасны (слайд) . Вы когда-нибудь наблюдали за облаками? Каждое облако – неповторимо. Это похоже на белоснежного коня, то – на удивительное морское чудовище. Но вот подул ветер, и облака изменили форму – перед нами возник волшебный сверкающий замок (слайд) . Слышите, звучит волшебная музыка . (Чайковский «Сентиментальный вальс» ) Раз, два, три, облако лети! Теперь вы – облака. Летите мягко, плавно, меняйте форму от дуновения ветра. Чье же облако самое красивое?.

«Храбрый колобок» *

Сказкатерапия

(Дети играют роль колобка; звери – куклы би-ба-бо на руке у руководителя). Жил был колобок. Отправился однажды он погулять. (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети бегают на носочках) Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. (звучит : Бел Барток «Замок герцога Синяя борода» ). Давайте предложим зайчику съесть конфетку и потанцевать с нами (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети танцуют с зайцем). Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк (звучит музыка Петра Ильича Чайковского - оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада» ) «Колобок, колобок, я тебя съем!» А у колобка черный пояс по карате, и он здорово боксирует. Покажем это волку! (Звучит «Танец с саблями» Хачатуряна, дети «дерутся» ). Убижал волк, а колобок покатился дальше. Кто вышел ему на встреч из темной чащи?) Медведь! (Звучит «Гном» Мусоргского) Колобок, я тебя съем!» Давайте напугаем медведя. (Звучит «Шторм» Вивальди, дети пугают медведя, как маленькие привидения. Медведь убегает). А вот и лиса пожаловала. (Звучит «Ноктюрн №20» Шопена) «Какой ты, колобок красивый! Пойдем со мной, я тебя тортиком угощу» . Пойдем с лисой?) Конечно нет! Она все врет. Мы, лиса, тебя не боимся, нас не обманешь! Что мы сделаем? (Предложения детей) А давайте позвоним в полицию. Знаете номер телефона? (дети «достают сотовые телефоны» и звонят 020, лиса бегает). Хорошо погулял колобок, никого он не испугался!

«Горелки»

Подвижные игры

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки поют : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят». Игроки разбегаются, замирают на месте и звенят в колокольчики, а водящий с завязанными глазами ищет их.

(Звучит Римский-Корсаков «Испанское каприччио» )

«Пчелка в цветке»

Психотерапевтическая игра

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия : «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны) . Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом) . Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей) . Взошло солнце (материал убирается, и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок.» Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

(Римский-Корсаков «Полет шмеля» - пчелка летает,

Брамс «Колыбельная» - пчелка спит)

«Волшебные ножницы» *

Аппликация

(Звучит произведение Шостаковича «Ленинградская симфония» ) Ребенку предлагают нарисовать себя. Затем руководитель наклеивает вокруг изображения черные кляксы, символизирующие страхи ребенка. Руководитель вместе с малышом называет эти страхи (боязнь высоты, темноты, одиночества и т. д.) . (Звучит «Симфония № 40» Моцарта) Ребенок вырезает свое изображение и приклеивает на чистый лист. Вокруг него сам ребенок наклеивает разноцветные кружочки, называя их (родители, друзья, игрушки и т. д.) . Отрезанные кляксы-страхи можно порвать, зарыть, закрыть в коробку.

«Храбрый полицейский» *

Сюжетно-игровая импровизация.

Жил был храбрый полицейский, смелый Миша Иванов (ФИО ребенка-актера ) . (Звучит «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк» ). Вот идет из сада Таня, в сумке куколку несет. (Звучит «Шутка» Баха). Подбежали хулиганы, стали Таню обижать, стали дергать за косички, стали куклу отбирать! (Звучит «Шторм» Вивальди). Кто же, кто же нам поможет, от беды нас защитит? Смелый, ловкий полицейский нам на помощь поспешит! (Звучит «Полет валькирий» Вагнера) Хулиганов раскидал он и в тюрьму их оттащил. (Звучит «симфония №40» Моцарта) Маленькую нашу Таню он до дому проводил.

«Заяц-герой» *

Музыкальная театрализация

Жил был зайчик-трусишка. Сидел он под кустиком и всего боялся. Листик с дерева упадет – зайка трясется от страха, сова пролетит – заяц в обморок падает. (Звучит муз.: Шуман «Дед Мороз» . Дети показывают, как зайчик боится). День боялся зайка, неделю, год. Но вот, надоело ему боятся. Устал, и все тут. Залез он на пенек, лапками замахал и закричал : «Никого я не боюсь!» (Звучит муз.: Бетховен «Ода к радости» Дети показывают себя храбрецами) Вдруг вышел на полянку волк! (кукла би-ба-бо) Вся храбрость зайчонка сразу куда-то исчезла. Затрясся он, прыгнул, да с перепугу прямо волк на спину угодил. Бросился зайка наутек (Звучит : Сен-Санс «Заяц» , дети бегут, а когда сил бежать больше не стало, упал он под кустик. Но волк тоже перепугался этого странного зайца,

что сам на него набросился, и ушел из этого леса. Нашли зверята нашего зайца и стали хвалить : «Какой ты храбрый, волка прогнал!» А заяц и сам поверил, что он храбрец и перестал бояться. (Звучит : Бетховен «Ода к радости» )

Замкнутость

«В гостях у белки»

Психогимнастика

(Дети повторяют движения за руководителем по тексту стихотворения)

Чисто в домике у белки.

Дети вымыли тарелки,

Мусор вымели во двор,

Палкой выбили ковер.

Постучался почтальон –

Благородный старый слон.

Вытер ноги о подстилку :

«Распишитесь за «Мурзилку.»

Это кто стучится в двери?

Это мошки, птички, звери.

Вытирайте ножки, дорогие крошки.

Мы не станем здесь скучать,

Будем с вами танцевать! (Звучит «Камаринская» )

Вот мы топнем одной ножкой : топ-топ-топ,

А теперь другою ножкой.

И присядем, и привстанем,

Повторим еще разок.

Топнем правой пяткой дважды

И вперед – на носок.

Мы попрыгаем все вместе

И покружимся наместе.

«Медвежонок Бука» *

Музыкальная театрализация

Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц» , поздоровался : «Привет, Мишка» . Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка» , лапку протянула : «Привет» - говорит – «Давай дружить!» . Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья» , - пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. ….) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука!» - удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий» ) Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком» ). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» - подумал медвежонок. А вслух сказал : «Спасибо!» . Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо» , «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке).

«Дождь» *

Музыкальное моделирование .

1. На улице идет серый, грустный дождь. Мы сидим дома и смотрим в окно. Капли, как слезки стекают по мокрому стеклу. (Бетховен «Мелодия слез» ).

2. Капли стучат по железной крыше, звенят по луже во дворе. И вдруг все изменилось – мы услышали легкую, звонкую музыку дождя . (Моцарт «Маленькая ночная серенада» )

3. Нам стало так весело! Захотелось играть, плясать вместе с дождиком. Мы одели сапожки, взяли зонтики и побежали на улицу – прыгать по лужам. (Штраус «Трик-трак» полька)

«Волшебные нити» *

Изотерапийная игра

Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов» . Ребенку предлагается нарисовать себя посередине листа, а вокруг изобразить тех, кого малыш хотел бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных, друзей, домашних животных, игрушки и т. д.) . Дать ребенку синий маркер (волшебную палочку) и попросить соединить себя с окружающими персонажами линиями – это волшебные нити. По ним, как по проводам, от любимых людей к малышу теперь поступает добрая сила : забота, тепло, помощь. Но и от ребенка должна идти такая же сила. Нити навсегда соединили малыша с теми, кто ему дорог. Теперь, если мама ушла на работу или друг уехал к бабушке, беспокоиться не стоит. Волшебные нити обязательно притянут их снова к ребенку.

«Маленький скульптор»

Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучше что-то фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

Рисунок «Я в будущем»

Изотерапия

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

«У дедушки Трифона»

Дети становятся в круг, ведущий – в центре. Дети поют : «У дедушки Трифона было семеро детей, семеро сыновей. Они не спали, не ели, друг на друга глядели, вместе делали вот так». Ведущий демонстрирует какое-либо танцевальное движение, остальные его копируют. Тот, кто лучше повторил движение, становится ведущим.

«Кукла» *

Музыкальное моделирование .

1. У маленькой девочки была кукла. Они были лучшими подругами : гуляли вместе, играли, засыпали. Но вот кукла заболела – сломалась. Девочке было очень грустно. Она пережевала за свою больную подругу – плакала, вздыхала над ее кроваткой. (Чайковский «Детский альбом» : «Болезнь куклы» )

2. Наконец с работы пришла мама. Девочка так ее ждала! Она попросила маму вылечить куколку. Мама достала ножницы, иголку, клей и стала ремонтировать игрушку. Девочка крутилась рядом. Она очень волновалась, но верила, что мама поможет подружке выздороветь. (Чайковский «Детский альбом» : «Вальс» )

3. Куколка стала совсем как новая! Какое счастье! (Чайковский «Детский альбом» : «Новая кукла» ).

«Теремок»

Музыкальная подвижная игра

Для игры между детьми распределяются роли : мышка, заяц, лягушка и т. д. Дети одевают соответствующие маски. Кладется обруч – теремок. Дети идут вокруг обруча и поют :

«Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка (лягушка, заяц и т. д.) бежит,

Дверей остановилась и стучит.

Названный персонаж выходит к «теремочку» и поет :

«Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?»

Когда к терему подходит медведь и говорит : «Я – мишка, всех ловишка» , - все звери разбегаются, а медведь их ловит.

«Карнавал животных» *

Психогимнастика

Детям предлагается стать актерами – мимикой , жестами изобразить тех, о ком сейчас пойдет речь. Звучит «Симфония № 40» В. А. Моцарта. «У зверей сегодня праздник - карнавал! Приходите! Приходите! Не пропустите! Первым пожаловал сам король зверей – смелый, гордый лев. (Сен-Санс «Королевский марш львов» ). Пришли нарядные, толстые слонихи в ярких балетных юбочках. (Сен-Санс «Слон» ) Прискакал быстроногий заяц-трусишка (Сен-Санс «Заяц» ). Заявились суетливые куры в сопровождении важных петухов (Сен-Санс «Куры и петухи) А вот и упрямый осел. (Сен-Санс «Осел» ). Вы только посмотрите, как прекрасен белый лебедь! (Сен-Санс «Лебедь» ). Как рады мы гостям! Давайте танцевать! (Моцарт «Симфония № 40» )

«Буратино»

Терапевтическая игра .

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком :

1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.

2. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как Буратино.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем.

«Певчая птичка» *

Музыкальное моделирование .

1. Поймали маленькую птичку, посадили в клетку. Горько малютке, тоскливо. Не поется птичке в неволе. Погибает птичка. (Моцарт «Лакримоза» )

2. Пожалел мальчик птичку, отпустил на волю. Расправила она крылышки, взлетела в голубое небо. Легко стало птичке, свободно. (Бетховен «К Элизе» )

3. Запела птичка свою саму веселую песенку. Для доброго мальчика запела она. (Моцарт «Турецкий марш» )

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Музыкотерапия как средство оздоровления детей

Введение

В современном обществе музыка является одним из видов художественной деятельности. Еще древнегреческие философы отмечали роль музыкального искусства в эстетическом воспитании индивида и его положительное терапевтическое влияние на личность. Платон утверждал, что с одной стороны, посланный миру «музыкальный союзник» приводит в порядок гармонию индивида, с другой - убирает дисгармонию его ума. Музыкотерапия -- это лечение посредством музыки, творческого самовыражения.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, физические и сочетанные нарушения, спинно-мозговые травмы, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психические отклонения, афазию, аутизм.

Как интегративный метод музыкотерапия включает в свой арсенал медицинские, педагогические и психотерапевтические методы.

Актуальность темы: данная тема в нынешнее время стала весьма популярна, но еще мало изучена в России. Необходимо более глубокое изучение влияния музыкотерапии на развитие и здоровье детей, так как в современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояние здоровья детей, требующего разработки более действенных мер.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Целью работы является изучение по литературным источникам музыкотерапии как одного из самостоятельных направлений в терапии по работе с детьми.

В связи с этим можно сформулировать основные задачи:

1.изучить научно-исследовательскую литературу по музыкотерапии;

2.выявить виды музыкальной деятельности, используемые в музыкотерапии;

3.выяснить важность музыкотерапии как здоровьесберегающего процесса для детей;

4.ознакомиться с различными видами деятельности музыкотерапии (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцы).

В ходе написания реферата были изучены различные виды литературных источников, сайтов, которые представлены в виде списка литературы.

1.Краткая история развития и использования музыкотерапии

музыкотерапия коррекционный психологический ребенок

Как могуч твой чарующий звук!

Моцарт. Волшебная флейта

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.

Научные и исторические свидетельства показывают, что танцы и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это указывает на то, что музыка является первобытным языком человечества.

Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Это известно из работ Платона, из жизнеописания царя Давида, упоминается в мифах об Аполлоне и т.д.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как: - контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний; - системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства; - средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы .

Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер.

Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские -- при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

2.Музыкотерапия: направления, задачи, функции

Роль музыки в жизни людей с течением времени все возрастает. Ученые, композиторы, педагоги, музыканты разработали проблемы детского музыкального образования и воспитания. Многие исследователи отмечают лечебное влияние музыкального ритма на все системы и функции детского организма, в том числе на развитие мышления, внимания, моторики. Психофизическое направление музыкальной деятельности связано с положительным влиянием музыки на различные системы детского организма.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают: * катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния; * облегчение осознания собственных переживаний; * конфронтацию с жизненными проблемами; * повышение социальной активности; * приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; * облегчение формирования новых отношений и установок.

Задачи музыкотерапии:

Укреплять здоровье детей через музыку;

Учить детей распознавать эмоции и чувства, передаваемые музыкой;

Развивать чувство ритма, давать ребёнку возможность самому фантазировать и придумывать движения.

Музыкотерапия - это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка выполняет седативную (релаксационную), стимулирующую и катарсическую функции.

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть её - не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис - от греческого - очищение - первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершающуюся его смертью».

3.Механизмы воздействия музыки на человека

Музыкотерапия включает:

Прослушивание музыкальных произведений;

Пение песен;

Ритмические движения под музыку;

Сочетание музыки и изобразительной деятельности.

Цели занятий с использованием музыкотерапии:

Создание продолжительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса);

Стимуляция двигательных функций;

Развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий,

представлений) и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.

Музыкальная терапия использует различные терапевтические механизмы:

Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить заинтересовать.

Помогает установить контакт.

Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей

дошкольника.

Повышает самооценку на основе самоактуализации.

Способствует отреагированию чувств.

Развивает эмпатию.

Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений.

Формирует ценные практические навыки: игры на музыкальных

инструментах, пения, слушания музыки и т.д.

Помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией.

4.Использование приемов музыкотерапии в работе с детьми

Выделяют следующие приемы музыкотерапии в работе с детьми:

1.Метод направленной визуализации К.О. Коннор (музыка и релаксация). Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же остро, как и взрослые. Иногда дети бывают очень напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. Им необходимо помочь расслабиться. Часто это позволяет выявить источник раздражения. При релаксации дети могут лечь на пол, могут принять любую удобную позу, очень полезны наклоны и потягивания тела. Можно использовать специальные упражнения по йоге. Музыка служит фоном.

Расслабившись, ребенок выстраивает приятные ему образы, оживляет приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением.

2.Музыка и медитация. Медитация - превосходный способ обучения расслаблению - релаксации. Специально подобранная музыка служит фоном на музыкотерапии. После упражнений по медитации дети могут рисовать или двигаться под музыку. Медитация бывает двух видов: директивная и недирективная. Директивная медитация - сопровождается рассказом, может включать в себя элементы внушения, настраивающие детей определенным образом. Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания. Ребенок при этом погружается в свой собственный внутренний мир и представляет себе все, что хочет.

3.Метод направленных фантазий В. Оклендер (музыка и фантазии). Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание. Этот метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистичные образы. Метафорическая сила музыки помогает ему в этом.

4.Слушание музыки. Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки: специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования; использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

5.Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы - замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

6.Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально - хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

7.Игра на музыкальных инструментах. Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах.

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

8.Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия - это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

5.Основные механизмы психологического коррекционного воздействия

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый - разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй - развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно- коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором - достигается очищение. В третьем - снимается нервно- психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

6.Положительное влияние музыкотерапии.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

*Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;

*Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;

*Улучшается речевая функция;

*Улучшается сенсомоторная функция;

*Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны;

*Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования, развиваются его интересы;

*Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника;

*Музыка обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка;

*Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной сфере.

Заключение

В настоящее время музыкотерапию считают самостоятельным направлением, своеобразным разделом психотерапии, на нее возложен ряд задач по психокоррекции. Несмотря на то, что использование музыки в лечебных целях получает в настоящее время все большее распространение, теоретические аспекты музыкотерапии до конца не разработаны.

Цель занятий с использованием музыки -- создание положительного эмоционального фона, реабилитация, стимуляция двигательной функции, развитие и коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.

Наиболее важным для занятий детей является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма, времени, мыслительных способностей и фантазий, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.

Для выполнения этих задач используется организующее начало музыкального ритма и его эмоциональное влияние на поведение ребенка.

Практический материал представляет собой разнообразные задания, органически связанные с музыкой и расположенные по определенной схеме занятия, предусматривающей правильное чередование физических и психических нагрузок. Музыкальное сопровождение регулирует темп и характер движений, то медленных, то быстрых, то плавных, то отрывистых. С самого начала музыка должна направлять поведение ребенка, сдерживать излишнюю возбудимость у одних и активизировать пассивность и инертность у других. Ребенок должен сам чувствовать руководящую роль музыки.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения. Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изодеятельности и т.д.

Музыкальная ритмика применяется при терапии расстройств двигательных и речевых функций, коррекции замедленного развития психомоторики, нарушенного чувства ритма, отклонений в речевом дыхании. С дошкольниками она осуществляется в виде занятий, сочетающихся с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой. Музыкотерапия используется при речевых патологиях органического происхождения, оказывает благотворное влияние на интеллектуальную деятельность, положительно влияет музыка на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

Список литературы

1.Бурно М.Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. М., 2002, с.214.

2.Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. Изд-во Института Психотерапии. М., 2004, с.90.

3.Выготский Л.С. психология искусства. Минск, 1998, с.356.

4.Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы первой всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. А.С. Клюева. СПб., 2008, с.254.

5.Назайкинский Е.О. Психология музыкального восприятия. М.: Музыка, 1974, с.378.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Физиологическое воздействие музыки на человека. Музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Психологические механизмы коррекционного воздействия музыкотерапии.

    презентация , добавлен 24.08.2010

    Воздействие музыки на детей раннего возраста; задачи музыкального воспитания в коррекционных дошкольных учреждениях, способы развития восприятия. Физические и медицинские аспекты воздействия музыкотерапии, ее применение в работе со слабослышащими детьми.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Рассмотрение видов (информационный, эмоциональный, физиологически, поведенческий), причин возникновения и особенностей проявления психологического стресса. История развития, основные направления и формы музыкотерапии как средства коррекции состояний.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Общие закономерности влияния музыки на организм человека. Применение целебных свойств музыки в древние времена. Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику и организм человека. Лечебные свойства музыкотерапии: виды и формы, применение.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2008

    Сущность метода психотерапии, использующего для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество. Направления в применении арттерапии. Использование искусства в коррекционной работе. Механизмы психологического коррекционного воздействия.

    презентация , добавлен 05.02.2016

    Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека. Изменение кровяного давления, частоты сердечных сокращений, ритма и глубины дыхания человека под воздействием музыкальных звуков. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.

    реферат , добавлен 16.12.2010

    Исправление недостатков психически здорового человека. Использование игротерапии как метода психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Проведение арттерапии как рисуночной терапии. Методы музыкотерапии и библиотерапии.

    презентация , добавлен 22.03.2016

    Музыкальное воздействие на эмоциональное состояние человека; стили музыки как продукт и выражение цивилизаций, национальных чувств. Музыкотерапия: формы и методы воздействия на психику. Маркетинговые концепции музыкального оформления торговых предприятий.

    реферат , добавлен 06.03.2013

    Психологическое воздействие - механизм управления массовым сознанием и поведением: понятие, особенности, защитные техники. Убеждение и внушение как приемы психологического воздействия СМИ на массовую аудиторию; подражание и заражение в обществе и мода.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2012

    Манипуляции как коммуникативное воздействие на массы и личность. Виды психологического воздействия на массы. Потребностно-мотивационная сфера психики человека. Распространённые манипулятивные технологии. Манипуляция психическими состояниями и поведением.

Развитие музыкально-художественной деятельности дошкольников средствами музыкальной терапии

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний и настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкально-художественная деятельность играет огромную роль в процессе воспитания в ребенке духовности, культуры, эмоциональной сферы и познавательных процессов.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей, которые необходимы для овладения музыкально-художественной деятельностью.
Современными исследователями доказано, что развивать музыкально-художественную сферу ребенка нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение дошкольников к культуре и общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.
Развитие музыкальных способностей – это один из важных аспектов в формировании гармонично-развитой личности. И данному направлению в ДОУ всегда уделялось большое внимание. Занятия музыкой осуществляются регулярно практически в каждом дошкольном учреждении, поскольку через развитие музыкальных способностей происходит формирование познавательной, двигательной, эмоциональной сферы ребенка.
Таким образом, можно отметить, что музыкальное искусство является одним из тех направлений, которое легко и доступно для восприятия ребенка с самого раннего возрастного этапа. Существует достаточно психологических и педагогических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок.
В свое время Б.М. Теплов, а вслед за ним и многие другие ученые определили способности, как такие психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности и которые создаются в процессе освоения этой самой деятельности .
Учитывая современную ситуацию, когда большинство психолого-педагогических проблем связано с нарушением эмоциональной сферы ребенка (например, повышенная агрессивность, гиперактивность и т.д.) на помощь приходит музыкальное искусство, которое помогает ребенку в игровой, интересной, увлекательной форме освоить основы духовно-нравственного воспитания и развить творческие способности личности.
Музыкальные занятия в детском саду направлены на следующее:
становление музыкальной культуры ребенка;
развитие музыкальности;
развитие музыкальных способностей (музыкальной памяти, музыкального восприятия, воображения, ассоциативного мышления); освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, воздействии на человека, взаимосвязи с другими видами искусства;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, формирование двигательных навыков (развитие координации и т.д.);
овладение практическими навыками в музыкально-художественной деятельности (исполнение песен, музыкальных сказок, игра на простейших музыкальных инструментах);
формирование процесса активного слушания и исполнительской культуры.
Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития музыкально-художественной деятельности.
Область музыкальной терапии позволяет включить в музыкальный процесс не только ребенка, воспитателя, музыкального руководителя, но и психолога. В любом дошкольном учреждении синкретичная работа специалистов в области развития ребенка дошкольного возраста является основополагающей. Нередко организуются интегрированные занятия музыкального руководителя, воспитателя, психолога и логопеда. Поэтому широкая область музыкальной терапии позволяет организовать (в основном в групповой форме) различные виды музыкотерапии в дошкольном учреждении: активная музыкальная терапия, интегративная, рецептивная.
Использование методологии музыкальной терапии на музыкальных занятиях достаточно распространенное явление в методическом инструментарии музыкальных руководителей.
Однако в связи с тем, что в дошкольном возрасте дети нередко нуждаются в нормализации психоэмоциональных состояний, в данном случае методы музыкальной терапии в сочетании с музыкальными занятиями дают хороший результат и позволяют не только корректировать эмоциональное состояние детей, но и использовать методы музыкальной терапии для активизации и развития познавательной сферы.
Наряду с вокалотерапией, можно активно включать в музыкальные занятия элементы танцевальной терапии.
Основная цель танцевальной терапии – достижение внутреннего и внешнего состояния гармонии с помощью танца.
Задачи танцевальной терапии:
Снятие напряжения
Избавление ребенка от страхов, усталости
Помощь в личностных проблемах (замкнутость, необщительность, проблемы с эмоционально неуравновешенными детьми)
Выявить и раскрыть творческие способности ребенка
Повысить самооценку личности.
К основным методам танцевальной терапии относятся (А. Шкурко):
использование спонтанного неструктурированного танца;
использование кругового группового танца – где круг символ внутригруппового единства
целенаправленный выбор музыки, поддерживающий свободную импровизацию
ритмическая групповая активность, когда участники двигаются под единый ритм
кинестетическая эмпатия, то есть «отзеркаливание» движений партнера по танцу (воспитатель или музыкальный руководитель демонстрирует движение, ребенок повторяет)
танец с целенаправленной темой или в сочетании с игровыми методами.
Музыкальные занятия с использование средств музыкальной терапии можно выстраивать согласно представленной схеме:
1.Музыкальное приветствие (организационный момент с целью концентрации внимания детей).
2.Комплекс двигательных упражнений, специально подобранный для формирования определенного эмоционального состояния: это могут быть плавные музыкальные движения, либо наоборот, активный комплекс упражнений, который используется с целью разминки и формирования активного бодрого настроя ребенка (например, в рамках утренней гимнастики).
3.Основная часть, которая может представлять собой слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах и т.д. – данный структурный элемент занятия с использованием методов музыкальной терапии может быть обусловлен определенными целями и задачами, которые формулирует музыкальный руководитель совместно с психологом и воспитателем группы.
4.заключительным компонентом в данном музыкальном занятии является релаксация.
К основным задачам музыкального воспитания и развития детей в дошкольном возрасте Ю.Б. Алиев относит развитие музыкальных способностей и совершенствование эмоциональной сферы ребенка, что и происходит в процессе включения музыкальной терапии в работу музыкального руководителя.
При использовании музыкальной терапии в своей работе по развитию музыкально-художественной деятельности и развитию эмоциональной и познавательной сфер ребенка происходит совместная психологическая работа, направленная на коррекцию детей с психологическими проблемами (агрессивность, повышенная тревожность и т.д.).
В качестве основного принципа работы необходимо использовать личностно-ориентированный подход, при котором происходит учет специфики развития детей определенной возрастной группы, ориентированность на психофизиологические особенности каждого ребенка.
Таким образом, методология музыкальной терапии позволяет решать музыкальному руководителю следующие задачи: развивать музыкально-эстетическое воспитание дошкольников; обеспечивать психологическую разрядку с помощью различных видов музыкальной деятельности; способствовать накоплению эмоционального опыта посредством общения ребенка с музыкой.

Литература
1.Герасимова, Е.Н. Образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада: сущность, специфика, основы построения. – Елец, 2001. – 212 с.
2.Гогоберидзе. А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детского дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
3.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
4.Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1999. –176 с.
5.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. – 240 с.