Упражнения, использующиеся для деления группы. Деление на тренинговые группы Деление на две группы

Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить учеников на группы на уроке?

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по половому признаку — мальчики, девочки;
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке (см. );
  • по жребию. В корзине могут находиться:
    • листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
    • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
    • геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
    • изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
    • изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
    • названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
    • а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
  • Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).
  • Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
  • И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

  • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
  • уделять особое внимание детям-изгоям, новеньким и .

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Уважаемые читатели! Если вам известные другие способы деления детей на группы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.

При подготовке статьи использовались материалы Игора Вачкова, Андрея Уварова, Ирины Зобниной, Ирины Дербиной. Фото : Алсу Иксанова.

У ведущего тренинговой группы нередко возникает задача ее разделения на отдельные подгруппы. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процесс общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы.

При этом следует помнить об одном важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно перетасовывать участников, чтобы предоставить возможность каждому пообщаться со всеми.

Применение одних и тех же приемов быстро надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разделения участников тренинга на отдельные подгруппы.

Расчет

Это самый элементарный способ. Производится расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. (Как вариант - апельсин, мандарин, банан...)

Сегментация круга

Если тренинг проходит в круге, то группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от ведущего к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых».

Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».

Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

Атомы и молекулы

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.

В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).

Лидеры

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)

«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Футбольный метод

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. Причем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.

По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.

Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.

Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Барабан

Вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо.и вожатый говорит направо или налево.

Расчет по кругу

Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)

«Цветоделение». Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых». Не советую создавать «содружество темных сил. Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

«Ранжирование». Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам. Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

«Стрельба глазами». Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

«Атомы и молекулы». Участники группы разбредаются по классу под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека.

«Лидеры». Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)



«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

«Загадай число». Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников. По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе. Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга, и продолжает игру с оставшимися.



«Разбивка по критерию». Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков. Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу, таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место. Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

«Кто за новенького?». Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

«Великий предсказатель, Шляпа-предсказатель». Ведущий стоит спиной, сзади подходит ребенок и кладет руку ему на плечо и вкдущий говорит «направо» или «налево».

«Расчет по кругу». Расчет в кругу на «веники» - «совочки» - «наперстки» и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить класс).

«Семья овощей». Выбираются 4 овоща (например, помидоры, редис, брокколи, морковь). Имя каждого овоща будет фамилией. Для каждого овоща, у нас есть дедушка, бабушка, папа, мама, дочь и мальчик. Например, пишем на 6 карточках: Дедушка Томаты, Бабушка Томаты, Папа Томаты, Мама Томаты, Дочь Томаты и Мальчик Томаты. Поступаем таким же образом для других овощей. На месте, необходимо только количество карточек по числу участников, которые у нас есть, то начинаем с того, чтобы убрать карточки младших в семье (например, если у вас есть 19 молодых людей (а карточек, допустим 24), то сначала устраняем карточки 4 мальчиков одной девочки, чтобы осталось 19 карточек.

Все размещаются на стульях и определяется порядок, в котором семья должна сидеть, например, дедушка, затем бабушка, затем папа, затем мама, затем мальчик и наконец девочка. Каждый участник выбирает карточки наугад, не глядя. Дедушки должны сидеть на стульях и говорить о своей фамилии (например, помидоры) чтобы собирать свою семью. Бабушка сидит на коленях своего дедушки, папы на коленях бабушки, мамы на коленях папы, и так далее.. Варианты: вместо овощей, взять плоды, цветы, деревья, животных, и т.д.

«Крик животного». Выбирать 4 животных, чей крик легко имитировать (волк, кошка, петух, утка, собака, курица, лошадь, осел, баран, корова, сова). Рисуем или пишем на 6 карточках название животных. Поступаем таким же образом для других животных. Оставляем только количество карточек по числу участников, которые у нас есть, начиная с того что убираем карточку каждого животного чтобы уравнять группы животных. Далее каждый участник наудачу выбирает карточку, наугад, не глядя. Затем составляется полутень в зале и участники должны рассеяться. По сигналу ведущего, участники издают крик своего животного и ищут себе подобных.

Вариант 1: "Ноев ковчег” когда он играется, то не имеется цель образовывать команды, и можно загадать намного больше животных (и только по две карточки каждого вида животных) с целью образовывать пары. Готовьтесь к красивой какофонии!

Вариант 2: Вместо криков животных, можем приготовить также карточки со словами например известных поговорки и пословицы, которые подобны, например: "Делу”, ”время”, ”потехе”, ”час”, и т.д.. ”А ларчик”, ”просто”, ”открывался”, и т.д.. ”Волка”, ”ноги”, ”кормят”, и т.д.. Или просто однотипные слова. Участники с тем же словом в своей карточке из предложения должны собраться вместе.

«Бананы, апельсины». Ребятам предлагается рассчитаться на «бананы» и «апельсины». «Апельсины» - делают шаг назад. «Бананы», закрывают глаза, на счет «три» откройте глаза, и тот, с кем вы встретится взглядом, будет вашей парой.

«Раздача должностей» . Выбирается директор киностудии (капитана корабля). Далее он выбирает режиссера, звукооператора, монтажера, осветителя (штурмана, лоцмана, боцмана, матроса, юнгу). Количество должностей – по числу участников в группе.

«Одинаковая фигура». Учащимся раздаются разноцветные фигуры, вырезанные из бумаги (количество цветов – по числу групп, количество фигур – по числу участников групп), необходимо объединиться в группы по форме, цвету.

«По цепочке». Выбираются несколько человек по числу команд, затем каждый выбирает себе второго из числа оставшихся, затем они вдвоем выбирают третьего, втроем – четвертого и т.д.

Деление на подгруппы по слову, движению, действию . Предложите детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:

· назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;

· называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

· назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы;

· вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком). Предложите каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе. Например, раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).

В качестве материала можно использовать:

· отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;

· геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);

· геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов);

· мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;

· муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;

· предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить учеников на группы на уроке?

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по половому признаку – мальчики, девочки;
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные – согласные, звонкие – глухие и проч. – актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке;
  • по жребию. В корзине могут находиться:
    • листочки разного цвета – команды красных, желтых, синих;
    • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
    • геометрические фигуры – команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
    • изображения животных – команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
    • изображения растений – команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
    • названия или изображения стран, городов, географических объектов – команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
    • а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
  • Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они – и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение – на уроке ИЗО или любом другом).
  • Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
  • И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

  • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
  • уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и "трудным" детям.

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Младший возраст.

Название игры: «Найди свою форму»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Всем участникам в случайном порядке раздаются заранее заготовленные треугольники, квадратики, кружочки (разнообразие форм зависит от количества групп, которые вы хотите создать). Детям необходимо объединиться по форме. Те, кто получили квадратики – одна группа, треугольники – другая и т.д.

Название игры: «Открытки»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Разрежьте 5 открыток на столько частей, сколько участников предполагается в каждой из 5 групп, и раздайте их ребятам. Потом останется только попросить ребят собрать открытки, как пазл. Все ребята, у кого части одной открытки, попадают в одну команду.

Название игры: «По считалочке»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Все вместе выставляют вперед сжатые кулаки. По кругу вожатый дотрагивается до каждого выставленного кулака и произносит.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Все кричали «куку - мак!»

Отжимай один кулак.

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опус­кает руку. Расчет повторяется до тех пор, пока не наберется необходимое количество участников в одну команду. Остальные участники попадают в другую команду.

Средний возраст:

Название игры: «Найди пару»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Ведущий каждому участнику раздает карточки, на которых написано название животного. Название повторяется на двух и более карточках, в зависимости от того сколько нужно команд. Задача игроков: отыскать свою команду, при этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.

Название игры: «Молекула- хаус»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Ведущий предлагает всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия. Когда ведущий говорит «хаус» все перемещаются, как только ведущий говорит молекула 5 необходимо собраться в молекулу из 5 атомов и т.д. Можно усложнить правила и добавить часть тела которой молекулы должны соединяться.

Название игры: «Цвета»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Вожатому необходимо подготовить разноцветные жетончики (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. Перед началом игры перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Возможен вариант, когда участники сами выберут себе цвет. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая и тд.



Старший возраст

Название игры: «Лидеры»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Вожатому необходимо выбрать несколько лидеров, в зависимости от необходимого количества команд. Каждый из них по очереди выбирает к себе в команду по одному человеку.

Название игры: «Футбольный метод»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. При чем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Название игры: «Молекулы»

Цели и задачи: Деление на команды

Правила :

Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас на слово хаус все начинают двигаться в пространстве, как атомы. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом несколько молекул - в клетку, клетки - в организм”.

Все участники двигаются в хаотичном порядке. Вожатый говорит “2 атома”, потом “2 молекулы”, “2 клетки”, “2 организма”. Участники разделены на две группы.

Игры на командообразование:

Старший возраст:

Название игры: «Лабиринт»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Вожатый на земле чертит "лабиринт" (Коридор с несколькими поворотами). Из группы выбирается доброволец, ему завязывают глаза и становят у входа в лабиринт. Все остальные становятся вокруг лабиринта. Их задача провести добровольца по лабиринту, давая ему подробные указания, как и куда поставить ногу, в какую сторону повернуться и т.д. Перед началом команде дается немного времени на обсуждение. По истечении этого времени все обсуждения запрещены. Есть еще одно правило. Каждый участник может сказать только одно слово за "круг" по очереди. В случае если это условие нарушается, выбирается другой доброволец и упражнение начинается сначала.

Название игры: «Магический квадрат»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Перед командой детей на полу расположен квадрат 9*9 (в клетке должны помещаться ступни человека). Это минное поле, в котором есть лишь один верный путь, который известен вожатому. Вся команда встает с одной стороны квадрата, один из ее участников наступает на одно из полей. Если оно заминировано вожатый говорит «БИП», если же нет, то можно выбрать следующее поле. Если участник наступает на заминированный участок, он возвращается в команду, выбирается следующий доброволец. Можно наступать только на соседние поля. По диагонали ходить нельзя. Упражнение выполняется в полном молчании. Задача преодолеть минное поле всей команде.

Название игры: «Кораблекрушение»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Вожатый зачитывает краткую предысторию:

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен. Время выполнения 10 минут

o Секстант.(это навигационный измерительный инструмент, используемый для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения географических координат той местности, в которой производится измерение)

o Зеркальце для бритья.

o Пятигаллоновый бочонок воды.

o Противомоскитная сетка.

o Одна коробка с армейским рационом питания.

o Карты Тихого океана.

o Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).

o Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.

o Транзисторный приемник.

o Репеллент для отпугивания акул.

o Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.

o Одна кварта пуэрториканского рома.

o Пятнадцать футов нейлоновой веревки.

o Две коробки шоколада.

o Набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа полу­чает время для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специ­альным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.

2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необ­ходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддержи­вайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг.

4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способ­ствует принятию решения, а не препятствует ему.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите, каким должен быть правильный порядок. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке консенс­уса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.

Ответы и их обоснование

Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посре­ди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигационные при­боры и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.

Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех спо­собов применения каждого предмета, а отмечают только самые главные из них.

1. Зеркальце для бритья.

Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной служ­бы спасения.

2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.

Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.

3. Пятигаллоновый бочонок воды.

Необходим для восполнения потери жидкости в организме в результате потоотделения и т. п.

4. Одна коробка с армейским рационом питания.
Основной запас питания.

5. Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.

Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас питания.

7. Набор рыболовных принадлежностей.

Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать надо.

8. Пятнадцать футов нейлоновой веревки.

Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.

9. Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на во­
дах).

Если кто-то окажется за бортом, ее можно использовать как спасатель­ное средство.

10. Репеллент для отпугивания акул.

Можно использовать в качестве репеллента, чтобы отпугивать акул.

11. Одна кварта пуэрто-риканского рома.

80 % крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет ненужную жажду.

12. Транзисторный приемник.

Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.

13. Карты Тихого океана.

Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И вооб­ще не важно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка.

Посреди Тихого океана москитов не бывает.

15. Секстант.

Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.

Основное соображение, на основании которого средства сигнализации по­мещены выше средств поддержания жизни (пища и вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.

Название игры: «Загадка Эйнштейна»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

5 разных человек в 5 домах разного цвета, занимаются 5 разными видами спорта, выращивают 5 разных видов животных, пьют 5 разных видов напитков. Вопрос: Кто выращивает рыбок? Необходимо решить эту задачу устно, т.е. не делая никаких записей.

1. Норвежец живет в первом доме.

2. Англичанин живет в красном доме.

3. Зеленый дом находится слева от белого.

4. Датчанин пьет чай.

5. Тот, кто занимается бегом, живет рядом с тем, кто
выращивает кошек.

6. Тот, кто живет в желтом доме, катается на велосипеде.

7. Немец занимается боксом.

8. Тот, кто живет в центре, пьет молоко.

9. Сосед того, кто занимается бегом, пьет воду.

10. Тот, кто занимается плаванием, выращивает птиц.

11. Швед выращивает собак.

12. Норвежец живет рядом с синим домом.

13. Тот, кто выращивает лошадей, живет в синем доме.

14. Тот, кто занимается борьбой, пьет Сoca-Colla.

15. В зеленом доме пьют кофе.

Ответ

Название игры: «Путешествие на воздушном шаре»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Ход игры. Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара:

НАИМЕНОВАНИЕ КОЛ-ВО
Канат 50 м
Аптечка с медикаментами 5 кг
Компас гидравлический 6 кг
Консервы мясные и рыбные 20 кг
Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг
Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
Конфеты разные 20 кг
Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг
Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
Палатка 10 – местная 20 кг
Баллон с кислородом 50 кг
Комплект географических карт 25 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Собака 5 кг
Лодка резиновая надувная 25 кг

Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так:
"На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д." При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

1. Высказать своё мнение может любой член экипажа2. Количество высказываний одного человека не ограничивается
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения.
4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход
5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру 20 - 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 - 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете, что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению.

Название игры: «Спасательная экспедиция»

Цели и задачи: Командообразование

Правила :

Вожатый разбивает детей на 3-4 команды. Команды должны в кратчайшие сроки изобрести и смастерить из подручных материалов (стакан, соломинки, лист А4, скотч тонкий) – некий спасательный аппарат для приземления яйца с высоты 3 метра. Яйцо должно остаться целым и невредимым. После 15 минут подготовки команды встречаются на Большом Кругу и публично демонстрируют-испытывают свои изобретения. Необходимые материалы (на 1 команду): 2 пластиковых стаканчика, 25 соломинок, 10 листов А4, 1 ножницы, скотч тонкий – 1шт., 1 моток ниток, 2 яйца.

Игры на свежем воздухе:

Младший возраст:

Название игры: «Самолеты»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Вожатый играет роль диспетчера, он командует самолётами. Остальные играющие - самолёты. Каждый "самолёт" очерчивает вокруг себя круг. Это посадочная площадка. По команде диспетчера самолёты поднимаются в небо. Но как только он скомандует: "ПОГОДА НЕЛЁТНАЯ", все самолёты должны как можно быстрее занять любую посадочную площадку. Диспетчер тоже пытается занять кружок и становится самолетом в случае удачи. А тот, кому не хватит кружочка, станет диспетчером вместо него.

Название игры: «Коршун и наседка»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Играющие становятся в затылок друг за другом и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает «наседку», все остальные - «цыплята». Вожатый выбирает добровольца. Он будет «коршун». Ему нужно схватить «цыпленка», стоящего последним в цепи, «наседка» же всячески мешает этому, преграждая «коршуну» путь разведенными в сторону руками. Все играющие помогают «наседке», перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от «коршуна».

Если «коршуну» удается схватить «цыпленка», игра прекращается. Вожатый выбирает новых «коршуна» и «наседку» и повторяет игру. Если «коршуну» долго не удается добиться победы, его заменяют другим.

Название игры: «Воробьи-попрыгунчики»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Вожатый чертит круг, за которым располагаются все играющие - «воробушки». Один из играющих - «кошка». Он становится внутри круга. «Воробушки» непрерывно то заскакивают во внутрь круга, то выскакивают из него. «Кошка» старается поймать того, кто находится в кругу. Пойманный становится «кошкой», а «кошка» - «воробушком», и игра продолжается.

Средний возраст:

Название игры: «Втяни в круг»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Начертить два больших круга. Один внутренний, другой внешний. Во внутренний круг становятся игроки одной команды, в наружный - другой. По сигналу вожатого играющие начинают перетягивать противника в свой круг. На это у них есть 10 секунд. Не разрешается тянуть вдвоем одного. Команда, перетянувшая в свой круг больше игроков из другой команды, выигрывает. По истечению времени вожатый дает сигнал остановиться и подсчитывает участников обоих команд. Побеждает более многочисленная команда.

Название игры: «Стихийное бедствие»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Дети делятся на тройки и встают в круг. Двое детей берутся за руки и образуют «крышу», а третий встает под «крышу», он будет жильцом. Изначально в роли ведущего выступает вожатый. Если он говорит «гром», то все жильцы меняются местами. Если «ураган» - местами меняются «крыши», а во время «землетрясения» и «крыши» и «жильцы» должны найти себе новое место. Задача ведущего во время перемены мест занять место «Жильца» или «Крыши». Тот кому места не хватит становится ведущим.

Название игры: «Комические салки»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

В основе игры лежат обычные салки. Новизна этой игры в том, что вода должен догонять всех каким-нибудь смешным способом. А все остальные должны убегать от него тем же способом, что используется для ловли. После смены водящего движения меняются.

Старший возраст:

Название игры: «Вышибалы»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Спортивная игра с мячом. Выбирается два водящих, которые будут вышибалами. Они отходят друг от друга и встают за черту, а между ними встают остальные ребята. Задача вышибал выбить мячом ребят, которые стоят в центре, а всех остальных увернуться от мяча. Есть несколько вариантов этой игры. Можно играть на выбывание (т.е. вышибание), а можно сделать так чтобы каждый выбывший заменял собой вышибалу.

Название игры: «Казаки Разбойники»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

В казаки - разбойники играют и мальчики, и девочки. Играть можно где угодно - были бы места, где можно спрятаться. Разбойников от казаков можно отличать по нарукавным повязкам или другим значкам. Сначала игроки договариваются о том, где они будут играть, о границах, до которых можно убегать и прятаться. Затем надо разделиться на две команды, а какая команда будет казаками, какая -разбойниками, решают по жребию. Разбойники разбегаются прятаться, а казаки выбирают место для темницы, куда потом будут приводить пойманных разбойников. Границы темницы надо чем-нибудь обозначить, например палками или камнями. Через некоторое время казаки расходятся на поиски разбойников. Разбойника надо не только найти или увидеть, но и догнать и осалить. Как только первый из разбойников попался, поймавший его казак отводит пленного в темницу. Ведет его, взяв за руку или за рукав, причем пленный разбойник должен идти смирно - вырываться он не имеет права. Но если казак почему-то сам разжал руку и отпустил разбойника, тот может убежать. Так постепенно в темницу приводят всех пойманных разбойников, оставляя их под охраной кого-либо из казаков. Основное же правило игры заключается в том, что разбойники могут выручать попавших в беду товарищей. Если, например, кого-то ведут в темницу, любой разбойник может подбежать и осалить казака - тогда казак обязан отпустить пленного, и оба разбойника убегают прятаться снова. Но казак может первым осалить разбойника, попытавшегося вызволить своего товарища. Если получится - ведет уже двух пленных. Разбойники могут освобождать своих товарищей даже из темницы. Для этого им нужно осалить не сторожевого казака, а самого пленного. Но здесь освободители больше всего рискуют оказаться в темнице. Задача казаков - переловить и заключить в темницу всех разбойников.

Название игры: «Штандер-Стоп»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Один из игроков (водящий) как можно выше подбрасывает мяч и кричит «Штандер». Пока он летит, остальные участники разбегаются. Как только мяч пойман, водящий кричит: «Стоп!» По этому сигналу все должны остановиться. Затем водящий должен назвать количество шагов до того или иного игрока и подойти к нему на указанное расстояние (понятно, что чем точнее он это сделает, тем лучше). После этого водящий бросает мяч в игрока. Если бросок неудачный либо игрок уворачивается (или ловит мяч), остальные снова разбегаются, пока водящий возвращает себе мяч. Если бросок удачен, игрок, в которого попали, становится водящим.

Игры на плохую погоду (в помещении):

Младший возраст:

Название игры: «Море волнуется»

Цели и задачи: Развлечение.

Правила :

Выбирается ведущий и участникам говорит следующие слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Участники должны изобразить любую фигуру по желанию, а ведущий должен угадать фигуры и сказать какая ему больше понравилась. Тот человек,чья фигура понравилась становится ведущим. (игра по идее бесконечная)

Название игры: «Ловись Рыбка»

Цели и задачи: Развлечение.

Правила :

Игра проводится в зале. Для ее проведения необходима веревочка длиной 3-4 м с мешочком, наполненным песком или скакалка. Играющие становятся в круг, в центре стоит водящий с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков и говорить «Ловись рыбка большая и маленькая». Задевший мешочек становится в центр круга и вращает веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки нельзя отходить со своего места. Так же в эту игру можно играть на вбывание.

Название игры: «Посылка»

Цели и задачи: Развлечение.

Правила :

Все садятся в круг. Ведущий показывает два одинаковых предмета. Их нужно быстро передавать по кругу. Посылки запускают в разных местах круга. Тот, у кого их окажется сразу две, тот вылетает. Если кто-то останавливается, тот тоже вылетает. Два последних оставшихся объявляются победителями.

Средний возраст:

Название игры: «Сантики-фантики-лимпопо»

Цели и задачи: Развлечение.