Умер писатель михаил евграфович салтыков-щедрин. Детство Салтыкова-Щедрина. Интересные факты и важные сведения о его детстве

Детство — это время, когда закладываются основы личности, определяется то, что даст импульс ее развитию. Вот почему так важно понять, что формировало будущего писателя, что вошло в его душу с ранних лет и затем претворилось в его творчестве. Мы хорошо знаем историю жизни Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского и многих других замечательных русских писателей. А вот о том, как прошел жизненный путь и, в частности, детство Салтыкова-Щедрина, ставшего впоследствии великим писателем, сведения очень скупы. Как правило, в его биографии упоминается о его службе, вятской ссылке и работе в журналах. Но дар писателя-сатирика, которым обладал Щедрин, поистине уникален: для него необходимы особые личностные качества, особый взгляд на мир. Как же он формируется, что лежит в его основании? Быть может, понять это нам поможет детство Салтыкова-Щедрина.

Жизнь его была насыщенной и во многом необычной: прежде чем прославиться как сатирик, Щедрин прошел большую школу жизни, школу испытаний и потерь, надежд, ошибок, разочарований и открытий. А началась она еще в детстве. Он родился 15 января (27 по старому стилю) 1826 г. в семье богатых помещиков Тверской губернии Салтыковых в селе Спас-Угол. Оно получило такое название из-за того, что находилось на «углу» уезда и губернии.

Родители Салтыкова-Щедрина

Отец его Евграф Васильевич Салтыков принадлежал к старинному дворянскому роду. Получив неплохое для своего времени образование, он знал четыре иностранных языка, много читал и даже писал стихи. Карьеры он не сделал, и выйдя в отставку в 1815 году, решил поправить свое неважное материальное положение выгодной женитьбой. Свадьбу сыграли в 1816 году. Немолодой уже сорокалетний дворянин женился на пятнадцатилетней дочери довольно богатого московского купца Ольге Михайловне Забелиной . Сразу же после свадьбы молодожены поселились в родовом поместье Салтыковых селе Спас-Угол. Незадолго до свадьбы Евграф Васильевич закончил здесь постройку нового барского дома, где и родились их дети: Дмитрий, Николай, Надежда, Вера Любовь, шестым был Михаил, а после него появились на свет еще два брата — Сергей и Илья. Всего — 8 детей! Пожалуй, даже для дворянских семей той эпохи многовато: обычно было 3-4, иногда пятеро детей, но восемь! Как могло такое «многолюдство» отразиться на детстве писателя?

Атмосфера в семье

Мы знаем, как не хватало в детстве материнской ласки Пушкину — но у него была няня. Рано остался без матери Лермонтов — но у него была любящая бабушка. Щедрину, кажется, повезло больше: его родители прожили достаточно долго, было много братьев и сестер. Но атмосфера в семье сложилась крайне напряженная. Дело в том, что Ольга Михайловна отличалась крутым нравом, который сказывался и в отношении к мужу и детям. Несмотря на свою молодость, она проявила такую властность, что вскоре подчинила себе всех, включая собственного мужа. Она установила в усадьбе твердый распорядок, ввела строгий учет доходов и расходов. Вскоре стараниями Ольги Михайловны Салтыковы стали крупнейшими землевладельцами в уезде, имение превратилось в высокодоходное хозяйство, основанное на самых передовых для того времени достижениях. Но какой ценой это достигалось?

Накопительство сопровождалось поразительным скопидомством. Ольга Михайловна экономила на всем: на еде, на одежде, на образовании детей. Но мало того: полуголодное детство Салтыкова-Щедрина в богатейшей семье проходило на фоне постоянных скандалов между родителями. Сказывалась большая разница в возрасте, воспитании, характерах, привычках, темпераменте. Ольга Михайловна не имела образования, даже писать она научилась только в Спасском. Евграф Васильевич, и живя в деревне, сохранял интерес к чтению, в том числе и религиозной литературы. Он массу времени отводил церковным делам, особенно внимательно относился к церкви, которая высилась напротив усадьбы. Здесь крестили Салтыковы своих детей, здесь находилась и фамильная усыпальница, где был похоронен отец писателя, умерший в 1851 году.

Но религиозность отца не спасала семью от раздоров. В результате оказывалось, что те заповеди, о которых говорилось в священных книгах, на деле не имели ничего общего с реальной жизнью, где не было главного — любви к ближнему. А потому, как говорил писатель, «религиозный элемент сведен был на степень простой обрядности».

Атмосфера постоянной вражды, ругани навсегда запала в чуткую душу маленького Миши. Особенно страшно было то, что это касалось и детей. Вместо родительской ласки были подачки одним и тумаки другим. Дети разделялись на «любимчиков» и «постылых». Как непохоже все это на те «дворянские гнезда», которые показал нам в своих романах современник Михаила Евграфовича Тургенев! Насколько отличалась обстановка детства Салтыкова-Щедрина от той, в которой рос другой великий русский писатель Лев Николаевич Толстой! Достаточно сравнить лишь два произведения, написанные на автобиографической основе, — «Детство» Толстого и «Пошехонскую старину» Салтыкова-Щедрина, — чтобы понять эту разницу.

Отношение к крепостным

Но, пожалуй, еще сильнее Щедрина поразили детские впечатления, связанные с отношением к крепостным. Он вспоминал об этом с чувством внутреннего содрогания: «Я вырос на лоне крепостного права. Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе». Рачительная и умелая хозяйка, Ольга Михайловна в обращении с крестьянами была расчетливо-жестокой. Детство Салтыкова-Щедрина было отмечено тем, что ему не раз наблюдать сцены изуверских истязаний, брани, побоев. Людей приравнивали к вещам. Дворовых девок, чем-либо провинившихся, могли выдать замуж за самых никудышных мужиков, за малейшее неповиновение крестьян секли, продавали. И все это считалось нормой, законным средством, позволяющим поставить на ноги хозяйство.

Посещение Троице-Сергиевой лавры

Картина народных страданий дополнялась еще и теми впечатлениями, которые запомнились будущему писателю после первого посещения Троице-Сергиевой лавры. В 1831 году мать повезла его с братом Дмитрием в Москву, чтобы определить в учебное заведение, где можно было продолжить образование, полученное дома. Дорога их пролегла через Троице-Сергиеву лавру, находившуюся в 70 верстах от Спасской усадьбы.

Еще издали путнику открывался живописный вид на сказочный ансамбль Троицкого монастыря, окруженного мощными белыми крепостными стенами с красными боевыми башнями. За ними виднелись соборы с золотыми куполами, легкая, устремленная ввысь колокольня и цветисто-пестрые дворцы. В самом монастыре было полно нищих и калек, которые усаживались по обеим сторонам аллеи и тоскливо голосили. Совсем иначе выглядели монахи, щеголеватые, в шелковых рясах и с разноцветными четками. Надолго запомнилась ему церковная служба, сопровождавшаяся песнопениями.

В Троице-Сергиевой лавре Салтыков-Щедрин бывал не раз и впоследствии. Но впечатления от первого посещения были, несомненно, самыми сильными. Они нашли место и в «Губернских очерках », и в «Господах Головлевых », и в «Пошехонской старине ». Так, солдат Пименов рассказывает легенду о Сергии Радонежском, Иудушка Головлев мечтает найти успокоение от жизненных треволнений у Троицы. В «Пошехонской старине» Щедрин дал точное описание дороги от Троице-Сергиевой лавры до Москвы.

Светлые воспоминания

Были и светлые воспоминания, связанные с родными местами, где прошло его детство. Окрестности имения давали упокоение душе, настраивали на созерцательный, мечтательный лад. С запада почти вплотную к усадьбе подходил лес. Там было полно дичи, грибов и ягод. Писатель отмечал: «Замечательно, что я родился и вырос в деревне. Я знал, что такое лес, и множество раз даже хаживал туда за грибами и ягодами». На востоке лес уступал место кустарниковым зарослям болота, по которому в двух верстах от усадьбы медленно несла свои воды в зарослях осоки река Вьюлка. За ней на возвышенности виднелась деревня Никитское. Оттуда и из других окрестных деревень по праздникам шли в Спасскую церковь мимо господского дома вереницы богомольцев. Потом парни и девушки водили хороводы, слышны были песни крестьян. Все это тоже наполняло душу впечатлительного мальчика, внося в нее светлые порывы, настроения умиротворения и радости.

Так исподволь шло формирование будущего писателя с характерным для его творчества сочетанием жесточайшей социальной сатиры и поразительной устремленности к светлому, идеальному началу. Таким было детство Салтыкова-Щедрина, кратко описанное в статье. На пересечении этих двух, казалось бы, взаимоисключающих тенденций и сформировался уникальный, неповторимый щедринский стиль, определивший его писательский дар.

САЛТЫКОВ (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 - 1889), прозаик. Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "… годы… самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов «Пошехонья». Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя. Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начинает писать стихи, испытывает большое влияние статей В. Белинского и А. Герцена, произведений Н. Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "… Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...", такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "… вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет живет в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя. В конце 1855 после смерти Николая 1, получив право «проживать где пожелает», возвращается в Петербург и возобновляет литературную работу. В 1856 - 57 были написаны «Губернские очерки», изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 - 58 был чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858 - 62 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы пишет рассказы и очерки («Невинные рассказы», 1857 - 63; «Сатиры в прозе», 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывает огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание отдает ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь», которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков выходит из редакции «Современника», причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Возвращается на государственную службу.

В 1865 - 68 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу «Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переезжает в Петербург, принимает приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работает в 1868 - 84. Салтыков теперь целиком отдается литературной деятельности. В 1869 - 70 пишет «Историю одного города», вершину своего сатирического искусства.

В 1875 - 76 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: «Современные идиллии» (1877 - 83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы» (1883 - 84).

В 1884 журнал «Отечественные записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы жизни создал свои шедевры: «Сказки» (1882 - 86); «Мелочи жизни» (1886 - 87); «Пошехонская старина» (1887 - 89). За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество… другие там еще...».

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Литература:

1. Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1993.

Биография Салтыкова-Щедрина достаточно скромна для пионера российской сатиры. Возможно, некоторые интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина несколько оживят биографические факты, оживят и дополнят образ этого неординарного писателя.

  1. Салтыков-Щедрин родился в дворянской семье . Несмотря на свои либеральные взгляды, будущий сатирик родился в обеспеченной и родовитей семье. Его отец занимал должность коллежского асессора, а мать вела свою родословную из богатой купеческой семьи Забелиных.
  2. Салтыков-Щедрин был одаренным ребенком . Михаил Евграфович получил настолько богатое домашнее образование, что смог в десятилетнем возрасте поступить в Московский дворянский институт. Отличная учеба помогла ему получить место в Царскосельском лицее, куда набирали самых одаренных юношей из российских дворянских детей.

  3. Сатирический талант юного гения помешал ему окончить лицей с отличием . Первые сатирические произведения написаны будущим писателем еще в лицее. Но настолько зло и талантливо высмеивал педагогов и сокурсников, что получил лишь второй разряд, хотя успехи в учебе позволяли надеяться на первый.

  4. Салтыков-Щедрин – неудавшийся поэт . Первые попытки создания поэм и стихотворений были раскритикованы самыми близкими для юноши людьми. С момента окончания лицея и до самой смерти писатель не напишет ни одного стихотворного произведения.

  5. Салтыков-Щедрин оформлял сатиру, как сказку . Сатирические произведения Салтыков-Щедрин нередко оформлял в виде записок и сказок. Именно так ему удавалось долгое время не привлекать внимание цензуры. Самые острые и разоблачительные произведения были представлены публике в виде легкомысленных рассказов.

  6. Сатирик долгое время был чиновником . Многие знают этого писателя, как редактора «Отечественных записок». Между тем, М.Е Салтыков-Щедрин долгое время был государственным чиновником, и работал в качестве рязанского вице-губернатора. Позднее он был переведен на аналогичную должность в Тверской губернии.

  7. Салтыков-Щедрин – создатель новых слов . Как и любой одаренный писатель, Михаил Евграфович смог обогатить родной язык новыми понятиями, которые мы до сих пор используем в родной речи. Такие слова, как «мягкотелый», «благоглупость», «головотяпство» были рождены пером известного сатирика.

  8. Сатирические произведения Салтыкова-Щедрина основаны на реализме . Историки с полным правом изучают наследие сатирика, как энциклопедию нравов и обычаев русской глубинки 19 века. Современные историки высоко оценивают реализм произведений классик, и используют его наблюдения в составлении отечественной истории.

  9. Салтыков-Щедрин осуждал радикальные учения . Несмотря на репутацию патриота, писатель осуждал насилие в любой форме. Так он неоднократно высказывал свое возмущение действиями народовольцев и осуждал убийство царя-освободителя Александра ІІ.

  10. Некрасов – близкий соратник Салтыкова-Щедрина . Н.А. Некрасов долгие годы был другом и соратником Салтыкова-щедрина. Они разделяли идеи просвещения, видели бедственное положение крестьянства и оба осуждали пороки отечественного социального устройства.

  11. Салтыков Щедрин – редактор «Отечественных записок» . Существует мнение, что сатирик возглавлял это дореволюционное популярное издание, и даже был его основателем. Это далеко не так. Журнал был создан еще на заре 19 века и долгие годы считался собранием заурядной беллетристики. Первую популярность изданию принес Белинский. Позднее, Н.А. Некрасов взял это периодическое издание в аренду и был редактором «записок» до самой смерти. Салтыков-Щедрин был одним из писателей издания, а возглавил редакцию журнала лишь после смерти Некрасова.

  12. Сатирик и литератор не любил популярности . Благодаря своему положению, популярного редактора часто приглашали на встречи и обеды писателей. Сатирик неохотно посещал такие мероприятия, считая подобное общение пустой тратой времени. Однажды некий Головачев пригласил сатирика на обед литераторов. Стилем этот господин владел плохо, поэтому начал свое приглашение так: «Ежемесячно обедающие поздравляют вас..». Сатирик ответил мгновенно: «Благодарен вам. Ежедневно обедающий Салтыков-Щедрин».

  13. Салтыков-Щедрин много работал . Последние годы жизни писателя были омрачены тяжелой болезнью – ревматизмом. Тем не менее сатирик ежедневно приходил в свой кабинет, и работал по нескольку часов. Лишь в последний месяц жизни Салтыков-Щедрин был изможден ревматизмом и ничего не писал – у него не хватало сил на то, чтобы держать в руках перо.

  14. Последние месяцы Салтыкова-Щедрина . В доме писателя всегда было много гостей и посетителей. С каждым из них писатель много разговаривал. Лишь в последние месяцы жизни, прикованный к постели, Салтыков-Щедрин никого не принимал. А когда слышал, что к нему кто-то пришел, просил: «Передайте, пожалуйста, что я очень занят – умираю».

  15. Причина смерти Салтыкова-Щедрина – не ревматизм . Хотя медики и лечили сатирика долгие годы от ревматизма, умер писатель от обыкновенной простуды, которая вызвала необратимые осложнения.

Салтыков-Щедрин (псевдоним — Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 — 1889), прозаик.

Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 — 1858 являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы появились рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857㬻 "Сатиры в прозе", 1859 — 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков вышел из редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.

В 1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу "Писем о провинции" (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869㭂 пишет "Историю одного города" — вершину своего сатирического искусства.

В 1875 — 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 — 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883㭐).

В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 — 86); "Мелочи жизни" (1886 — 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 — 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".

Родился 15 января (27 н.с.)1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин. Детские годы прошли в родовом имении отца в "…годы… самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Отец Салтыкова, Евграф Васильевич, столбовой дворянин, служил коллежским советником. Происходил из старинного дворянского рода. Мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, москвичка, купеческая дочь. Михаил был шестым из девяти ее детей.

Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.

В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место, помощника секретаря, получил только через два года.

Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

За вольнодумие в 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина состоялась ссылка в Вятку. Там он служил канцелярским чиновником, там же во время следствий и командировок собирал информацию для своих произведений.

В 1855 году Салтыкову-Щедрину наконец разрешили покинуть Вятку, в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, а затем назначен чиновником особых поручений при министре. Возвратившись из ссылки, Салтыков-Щедрин возобновляет литературную деятельность. Написанные по материалам, собранным за время пребывания в Вятке, «Губернские очерки» быстро завоевывают популярность у читателей, имя Щедрина становится известным. В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь. В это время писатель много работает, сотрудничая с различными журналами, но в основном – с «Современником».

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

Весьма вероятно, что стеснения, которые "Современник" на каждом шагу встречал со стороны цензуры, в связи с отсутствием надежды на скорую перемену к лучшему, побудили Салтыкова опять вступить на службу, но по другому ведомству, менее прикосновенному к злобе дня. В ноябри 1864 г. он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 г. — в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности: в продолжение трех лет (1865, 1866, 1867) в печати появилась только одна его статья.

После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 году пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

В 1875-м, будучи во Франции, встретился с Флобером и Тургеневым. Большинство произведений Михаила того времени были наполнены глубочайшим смыслом и непревзойденной сатирой, кульминация которой достигла своего апогея в гротеске под названием «Современная идиллия», а также «Господа Головлевы».

В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: "Современные идиллии" (1877-1883); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883-1884).

В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала Салтыков-Щедрин пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов - в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, Салтыков-Щедрин создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882-86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886-87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России - «Пошехонскую старину» (1887-1889).

10 мая (28 апреля) 1889 года – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умирает. По собственному завещанию похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с И.С. Тургеневым.