Учительские университеты. Открытый урок по рисованию на тему "натюрморт" Открытый урок по рисованию

КГКП «Школа искусств и спорта»

План – конспект открытого урока
по изобразительному искусству
на тему «Деревья зимой»

Педагог: Ильтнер З.Т.

Г. Приозерск

Тема: Рисование на тему «Деревья зимой»
Вид урока: рисование по памяти и представлению.
Предварительная работа: экскурсия в сквер, наблюдение за природой.

Оборудование, материалы:
1. Диск с записью голоса «Зимушки»
2. Рисунок с изображением дерева и домика.
3. Дополнительные рисунки с изображением снеговика, сугробов, снегиря, сосулек, снега на крыше дома, снежной тучи со снежинками
4. Краски, кисти, палитры, тонированные листы бумаги, емкости для воды, салфетки, соль, губка, квадратики бумаги, простые карандаши, трубочки, акварельные краски.
5. Экран, проектор
6. Иллюстративный материал: рисунки про зиму, времена года.
7. Музыкальная аппаратура
8. Литературный ряд - стихи Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Жульжик, С. Козлова.
9. Музыкальный ряд: П. Чайковский. Февраль, из цикла "Времена года".
10. Конверт с письмом от Зимушки.
11. Подарки детям.
Связь с другими предметами:
1. Развитие речи
2. Познание мира
3. Музыка
4. Технология

Цель:
формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения.

Задачи:
Образовательные:
закрепить умение изображать по памяти и представлению;
формировать художественно-графические умения;
обучить навыку работы в смешанной технике.
Развивающие:
учить передавать картину зимнего пейзажа на основании наблюдений;
научить видеть красоту природы;
развивать у детей потребность в творчестве;
развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание;
развивать ассоциативное мышление;
развивать представление и творческую активность учащихся во время работы над рисунком на заданную тему, активизировать словарь.
развивать мышление.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус;
вызывать интерес к различным видам искусства.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Дети сидят за партами)
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте все посмотрим на наших гостей и улыбнемся им. (Дети поворачиваются к гостям и улыбаются). А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.
Фото 1

Вот и поздоровались со всеми, кто присутствует на нашем занятии. Сели все ровно, красиво и приготовились внимательно меня слушать. Сегодня, когда я зашла в кабинет, обнаружила у себя на столе вот эту посылку. Но без вас разворачивать не стала. Фото 2, 3.

Давайте все вместе посмотрим, что же нам прислали. А это что такое? (Рассматривает диск) Интересно, кто это нам его принес? Давайте послушаем! (Включает диск, на диске звучит голос «Зимушки»). Фото 4

Звучит голос "Зимушки: «Дорогие ребята, я знаю, что вы умеете и любите рисовать. И недавно я видела вас, как вы гуляли по скверу, ходили на озеро и любовались природой. И мне это очень понравилось. К тому же моя подруга «Золотая Осень» мне рассказала, что часто наблюдала за вами, стоя за окном, и любовалась картинками, которые вы рисовали про неё. Мне тоже очень хочется, чтобы вы нарисовали рисунки про меня. Тему задания я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете скоро разгадать.
Я очень люблю украшать природу в свой зимний наряд. Я приготовила для вас подсказки, чтобы вы догадались, какую картину я хочу увидеть в ваших рисунках. А подсказки мои вы найдете в посылке, которую я вам прислала, услышите в музыке, в стихах и увидите в картинах. Отгадайте загадки, рассмотрите иллюстрации, послушайте музыку, стихи и подумайте, что вы будете рисовать. А я выберу время и загляну к вам, полюбоваться на ваши рисунки. До встречи, ваша Зимушка-Зима»
Педагог: Так вон оно что! Это, оказывается, «Зимушка-зима» прислала нам посылку с заданиями и подсказками, она хочет, чтобы мы нарисовали рисунки, а вот про что и на какую тему мы будем рисовать, мы узнаем по подсказкам, которые прислала Зимушка – зима. Ну что, порадуем «Зимушку»?
Тогда начнем с того, что нам нужно разгадать, что же она желает увидеть в наших рисунках и порадовать ее.

2. Актуализация опорных знаний
– Посмотрим дальше, что же еще находится в посылке. Ребята, Зимушка прислала нам рисунок, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотела рассказать нам Зимушка. (На листе ватмана изображен дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки. Вы, пожалуйста, дослушайте загадку до конца, а потом можете отвечать хором. И мы дополним рисунок вашими отгадками.
1. Он из снега слеплен ловко:
Три колобка и нос – морковка. (Снеговик)
2. Чернокрылый, красногрудый
Он у нас найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
3. Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла,
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла… (Сугроб)
4. Висит под крышей
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосульки)
5. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)
Рисунок на листе ватмана дополняется изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи.
Фото 5

Педагог (обобщение ответов детей)
Итак, ответьте мне на вопросы:
- Какое время года на дворе?
- Как вы догадались?
- А какие времена года вы еще знаете?
(показ картины «Времена года»)
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какие игры можно играть зимой?
Педагог:
- Как вы думаете, справились мы с заданием?
- Про какое время года получилась картинка? (ответы детей)
- Правильно, у нас получилась картинка про зиму. Нравится вам? Думаю, Зимушке тоже понравится наша работа. Но, давайте же посмотрим, что еще нам приготовила Зимушка. (Достать из посылки конверт с заданием, прочитать текст).
«Ребята, вы справились с первой подсказкой хорошо. Теперь я прошу вас посмотреть на экран, рассмотреть иллюстрации про зиму и рассказать, что вы увидели и что вам понравилось».
- Вот такое интересное задание нам предстоит выполнить. (Помощник включает проектор)
- Сели все ровно, красиво. Смотрим внимательно на экран, и каждый из вас может рассказать о том, что ему больше всего понравилось. А я вам прочитаю несколько стихотворений про зиму.

3. Работа с иллюстративным материалом: рисунки про зиму, времена года. Сопровождать иллюстрации чтением стихотворений про зиму.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Вырастала елка в лесу на горе,
У неё иголки зимой в серебре.
У неё на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И стоит береза в сонной тишине,
А заря, лениво обходя кругом,
Беседа по содержанию.
1. Ребята, понравились вам иллюстрации?
2. Чем они вам понравились?
3. Расскажите, что изображено на этих иллюстрациях.
4. Что общего на этих иллюстрациях изображено? (Деревья)
Фото 6, 7, 8, 9.

Обобщение ответов.
- Правильно на всех иллюстрациях мы с вами увидели красоту природы зимой, мы видели зимний лес, деревья в зимнем наряде.
Ребята, как вы уже поняли, каждый из нас видит красоту природы по - своему. Художники пишут картины. Фотографы снимают красоту природы на фотокамеры. Поэты сочиняют стихи о природе. Композиторы сочиняют красивую музыку, которую мы послушаем позже.
- Сейчас я прочитаю стихотворения еще раз, а вы должны угадать что означают выделенные слова. Как вы их понимаете. (повторное чтение стихотворений).
Беседа по содержанию:
- Как вы понимаете слова:
Мохнатый лес.
Белый снег пушистый.
Белою косынкой.
Иголки зимой в серебре.
Снежное пальтишко.
И горят снежинки в золотом огне.
Посыпает ветви новым серебром.
- Ребята, мы с вами выполнили все задания Зимушки: кто из вас догадался, что мы должны нарисовать? Как называется тема нашего урока? (дети отвечают – «Деревья зимой») Верно – «Деревья зимой».
1. Какие деревья мы должны нарисовать? (хвойные и лиственные)
2. Сосны и ели – это, какие деревья? (хвойные)
3. А береза, тополь? (лиственное)
4. Чем они отличаются? (иголками и листочками)
5. Вспомните, нашу экскурсию в сквер, какие деревья растут у нас? (лиственные)
6. Облака седые – это, какого цвета?
7. Что мы должны помнить, когда будем рисовать березу? (она без листьев)
8. Что это за белая косынка у сосны? (снег)
9. Снежное пальтишко у елки? (снег)
10. У березы серебро? (снег)
- Молодцы! Снег падает и ложится на ветви деревьев и со стороны кажется, что они надели белые косынки и снежные пальтишки. Кто помнит, о чем просила нас Зимушка? Правильно, она хотела, чтобы мы угадали тему урока и нарисовали картину про зимние деревья.
4. Физкультурная минутка:
- А сейчас нам пора немного отдохнуть и мы с вами сделаем разминку. Встаньте прямо и повторяйте за мной, выполняя движения.
Ветер дует нам в лицо. (машут руками перед лицом)
Закачалось деревцо.(подняли руки вверх, раскачивают в разные стороны)
Ветер тише, тише, тише, (приседают медленно)
Деревцо все выше, выше. (подтягиваются на носочках)

Фото 10,11,12.

Педагог: Тихонько садимся на свои места и работаем дальше. Прежде чем приступить к работе проверим, все ли готово у нас для работы. Для чего у вас на столах трубочки? Чтобы деревья получились пушистые, ветвистые у нас есть секрет «выдувания».
Фото 13,14,15.

Мы уже учились рисовать деревья. Для чего кусочки губки? А кусочками губки мы рисуем сугробы. Для чего соль? Да, мы с вами знаем маленький секрет о волшебной соли. Уже на готовый рисунок, еще не высохший, мы посыпим соль, чтобы засверкали снежинки, заискрился снег.
Фото 16,17,18,19, 20

Как вы думаете, как нам изобразить снег на ветвях деревьев, чтобы он был пушистым? (методом тычка)
Я приготовила бумагу, тонированную в синий цвет. Почему такого цвета? (можно нарисовать лес в разное время суток – день, ночь, утро или вечер. Нарисовать белый снег.)
(ТБ). Кто скажет, как правильно пользоваться кисточками, карандашами? Что можно делать, а что нельзя.
Вот вроде бы все вспомнили и пора приступать к рисованию. Начинайте рисовать. А я, как обещала, тихонько включу музыку. Это музыкальное произведение называется «Времена года», сочинил которое композитор П.И. Чайковский. Музыка поможет вам лучше представить красоту зимнего леса, его безмолвие, холод.
(звучит музыка)

5. Самостоятельная работа детей

Фото 21, 22, 23.

6. Индивидуальная работа с детьми.
Фото 24.

7. Итог урока:
- Понравился вам урок?
- Чем мы занимались?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
- Кто считает, что работа удалась, всё задуманное выполнено, всё нарисовано аккуратно, можете повесить свою работу на левую сторону доски.
- Кто считает, что работа не совсем получилась, не всё задуманное выполнено, кто не совсем доволен своей работой, повесьте свою работу на правую сторону доски.
- Мы потом все вместе определим, правильно ли оценена работа. (Дети вешают свои работы)
- Как красиво! Как будто мы в зимнем лесу оказались! Даже в классе прохладней стало.
8. Анализ работ.
(Всё ли нарисовано; как нарисовано; в какой технике; выполнено ли то, что задумано; аккуратно ли выполнена работа)

9. Сюрпризный момент: (стук в дверь, входит «Зимушка»)

Зимушка: Я всё это время стояла под окном, слушала и смотрела, как вы рисовали, да и не утерпела, как увидела ваши рисунки. Какие же вы молодцы! Порадовали меня, спасибо! На память о себе я оставляю вам снежинки. Помните, что я ваш друг. Играйте в снежки, стройте снежные крепости, катайтесь на коньках и не обижайтесь, если я кого-то ущипну за нос и щеки. Будьте здоровыми и веселыми! До свидания.
Педагог:
Прозвенел уже звонок,
И закончился урок.
Спасибо всем за старание.

Конспект открытого занятия по изо «Рисование в технике «по - мокрому» (с отражением) «Отражение деревьев в воде»

Задачи: познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений. Совершенствовать технику рисования акварелью и гуашью. Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. Показать детям связь между разными видами искусства.

Материалы: Белые листы А3, акварельные и гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, губки, салфетки, палитры, перчатки, восковые мелки.

Пособия: Произведение П.И. Чайковского «ОКТЯБРЬ» , репродукции ранней и поздней осени, ветка с листьями зеркало.

Литература: Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, стихи З.Федоровской «Осень» и А.Плещеева «Поздняя осень»

Предварительная работа:

Ход занятия:

Ребята, у нас с вами сегодня много гостей, они пришли посмотреть, как мы становимся волшебниками и превращаем чистые листы в красивые работы. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваемся) А теперь проходим и садимся на свободные места. Я приготовила для вас загадку, послушайте внимательно и скажите о чём речь:

Что за волшебница краски взяла,
Листья покрасила, с веток смела,
Мошек упрятала спать до весны,
«Что за волшебница?» - спросите вы.

Дети: Осень!

Восп-ль: Молодцы, а как вы догадались? (ответы детей)

Я вам открою один секрет: есть 2 периода осени! Кто-нибудь знает какие?

Дети: Ранняя и поздняя!

Восп-ль: Послушайте стихи и определите, в каком произведении, о каком периоде осени говорится:

З. Федоровская «Осень»

Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник, и зарделись клёны
В пурпуре зелёном только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лето!
Посмотрите, роща - золотом одета!

И второе:

А. Плещеев «Поздняя осень»

Миновало лето, осень наступила,
На полях и в рощах пусто и уныло
Птички улетели, стали дни короче
Солнышко не видно, тёмны, тёмны ночи

В каком отрывке говорится о ранней осени, а в каком о поздней, почему вы так думаете?

А теперь посмотрите на репродукции картин и определите какие периоды осени здесь изображены и почему. (ответы детей)

Вот видите, какими разными способами можно передать красоту природы- и стихами и живописью, а ещё музыкой, пока вы будите сейчас рисовать я включу вам отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь» , оно поможет вам передать настроение ваших картин. А теперь я предлагаю нарисовать вам тот период осени, который вам больше понравился. Хочу показать вам необычный способ рисования, пейзаж в котором деревья будто бы смотрятся в воду. (В-ль показывает отражение ветки в зеркале) Как вы думаете, мы можем нарисовать такую картину? Как это сделать?

Восп-ль: - Берём лист бумаги, складываем его пополам по-вертикали, обозначив линию сгиба, раскрываем лист. Чем будет у нас линия сгиба?

Дети: Горизонтом.

Восп-ль: - Что выше линии?

Дети: - небо

Восп-ль: - что ниже, в чём будет отражаться дерево?

Дети: - Вода, озеро, река, и т. д.

Восп-ль: - Что ещё может отразиться в воде?

Дети: - облака, птицы, берег…

Восп-ль: - Как рисовать дерево?

Дети: - Снизу вверх.

Восп-ль: Какой кистью рисовать ствол, а какой ветки? Сколько веток будем рисовать веток много или мало, в каком направлении рисуем ветки? Каким способом будем рисовать листья? Какой краской будем рисовать дерево гуашью или акварелью? Что такое тоновая размывка? Какой краской она делается? Молодцы, всё вспомнили. А теперь я вам покажу новый способ выполнения тоновой размывки поролоном. (показ В-ля) Надеваем перчатки, берем кусочек поролона, смачиваем лист водой, затем обмакиваем поролон в краску можно сразу в несколько цветов, и начинаем рисовать. Теперь снимаем перчатки и кладём их вместе с поролоном на палитру. Приступаем к рисованию дерева на линии горизонта, только рисовать надо быстро и аккуратно, пока не высохло наше небо. Затем смачиваем нижнюю часть листа поролоном или ладошкой и «окунаем» наше дерево в воду. Берём кисточку «щетинку» и делаем рябь на воде, еле прикасаясь кончиком кисти к листу, проводим короткие горизонтальные линии слева направо и наоборот. А теперь завершаем работу, салфеткой промакиваем облака, и прорисовываем кору дерева восковым мелком. Как вы думаете, какое дерево нужно нарисовать более чётко? Почему?

А теперь приступаем к рисованию.

Молодцы, какая красивая и разная осень у вас получилась. Давайте оставим свои работы на местах, чтоб они высохли, А на столе наведём порядок - воду выльем, Краски закроем и уберём на место, руки помоем, и пойдем, посмотрим, у кого какие пейзажи получились, кому что понравилось и почему. Обсуждение работ.

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство. Рисование дымковской игрушки».

Цель урока:

Знакомство с разнообразием изделий декоративно-прикладного искусства.

- коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать главные и отличительные черты и особенности изделий различных промыслов; развивать пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук;

- обучающие: познакомить с большим разнообразием изделий декоративно-прикладного искусства; сформировать навыки выполнения элементов росписи дымковской игрушки (отработать навыки рисования окружностей);

- воспитывающие : прививать любовь к изделиям народного творчества; воспитывать художественный вкус.

Оборудование:

Различные изделия декоративно-прикладного искусства;

различные шаблоны игрушек; карандаши, фломастеры и альбомы.

Ход урока

1. Организационный момент:

Подготовка учащихся к уроку (раздача альбомов, карандашей и фломастеров, трафаретов).

2. Объявление темы урока и постановка цели и задач.

3. Теоретическая часть.

Вводная информация.

Прежде чем мы с вами начнем работать, посмотрите, пожалуйста, на этот стол.

Здесь вы видите много красивых и ярких предметов. Все они очень красочные и нарядные. Все это изделия декоративно-прикладного искусства. Само это искусство возникло очень и очень давно, как жизненная необходимость. Люди в давние времена жили не так как мы с вами. Они жили в естественных условиях, приближенные к природе: ходили пешком, пищу добывали сами, жилище свое обустраивали тоже сами, даже посуду и игрушки для своих детей изготавливали сами. И вначале люди делали предметы такие, чтобы удобно ими было пользоваться. Затем они стали украшать их.

Сегодня до нас дошли самые красивые, самые примечательные. Вот эти изделия выставлены здесь перед вами сегодня: это хохломская посуда, глиняная дымковская игрушка (ее мы и будем сегодня рисовать), живописная лаковая палехская шкатулка, городецкий самовар, гжельский чайник и т.д. Все эти изделия классифицируются по месту их изготовления.

Давайте подойдем поближе и полюбуемся на них.

(Дети подходят к столу и рассматривают изделия; возникает диалоговое обсуждение формы предметов, их практического применения, росписи отдельных элементов… Далее дети возвращаются на свои места.)

Итак, предметы, которые не только нужны в быту, но и красивы, которые радуют наши глаза, и сделаны своими руками, называются произведениями декоративно-прикладного искусства. Главными особенностями предметов декоративно-прикладного искусства являются красочность, яркость; они отражают добрые, светлые отношения между людей. Когда мы смотрим на эти изделия, мы забываем о своих проблемах, хочется смотреть и смотреть на них, и даже потрогать руками.

Вы видите. что здесь много красного цвета, а красный цвет - праздничный цвет. Он выражает торжественность, означает уважение и почет. Во многих странах и сейчас сохраняется традиция расстилать для дорогих гостей красные ковровые дорожки в знак особого уважения. Издавна на Руси считался самым красивым цветом - красный цвет.

Много здесь и желтого, который очень близок к оранжевому. Оба эти цвета напоминают солнечный свет, который пробуждает в нас энергию, радость, творческий подъем, символизирует богатство.

Присутствует здесь и зеленый цвет, цвет самой природы, цвет жизни и гармонии.

Про эти цвета есть замечательные стихотворения.

/Читает Н. Алмаз/

Я - красный, яркий, гордый цвет.

Прекрасней цвета в мире нет!

Цвет маков, праздничных знамен…

В любую пору нужен он!

/Читает Г. Айрат/

Зеленый - и горжусь я тем,

Что нужен я всегда и всем.

Учти, дружок, что ты ни дня

Не обойдешься без меня!

В лугах зеленая трава,

Деревьев зелена листва,

У леса зелена опушка,

В болоте зелена лягушка,

В траве стрекочущий кузнец,

А в огороде огурец.

Физкультминутка:

Дети приглашаются на разминку (они встают и маршируют под стихотворение):

Поехали-поехали

В лес за орехами!

Наклонились-собираем!

Потянулись вверх-срываем!

Их в корзиночку кладем

И на ярмарку везем!

А сейчас давайте более детально рассмотрим вот эту игрушку (дымковскую курицу).

Нарядна дымковская игрушка! В ней могут присутствовать более 10 цветов и оттенков. Все цвета радуги.

Чем мнаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично -

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах….

Вот какое замечательное стихотворение написал поэт В. Фофанов о дымковской игрушке.

Итак, дымковская игрушка раскрашивается всеми цветами какие вы знаете. В оформлении используются кружочки, полосочки, шарики, точки, извилины, восмерочки и все они разноцветные.

4. Практическая работа.

А сейчас мы переходим к практической работе.

Сегодня вы поработаете художниками. По трафарету нарисуете коня и разукрасите его, как народные умельцы (художники) расписывают дымковские игрушки.

/Включается магнитофон. Фоном звучит русская народная песня «Ой, при лужку, при лужке/

(Учащиеся берут трафареты и сначала обводят простым карандашом контур игрушки-коня, затем фломастером обводят получившийся контур.)

Физкультминутка:

Сидя на своих местах, дети разминают кисти рук под стихотворение

(пальцы сцеплены в замок, локти на столе):

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Полученную игрушку учащиеся цветными карандашами разукрашивают: либо по своему усмотрению, либо по образцу. Параллельно идет помощь учащимся.

Закончили? Давайте теперь повесим наши рисунки на доску и организуем выставку нарисованных игрушек.

Рисунки получились очень красивые, яркие, солнечные /Учащиеся отмечают это самостоятельно/.

А теперь обратимся к плакату, который висит на доске.

Посмотрим, как вы запомнили дымковские узоры.

Смотрите: дымковские кони, баранчик и козел готовы выступать в цирке. На арене для них постелили ковер с дымковскими узорами. Скажите, какими элементами украшен ковер? Дорисуйте его. /Паша и Артур выходят к доске и заканчивают рисунок./

5. Итог урока.

Вот мы и познакомились с большим разнообразием изделий декоративно-прикладного искусства. Заканчивается урок, но не заканчивается наше знакомство с народными промыслами. Впереди нас ждут новые встречи с изделиями народных мастеров.

(Учащиеся уходят с радостным настроением.)

Разработка конспектов занятий по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных техник

Конспект занятия «Храбрый лев»

(Для проведения в старшей группе ДОУ)

Цель: Формирование изобразительных навыков с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи: развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, обучение ритмичному нанесению штриховки; обучение сочетанию двух техник рисования: штриховки и тампонирования; учить с помощью штриха изображать качественный признак животного «лохматость гривы», с помощью поролоновой губки фактурность туловища животного; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие и умение самостоятельно подбирать цвета.

Материал: фотоиллюстрация льва Алекса из мультфильма «Мадагаскар», альбомные листы, цветные карандаши, поролоновые губки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Мадагаскар», чтение рассказа Ю.Яковлева «Хромой лев» (Приложение 1), рассматривание картин с изображением львов и львиц (Приложение 2).

Ход занятия

1. Детям предлагается отгадать загадку:

У него большая грива:

И - пушиста и - красива!

Какая миленькая киска…

Подходят дети к клетке близко,

К ней тянут руки, осмелев,

Но осторожно - это … (лев)!

Скажите, ребята, а как вы догадались, что речь идет именно о льве?

Правильно, только у льва такая большая и пушистая грива.

А сегодня к нам в гости пришел Лев Алекс - герой мультфильма «Мадагаскар».

Кто знает историю Льва Алекса? Где он в мультфильме жил в городе? (В зоопарке). Чем он питался? (приготовленную пищу, шницель, отбивную).

А где живут настоящие львы?

Никогда среди снегов

Не увидишь грозных львов.

Только в жарких странах,

В джунглях и саваннах,

Там, где лето круглый год,

Львиный селится народ.

Чем питаются настоящие львы? Как добывают себе пищу? (Ответы детей)

Лев - это король джунглей, царь зверей. Лев - хищное животное. Окраска льва желто-серая различных оттенков, грива часто того же цвета, что и шкура, но бывает тёмная, даже чёрная. Подвиды льва определяются в значительной степени по цвету гривы. За исключением гривы, шерсть на теле зверя короткая, лишь на конце хвоста кисточка длинных волос. Львы живут в саваннах. Львы живут семьями. Лев это огромная кошка, у него подвижное, сильное и гибкое тело. Он отлично бегает, а мощная шея и лапы помогают ему захватывать и удерживать свою жертву. У льва мощная челюсть с большими клыками. Лев - охотник, охотится он на диких животных, его жертвами часто становятся зебры, газели, антилопы гну, не редко они отбирают добычу у других охотников.

Грива - отличительный признак особей мужского пола, она является показателем силы и активности хищника, позволяет привлекать внимание львиц.

Физкультминутка

Чтобы быть сильными и смелыми, как лев

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками..

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

Алекс очень расстроен тем, что в зоопарке у него совсем нет друзей - львов. Сегодня мы с вами нарисуем для Алекса друзей, таких же как он, с такой же шикарной гривой как у него. Мы поможем этой шерсти вырасти на морде у льва - нарисуем много-много штрихов. Штрих - это линия, которая может быть длинной и короткой, прямой и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.

Сначала нарисуем туловище льва - большой треугольник, наверху треугольника изобразим овал - это голова. Вокруг головы нарисуем овал побольше, это и будет грива. На голове нарисуем маленькие овальные ушки. Добавим хвостик - изогнутую линию.

Затем для изображения гривы нанести короткий ряд штрихов ближе к голове. Второй ряд штрихов изображается над первым, штрихи чуть длиннее, третий ряд над вторым, штрихи - еще длиннее. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на край гривы. Штрихи выполняются цветными карандашами. Край хвостика также оформляется несколькими короткими штрихами, чтобы получилась кисточка.

Туловище животного выполняется в технике тампонирования. Поролоновую губку, смоченную водой, дети опускают в краску соответствующего цвета (светло-коричневый, охра, желтый) и оформляют шкуру животного, прижимая губку с краской к туловищу. Главное не выхолить за границы туловища животного, ведь лев - животное отнюдь не пушистое.

Дополняют рисунок дети по желанию тонким фломастером, изображая хвост, глаза, нос, усы, коготки на лапах.

Верхнюю часть композиции дети дополняют солнышком, выполненным в технике тампонирования, прижимая губку с желтой краской в виде круга. Нижнюю часть композиции дополняют травой в виде коротких и длинных штрихов карандашом или фломастером зеленого цвета.

Молодцы, ребята, у вас получились отличные львы. Нашему гостю очень понравились его друзья, и он предлагает устроить выставку работ.

Лев живет в семье, у него есть маленькие детишки.

В семействе у льва появился сынишка -

Весёлый, смешной, озорной шалунишка!

Он мал ещё очень, но милый, пригожий!

На маму и папу немножко похожий-

Нет гривы ещё, как у Лёвушки - папы…

И ходит смешно! Заплетаются лапы…

Пушистый и мягкий он, словно котёнок -

Для папы и мамы чудесный ребёнок!

Но только одно их немного тревожит -

Что рЫкать малыш совершенно не может!..

Он грозную мордочку сделает: «РЫ-Ы…»

А получается ласково: «ЛЫ-Ы-Ы…»

Учили и словом, учили и лапой -

Но львёнок не хочет быть грозным, как папа…

Он добрым родился, поэтому «Лы-ы…»

Роднее и ближе, чем папино «Ры-ы..»

В конце занятия поиграем в подвижную игру «Сонный львенок».

Львенок, львенок, чудачок,

Сшил пушистый пиджачок.

Нам водилку выбирать.

Львенку (в маске льва) завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу. Львенок идет на звук, стараясь запятнать того, у кого игрушка. Тот, кого львенок запятнает, становится ведущим.

Заключение

Обучение рисованию животных дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в настоящее время имеет важное значение. Сегодня особо остро стоит перед человечеством вопрос охраны природы Земли, заботливого и бережного отношения к тому, что растет на ней, а еще, конечно, ко всем, кто бегает и ползает, плавает и летает. Главная задача педагога не только научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В дошкольном детстве у ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.

В процессе обучения рисованию животных используются самые разнообразные техники и материалы. Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании животных используются рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста знакомят с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

При обучении детей рисованию животных необходимо использовать разные методические приемы, старалась подобрать такие, которые максимально бы помогли детям реализовать свои творческие способности, в том числе в изобразительной деятельности.

В практической части мы разработали конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Храбрый лев». В процессе разработки занятия мы старались максимально активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами стали:

· Использование игровой деятельности (Сонный львенок);

· сюрпризный момент - любимый герой мультфильма - лев Алекс из «Мадагаскара» приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

· просьба о помощи (лев Алекс просит помочь нарисовать ему друзей).

Рисование животных позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.

Использование в процессе обучения детей рисованию животных разнообразных нетрадиционных приемов позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Конспект открытого занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж на тему «Подводный мир» для районного методического объединения.

Виноградова Надежда Викторовна, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.
Описание: Предлагаю вам конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе. Данный материал будет полезен воспитателям и методистам дошкольного учреждения.
Цель: рисунок на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж»
Задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический, нетрадиционного рисования.
Материалы и оборудование к занятию: листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка), зубочистки, иллюстрации морских обитателей, пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб формата А4), аудиозаписи: А. Каначян – «В синем море, в белой пене», шум прибоя. Принадлежности для ныряния: ласты, маски, очки, трубки, «ворота морского Царстава»: ширма с голубой драпировкой. Для уголка релаксации: ванночка с песком и спрятанными в нём камушками и ракушками.

Ход занятия

1. Вводная часть:
Беседа

Звучит песня А. Каначян «В синем море в белой пене…», дети входят в зал.
Музыка прерывается.
Воспитатель:
- Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!)
- А теперь пойдём дальше… Посмотрите-ка, что это тут лежит? Для чего это? (Дети рассматривают предметы на зелёном «островке» на полу, предлагают варианты ответов: маска и трубка для ныряния, ласты, надувной круг и т.д.).


- Где же используют это всё, на суше или в воде? (в воде)
- Значит, сегодня мы будем путешествовать где? (в море)
- Правильно, по морским глубинам. Мы уже с вами знакомились с некоторыми обитателями подводного мира. Давайте их вспомним (воспитатель подводит детей к стенду с изображениями рыб и морских животных).

Дети перечисляют, указывая на картинки тех рыб и животных, которых знают, вспоминают их повадки и особенности. Воспитатель обращает внимание на форму и окраску морских жителей, а так же на то, что в море есть растения – водоросли – и они тоже все разные по форме и цвету.
Воспитатель спрашивает про тех, кого не назвали:
- А как вы думаете, кто это? На кого похож? (Дети высказывают предположения, воспитатель поправляет, называя правильно)

2. Пазлы
Воспитатель поворачивается к центру зала, где на полу лежит «озеро» (голубая ткань в форме круга), обращает внимание детей на него и то, что в нём лежит:
- Ребята, а что же у нас тут? Похоже на водоём, а в нём морская почта, смотрите – конверты! Возьмите каждый по конвертику и давайте посмотрим, что там внутри?
- Ой, да тут чьи-то фотографии, но они не целые, а разделённые на части… Нужно составить из этих кусочков фотографии, тогда мы сможем узнать, чьи они.


Дети садятся/ложатся на «озеро», собирают пазлы, обсуждают, у кого чья фотография оказалась.
Воспитатель:
- Спасибо, ребята, теперь подводные жители с лёгкостью найдут свои фотографии.


3. Загадки
Воспитатель:

- А вы знаете, что у нас в Санкт-Петербурге есть океанариум? Кто-нибудь из вас был в нём? Если не были – очень советую посетить с родителями. Там так интересно! Можно встретить удивительных рыб и морских животных, рассмотреть морское дно и различные подводные растения. Отгадайте, кто там повстречался мне?

Эта рыба – хищник злой
Всех проглотит с головой
Зубы показав зевнула
И ушла на дно… (акула)

Груша с длинными ногами
Поселилась в океане
Целых восемь рук и ног
Это чудо - … (осьминог)

Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, десять лап
Догадались? Это … (краб)

Что за шар плывёт с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмёшь
Этот шарик - … (рыба-ёж)

И на суше, и в воде
Носит дом с собой везде
Путешествует без страха
В этом доме … (черепаха)

Плавает прозрачный зонтик
«Обожгу! – грозит – Не троньте!»
Лапки у неё и пузо
Как зовут её? (медуза)

На лошадку так похожа
А живёт-то в море тоже
Вот так рыбка! Скок да скок -
Прыгает морской… (конёк)


4. Физкультминутка
Воспитатель: Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся.

Волны плещут в океане (поочерёдно махи правой и левой руками)
Что там чудится в тумане? (поднести ладонь ко лбу, «вглядываясь»)
Это мачты кораблей (прямые руки поднять вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (от локтя качать руками влево, вправо)

Мы по берегу гуляем, (шаг на месте)
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке (наклоны, руками достать до пола)
И сжимаем в кулаке (зажатые кулачки поднять)
Чтоб побольше их собрать (приседания)
Надо чаще приседать


5. Основная часть:
Воспитатель:

- Ребята, а вы бы хотели повстречаться с подводными обитателями и сделать их фоторисунок? А для этого нам что нужно сделать? (нырнуть под воду)
- Дети, а посмотрите-ка, что это тут в корзине? (маски для подводного плавания). А зачем они нужны, напомните? (чтобы видеть под водой)
- Вот они-то нам сейчас и пригодятся. Давайте наденем их и нырнём! Перед нырянием глубоко вдыхаем и немного задерживаем дыхание.
Дети надевают маски и «ныряют» в импровизированные ворота «Морского царства». Воспитатель приглашает их присесть на подготовленные рабочие места, снять маски.



Воспитатель:
- Ребята, мы сейчас нырнули в подводный мир. Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных жителей (включить аудиозапись «шум прибоя»). Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Откройте глазки и давайте сделаем фоторисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.
А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье).
Подводный мир – это волшебный по красоте мир, он очень красочный. В нём всё таинственно переливается разными цветами, а некоторые животные даже умеют сами менять свой цвет (осьминог). Поэтому для сегодняшнего граттажа для каждого из вас я сделала вот такое маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями. Выбирайте размер вашего будущего фоторисунка (дети выбирают формат заготовки).

Давайте ещё раз вспомним, как рисовать в технике граттаж (процарапывать рисунок зубочисткойкой на заготовке). Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь представьте ещё раз что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не набрать в рот воды и не распугать рыбок.


Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему.


Ребёнок с готовой работой надевает маску и «выныривает», воспитатель направляет его в уголок релаксации (ванночка наполненная песком с «сюрпризами» - игра «найди морской сувенир»). По окончанию занятия детские работы подшиваются в общий «фотоальбом».



6. Заключительная часть:
Воспитатель:

- Ребята, наш альбом «фоторисунков» готов, давайте вместе посмотрим, полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой.
Дети вместе с воспитателем рассматривают альбом, обсуждают работы, угадывают, что изображено.
-Вам понравилось сегодняшнее путешествие в Морское царство? Вы такие молодцы: рассказали про принадлежности для плавания, разгадали загадки, угадали обитателей по картинкам и сделали целый Морской альбом! Давайте мы его оставим посмотреть нашим гостям, а сами пойдём подкрепиться, нас ждёт второй завтрак.
Дети уходят из зала под продолжение песни А. Каначян «В синем море, в белой пене…».