Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы. Online игра "Абсолютный слух" Тест по нотной грамоте

Online игра "Абсолютный слух"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.


Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо...

По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО
2. РЕ
3. МИ
4. СИ
5. ЛЯ
6. РЕ
7. МИ
8. ФА
9. ЛЯ
10. СИ
11. СОЛЬ
12. МИ
13. ДО 1-й октавы
14. РЕ 1-й октавы
15. МИ 2-й октавы
16. ФА малой октавы
17. СОЛЬ 1-й октавы
18. ЛЯ 1-й октавы
19. СИ малой октавы
20. ДО малой октавы
21. РЕ малой октавы
22. МИ большой октавы
23. ФА 1-й октавы
24. СОЛЬ малой октавы
25. ЛЯ большой октавы
26. СИ большой октавы
27. ДО 2-й октавы
28. РЕ 1-й октавы
29. МИ 1-й октавы
30. ФА 2-й октавы
31. СОЛЬ большой октавы
32. ЛЯ малой октавы
33. СИ 2-й октавы
34. ДО 1-й октавы + нотный стан
35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан
36. ЛЯ большой октавы + нотный стан
37. ФА большой октавы + нотный стан
38. РЕ большой октавы + нотный стан
39. МИ 1-й октавы + нотный стан
40. ДО 1-й октавы + нотный стан
41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан
42. СИ 1-й октавы + нотный стан
43. РЕ 2-й октавы + нотный стан
44. МИ 2-й октавы + нотный стан
45. ФА 2-й октавы + нотный стан
46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан
47. СИ 2-й октавы + нотный стан
48. ДО 3-й октавы + нотный стан
49. ДО 1-й октавы + нотный стан
50. ЛЯ малой октавы + нотный стан
51. ФА малой октавы + нотный стан
52. РЕ малой октавы + нотный стан
53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан
54. МИ большой октавы + нотный стан
55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух - способность определять высоту тона, независимо от других тонов , т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен - однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. - автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" - превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь - вначале поиграйте в игру НОТКИ - КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается - проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!

Здравствуйте, уважаемые читатели. На данной странице вы можете проверить свой музыкальный слух воспользовавшись блоком "Сольфеджио онлайн". Давайте разберёмся как это работает. Для того чтобы проверить свой музыкальный слух - нажмите "Начать". Предварительно вы можете выбрать одну из пяти представленных тональностей, а также режим. По-умолчанию будет включен режим "нота" и тональность До мажор.

Можно угадать одну ноту - режим "нота", угадать пять нот - режим "тест", угадать интервал - режим "интервалы".

рис. 1

Нажав на кнопку "Начать" вам будет проиграна либо нота, либо интервал, в соответствии с режимом, который вы выбрали. Далее из списка вам надо выбрать, какая нота/интервал прозвучала(л) и нажать на кнопку "Проверить".

Если вы угадали правильно, то высветится знак солнца.В случает выбора режима теста вам будет показано сколько нот из предложенных вы угадали. Нажав кнопку "Еще раз" вы можете пройти тест заново, выбрать другую тональность или режим.

Вы можете также включить или отключить показ правильной ноты или интервала в том случае если вы не угадали (по-умолчанию - выключено), нажав на зеленый квадрат с нотой в левом нижнем углу:

рис. 2

А вот и сам тест - желаю удачи.

Нота Тест Интервалы Аккорды

Об интервалах

Вы услышите, что звучание всех интервалов разное, но можно их разделить на несколько групп - какие-то звучат резко и неблагозвучно - эта группа так и называется резкими или диссонансами, к ним относятся секунды (м2, б2), септимы (м7, б7), а также тритон (который называют уменьшенной квинтой - ум5 или увеличенной квартой - ув4). Все остальные интервалы - благозвучные.

Но последние также можно разделить на большие-малые и чистые. Большими и малыми благозвучными интервалами бывают терции и сексты, чистыми кварты, квинты, октавы (чистые называют еще "пустыми", так как они имеют звук ни мажорный, ни минорный). Большие и малые, как вы помните, отличаются своим звучанием - большая терция (б3), к примеру - звучит мажорно (весело) и является главным показателем мажорности аккорда, малая(м3) - минорно (грустно), с секстами также - большая (б6) - имеет мажорное звучание малая (м6) - минорное.

Теперь когда вы знаете как по звучанию распределяются интервалы вам легче будет сориентироваться в процессе узнавания их на слух.

Предлагаем вашему вниманию программу, которая научит вас ориентироваться на нотном стане. Идея проста: программа загадывает ноту и показывает её на нотном стане. Ваша задача - определить, что это за нота.

Инструкция

На экране 2 нотных стана. На левом отображается загаданная нота. Вам нужно определить её и дать правильный ответ. Свой ответ вы увидите на правом нотном стане.

Если в качестве инструмента выбрана гитара, вы увидите все места на грифе, где "живёт" выбранная нота.

Если в качестве инструмента выбрано пианино, то ноты на клавишах будут подписаны с учётом выбранной тональности.

Ноты на нотном стане

(Ваш браузер должен поддерживать flash)

Что может программа?
  • Тональности. Программа знает их все. Вы можете указать, в каких тональностях загадывать ноты. Про натуральный, гармонический и мелодический минор и мажор порграмма тоже знает.
  • Ключи. Программе известно большинство музыкальных ключей.
  • Инструменты. на ваш выбор: пианино, 6-струнная гитара и бас гитара. Есть отдельный режим "Без инструмента".
  • Звук. Конечно, ноты на нотном стане можно послушать.
Дополнительно

Подведите курсор мышки к колкам 6-струнной гитары. На струне появятся названия нот. Для бас гитары достаточно подвести мышь к участку струны за пределами верхнего порожка.

Алгоритм викторины вычисляет наиболее похожие мелодии и использует их в вариантах ответов, чтобы сделать тест максимально сложным и интересным.

Готовы сразиться с искусственным интеллектом?

Ваш проводник в мир классической музыки

Хотите легко узнавать известные шедевры классики? Мечтаете приобщить к классической музыке ребенка? Слышали о пользе классики для здоровья, но никак не заставите себя полюбить ее?

Тогда Вам точно следует вступить в игру. Ведь игра - самый лучший способ легко и непринужденно освоить новую информацию.

Тем более, что викторина по классике - не только тестирование, но и полноценный тренажер для безопасного и приятного погружения в мир классической музыки.

Наша игра - одна из немногих онлайн игр, где Вы не тратите время впустую.

Угадай классическую мелодию по фрагменту

Участвуйте в игре-викторине и проверьте Ваше знание классической музыки.

В заданиях звучат наиболее известные фрагменты классических музыкальных произведений из уникальной коллекции .

Выберите Ваш тест по классической музыке

Каждая игра викторины непременно содержит собственную отличительную "изюминку":

  • "ТОП-10". Наиболее узнаваемые классические произведения
  • "Вокальные шедевры". Известнейшие вокальные номера (не вошедшие в тесты по опере и оперетте)
  • "Советская классика". Несколько незабываемых фрагментов в ознаменование 100-летия революции
  • "Лотерея". 12 случайных вопросов (простых или сложных, как повезет) с подарком за правильный ответ на все вопросы
  • "ТОП-50". Популярные классические произведения
  • Викторина по оперному искусству (опера и оперетта)
  • Викторина по классической танцевальной музыке
  • "ТОП-100". Известные классические произведения
  • "Избранное". Экспозиция по творчеству отдельных композиторов, от 5 до 27 фрагментов
  • "Эксперт классики". Подготовительная тренировка перед "Главным кубком" с наиболее сложными заданиями
  • "Редкий знаток". Игра по произведениям, малоизвестным широкому кругу слушателей
  • "ТОП-200". Игра "на вылет" до первой ошибки.
  • "Великие композиторы". Рейтинговая игра, в которой придется угадывать композиторов, не имея возможности ориентироваться на название произведения
  • "Главный кубок". Рейтинговая игра "на вылет" до первой ошибки. Максимальное количество заданий (пока не закончатся вопросы в базе, либо терпение игрока)

* Все игры доступны онлайн, бесплатно и без регистрации. Фрагменты музыкальных произведений представлены в ознакомительных целях.

Контрольно-измерительные материалы

по «Теории музыки и сольфеджио» (тесты)

Разработчик – преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин Ханова А.Б.

Вариант 1

Контрольно-измерительный материал

по разделу I , II «Музыкальная грамота. Лад и тональность».

Вариант 1

Выбрать из предложенных вариантов ответа один правильный

    Музыкальные звуки, расположенные по порядку вверх или вниз, образуют:

а) интервал

б) октаву

в) звукоряд

2. Клавиатура фортепиано поделена на:

а) звуки

б) полутоны

в) октавы

3. Самое маленькое расстояние между звуками называется:

а) полутоном

б) интервалом

в) звуком

4. Каждый звук можно повысить или понизить. Для этого применяются:

а) знаки увеличения длительности звуков;

б) знаки сокращения нотного письма;

в) знаки альтерации.

5. Одинаковое звучание звуков при различном названии называется:

а) альтерация

б) энгармонизм

в) хроматизм

6. Пять параллельных линеек, на которых записываются ноты, называются:

а) строкой

б) нотоносцем

в) начальной чертой

7. Распределение и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах называется:

А) аппликатура

Б) форшлаг

в) альтерация

8. Ключ «Соль», это:

А) скрипичный

б) басовый

в) теноровый

9. Знак, увеличивающий длительность ноты на её половину называется:

а) точка

б) фермата

в) лига

10. Перерыв в звучании называется:

а) ритмом

б) размером

в) паузой

11. Громкость звучания передается:

А) динамикой

б) темпом

в) штрихами

12. Знак повторения, это:

А) такт

Б) часть

В) реприза

13. Каждый лад и тональность имеют определенное выразительное значение. Какая из перечисленных пьес будет написана в минорной тональности?

А) «Весёлая прогулка»

б) «Солнечный зайчик»

в ) «Болезнь куклы»

14. Знак повышения на полтона называется:

А) бемолем

б) диезом

в) бекаром

15. Знак понижения на тон, это:

А) бекар

б) дубль бемоль

в) дубль диез

16. Термин «пиано» означает:

а) громко

б) тихо

в) затихая

Контрольно-измерительный материал

Вариант 2

1. Какая из перечисленных пьес будет написана в минорной
тональности?

а) «Весёлая прогулка»

б) «Солнечный зайчик»

в ) «Болезнь куклы»

2. Каждый лад имеет определенное выразительное значение. Какая из перечисленных пьес будет написана в мажорной тональности?

а) «Весёлая прогулка»

б) «Жалоба»

в ) «Болезнь куклы»

3. Знак молчания в музыке называется:

а) тембр

б) знаки альтерации

в) пауза

4. Длительность вдвое короче четвертной длительности:

а) половинная

б) восьмая

в) шестнадцатая

5. Наименьшее расстояние между двумя соседними звуками называется:

а) октава

б) полутон

в) интервал

6. Как называется чередование сильных и слабых долей?

а) такт

б) метр

в) ритм

7. Как по-другому называется басовый ключ?

а) ключ «соль»

б) ключ «фа»

в) ключ «ля»

8.Сколько восьмых длительностей входит в четвертную длительность?

а) одна

б) две

в) четыре

9. Термин «форте» означает:

а) умеренно тихо

б) громко

в) замедляя

10. Скорость движения, исполнения музыки это:

а) Ритм

б) Темп

в) Динамика

11. Нота «ля» первой октавы записывается:

а) на третьей линейке

б) между первой и второй линейками

в) между второй и третьей линейками

12. Верхняя цифра музыкального размера указывает на:

а) количество нот

б) количество долей в такте

в) количество сильных долей

13. Как называется знак, повышающий высоту звука на полтона:

а) бемоль

б) фермата

в) диез

а) расстояние между двумя ближайшими нотами одинакового названия

б) последовательность звуков

в) чередование сильных и слабых долей

15.Термин «легато» означает:

а) расширяя

б) связно

в) отрывисто

16. В музыке имеются знаки увеличения нотного письма. Один из знаков увеличения длительности называется:

а) реприза

б) точка с права от ноты

в) акцент

Контрольно-измерительный материал

по разделу I ,II «Музыкальная грамота. Лад и тональность».

Вариант 3

1. Какая из перечисленных пьес будет написана в минорной

тональности?

а) «Весёлая прогулка»

б) «Радостное настроение»

в ) «Болезнь куклы»

2. Каждая лад и тональность имеют определенное выразительное значение. Какая из перечисленных пьес будет написана в мажорной тональности?

а) «Скворушка прощается »

б) «Солнечный зайчик»

в) «Жалоба»

3.Термин «нон легато» означает:

а) расширяя

б) не связно

в) отрывисто

4. Чередование звуков различной длительности называется:

а) ритм

б) регистр

в) темп

5. Как называется знак, понижающий высоту звука на полтона:

а) бемоль

б) фермата

в) диез

6.Какой из терминов обозначает «усиливая звучание»?

а) пиано

б) сфорцандо

в) крещендо

7. Какой из способов звукоизвлечения обозначает «отрывисто, коротко»?

а) крещендо

б) стаккато

в) легато

8. Для мажорного лада характерна окраска:

а) светлая

б) слабая

в) темная

9. Как называются пять параллельных линеек, на которых записываются ноты?

а) нотописец

б) нотоносец

в) звукоряд

10. Знак отмены действия диеза или бемоля:

а) фермата

б) бекар

в) лига

11. Затакт это:

а) неполный такт в начале произведения

б) полный такт

в) последний такт

12. Наименьшее расстояние между двумя соседними звуками называется:

а) октава

б) полутон

в) интервал

13. Половинная длительность считается:

а) «раз-и»

б) «раз-и», «два-и», «три-и», «четыре-и»

в) «раз-и», «два-и»

14.Отрезок мелодии, в котором выражена более или менее законченная музыкальная мысль

а) доля

б) фраза

в) синкопа

15. Легато, стаккато, нон легато это разновидности:

а) динамических оттенков

б) ритма

в) штрихов

16.Знак повторения музыкального произведения или его части:

а) форшлаг.

б) фермата

в) реприза

Ключ к контрольно-измерительным материалам

по разделу I , II «Музыкальная грамота. Лад и тональность».

Вариант 1

1-в, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6 –б,7-а, 8-а, 9-а, 10-в, 11-а, 12-в, 13-в, 14-б, 15-б, 16-б.

Вариант 2

1-в, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6 –б,7-б, 8-б, 9-б, 10-б, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-б, 16-б.

Вариант 3

1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а, 6 –в,7-б, 8-а, 9-б, 10-б, 11-а, 12-б, 13-в, 14-б, 15-в, 16-в.