Ученые выяснили, почему голос фредди меркьюри был столь удивительным. Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) – скромный бог рок-н-ролла Профессионалы о голосе фредди меркьюри

Легенда о том, что Меркьюри на высоких нотах мог голосом бить посуду, запустил басист Queen Джон Дикон.
Весной этого года произошли два, казалось бы, никак не связанных друг с другом события: по результатам опроса слушателей «Радио Люксембург» (считается, что эта му-зыкальная радиостанция наиболее точно отражает вкусы «среднего европейца»), лучшим певцом XX века был признан Фредди Меркьюри, ему отдали голоса более 30 процентов респондентов. Занявший в рейтинге второе место Элвис Пресли получил чуть меньше 15 процентов голосов. А на интернет-аукционе eBay была продана очень странная магнитофон¬ная запись. То есть, на пер- вый взгляд, ничего особенного в ней не было: слегка поскрипывая, на пленке звучит инструментальная пьеса какого-то джазового оркестра. И где-то на второй минуте записи отчетливо слышен мужской голос: «Черт побери, сколько тебя можно звать! Пора зa работу!»
Как оказалось, то была запись, которую в 1972-м сделал владелец студии грамзаписи «Трайдент» Норман Шеффилд. Он переписывал на магнитофон виниловую пластинку оркестра Каунта Бейси, когда его призвали на работу в студию. А человек, который рявкнул так, что звуковые колебания его голоса передались на тонарм проигрывателя и записались на магнитную ленту – Фредди.
Тогда в 1972-м, Queen записывали в лондонской «Трайдент» свой первый диск и хозяин студии решил использовать для той перезаписи перерыв в работе. Но вы только представьте себе (а еще лучше попробуйте сами), какой силы должен быть голос, чтобы механически влиять на работу «вертушки»!
Легенду о том, что Меркьюри на высоких нотах мог голосом бить посуду, запустил басист Queen Джон Дикон: в первых интервью, а затем и в авторской статье для журнала «Рекорд коллектор» Дикон утверждает, что как минимум дважды «Фредди издавал крик такой силы и громкости, что на столе лопнули хрустальные фужеры».
И хотя, кроме него, никто эти факты не подтверждает, фэны Queen и Фредди в них не сомневаются. Диапозон голоса Фредди Меркьюри составлял четыре октавы, это в жва раза шире, чем голос среднего человека, а с тремя октавами уже можно подумать и о карьере певца. Согласно Книге рекордов Гиннеса, у мужчин пальму первенства здесь держит американский певец Тим Стормс – шесть октав, женский рекорд в восемь октав принадлежит бразилианке Джорджии Браун. Но как говорит известный педагог по вокалу Джанет Эдвардс (среди ее клиентов Леона Льюис, марайя Кэри и Мел Си), «Тренировками диапозон доводится до трех октав, с четырьмя можно только родиться. Условно говоря, от двух октав до трех один шаг, от трех до четырех – расстояние как от Земли до Луны».
В случае с Фредди Меркьюри, главное, по мнению Эдвартс, не диапозон голоса и даже не его сила, а постановка, точнее – полное ее отсутствие!
«В отличии от большинства рок-певцов, мистер Меркьюри пел на так называемом длинном брюшном дыхании, - объясняет Эдвардс, - это школа оперного вокала.
Но Фредди научился этому приему самостоятельно, и так как у него никогда не было своего педагога, его манера далеко не идеальна, но именно в этой, так сказать, дефектности и заключается его прелесть и уникальность.
В рок-музыке певцы поют грудью и поют короткими фразами, а Меркьюри демонстрировал так называемый непрерывный выдох, мы слышим это в «Барселоне» и «Bohemian Rhapsody». В чем его отличие, скажем, от мистера Иэна Гиллана? Певец Deep Purple в молодости тоже умел брать высокие ноты, но то были просто ноты в верхнем регистре, а Фредди Меркьюри на этих запредельных высотах пел текст, артикулировал фразы». Единственный рок-певец, по мнению Эдвардс, пытавшийся работать в манере Фредди, - Роб Хэлфорд из Judas Priest, «но его подводит маленький, по сравнению с Фредди голос».
Занятно, что сам Фредди Меркьюри свой голос уникальным не считал и уж точно не бахвалился им. Как вспоминает Брайан Мэй, «в 1986-м мы репетировали «A Kind Of Magic» для концерта на «Уэмбли», и Фредди вдруг уперся: «Вы играете слишком высоко, мне так не взять!» Мы говорим, что играем в обычной тональности, что он пел так сто раз, а он: «Ну и черт с вами, пойте сами!» Мы с Роджером и спели, а он потом издевался над нашим блеяньем целый год».
Насколько неповторим был Фредди, стало понятно, когда Queen пригласили петь Пола Роджерса: три с половиной октавы голос, вроде бы, достойный приемник, но… Дыхание, и еще раз дыхание! Роджерс поет вещи Queen так, как их спел бы любой профессиональный рокер – с чувством, на отличном форсаже и даже пользуется так называемым несмыканием связок (сложный прием горлового пения), а вот эффекта «Непрерывного выдоха нет!
Как сказал Робби Уильямс, в свое время тоже пробовавшийся на место Фреддт, «все мы, по сравнению с ним, обыкновенные плакальщики рока, мы много чего умеем, мы даже чувствуем его присутствие за спиной. Но спеть, как он, не дано никому, лучше и не пробовать».
Великий Лучано Паваротти ка-то сказал: «У меня был соблазн спеть «Another One Bites The Dustu», и я даже стал репетировать эту вещь, и вдруг обнаружил, что во втором куплете меня меня постоянно тянет на фальцет! Я переслушал оригинал и убедился, что Фредди Меркьюри пел этот фрагмент отнюдь не фальцетом – высоко, но не фальцетом. Это очень трудно, почти невозможно, я знаю лишь двух-трех теноров, которые могли бы повторить это».
Это тоже довольно странный вывод – хотя бы потому, что Фредди считается не тенором, а баритоном, но кто в здравом уме станет спорить с Паваротти!
Но самое удивительное заключается, наверное, в том, на кого Меркьюри ориентировался в начале своей певческой карьеры – это Джон Леннон!
По мнению Фредди, вокальная партия Леннона в «Twist And Shout» - «предел мечтаний рок-певца, эталон выразительности и экспрессии, или петь так или не петь вовсе!»

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

★ Считается, что человеком с самым широким диапозоном голоса был американский исполнитель водевилей Чарлз Келлог (1868-1949): судя по оставшимся после него записям, диапозон голоса составлял 12,5 октав, он мог подражать пению птиц и уходил в ультразвук (14 тысяч Герц).
★ По мнению некоторых специалистов, голос Фредди имел качества, «присущие голосам великих итальянских певцов-кастратов XVII-XVIII веков: широкий диапозон, равную силу в верхнем и нижнем регистрах, способность менять тембральную окраску».
★ По словам Брайана Мэя, Фредди с легкостью пел партию из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, в котрой использована самая низкая нота из всего мирового хорового пения.
★ Фредди Меркьюри был одним из немногих певцов высшей лиги рока, никогда не пользовавшихся услугами консультанта/преподавателя вокала.

Ксения ПОЛИНА

«Я не буду рок-звездой. Я буду легендой ».
Фредди Меркьюри


Псевдоним Фредди Меркьюри (mercury в переводе с английского - ртуть) прекрасно гармонирует с его голосом.

Вокалист группы Queen, ставший одним из самых харизматичных рок-звезд всех времен и народов, родился 5 сентября 1946 года на острове Занзибар под именем Фарух Булсара. Родители певца были выходцами из парсов (этническая группа, связанная с древними персами), но родились в Индии.

В телевизионном фильме «Фредди Меркьюри, нерассказанная история» он предстает как артист, музыкальное мастерство которого достигло совершенства на Западе, но талант которого появился на Востоке. Режиссер фильма Руди Долезал (Rudi Dolezal) указывает на песню Mustapha с альбома Queen 1978 года под названием Jazz.

«После прослушивания этой песни Вы определенно найдете ее очень странной. Какие культуры повлияли на нее, откуда она пришла? » рассказывает режиссер. «Фредди родился на Занзибаре, потом переехал в Индию, потом в Лондон – все эти поездки вполне могли вызвать культурный шок, не так ли? В его жилах текла безумная смесь из совершенно различных культур. Он умело использовал эту свою особенность при написании музыки ».

«У него был суперсексуальный голос », говорит певец Адам Ламберт (Adam Lambert). Победитель «Американского Идола» часами слушал Queen, пытаясь понять, как Меркьюри может петь настолько великолепно. На кастинге к шоу, принесшем ему известность, певец пел одну из самых известных песен английской рок-группы Bohemian Rhapsody.

«В голосе Фредди столько характера и харизмы! » говорит Ламберт. «Он словно берет по чуть-чуть от каждой культуры, от каждого стиля исполнения, и превращает все это в божественную по звучанию смесь ».

Многие поражаются, как Фредди Меркьюри удавалось установить контакт как с небольшой аудиторией, так и с заполненными людьми стадионами буквально за несколько секунд.

Джеки Смит, менеджер фан-клуба Queen, впервые встретила певца в 1982 году, по поводу объявления о вакансии. У нее был постоянный доступ к бэкстэйджам стадионных шоу группы, но она утверждает, что всегда предпочитала видеть группу с мест зрителей.

«Перед сценой всегда существовала невероятная атмосфера », вспоминает Смит. «На последнем шоу в Небворте было около 120 тысяч человек, но все чувствовали себя так, как будто находились в маленьком клубе, потому что Фредди каким-то непостижимым образом добивался контакта с каждым, даже с сидящими на самых дальних трибунах ».

Одним из фирменных приемов Фредди Меркьюри был следующий: он окликал зрителей, а они отвечали ему. Певец мог заставить зрителей петь балладу, подыгрывая им на рояле, а мог устроить на сцене свои фирменные танцы, размахивая микрофоном.

«Он был выше всех, талантливее всех », говорит Адам Ламберт. «В большинстве случаев музыка напрямую связана с сексуальностью, причем не важно, натурал ли вы, гей или бисексуал. Рок-н-ролл – о любви и сексе ».

Открытый гей Ламберт заявляет, что образ жизни и имидж Фредди Меркьюри во многом повлияли на него.

«Сейчас на сцене явно чего-то не хватает », говорит певец. «Сейчас не хватает по-настоящему ярких мужчин-артистов, превращающих свои выступления в что-то наподобие театра. Вот певиц таких много, но где же мужчины? Где классические поп-рок шоумены? ».

Режиссер Руди Долезал утверждает, что в жизни Фредди Меркьюри был очень скромным и всегда ставил свой талант, свою музыку и свой голос перед имиджем. В доказательство он приводит следующую историю:

«Всем известно, что у Фредди были очень странные зубы. Наверняка каждый человек, видевший звезду с подобными зубами, задавался вопросом: «Господи, да у этого парня полно денег, почему он не сходит наконец с дантисту?». Фредди очень боялся, что подобный поход к стоматологу может необратимо и навсегда изменить звучание его голоса. Как видите, он гораздо больше заботился о своем голосе, чем о том, как он выглядит. Мне кажется, такая история о многом говорит ».

В 1991 года скромный бог рок-н-ролла с непредсказуемым, как ртуть, голосом, умер от осложнений, вызванных СПИДом.
«Дух Фредди Меркьюри жив до сих пор », говорит Адам Ламберт. «Он потряс всех ».

Высказывания о Фредди Меркьюри от его коллег:

Дэвид Боуи (David Bowie): «Из всех театральных рок-исполнителей, Фредди Меркьюри зашел дальше… он был вне всех границ и вне всех рамок. Ну и конечно, я всегда восхищался мужчинами, которые не стыдятся носить колготки. Я видел Фредди всего один раз на концерте: это был тот человек, который завоевывал аудиторию как по мановению волшебной палочки ».

Аксель Роуз (Axl Rose) из Guns N’Roses: «Если бы я в детстве не услышал музыки Фредди, я не зню, где бы я был сейчас. В жизни у меня не было настолько прекрасного учителя ».

Элтон Джон (Elton John): «Фредди Меркьюри был новатором как в пении, так и по поведению – как фронтмен группы. Мы были хорошими друзьями, и мне невероятно повезло, что я успел знать этого человека какое-то время в его жизни. У него было потрясающее чувство юмора, порой даже возмутительно он был очень добрым человеком и великим музыкантом, одним из самых потрясающих фронтменов рок-группы. В общем, в последние 20 лет он стал одной из величайших фигур в истории рок-н-ролла». Я скучаю по нему, мы все скучаем по нему, по его музыке, его доброте… Мы всегда будем помнить, что Фредди Меркьюри был особенным ».

Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) из Megadeth и Metallica: «Я знал его, и я видел, как он умирает. Это было невероятно больно, потому что я обожал Фредди Меркьюри. Это был человек, никгда не изменявший себе и своему голосу ».

Трент Резнор (Trent Reznor) из Nine Inch Nails: «Смерть Фредди Меркьюри тронула и повлияла на меня гораздо больше, чем смерть Джона Леннона ».

Почему так много людей воодушевляется при прослушивании пения Фредди Меркьюри? Что в его голосе кажется человеческому уху таким соблазнительным? Команда исследователей решила подойти к этому вопросу с научной точки зрения. Вот что они выяснили.

Научный анализ

Анализ вокального диапазона великого певца показал, что он был способен быстро модулировать свой голос. Это означает, что в его возможностях было заставить звучать себя одновременно и мягко, и грубо. Это, кстати, касается не только пения, но и обычного разговора - например, интервью. Результаты исследования опубликовали в журнале Logopedics Phoniatrics Vocology.

Удивительная способность

Эффект, вероятнее всего, достигался за счет быстрого изменения высоты тона. Это умение для большинства классически обученных вокалистов выходит за пределы их возможностей. Кроме того, возможно, Фредди был в состоянии управлять так называемыми желудочковыми складками своей гортани (маленькими "крылышками" в пределах голосовых связок).

Все это приводило к тому, что Меркьюри удавалось издавать "субгармонию" - сочетание звуков, которое подавляющее большинство людей не в состоянии воспроизвести. Они могут только наслаждаться этим звучанием из уст гения. Команда исследователей сравнивает это со звуковой системой, работающей на пределе, называя певца "следующим по пути к хаосу". Исследователи пришли к выводу, что эти черты в сочетании с быстрым и нерегулярным вибрато, возможно, помогли создать эксцентричный и яркий сценический образ Фредди Меркьюри.

Поговаривали, что вокальный диапазон солиста Queen охватывал четыре октавы, но международная группа исследователей не нашла никакого подтверждения этому. Но абсолютно точно остается фактом то, что удивительно талантливый Фредди Мерекьюри имел невероятный голос, а наука только в очередной раз подтвердила, насколько действительно своеобразным он был.

5 сентября Фредди Меркьюри, легендарному фронтмену группы Queen, исполнилось бы 72 года. Сложно представить Великого притворщика старым и немощным рокером на пенсии, в окружении детей и внуков. «У меня нет никакого желания жить до 70 лет: это, наверное, очень скучное занятие», — сказал он однажды в интервью и .

Не нужно быть большим специалистом, чтобы понимать: вокальные данные Меркьюри исключительны. Даже наука признала величие его таланта. В 2016 году шведские, австрийские и чешские ученые из Университета Палацкого доказали уникальность голосового диапазона певца. Результаты исследования опубликовали в научном журнале Logopedics Phoniatrics Vocology.


Для анализа голоса ученые взяли студийные записи и архивные интервью. В ходе эксперимента исследователи выяснили, что от природы Меркьюри был баритоном, хотя прославился как тенор. Также ученые доказали, что вокальный диапазон певца составлял больше 3, но меньше 4 октав (обычные оперные баритоны поют в пределах 2 октав).



Любопытный факт: однажды Фредди в шутку отказался спеть дуэтом с оперной дивой Монсеррат Кабалье, так как переживал, что фанаты не узнают его, поющего баритоном, и больше не придут на концерты.


Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, «Барселона»

Также ученые изучили «рычащее» пение Меркьюри и пришли к выводу, что певец задействовал не только обычные голосовые связки, но и вентрикулярные складки (так называемые ложные связки). Этой техникой владеют мастера обертонного горлового пения из Якутии, Тывы и Тибета. Наконец, вокалиста Queen отличало необычно быстрое и неровное вибрато (периодическое изменение тембра, силы или высоты звука).



Сочетание этих данных, а еще совершенно дикая, мощная и чувствительная душа помогли Фредди создать харизматичный сценический образ. Каждая вскользь брошенная фраза были откровенными и мистически судьбоносными. Наверное, поэтому они трогают за живое не меньше, чем его песни.


Вот несколько цитат артиста.

«Думаю, что в глазах зрителей я предстаю человеком со сцены, очень надменным, очень агрессивным, окруженным блеском, поэтому всякий раз, когда люди говорят обо мне и видят меня в обществе, они не сомневаются в моей высокомерности. В какой-то степени это даже хорошо, так как я не хочу, чтобы каждому было известно о моих истинных чувствах, ведь это моя личная жизнь»


«Я не хотел заниматься чем-либо еще, поэтому для того, чтобы добиться успеха, я был готов испытать любые трудности и лишения, которые в дальнейшем и преподнесла мне судьба. Неважно, сколько времени потребуется, чтобы преуспеть, вы просто должны верить в это, и я верил. При этом необходимо обладать определенной долей эгоизма, высокомерия и самоуверенности».


«Что я буду делать через 20 лет? Я буду мертв! Сомневаетесь?»

«Если мне суждено умереть завтра, я не буду сожалеть. Я действительно сделал всё, что мог».


Да, Фредди, ты действительно сделал всё и даже больше. Гениев не забывают. Спасибо тебе! С днем рождения!