Творческая история создания романа что делать. История создания и публикации

Особенности и этапы истории создания романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» имеет интересную историю создания.

Сообщение о том, что Н.Г. Чернышевский пишет роман и предназначает его для «Современника» было сделано в одном из писем к А.Н. Пыпину. Произведение было написано в ответ на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Н.Г. Чернышевский не соглашался с И.С. Тургеневым в оценке «нового человека», трагическую противоречивость которого он так убедительно показал. Тургеневскому типу «нигилиста» Н.Г. Чернышевский противопоставил свои типы «новых людей». Роль Базарова в романе И.С. Тургенева сводится к непримиримому отрицанию всех устоев жизни и морали дворянского общества, всех господствующих в этом обществе взглядов на природу, науку, искусство.

С точки зрения И.С. Тургенева, интеллигенты- разночинцы не могут создать своей среды, своего бытового уклада и морали и не способны ничего изменить в ходе исторической жизни общества. Поэтому Базаров остается фигурой трагически неустроенной, не находящей своего места в действительности.

Как крупнейший выразитель противоположной тенденции - цельного и последовательного революционного демократизма, видевшего единственный приемлемый путь в коренных революционных преобразованиях, Чернышевский, естественно, был непримирим к тому истолкованию образа революционного демократа, которое давал Тургенев в своем романе. «Но вот, - картина, достойная Дантовой кисти, - что это за лица - исхудалые, зеленые, с блуждающими глазами, с искривленными злобной улыбкой ненависти устами, с немытыми руками, с скверными сигарами в зубах? Это - нигилисты, изображенные г. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Эти небритые, нечесаные юноши отвергают всё, всё: отвергают картины, статуи, скрипку и смычок, оперу, театр, женскую красоту, — всё, всё отвергают, и прямо так и рекомендуют себя: мы, дескать, нигилисты, все отрицаем иразрушаем» (X, 185), - писал он в статье «Безденежье», предназначавшейся для апрельской книжки «Современника» за 1862 год. В романе «Что делать?» ему особенно важно было, поставив в центре внимания читателей «новых людей» разночинно-демократической среды, раскрыть в их образах как можно полнее не только черты революционеров - разрушителей старого, но в первую очередь те взгляды и свойства характеров, которые показали бы их как строителей новых отношений, творцов более высоких форм жизни.

Также распространено представление о том, что Н.Г. Чернышевский решил сделаться романистом только потому, что был вынужден к этому обстоятельствами: для заключенного в Петропавловской крепости писателя были закрыты иные возможности прямого участия в идейной борьбе своего времени, поэтому он и решил развернуть пропаганду своих идей в беллетристической форме. Это мнение справедливо только отчасти. Подобные соображения высказывались Н.Г. Чернышевским лишь в тот период, когда он готовился начать работу над «Что делать?»5 октября 1862 года он писал из крепости жене о намерении написать книгу «с анекдотами, сценами, остротами, так чтобы ее читали все, кто не читает ничего, кроме романов» (XIV, 456). Задача будущей книги ставилась чисто просветительская: «Чепуха в голове у людей, потому они и бедны и жалки, злы и несчастны; надобно разъяснить им, в чем истина и как следует им думать и жить» (XIV, 456).

В процессе работы над романом «Что делать?»перед Н.Г. Чернышевским встал целый ряд новых вопросов, кардинальных для духовных проблем и практических судеб русской разночинной интеллигенции: стремительно возросшая роль идей в общественной жизни, а в соответствии с этим - возрастающая роль мысли в психологии и в поведении отдельного человека.

Н.Г. Чернышевский писал роман «Что делать?», находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го (112 дней). С января 1863 года рукопись частями передавалась в следственную комиссию по делу Н.Г. Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати.

Помощник смотрителя Алексеевского равелина И. Борисов писал, что читал роман в рукописи и может «удостоверить, что цензура III Отделения в очень немногом исправила его». Роман пропущен «без всяких исключений». После просмотра романа высшими полицейскими и следственными органами цензор Министерства народного просвещения просто уже не решался на какие бы то ни было посягательства на текст произведения.

В.Н. Бекетов в поздней беседе с Н.Я. Агафоновым утверждал, что после того, как роман прошел «фильтру III Отделения», он просматривал его поверхностно и «слепо подписал».

Однако вскоре оплошность цензуры была замечена, ответственного цензора В.Н. Бекетова отстранили от должности. Но роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3-5).

Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

Строгий цензурный запрет с «Что делать?» был снят только революцией 1905 года. Популярность романа была такова, что энтузиасты переписывали и распространяли рукопись. Н.А. Алексеев, старый большевик, четыре раза переписал от руки роман «Что делать?».

В.М. Сапежко переодевался нищим и в большом мешке (будто бы для собирания хлеба) носил рукопись романа «Что делать?», переплетенную им и его товарищами, для распространения в деревнях.

В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

“Что делать?” – роман философа и критика Николая Гавриловича Чернышевского. Период работы над романом – с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года. Место написания – Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, где Чернышевский находился под заключением.

Чернышевский сидел в одиночной камере. Между допросами и попытками выйти на свободу он работал над романом. Всего работа над произведением заняла 112 дней.

С января 1863 года роман Чернышевского начинают по частям передавать в следственную комиссию. За счет того, что роман анализировали по частям, комиссия не усмотрела его скрытый смысл, обратив внимание лишь на любовную линию. Но самом же деле в романе присутствуют революционные идеи, новое видение социальной жизни, экономики и политики.

Так произведение избежало цензуры. Работа Чернышевского начала публиковаться в журнале “Современник”, которым на то время руководил поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Оплошность цензоров стала заметна только после попадания романа в печать. Цензора Бекетова, который был ответственный за допуск рукописи в печать, уволили с должности.

Все номера “Современника”, в которых публиковался роман, тут же оказались под запретом. Но все попытки властей запретить произведение оказались тщетными. Роман переписывали от руки, он обрел чрезвычайную популярность среди читателей.

Работа Чернышевского бурно обсуждалась в обществе. Реакция на роман была неоднозначной. Одним произведение пришлось по душе, другие же критиковали автора. Но все равно “Что делать?” зацепил читателей и заставил их задуматься о жизни.

До 1905 года в России роман был под запретом. Его нельзя было пускать в печать. Однако известно, что в Швейцарии роман опубликовали еще в 1867 году. Сделали это русские эмигранты.

До 1917 года в печати было уже четыре издания “Что делать?” Подготовил их сын Чернышевского, Михаил Николаевич.

Одним из показателей популярности произведения можно считать наличие множества переводов “Что делать?” Так, роман доступен на голландском, польском, венгерском, английском, итальянском, французском, шведском и сербском языке.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий. Главная героиня – Вера Павловна Розальская. Чернышевский не зря сделал центровым персонажем именно женщину. Женщинам было гораздо сложнее добиться значимого положения в обществе.

В основе романа – реальная история из жизни. Друг Чернышевского, доктор Петр Иванович Боков, фиктивно женился на своей студентке Марье Александровне Обручевой. Девушка стремилась к независимости и получению знаний.

Потом Марья Александровна влюбилась в физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Видя, что между Сеченовым и Обручевой вспыхнуло настоящее чувство, Петр Иванович Боков не стал препятствовать их отношениям.

Год написания: Публикация:

1863, «Современник»

Отдельное издание:

1867 (Женева), 1906 (Россия)

в Викитеке

«Что делать?» - роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского , написанный в декабре - апреле гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Роман был написан отчасти в ответ на роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» .

История создания и публикации

Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости , с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник » (1863, № 3-5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. - все на разные тоны» .

«Для русской молодёжи того времени она [книга „Что делать?“] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем» .

Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа - любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

  • В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий . В «наивной утопии» четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего. И этого большого будущего к настоящему времени (сер. XX - XXI в.) алюминий уже достиг.
  • «Дама в трауре», появляющаяся в конце произведения, -- это Ольга Сократовна Чернышевская, жена писателя. В конце романа речь идёт об освобождении Чернышевского из Петропавловской крепости, где он находился во время написания романа. Освобождения он так и не дождался: 7 февраля 1864 года был приговорён к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибирь.
  • Главные герои с фамилией Кирсанов встречаются также в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети ».

Литература

  • Николаев П. Революционный роман // Чернышевский Н. Г. Что делать? М., 1985

Экранизации

  • 1971: Трёхсерийный телеспектакль (режиссёры: Надежда Марусалова, Павел Резников)

Примечания

См. также

Ссылки

Категории:

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Николай Чернышевский
  • Политические романы
  • Романы 1863 года
  • Романы на русском языке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Что делать? (роман)" в других словарях:

    - «Что делать?» философский вопрос различных мыслителей, религиозных деятелей, пророков, а также литературные произведения с этим названием: «Что делать?» роман Николая Чернышевского, главное его произведение. «Что делать?» книга… … Википедия

    Название знаменитого социально политического романа (1863) Николая Гавриловича Чернышевского (1828 1889). Основной вопрос, который в 60 70 е гг. XIX в. обсуждался в кружках молодежи, был, как пишет революционер П. Н. Ткачев, «вопрос о том, что… … Словарь крылатых слов и выражений

    Дата рождения: 16 июня 1965 Место рождения: Макеевка, Украинская ССР, СССР … Википедия

Как известно, роман «Что делать?» был написан Николаем Чернышевским в стенах Петропавловской крепости. Писатель был арестован властями в июле 1862 года из-за опасений открытого восстания. Это произошло после письма Герцена, в котором он открыто заявлял, что планирует вместе с Чернышевским напечатать за границей «Колокол». В декабре того же года писатель начал работу над своим крупнейшим романом. Он был написан за 112 дней и опубликован в журнале «Современник». Политический подтекст произведения был замечен не сразу. Сначала просматривалась только любовная линия романа.

Оплошность цензуры была замечена немного позже. В результате, ответственный цензор Бекетов был даже отстранен от работы. Несмотря на запрет, наложенный на те номера журнала, где был напечатан роман «Что делать?», текст распространился уже по всей стране и вызвала резонанс в обществе. Молодежь считала произведение Чернышевского своего рода знаменем и программой на будущее. В 1867 году роман вышел отдельной книгой в Женеве и быстро распространился среди русских эмигрантов. Впоследствии его перевели на многие европейские языки, а в России запрет на его печать длился до 1905 года. Отдельным изданием на родине произведение появилось уже после смерти писателя, в 1906 году.

В процессе работы над своим романом Чернышевский поднимал многие волнующие общество проблемы, в частности, духовные проблемы русской интеллигенции, существовавшие на тот момент в стране.­ Он едва ли не первым из русских писателей затронул вопрос психологии в поведении отдельно взятой личности. На первый взгляд целостная структура произведения была по-своему разделена на несколько отдельных сюжетов, которые органично переплетались между собой. Автор понимал, что для женщины подняться из «низов» к общественно-значимой деятельности было гораздо сложнее. По этой причине центральным персонажем романа стала Вера Павловна Розальская - человек самостоятельный, здравомыслящий и зрелый духом.

Равно как и Вера Павловна, все остальные основные персонажи произведения озадачены мыслью о счастье «порядочного человека». Их всех объединяет добросовестность и честность. Это люди полны интересных идей и целей, знают, как достичь желаемого, и убеждены в силе правды. Они прекрасно понимают, что невозможно достичь счастья личного за счет другого человека и потому прокладывают свой путь самостоятельно. Это люди-рационалисты, убежденные в безграничных возможностях разума и силе самоанализа. По мнению Чернышевского настоящая любовь к человечеству могла развиться только через глубину личностных привязанностей. Такого рода психологические размышления, нравственные правила и вдумчивый анализ и вошли в сюжет романа «Что делать?».

Семейно-психологическую тему можно назвать сквозной и откровенно изложенной в произведении. Помимо этого, был в романе и потайной сюжет, который можно наблюдать в главе «Особенный человек». Рисуя образ молодого Рахметова , Чернышевский показывал, каким должен быть подающий надежды революционер и человек «нового поколения». Несмотря на все видоизменения, перепечатку и цензуру, наложенную на роман, решительно все эпизоды достигли до общества и затронули широкие круги читателей того времени.

Дата публикации 20.02.2018

Своеобразие истории создания романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Балахонова Анастасия Александровна

Христова Татьяна Юрьевна
студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматривается особенность задумки и творческая история создания романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Ключевые слова: Н.Г. Чернышевский, роман, история создания, творческая история

The originality of the history of the nove l«What to do?» by N.G. Chernyshevsky

Balakhonova Anastasia Alexandrovna

Khristova Tatyana Yurievna
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: The article considers the peculiarity of the idea and the creative history of the novel «What to do?» by N.G. Chernyshevsky.
Keywords: N.G. Chernyshevsky, novel, history, creative story

Общеизвестно, что произведение Н.Г. Чернышевского «Что делать?» имеет богатую и уникальную творческую историю.

Примечательно, что за пару месяцев до начала работы над своим «ключевым» произведением творческой деятельности, романом «Что делать?» Н.Г. Чернышевский, делясь с супругой, Ольгой Сократовной, своими литературными замыслами, отмечал, что он окончательно обдумал планы своих трудов, о которых так мечтал: «История материальной и умственной жизни человечества», «Критический словарь идей и фактов», в котором «будут перебраны и разобраны все мысли обо всех важных вещах, и при каждом случае будет указываться истинная точка зрения». Далее на основе этих двух работ он составит «Энциклопедию знания и жизни» – «это будет уже экстракт небольшого объема, два-три тома, написанный так, чтобы был понятен не одним ученым, а всей публике...» .

Так, рукопись писателя-материалиста пересылалась из одной крепости по частям. По-нашему мнению, данное решение Н.Г. Чернышевского было весьма остроумным.

Следует отметить, что творческая работа над рукописью началась спустя пять месяцев нахождения в Петропавловской крепости, 14 декабря 1862 года, в то время, которое было связано с восстанием декабристов против самодержавной системы. Интересно, что писатель создавал роман в свободное от допросов и составлением писем протестующего характера время .

И уже 26 января 1863 года начало романа «Что делать?» переслалось из Петропавловской крепости полицеймейстеру в качестве передачи двоюродному брату Н.Г. Чернышевского, А.Н. Пыпину, с правом напечатать ее «с соблюдением установленных правил для цензуры». От А.Н. Пыпина рукопись дошла к Н.А. Некрасову, не дожидаясь завершения произведения, он начал печатать его в журнале «Современник». Далее, Н.А. Некрасов повез рукопись Н.Г. Чернышевского в типографию г. Вульфа, которая находилась рядом с его квартирой, на улице Литейной, возле Невского, где произошел удивительный случай.

Многие критики отмечали, что с Н.А. Некрасовым приключилось несчастье: он обронил рукопись. В своих воспоминаниях сам Н.А. Некрасов отмечал: «… И сколько раз прежде я на ваньках возил массу рукописей в типографии, никогда листочка не терял, а тут близехонько, и не мог довезти толстую рукопись!.. Прошло четыре дня… Трижды появлялось в «Ведомостях полиции» объявление о потере рукописи, но никто не откликался… Значит, погибла она!» .

Интересно, что лишь на пятый день рукопись Н.Г. Чернышевского была найдена: Н.А. Некрасов получил записку «Рукопись принесли…».

Таким образом, сам роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» был написан приблизительно за три месяца (14 декабря 1862 года – 4 апреля 1863 года). Писатель реализовал в данном произведении собственную эстетическую программу (идеи из диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1853), вложив в роман двойной план: семейно-психологический (история жизни в семье и любви Веры Павловны) и революционный (призыв к изменению общественной ситуации в стране) .

Список литературы

1. Вайль П.Л. Роман века: «Что делать?» Н.Г. Чернышевского / П.Л. Вайль – М.: Родная речь. – 1991. – 125-132 с.
2. Паперно И. Семиотика поведения: Н.Г. Чернышевский – человек эпохи реализма / И. Паперно. – М.: Новое литературное обозрение. – 1996. – 208с.
3. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях / Н.Г. Чернышевский – М.: Художественная литература. – [Текст]. – 1985. – 399 с.