Трупы не по карману. Студенты-медики практикуются на манекенах и лягушках. Каковы последствия заражения паразитами

Каждую пятую прогулку с собакой человек приносит в дом яйца токсокар, выяснили российские ученые. Посвященная этому была опубликована в журнале Veterinary Parasitology.

В организме человека из яиц токсокар вылупляются личинки, которые могут проходить через стенку кишечника в кровоток и разноситься кровью в органы и ткани, вызывая различные формы заболевания в зависимости от того, где они оседают.

Наиболее тяжелые случаи наблюдаются при попадании личинок в глаза или мозг.

Токсокароз может быть чрезвычайно опасен для человека. В марте 2018 года японские врачи описали в журнале BMJ Case Reports случай заражения токсокарами, который чуть не привел к слепоте.

Если бы они добрались до глаз мужчины, то он бы мог ослепнуть.

Куда плачевнее закончилась история австралийского подростка, на спор проглотившего . Слизень оказался заражен червем Angiostrongylus cantonensis, который поразил мозг юноши и привел к более чем году комы и почти полному параличу. Спустя десять лет после заражения он скончался в больнице, сказав матери на прощание, что любит ее.

Порция «целебного» супа из пораженных грибом гусениц обходится любителям экзотики почти в $700.

С 1990-х годов спрос на гриб уверенно рос за пределами Китая, несмотря на отсутствие клинических доказательств его эффективности. По данным исследователей из Стэнфордского университета, гриб приносит предприимчивым торговцам до $11 млрд в год. Сбор пораженных гусениц идет такими темпами, что популяция гриба не успевает пополняться.

Ситуацию осложняет то, что для гриба комфортен прохладный климат, а глобальное потепление оставляет ему все меньше экологических ниш.

Заражение печеночными сосальщиками приводит к поражению печени и желчевыделительной системы, печеночным коликам и холицеститу.

В первые недели заболевание сопровождается лихорадкой, кашлем, сыпью на коже, потерей аппетита и болями в животе.

Исследователи установили, что присутствие печеночных сосальщиков в почве на пастбищах Великобритании возросло за последние десятилетия с 48% до 72%. Печеночные сосальщики недолго живут вне организма хозяина, но высокая влажность почвы и повышение температуры увеличивают срок их жизни.

Психология как наука и практика дифференцировалась на академическое, прикладное и практическое направления, что характерно для всех развитых паук. Эта дифференциация научной деятельности обусловлена различием целей, средств, способов и результатов научной деятельности в том или ином направлении, а также реализации научных знаний.

Академические исследования направлены на изучение непознанных объектов и их свойств. Это область таинственных явлений природы, общества, человека и бесконечных форм жизни и существования материи. Познавательная деятельность составляет основное содержание академической науки. Не специфика раскрывается в соответствующих целях, средствах, способах и результатах (продуктах).

Целью академической психологии является познание законов психической деятельности , формирования и функционирования психологии человека. В этой цели заключена и основная мотивация "академистов", связанная с любознательностью и любопытством, желанием узнать что-то новое о неизвестном. Это познание ради познания. Прагматические мотивы человека, профессионально занимающегося академической психологией, в этом случае связаны с карьерой ученого.

Средства познавательной деятельности в академической психологии разрабатываются самими учеными, которые выстраивают их соответственно своим теоретическим конструктам, т.е. представлениям об изучаемом явлении. В этом смысле показательно высказывание Э. Боринга: "Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта", т.е. исследователь изучает не столько феномен, сколько свое представление о нем. Поэтому в психологии существует много методик, направленных на исследование одних и тех же феноменов, но рассматриваются эти феномены под разным углом. Орудия познания в психологической науке нередко получают имена своих изобретателей. Например, "Пятна Роршаха", "16-факторный личностный опросник Кеттелла", "Семантический дифференциал Осгуда", "Тест репертуарных решеток Келли" и др. Они тиражируются и модифицируются в различных методических процедурах. Каждая из методик нуждается в инструментальной оснастке. Работа с научно-исследовательскими средствами в академической науке превращается в специальную деятельность "методический эксперимент", направленную на изобретение, апробацию и валидизацию методических средств.

Способы научно-исследовательской деятельности осмысливаются как методология научного познания, которая объективируется в методах и технологиях познавательной деятельности. Они составляют содержание исследовательского процесса как последовательности познавательных действий, операций и приемов. Все это определяет существо научно-исследовательских процедур.

Продуктом академического познания является система знаний о предметной области конкретной науки. В психологии - это психологические факты, закономерности психической деятельности, представления о психической организации, концепции и теории. Все эго относится к фундаментальным проблемам психологической науки. В процессе их осмысления закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач. Академические исследования расширяют запас научных знаний, необходимый для практических изобретений и разработок. Обоснованности и доказательности научных знаний служит экспериментальный метод. Проникновение его в психологическое познание предопределило возникновение психологической науки в ряду других наук (физических, биологических, социальных).

Родоначальником академической психологии можно считать Вильгельма Вундта, который в 1879 г. организовал лабораторию экспериментальной психологии, где проводились систематические исследования функций психического отражения экспериментальным методом, и начал специальное обучение психологов в Лейпцигском университете.

Прикладные исследования должны решать вопросы оптимизации деятельности человека в конкретных условиях. В прикладных исследованиях используются достижения академических исследований, но применительно к определенной деятельности человека. Акцент в них делается на функциях конкретной деятельности человека.

Целью прикладной психологии является рационализация поведения и деятельности людей для достижения наибольшей эффективности.

Г. М. Андреева пишет, что целью всякого прикладного исследования является непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества . Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Средства прикладной психологии создаются специально для отдельных случаев рационализируемой деятельности и поведения. Это чаще всего модификации средств академической науки, хотя могут быть и оригинальные изобретения.

Способы прикладной психологии представляют собой моделирование условий, функциональных зависимостей, человеческих отношений, мотивов и всех других компонентов психической организации человека, объективированных в моделях конкретной деятельности , которую предполагается оптимизировать.

Продукты прикладных исследований представляют собой конкретные модели оптимального взаимодействия в системах "человек - предметный мир" и "человек - человек".

В числе родоначальников прикладной психологии следует выделить X. Мюнстерберга, который в начале XX в. заложил теоретические основы технологических решений в прикладных исследованиях профессиональной деятельности.

Практическая психология трансформируется в профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи конкретному человеку или группе людей по преодолению разного рода психологических проблем, по психологической поддержке и сопровождению.

Целью практической психологии является воссоздание целостной и психически здоровой личности посредством психологической помощи по запросу клиентов.

Средства психологической помощи сосредоточены в психотерапевтических способностях психолога. Он сам является основным инструментом своей профессиональной деятельности, где специальные знания, психологическая одаренность, прозорливость и интуиция реализуются в средствах общения с клиентом.

Способы практической психологии заключены в технологиях общения и воздействия на клиентов. По форме это психологические беседы и консультирование, тренинги. Важным способом поиска мишеней (проблем клиента) является психодиагностика. Большое количество проблем порождает множество частных технологий психотерапевтического воздействия. Более того, применение той или иной технологии связано с тремя факторами: спецификой проблемы клиента, его субъектными характеристиками, а также навыками применения той или иной технологии практическим психологом.

Продуктами практической помощи является психологическая адекватность и социальная адаптированность личности.

Родоначальником этого направления психологической науки и практики можно считать Зигмунда Фрейда, который не только разработал

основные технологические принципы психоанализа, но и научно-теоретическую базу психотерапии как особого направления врачебного дела. В дальнейшем его последователи, а также представители гуманистического направления, в частности Карл Роджерс, расширили практическую деятельность психолога на область взаимодействия с клиентами, не подозревающимися в психических и личностных расстройствах, в рамках психологического консультирования.

  • Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2014.

Еще со времен Гиппократа обучение будущих врачей было неразрывно связано с практикой на трупах. Как оказалось, в XXIвеке организовать ее - непозволительная роскошь для большинства российских вызов. Во многих учебных заведениях студенты-медики продолжают обучаться на пластмассовых симуляторах. Не спасло ситуацию и изобретение петербургского профессора Ивана Гайворонского, который смог значительно удешевить процесс пластинации - превращения тела умершего в биологический экспонат, который можно использовать для медицинских опытов.

«Студентов, занимающихся только на имитаторах, нельзя допускать к врачебной деятельности, - считает заведующая кафедрой анатомии человека СПГМУ им. Павлова Людмила Алексина. - Врачи практикуются на трупах еще со времен Гиппократа. В нашем университете есть своя база, где занимаются студенты».

Это - голова когда-то живого человека, в которой белок заменили силиконом. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

В медицинских институтах Петербурга большой популярностью пользуется заменитель трупов - пластинат. «Пластинат - это трупный материал, разработанный по методике профессора Гайворонского, - объяснила корреспонденту сайтСветлана Макаренко, первый проректор Медико-социального института. - Настоящие трупы обрабатываются по специальной технике. После этого они не видоизменяются и могут долго храниться. Наши студенты занимаются на таком материале. Также за время учебного процесса проводится много операций на животных. К сожалению, пока что это основной вариант: содержание трупов обходится для вуза очень дорого - намного дороже, чем имитаторы человеческого тела». На имитаторах студенты отрабатывают неотложную помощь, принятие родов и хирургические операции.

Пластинация по-русски

Пластинацию изобрел немецкий ученый Гюнтер фон Хагенс в 80-х годах двадцатого столетия. Он заполнял органы умерших людей полимерами, в результате чего труп не разлагался и не деформировался. Этот процесс был очень дорогостоящим, а потому не подошел для российской науки. Ситуацию спас профессор Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии. Он разработал менее затратную технологию. Метод Гайворонского назвали «полимерным бальзамированием». Сейчас им пользуются многие медицинские вузы города. Суть такого бальзамирования состоит в том, что из органов человека выкачивается вся вода и жир. После этого органы заполняют силиконом. В результате таких манипуляций тело будет храниться вечно. Единственное, от чего может пострадать пластинат, - атака грызунов, которые любят употреблять в пищу живые ткани.

«В платинате видны все сосуды, все мельчайшие детали, - объясняет заведующий кафедрой физиологии и патологии Химико-фармацевтической академии Александр Тюкавин. - Это самое современно изобретение на сегодняшний день. Трупы для вуза достать очень сложно, их не хватает. А пластинат купил один раз, и все».

По срезу головы живого человека можно подробно изучить анатомию. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

В академии обучают провизоров - аптечных сотрудников. На кафедре есть практически весь комплект органов-пластинатов. «Пластмассовые муляжи - это прошлый век, - считает Тюкавин. - Они годятся только для изучения анатомии в обычной школе, но не в медицинском вузе. Когда у нас появились пластинаты, мы выбросили всех лягушек, на которых проводились операции. Муляж связывает врачу руки, на нем можно показать не больше, чем на картинке. С помощью пластината мы в буквальном смысле заглядываем внутрь человека».

Через метод полимерного бальзамирования получается фактически мумия человека - только она не высыхает. Такой материал прослужит многим поколениям молодых врачей. Однако метод Гайворонского категорически не одобряет церковь. «Даже если человек завещает себя науке, делать из него мумию ни в коем случае нельзя, - высказался представитель Санкт-Петербургской епархии. - Каждый человек после смерти должен быть похоронен по христианскому обычаю, а именно - предан земле. Здесь же человека мумифицируют, а потом делают с ним, что угодно - режут, вскрывают, ставят опыты. Это похоже на первобытный строй».

Пластинаты имеются только в петербургских вузах. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Манекены для киношников»

Зачастую выпускникам медицинских вузов приходиться всему учиться уже на работе. «Несколько лет назад, перед выходом на пенсию, я работал в одной из больниц Ленобласти, - рассказывает хирург первой категории Михаил Домрачев. - Многие молодые люди, пришедшие к нам сразу после вузов, не то что никогда не работали с трупами самостоятельно - они даже не видели, как проводятся операции. Теоретические знания у них были, но применить на практике эти знания они не могли. В этом абсолютно нет вины самих студентов или медицинских вузов. Дело в том, что с каждым годом на медицину из бюджета выделяется все меньше денег и сил».

По действующему законодательству, медицинские вузы не обязаны обеспечивать студенту практику на трупах или пластинатах. Для обучения врачей достаточно лишь муляжа, как в кабинете биологии в школе. Пластинат является необязательным дополнением. Петербургу повезло, здесь даже провизоры в Химико-фармацевтической академии учатся на пластинатах, а врачи в разных городах России - на лягушках и муляжах.

По словам Домрачева, пластинат может стать достойной заменой трупам в медицинских вузах: пластинат ничем не пахнет и от него нельзя заразиться опасными болезнями, в отличие от трупов. Известны случаи, когда студенты-медики по неосторожности заносили себе в организм кровь ВИЧ-инфицированного трупа и заболевали им сами. «Пластинат - новейшее слово в науке, - считает хирург. - Этот способ надо продвигать в стране, но петербургские власти не торопятся это делать. Я спросил у знакомого чиновника, почему так происходит. Он ответил, что в этом слишком много мороки, и никто не хочет заниматься данным вопросом. Вот и все, тупик».

Получается, в настоящее время практику на реальных трупах или на пластинате могут себе позволить только крупные вузы. Манекен же, каким бы натуральным он ни выглядел, никогда не сможет заменить настоящее тела.

Органы-пластинаты совершенно безвредны, а на ощупь - как резина. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Такие манекены могут подойти только для киношников, чтобы фильмы снимать, - считает судебный эксперт-криминалист Георгий Д. - Врач должен практиковаться на настоящем трупе. Что касается пластинатов, здесь главная проблема даже не в том, что они дорогостоящие. Оборудование для пластинации стоит около 10 тысяч евро. Для процедуры нужны дорогие и большие холодильники - это еще 30 - 40 тысяч евро плюс наличие просторных помещений. В нашей стране из всего пытаются выжать деньги. Вспомните хотя бы скандал в Новосибирске - когда врачи незаконно пытались переправить тела для пластинации в Германию».

«Трупный» бизнес

Для российских вузов пластинация затруднительна не только с финансовой стороны. На полную пластинацию организма уходит около года. Для того, чтобы обеспечивать вузы пластинатами, должна быть специальная лаборатория, где эти процессы будут проходить непрерывно. В России такой лаборатории нет. Профессор Гайворонский создает пластинаты с помощью оборудования на кафедре ВМА.

Подобные манекены годятся только для занятий в средней школе. Фото: АиФ / Яна Хватова

Медицинские вузы в настоящее время испытывают острый дефицит в трупном материале. Трупы, на которых практикуются студенты, - в основном принадлежат бездомным. «Сотрудники моргов поняли, что трупы нужны всем вузам, - говорит Георгий Д., - и начали заниматься «трупным» бизнесом. Они продают трупы тому, кто больше заплатит. Иногда цена может достигать 200 - 300 тысяч рублей. Вузы, у которых нет таких денег, оказываются не у дел. Занятия же на симуляторах сродни детской игре в «дочки-матери». Если маленькая девочка готовит воображаемый суп в песочнице, она ведь не сможет приготовить настоящий, съедобный суп. То же самое и с врачами - я бы ни одного студента, практиковавшегося на симуляторах, близко не подпустил бы к живому человеку».

Постоянно доставать свежие трупы очень затруднительно, а пластинаты пока не распространились дальше нескольких вузов. Остальным студентам остается лишь практика на манекенах и лабораторных животных - крысах и лягушках. Анатомии же человека такие хирурги будут учиться прямо в процессе - когда будут делать несчастному пациенту операцию.

Центральная тема философии всех религий: мы трагически недооцениваем самих себя. Слова разных традиций различаются, но передают одну и ту же суть: мы больше, чем нам кажется. Наше эго – капля на поверхности безбрежного океана бессознательного, Самости, безграничного ресурса, который можно описать только идеей Бога.

Философских и религиозных подходов к познанию самого себя много, но для того, чтобы пройти духовым путём, необходимо руководствоваться некоторыми принципами. Можно определить 8 основных правил духовных практик на пути изменений.

1 правило. Соблюдайте умеренность.

Начинать всегда нужно с посильного, рассчитывайте свои силы: вы отправляетесь в долгое и опасное путешествие, в котом будут испытания и препятствия. Духовная практика подобна восхождению по лестнице, где важно постепенное приобретение опыта. Стремясь сразу воспользоваться лифтом или перепрыгивать ступеньки, мы рискуем упустить важные изменения в душе и быстро потерять интерес.

Например, без опыта медитации или молитвы не стоит бросаться с головой в эти практики и часами пытаться сосредоточить ум. Начните с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

Не стоит также сразу раз и навсегда от чего-то отказываться. Определите для себя испытательный срок, в течение которого сможете оценить насколько вы готовы к таким изменениям.

2 правило. Анализируйте изменения.

Каждая духовная практика способна изменить нас. Этот добровольный эксперимент будет иметь смысл, если мы будем исследовать свой опыт. Анализируйте всё, что переживаете, чувствуете. Отслеживайте своё сопротивление, реакцию окружения. Происходят изменения и важно понимать, что именно меняется.

3 правило. Ведите дневник.

Это правило поддерживает предыдущий принцип. Результаты анализа целесообразно фиксировать. В дневнике хорошо прописывать цели, инсайты, ошибки и успехи. Дневник становится нашим другом, который поддерживает и напоминает в трудную минуту о том, куда мы направляемся. Как корабельный журнал, дневник даёт связь с реальностью, помогает увидеть картину уже прошедшего пути. Записывая свои цели, мы получаем гораздо больше шансов добиться успеха.

Помните про правило умеренности: не нужно превращать ведение дневника в непосильную работу. Даже несколько минут записей в день могут быть весьма ценны.

4 правило. Возобновляйте практику.

У каждого практикующего есть свои истории о неудачах, каждый спотыкался на пути. Неудача может заставить думать, что практика не улучшает положение дел и вы двигаетесь назад. Это естественный и ценный целительный процесс. Практики не только воспитывают положительные качества, но также вскрывают старые болезненные воспоминания и эмоции. В такой период высок соблазн погрузиться в дела, в неотложные семейные проблемы или просто забросить практику, поддавшись приступу лени.

Посоветуйтесь с учителем или с психотерапевтом, который разбирается в духовной практике. Возможно, сейчас вам необходимо какое-то время заниматься практикой менее интенсивно или сменить тип практики.

5 правило. Относитесь к себе бережно.

Духовный путь – начало роста в нас новой сущности. Этот процесс похож на выращивание растения или воспитание ребёнка. Проявите доброту и снисходительность к зарождающимся процессам. Научитесь поддерживать себя и бережно относиться к своим новым потребностям. Мы люди, а человеческие существа несовершенны. Если бы мы могли выполнять духовные практики в совершенстве, нам бы не нужно было практиковаться.

Если чувствуете необходимость поддержки, найдите учителя, духовных друзей или психолога, который поддержит ваш рост.

6 правило. Получайте удовольствие.

Может показаться, что духовная практика всегда требует самопожертвования, а все святые были мучениками. Это далеко не так. Одна из главных целей духовной практики – радость и блаженство. Признак верного пути – способность испытывать удовольствие, занимаясь духовной практикой. Если вы встречали духовно зрелых людей и мудрецов, то могли заметить, что они счастливые люди. Счастье делает человека менее озабоченным собственными интересами и открывает ему мир других людей.

7 правило. Создайте привычку.

Практика должна закрепиться в вашем жизненном ритме. Пока новая привычка не станет устоявшейся, лучше всего не делать никаких исключений. Создайте для себя правило, которое сможете выполнять и точно следуйте ему. Начинайте сегодня хотя бы с малого и сделайте практику частью каждого дня.

8 правило. Назначьте практике высший приоритет.

Сделайте практику важнейшим делом дня. Путь для начала это будет одна минута регулярной практики в день. Но это должна быть самая важная минута вашего дня. Присвойте ей высший приоритет.

Конкретная практика может меняться, могут быть и свои особенные правила. В духовной жизни свой ритм и каждому из нас важно прислушиваться к себе, понимать, какая практика более всего подходит.

В нас заключён огромный потенциал, с более высокими стадиями духовного роста неразрывно связан и более высокий уровень зрелости. Духовные практики – инструменты, которые делают такой рост возможным. Главное – побороть боязнь своего собственного потенциала.

Нет! Я сказал: нет, нет и нет! - кричал мой отец, - Никогда, слышишь, никогда моя дочь не полетит к людям!

Наитир, но ведь у Валисы направление на практику. Она не сама выбирала, ее направила комиссия Объединенной Академии, - пыталась успокоить моего отца мама.

Ты не понимаешь! - бушевал мой отец, а вокруг стал сгущаться торнадо. Потому что когда нимф сердится, то он образовывает воронку.

Как-то в далеком детстве я сунула свой любопытный нос в воздушный вихрь, и меня закружило так, что папа еле вытащил оттуда. - Э-то лю-ди! - эту фразу папа произнес по слогам, - У них нет магии, их жизнь быстротечна!

Наитир, дорогой, но ведь там живет Бартис, - пыталась мягко убедить мама папу.

Тем более! - взревел папа. - Валиса! Чтобы я не видел тебя рядом ни с одним нимфом!

Пап, но ведь ты ниф, - я думала этот довод разумный, но оказалось, ошибалась.

К Бартису не подходить близко на день полета! - продолжал реветь дальше отец.

Ты поняла деточка? - тут же встряла моя умная мама, - Ты можешь отправляться на практику к людям, но к Бартису не приближаться ближе, чем на день полета.

Выданное мной пламя опалило крылышки птичке, и она обиженно чирикнула.

Не получается! - чуть не плача произнесла.

Еще раз! - махнула рукой, в которой держала яблоко, Эолана. - С яблоком же получилось. Правда теперь его есть нельзя, но главное у тебя стало получаться!

Эхэхэ! - вздохнул купидон Апполоша над нами и подпер розовую щечку пухленькой ручкой.

Утешала меня подруга и заодно учительница по курсу Приворотов в Объединенной Академии нимфа любви Эолана.

Птица феникс обиженно топталась и поглядывала на горе испытательницу, то есть на меня. Эолана пыталась научить меня приворотам. Нимфе любви такое умение дается от рождения, а мне дракону, легче было испепелить любого нимфа, чем приворожить, что я сейчас наглядно и демонстрировала.

Задача по курсу была простая - сконцентрировать магию любви и послать заряд в испытуемого. С четвертым яблоком получилось, оно теперь было насыщенно приворотной магией. Потом мы перешли к живым объектам, выбрав для этой благородной цели птицу феникс, которая может восстанавливаться после огня. Моя приворотная магия все время трансформировалась в огонь по непонятной для меня причине.

В очередной раз, подпаленный феникс отрастил перья и стал краше прежнего, он только из-за этого и согласился терпеть над собой эту пытку. В естественной природе ему несколько лет пришлось бы ждать такой окраски, а еще пару моих приворотов и жених будет просто загляденье.

Мы сидели на толстой ветке огромного дерева, который рос у реки. "Тут безопасно" - пояснила мне Эолана. Очередной столб пламени, выданный мной в феникса, вновь подтвердил это решение.

Не получается! - в сердцах сказала я и надулась, сложив руки на груди.

Эх! - снова выдал молчаливый свидетель моих научных трудов купидон Апполоша.

А ведь у меня практика! Мне нужно было отправляться в человеческое государство, найти объект и приворожить. Дело пустяковой, но не для меня. Чувствую, это задание специально подсунула нимфа-преподавательница по флористике, когда я случайно подпалила ее гербарий.

Но я же не нарочно! Мы рассматривали прекрасный сборник сухих трав. Но ведь я дракон, а потому чувствую все запахи острее. Сборник старый, засушенные листья пахли остро. А тут мы дошли до Руты душистой. Обоняние перехватило, нос зажала, да остановиться не смогла. Чихнула от всей своей драконьей души. Пламя слизало пол гербария. Да так ровненько, что оставшиеся листики не пострадали.

Как же она меня колотила молниями! Я хоть и превратилась в дракона, но мои чешуйки долго еще остывали в речке, куда залезла после наказания. Сижу в воде отмокаю, а нимфа-преподавательница меня распекает за утрату бесценного гербария. А я возьми и уточни:

Половины гербария.

Вот тогда-то и прозвучали грозные слова нимфы-преподавательницы: "Устрою тебе практику! Запомнишь эти пол гербария!"

Я еще так надеялась, что родители не согласятся и папа меня отмажет от этой практики, но мудрая мама вмешалась и теперь мне вся судьба лететь в человеческое государство и привораживать существо без магии. Да он от такого приворота сгорит не хуже феникса. Эолана оптимист по жизни, меня уверила, что за последний день до практики научит тому, чему не смогли научить меня великие умы в Объединенной Академии за десять лет.

Вот теперь сижу, учусь.

После несчитанного преображения феникса в расфуфыренного красавца, Эолана погрустнела. Энтузиазм поутих и мы задумались. Я думала о погубленной практике, потому что если я буду продолжать привораживать людей, то выкошу там у них все население, в смысле мужскую часть. Эолана не знаю о чем думала, но в задумчивости стала есть яблоко с моим приворотом.

Вижу выход! - вдруг радостно сообщила мне подруга.

Какой? - безнадежно спросила ее.

Найдешь моего дядю Бартиса! - я запротестовала. - Не торопись. Во-первых, он нимф любви, и если приворожится, то потом сам легко с себя приворот снимет; во-вторых, у него есть магия и когда ты перестараешься с огнем, он легко может поставить защиту и останется целым! - Торжествующе произнесла мне Эолана.

Мне папа запретил к нему приближаться на день полета, - напомнила ей.

И что? Подууумаешь! - протянула подруга. - Не говори, что собираешься с ним встретиться. А когда приворожишь, твой папа первым будет от радости ручки потирать. У них там какие-то давние счеты.

Какие? - любопытство взяло верх.

А! Я не вдавалась в подробности! - беззаботно махнула ручкой Эолана, догрызая мое яблоко.

Эл, яблоко, - в ужасе покосилась на свое произведение приворотного искусства.

Мда, засада, - потерла щечку подруга. - Как же это я успела все съесть?

Приворожила, - сделал вывод купидон Апполоша и снова вздохнул.

Эолана судорожно сглотнула.

К кому? - спросила она, скорее обращаясь к купидону.

А я знаю? - печально вздохнул Апполоша. - Ты вон отличницу спрашивай, - кивнул он на меня.

Какое заклинание говорила? - теперь Эолана пытала меня.

Уже ищу! - доложила ей.

У меня все строго научно, как папа учил. Отработала заклинание, поставила пометку - "получилось - не получилось". В основном стояли синие стрелочки "не получилось". И только одно красное сердечко.

Вот! - торжествующе потрясла перед ней своими записями.

Заклинание относилось к легким, срок не больше месяца, но вот условие было - первый на кого упадет взгляд вечером этого дня. Мы задумчиво посмотрели друг на друга.

До вечера еще далеко. Сниму! - беспечно махнула рукой Эолана.

Тут есть инструкция, - зашуршала страничками.

Я нимфа любви и преподавательница! - гордо выпрямилась передо мной Эолана.

Ну да, ты можешь, - печально вздохнула. Мне бы столько уверенности в приворотах!

Тут легкий ветерок приподнял подол легкого платья, открывая коленки, быстрым движением опустила ткань на место, от резкого жеста мои записи полетели в воду.

Великие создатели! - спрыгнула в воду.

Эолана слетела вниз, зависла над водой и стала забирать из моих рук мокрые листы, подниматься к ветке и передавать мудрому Апполоше, который со вздохом принимал очередную порцию. Так суетились, что не заметили, как пара страничек поплыла по течению.

Держи их! - крикнул Апполоша с ветки.

По воде мне их было не догнать, а вот Эолана легко запорхала за беглыми страничками над поверхностью воды, скрывшись за ветками раскидистого дерева, росшего прямо на берегу реки.

Через некоторое время мы с Апполошей услышали вскрик Эоланы и мужской недовольный голос:

Нимфа, что вы делаете здесь вечером?

Купидон Апполоша как не сидел с печальным видом на дереве. Скорость была сверхзвуковая. Потому что совместный звук: "А!" от Эоланы и неизвестного был одновременный. То, что мой умница купидон что-то натворил, сомневаться не приходилось.

Выбралась на берег и побежала в сторону катаклизма, узнавать, что там случилось. Картина, представшая передо мной, меня потрясла. Я не знала плакать или смеяться. Эолана стояла пришпиленная стрелой купидона к нимфу. Причем взгляд обоих отличался кардинально друг от друга. Если Эолана под действием моего приворота смотрела с восхищением и обожанием на мужчину, то нимф скорее готов был оторвать крылышки Эолане, купидону и всей летающей живности вокруг. Я еще судорожно вспоминала пункт Всемирной конвенции, запрещающий жестокое обращение с легкокрыми представителями миров.

Я не хотел, - печально оправдывался Апполоша. - Она сама вытянулась. Я лишь побежал, чтобы помочь, - читай: "поглазеть", - а лук сам выстрелил.

Сам? - нахмурилась на своего помощника.

Ну, почти, - тут же засмущался правдивый купидон. На его порядочность всегда можно было рассчитывать. - Зацепился я... за ветку. Дернул, а стрела полетела. А вытянулась она сама, прямо в полете.

И глазки голубенькие невинного ребенка на меня смотрят и хлопают, готовые заплакать в любой момент.

Ваш подопечный? - Строго спросил нимф.

Мой, - приголубила расстроенного купидона.

Пусть стрелу вытащит, - строго, но уже чуть спокойнее произнес нимф.

Апполош, вытаскивай, - распорядилась. - Не будут же они так стоять тут.

Розовощекий карапуз подлетел и с сосредоточенным видом потянул стрелу на себя. Нимф крякнул, но устоял. Эолана легко вздохнула и упала в обморок к ногам обнаженного красавца нимфа.

Помогите! - закричал Апполоша. - Да помогите же ей!

И со всего размаху влетел в спину нимфа. Тот покачнулся и неуверенно присел к Эолане.

Давайте я, - присела рядом, видя нерешительность мужчины.

Я нимф жизни. А вы? - строго посмотрел на меня он.

Дракон, - ответила ему.

Тогда отойдите и не мешайте, - его решительность заставила чуть отодвинуться.

Нимф наклонился и стал делать Эолане искусственное дыхание. Боковым зрением увидела, как Апполоша в воздухе стал танцевать. Вид у него был радостный и победный. Он двигал бедрами и руками из стороны в сторону.

Только я открыла рот, чтобы спросить, что это значит, как он тут же приложил палец к губам. Эолана пришла в себя, а нимф положив руки под грудь подруге, залечивал ранку от стрелы моего шкодливого купидона.

Марэус! - сладко вздохнула подруга и посмотрела на него сквозь длинные ресницы.

Эолана, - томно проговорил нимф и вот тут я его узнала.

Это был наш преподаватель из Объединенной академии, он отвечал за спортивную жизнь всех студентов. Возраст у него был около шестисот лет. Нрав строгий, резкий. Никаких поблажек никогда никому не делал. В первый раз услышала от него мягкую интонацию.

Валиса, нам пора, - сообщил мне купидон и потянул в сторону.

А как же Эолана? - спросила своего помощника.

Я ее отнесу домой, - произнес Марэус и поднял мою подругу на руки.

Та благодарно прижалась к его груди и прикрыла глазки. Я же смотрела на это безумство приворотов и хлопала глазами, не в силах сообразить, что в такой ситуации надо делать. Вот был бы на моем месте папа, он бы разложил все на научные составляющие и сделал правильные выводы.

Я же выводов сделать не могла. Не правильных, не неправильных. А потому просто смотрела, как мускулистый и полностью обнаженный мужчина, прижимая к груди мою подругу, летел сторону совершенно противоположную дому Эоланы.

Получилось! - крикнул довольный Апполоша и принялся снова танцевать свой зажигательный танец.