Троя - это третное владение московия. Фернандо Ботеро: «Знаменитый Создатель Пузанов Общество: Общественные деятели

Комментарии к дате рождения:

Место рождения:

Bene Vagienna, Италия

Религия: Религиозные деятели

Общество: Общественные деятели

Искусство: Писатели

Комментарии к дате смерти:

Георафия жизни:

Род деятельности:

Писатель, религиозный и общественный деятель

Ботеро (Botero) , Джованни (ок. 1544, Bene Vagienna, Италия - 1617) - итальянский иезуит, церковный деятель, политический писатель и моралист. Еще в юности он всупил в орден иезуитов (Compagnia di Gesù), учился в иезуитских колледжах в Палермо, Риме, Амелии и Мачерате. В 1565 г. его пригласили во Францию, где он преподавал риторику. Через четыре года вернулся в Италию, жил в Милане, Падуе, снова в Милане и, наконец, в Турине. С 1581 г. был секретарем Карло Борромео, которому он служил вплоть до смерти последнего в 1584 г., а после его смерти был секретарем его юного племянника Федерико (1564-1631), будущего кардинала и архиепископа Миланского и большого ученого. Со второй половины 80-х годов и до конца 90-х жил в Риме и в этот римский период своей жизни создал свои главные произведения: «Delle cause della grandezza e magnificenza delle città» (1588), «Государственное благо» (« Della ragion di stato » , 1589, в 10 кн.; о политических задачах католического монарха; Филипп II Испанский распорядился перевести этот труд на испанский язык), «Сообщения о разных странах мира и государях» («Relazioni universali» , опубл. 1591-1596). В 1599 г. Карл Эммануил I, герцог Савойский, пригласил его ко двору в Турин в качестве наставников своих сыновей Филиппа Эммануила, Витторио Амедео и Эммануила Филиберта. С этого времени и вплоть до своей смерти Ботеро был тесно связан с Савойским домом. В 1603-1606 гг. он сопровождал своих воспитанников во время их длительного путешествия в Испанию. В период своего наставничества в назидание молодым принцам он написал цикл биографий знаменитых людей (« I prencipi » , 1600) и католических правителей Европы (« Prencipi cristiani » , в 2-х частях, 1601 и 1603). За верную многлетнюю службу Савойскому дому Ботеро было даровано аббатство San Michele della Chiusa (в 1604), а поздне он был назначен государственным советником и первым секретарем герцогства Савойя (Counsellor and First Secretary of Savoy). Другие сочинения: «De regia sapientia» (Milan, 1583), «Aggiunte alla Ragion di Stato» (Venetia, 1598; добавление к «Ragion di Stato»), «Relazione della repubblica veneziana» (Venice, 1605), «I capitani» (Turin, 1607), « Достопамятные изречения знаменитых людей » («Detti memorabili di personaggi illustri» , Turin, 1608), «La primavera» (1607), «Rime spirituali» (1609), «Carmina selecta» (1615). Политическая теория Ботеро, которую он изложил в книге «Государственное благо», направлена против макиавеллизма.

Джованни Ботеро (итал. Giovanni Botero; 1533 , Бене-Ваджиенна, Пьемонт, Италия - 23 июня 1617, Турин) - итальянский политический писатель, специалист в области политической географии, юрист, путешественник, деятель Контрреформации, иезуит (с 1581).

Биография

Родился в небогатой семье. Благодаря своему дяде, иезуиту Джовенале Ботеро, в 1559 году поступил в иезуитскую коллегию в Палермо. Через год, после смерти дяди, продолжил обучение в Римской коллегии.

В 1560-1569 годах изучал, а затем преподавал риторику в иезуитских коллегиях в Амелии и Мачерате.

В 1565 году Ботеро был направлен преподавать философию и риторику в коллегиях иезуитов во Франции, в частности, в Биллом и Париж. Из-за гугенотские войн и после того как он слишком рьяно показал себя в антииспанском протесте, был отозван из Франции.

С 1569 по 1580 год - читал лекции в коллегиях Милана, Генуи и Турина, затем вновь Милана.

В 1574 году посвящён в сан священника.

В декабре 1580 из-за свободно трактуемых доктринальных учений, Ботеро был вызван на допрос в папство и изгнан из ордена иезуитов. Некоторое время служил викарием в Луино. В 1582 году получил теологическое образование в университете Павии.

Впоследствии в 1582-1584 годах находился в окружении архиепископа Миланского кардинала Карло Борромео, был членом конгрегации, основанной этим кардиналом. Карло Борромео представил своего служителя церковной администрации, тесно контактирующей с дворянством северной Италии.

В 1585 году по поручению герцога Савойи Карла Эммануила I совершил дипломатическую поездку во Францию. После её завершения перебрался в Милан. Там стал воспитателем молодого графа Федерико Борромео, племянника Карло Борромео. В сентябре 1586, сопровождая воспитанника, уехал в Рим.

В 1587-1598 годах был секретарём Федерико Борромео, когда тот стал кардиналом. В этом качестве осуществил ряд дипломатических поездок в разные итальянские государства.

В 1599 Ботеро вернулся к Савойской династии, где оставался наставником трех сыновей Карла Эммануила II.

1603-1606 годы провёл при испанском дворе, куда его направил герцог Савойский. Посещал Мадрид, Барселону, Бургос, Валенсию, Аранхуэс и Тордесильяс.

Как секретарь и советник кардинала Федерико Борромео, Д. Ботеро был участником четырех конклавов. Это помогло ему в написании трактата «Служба кардинала» («Dell’ufficio del Cardinale») (1599) о механизмах осуществления власти.

С 1610 года постепенно перестал участвовать в политической деятельности, занялся литературной деятельностью, писал трактаты.

Труды

Д. Ботеро - автор влиятельного труда «Государственное благо» («Della ragion di Stato», 1589), где была отражена новая точка зрения на княжескую власть и, в которой он первым ввёл понятие «государственный интерес», где утверждал, что княжеская власть должна в той или иной форме согласовываться с нуждами подданных, и что князьям надобно прикладывать все усилия, чтобы завоевать любовь и уважение людей. Идея о подобной справедливости родилась в уме Ботеро в результате ознакомления с томистской мыслью, основанной на идеях Фомы Аквинского и с естественным правом, распространенным в системе иезуитских колледжей, находившихся под сильным влиянием доминиканского богослова Франсиско де Витория и философа-схоласта Доминго де Сото. В этой работе, Ботеро выступал против аморальной политической философии, связанной с работой Макиавелли «Государь». Таким образом, Ботеро был предвестником идей более поздних либеральных философов, таких как Джон Локк и Адам Смит.

В 1588-м он впервые выпустил «Delle cause della grandezza delle citt», работу, предвосхитившую труды Томаса Мальтуса.

Наибольшую известность и популярность Ботеро принёс исторический географический труд «Универсальные реляции» («Relazioni Universali»), который, по сути, был описанием всего известного тогда мира. Написанные в 1591-1595 годах четыре части были опубликованы одной книгой в 1596 году. Она выдержала немало переизданий и переводов. Её польские переводы в 1609 и 1613 годах стали популярнее «Хроники мира» Марцина Бельского. В описаниях стран пытался критически анализировать данные о численности населения и его расселении. В своих теоретических представлениях о народонаселении Ботеро исходил из широкой способности населения к размножению, сдерживаемому, по его мнению, эпидемиями, войнами и голодом. Придавал большое значение колониям, возможности оттока в них населения. На основании сведений, почерпнутых из сообщений послов, миссионеров и других путешественников, Ботеро составил краткое описание Московского государства и его населения в конце 16 века.

Литература

  • Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.
  1. 1 2 data.bnf.fr: open data platform - 2011.
  2. 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118942824 // Общий нормативный контроль - 2012-2016.

Джованни Ботеро родился ок. 1544-го в северном итальянском княжестве Пьемонт (Piedmont). Он обучался в иезуитском колледже в Палермо (Palermo) до 15 лет. Через год Ботеро перешел в Римский колледж (Roman College). В 1565-м его направили преподавать философию и риторику в иезуитские колледжи во Франции (France), сначала в Биллом (Billom), затем в Париж (Paris).

Вторую половину 16-го века религиозные войны во Франции разрывали ее на части, и Ботеро остро ощущал на себе последствия раскола внутри страны, пребывая в Париже в 1567-1569 гг. После того как он слишком рьяно показал себя в антииспанском протесте, Ботеро отозвали в Италию (Italy). В 1570-х он метался из одного иезуитского колледжа в другой. В 1580-м из-за свободно трактуемых доктринальных учений Ботеро был вызван на допрос в папство и изгнан из ордена иезуитов.

Джованни стал личным помощником епископа Карло Борромео (Carlo Borromeo) в Милане (Milan). Епископ представил своего служителя церковной администрации, тесно контактирующей с дворянством северной Италии. После смерти Карло в 1584-м, Ботеро продолжил службу при Федерико, племяннике Карло. Однако большую часть 1585-го Джованни провел во Франции по поручению Карла Эммануила I (Charles Emmanuel I).

В 1588-м он впервые выпустил "On the Causes of the Greatness of Cities" ("Delle cause della grandezza delle città"), работу, предвосхитившую труды Томаса Мальтуса (Thomas Malthus).

Через год Ботеро закончил свою самую известную работу, "The Reason of State" ("Della ragion di Stato"/"Государственное благо"), где утверждал, что княжеская власть должна в той или иной форме согласовываться с нуждами подданных, и что князьям надобно прикладывать все усилия, чтобы завоевать любовь и уважение людей. Идея о подобной справедливости родилась в уме Ботеро в результате ознакомления с томистской мыслью и с естественным правом, распространенным в системе иезуитских колледжей, находившихся под сильным влиянием доминиканского богослова Франсиско де Витория (Francisco de Vitoria) и философа-схоласта Доминго де Сото (Domingo de Soto).

В 1590-х Ботеро продолжил оставаться на службе у Федерико Борромео, который в 1595-м стал архиепископом Милана. Джованни, вращающийся в этот период в высшем обществе Рима (Rome) и Милана, написал еще одну известную свою работу, "Relazioni Universali", выпущенную в четырех томах в 1591-1598 гг. Пятый том был опубликован в конце 19-го века.

Работа на Федерико Борромео подошла к концу в 1599-м, и Ботеро вернулся к Савойской династии, где оставался наставником трех сыновей Карла Эммануила. Джованни трижды отправлялся в поездки в Испанию (Spain) с 1603-го по 1607-й, во время которых, без сомнения, общался с близкими советниками Филиппа III (Philip III), которые передавали его идеи самому приближенному лицу Филиппа IV (Philip IV), графу-герцогу Оливаресу (Conde-Duque de Olivares).

Лучшие дня

Оливарес, вероятно, пользовался трудом Ботеро "The Reason of State", чтобы наметить общую стратегию для сохранения испанской империи в своей знаменитой работе "Memorial on the Union of Arms". Есть доказательство того, что Максимилиан, герцог Баварский (Duke Maximilian of Bavaria), один из самых непоколебимых политических сторонников католической реформы и ведущая фигура Тридцатилетней войны, обсуждал "The Reason of State" со своими советниками.

Джованни Ботеро умер в 1617-м.

Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo; г.р. 19.04.1932) - колумбийский мастер живописи гротескного направления, скульптор, который сам себя называет «Самым колумбийским из колумбийских художников». На его живописных полотнах гармонично уживаются китч, гротеск, наивный примитивизм, фольклорный колорит, итальянский ренессанс и колониальный барокко.

«Фишка» мастера — изображать толстяков, у него тучные все - люди, мебель, животные и даже яблоки. Мастер стал известным после завоевания первого приза на Выставке колумбийских художников в 1959 г.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Биография

Фернандо Ботеро родился 19 апреля 1932 г. в семье коммерсанта, в городе (исп. Medellín; ). Когда мальчику было 4 года, его отец умер, и семья лишилась своего состояния. В детстве будущему живописцу были недоступны произведения традиционного искусства, выставлявшиеся в музеях и галереях, он знакомился с произведениями мировой живописи по репродукциям из книг. Мальчик обучался в школе ордена иезуитов и мечтал стать тореадором, в 1944 г. даже несколько месяцев посещал школу матадоров. В возрасте 15 лет неожиданно для родных он решил стать художником, что совсем не вписывалось в жизненный уклад его консервативной семьи, где художество не считалось профессией, а только хобби. В 1948 г., будучи 16-летним подростком, он впервые опубликовал свои иллюстрации в местной газете «El Colombiano», и полученные деньги потратил на оплату обучения в лицее «Маринийя-де-Антьокия» (исп. Еl liceo Mariniua de Antioquia).

Затем, мечтая расширить свой кругозор, он впервые выехал за пределы родины — совершил путешествие по Испании (1952 г). В Мадриде начинающий художник поступил в художественную школу Сан-Фернандо.

В период с 1953 по 1954 гг. Фернандо обучался в Академии Сан-Марко (итал. Аccademia San Marco; Флоренция), где изучал технику фрески и знакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения. В то время у него не имелось достаточно средств, зато огня в душе было с избытком. «Я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду, Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь» .

На его первые полотна значительное влияние оказали работы таких мастеров, как Поль Гоген, Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и др. По возвращении на родину в галерее «Лео Матиса» (исп. Leo Matiz gallery; Богота) состоялась персональная выставка, картины Фернандо Ботеро были настолько разнородны, что посетители сочли, что это работы нескольких живописцев.

Художник выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х гг. До 1955 г. он еще не открыл для себя «толстушек», впоследствии принесших автору всемирную славу. «Пузаны», ставшие «изюминкой» живописца, появились благодаря случаю, когда однажды в работе «Натюрморт с мандолиной » инструмент был изображен преувеличенно большим. С того момента Ф. Ботеро нашел свою тему. Он не скрывает своего пристрастия к грузным формам, тучность стала для него мерилом красоты, его творческим кредо.

«Объемными формами я пытаюсь воздействовать на … чувственность людей». Невероятно, но громоздкие образы не лишены своеобразной утонченности, они словно парят в пространстве. «Подчеркнуто увеличенные животы – это мой стиль! – признается автор. – Животы лучше всего передают тот заряд сексуальности, который я хочу вложить в свои творения».

Особенно гипертрофированно объемные формы проявляются у мастера в обнаженных женских образах, именно эти массивные фигуры с преувеличенно мощными ногами и бедрами вызывают у зрителя самые сильные эмоции: от неприязни до восхищения.

Карьера живописца стремительно пошла в гору с 1958 г., когда он получил главный приз с произведением «У моря» на «Salоn nacional de artistas» в .

В 1964 г. Ботеро женился на Глории Сеа (исп. Gloria Zea), бывшем министре культуры , которая одного за другим родила ему 3-х детей. Семья переехала в Мексику, где испытывала большие материальные трудности.

После произошедшего развода он перебрался в Нью-Йорк, часто посещал Париж. Он много работал, поставив перед собой цель быть принятым в «Галерею Мальборо» (англ. Marlborough Gallery), позволяющей молодым художникам продемонстрировать свой талант и прославиться, что и случилось в 1970 г. Вскоре Ф.Б. с триумфом вернулся в Европу, а в 1983 г. переехал в тихий итальянский городок Пьетрасанта (итал. Pietrasanta; северо-запад региона Тоскана).

На рубеже XX – XXI веков став самым знаменитым из латиноамериканских живописцев своего поколения. С 1973 г. он активно занимался скульптурой, воплощая в ней те же преувеличенно пышные, комически разбухшие образы людей и животных. Идеальные материалы для тяжелых фигур Ботеро — бронза и мрамор. Эти своеобразные изваяния украшают многие города мира (Богота, Медельин, Лиссабон, Париж, Ереван и др.). В Вашингтоне и Нью-Йорке с небывалым успехом прошло несколько персональных выставок. Первым полотном колумбийца, которое приобрел Музей современного искусства Нью-Йорка, стала картина «Мона Лиза в 12 лет» .

Произведения колумбийского художника – живописные полотна, скульптура и графика — легко узнаваемы, увидев работы хоть раз, их невозможно забыть.

Художественные произведения и скульптуры Фернандо Ботеро котируются в мире очень высоко, они признаны одними из самых дорогих в мире и продаются за громадные деньги.

Например, работа «Завтрак на траве » (1969 г.) является переложением знаменитого одноименного полотна Эдуарда Мане — родоначальника импрессионизма. Только там мужчины одеты и пребывают в компании обнаженных дам, а у Ботеро голый мужчина лежит на траве возле полной одетой женщины. На аукционе «Sotheby’s» полотно было куплено за $1 млн. Пользуясь спросом, автор производит огромное количество картин, обращаясь к похожим темам, из-за чего в его работах не прослеживается «роста мастерства»: картины, написанные с разницей в 10-12 лет, смотрятся, как созданные в один год.

Уже сегодня творческое наследие мастера невероятно велико — почти 3 тыс. живописных полотен, более 200 скульптур, а также бессчетное количество акварелей и рисунков тушью. В России есть произведение художника «Натюрморт с арбузом » (1976-1977 гг.), подаренное автором Санкт-Петербургскому музею «Эрмитаж».

Вообще, щедрость колумбийца стала легендарной. Например, Музею изобразительных искусств Боготы автор пожертвовал коллекцию произведений живописи XIX-XX столетий, которая оценивается в $60 млн, а родному городу Медельин художник передал в дар свои работы: 18 скульптур и почти 100 картин. В общей сложности, его дар колумбийским музеям превысил $100 млн.

Возможно, именно душевная щедрость и определила творческую манеру мастера, его особое видение искусства, где мир предстает в цветущей пышности, в избытке сил и восторженности. В Колумбии его картины, выполненные в неповторимом стиле и говорящие о своеобразии мышления автора, называют «Ботерос».

Хотя живописец чаще всего обращается к жанровому портрету, в своем творчестве он также затрагивает тему военных конфликтов, криминала и насилия в мире, а свойственный ему мягкий юмор временами сменяется острой сатирой: например, работа «Мертвые епископы » (1965 г., Мюнхен) или «Официальный портрет военной хунты » (1971 г). Автор в своем творчестве всегда отражает происходящее в мире. После событий в Ираке, к примеру, он создал серию картин «Абу-Грейб» , рассказывающую о жестокости американских солдат, об издевательствах над заключенными в застенках иракской тюрьмы.

JESUIT POLITICAL
THOUGHT
The Society of Jesus and the State, c. 1540–1630
HARRO HOPFL
cambridge university press 2004

Интереснейшая работа, посвященная широкому кругу проблем политической теории, обсуждавшихся отцами-иезуитами 16-17вв.

Одна из самых любопытных тем в ней - полемика иезуитов с Макиавелли.
Отправной точкой этой полемики стало обсуждение и переосмысление концепции "государственного интереса"
Термин «государственный интерес» (reason of state и аналоги в других языках) активно используется во время создания ордена. Происхождение термина итальянское; там, где в местном языке есть аналог stato, он приживается быстрее (Голландия, Англия, Франция), там, где нет (в Германии) – позже, в 17в.
Первый, кто использовал термин в заглавии книги, - Дж.Ботеро (1589).
Термин «государственные интересы» прочно ассоциируется в это время с Макиавелли и «макиавеллизмом». Свой «-изм» для Макиавелли изобретается в это же время, (причем, одновременно и независимо друг от друга в разных странах – В.М.). Еще один синоним из этого ряда – «политик» (politique, politicus, politico) – тот, кто практикует макиавеллиевские подходы и руководствуется «интересами государства».
Все эти слова – пейоративы, они обозначают политические двуличие, стремление к власти и славе без оглядки на моральные и религиозные нормы.
Очень быстро все эти обзывательства начинают использоваться для ругани на иезуитов. К началу 17-го века – иезуитский макиавеллизм это клише, которое используют враги ордена, как среди католиков, так и среди протестантов. Памятник этого явления – «Monita secreta». Этот сборник плохих советов для высшего руководства ордена описывает цель иезуитов в совершенно «макиавеллистском» духе: во имя процветания ордена добиться влияния на государей и правительства и заставить всех прочих любить его или бояться.

Словосочетание «государственные интересы» использовалось для того, чтобы описывать ситуации, в которых обычные моральные, религиозные и юридические условности и ограничения не применимы, или их не следует принимать во внимание. Традиционно в качестве сферы приложения такой концепции «государственного интереса» рассматривалась внешняя политика.

Естественно, антимакиавеллизм стал элементом официальной риторики Ордена. Начало этому положил Антонио Поссевино (1533-1611, тот самый) в своей Bibliotheca selecta (библиография ключевых для целей контрреформации текстов, 1593) и Ratio studiorum (программа иезуитского образования, 1599). Соответственно, объектом дискредитации стал концепт «государственного интереса». В качестве разоблачаемых текстов использовались «Государь» и «Анти-Макиавелли», написанный Innocent Gentillet (Vienne, 1532 circa – Ginevra, 23 giugno 1588); последний текст был особенно ценен ля критики, т.к. в нем «макиавеллизм» был избавлен от своих специфических атеистических черт и излагался в виде доктрины, лишенной скандальности.

Что касается уже не термина, а его содержания, «государственный интерес» не был так уж безоговорочно осуждаем. Его использовали для описания действительности, элементом которой он, действительно являлся, но не как средство для оправдания каких-либо действий. Признавалось на уровне общего места, что правитель должен иметь адекватные представления о том, как устроен политический мир; а даются эти представления опытом.
Кроме этого, «государственный интерес» являлся концептом, который использовался абсолютными монархами, а иезуиты искренне выступали в их поддержку. В принципе, и такие сторонники реальполитик как Макиавелли и Гвиччардини не считали, что правитель обязан быть аморальным, безрелигиозным и т.п., а политика должна представлять собой morality-free zone. Иезуиты, которые получали высочайшее согласие на то, чтобы писать о щекотливых вопросах, как правило, сами занимали руководящие должности в ордене, были исповедниками государей и знали, что политика это область, в которой приходится делать непростой выбор. Иезуиты вообще не были склонны налагать на совесть своих собеседников бремена неудобоносимые, особенно, если речь шла о государях, от которых зависело благосостояние Respublica Christiana. Таким образом, в содержательном плане ничего неприемлемого для иезуитов концепция «государственного интереса» не заключала.
Фактически, препятствием к ее принятию был исключительно вопрос о веротерпимости, которая часто оправдывалась именно соображениями интересов государства.

Апология учения о государственных интересах началась с Дж. Ботеро (относительно которого руководство ордена никак не могло определиться – толи его следует наказывать, то ли награждать). Книга Ботеро Della ragion di stato была издана только при его жизни 20 раз.
Ботеро исходил из того, что государю необходимо знать, какие способы удержания и укрепления государства (безотносительно к их моральных достоинствам – В.М.) вообще существуют.
Главная задача, с точки зрения Ботеро, – сохранение и расширение государства; решается эта задача при помощи удержания подданных в повиновении. Для того, чтобы добиваться этой цели, государю следует обладать определенными качествами: справеливостью в различных ее аспектах (umanita, cortesia,clemenza), благоразумием, мужеством, но, в первую очередь, репутацией. Все перечисленные качества создают государю репутацию. Наряду с ними, государю полезно производить на подданных впечатления некоего богоподобия; для этого, в частности, следует держать в тайне свои намерения так, чтобы их реализация была для подданных неожиданной. Государю не следует гнаться за новшествами, но поскольку новинки любит толпа, хорошую репутацию ему будут создавать большие начинания – как гражданские, так и военные. (Ассоциации с ходом мысли Макиавелли здесь, действительно, настолько очевидны, что их нет нужды комментировать – В.М.) Помимо всего прочего, государь должен способствовать возникновению заинтересованности (interesse) подданных в его государстве и правительстве, особенно, если речь идет о новоприобретенных подданных.
Ботеро не расходится с Макиавелли по существу: они одинаково понимают цель правления: сохранение и расширение государства и одинаково смотрят на средства: поддержание репутации.
Единственный предмет, где Ботеро не может совпадать с Макиавелли – отношение к ереси, т.к. Макиавелли этот вопрос еще не обсуждает. (Это не совсем так: Макиавелли говорит о необходимости поддерживать гражданскую религию и пресекать насмешки над ней и т.п. – вспомним знаменитый рассказ о цыплятниках и полководце, который пренебрег их предсказаниями. Так что направление, в котором рассуждает Макиавелли, в принципе соотносимо с рассуждениями Ботеро – В.М.)
Ботеро выступает как противник веротерпимости. Истинная религия должна быть единственной гражданской религией. Никакие послабления для отступников недопустимы. Реагировать на ереси следует гибко и не прибегать к репрессиям сразу, а пытаться обратить еретиков. Этот подход не сработает с кальвинистами и (sic) мусульманами, поскольку исправлению они не поддаются. С такими противниками не следует церемониться: их надо лишать возможности публичных выступлений, доступа к печатному станку и финансам, необходимо насколько это возможно пристально следить за ними при помощи внедренных в их ряды агентов, сталкивать друг с другом их лидеров, не давать устанавливать международные контакты. Если нет возможности действовать с позиции силы, надо полностью или частично удовлетворять их требования, но не останавливать борьбу и возобновлять ее при первой возможности; королю в такой ситуации следует примыкать к наиболее сильной фракции во внутренней борьбе. Те, кто, подобно политикам, призывает к веротерпимости во имя интересов государства, являются попросту безумцами, поскольку терпимость может привести только к росту хаоса, как это и получилось во Франции. Готовность людей к насилию следует направлять вовне, например, против турок; Макиавелли, к слову, о них ничего не писал, и это еще один пункт в обвинении против него.

Таким образом, сохраняя антимакиавеллиевскую риторику, Ботеро на деле примиряется с ним и полностью солидаризуется в походе к пониманию государственного интереса: он состоит в том, чтобы добиваться сохранения и расширения государства. Расхождение их позиций в том, что Макиавелли ad hoc утверждает, что преследование государственного интереса требует отказа от моральных ограничений, а Ботеро так же ad hoc – что нет.