Трошин максим юрьевич - чтобы помнили. Трошин максим юрьевич - чтобы помнили Максим трошин биография

Юный певец-бард из Брянска Максим Трошин получил всероссийское признание в начале 90-х годов, когда спел свою песню «Журавли» на стихи Петра Орешина. Тогда же им была исполнена песня «Православная» на стихи Владимира Волкова. Чудесный звонкий голос и необыкновенная внешность хрупкого юноши, почти мальчика, его одухотворённое лицо сделали Максима любимцем слушателей. Недолгая творческая деятельность певца нашла отклик в сердцах многих россиян. Причина смерти Максима Трошина – утопление при невыясненных обстоятельствах.

Он родился в Брянске в 1978 году, в семье православных верующих и был с детства приобщён к Богу. В возрасте 2-х лет у Максима была диагностирована тяжёлая астма, перешедшая ему как наследство от отца. Родителям мальчика посоветовали для укрепления дыхания ребёнка занятие пением и игру на духовых инструментах. Уже с самых юных лет Максим начал петь и у него оказался прекрасный музыкальный слух. Занятия вокалом не только помогали мальчику побеждать болезнь, но и доставляли огромное удовольствие.

Подрастая, Трошин выбирал для исполнения разные песни. В его репертуаре было много русских народных, казачьих, православных песен, а также – любимые современные. Уже в 9-летнем возрасте он стал писать музыку ко многим понравившимся ему стихам. Это были произведения Алексея Кольцова, Сергея Есенина, Николая Клюева, иеромонаха Романа, Михаила Исаковского, Николая Рубцова, Константина Скворцова, Николая Тряпкина, Владимира Волкова, Юрия Борисова и других.

Максим служил звонарём храма Тихвинской иконы Божией Матери в Брянске и иподиаконом архиепископа Мелхиседека. Был с 13 лет регентом церковного хора, а в воскресной школе для детей преподавал игру на гуслях. У юноши рано сформировалась гражданская позиция, он стал руководителем молодежного объединения Русского Национального Собора на Брянщине. Близкие говорили, что он спешил как можно больше раскрыть себя в любви к Родине, как будто чувствовал, что очень рано уйдёт.

Незадолго до своей гибели, Максим успел создать свой концертный репертуар. В нём были и авторские песни: «Как по Русской по земле», «СССР печатает талоны», «Афганистан», «Эх, да как на горочке» и много других. Кроме этого он очень любил народное творчество, духовные песни. Никто не узнает, что он хотел спеть на своём выступлении в Москве, куда собирался ехать вечером 5 июня 1995 года. Его тело нашли в реке Десне возле города.

Свидетелей смерти юноши не оказалось и следствие квалифицировало эту загадочную смерть несчастным случаем при невыясненных обстоятельствах. Почему умер Максим Трошин, не дожив до своего 17-летия всего 13 дней, до сих пор неизвестно. По слухам, одной из молодых прихожанок их храма приснился Максим, который отказался рассказать о случившемся. Он ответил, что не имеет позволения открывать тайну своей преждевременной кончины. Друзья и близкие надеются, что он стал Ангелом.

Память о Максиме запечатлена в фильмах, книгах и воспоминаниях многих россиян. В его честь учреждён музыкальный праздник «Глас ангельский России».

6996 Просмотров

Певец, поэт и композитор.


Родители - Юрий Павлович и Надежда Михайловна Трошины. Уникальный певческий и гражданский талант Максима проявился в очень раннем возрасте.

У Максима с двух лет была очень сильная астма. Врачи не смогли её вылечить, и тогда отец Максима каждое утро начал обливать мальчика холодной водой. И он выздоровел... В 9 лет открылся певческий талант. Во время исполнения песни «Соловей» ему было 10 лет. Его называли русским Робертино Лоретти.

Был звонарём храма Тихвинской иконы Божией Матери, руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях, руководил молодёжной организацией Русского Национального Собора в Брянской области. Пел о родине, о России.


Всероссийское признание пришло к юному певцу в начале 90-х, когда он положил на музыку и исполнил песни «Журавли» (сл. П. Орешина) и «Православная» (сл. В. Волкова). За несколько лет до своей трагической гибели Максим создал и исполнил неповторимый по широте и новизне песенный репертуар, включающий и его авторские песни («Как по Русской по земле», «СССР печатает талоны», «Афганистан», «Эх, да как на горочке» и др.), и народные песни и былины, и песни на стихи А. Кольцова, С. Есенина, Н. Клюева, М. Исаковского, Н. Рубцова, Н. Тряпкина, о. Романа, К. Скворцова, В. Волкова.

«Я пою песни, по которым соскучились люди, которые они потеряли, я возвратить их хочу…» — говорил Максим.

Русская народная песня «Ты воспой в саду, соловейко», исполняемая им в память поэта Игоря Талькова — одно из самых лучших посвящений певцу по словам Татьяны Петровой. Песня отца Романа «Ликует Рим», которую Максим пел в честь защитников Белого Дома, в его исполнении поражает духовно-исторической аналогией, глубиной раскрытия трагедии и, конечно, надеждой. «Вспомни! Вспомни! Ты же русский, на своей живёшь земле» — обращался Максим к современникам, аккомпанируя себе, как древний Боян, на гуслях.


«Погребальный звон» — последняя песня-плач Максима памяти своего отца и наставника Юрия Павловича Трошина, скончавшегося от болезни в 1994 году.


На одном из концертов Максим сказал: «Часто спрашивают, почему так много грустных песен. И вот я открываю одну толстую книгу и читаю: "Русская музыка с трогательной простотой обнаруживает душу мужика, простонародья. Ничто не говорит так сердцу, как их светлые мелодии, которые все без исключения печальны. Я обменял бы всё счастье Запада на русский лад быть печальным." Это сказал немец.


Максим погиб при невыясненных обстоятельствах незадолго до своего дня рождения - он утонул. Его тело нашли в реке под Брянском. В тот вечер он должен был ехать на поезде в Москву на концерт.


31 мая 1996 прошёл вечер памяти юного русского певца, на котором в память о Максиме был учреждён музыкальный праздник «Глас ангельский России».


В № 28 за 2003 год о Максиме напечатана статья в журнале "Русский паломник", издающемся Валаамским обществом Америки.

«Мой сын ушел не совсем»

Семь лет творческой жизни и невероятно активной гражданской позиции. Его слышали и знали миллионы по фильму Е.Галкина "Казаки-казаченьки", передачам ЦТВ "Воскресный лабиринт" и "Русский дом", по радиопрограммам и встречам на вечерах газет "День", "Советская Россия", "Литературная Россия", журналов "Наш Современник", "Москва", "Роман-газета", по форумам и собраниям Русского Национального Собора, многочисленным встречам и концертам в Брянске, Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде...

Его песни "Журавли", "На молитве Русская земля", "Матушка пела" пополнили песенную сокровищницу России.

Максима знают по альбому "На молитве Русская земля". Записи его песен звучат в Союзе Русского Народа и Русском Национальном Соборе, у воинов "Альфы" и "Вымпела", в рядах ветеранов Афганистана и казаков, в Управлении внутренних дел и в студенческих аудиториях, в православных братствах и в семьях русских людей.

Он не считал себя "юным голосом, очаровавшим Россию". По его словам, он еще не достиг высоты, с которой его голос мог бы звенеть на российские просторы и всех удивлять. Но так считали тысячи русских людей, слышавших хоть однажды пение Максима. И если искренних русских писателей считать воплощением народного духа, то как иначе оценить их отзывы о Максиме, написанные ими на книгах, подаренных ему.

Валентин Распутин: "Максиму Трошину с радостью от первой с ним встречи, с надеждой на многие и многие еще..."

Василий Белов: "Максиму Трошину - счастливого жизненного пути!"


Петр Проскурин: "Дорогому Максиму Трошину - пусть высокое древнее небо нашей Брянщины осеняет тебя и хранит, пусть земля дает силы для свершения предназначенного. Верю в твою счастливую судьбу!"

Нина Карташова: "Максиму Трошину, Светлому отроку, Гласу Ангельскому Святой Руси".

А вот самая простая строка: "Максиму! В память о сыне и брате". Но многого стоят эти слова, ибо написаны они на книге с текстами Игоря Талькова его матерью Ольгой Юльевной Тальковой и братом Владимиром. После сольного концерта Максима во Всемирном центре славянской письменности и культуры Ольга Юльевна обняла брянского соловушку и сказала, что ее сын не ушел совсем...

"Таких как я в России тысячи", - утешал мать погибшего поэта Максим и часто повторял эти слова с эстрады, вдохновляя сверстников, будучи сам утешением, надеждой и вдохновением для всех кто общался с ним.


Когда он пел "Священную войну", в его исполнении слышались голоса тысяч русских детей, взывающих к спящим родителям. Его кристальная душа отзывалась на всякую боль, приносимую недругами его Отечеству. Для этого ему достаточно было найти в сокровищах музыкальной культуры России точное произведение, отвечающее событию настоящего. Русская народная песня "Ты воспой в саду, соловейко", исполняемая им в память поэта Игоря Талькова - одно из самых лучших посвящений певцу, по словам Татьяны Петровой, которая также поет песни Максима. Песня отца Романа "Ликует Рим", которую он пел в честь защитников Белого Дома, в его исполнении поражает духовно-исторической аналогией, глубиной раскрытия трагедии и, конечно, надеждой. "Вспомни! Вспомни! Ты же русский, на своей живешь земле" - обращался Максим к современником, аккомпанируя себе как древний Боян на гуслях.

"Идите в храмы Божии, пока звонит звонарь", - пел Максим, благославленный на пение своим земляком отцом Романом. Не только пел, но и был искусным звонарем, получавшим приглашения от настоятелей брянских церквей взойти на колокольню для благовеста великих церковных праздников.

"Погребальный звон" - последняя песня-плач Максима памяти своего отца и наставника Юрия Павловича Трошина, ушедшего от нас также неожиданно в конце января этого года, до последней минуты вместе с сыном стоявшем на посту служению Богу и Отечеству.

В трудные дни моей жизни Максим, обращаясь к слушателям со словами в мою защиту, пел песню "Мама моя" настолько пронзительно и точно по сути, что до сих пор не перестаю удивляться, откуда такая глубина и сердечность у отрока, который с 40-летними был не только равным собеседником, но и зачастую наставником и безусловно водителем для своих сверстников.


"Мама моя". Матери наши! Матери России, Ваши дети уходят раньше Вас и Вы утешаете высшим утешением друг друга, как это сделала Ольга Юльевна Талькова, посылая матери Максима эту телеграмму:

"Дорогая Надежда Михайловна! Мне трудно обращаться к Вам, понимая, что никто уже ничем случившемуся не поможет, невозмможно помочь матери, потерявшей такого сына. Он Ваш сын, но и мы его считаем своим сыном, Сыном России. Что Вам сказать в утешение? Крепитесь? Держитесь? А лучше молитесь. И Господь поможет выстоять. Как помогает мне, тоже потерявшей сына, тем матерям, чьи сыновья погибли в Афганистане, Чечне... Мы скорбим по Максиму, кто знал его, я не говорю любил, Его невозможно было не любить. Царство ему небесное и Вечная Память. А Вам... Храни Вас Господь. Так видно угодно было Богу. С глубоким соболезнованием мать Игоря Талькова Ольга Юльевна Талькова."

Песня «Соловей» в исполнении Максима Трошина (сл. А. Матюшина)

Страница Максима Трошина в Интернете.

Ко дню памяти юного брянского дарования, поэта, композитора и певца Максима Трошина публикуем очерк о нем полковника в отставке Николая Петровича Исакова, директора филиала Московского института государственного управления и права в Брянской области, где находится Мемориал М.Трошина.

Максим Трошин родился 18 июня 1978 года в Брянске, в краю на стыке трех славянских государств - России, Украины и Белоруссии, в семье советских инженеров местного автозавода, поставлявшего уникальный транспорт для не менее уникального в то время вооружения СССР.

Юрий Павлович, отец Максима, был всесторонне одаренным человеком. Профессиональный конструктор, а затем профессиональный журналист. Художник. Музыкант. Искрометный поэт, удививший литературную столицу своими пародиями на корифеев пера. Но главный его труд - развитие таланта сына до уровня мирового признания.

Надежда Михайловна, мать Максима, сейчас служит в Тихвинском храме Брянска, куда семья Трошиных пришла в начале девяностых годов прошлого столетия. Первые прихожане восстановили храм своими руками до нынешнего великолепия.

В этом возрасте Максим исполнил песню «Ты не пой, соловей» на слова иеромонаха Романа, кстати, также нашего земляка, живущего сейчас в затворничестве на одном из островов псковских озер. Проникновенный голос Максима выразил всю глубину философской и духовной мысли о жизни и смерти.

Когда режиссер Александр Баранов завершал съемки телесериала «Громовы» в одном из подмосковных городков, к нему подошла местная жительница и протянула кассету с записью голоса Максима Трошина. Только вечером выдалось время прослушать аудиозапись. Договор с композитором был прерван, а песня Максима Трошина стала новым саунд - треком, т.е.музыкальным сопровождением, фильма.

Легенда мировой эстрады Алла Баянова была резка в суждениях, о некоторых исполнителях народных песен и романсов с поставленным в российских консерваториях вокалом отзывалась как о «мертвых певцах». Но Максима выделила сразу и настоятельно приглашала его в Москву в свою вокальную студию. Судьбе Максима была начертана иная стезя.

Максим служил звонарём храма Тихвинской иконы Божией Матери и иподиаконом архиепископа Мелхиседека. Руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях. руководил молодёжной организацией Русского Национального Собора в Брянской области. Гитара и гусли дополняли голос Максима грустной тональностью, соединяли лирические, духовные и величавые песнопения в один поток любви к Отечеству и Богу.

Песни Максима Трошина зазвучали в смутное для России время с болью и верой в ее национальное и духовное возрождение в начале девяностых годов прошлого столетия. Вот песня на слова иеромонаха Романа. Она называется «Сон мне приснился ». Здесь предчувствие большой беды в словах «...Виделась в черном Моя Родина». И одновременно выражается еще затаенная, но готовность к сопротивлению: «...Где-то под сердцем Шевелится крик».

Другая песня, которая называется «Ликует Рим в языческом веселье» - это уже яркое выражение веры в спасение Отечества, оказавшегося в октябре 1993 года на грани гражданской войны, скорого территориального и духовного распада, когда чужие языческие идолы выставлялись на поклонение народу и в зрелище превратился танковый расстрел российского парламента. Несмотря на трагические события - в прошлой истории христианства и недавней истории России, ставшие лейтмотивом песни, она, песня, полна оптимизма, в ней грустные некогда ноты вытесняет уже маршевый лад.

Вот Максим поет на сцене Колонного зала Дома Союзов в Москве. Мы не слышим его голос. Но всмотритесь в лица российских просветителей. В них отразилось впечатление от песни - работа для ума и сердца. Напутственные слова Максиму высказывали русские писатели Валентин Распутин, Василий Белов, Петр Проскурин. О впечатлении, которое произвели песни Максима со столичных сцен, сказано немало. Писатель Владимир Крупин называл появление юного брянского певца в Москве ошеломляющим: « Этот голос мог быть из внеземных миров. Это - русское православное явление. Эти светлые отроки приходят в мир, чтобы показать возможность нашего спасения». Николай Детков, режиссер, пережил удивление: откуда такая глубина и сердечность у подростка, который со взрослыми был не только равным собеседником, но и зачастую наставником и безусловно водителем для своих сверстников.

Речь нельзя вести о цельном, завершенном репертуаре - сегодня Максим Трошин поет одни песни, одним голосом, завтра те же самые тексты, но в иной тональности, другом возрасте, отягощенном еще большей духовной и гражданской ответственностью. Сохранились записи более сорока песен.

Тематика песен довольно широка. Есть песни, которые можно объединить одним названием «С молитвой о России». Это - не церковные песнопения, но в каждом тексте есть обращение к православию как к божескому оберегу для России в самые трудные и судьбоносные для нее времена. В других песнях выражена радость, печаль и народная тоска по воле. Немало здесь казачьих песен. Некоторые песни затрагивают до сих пор кровоточащие раны истории. Отдельная тема здесь - гражданская война, когда в песнях белой гвардии звучит боль предстоящей утраты как собственной жизни, так и прошлого мира. Некоторые песни Максима Трошина вобрали золото слов русских поэтов Федора Тютчева, Сергея Есенина, Николая Клюева, Николая Рубцова.

Песня «Журавли» записана Максимом Трошиным на слова расстрелянного в сталинские репрессии Петра Орешина.

Эта песня наполнена предчувствием не только собственной гибели, но и радостью неминуемого возрождения.

«...Скоро, скоро из синих болот Поднимусь золотым журавлем»

Максим Трошин погиб 5 июня 1995 года при невыясненных обстоятельствах за несколько дней до своего семнадцатилетия. Его тело нашли в брянской реке Десне . В тот вечер он должен был ехать на поезде в Москву на концерт.

На смерть Максима пронзительно откликнулся журнал «Русский паломник», издаваемый православным сообществом в США:

«В стороне нашей необъятной Руси, облагодатствованной молитвами великих пустынножителей Брянских лесов XVIII века, появился юноша-бард Максим Трошин. Всколыхнул он нашу Русскую душу своими песнями о Божией Правде - и ушёл... Ушёл казалось бы на веки... Удивительно талантлив, но ограниченный лихолетием нашего безвремения и просто усечён годами, он появился как истинный печальник за Русь Святую. Вспыхнул и погас! Как метеор пронёсся по нашему историческому свято-русскому небосклону, задел нашу совесть и оставил после себя лирический след - струю отечественного вдохновения, своим пением и вообще своей юношеской личностью ».

Трагические судьбы русских бардов Игоря Талькова и Максима Трошина сблизили их матерей. До своих последних дней Ольга Юльевна Талькова часто приезжала к Надежде Михайловне в Брянск.

На Центральном кладбище Брянска отец и сын Трошины похоронены рядом. Крест над могилой Юрия Павловича, умершего на полгода раньше трагической смерти Максима, возвышается над меньшим размерами крестом соседней могилы, так, что, кажется, он прикрывает своей рукой сына уже и после смерти. В этой простой символике выражены вечные отношения между отцом и сыном, наставником и учеником.

Народный артист Александр Михайлов когда-то был на концерте Максима в Москве. В одном из фильмов о Максиме Трошине, он говорил о том, что у него дух перехватывало от такого исполнения Максимом своих песен, «было не продохнуть».Впечатление от песен было настолько глубоким, что недавно, приехав в Брянск всего на день, известный артист нашел возможность почтить память Максима Трошина. Филиал Московского института государственного управления и права в Брянской области стал также одним из мест, заинтересовавших Александра Михайлова, прежде всего тем, что здесь создана комната памяти Максима Трошина, на песнях Максима Трошина студентами познается национальная духовная культура. Народный артист Александр Михайлов поклонился в пояс Надежде Михайловне, матери Максима, и сказал о народном значении ее сына: «Максим относился к категории людей с обостренным чувством совести, с обостренным чувством беды, боли о Руси. Он чувствовал так, как не каждый взрослый сможет. И я счастлив, что соприкасался с такой породой людей, с этим русским дуновением ветра...»

В мемориале Максима Трошина особое место занимает Народная книга. Основу ее составили отзывы после представления блоггерами, т.е. владельцами интернет-дневников, создателями, аудио - и видеоматериалов, ставшими доступными в начале этого века, почти через десять лет после смерти Максима Трошина. В коротких отзывах - богатейшее по объему выражение чувств: восторг, удивление, грусть, досада, раздражение, гнев, любовь, боль, тоска, стыд, умиротворение, спокойствие, тепло сердца, душевное потрясение, просветление, гордость, благодарность...Так и пишут: «Душа то болит, то расцветает», «Долго искала песни Максима Трошина, скучала без них» , «Это открытие для меня. не могу слушать его и слез удерживать...», «Мои глаза мокрые», «Господи, какой талант... до сегодняшнего дня ничего не слышала о нём... стыдно!!!».

Эти чувства, ощущения душевных и сердечных движений, испытывают не только россияне. «Грустно, грустно, грустно. Но все равно так прекрасно!» - пишет на английском Дальва Мария Феррейра. Разве не похожи впечатления англоязычного автора под именем Бульгеланд : « Уменя дрожь от этого - абсолютно возвышенное и удивительно красиво!!!» - и нашей соотечественницы Елены Метелевой : «Очень душевно поет Максим, просто пробирает дрожь». Скандинавский автор под именем Мистер Мьету после прослушивания песен Максима Трошина пишет: «Хорошо подходит для финской души». Североамериканский автор Кристиан Портемонт не скрывает, что испытывает удивительное смешение чувств: «Иногда мне кажется, что Россия-это страна Поэзии, иногда я думаю, что Россия-это поэзия. Иногда мне кажется, что в другой раз я был русским парнем, иногда я думаю, что какая-то часть моих слез здесь».

Песни Максима Трошина вызывают у зарубежных авторов восторженное восприятие всей России и нашей национальной культуры. Иногда на надрыве чувств, превозмогая боль трагических событий прошлой истории. «Я не забуду Катыни, но я вас люблю, любимые Русские. Слава вам!» -пишет польский автор под именем Бит Вайтфокс.Российский собеседник не оставляет эти слова без ответа, кстати, на польском языке: «Сердечное спасибо! В первый раз я встречаю теплое радушное отношение молодых поляков к нам, русским, и к нашей стране, России». Искреннее признание в сербских словах, понятных без перевода: « Ruska zemlja, najlepsa na svetu!!!» Португальский автор под именем Армандопишет: «Культура славянского народа достойна восхищения». По мнению англичанина Джейсона Бентли, Россия - этонация славы и любви к Богу. Отклики на песни Максима Трошина поступили из 22 государств.

Многие российские, белорусские, украинские, болгарские, сербские, черногорские, македонские, словенские греческие авторы пишут в православных традициях, обращаясь к молитвам. Это дань духовному подвигу и гражданским трудам Максима Трошина. Иногда в нем видят человека, в короткие годы своей жизни выполнившего высокую миссию: « Его явление в этот мир доказательство того, что высокая Нравственность в Крови Русского Человека!» (Андрей Кутепов), « Все как обычно, просто еще один русский святой....» (Алекс Карпов), « Он был прислан Небесами для спасения России».

Земля Русская!

Википедия, электронная версия энциклопедии в российском интернет-пространстве, содержит обстоятельные сведения о Максиме Трошине (не соглашусь только со сравнением его с Робертино Лоретти. Чистота и глубина голоса Максима не от уроков вокалу, а от проникновенного нутряного крика с болью за нас и Россию. Максим никогда не называл себя певцом, говорил о том, что таких, как он, в России тысячи).

Свою роль в решении об открытии в 2012 году в филиале Московского института государственного управления и права в Брянской области мемориала юного русского барда сыграли и мои личные отношения с Трошиными, духовные и моральные обязательства перед этой семьей. С отцом Максима, Юрием Павловичем, несколько лет работали на Брянском автозаводе. К нам в многотиражную газету он пришел из конструкторско-экспериментального отдела, где помимо всего заявил о себе как редактор стенгазеты, постоянно побеждавшей в заводских конкурсах. Он был всесторонне одаренным человеком. Сам смастерил для Максима скрипочку, с которой мальчик ходил в музыкальную школу. Сделал не от бедности (хотя семья советских инженеров Трошиных с двумя детьми и проживавшими совместно престарелыми родителями перебивалась от зарплате к зарплате), но от стремления освоить премудрости знаменитых скрипичных дел мастеров старой Италии. Великолепно играл на гитаре, искусно владел кистью. Искрометный поэт, удививший литературную столицу иронической поэмой «Гамлет», изысканными пародиями на корифеев пера Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского. Выучил испанский язык, чтобы в оригинале читать чилийского поэта Пабло Неруду. Но главный его труд - развитие таланта сына до уровня мирового признания.

Там же на автозаводе в среде конструкторов работала и Надежда Михайловна (сейчас служит в Тихвинском храме). Иногда разговоры, начатые в редакции, продолжались в тесном жилище Трошиных. Поздних гостей вмещал тесный угол заводского барака из окрашенных в ядовито зеленый цвет бревен. Барак располагался недалеко, на того же цвета болотине, через железную дорогу. Благодарен судьбе, что я был очевидцем физического, духовного и творческого становления Максима. Работая затем в областной молодежной газете, управлении внутренних дел, я никогда далеко не уходил от этой семьи. Генерал А. Русаков, в то время возглавлявший УВД, поддержал идею провести концерт Максима в рамках занятия по служебно-боевой подготовке о нравственных и духовных ценностях (тема была, а ее содержание тогда, после 1991 года, - кучка праха!) Большой зал был полон, слушали Максима с потрясающим вниманием.

1995 год стал черным для России и семьи Трошиных. Начался со штурма Грозного, бестолкового по замыслу и запредельного по потерям федеральных сил. В конце января умер Юрий Павлович. Я вернулся из Чечни и пришлось идти уже за гробом Максима. В Чечне голос Максима с небольшого кассетника помогал не только мне. На половину подконтрольного в ту пору федералам Грозного было два человека, призывавших к православной молитве. Это настоятель полуразрушенного бомбардировкой Михаило-Архангельского храма на берегу Сунжи о.Анатолий, которому в начале февраля, выполняя поручение МВД, мы передали картонную коробку с лично освященными Патриархом Русской Церкви Алексием II нательными крестами и образками Богородицы. У о. Анатолия была прореженная войной паства и он ее оберегал (через год о.Анатолий принял мученическую смерть). А в войсках благословлял солдат и танки о.Киприан, с большим крестом на камуфляжном костюме. Вряд ли он был каноническим священнослужителем (так затем и оказалось). Но в то время он заполнял собой все идеологические пустоты, образовавшиеся в федеральных силах и вселявшие в военнослужащих растерянность и отчаяние. Еду кашевары готовили исправно, но голод по слову, духовной пище истреблял, иногда завершался телесной смертью. Песни Максима нашли своих слушателей в Чечне.

Мемориал Максима Трошина в филиале выполнял свою просветительскую, нравственную и духовную миссию до недавней поры. Перевод на дистанционное обучение изменил структуру отношений «вуз – филиал - студент» на новую «вуз – компьютер – студент», что исключало прямое участие профессорско-преподавательского состава в образовательном и воспитательном процессах и обеспечивало стопроцентное поступление платежей за обучение в Москву. Иногда создавалось впечатление, что ликвидаторы легко преодолевали границы дозволенного совестью и законом под прикрытием основного соучредителя - Российского совета ветеранов органов внутренних и внутренних войск, хотя сомнения не развеяны, а было ли таковое участие? Филиал москвичи взяли и просто раздербанили, что в переводе этого жаргонного словца на общеразговорный язык означает дележку, получение денег под различными угрозами. Когда вывозили имущество, комиссия примерялась даже к пластиковым окнам, чтобы поменять у себя на московских Садовниках деревянные рамы, скукоженные от времени и лохматые от множества исторических отслоений краски. Но мемориал Максима Трошина удалось отстоять, поскольку комплекс был создан и развивался вне средств и интересов московского вуза.

С благословения Его Высокопреосвященства владыки Александра, митрополита Брянского и Севского, мемориал Максима Трошина от филиала принял Брянский кафедральный собор во Имя Святой Живоначальной Троицы. Деятельное сопричастие к установлению мемориала проявил протоиерей Сергий Рысин, другие священнослужители Кафедрального Соборного храма.

5 июня, в день 20-й годовщины со дня трагической гибели Максима Трошина состоялось открытие мемориала на соборной территории в помещении Духовно-просветительского центра. О значении творчества юного брянского дарования для русской культуры и духовного развития проникновенно говорили депутат Государственной Думы ФС Российской Федерации В.А.Малашенко, первый заместитель директора областного департамента культуры Ю.Н.Карпенко. Благословение на участие в открытии мемориала получил настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери архимандрита Никиты (Заиграйкина), который некогда, еще в период восстановления Тихвинского храма, привел к Богу и соединил с Богом через таинство Крещения семью советских инженеров Трошиных и их детей, стал для каждого из них духовным водителем, открыл для песнопений Максима Трошина осененную Божественным даром поэзию иеромонаха Романа (Матюшина), родившегося также на Брянской земле. Максим служил звонарём храма Тихвинской иконы Божией Матери и иподиаконом архиепископа Мелхиседека. Руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях. руководил молодёжной организацией Русского Национального Собора в Брянской области.

После освящения мемориала прозвучала электронная запись печальной, полной жертвенности песни иеромонаха Романа «Отложим попечение (Да исправится молитва моя)» в исполнении Максима с полным оптимизма риторическим вопросом: «… Разве ты была убита, /О, моя Святая Русь?»

Затем на Центральном кладбище Брянска у могил Максима и Юрия Павловича Трошиных, под возведенной прихожанами символической часовенкой, была совершена панихида.

Вечером во Дворце культуры крупнейшего в регионе промышленного предприятия «Брянский машиностроительный завод» состоялся вечер памяти Максима Трошина. Программа почти трехчасового концерта была подготовлена Брянским областным методическим центром «Народное творчество». Зал на 300 мест был практически заполнен. Выступили с несколькими номерами Заслуженная артистка РФ Галина Рылеева и московский композитор, автор и исполнитель ярко выраженных патриотических песен Владимир Нелюбин. Тепло было встречено обращение руководителя общественного фонда «Глас ангельский Святой Руси» Николая Деткова. Этот фонд был учрежден сразу после смерти Максима Трошина. На вечере присутствовали представители федеральных и региональных органов власти и управления, духовенства, общественности.

Николай Исаков , бывший руководитель Филиала НОУ ВПО МИГУП в Брянской области, почетный сотрудник МВД России, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й степени

Фотоснимки редактора газеты «Брянские епархиальные вести» Геннадия Курбатова

Трошин Максим Юрьевич (13.06.1978-5.06.1995), русский певец, поэт и композитор. Родился в Брянске в православной семье. Уникальный певческий и гражданский талант Максима проявился в очень раннем возрасте. У Максима с двух лет была очень сильная астма, как и у отца. Родители узнали: чтобы её вылечить, нужно играть на духовых инструментах и петь. В 9 лет Максим сочинил первую песню. Во время исполнения песни «Соловей» ему было 10 лет. Был звонарем храма Тихвинской иконы Божией Матери, руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях. Активно боролся с сектантами.

В день Двунадесятого праздника Вознесения Господня 16-летний певец Максим Трошин погиб при загадочных обстоятельствах. На сегодня имеются сведения, что он был похищен и умучен по указке масонов за исповедание Веры в своих песнях. Кто слушал его песни, знает его глубокие переживания о трагическом положении своего Земного Отечества.

«Я пою песни, по которым соскучились люди, которые они потеряли, я возвратить их хочу…»

«Русский человек, я считаю так, должен быть православный, прежде всего; это вера, которую наши отцы, деды отстаивали, была пролита за эту веру кровь, за землю русскую. Русский человек прежде всего должен быть патриотом своей земли, а быть патриотом - это значит быть православным человеком.»

На одном из концертов Максим сказал:

«Часто спрашивают, почему так много грустных песен. И вот я открываю одну толстую книгу и читаю: „Русская музыка с трогательной простотой обнаруживает душу мужика, простонародья. Ничто не говорит так сердцу, как их светлые мелодии, которые все без исключения печальны. Я обменял бы всё счастье Запада на русский лад быть печальным.“ Это сказал немец.»

«Вот у нас сейчас часто отключают свет в домах. И мы, русские люди с величайшей культурой, все образованные, не знаем, что делать, не находим себе места, бегаем по квартире, ищем, куда всунуть руки и почему телевизор не работает. То есть нас лишили самого главного. Раньше, когда света не было, садились люди и пели песни. А теперь мы не знаем ни одной песни, не можем их петь. У нас это отбили начисто, так что нас можно убить самым простым: отключи нам свет - и всё, мы уже трупы. Поэтому политика, я считаю, изменит очень мало. А самое главное - это культура и нравственность.»

Журнал «Русский Паломник» (№ 28, 2003 год):

«В стороне нашей необъятной Руси, облагодатствованной молитвами великих пустынножителей Брянских лесов XVIII века, появился юноша-бард Максим Трошин. Всколыхнул он нашу Русскую душу своими песнями о Божией Правде - и ушёл… Ушёл казалось бы на веки… Удивительно талантлив, но ограниченный лихолетием нашего безвремения и просто усечён годами, он появился как истинный печальник за Русь Святую. Вспыхнул и погас! Как метеор пронёсся по нашему историческому свято-русскому небосклону, задел нашу совесть и оставил после себя лирический след - струю отечественного вдохновения, своим пением и вообще своей юношеской личностью.»