Третьяковская галерея 20 век картины. Искусство XX века в Третьяковской галерее на Крымском Валу. История создания музея

  • Отдел Государственной Третьяковской галереи представляет русское искусство XX века ‒ авангардизм, конструктивизм, социалистический реализм и др.
  • Картины и скульптуры 1900-1960-х годов представлены на втором этаже.
  • Шедевры Малевича (первая версия «Черного квадрата» и другие композиции), Марка Шагала, Василия Кандинского и других художников.
  • Чтобы увидеть произведения современного русского искусства (1950-е годы по настоящее время), нужно пройти на третий этаж.
  • В галерее проводятся тематические выставки , ведется просветительская работа ‒ лекции, обсуждения, кинопоказы.
  • Работает творческий центр для детей.

Отдел Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу целиком посвящен русскому искусству XX века. Именно здесь экспонируются первый “Черный квадрат” , “Летатлины” Татлина, натюрморты Машкова и портреты Кончаловского, “Купание красного коня” Петрова-Водкина, главные символы соцреализма и работы важнейших нонконформистов. Посещение этого музея сравнимо с путешествием по России XX века.

Экспозиция

Музейное пространство с постоянной экспозицией делится на два этажа. На втором этаже представлена основная часть коллекции: живопись и скульптура с 1900-х по 1960-е гг. Третий этаж занимает коллекция современного русского искусства: с 1950-х и до наших дней. Первые пять залов второго этажа посвящены раннему русскому авангарду: художникам объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (М.Ларионов и , П. Кончаловский, И. Машков) и отдельным мастерам: Н. Пиросмани, В. Татлину, А. Лентулову и др. Следующий раздел (залы 5, 6, 9) – произведения классического русского авангарда 1910-х годов: “Черный квадрат” и другие супрематические композиции Казимира Малевича, “Бегущий пейзаж” Ильи Клюна, произведения Ольги Розановой, контррельефы Татлина, “Композиция VII” Василия Кандинского, “Над городом” Марка Шагала, “Венеция” Александры Экстер, композиции Павла Филонова.

В залах 6, 7, 8, 10, 11 можно увидеть произведения художников-конструктивистов: Александра Родченко, Варвары Степановой, Любови Поповой, Лазаря Лисицкого, Георгия Штенберга и объединения ОБМОХУ.

В залах 15-25 представлена живопись сложно определимого периода середины 1920-х – начала 1930-х, когда тенденции авангарда постепенно уходят на второй план. Это произведения очень разных мастеров, часть из которых (А. Древин, Г. Рублев и др.) не имели возможности выставляться при жизни, работали для себя и узкого окружения, тогда как другие, например, А. Дейнека и Ю. Пименов, стали центральными фигурами официального стиля.

Классические работы соцреализма представлены параллельно в этих же пространствах. Среди них “Вратарь” Александра Дейнеки, Исаака Бродского, портреты М. Нестерова и П. Корина, “Незабываемая встреча” Василия Евфанова, “Сталин и Ворошилов в Кремле” Александра Герасимова, “Новая Москва” Юрия Пименова, “Письмо с фронта” Александра Лактионова, “Опять двойка” Федора Решетникова.

Экспозиция залов 27-37 знаменует новый период в русской истории – хрущевскую оттепель 1950-1960-х и продолжение художественных поисков молодых поколений. Это творчество художников Таира Салахова, Виктора Попкова, братьев Сергея и Алексея Ткачевых, Гелия Коржева, Павла Никонова, Дмитрия Жилинского, Татьяны Назаренко.

Нонконформистское искусство, развивавшееся со второй половины 1950-х, представлено в залах 30-35. Нонконформисты не принимали официальной линии советского искусства и, соответственно, не имели возможности широко выставляться. В поисках индивидуального стиля эти художники обращаются к забытым традициям русского авангарда и западному модернизму. В коллекции ГТГ этот период представлен работами Владимира Яковлева, Анатолия Зверева, Льва Кропивницкого, Оскарар Рабина, Владимира Немухина, Михаила Рогинского, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга, Виктора Пивоварова, Владимира Янкилевского.

Коллекция полотен представителей новейших течений, выставленная в залах четвертого этажа, пополняется каждый год. По временным рамкам она пересекается с коллекцией живописи второй половины века. Здесь показаны работы таких мастеров, как Илья Кабаков, Франсиско Инфанте, Константин Звездочетов, Юрий Альберт, Олег Кулик, Иван Чуйков, Дмитрий Пригов и др.

Деятельность Галереи

Экспозиция на Крымском валу была открыта в 1986 году ‒ спустя три года после завершения строительства здания, изначально предназначавшегося для Галереи. Здание было задумано как продолжение Парка им. Горького, поэтому его формы напоминают парковый павильон. По этой же причине оно имеет открытую нижнюю часть со свободно стоящими опорами, большую протяженность и невысокую этажность. Огромные экспозиционые пространства дают музею возможность осуществлять крупные выставочные проекты, посвященные разным периодам истории искусства. В 2000-х здесь прошли выставки «Карл Брюллов. К 200-летию со дня рождения», «В круге Малевича», «ОСКАР РАБИН. ТРИ ЖИЗНИ. Ретроспектива», «Виктор Попков. 1932-1974» и др. В 2010-х – «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее», «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом», «Пит Мондриан (1872–1944) – путь к абстракции», «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения», «Что есть истина? НИКОЛАЙ ГЕ. К 180-летию со дня рождения», «АЛЕКСАНДР ЛАБАС. На скорости XX века» и др.

Музей ведет активную просветительскую работу. Большие выставки сопровождаются лекциями, обсуждениями и кинопоказами. Существует и отдельный лекторий с циклами по истории русского искусства для взрослых, творческие мастерские для детей, специальные курсы и «Школа искусствоведа» для молодежи.

Не забыть первое посещение этого музея. Мы решили приобщаться к прекрасному и отправились в Дом Художника, что на Крымском валу, где бываем периодически. А там выставка, билеты дорогие и очередь за ними. Мы встаем в очередь, а я думаю, нельзя ли еще куда-нибудь пойти. И начинает смутно шевелиться в голове, что вроде бы здесь есть еще что-то с другого входа. Давай проверим? Ну давай. И точно: за углом, в этом же здании - еще один вход. Вывеска: филиал Третьяковской галереи. Искусство 20 века. Не веря своим глазам, покупаем билеты, поднимаемся, входим...
Никогда и нигде я не видела даже отдаленно подобной по богатству и многообразию коллекции отечественного (русского? российского? советского? кто же его знает, как правильней назвать) изобразительного искусства в его самый интересный период. И не подозревала, что такое вообще существует, а оказалось, что уже много лет висит в том же здании, где я много раз бывала...
Попробую описать... нет, не картины конечно, а обрывки впечатлений.
Первый зал. Гончарова и Ларионов. Буйство красок, яркость и сочность.
Второй зал. Кончаловский, еще кто-то, на стене написано Сезаннизм и правда - мне кажется, что я хожу по выставке импрессионистов (а может постимпрессионистов?). Мерещится, будто я маленькая девочка, потому что смотреть импрессионистов я ходила только в детстве, да и вообще - только в детстве бывает такой праздник красок, такая грубость форм, как будто для ребенка нарисованная.
Иду дальше. И смотрю как постепенно линии и формы вытесняют краски и содержание. Вот конструктивистские картинки. Вот уже остались только планки и рейки, квадраты и прочие цветные геометрические фигуры. Все, конец, приехали? Нет, еще столько залов впереди...
В следующем зале живопись вновь обретает краски и смысл. Вот хорошо знакомый Красный конь и Петроградская мадонна. Петров-Водкин. Не смотрится. Прохожу, не задерживаясь. То ли действительно то, что вокруг, гораздо интересней, то ли сраженная новым, знакомое уже не воспринимаю. Вот Шагал, тоже знакомый. А вот... тоже Шагал? Нет, Юрий Анненков!? Он оказывается еще и живописец - и какой... А я только совсем недавно узнала его как потрясающего графика-портретиста. А вот нечто невероятное, под названием "Человек и павиан". Александр Яковлев. А я знаю только имя, да один портрет музыканта. А вот совсем недавно узнанный, но уже любимый Борис Григорьев. Два портрета. Как же он хорош в оригинале, а не в сети...
Революция. Знакомые картины Дейнеки. А я понимаю, что это - не навязший в зубах соцреализм, а - вариации того, что было в предыдущих залах. Что те, кто выставлен в этом зале, действительно верили в революцию и пытались найти ей живописное соответствие, а не выполняли заказ партии.
Иду дальше и с тоской думаю что сейчас начнутся передовые доярки и подвиг советского солдата. А живопись продолжается. Вот опять Кончаловский - и печальный Мейерхольд на фоне ковра. Вот многокрасочная и радостная Маврина. Вот смутно знакомый Тырса. Да, мелькают и надоевший до зубовного скрежета Допрос коммунистов Иогансона, слащаво-поучительные Опять двойка и Письмо с фронта, и знакомые портреты работы Корина, которые ну совсем не смотрятся, но не они делают погоду, он как фрагменты на фоне чего-то другого - привлекательного и полузнакомого, а то и незнакомого.
Вот наконец зал официоза, где с километровых картин глядит на меня Сталин в разных вариантах, а по телевизору в углу показывают фрагменты фильмов "Светлый путь" и "Кубанские казаки". Да, и это было, и на это надо глянуть, прежде, чем пойти дальше.
Дальше авангард. Авангардом я сыта по горло, но... с недоумением застываю перед датами. Это не только 60-е, а 50-е, задолго до бульдозерной выставки. Как бы я ни относилась к результату творчества, которое для меня по большей части несет какую-то тяжелую энергетику, что ли, не могу не преклониться перед нонконформизмом и бесстрашием этого поколения художников.
Снова реализм. Теперь уже действительно доярки, строители и солдаты. Но... они оказывается живые и интересные. И почему бы собственно художнику не рисовать доярок? Если он действительно художник, а не конъюктурщик, то на это стоит смотреть. Долго стою перед картиной с девушками на танцах. Их человек семь - и у каждой на лице своя гамма чувств, они настолько разные и при этом едины в своем застенчивом трепете ожидания, что хочется унести в памяти каждое выражение лица.
Конец. В последних залах опять авангард, но они закрыты. Иду искать мужа, отставшего на несколько залов. Пока он досматривает, ищу где бы посидеть. В последних залах уже 90-е годы, большинство картин нервные, недобрые. Долго ищу того, с кем рядом я готова сидеть. В конце концов оказываюсь у Гелия Коржева. Молодой нервный рыжий художник рисует девушку, почему-то сидя на корточках и расположив картину на земле. Рядом его же старуха с лицом, закрытым морщинистыми руками. Изредка переглядываюсь с ними, а больше сижу, почти как та старуха, закрыв лицо руками. Какая-то тетенька участливо спрашивает: Вам плохо?
Нет, мне не плохо, хотя голова вообще-то болит. Просто я стараюсь вместить в себя все впечатления последних часов. А это почти непосильная задача.

В тот день из окна одного из залов (фото в музее - за дополнительные деньги, но на виды из окна не распространяется) я сделала странное фото, которое для меня перекликается с содержимым музея. В одном кадре Сталин с женами передовых работников, Петр Первый, Храм Христа спасителя и корабль "Валерий Брюсов" с караоке. И просто вечерняя Москва. Все в одном флаконе.
С тех пор была там не раз, шокового впечатления, как впервые, не было, но новые открытия случались каждый раз. Напоследок - фото с той же точки, что и первое, но днем, несколько лет спустя.

С выставки которого мы отправились знакомиться с постоянной экспозицией галереи, первые несколько залов с работами художников-примитивистов начала XX века мы просто бегом пробежали… Может и напрасно, но после Коровина как-то странно смотрится искренний примитивизм Натальи Гончаровой и Нико Пиросмани. В общем, мы притормозили только у картин основателей художественного общества «Бубновый валет» Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Да и то - не у излюбленных ими портретов и натюрмортов, а у пейзажей, вызывающих ассоциации с полотнами Поля Сезанна. Не случайно бубнововалетцев в годы их зрелости критика окрестила «русскими сезаннистами». Налицо приятный пример созидательного прогресса - от примитива и бунта к полноценной живописи…




Илья Машков, «Италия. Неври. Пейзаж с акведуком», 1913 г.



Илья Машков, «Женевское озеро. Глион», 1914 г.



Пётр Кончаловский «Сиена. Площадь Синьории», 1912 г.


А вот другие члены «Бубнового валета» - А.Лентулов, Р.Фальк, В.Рождественский - попали под влияние французского кубизма. Так как мы с Леной не являемся поклонниками данного направления, то прошли по этим залам несколько растерянно, хотя считается, что «кубизму принадлежала исключительно важная роль в самоопределении русской живописи начала XX века, он повлиял на сложение русского авангарда и дал толчок новым художественным движениям. Кубизм перестраивает природу, разрушая органическую («случайную») форму и создавая новую, более совершенную». Он, говоря словами Малевича, изменил «мировоззрение живописца и законы живописи».



Вот тут мы логически приближаемся к знаменитому «Чёрному квадрату». Ибо: «Русское искусство, пройдя за короткий срок все этапы эволюции французского кубизма и усвоив уроки новейшей французской живописи, вскоре значительно превзошло её в радикальности художественных выводов. Главными выводами из кубизма на русской почве стали супрематизм и конструктивизм. Творчество К.Малевича и В.Татлина - двух центральных фигур русского авангарда, определивших пути его развития, складывалось под глубоким воздействием кубистической концепции».
«В 1915 году создание Малевичем «Чёрного квадрата» явилось началом супрематизма, одного из наиболее радикальных направлений авангарда. «Чёрный квадрат» был знаком новой системы искусства, он ничего не изображал, был свободен от любой связи с земным, предметным миром, являя собой «нуль форм», за которым - абсолютная беспредметность. Супрематизм полностью освободил живопись от изобразительной функции».
Сложно комментировать историю, суть развитие - всему своё место и своё время. Но «беспредметность» и живопись, лишённая «изобразительной функции» почему-то не задевают внутренних струн, наших тянущихся к прекрасному душ… Да и сам Малевич спустя годы вернулся к менее радикальной живописи…



Казимир Малевич «Чёрный квадрат», 1915 г.





Зато как приятно после нескольких залов супрематизма видеть яркие краски и пышные формы Кустодиева, Кандинского и нашего любимого Богаевского! Наконец-то настоящий праздник живописи!




Борис Кустодиев «Матрос и милая», 1921 г.



Николай Кульбин «Солнечная ванна», 1916 г.



Василий Кандинский «Всадник Георгий Победоносец», 1915 г.



Константин Богаевский «Воспоминание о Мантенье», 1910 г.



Константин Богаевский «Пейзаж с деревьями», 1927 г.


После этого мы попадаем в громадный зал роскошнейшего Александра Дейнеки - жаль, что мы в прошлом году не смогли попасть на ретроспективную выставку его работ в той же Третьяковке, зато попали на скромную выставку графики его и Нисского в Севастопольском художественном музее…




Александр Дейнека «Вратарь», 1934 г.



Александр Дейнека «Улица в Риме», 1935 г.



Александр Дейнека «Мать», 1932 г.



Пётр Вильямс «Автопробег», 1930 г.



Юрий Пименов «Новая Москва», 1937 г.



Николай Загреков «Девушка с рейсшиной», 1929 г.



Георгий Нисский «Осень. Семафоры», 1932 г.



Константин Истомин «Вузовки», 1933 г.



Константин Истомин «У окна», 1928 г.


В соседнем зале проходила выставка «Радость труда и счастье жизни» - этакая красочная пилюля на фоне довольно жуткой живописи сталинского времени. В памяти остались лишь несколько картин - остальные хотелось забыть сразу же после просмотра…





Георгий Рублёв «Портрет И.В.Сталина», 1935 г.


«По обличительной силе, - пишет искусствовед Е.Громов, - этот портрет Сталина сопоставим только со стихотворением О. Мандельштама («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Художник Рублёв, одно время совсем забытый, не замышлял этот портрет как сатирический. Но понял, что за него можно угодить в ГУЛАГ. Сталин у Рублева не имеет «широкой груди осетина». У него как бы развинченная змеевидная фигура, в которой чудится что-то дьявольское, он так же страшен, коварен, злобен. Художник увлекался тогда Пиросмани, в манере которого он и написал этот портрет. Написал и испугался: вышла картина гротеск». Портрет найден в старых холстах Рублёва после его смерти.



Роберт Фальк «Воспоминание», 1930 г.



Казимир Малевич «Сёстры», 1930 г.



Александр Древин «Газели», 1931 г.



Александр Лактионов «Письмо с фронта», 1947 г.


И так мы потихоньку дошли до соцреализма с громадными картинами съездов и выступлений товарища Сталина. И даже хотелось что-то из этого «праздника жизни» сохранить на память в фотоаппарате, но очень уж свирепая смотрительница оказалась в этих залах - нет билета на фотографирование, не снимай! И ведь не будешь ей объяснять, что музей нарушает наше конституционное «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», и что продажа музеями «права на съемку» совершенно незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем - убирает за плату данное ограничение. Впрочем, это всего лишь обидная лирика - мы просто не знали, что фотосъёмка платная и не купили билета, а возвращаться не видели смысла… Да и на самом деле к этому моменту искусство XX века нас уже изрядно утомило, а вид из окна призывно манил в следующий музей. Но сначала надо было пройти лабиринт до конца… А это зрелище не для слабонервных - залы совсем уж современного искусства показались нам сосредоточием мрачного ужаса, какой-то уж совсем тёмной энергетики, безысходности. В общем, мы пробежали их довольно быстро - хотелось воздуха, и… ! Мы снова заглянули на его выставку, чтобы не покидать это здание Третьяковки с тяжестью на душе. Вот настоящее искусство - светлое и жизнеутверждающее! Повеселев, мы отправились насыщаться культурой дальше - в старое здание, захотелось, знаете ли, Врубеля, Левитана, …




Третьяковская галерея на Крымском Валу, 18 мая 2013, 10:00–0:00 - посетить постоянную экспозицию и выставки (например, Бориса Орлова и Михаила Нестерова) весь день можно бесплатно, особое оживление ожидается и в вестибюле. Там оборудуют сувенирную лавку, где станут продавать сумки и блокноты с рисунками художников ХХ века, библиотеку, где можно полистать каталоги и журналы по искусству, и зону детского творчества. Рядом художник Протей Темен поставит инсталляцию «Шары». Во внутреннем дворике музея расположится кухня ресторана Delicatessen, там же с 19.00 до 0.00 будет играть музыка: Никита Зельцер на фортепиано и диджей Taras 3000 .

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.