Томас мор его произведения. Томас мор и его «утопия

Томас Мор - английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства.

Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви.

Образование

Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям произвели впечатление на Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра и Вильяма Гросина, знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером.

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. Он долго не мог выбрать между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх коллегий барристеров) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году - женится.

Семейная жизнь

В 1505 году Мор женился на 17-летней Джейн Кольт, старшей дочери эсквайра из Эссекса. Согласно биографии, написанной его зятем Уильямом Ропером, Томасу больше нравилась её младшая сестра, но из учтивости он предпочёл Джейн. Друзья Мора описывали её тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора с Джейн было четверо детей: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон.

В 1511 году Джейн умерла от лихорадки. В течение месяца Мор женился снова, выбрав в качестве второй жены богатую вдову Элис Мидлтон. В отличие от первой жены, Элис была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же, как и его сын.

Религиозная полемика

В 1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы: «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». В этих работах Лютер изложил своё учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики и указал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви. В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера манифестом «В защиту семи таинств», вероятно, написанным и отредактированным Мором. В свете этой работы папа Лев X наградил Генриха VIII («Защитник веры») за его усилия в борьбе с ересью Лютера. Мартин Лютер ответил Генриху VIII в печати, называя его «свиньёй, болваном и лжецом». По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов. Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету церкви.

В парламенте

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона.

При дворе короля

В 1510-х годах Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью (знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство). В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» - он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

В 1529 году король назначил Мора на высший пост в государстве - лорд-канцлера. Впервые лорд-канцлером стал выходец из буржуазной среды.

По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum, англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник веры» (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D. F.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Конфликт с королём. Арест и казнь

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге - к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа Римский. Климент VII был против этого развода - на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля - Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым:

Признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;
- отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров.

Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям.

17 апреля 1534 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл. Перед казнью держался очень мужественно и шутил.

За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.

Политические взгляды

Основная причина всех пороков и бедствий - это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
- Утопия (идеальная страна) - своеобразная федерация из 54 городов.
- Устройство и управление каждого из городов одинаковы, но главным является центральный город Амаурот, в котором расположен главный сенат. В городе 6000 семей; в семье - от 10 до 16 взрослых. - Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.
- Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
- В Утопии нет частной собственности (её автор считает причиной всех зол) и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
- Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
- Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.
- В Утопии существует институт рабства. По Мору, в этой идеальной стране есть и должны быть рабы (бесправная категория населения), обеспечивающие возможность осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» для каждого свободного гражданина.

Томас Мор в культуре

В 1592 году была написана пьеса «Сэр Томас Мор]». Её авторство приписывается коллективу драматургов, в числе которых Генри Четл, Энтони Манди, Томас Хейвуд и Уильям Шекспир (сохранилась частично из-за цензуры).

О Томасе Море в 1966 году был снят фильм «Человек на все времена». Этот фильм завоевал две премии Московского кинофестиваля, шесть премий «Оскар», семь премий BAFTA и множество других наград. Роль сэра Томаса Мора сыграл английский актёр Пол Скофилд.

Название фильма взято у Роберта Виттингтона, современника Мора, который в 1520 году написал о нём так:

Мор - человек ангельского ума и выдающейся учёности. Я равного ему не знаю. Где ещё есть человек такого благородства, такой скромности, такой приветливости? Когда тому время, он удивительно весел и жизнерадостен, когда тому время, он так же грустно серьёзен. Человек на все времена.

В британско-ирландско-канадском историческом телесериале «Тюдоры» роль Томаса Мора исполняет британский актёр Джереми Нортэм.

Биография Томаса Мора и его отношения с королём Генрихом VIII легли в основу романов «Волчий зал» и «Внесите тела» английской писательницы Хилари Мэнтел, а также основанного на них мини-сериала Би-би-си «Волчий зал».

МОР ТОМАС - английский гу-ма-нист и государственный дея-тель.

Сын юри-ста, впо-след-ст-вии су-дьи ко-ро-лев-ской ска-мьи Дж. Мо-ра (около 1450-1453 годов - 1530 год). На-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние по-лу-чил в грам-ма-тической шко-ле при гос-пи-та-ле Св. Ан-то-ния. В 13 лет при-нят па-жом в дом ар-хи-епископа Кен-тер-бе-рий-ско-го Дж. Мор-то-на, где при-влёк вни-ма-ние сво-и-ми ин-тел-лек-ту-аль-ны-ми спо-соб-но-стя-ми. В 1492-1494 годы в Окс-форд-ском университете изу-чал грам-ма-ти-ку, ри-то-ри-ку и ло-ги-ку, древне-греческий и французские язы-ки, ма-те-ма-ти-ку, ис-то-рию, при-об-рёл на-вы-ки иг-ры на скрип-ке и флей-те, за-тем про-хо-дил обу-че-ние в лон-дон-ских шко-лах пра-во-ве-де-ния Нью-Инн и Лин-кольнс-Инн (с 1496 года). Ак-тив-но изу-чал про-из-ве-де-ния ан-тич-ных и ран-не-хри-сти-ан-ских мыс-ли-те-лей, в т. ч. Пла-то-на, Ари-сто-те-ля , Лу-киа-на, Ав-гу-сти-на.

Зна-чительное влия-ние на Т. Мора ока-за-ло сбли-же-ние с круж-ком окс-форд-ских гу-ма-ни-стов - Дж. Ко-ле-том (1467-1519 годы), Т. Ли-нак-ром (около 1460-1524 годы), У. Гро-си-ном (1446-1519 годы), У. Ли-ли (1468-1522 годы). В 1499 году Т. Мор по-зна-ко-мил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским.

Около 1502 года Т. Мор за-нял-ся ад-во-кат-ской прак-ти-кой, в 1502-1504 годы так-же пре-по-да-вал пра-во в шко-ле Фер-ни-валс-Инн. В 1504 году из-бран в пар-ла-мент, в сте-нах ко-то-ро-го под-верг кри-ти-ке фи-нан-со-вую по-ли-ти-ку Ген-ри-ха VII . Опа-са-ясь ре-прес-сий, на вре-мя ос-та-вил по-ли-ти-ку и вер-нул-ся к ад-во-кат-ской дея-тель-но-сти. В 1506 году в Па-риже опуб-ли-ко-вал под-го-тов-лен-ный им совместно с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским пе-ре-вод на латинский язяк кни-ги диа-ло-гов Лу-киа-на (со-труд-ни-че-ст-во Т. Мора и Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го про-дол-жа-лось и в по-сле-дую-щие го-ды; Эразм Рот-тер-дам-ский по-свя-тил Т.Мору книгу «По-хва-ла глу-по-сти», на-пи-сан-ную в 1509 году, ко-гда он гос-тил в до-ме Т. Мора). В 1508 году Т. Мор по-се-тил Лё-вен-ский и Па-риж-ский университеты, где по-зна-ко-мил-ся с прак-ти-ко-вав-шей-ся в них сис-те-мой пре-по-да-ва-ния. В 1509 году всту-пил в Ком-па-нию тор-гов-цев тка-ня-ми (Mercer’s Company), от име-ни ко-то-рой в сен-тяб-ре то-го же го-да вёл пе-ре-го-во-ры о за-клю-че-нии кон-трак-тов с ан-твер-пен-ски-ми тор-гов-ца-ми.

В 1510 года как де-пу-тат от Лон-до-на Т. Мор вновь во-шёл в пар-ла-мент, со-зван-ный но-вым ко-ро-лём Ген-ри-хом VIII; то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком городского ше-ри-фа (за-ни-мал этот пост до 1518 года, вы-пол-няя функ-ции су-дьи и юри-дического со-вет-ни-ка). В 1515 году по ре-ко-мен-да-ции лон-дон-ских тор-гов-цев вклю-чён в со-став английского по-соль-ст-ва, на-прав-лен-но-го во Флан-д-рию для пе-ре-го-во-ров о про-дле-нии сро-ка дей-ст-вия со-гла-ше-ний о тор-гов-ле шер-стью. На-хо-дясь во Флан-д-рии, Т. Мор вновь встре-тил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским и по-зна-ко-мил-ся с другими вид-ны-ми ни-дерландскими гу-ма-ни-ста-ми П. Эги-ди-ем и И. Бус-ли-ди-ем.

Во вре-мя тор-го-вых пе-ре-го-во-ров, про-хо-див-ших со зна-чительными пе-ре-ры-ва-ми, Т. Мор при-сту-пил к на-пи-са-нию 1-й кни-ги со-чи-не-ния «Уто-пия», ко-то-рую за-вер-шил по воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну в 1516 году; 2-я кни-га (соб-ст-вен-но по-ве-ст-во-ва-ние о яко-бы не-дав-но от-кры-том го-су-дар-ст-ве уто-пий-цев) бы-ла им в основном на-пи-са-на го-раз-до рань-ше. Пред-ва-рив про-из-ве-де-ние всту-пительное пись-ма-ми еди-но-мыш-лен-ни-ков-гу-ма-ни-стов, Т. Мор из-дал его в декабре 1516 года в Лё-ве-не под названием «Весь-ма по-лез-ная, а так-же за-ни-ма-тель-ная, по-ис-ти-не зо-ло-тая кни-жеч-ка о наи-луч-шем уст-рой-ст-ве го-су-дар-ст-ва и о но-вом ост-ро-ве Уто-пия» («Libellus vere aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reip. statu deque nova Insula Utopia»). 3-е, ба-зель-ское из-да-ние «Уто-пии» 1518 году Т. Мор до-пол-нил «Эпи-грам-ма-ми» («Epigram-mata») - со-б-ра-ни-ем по-этическое про-из-ве-де-ний различного жан-ра (сти-хо-тво-ре-ния-ми, по-эма-ми и соб-ст-вен-но эпи-грам-ма-ми, на-прав-лен-ны-ми в т. ч. про-тив французского гу-ма-ни-ста Ж. де Бри, сек-ре-та-ря французской ко-ро-ле-вы, вос-хва-ляв-ше-го в сво-ей по-эме «Chordigera» по-то-п-ле-ние английского ко-раб-ля французским суд-ном). «Уто-пия» бы-ла пе-ре-ве-де-на на немецкий (1524 год), итальянский (1548 год), французский (1550 год), английский (1551 год), ни-дерландский (1553 год) язы-ки. Она за-ло-жи-ла ос-но-ву жан-ра фи-лосовской уто-пий, по-лу-чив-ше-го раз-ви-тие в XVII-XIX веках (ра-бо-ты Ф. Бэ-ко-на, Т. Кам-па-нел-лы, С. Джон-со-на, Э.Г. Мо-рел-ли, Г. Ба-бё-фа, К.А. де Рув-руа Сен-Си-мо-на, Ш. Фу-рье, Э. Ка-бе и др.).

Влия-ние на «Уто-пию» Т. Мора ока-за-ли диа-ло-ги Пла-то-на о го-су-дар-ст-ве, «За-пис-ки о Галль-ской вой-не» Юлия Це-за-ря, со-чи-не-ния Ци-це-ро-на «О пре-де-лах до-б-ра и зла», Дио-ге-на Ла-эр-тия «Жиз-ни и мнения про-слав-лен-ных фи-ло-со-фов...», трак-тат Ав-гу-сти-на «О гра-де Бо-жи-ем», ра-бо-ты Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го, пись-ма А. Вес-пуч-чи и др. 1-я и 2-я кни-ги «Уто-пии» те-ма-ти-че-ски и кон-цеп-ту-аль-но впол-не са-мо-стоя-тель-ны. В 1-й - да-ёт-ся ана-лиз со-ци-аль-но-эко-но-мич. по-ло-же-ния Анг-лии, под-вер-га-ют-ся ост-рой кри-ти-ке ого-ра-жи-ва-ние и хо-зяйств. мо-но-по-лизм, ри-су-ет-ся кар-ти-на раз-ло-же-ния английской де-рев-ни, упад-ка ре-мес-ла, нравственной пор-чи об-ще-ст-ва. Во 2-й - опи-са-но иде-аль-ное го-су-дар-ст-во Уто-пия, по-коя-щее-ся на эко-но-ми-ко-по-ли-тических и нрав-ст-вен-но-пра-во-вых ос-но-ва-ни-ях, аде-к-ват-ных пред-став-ле-нию о че-ло-ве-ке, сло-жив-ше-му-ся в ре-нес-санс-ной куль-ту-ре. В нём сча-стье ин-ди-ви-дуу-ма не при-но-сит-ся в жерт-ву бла-го-по-лу-чию гражданского кол-лек-ти-ва, а рег-ла-мен-та-ция ма-те-ри-аль-ных по-треб-но-стей не толь-ко не ве-дёт к за-кре-по-ще-нию лич-но-сти, но, на-про-тив, при-зва-на соз-дать оп-ти-маль-ные ус-ло-вия для «ду-хов-ной сво-бо-ды и про-све-ще-ния».

В Уто-пии раз-ли-чия в склон-но-стях и взгля-дах ка-ж-до-го чле-на об-ще-ст-ва при-ни-ма-ют-ся в рас-чёт: об этом сви-де-тель-ст-ву-ет сво-бод-ный вы-бор уто-пий-ца-ми ро-да за-ня-тий, раз-но-мыс-лие при ис-тол-ко-ва-нии на-блю-де-ний при-ро-ды, не-сход-ст-во то-чек зре-ния на мо-раль, раз-ли-чие ре-лиг. ве-ро-ва-ний и их тер-пи-мое от-но-ше-ние друг к дру-гу. «Ас-ке-ти-че-ская про-сто-та» уто-пий-ско-го бы-та со-че-та-ет-ся с утон-чён-ны-ми ду-хов-ны-ми на-сла-ж-де-ния-ми (coluptas), свя-зан-ны-ми с уп-раж-не-ни-ем в доб-ро-де-те-ли и соз-на-ни-ем бес-по-роч-ной жиз-ни, ко-то-рые яв-ля-ют-ся «выс-шим бла-гом» (sum-mum bonum). Сам об-раз уто-пий-ско-го об-ще-жи-тия, в ко-то-ром уп-разд-не-ны ча-ст-ная соб-ст-вен-ность, де-неж-ное об-ра-ще-ние, при-ви-ле-гии, по-лу-чае-мые по про-ис-хо-ж-де-нию, про-из-во рос-ко-ши на по-тре-бу иму-щим, стал сво-его ро-да куль-ми-на-ци-ей гу-ма-ни-стич. меч-та-ний о строе, воз-вы-шаю-щем лю-дей об-ра-зо-ван-ных и доб-ро-де-тель-ных. Имен-но ли-ца об-ра-зо-ван-ные и доб-ро-де-тель-ные за-ни-ма-ют пер-вен-ст-вую-щее ме-сто в Уто-пии: из их чис-ла изби-ра-ют-ся выс-шие долж-но-ст-ные ли-ца го-су-дар-ст-ва (тра-ни-бо-ры или про-то-фи-лар-хи), чле-ны гл. по-ли-тич. ор-га-на (Се-на-та), а так-же пра-ви-те-ли ка-ж-до-го из 54 го-ро-дов (прин-цеп-сы). В уто-пий-ском го-су-дар-ст-ве лю-ди, про-явив-шие спо-соб-но-сти к нау-ке, ос-во-бо-ж-да-лись от по-все-днев-но-го тру-да, в то вре-мя как ос-таль-ные жи-те-ли долж-ны бы-ли изу-чить ре-мёс-ла и ра-бо-тать еже-днев-но по 6 час, а так-же тру-дить-ся в те-че-ние 2 лет в ка-че-ст-ве зем-ле-дель-цев. По-сле еже-днев-но-го тру-да в сво-бод-ное вре-мя уто-пий-цы за-ни-ма-лись «бла-го-род-ны-ми нау-ка-ми», разл. ви-да-ми иск-ва и фи-зич. уп-раж-не-ния-ми. Наи-бо-лее тя-жё-лую ра-бо-ту в Уто-пии вы-пол-ня-ли ра-бы. Ими ста-но-ви-лись гра-ж-да-не, со-вер-шив-шие тяж-кие уго-лов-ные пре-сту-п-ле-ния, плен-ни-ки, за-хва-чен-ные во вре-мя вой-ны, и вы-ку-п-лен-ные уто-пий-ца-ми ино-стран-цы, ко-то-рым на их ро-ди-не гро-зи-ла смерт-ная казнь.

По-ви-ди-мо-му, в од-но вре-мя с «Уто-пи-ей» Т. Мора ра-бо-тал и над «Ис-то-ри-ей Ри-чар-да III» («History of King Richard III»), ис-то-рическим со-чи-не-ни-ем, ко-то-рое так и ос-та-лось не-за-вер-шён-ным. По-свя-щён-ное крат-ко-му пе-рио-ду - от смер-ти Эду-ар-да IV до всту-п-ле-ния на пре-стол Ри-чар-да III (1483 год) - это про-из-ве-де-ние со-дер-жит не толь-ко из-ло-же-ние со-бы-тий из ис-то-рии Анг-лии, но и ана-лиз сис-те-мы вла-сти, ос-но-вы-ваю-щей-ся на про-из-во-ле и на-си-лии. Пер-во-на-чаль-но оно бы-ло из-да-но ано-ним-но в 1543 году в со-ста-ве хро-ни-ки Дж. Гар-дин-га, за-тем в 1548 и 1550 годы в хро-ни-ке Э. Хол-ла с ука-за-ни-ем на при-над-леж-ность его Т. Мора. В 1557 годы отдельным из-да-ни-ем «Ис-то-рию Ри-чар-да III» опуб-ли-ко-вал У. Рас-телл. Вер-сия это-го про-из-ве-де-ния на латинский язык, имею-щая рас-хо-ж-де-ния с анг-лоя-зыч-ной, вы-шла в свет в 1566 году. В 1587 году «Ис-то-рию Ри-чар-да III» в сво-ей хро-ни-ке пе-ре-пе-ча-тал Р. Хо-лин-шед, из ко-то-рой её за-им-ст-во-вал У. Шек-спир, ра-бо-тая над тра-ге-ди-ей «Ри-чард III».

Ко-роль Ген-рих VIII, обес-по-ко-ен-ный ра-зо-ре-ни-ем кре-сть-ян-ст-ва в ре-зуль-та-те ого-ра-жи-ва-ний, одоб-рил кри-тический па-фос «Уто-пии» и на-зна-чил Т. Мора в 1517 году сво-им со-вет-ни-ком. В том же го-ду Т. Мор в со-ста-ве английской де-ле-га-ции уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с Фран-ци-ей, про-хо-див-ших в го-ро-дах Ка-ле и Бу-лонь. В 1518 году Т. Мор стал ко-ро-лев-ским сек-ре-та-рём, в 1520 и 1521 годы при-ни-мал уча-стие в пе-ре-го-во-рах с им-пе-ра-то-ром Свя-щен-ной Римской им-пе-рии Кар-лом V и тор-гов-ца-ми Ган-зы. В 1521 году стал за-се-дать в «Звёзд-ной па-ла-те», то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком ка-зна-чея ко-ро-лев-ст-ва и воз-ве-дён в ры-цар-ское дос-то-ин-ст-во.

Ген-рих VIII це-нил Т. Мора за об-шир-ные по-зна-ния и ост-рый ум, лю-бил бе-се-до-вать с ним о по-ли-ти-ке, нау-ках и искусстве, до-ве-рял ему де-ли-кат-ные по-ру-че-ния ди-пло-ма-тического и литературного ха-рак-те-ра. При этом сам Т. Мор не пе-ре-оце-ни-вал сте-пень до-ве-рия Ген-ри-ха VIII. В 1521 году от име-ни ко-ро-ля вы-шел в свет трак-тат «За-щи-та се-ми та-инств про-тив Мар-ти-на Лю-те-ра» («Assertio septem sacra-men-tum aduersus Martinum Luthe-rum»), ре-дак-то-ром, а так-же, воз-мож-но, со-ав-то-ром ко-то-ро-го был Т. Мор. На от-вет-ный пам-флет М. Лю-те-ра, со-дер-жав-ший ос-корб-ле-ния в ад-рес ко-ро-ля, Т. Мор в 1523 году опуб-ли-ко-вал (сна-ча-ла под псевдонимом Фер-ди-нанд Ба-ра-вел-лий, за-тем Уиль-ям Росс) «От-вет Лю-те-ру» («Responsio ad Luthe-rum»), в ко-то-ром об-ви-нил немецкого ре-фор-ма-то-ра в под-стре-ка-тель-ст-ве на-ро-да к бун-ту про-тив за-кон-ных вла-стей. В по-ле-ми-ке с Лю-те-ром М. вы-дви-нул 4 по-сту-ла-та, от-ра-жав-шие его собств. от-но-ше-ние к цер-ков-ной тра-ди-ции: 1) о без-ус-лов-ном ав-то-ри-те-те Биб-лии; 2) о том, что Пи-са-ние не со-дер-жит все-го, что бы-ло со-вер-ше-но и ска-за-но Бо-гом; 3) о спо-соб-но-сти ка-толич. церк-ви (бла-го-да-ря при-сут-ст-вию в ней Св. Ду-ха) без-оши-боч-но от-ли-чать бо-же-ст-вен-ную тра-ди-цию от че-ло-ве-че-ской; 4) идея о том, что для пра-виль-ной ин-тер-пре-та-ции Пи-са-ния не-об-хо-ди-мо ру-ко-во-дство-вать-ся мне-ни-ем от-цов Церк-ви и ве-рой всех хри-сти-ан.

В сво-их ра-бо-тах Т. Мор вёл по-ле-ми-ку не толь-ко с Лю-те-ром, но и с его английскими по-сле-до-ва-те-ля-ми, в т. ч. У. Тин-де-лом (1494-1536 годы). В ря-де со-чи-не-ний («Диа-лог о ере-сях», 1529 год; «Оп-ро-вер-же-ние от-ве-та Тин-де-ла», 1532-1533 годы) Т. Мор вы-сту-пил не толь-ко про-тив основных лю-те-ран-ских те-зи-сов, под-дер-жи-вае-мых Тин-де-лом (спа-се-ние ис-клю-чи-тель-но че-рез ве-ру, Пи-са-ние как един-ст-вен-ный её ис-точ-ник, не-сво-бо-да че-ло-ве-че-ской во-ли и др.), но и об-ви-нил его в тен-ден-ци-оз-ном пе-ре-во-де Биб-лии на английский язык, в ко-то-ром, по мне-нию Т. Мора, Тин-дел пу-тём ис-ка-же-ния смыс-ла слов соз-на-тель-но про-дви-гал лю-те-ран-скую док-три-ну. При этом са-му идею пе-ре-во-да Пи-са-ния на английский язык Т. Мор оце-ни-вал по-ло-жи-тель-но.

В апреле 1523 года Т. Мор при под-держ-ке лорд-канц-ле-ра Т. Уол-си из-бран спи-ке-ром Па-ла-ты об-щин, в 1524 году - вы-со-ким рас-по-ряди-те-лем Окс-форд-ско-го, в 1525 году Кем-бридж-ско-го университетов. В ию-ле 1525 года ему по-жа-ло-ван пост канц-ле-ра гер-цог-ст-ва Лан-ка-стер-ско-го. В 1527 году Т. Мор уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с пред-ста-ви-те-ля-ми французского ко-ро-ля в г. Амь-ен, в 1529 году - в за-клю-че-нии до-го-во-ра о ми-ре ме-ж-ду Анг-ли-ей, Фран-ци-ей и Свя-щен-ной Римской им-пе-ри-ей. По-сле сме-ще-ния Уол-си в октябре 1529 года Т. Мора бы-ла вру-че-на боль-шая пе-чать лорд-канц-ле-ра Анг-лии. В но-яб-ре то-го же го-да он от-крыл ра-бо-ту ре-фор-мационного пар-ла-мен-та, пре-тен-зии ко-то-ро-го к английскому ду-хо-вен-ст-ву на-шли по-ни-ма-ние у ко-ро-ля.

Уже в 1530 году воз-ник-ли раз-но-гла-сия ме-ж-ду Ген-ри-хом VIII и Т. Мором, ко-то-рый стал про-тив-ни-ком раз-во-да ко-ро-ля с его суп-ру-гой Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской и так-же не при-нял ре-лигиозную по-ли-ти-ку ко-ро-ля. Т. Мор, в ча-ст-но-сти, от-ка-зал-ся под-пи-сать пись-мо, со-став-лен-ное английской зна-тью и ду-хо-вен-ст-вом (в т. ч. Т. Уол-си) в 1530 году, в ко-то-ром со-дер-жал-ся при-зыв, об-ра-щён-ный к па-пе Рим-ско-му, ан-ну-ли-ро-вать брак ко-ро-ля. Т. Мор так-же не под-дер-жал по-пыт-ки пар-ла-мен-та за-пре-тить кон-во-ка-ции (со-бо-ры ду-хо-вен-ст-ва) без раз-ре-ше-ния ко-ро-ля и объ-я-вить их ре-ше-ния не-дей-ст-ви-тель-ны-ми. Рез-кая кри-ти-ка Т. Мора пар-ла-мент-ско-го бил-ля о пре-кра-ще-нии вы-пла-ты т. н. пер-вых пло-дов Ри-му при-ве-ла к его от-став-ке в мае 1532 году.

На-пря-жён-ность в от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду ко-ро-лём и Т. Мором воз-рос-ла по-сле от-ка-за по-след-не-го в 1533 году при-сут-ст-во-вать на ко-ро-на-ции А. Бо-лейн, на ко-то-рой Ген-рих VIII же-нил-ся по-сле раз-во-да с Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской. На-ча-лись пре-сле-до-ва-ния бывшего канц-ле-ра, от-ка-зы-вав-ше-го-ся при-зна-вать ко-ро-ля гла-вой английской церк-ви. 13 апреля 1534 года Т. Мор пред-стал пе-ред ко-ро-лев-ской ко-мис-си-ей, по-тре-бо-вав-шей от не-го при-ся-ги по Ак-ту о пре-сто-ло-нас-ле-дии, при-зна-вав-ше-му за-кон-ны-ми на-след-ни-ков но-вой ко-ро-ле-вы. Т. Мор вы-ра-зил го-тов-ность при-знать ле-ги-тим-ность прав Бо-лейн, но от-ка-зал-ся от при-сяги, т. к. она не при-зна-ва-ла пап-ской су-пре-ма-тии.

17 апреля 1534 года Т. Мор был за-клю-чён в Тау-эр. В тюрь-ме Т. Мор, поль-зо-вав-ший-ся бла-го-да-ря ры-цар-ско-му ти-ту-лу не-ко-то-ры-ми при-ви-ле-гия-ми по срав-не-нию с другими за-клю-чён-ны-ми, на-пи-сал тео-ло-гическую ра-бо-ту «Диа-лог об уте-ше-нии в не-взго-дах» («A dialogue of comfort against tribula-tion»). В ию-ле 1535 году по об-ви-не-нию в государственной из-ме-не Т. Мор осу-ж-дён на смерть и каз-нён. Тра-диционная казнь для об-ви-нён-ных в государственной из-ме-не (по-ве-ше-ние, по-тро-ше-ние и чет-вер-то-ва-ние) бы-ла за-ме-не-на по ре-ше-нию Ген-ри-ха VIII на от-се-че-ние го-ло-вы. Те-ло Т. Мора бы-ло за-хо-ро-не-но в церкви Св. Пет-ра в Тау-эре, по не-ко-то-рым вер-си-ям, в даль-ней-шем оно бы-ло пе-ре-не-се-но в цер-ковь в Чел-си, в строи-тель-ст-ве од-ной из ка-пелл ко-то-рой Т. Мор при-ни-мал уча-стие. Его го-ло-ва, вы-став-лен-ная по-сле каз-ни на лон-дон-ском мос-ту, бы-ла, по пре-да-нию, вы-куп-ле-на близ-ки-ми род-ст-вен-ни-ка-ми или вы-да-на им. Впо-след-ст-вии, как ут-верж-да-ют био-гра-фы Т. Мора, го-ло-ва бы-ла по-хо-ро-не-на вме-сте с те-лом до-че-ри Т. Мора - Мар-га-рет в це-рк-ви в Чел-си.

Ги-бель Т. Мора бы-ла бо-лез-нен-но вос-при-ня-та со-вре-мен-ни-ка-ми. Па-па Па-вел III обе-щал от-лу-чить Ген-ри-ха VIII от Церк-ви, Эразм Рот-тер-дам-ский под-чёр-ки-вал, что та-ко-го анг-ли-ча-ни-на не бы-ло и боль-ше не бу-дет в ис-то-рии, Карл V зая-вил о том, что был бы го-тов по-те-рять луч-ший го-род, чем со-вет-ни-ка, по-доб-но-го Мо-ру.

В 1886 году Т. Мор был объ-яв-лен Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью блаженным му-че-ни-ком, в 1935 году ка-но-ни-зи-ро-ван. День па-мя-ти св. То-ма-са Мора, ус-та-нов-лен-ный Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью 14 февраля 1966 года, при-хо-дит-ся на 22 ию-ня.

Сочинения:

Уто-пия / Пер. и ком-мен-та-рии А. И. Ма-леи-на, Ф. А. Пет-ров-ско-го. 2-е изд. М., 1953;

The complete works. New Haven; L., 1963-1997. Vol. 1-21;

Эпи-грам-мы. Ис-то-рия Ри-чар-да III / Изд. под-гот. М. Л. Гас-па-ров, Е. В. Куз-не-цов, И. Н. Оси-нов-ский, Ю. Ф. Шульц. М., 1973;

Уто-пия / Пер. Ю. М. Ка-ган. М., 1978.

Дополнительная литература :

Surtz E.L. The praise of wisdom: a commentary on the religious and moral problems and backgrounds of St. T. More’s Utopia. Chi., 1957;

Surtz E.L. The praise of pleasure: philosophy, education and communism in More’s Utopia. Camb. (Mass.), 1957;

Hogrefe P. The sir T. Mo-re circle: a program of ideas and their impact on secular drama. Urbana, 1959;

Reynolds E.E. The field is won: the life and death of St. T. More. L., 1968;

Johnson R.S. More’s Utopia: ideal and illusion. New Haven; L., 1969;

Hexter J. H. More’s Utopia: the biography of an idea. Westport, 1976;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор: уто-пи-че-ский ком-му-низм, гу-ма-низм, ре-фор-ма-ция. М., 1978;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор. М., 1985;

Т. Мор, 1478-1978: ком-му-ни-сти-че-ские идеа-лы и ис-то-рия куль-ту-ры / Под ред. В. И. Ру-тен-бур-га. М., 1981;

Logan G.M. The mea-ning of More’s Utopia. Princeton, 1983;

Куд-ряв-цев О.Ф. Ре-нес-санс-ный гу-ма-низм и «Уто-пия». М., 1991.

Томас Мор (1478-1535) – известный английский философ, общественный деятель, писатель-гуманист, юрист. В течение трёх лет занимал пост лорд-канцлера Англии. Наиболее известен произведением «Утопия», в нём философ привёл пример вымышленного островного государства, на котором изложил своё видение идеальной общественно-политической системы.

Детство

Томас появился на свет в Лондоне 7 февраля 1478 года. Его папа, сэр Джон Мор, был знаменитым в стране юристом, занимал должность судьи королевской скамьи, в период правления Эдуарда IV получил дворянский титул, прославился своею честностью и неподкупностью.

Получать образование Томаса отправили в лучшую в Лондоне грамматическую школу Святого Антония. Здесь он среди прочих предметов в совершенстве овладел латинским языком.

Когда Томасу было тринадцать лет, благодаря своим связям отец определил мальчика на службу в качестве пажа к духовному главе английской церкви Кентерберийскому архиепископу – кардиналу Джону Мортону. Это был очень просвещённый человек, ранее занимавший пост лорд-канцлера Англии. Подросток уважал кардинала, что впоследствии нашло отображение в его произведениях «Утопия» и «История Ричарда III».

Джон Мортон действительно оказал неоценимую роль в образовании и воспитании Томаса. Мальчик рос весёлым, обладал остроумием и стремился к знаниям, что произвело на кардинала хорошее впечатление. Позже он сказал о Томасе, что из него в будущем получится «изумительный человек».

Образование

В 1492 году Томас поступил на учёбу в Кентербери-колледж при Оксфордском университете, его наставниками были знаменитые юристы того времени – Вильям Гросин и Томас Линакр.

Учился парень с лёгкостью, но уже в тот период сухие формулировки законов стали привлекать его меньше, чем произведения современных гуманистов. Во время учёбы Томас Мор увлёкся работами мыслителя эпохи Возрождения – итальянца Пико делла Мирандола, юноша переводил на английский язык его биографию и произведение «Двенадцать мечей».

В 1494 году Томас покинул учебное заведение в Оксфорде по настоянию отца и вернулся в Лондон. Сэр Джон Мор хотел, чтобы сын продолжил его дело, и нанял ему для изучения права опытных законоведов. Томас был способным учеником, из него действительно получился превосходный юрист.

Начало юридической карьеры

Он начал свою карьеру в лондонской адвокатской корпорации «Нью Инн». В начале 1496 года молодой человек перешёл в контору с более высоким статусом «Линкольнз Инн».

Наряду с юридической практикой юный Мор стал изучать философские труды древних классиков, особенный интерес у него вызывали сочинения Лукиана и Платона. Также Мор продолжил совершенствовать латинский и греческий языки и работал над собственными произведениями, которые начал ещё в Оксфорде.

В 1497 году Томас Мор получил приглашение на торжественный обед к лорд-мэру. Здесь он познакомился с крупнейшим учёным Северного Возрождения Эразмом Роттердамским, который в это время находился в Англии с визитом.

Между ними завязалась дружба, в результате чего Мор вступил в кружок Эразма и сблизился с гуманистами. Они много и плодотворно работали вместе, оказывали друг другу поддержку в литературных замыслах, переводили труды Лукиана. Позднее, в 1509 году, Роттердамский гостил у Мора дома и сочинил сатирическое произведение «Похвала глупости».

В 1501 году Томасу присвоили адвокатскую категорию высшего ранга – барристер.

Сложный выбор между церковью и миром

Однако Мор никак не мог определиться, посвящать ли всю жизнь карьере юриста? В какой-то период, под влиянием декана лондонского собора Святого Павла Джона Колета, Томас склонился к тому, чтобы связать своё будущее с церковным служением. Долгое время он выбирал между церковной и гражданской службой. В итоге всё-таки принял решение стать монахом и поселиться в картузианском монастыре. Здесь он провёл около четырёх лет.

Тем не менее, желание быть полезным своей стране перевесило над монастырскими устремлениями, и Томас решил оставаться в миру. При этом до конца жизни Мор сохранил привычки, приобретённые в монашеской обители. Всегда очень рано пробуждался и длительно молился, носил власяницы, постоянно соблюдал посты, самобичевался.

Политическая деятельность

В 1504 году Томас был избран в английский Парламент. Начав здесь свою трудовую деятельность, Мор сразу же выступил за то, чтобы уменьшить налоговые сборы в пользу казны английского короля Генриха VII.

За это последовала месть – король арестовал и заключил в тюрьму отца Томаса Мора. Освобождение последовало только после того, как Томас самоустранился от общественной деятельности и заплатил за родителя внушительный выкуп.

В 1509 году Генрих VII скончался, и Мор вернулся к политике. И уже в следующем 1510 году его назначили младшим шерифом Лондона. Все восторгались его красноречием, честностью и справедливостью. На Томаса сразу же обратил внимание пришедший к власти король Генрих VIII, тем более что Мор воспел его в своих изящных латинских стихотворениях. В 1515 году правитель назначил Томаса послом во Фландрию вести переговоры по поводу торговли английской шерстью.

В 1517 году Мор оказал помощь в усмирении Лондона, когда народ поднял против иностранцев бунт.

В 1518 году Томас был избран в члены почтеннейшего органа британского королевства – Тайного Совета.

В 1520 году вблизи города Кале состоялась встреча Генриха VIII с французским королём Франциском I, Томас Мор входил в состав свиты правителя Англии.

В 1521 году Томас получил к своему имени почётную приставку «сэр», за заслуги перед страной и королём его посвятили в рыцари.

В 1529 году впервые в английской истории на должность лорд-канцлера был назначен выходец из буржуазной среды, по рекомендации короля им стал Томас Мор.
«Утопия»

Во время поездки во Фландрию Томас начал работу над первой частью своего самого знаменитого произведения «Утопия». Он завершил её, когда вернулся домой.

Это произведение состоит из двух частей, которые по содержанию мало похожи, но по логике неотделимы друг от друга. Здесь автор поделился своими взглядами, насколько несовершенны политическая и социальная системы. Томас высмеивал разврат и духовное тунеядство, критиковал смертную казнь и кровавые законы о рабочих. Здесь же он предлагал программу реформ, с помощью которых можно было изменить положение.

Вторая часть «Утопии» – это, по сути, и есть гуманистическое учение Томаса Мора. Его основные идеи:

  • Полное равноправие и демократия, несмотря на наличие короля.
  • Глава государства – это, прежде всего, мудрый монарх.
  • Продукты распределяются только по потребностям.
  • Эксплуатацию и частную собственность следует заменить общественным производством.
  • Деньги надо использовать лишь при торговле с другими странами.
  • Труд обязателен для всех, но он не должен изнурять.

Семейная жизнь

В 1505 году Томас женился. Избранницей Мора стала Джейн Кольт – старшая дочь почётного чиновника (эсквайра) с юго-восточного английского графства Эссекса. Согласно некоторым биографическим данным Томас был влюблён в младшую дочь, но из учтивости сделал предложение Джейн. Девушка была тихая и с добрым нравом. Она получила домашнее образование, но друг Томаса, Эразм Роттердамский, предложил ей продолжить обучение и лично занимался с Джейн литературой и музыкой. У супругов родилось четверо детей – три девочки Маргарет, Элизабет, Сесиль и мальчик Джон.

Однако счастье их было не долгим, в 1511 году Джейн скончалась от лихорадки. Томас хотел, чтобы у детей была мать, поэтому в течение месяца после похорон Джейн он женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон. В отличие от Джейн это была прямая, сильная и властная женщина. По свидетельству друзей Томаса брак, несмотря на какой-то расчёт и поспешность, оказался счастливым. Супруги прожили вместе до самой смерти. Общих детей они не имели, Томас воспитывал дочку Элис от предыдущего мужа, как свою родную.

Мор был очень любящим отцом, если уезжал, то всегда писал своим детям письма и просил их обязательно отвечать. Он особенно был заинтересован проблемами образования женщин, считал, что они способны на такие же открытия, как и мужчины. Именно поэтому настаивал на том, чтобы не только сын получил достойное образование, но и дочери.

Казнь

У глубоко религиозного Томаса Мора возникли разногласия с королём Англии Генрихом VIII, когда правитель решил расторгнуть брак со своей супругой. Мор настаивал на том, что это подвластно лишь Папе Римскому. Правящий на тот момент в Ватикане Климент VII тоже был против расторжения брака. Тогда Генрих VIII разорвал все связи с Ватиканом и встал на путь создания в стране англиканской церкви. В результате чего в скором времени была коронована новая супруга короля Анна Болейн.

Это вызвало негодование у Томаса Мора, причём настолько сильное, что он оставил пост лорд-канцлера и оказал помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении короля.

Но Парламент проголосовал о принятии «Акта о престолонаследии». Согласно этому документу все рыцари Англии обязаны были присягнуть и признать законными детей Генриха VIII и Анны Болейн. Томас Мор отказался давать такую присягу и его заключили в Тауэр.

В 1535 году его казнили как государственного изменника. Спустя четыре столетия, в 1935 году, его причислили к лику католических святых.

Современники отзывались о Томасе Море как о человеке учёном и ангельски умном. Говорили, что ему нет равных среди людей. Где ещё можно было увидеть мужчину подобной скромности и приветливости, такого высочайшего благородства? Если надо, он радовался жизни и веселился, при иных обстоятельствах был серьёзным и грустным. Это был человек на все времена. Такое название получила и картина, которую сняли о Томасе Море в 1966 году. В 1967 году фильм получил множество наград, в том числе шесть «Оскаров». Томаса Мора играл английский актёр Пол Скофилд.

МорТомас (1478-1535), английский гуманист, политический деятель и историк, один из основоположников утопического социализма.

Получил воспитание в доме кардинала Дж. Мортона и завершил образование в Оксфорде (1492-1494 гг.). Избранный в парламент (1504 г.), Мор выступил против разорения страны королём Генрихом VII и был вынужден скрываться. Когда страсти улеглись, он стал помощником шерифа Лондона (1510- 1518 гг.).

В 1516 г. Мор издал трактат «Утопия» (греч. «место, которого нет»). Автор рисует государство, где люди живут в самоуправляемых городах, а земля и собственность находятся в общем пользовании. Всё произведённое сдаётся на общественные склады и распределяется между отцами семейств чиновниками, причём последние не назначаются, а избираются. Эти же отцы семейств командуют производством и по очереди отправляются на два года работать на пригородных фермах. Состав семьи регулируется должностными лицами. Жители питаются в основном в общественных столовых.

«Утопия» оказала огромное влияние на религиозных сектантов, отправлявшихся в Америку. Сам Мор, по-свящённый в рыцари (1521 г.), возглавивший палату общин (1523-1529 гг.) и ставший лорд-канцлером (1529-1532 гг.), выступил с памфлетами против Реформации (общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против Римско-католической церкви) и негодовал по поводу Крестьянской войны в Германии (1524- 1526 гг.).

Его гуманистические пристрастия воплотились в переписке с единомышленниками, в числе которых был Эразм Роттердамский, и защите католицизма.

В «Истории короля Ричарда III» (1531 г.) Мор талантливо вывел ужасающий образ тирана - безобразного, развратного и преступного узурпатора.

Король Генрих VIII, которому Мор препятствовал в разводе и женитьбе на Анне Болейн, порвал с Папой Римским и отправил канцлера в отставку. Заключённый в Тауэр (замок-крепость в Лондоне), Мор отказался присягнуть королю как главе Англиканской церкви и был казнён 6 июля 1535 г.

Через 400 лет, в 1935 г., канонизирован Римско-католической церковью как святой.

Томас Мор биография кратко английского юриста, философа, писателя-гуманиста изложена в этой статье. Основные идеи Томаса Мора излагают его видения жизни в обществе.

Томас Мор краткая биография

Английский писатель и государственный деятель родился 7 февраля 1478 года в Лондоне в семье юриста. Первое образование получил в грамматической школе святого Антония. В 13 лет служил в доме архиепископа пажем. На протяжении 1490-1494 годов обучался в Оксфорде, изучая юридические науки, классические языки. В университете он познакомился с Эразмом Роттердамским. Томас принял монашеский постриг и до конца жизни вел сдержанный образ жизни, молился и соблюдал посты.

В 1502 году Мор работает адвокатом и преподает право, а в 1504 году его избирали в парламент. Выступая за снижения сборов для короля Генриха VII, Томас попадает в опалу и самоустранился от политической деятельности. К общегосударственной деятельности он смог вернуться в 1509 году, когда король скончался.

В 1510 году его опять избирали в парламент, созванный уже Генрихом VIII. Томаса назначили на пост младшего шерифа столицы и помощника судьи.

В 1515 году он начал работу над своей первой книгой. Появившееся на свет «Утопия»в 1516 году была оценена монархом.

В 1518 году Томас Мор вошел в круг членов королевского тайного совета. С 1521 года избран в члены Звездной палаты и получил рыцарское звание с огромными наделами земли. В период с 1525-1527 годов писатель занимал пост канцлера Ланкастерского герцогства, с 1529 года – пост лорд-канцлера.