Титульная нация России. Титульная нация Народ являющийся титульным в нескольких субъектах рф

Среди семи северокавказских регионов РФ республика Северная Осетия-Алания занимает особое место. Во-первых, Северная Осетия, будучи пограничной республикой вместе с Осетией Южной, располагается в самом центре Кавказа на стратегических путях в Закавказье – через Военно-Грузинскую дорогу и Транскам, и обладание ею даёт преимущество в соперничестве за влияние во всём Кавказском регионе. Во-вторых, осетины сравнительно рано (официальная дата 1774 год, хотя окончательное установление российской администрации приходится на 1830 год) приняли русское подданство, не принимали активного участия в Кавказской войне против России в XIX в. и считаются народом, наиболее близким к русским в религиозном и культурном отношении. Согласно распространенной точке зрения, положение русских в Северной Осетии вполне благополучно и не вызывает особой тревоги, особенно в сравнении с Чечней, Ингушетией и Дагестаном. Но соответствует ли такая оптимистичная оценка реальному положению дел?

Статистические данные демонстрируют тревожную тенденцию: русское население республики сокращается из года в год. Начиная с конца 50-х годов прошлого века наблюдается последовательный рост в абсолютном и процентном выражении осетинской национальности, и столь же последовательное сокращение государствообразующей русской. За полувековой период с 1959 г. доля осетин выросла с 48% до 65%, доля русских сократилась с 39% до 21%. Только за межпереписной период 2002–2010 гг., отток русских составил 17,6 тысяч человек. Сокращение доли русских в населении республики составило 2,4%. При этом реальное падение ещё более значительно, так как результаты статистики в республиках Северного Кавказа обычно корректируются в сторону завышения показателей доли русского населения ввиду заинтересованности местных властей в создании благополучной картины межнациональных отношений. Кроме того, заметную часть русских составляют военнослужащие 58-й армии и ВВ МВД, находящиеся в республике на временной основе.

Весьма показательно отношение к оттоку русского населения республиканской власти, которое характеризуется очевидным нежеланием вникать в проблему, более того - отрицанием её. В феврале 2009 г. тогдашний осетинский министр по делам национальностей заявлял: “Проблема оттока из Северной Осетии русскоязычного населения сильно преувеличена. Эту проблему неуместно раскачивать, и мне пришлось предупредить лидеров общественных институтов, что если в и дальнейшем будут огульно приводиться какие-то цифры, то мы оставляем за собой право обратиться в суд по поводу откровенной клеветы”. Очевидно, что ситуация в республике не слишком благоприятствует проживанию в ней лиц “нетитульной” национальности. Русским отказывают в элементарном праве поднимать вопрос о причинах оттока. Министр по делам национальностей грозит судебным преследованием.

Тема притеснения русского населения в республиках Северного Кавказа, как невыгодная в отношениях с федеральным центром, замалчивается местными властями. Само же русское население в Северо-Кавказских республиках запугано и боится об этом говорить. Пресса либо подконтрольна туземной власти, либо не хочет портить с ней отношения, поэтому вся информация остается внутри этих социальных групп, того небольшого количества русского населения, которое сегодня всё ещё остается в республиках Северного Кавказа.

Русское население “всё еще остаётся”, но уже не имеет возможности в его сегодняшнем состоянии играть роль носителя государственных устоев. И очевидно, что на местном уровне проблему дерусификации населения Северной Осетии, как и других республик Северного Кавказа, не решить. Для этого требуется радикальное изменение общественного строя РФ и, как следствие, всей национальной политики.

Ти́тульный наро́д - народ, этническая группа, представленная в наименовании определённой территории: государства, республики, области, о́круга или иной национально-административной единицы.

В СССР титульные народы страны́ определяли название пятнадцати союзных республик: Белорусская ССР (Белорусы), Казахская ССР (казахи), РСФСР (Русские), Таджикская ССР (таджики), Эстонская ССР (эстонцы) и т. д. Из представителей титульного народа формировалась местная номенклатура , представители титульных народов получали льготы при поступлении в учебные заведения, язык и культура титульных народов поддерживались на государственном уровне. После распада СССР многие некогда титульные народы Советского Союза (армяне, азербайджанцы, грузины и т. д.) получили свои национальные и независимые государства вне территории России.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), как следует из названия, имела федеративное устройство . Российская Федерация унаследовала от РСФСР указанный принцип построения государства, при котором составными частями страны́ являются относительно самостоятельные государственные образования (субъекты федерации), многие из которых названы исходя их наименования некоторых проживающих там народов: Республика Башкирия (башкиры), Республика Татарстан (татары), Ханты-Мансийский автономный округ (ханты, манси) и т. д. Однако в России многие титульные народы составляют меньшинство в своих республиках и автономиях, при этом значительная их доля проживает за пределами этих субъектов Федерации.

В отличие от времени существования СССР, субъекты в составе России получили ещё бо́льшие полномочия: наличие президента , собственной конституции , парламента и других атрибутов разделения федеральной и республиканских властей.

А. Н. Севастьянов в книге «Время быть Русским!» пишет : «В общей сложности число лиц титульных национальностей, постоянно проживающих, по данным последней всероссийской переписи населения, в соответствующих республиках - субъектах федерации (без учёта Чечни) - равно 8.89 миллионов человек, что составляет примерно 6 % в составе населения России (148.8 миллионов человек). Иными словами, 6 % населения имеют свою государственность, свои республики в составе России, свои конституции , своих президентов и т. д., в то время как остальные 94 % населения лишено всего этого. Не абсурдно ли, не противоестественно ли такое положение?! Не есть ли это грубейшее, демонстративное нарушение прав абсолютного большинства? Не требует ли такое положение дел немедленного исправления?»

» было впервые введено известным французским поэтом и политическим деятелем националистического направления Морисом Барресом в конце XIX века. Баррес понимал под ней доминирующую этническую группу, язык и культура которой становятся основой для государственной системы образования. Титульные нации Баррес противопоставлял национальным меньшинствам (представители титульной нации, проживающие за пределами её национального государства, например, в то время - французы в Эльзасе и Лотарингии) и этническим диаспорам (этнические группы внутри территории национального государства, например, евреи и армяне во Франции). Баррес полагал, что национальное государство может быть сильным только при наличии двух условий: национальные меньшинства и этнические диаспоры должны сохранять лояльность государству титульной нации, а титульная нация должна поддерживать «свои» национальные меньшинства за границей. Эту классификацию Баррес разработал в период дела Дрейфуса .

Титульная нация в России

Это понятие и его определение исключены из законодательства Российской Федерации как имеющие, по сути, декларативный характер и юридически некорректные .

Примечания

Литература

  • Sternhell Z. Maurice Barrès et le nationalisme francais. Bruxelles, 1985.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Титульная нация" в других словарях:

    ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ, часть населения (см. НАСЕЛЕНИЕ), национальность которой определяет официальное наименование государства. Понятие «титульная нация» было введено французским поэтом и политическим деятелем Морисом Барресом в конце 19 века. В… … Энциклопедический словарь

    Юридический словарь

    титульная нация Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Титульная нация - (титульный народ) Нация или народность, на чьих этнонимах базируется наименование административно территориального образования, в котором титульная нация является доминирующей … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    Титульная нация - (Титульный народ) Нация (народность), на чьем этнониме базируется название административно территориального образования. Обычно является социально доминирующей в этом образовании (татары в Татарстане, якуты в Якутии). См. также Титульный… … Словарь социолингвистических терминов

    ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ - используемая в гуманитарных науках, в том числе в конституционном праве, характеристика нации, по наименованию которой названо соответствующее государство или национально государственное образование. (С. А.) …

    титульная нация - часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства (ФЗ О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом от 24 мая 1999 г.) … Большой юридический словарь

    Нация - (лат. natio народ) исторически сложившаяся форма общности людей, возникшая на основе общности языка, территории, экономической жизни (я бы сказал экономической и политической жизни В.Г.) и психического склада, проявляющегося в общности культуры… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Нация титульная - нация, давшая название национальному государству или национально государственному образованию в составе Российской Федерации. Например, в Чувашии нацией титульной является чувашская, в Бурятии бурятская и т. д. Термин нация титульная введен в… … Экология человека

    КОРЕННАЯ НАЦИЯ - понятие, используемое в гуманитарных науках, в том числе и конституционном праве, для обозначения той нации, которая считается изначально заселившей соответствующую территорию и поэтому претендует на преимущественные права в отношении данной… … Энциклопедический словарь конституционного права

» было впервые введено известным французским поэтом и политическим деятелем националистического направления Морисом Барресом в конце XIX века. Баррес понимал под ней доминирующую этническую группу, язык и культура которой становятся основой для государственной системы образования. Титульные нации Баррес противопоставлял национальным меньшинствам (представители титульной нации, проживающие за пределами её национального государства, например, в то время - французы в Эльзасе и Лотарингии) и этническим диаспорам (этнические группы внутри территории национального государства, например, евреи и армяне во Франции). Баррес полагал, что национальное государство может быть сильным только при наличии двух условий: национальные меньшинства и этнические диаспоры должны сохранять лояльность государству титульной нации, а титульная нация должна поддерживать «свои» национальные меньшинства за границей. Эту классификацию Баррес разработал в период дела Дрейфуса .

Титульная нация в России

Это понятие и его определение исключены из законодательства Российской Федерации как имеющие, по сути, декларативный характер и юридически некорректные .

Примечания

Литература

  • Sternhell Z. Maurice Barrès et le nationalisme francais. Bruxelles, 1985.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Краниотис, Димитрис
  • Бут, Джон Уилкс

Смотреть что такое "Титульная нация" в других словарях:

    ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ - ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ, часть населения (см. НАСЕЛЕНИЕ), национальность которой определяет официальное наименование государства. Понятие «титульная нация» было введено французским поэтом и политическим деятелем Морисом Барресом в конце 19 века. В… … Энциклопедический словарь

    ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ Юридический словарь

    титульная нация Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Титульная нация - (титульный народ) Нация или народность, на чьих этнонимах базируется наименование административно территориального образования, в котором титульная нация является доминирующей … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    Титульная нация - (Титульный народ) Нация (народность), на чьем этнониме базируется название административно территориального образования. Обычно является социально доминирующей в этом образовании (татары в Татарстане, якуты в Якутии). См. также Титульный… … Словарь социолингвистических терминов

    ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ - используемая в гуманитарных науках, в том числе в конституционном праве, характеристика нации, по наименованию которой названо соответствующее государство или национально государственное образование. (С. А.) …

    титульная нация - часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства (ФЗ О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом от 24 мая 1999 г.) … Большой юридический словарь

    Нация - (лат. natio народ) исторически сложившаяся форма общности людей, возникшая на основе общности языка, территории, экономической жизни (я бы сказал экономической и политической жизни В.Г.) и психического склада, проявляющегося в общности культуры… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Нация титульная - нация, давшая название национальному государству или национально государственному образованию в составе Российской Федерации. Например, в Чувашии нацией титульной является чувашская, в Бурятии бурятская и т. д. Термин нация титульная введен в… … Экология человека

    КОРЕННАЯ НАЦИЯ - понятие, используемое в гуманитарных науках, в том числе и конституционном праве, для обозначения той нации, которая считается изначально заселившей соответствующую территорию и поэтому претендует на преимущественные права в отношении данной… … Энциклопедический словарь конституционного права

Исследование межэтнических отношений невозможно без учета статусности этнических групп. Этнический статус указывает место народа в системе межэтнических отношений.

Статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаимоотношений с другими этносами определяются целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются численность этноса, его миграционная подвижность и наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. В зависимости от сочетания этих факторов все этнические общности принято делить на этнические меньшинства, коренные народы и титульные народы.

Титульными народами принято называть этносы, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя. Титульные народы еще часто называют коренными, хотя это название неточно. В международной практике коренными народами называют аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни. Применительно к этнической картине России коренными называются народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности.

Особым субъектом межэтнических взаимоотношений в современном мире является национальное (этническое) меньшинство , которое представляет собой отдельную этническую общность, проживающую на территории инонационального государства и сохраняющую свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающую свои отличия и причисляющую себя к самостоятельной этнической группе. К этническим меньшинствам поэтому относят группы населения, которые:

    во-первых, численно меньше, чем этническое большинство (титульная нация) в государстве;

    во-вторых, находятся в недоминирующем положении;

    в-третьих, обладают этнокультурной спецификой и желают сохранить ее.

В качестве этнических меньшинств могут выступать:

    часть титульной нации, проживающая на территории другого государства (этнические диаспоры);

    группы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросанные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды);

    народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, которые оказались численно меньше приезжего населения (эвенки, чукчи, якуты);

    этнические группы, обосновавшиеся на постоянное жительство в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья).

Взаимоотношения между титульными этносами, коренными народами и этническими меньшинствами могут носить самый разный характер и определяться политическими, социально-экокомическими и историческими целями и интересами. Основным критерием в определении типа и характера этих отношений является степень реализации права этнической группы на самоопределение (права народа самому определять свою судьбу). Право на самоопределение, как правило, признается всеми народами и правительствами, однако до настоящего времени не имеется четкого механизма и критериев реализации этого права. Поэтому на практике становятся возможными такие формы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация.

Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов, большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации. Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья.

Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически.

На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 8% населения страны (из них почти 4% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие.

Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) - составляют менее 3% населения России. Кроме большинства осетин - христиан, они традиционно исповедуют ислам.

Народы Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера - это 0,6% всего населения страны. Буряты и тувинцы - буддисты, остальные - православные, с сильными пережитками язычества и просто язычники.

Список литературы:

    Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2 частях. Ставрополь, 1996. - 306 с.

    Арутюнян, Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М.: Аспект-пресс, 1999. – 271 с.

    Ачкасов В.А., Бабаев С.А. «Мобилизованная этничность»: этническое измерение политической культуры современной России. - СПб., 2000. – 390 с.

    Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. Ростов н/Д, 1996.

    Денисова Г.С. Этнополитический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д, 1996. – 130 с.

    Дорожкин Ю.Н. , Зорин А.Ф., Шкель С.Н. Русский национализм как социально-политический феномен постсоветского периода. – Уфа: Гилем, 2008. – 156 с.

    Дьячков М.В. Миноритарные языки в полиэтнических (многонациональных) государствах.- М., 1996. – 179 с.

    Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах//Социологические исследования. -1995.- № 7.

    Дьячков М.В. Родной язык и межэтнические отношения//СоцИс.-1995.- № 11.

    Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблема социальной стабильности полиэтнических общества. -СПб., 2000. – 112 с.

    Лурье С. Историческая этнология. -М.,1997.- С.98-101.

    Пономарев, М. В. Политология: Учеб. пособие / М. В. Пономарев, Н. П. Бродская. – М.: РУДН, 2003. – 234 с.

    Садохин А.П. Этнология: Учеб. пособие. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 352 с.

    Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. СПб., 1999.- С. 131 с.

    Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996. – 230 с.

    Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. отв. ред. Л.М. Дробижева.- М., 1998. – 126 с.

    Со­ци­аль­но-куль­тур­ный об­лик со­вет­ских на­ций. По ре­зуль­та­там эт­но­со­цио­ло­гичес­ко­го ис­сле­до­ва­ния. отв. ред. Ю. В. Ару­тю­нян, Ю. В. Бром­лей.-М., 1986. – 165 с.

    Степанов В. В. Сохранение и развитие культурного многообразия. Российский опыт// Семинар «Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления» [Электронный ресурс] / В. В. Степанов. – Режим // www.coe.int/.../ 4._inter governmental_cooperation_(dhmin)/1PDF_RussSem_Presentation_VStepanov_ rus.pdf

    Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности / В. А. Тишков. – М.: Русский мир, 1997. – 532 с.

    Тураев В.А. Этнополитология: учеб. пособие. – М.: Логос, 2004. – 388 с.

    Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение.1994.-№ 6.