Типы изменений в организации. Стратегические изменения в организации: типы, стили проведения изменений

Стратегии изменений.

Стратегия изменения должна :

· обеспечивать способ достижения этих изменений.

Выделяют следующие типы стратегий :

· стратегия силы (принуждения);

· эмпирическая (рациональная) стратегия;

· нормативная (перевоспитательная) стратегия;

· фасилитативная стратегия.

Стратегия силы предусматривает использование руководителями своего служебного положения с целью принудить служащих принимать изменения. Эта стратегия основана на использовании зависимости служащих и резком ограничении прав лиц, оказывающих сопротивление, на самоопределœение.

Эмпирическая (рациональная) стратегия предполагает использование разумных аргументов для убеждения работников в целœесообразности и полезности изменений. Эта стратегия направлена на формирование новых позитивных мнений относительно изменений.

Нормативная стратегия апеллирует к понятиям о нормах и ценностях, существующих в организации. При использовании этой стратегии стараются изменить существующие нормы и ценности, поведенческие тенденции. Она обращена к личности служащего, его самоуважению.

Фасилитативная стратегия предполагает создание условий для осуществления изменений посредством материальных и других возможностей. Поддержав изменения, работник будет извлекать выгоду.

Выделяют пять стилей изменений:

· конкурентный;

· стиль самоустранения;

· стиль компромисса;

· стиль приспособления;

· стиль сотрудничества.

Конкурентный стиль – упор на силу, максимальную настойчивость, утверждение своих прав. Основная предпосылка – конфликт, предполагающий победителœей и побежденных.

Стиль самоустранения – руководство не проявляет настойчивости и не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными работниками.

Стиль компромисса – умеренная настойчивость руководства в реализации его подходов проведения изменений и умеренное стремление к кооперации с теми, кто сопротивляется.

Стиль приспособления – стремление руководства к установлению сотрудничества с работниками при слабой настойчивости в выполнении его варианта изменений.

Стиль сотрудничества – руководство стремится реализовать свои подходы к управлению изменениями, стараясь сотрудничать со всœеми членами организации.


  • -

    Стратегии изменений Существует два уровня проведения изменений: регулирующий и операционный. Регулирующий уровеньявляется стратегическим и подразумевает создание условий в организации для достижения целей. Операционный уровень– это уровень специфических... [читать подробенее]


  • - Стили проведения изменений в организации.

    Стратегии изменений. Стратегия изменения должна: · содержать цели изменения в структуре и культуре; · обеспечивать способ достижения этих изменений. Выделяют следующие типы стратегий: · стратегия силы (принуждения); · эмпирическая (рациональная)... [читать подробенее]


  • - Стили проведения изменений в организации

    Одной из наиболее распространенных и удачно проявивших себя в практике является модель управления организационными изменениями Л. Гейнера. Она состоит из шести этапов. Этап 1. Давление и побуждение. Руководство должно осознать необходимость изменений. Этап 2....

  • Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление изменению, оказывает стиль проведения изменения. Руководитель может быть жестким и непреклонным при устранении сопротивления, а может проявлять гибкость. Считается, что автократический стиль может быть полезен только в очень специфических ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления при проведении очень важных изменений. В большинстве случаев более приемлем стиль, при котором руководство уменьшает сопротивление изменениям за счет привлечения на свою сторону тех, кто изначально противился им. Очень успешным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов проведения изменений привлекаются многие члены организации.

    При разрешении к о н ф л и к т о в, которые могут возникать в организации во время проведения изменения, менеджеры могут использовать различные стили руководства:

    конкурентный стиль, делающий упор на силу, базирующийся на настойчивости, утверждении своих прав, исходящий из того, что разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного;

    Стиль самоустранения , проявляющийся в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации;

    Стиль компромисса , предполагающий умеренное настаивание руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется;

    Стиль приспособления , выражающийся в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии выработанных им решений;

    Стиль сотрудничества , характеризующийся тем, что руководство стремится как к тому, чтобы реализовать свои подходы к проведению изменения, так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации.

    Невозможно однозначно утверждать, что какой-то из названных пяти стилей более приемлем для разрешения конфликтов, а какой-то - менее. Все зависит от ситуации, от того, какое проводится изменение, какие решаются задачи и какие силы оказывают сопротивление. Важно также учитывать характер конфликта. Совершенно неверно считать, что конфликты всегда имеют только негативный, разрушительный характер. Любой конфликт заключает в себе как негативное, так и позитивное начало. Если доминирует негативное начало, то конфликт носит разрушительный характер, и в этом случае применим любой стиль, который в состоянии эффективно предотвратить разрушительные последствия конфликта. Если же конфликт приводит к позитивным результатам, таким, например, как выведение людей из безразличного состояния, создание новых коммуникационных каналов или повышение уровня осведомленности членов организации о происходящих в ней процессах, то важно использовать такой стиль разрешения конфликтов, который способствовал бы возникновению как можно более широкого спектра положительных результатов изменения.

    Проведение изменения должно завершаться установлением нового статус-кво в организации. Очень важно не только устранить сопротивление изменению, но и добиться того, чтобы новое положение дел оказалось не просто формально установленным, а было принято членами организации и стало реальностью. Поэтому руководство не должно заблуждаться и путать реальность с формально установленными новыми структурами или нормами отношений. Если действия по проведению изменения не привели к возникновению нового устойчивого статус-кво, то значит, изменение нельзя считать завершенным и следует продолжать работу по его проведению до тех пор, пока по-настоящему в организации не произойдет замена старого положения на новое.

    Выполнение стратегии предполагает проведение необходимых изменений, без которых даже самая хорошо проработанная стратегия может потерпеть провал. В силу этого с полной уверенностью можно утверждать, что стратегические изменения - это ключ к осуществлению стратегии.

    В зависимости от таких факторов как состояние отрасли, организации, рынка выделяют следующие типы стратегических изменений:

    Перестройка организации. Она предполагает фундаментальное изменение организации, затрагивающее ее миссию и организационную структуру.(организация меняет отрасль и соответственно продукцию и место на рынке).

    Радикальное преобразование организации (слияние с аналогичной организацией). Требует сильных внутриорганизациооных изменений, особенно касающихся оргструктуры.

    Умеренное преобразование. Организация выходит с новой продукцией на рынок и пытается заполучить для нее покупателей (изменения затрагивают производственный процесс и маркетинг).

    Обычные изменения. Они связаны с преобразованиями в маркетинговой сфере (не существенны, мало затрагивают деятельность организации в целом).

    Неизменное функционирование. Организация постоянно реализует одну и туже стратегию.

    Сопротивление изменениям

    Проведение стратегических изменений в организации очень сложная задача. Трудности решения этой задачи в первую очередь связаны с тем, что всякое изменение встречает сопротивление, которое иногда может быть столь сильным, что его не удается преодолеть тем, кто проводит изменения. Поэтому для того чтобы провести изменение, необходимо как минимум проделать следующее:

    · вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление может встретить планируемое изменение;

    · уменьшить до возможного минимума это сопротивление (потенциальное и реальное);

    · установить статус-кво нового состояния.

    Носителями сопротивления, кстати, так же, как и носителями изменений, являются люди. В принципе люди не боятся изменений, они боятся быть измененными. Люди боятся того, что изменения в организации затронут их работу, их положение в организации, т.е. сложившийся статус-кво. Поэтому они стремятся помешать изменениям, с тем чтобы не попасть в новую, не совсем ясную для них ситуацию, в которой им придется многое делать не так, как они уже привыкли делать, и заниматься не тем, чем они занимались ранее. Широко распространенные мудрости "лучшее - враг хорошего" или "от добра добра не ищут" являются квинтэссенцией идеологии сопротивления изменениям.

    Отношение к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов:

    · принятие или непринятие изменения;

    · открытая или скрытая демонстрация отношения к изменению.

    Руководство организации на основе бесед, интервью, анкетирования и других форм сбора информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции на изменения будет наблюдаться в организации, кто из сотрудников организации займет позицию сторонников изменений, а кто окажется в одном из трех других положений (рис.). Особую актуальность такого рода прогнозы имеют в больших организациях и в организациях, существовавших без изменений довольно длительный промежуток времени, так как в этих организациях сопротивление изменению может быть довольно сильным и широко распространенным.

    Для того чтобы уменьшить потенциально возможное сопротивление, полезно провести объединение людей в творческие группы, которые будут способствовать проведению изменения, привлечь к выработке программы проведения изменения широкий круг сотрудников, провести среди сотрудников в организации широкую разъяснительную работу, направленную на то, чтобы убедить их в необходимости проведения изменения для решения стоящих перед организацией задач.

    Успех проведения изменения зависит от того, как руководство будет его осуществлять.

    Стили проведения изменений . Конкурентный стиль , делающий упор на силу, предполагает наличие победителя и побежденного. Стиль самоустранения , руководство проявляет низкую настойчивость, не стремиться к сотрудничеству с несогласными. Стиль компромисса, предполагает умеренное настаивание руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта и умеренное стремление к кооперации с сопротивляющимися. Стиль сотрудничества – руководство стремится реализовать свои подходы к проведению изменений и установить отношения кооперации с несогласными. Менеджеры должны помнить, что, проводя изменение, они должны демонстрировать уверенность в его правильности и необходимости и стараться быть по возможности последовательными в реализации программы изменения. В то же время они должны всегда помнить, что по мере проведения изменения позиция людей может меняться. Поэтому им не следует обращать внимания на небольшое сопротивление изменению и спокойно относиться к людям, которые вначале сопротивлялись изменению, а потом это сопротивление прекратили.

    На первом этапе руководство организации должно осознать необходимость изменений и быть готовым к их проведению.

    На втором – руководство должно сделать четкий анализ проблем организации. На этом этапе, как правило, привлекаются внешние консультанты. Здесь очень важно тесное сотрудничество руководства и консультантов.

    На третьем этапе происходит детализация и углубление понимания стоящих перед организацией проблем. Здесь особенно важно эффективно использовать сотрудников организации, обеспечивать высокую степень их участия в диагностике и последующем принятии решений. То есть необходим процесс делегирования.

    Рис. 9.2.1. Модель Л.Гейнера: управление организационными изменениями

    На четвертом – необходимо стараться отыскать новые, неустаревшие решения, их поддержку у сотрудников. Это очень важно, поскольку всегда существует искушение применить старое решение к новым проблемам.

    На пятом этапе необходимо с помощью различных экспериментов выявить возможные отрицательные последствия изменений и провести соответствующую корректировку. Кроме того, эксперимент может дать определенным подразделениям и лицам дополнительные полномочия или подготовку для более эффективного проведения процесса изменений.

    На шестом – необходимо должным образом мотивировать людей, чтобы они приняли проводимые изменения. Возможные способы подкрепить согласие на внедрение новшеств:

    поощрение;

    вовлечение в процесс проведения изменений.

    35. Индивидуальное и групповое сопротивление переменам и методы их преодоления.

    Причины сопротивления изменениям. Много лет назад Н. Макиавелли в своей знаменитой книге «Государь» сказал: «Нет ничего более трудного, чем браться за новое, ничего более рискованного, чем направлять, или более неопределенного, чем возглавить создание нового порядка вещей, потому что противниками нововведений будут выступать те, кому хорошо жилось при старом порядке вещей, а робкими защитниками – те, кому будет хорошо при новом»

    Носителями сопротивления, так же как и носителями изменений, являются люди. Причем, как правило, люди боятся не самих изменений, а быть измененными. Они боятся попасть в новую, не совсем ясную для них ситуацию, т. е. их пугает неопределенность. Люди боятся также, что изменения повлекут за собой личные потери. Они боятся, что для их организации изменения не являются необходимыми или желательными, что они не снизят число проблем, а лишь изменят их или, что еще хуже, увеличат их количество, или же они боятся, что выгоды от изменений будут присвоены себе кем-то другим.

    Раскрыть причины, по которым происходит сопротивление изменениям, помогает понятие «гомеостаз». Под гомеостазом понимается относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных функций системы, т. е. люди привыкают к определенному сочетанию внешних и внутренних условий, даже если это сочетание не совсем для них комфортно. Поэтому какие-либо изменения, несущие даже потенциальную угрозу гомеостазу, ими первоначально отвергаются. Одной из самых важных причин сопротивления изменениям является корпоративная культура. Это связано с тем, что она в той или иной степени выполняет охранительную функцию для организации, но в то же время она и препятствует проведению изменений.



    Сопротивление изменениям может быть вызвано способами проведения изменений. Например жесткий, авторитарный стиль проведения изменений, недостаток информации и т. п., т. е. такие способы проведения изменений, которые практически не предполагают участие рядовых сотрудников в процессе их реализации. Безусловно, что не все изменения наталкиваются на сопротивление, часть из них изначально воспринимаются как позитивные, несущие улучшения.

    В то же время, как отмечает Дж. В. Ньюстром, изменения и ощущение исходящей от них угрозы могут спровоцировать возникновение эффекта цепной реакции, т. е. такой ситуации, когда изменение, непосредственно относящееся к индивиду или небольшой группе людей, приводит к прямым или косвенным реакциям многих индивидов в силу того, что они все заинтересованы в том или ином развитии событий. Здесь немаловажную роль играет состояние корпоративной культуры.

    Виды сопротивления изменениям. Под сопротивлением изменениям понимаются любые поступки работников, направленные на дискредитацию или противодействие осуществлению перемен в организации. Выделяют три основные формы сопротивления изменениям (табл. 9.3.1).

    В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи:

    1. Высшему руководству – в виде пяти последовательных этапов:

    1.1 Углубленное изучение состояния среды, целей, разработанных стратегий;

    1.2 Должны принять решение по эффективному использованию имеющегося у фирмы ресурса. Разрабатываются специальные программы по использованию ресурса;

    1.3 Принимают решение по поводу ОСУ, т.е. выясняется соответствует ли ОСУ принятой к реализации стратегии;

    1.4 Проведение необходимых изменений в фирме, без которых невозможно приступить к реализации стратегии.

    1.5 Проводит пересмотр плана к осуществлению стратегии в том случае, если этого требуют вновь возникшие обстоятельства.

    Стратегические изменения.

    Все изменения, которые нужно провести в результате внедрения стратегии, называются стратегическими изменениями.

    Типы изменений:

    1. Перестройка организации, предполагает фундаментальное изменение организации, затрагивающее ее миссию и организационную культуру.

    Этот тип изменения проводится тогда, когда организация меняет свою отрасль, соответственно меняется ее продукт и место на рынке;

    2. Радикальные преобразования, проводятся тогда, когда организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные ее слиянием в аналогичной организацией;

    3. Умеренное преобразование. Осуществляется тогда, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь на него покупателей;

    4. Обычное изменение, связано с проведением преобразований в маркетинге, с целью поддержания интереса к продукту организации;

    5. Неизменяемое функционирование организации, бывает тогда, когда она постоянно реализует одну и ту же стратегию.

    Методы и стили проведения изменений.

    Проведение стратегических изменений в организации сложный процесс, так как всякое изменение встречает сопротивление и причины могут быть различными (см. табл.1).

    С целью успешного проведения изменения необходимо выяснить причины сопротивления изменениям и выявить сторонников и противников этого процесса.



    Существует матрица «Изменения – сопротивления»

    Методы преодоления сопротивления изменениям.

    Подход или метод Обычно используется в ситуации Преимущества Недостатки
    1. Информирование и общение При недостаточном объеме информации или недостаточном анализе Если удалось убедить людей, то они часто будут помогать при осуществлении изменений Подход может требовать много времени, если вовлекается большое количество людей
    2. Участие и вовлеченность Инициаторы изменений не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменений и когда другие имеют значительные силы для сопротивления Люди, которые принимают участие будут испытывать чувство ответственности за осуществлении изменений Может потребовать много времени
    3. Помощь и поддержка Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни адаптации к новым условиям Ничто не срабатывает так хорошо при решении проблемы адаптации Может быть дорогостоящим и требовать большего количества времени, но тем не менее потерпеть неудачу
    4. Переговоры и соглашения Отдельный служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений Иногда является простым способом избежать сильного сопротивления Может стать слишком дорогим, если он ставит целью добиться согласия только путем переговоров

    Стили проведения изменений.

    В большинстве случаев более эффективным стилем является тот, при котором руководство снижает сопротивление изменениям и привлекает на свою сторону тех, кто изначально был против изменений. Очень эффективным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов проведения изменений привлекаются многие работники предприятия.

    При разрешении конфликтов, связанных с внедрением изменений используют следующие стили руководства:

    1. Конкурентный, т.е. разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного. Упор делается на силу, которая базируется на настойчивости, утверждении своих прав;

    2. Самоустранение, проявляется в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации;

    3. Стиль компромисса – предполагает умеренную настойчивость руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к объединению или кооперации с противниками;

    4. Приспособление – выражается в стремлении установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии выбранных им решений;

    5. Стиль сотрудничества Характеризуется тем, что руководство стремится к тому, чтобы реализовать свои подходы к проведению изменений так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации.

    Выбор стиля управления зависит от конкретных ситуаций, от того, какие проводятся изменения, какие решаются задачи, какие силы оказывают сопротивление, какой характер имеет конфликт.