Тимур Аскеров – балет, биография, личная жизнь. В балетной резервации — LiveJournal Тимур аскеров биография

Как я люблю артистов, без малейшей отсебятины неуловимо меняющих роль при каждом выходе на сцену! Думаете, зря смотрю одно и то же десятки раз?
Вчерашняя "Легенда о любви" была как никогда именно о любви -- всепоглощающей, всепрощающей, ничего не требующей от любимого, кроме счастья быть рядом с ним. И я сейчас не о Ферхаде с Ширин, хотя очаровательная героиня Осмолкиной и мужественный герой Аскерова составили замечательный дуэт.
Как писал Хикмет, "ни одна сестра не любила так свою сестру и не будет любить", как Мехменэ Терешкиной любила Ширин. Царственность, властность героини никуда не делись, но потеря короны казалась ей легкой платой. Настолько легкой, что Мехмэне спешила ее предложить, в душе чувствуя, что придется отдать гораздо больше. Однако и над красотой она не думала, лишь оттягивала страшный миг расставания с нею. Жизнь сестры была действительно важнее собственной.
Вообще то ли из-за дружбы с Осмолкиной, исполняющей Ширин, то ли по другой причине, у них было какое-то уникальное взаимодействие. Когда Ширин сбежала с Ферхадом, я почувствовала, как больно Мехмэне обнаружить, что сестра, то единственное существо, с которым можно быть собой -- человеком, а не царицей, -- которая тебе дороже всего на свете и прекрасно знает, какую жертву ты ей принесла, эта сестра легко вычеркивает тебя навсегда из своей жизни, даже не попытавшись договориться, объяснить. Оказывается, ты ей совершенно не нужна, не дорога, твои страдания ей безразличны. Мехмэне гналась за нею, а не за Ферхадом, гналась, потеряв голову, и, поймав, с изумлением разжала руки -- отпустила. А когда Ширин стала требовать брака с Ферхадом, Мехмэне медлила не потому, что колебалась с согласием -- она просто не в силах была сразу ответить, с отчаяньем постигая всю меру равнодушия и жестокости сестры.
Любовь к Ферхаду была не меньше, однако совершенно иной. В первом монологе я словно видела ожившие строки "Только я глаза закрою — предо мною ты встаешь! Только я глаза открою — над ресницами плывешь!" Что бы ни делала Мехмэне, куда бы ни смотрела, как бы ни пыталась избавиться от наваждения -- всюду был он... или даже Он. Но во втором монологе, когда Ферхад появлялся в царском образе, мне показалось, что вместо привычной истомы страсти... нет, вместе с нею... царица словно бы пыталась понять -- а стоит ли страсть того, чтобы идти у нее на поводу, жертвуя счастьем близких? И, как ни больно ей это было, осознанно отдавала Ферхада сестре.
Второй герой, поразивший меня вчера - Визирь в исполнении Сергеева. Как он любил Мехмэне! Не царицу в ней, а именно ее. Обычно визирь, возглавляя шествие, словно топчет ногами нижестоящих. Но тут в движениях было скорее торжественное ликование: расступайтесь, радуйтесь, падайте ниц - идет Она! Он понимал ситуацию лучше, чем Мехменэ, однако не в силах был причинить ей боль, заранее предупреждая о плохом. А, признавшись случайно в любви, ни на миг не обиделся на пренебрежение, считая его естественным. Он упивался служением Мехменэ, а не собственным высоким положением.

Тимур Аскеров – азербайджанский танцор, солист балета в Мариинском театре . Это первый и пока единственный профессиональный танцовщик из этой страны, кто был принят на сцену легендарной Мариинки, где Тимур работает более 7 лет . В составе коллектива Мариинского театра он уже объехал множество стран мира.

Биография

Родной город Тимура Аскерова – Баку, где он закончил местное училище по классу хореографии. В 2008 году выиграл конкурс на звание победителя в категории «дуэт» в 2013 г. на международном балетном соревновании в Большом театре. Тогда Тимура заметил Юрий Григорович. С тех пор стартовал стремительный взлет Аскерова в мире российского балета.

Свой профессиональный путь Аскеров начал официально еще в 1998 году , когда начал ходить в местный кружок национального танца в Баку. Потом Тимур высказал желание стать профессиональным танцовщиком , и родители отдали его в училище.

Тимур вспоминает это время как самые чудесные годы, особенно он был счастлив, когда после первичной подготовки у станка ученики перешли к классическому танцу.

Его первым преподавателем был Сергей Богданов , опытный хореограф. Он сразу настроил мальчиков на серьезную, масштабную работу, и эта выучка в дальнейшем очень помогла Тимуру преодолевать сложности в танце.

Учитель заставлял своих подопечных учитывать абсолютно все – от малейшего движения пальцами и поворота головы до ощущения своего тела в каждой позиции.

Таким образом Тимур получил великолепные уроки по постановке техники танца, как превозмогать боль и усталость, отрабатывал фирменные прыжки и пируэты.

Переезд в Петербург

Закончив училище, Тимур Аскеров пошел работать в Академический театр Азербайджана в секторе балета . В 2009 году он был приглашен в Киев – в Национальный академический театр оперы и балета им. Т. Шевченко.

Попасть в Мариинку ему помог случай – он работал с известным педагогом, который вырастил известного артиста Сарафанова.

Этот звездный танцор приехал в Киев навестить учителя и застал текущий урок по отработке упражнений в танцклассе. Сарафанов познакомился с Аскеровым и пригласил его в Мариинку на кастинг, попробовать силы, затем рассказал о талантливом танцоре художественному руководителю Мариинского театра.

И Тимуру предложили поработать на питерской сцене. Он согласился не сразу – ведь за этим стояли большие перемены, от смены окружения до кардинальных сдвигов в карьере. А в Киеве Аскеров был задействован почти во всем репертуаре. Начинать с нуля было сложно решиться , но Тимур сделал этот шаг – предложение было выгодным.

Аскеров выезжал из Киева в Санкт-Петербург и оставлял в Украине своих друзей и коллег, привычные рабочие условия. Но о своем решении он не жалел.

Хотя в Мариинке пришлось тяжело – здесь не щадят новичков, очень сильная конкуренция, но Тимур воспринимал других танцоров как коллег и старался все воспринимать с профессиональной точки зрения. И каждый был заинтересован в успешном прогоне спектакля, поэтому работать ему нравилось.

Репертуар

За годы работы на питерской сцене Аскеров станцевал множество ведущих ролей из классического состава. Это были «Спящая красавица» , «Лебединое озеро» , «Баядерка» и многие другие.

И в его служебном багаже теперь есть сразу три разные хореографические школы – бакинская, киевская и петербургская.

Он ценит каждую из них и с особым теплом вспоминает свои первые танцевальные годы в Баку, где кроме классики активно преподавали народный танец и фольклорные элементы. Этот опыт дал Аскерову очень многое для дальнейшего роста.

При этом за несколько лет работы на азербайджанской сцене Тимур побывал в главной роли только однажды – в постановке «Девичья башня».

А первым большим спектаклем для него стал «Щелкунчик» . Эта роль стала для него основой для развития и достижений более высокого уровня. В следующих театрах руководители проектов очень положительно отозвались о подготовке Тимура, давали высокую оценку бакинской хореографической школе.

Взгляд на профессию

По мнению Тимура Аскерова, для любого артиста, особенно в хореографии, важны такие качества, как упорный труд, целеустремленность и здоровое упрямство.

На вопрос, готов ли он и имеет ли желание продвигаться дальше и переехать в Москву для выступлений в Большом театре, Аскеров отвечает, что пока таких планов не имеет. Достижения на петербургской сцене его вдохновляют, он как профессионал на данный момент не планирует покидать Мариинский театр .

По признанию Тимура, в танце – вся его жизнь и судьба , он готов до последнего вздоха дарить людям красоту движений и утонченное искусство классического балета.

В Санкт-Петербурге подошел к концу фестиваль балета "Мариинский"

Юбилейный XV фестиваль прошел под девизом: все лучшее из репертуара - детям, то есть зрителям. В программу были включены только жемчужины классического балетного наследия, исполненные, в основном, силами Мариинской труппы с привлечением гостей, как говорят химики, «в следовых количествах». Впрочем, именно такая конфигурация фестиваля подтвердила, что есть пророки в балетном отечестве. Или скорее пророчицы.

Открылся марафон имперского балета с дебюта Надежды Батоевой в партии Китри. Выверенная техника, самоотдача, кураж - в этот вечер в Надежде с трудом можно было узнать дебютантку: такой жаждой жизни и энергией триумфа дышала ее героиня. Партнером Надежды стал танцовщик из Национального балета Нидерландов Исаак Эрнандес. Его Базиль - уличный хулиган, а не законопослушный брадобрей, и, как свойственно хулиганам, не следует в полной мере правилами Мариинского балетного этикета (читай - нюансам исполнения). На качестве некоторых поддержек сказался, думается, недостаток совместных репетиций, но сценическое обаяние и крепкая техника Исаака вкупе с взаимной симпатией артистов стали акселератором успеха спектакля.

И если дебют Батоевой в партии Китри можно назвать готовым портретом в интерьере (в данном случае - испанском), то выступление Алины Сомовой, заменившей француженку Орели Дюпон в партии Жизели, это скорее карандашный набросок, выполненный на скорую руку. Схематично обозначив характер Жизели в первом акте, балерина лишилась возможности раскрыть и собственную роль, и вдохнуть жизнь в партнерство с Тимуром Аскеровым во втором. Впрочем, и от Аскерова инициатива по гармонизации дуэта не исходила.

Чуть позже в фестивальную галерею свой парадный портрет повесила Виктория Терешкина, о творческом вечере которой "Независимая газета" уже писала: воистину, Виктория значит "победа". А когда в один из вечеров на сцену вышла Олеся Новикова в партии Авроры, стало понятно, что Олеся значит "безупречность". Силой своего таланта Новикова дарует жизнь самым идеалистическим представлениям о том, какой должна быть петербургская танцовщица. Тонкий вкус к нюансировке и актерской игре, отполированная техника, удивительная сценическая органика и дар наполнить смыслом любое движение: такова эта балерина. Аврора Новиковой "и жить торопится, и чувствовать спешит": и все это на стальных пальцах и без грамма фальши.

Заключительный гала-концерт фестиваля представил комбинированную программу лирического склада: «Адажио Хаммерклавир» Ханса ван Манена на музыку Бетховена, балет «Маргарита и Арман» Фредерика Аштона и дивертисментный акт из номеров разных эпох.

«В балете "Маргарита и Арман" на сцену вышла Ульяна Лопаткина, партнером которой стал Ксандер Париш. Волна чувств, видимо, захлестнула юного Армана еще в антре, буквально сбив его с ног и порядком подпортив этим несколько па, а глубина эмоций наложила скорбную гримасу на лицо прелестника. Царственная Маргарита Ульяны Лопаткиной на этом фоне приобрела черты матроны, опекающей своего беспомощного любовника, а не сходящей по нему с ума.

В дивертисменте овацию сорвали Екатерина Кондаурова и Александр Сергеев, исполнившие па-де-де из балета Уильяма Форсайта «Там, где висят золотые вишни», создав контраст между урбанистическим скрежетом музыки, созданной Томом Виллемсом и Лесли Штуком, и динамичной мягкостью и версатильностью пластики. Номера «Amoveo» и «Мы были вдвоем» в постановке Бенжамина Мильпье, привезенные из Парижской оперы - не стали, возможно, самыми зрелищными, но обеспечили интернациональность мероприятия.

Фестиваль закончился, да здравствует фестиваль!

Более пяти лет в Санкт-Петербурге проживает наш соотечественник Тимур Аскеров. Это единственный азербайджанец - солист Мариинского театра. С труппой легендарного театра Тимур гастролирует в странах Европы, Азии и Америки. Он родился и вырос в Баку. Окончил Бакинское хореографическое училище в 2008 году, признан лучшим среди мужчин танцором в дуэтной номинации Международного конкурса артистов балета и хореографов, который проходил в Большом театре в июне 2013 года под председательством Юрия Григоровича. О нелегком выборе театра и особенностях профессии Тимур рассказал в интервью газете VAKinfo.

- Тимур, с чего начинался ваш профессиональный путь?

Все началось в 1998 году. Я посещал кружок национальных танцев. Вскоре этот кружок закрылся, и тогда я попросил родителей отдать меня в хореографическую школу. Мое обучение профессии началось с третьего класса, так как первые два класса я отучился в общеобразовательной школе. Тогда я даже не думал о классическом балете. Мне просто хотелось танцевать. Затем я поступил в хореографическое училище. Эти годы учебы были волшебными. Когда на смену скучным упражнениям у станка в первых классах пришло время заняться основами классического танца, нас взял опытный педагог Сергей Богданов. Своей выучкой, профессионализмом и даже известным педантизмом он как-то естественно уберег нас, мальчишек, от лени, бесшабашности, дал понять, что балет - дело очень трудное и серьезное, требует безграничной требовательности к себе. Сергей Владимирович бескомпромиссно добивался чистоты каждого движения, выразительности позы и даже осмысленного поворота головы. Он буквально гнул и ломал нас собственными руками, требуя запомнить ощущение в каждой позиции и отчетливо осознавать, как удобнее связывать азбучные элементы в комбинациях, как эстетично, естественно, не подчеркивая усилий, переходить из одной части той или иной танцевальной фразы к следующей в соответствии с рисунком поставленного балетмейстером танца. Вместе с учителем мы вырабатывали манеры, упорно добивались чистоты любой детали, не прощая себе неряшливости или случайностей. Сергей Владимирович научил нас, придавая огромное значение технике, уделять особое внимание психологической проработке образов, характеров. Даже в неурочное время, оставшись в классе, мы, превозмогая боль, тянулись в шпагате, выворачивали колени, отрабатывали полетные прыжки, учились вертеть как можно больше пируэтов.

- А что было потом?

После окончания училища в 2008 году я работал в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, а спустя год, в 2009-м, в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.

- А как вы оказались в знаменитой Мариинке?

Можно сказать, что помог случай. Дело в том, что в Киеве я работал с педагогом, который в свое время воспитал звезду мировой величины, одного из лучших танцоров балета Леонида Сарафанова. В то время он уже работал в Мариинском театре и, вернувшись на Украину, решил проведать своего педагога. В тот день, когда он пришел в оперный театр, мы отрабатывали упражнения. Он застал нас в рабочем процессе. Нас познакомили, мы стали общаться, и он посоветовал мне попробовать силы в Питере. Сарафанов рассказал обо мне художественному руководителю Мариинки. Спустя месяц мне предложили работу в этом театре. Я не сразу согласился, ведь в киевском театре был задействован во всех спектаклях. Я понимал, что в такой момент очень опасно что-то менять и начинать все заново. Ведь в новом театре, где тебя еще не знают, пришлось бы все делать с нуля, показывать себя, завоевывать доверие, добиваться главных ролей, переучиваться. Но все же я согласился. Руководители Мариинки предложили выгодные условия сотрудничества.

- Кроме смены работы вам пришлось поменять и город, и страну, и окружение...

Признаться, это была одна из причин, из-за чего я не торопился уезжать из Киева в Санкт-Петербург. Меня останавливала именно смена обстановки, места жительства. В Киеве я привык ко всему. У меня были друзья, круг общения, люди, которым я доверял. А пришлось все бросать и переезжать в другой город, где еще предстояло адаптироваться. Поначалу было сложно, однако о своем решении я не пожалел.


А как вас приняли в Мариинке? В театрах, говорят, немало конкуренции и зависти, вам пришлось с этим столкнуться?

Мариинский театр, как и любой другой большой театр, очень жесткий к новичкам. Там огромная конкуренция, и это естественно. Возможно, кто-то и считает желание быть первым конкуренцией, но для меня все артисты - это коллеги по работе. У нас не бывает конфликтов. Каждый артист в нашем театре заинтересован в успешном выступлении всей труппы.

- В каких спектаклях вы задействованы сейчас?

За годы работы в Мариинском театре я станцевал практически все ведущие партии классического репертуара. И сейчас я задействован почти во всех спектаклях нашего театра: в «Спящей красавице», «Баядерке», «Лебедином озере» и других.

Вы выступали в трех театрах - Бакинском, Киевском и теперь Мариинском. Каждый театр - отдельная школа. Чему научила вас каждая из трех школ?

Бакинская школа дала мне очень многое. В первую очередь, путевку в дальнейшую профессиональную жизнь. В Азербайджане помимо классического балета также изучаются народный фольклор, народные танцы. Там прекрасные педагоги азербайджанских танцев, о чем можно судить по качеству выступления Азербайджанского государственного ансамбля народных танцев. За год работы в Азербайджанском государственном театре оперы и балета мне довелось станцевать лишь в одном спектакле - «Девичья башня». Это прекрасный балет, в котором есть как классические движения, так и национальные. Работа в Баку стала хорошей подготовкой к выходу на более высокий уровень. Кстати, это отметили и высоко оценили хореографы следующих театров, где я работал.
В Киевском театре я познакомился с большими классическими произведениями. Это балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В Баку, к сожалению, «Лебединое озеро» ставят очень редко и в нем в основном задействованы зарубежные артисты. Моим первым большим спектаклем стал «Щелкунчик». В Баку он идет в постановке Рафиги Ахундовой. Что касается Мариинского театра, то здесь я познакомился с этими же балетами, но в оригинальном виде. В целом мне интересно наблюдать и учиться новым вещам, познавая новые грани творчества.

- Какими качествами должен обладать артист балета, на ваш взгляд?

Есть одна формула, она довольна проста. Целеустремленность, упорство и трудолюбие. Эти три качества должны преобладать в любом артисте.


- Каковы ваши планы? Хотелось бы вам перебраться в Большой театр?

Танец - вся моя жизнь. Пока других планов я не строю. А что касается Большого, то с профессиональной точки зрения покидать Мариинку неприоритетно, да я и не хочу.

Беседовала Илаха Алекперова