Теория анархизма. Её суть и основные направления. Анархист –это… Разбираемся

Анархизм

АНАРХИ́ЗМ -а; м.

1. Общественно-политическое течение, отрицающее всякую государственную власть и организованную политическую борьбу, проповедующее неограниченную свободу личности.

2. Отказ от соблюдения принятых в обществе норм поведения, от выполнения каких-л. обязанностей.

анархи́зм

(от греч. anarhía - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в XIX в. идеи анархии нашли отражение в теории и практике революционного народничества, деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-1907 и особенно в годы Гражданской войны. В 1960-1990-х гг. в ряде стран возникли малочисленные группы анархического толка.

АНАРХИЗМ

АНАРХИ́ЗМ (от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. Штирнер (см. ШТИРНЕР Макс) , П. Прудон (см. ПРУДОН Пьер Жозеф) , М.А. Бакунин (см. БАКУНИН Михаил Александрович) , П.А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич) . В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.
Предтечи анархизма
Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников, а позднее в учениях средневековой секты катаров и некоторых течений анабаптистов в период Реформации. Однако для всех этих учений отрицание политической власти - лишь один из аспектов достижения человечеством духовного совершенства и часть пути к личному спасению.
Впервые основные положения анархизма были выдвинуты вскоре после Английской революции 17 века Дж.Уинстэнли (см. УИНСТЭНЛИ Джерард) . В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649; русский перевод 1950) он писал, что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и родоначальником движения анархизма. Утверждая, что только в результате собственной деятельности людей может быть положен конец несправедливому миропорядку, он в 1649 году возглавил группу своих последователей, получивших прозвище диггеров (см. ДИГГЕРЫ) ; они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в Южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге У. Годвина (см. ГОДВИН Уильям) «Исследование о политической справедливости» (1793; русский перевод 1958), заложившей основы современной традиции анархизма.
Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти. Годвин оказал значительное влияние на таких поэтов и мыслителей, как П. Б. Шелли (см. ШЕЛЛИ Перси Биш) , У.Вордсворт (см. ВОРДСВОРТ Уильям) и Роберт Оуэн (см. ОУЭН Роберт) . Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа М. Штирнера. (см. ШТИРНЕР Макс) Основываясь на субъективной трактовке учения Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) , в своей книге «Единственный и его достояние» (1845; русский перевод 1906) он разработал индивидуалистический вариант анархизма. Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека - это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.
Анархическая концепция Прудона
Долгое время термин «анархия» использовался как бранный для обозначения общественного хаоса. Первым термин «анархия» в положительном значении употребил французский публицист и социолог П.Ж. Прудон (см. ПРУДОН Пьер Жозеф) в работе «Что такое собственность?» (1840; русский перевод 1907). Особую известность Прудону принесла книга «Система экономических противоречий, или философия нищеты» (1846), поставившая его в ряд ведущих теоретиков социализма. Окончательно анархическая концепция Прудона сложилась в результате анализа опыта Французской революции 1848 года и была развита им в работе «Федеративный принцип» (1863). Несмотря на то, что сам Прудон отказывался считать себя основателем анархистского учения, М.А. Бакунин (см. БАКУНИН Михаил Александрович) , П.А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич) видели в нем своего предшественника. Основными элементами доктрины Прудона были мютюэлизм, федерализм и тактика прямого действия. Мютюэлизм означал организацию общества на принципах равенства и взаимности. Считая, что «собственность есть кража», Прудон отвергал использование собственности для эксплуатации чужого труда, но рассматривал «владение» - право рабочего или групп рабочих распоряжаться землей и орудиями труда, необходимыми в процессе производства, - как главное основание свободы.
В идеале ему рисовалось общество, состоящее из независимых крестьян и ремесленников, где фабрики и заводы находятся в собственности рабочих ассоциаций, а весь общественный механизм объединяется системой взаимного кредита на основе народных банков. Централизованное государство Прудон предлагал заменить федерацией автономных местных общин и промышленных ассоциаций, связанных договорными отношениями; суд заменялся арбитражем; бюрократия - рабочим контролем, а академическое образование - общим образованием. Последователи Прудона не пользовались термином анархизм и предпочитали именовать себя мютюэлистами по названию тайной рабочей организации, действовавшей в Лионе в 1830-х годах, к которой принадлежал Прудон. В 1864 году группы мютюэлистов, соединившись с английскими трейд-юнионистами и европейскими социалистами, создали в Лондоне «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал (см. ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1-й) ). Мютюэлисты первыми выступили в качестве оппозиции Карлу Марксу (см. МАРКС Карл) и его сторонникам в Интернационале, отстаивавшим тактику политической борьбы, захвата государственной власти и создания диктатуры пролетариата. Идеями Прудона руководствовалось движение анархо-синдикализма (см. АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ) .
Анархические доктрины Бакунина и Кропоткина
Дальнейшее развитие теории анархизма связано с работами главного противника Маркса внутри Интернационала, М.А. Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович) , испытавшего влияние Прудона и развившего идеологию анархо-коллективизма. Бакунин разделял федерализм Прудона и убеждение в необходимости непосредственных действий рабочего класса, однако он полагал, что система отношений собственности, предлагаемая Прудоном, нереалистична. Средства производства, согласно Бакунину, должны находиться в общественной собственности, причем каждый рабочий должен получать плату только за реально проделанную работу. Второе отличие Бакунина от Прудона состояло в отношении к революционным методам. Прудон был убежден, что организации мютюэлистов возможно создавать внутри существующего общественного строя, что постепенно приведет к его трансформации без насильственной революции. Бакунин, утверждая, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть», отрицал возможность мирного пути развития общества, полагая, что насильственная революция, разрушающая все существующие институты, есть необходимая прелюдия к строительству свободного общества. В 1868 году бакунисты создали Альянс социалистической демократии, который вошел в состав Первого интернационала. Несмотря на то, что принципы индивидуализма и ненасилия (как основные в доктрине Прудона) продолжали развиваться периферийными течениями анархизма, бакунинские взгляды о необходимости коллективной собственности и насильственной революции доминировали в анархистском движении со времени Первого Интернационала до окончательного крушения анархизма как массового движения во время гражданской войны в Испании (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936-39) (1936-1939).
Маркс и Энгельс в рамках Первого интернационала вели настойчивую борьбу против прудонизма и против против Бакунина и его последователей. В 1872 году Гаагский конгресс Первого интернационала исключил из своих рядов анархистских лидеров М. Бакунина и Д. Гильома. В том же году бакунисты создали Анархистский интернационал, который просуществовал до 1878 года. В 1873 году Генеральный совет Интернационала принял решение о том, что все организации, отказавшиеся признать общие решения Гаагского конгресса, не могут считаться членами Интернационала; по существу это означало исключение бакунистов из его рядов. Позднее анархисты были исключены и из Второго Интернационала (1891).
Преемником Бакунина в роли ведущего идеолога анархизма стал П.А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич) , который сосредоточился на теоретической разработке идеала будущего анархического общества, обобщенного им в книгах «Хлеб и воля» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1899). Кропоткин пошел дальше коллективизма Бакунина и разработал идеологию анархо-коммунизма. Новый общественный строй мыслился им как вольный союз самоуправляющихся общин, где господствует обязательный для всех труд и полное обобществление не только средств производства, но и предметов потребления. Предусматривалась ликвидация «аристократии умственного труда» как одной из форм неравенства и упразднение «университетов и академий..., если ими не пользуется каждый без исключения член общества». В 1870-х годах Кропоткин испытал влияние французского географа и теоретика анархизма Элизе Реклю (см. РЕКЛЮ Жан Жак Элизе) , ученика французского социалиста-утописта Ш. Фурье (см. ФУРЬЕ Шарль) . Идеал Кропоткина имеет сходство с «казарменным» социализмом, благодаря строгой регламентации внутренней жизни общины.
Стремясь обосновать возможность анархического общества, Кропоткин приступил к разработке этики анархизм, основанной на достижениях «позитивной науки» («Современная наука и анархизм», 1901). Он утверждал, что конкурентной борьбе за существование и в природе, и в обществе противостоит принцип «взаимной помощи», главный фактор человеческой эволюции и этического прогресса («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1890). Уничтожение государства, сковывающего действие этого фактора, будет означать переход к естественному анархическому состоянию. Принципы морали Кропоткин выводил из биологических оснований, полагая, что понятие зла имеет источником естественный отбор, а представление о добре - взаимную помощь внутри видов («Этика», 1922).
Формы анархизма
Особая идеология ненасильственного анархизма, основанная на рационалистическом переосмыслении христианства, была разработана Л.Н. Толстым в его поздних романах и этических трактатах («Исповедь», 1879; «В чем моя вера», 1882; «Царство Божие внутри нас», 1899). Толстой полагал, что главное зло человеческой истории и существующего общественного строя заключено в насилии человека над человеком, приводящем к порабощению большинства меньшинством. Прогресс представлялся ему как преодоление всех форм насилия путем «непротивления», полного отказа от насильственной борьбы и сосредоточения человека на задачах личного нравственного усовершенствования. Толстой считал, что людям не дано знать, какое общественное устройство является наилучшим, но оно ни при каких обстоятельствах не может возникнуть в результате политической борьбы и революций, основанных на насилии, и лишь заменяющих одну форму рабства другой. Считая злом любое принуждение, Толстой приходил к безусловному отрицанию государства, упразднение которого должно совершиться путем ненасильственного уклонения каждого члена общества от всех государственных обязанностей (уплаты налогов, отбывания воинской повинности и т. п.) и участия в политической деятельности. Религиозные и социальные идеи Толстого существенно повлияли на идеологию национально-освободительных движений в Китае и особенно в Индии.
Движение анархизма не выработало универсальной тактики и форм организации массового движения. В различных странах складывались собственные варианты тактики анархизма. В 1876 году итальянский анархист Э. Малатеста выдвинул концепцию «пропаганды действием», признавая, что «бунтарские действия, направленные на утверждение социалистических принципов, являются наиболее эффективным средством пропаганды». Однако после провала нескольких крестьянских восстаний движение приняло форму индивидуальных террористических актов против высокопоставленных лиц, ставя своей целью продемонстрировать уязвимость государственных структур и подтолкнуть массовое восстание личным самопожертвованием. Жертвами анархистского террора стали президент Франции С. Карно (см. КАРНО Сади) (1894), австрийская императрица Елизавета (1898), король Италии Умберто I (1900), президент США У. Маккинли (см. МАККИНЛИ Уильям) (1901). Террористические действия анархистов не получили массовой поддержки, и после 1901 года политический террор применялся ими только в России и Испании, где были особенно остры политические и социальные конфликты. Однако в России доля идейных анархистов среди террористов была незначительна.
В 1890-х годах анархизм, преимущественно в его индивидуалистическом варианте, был воспринят многими представителями культурного авангарда, среди них были К. Писсаро (см. ПИССАРРО Камиль) , Ж. Сера (см. СЕРА Жорж) , П. Синьяк (см. СИНЬЯК Поль) . Значительное влияние идей Кропоткина прослеживается в творчестве Оскара Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар) , прямо объявившего себя анархистом в книге «Душа человека при социализме». Однако уже к середине 1890-х годов многими анархистами было замечено, что проповедь индивидуализма приводит к отчуждению анархистов от рабочих масс, которые предполагалось освобождать.
Индивидуалистические мотивы были сильны даже у последователей коллективистских доктрин анархизма, что на практике выражалось в нежелании анархистов создать крупные устойчивые организации, которые, на их взгляд, угрожали свободе действий и могли кристаллизоваться в постоянные институты с принудительными функциями. По этой причине, несмотря на собиравшиеся международные конгрессы, наиболее представительные из которых состоялись в Лондоне (1881) и в Амстердаме (1907), эффективной международной организации не было создано. Движения анархистов в отдельных странах развивались независимо, а их идеологическая солидарность поддерживалась только личными связями лидеров. Общенациональные федерации были слабы даже в странах с большим числом последователей анархизма, таких как Франция и Италия. Типичной формой анархистской организации оставались немногочисленные группы, кружки, занятые главным образом пропагандой, устройством школ и коммун и строившие жизнь своих членов на принципах анархизма. В годы Первой мировой войны (1914-1918) многие анархистские лидеры (Г. Эрве, П.А. Кропоткин) заняли оборонческие позиции, противоречившие выдвигавшимся ими раньше антимилитаристским доктринам.
Во Франции наибольшее влияние получили идеи анархо-синдикализма, восходящие к Прудону (см. ПРУДОН Пьер Жозеф) . Их сторонники считали профсоюзы (синдикаты) высшей формой организации рабочих и основным рычагом их социального освобождения, требовали полного перехода средств производства в собственность синдикатов. Местные объединения синдикатов «биржи труда», первоначально созданные для поиска рабочих мест своим членам, в 1892 году объединились в национальную конфедерацию; с 1895 года лидирующее положение в ней заняли анархисты Ф. Пелотье и П. Дельсаль. Анархо-синдикалисты полагали, что синдикаты сыграют двойную роль - орудия борьбы с существующим строем и зачатками его административного устройства в будущем. Главным средством борьбы становились акции «прямого действия» - бойкот, саботаж, стачка. Предполагалось, что рабочие, получившие опыт в ходе «подготовительных стачек» (локальных или отраслевых), поднимутся на «всеобщую стачку», полностью разрушающую капиталистический строй и призванную сыграть роль социальной революции. Активность анархистов позволила им овладеть руководством в крупнейшем французском профсоюзном объединении «Всеобщей конфедерации труда», основанной в 1902 году, и удерживать контроль над ней до 1908 года, а позднее сохранить там значительное влияние.
Синдикализм оказался привлекательным для некоторых интеллектуалов. Наиболее заметным литературным произведением этого направления была книга Ж. Сореля (см. СОРЕЛЬ Жорж) «Размышления о насилии» (1908). Однако многие блюстители чистоты доктрины анархизма были смущены монолитностью организации синдикатов, которые, как они полагали, могут образовать мощные структуры интересов в послереволюционном обществе. Дебаты, развернувшиеся по этому вопросу на конгрессе в Амстердаме (1907) между молодым синдикалистом П. Монатте и анархистом Э. Малатеста, заложили основание двух течений позднейшего анархо-синдикализма. Синдикализм трансформировал анархизм из маргинального интеллектуального течения в движение с солидной массовой опорой, хотя большинство его участников были скорее попутчиками, чем убежденными анархистами. В 1922 году синдикалисты создали свой интернационал - Международную ассоциацию трудящихся. Вошедшие в это объединение анархистские синдикаты объединяли в Италии около 500 тысяч членов, Аргентине - 200 тысяч, Португалии - 150 тысяч, в Германии - 120 тысяч.
Анархизм в Испании
В Испании анархизм получил самое широкое распространение. Последователь Прудона Р. де Сагра основал первый анархистский журнал «Вперед» в 1845 году, однако он просуществовал недолго, и более долговременным в Испании оказалось влияние идей Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович) . Его ученик итальянец Дж. Фанелли учредил отделение Интернационала в Барселоне (1868), а к 1873 году эта организация насчитывала до 60 тысяч членов. Главной социальной базой анархизма стали фабричные рабочие Барселоны и других городов Каталонии и разорявшиеся крестьяне Андалузии. Пример французской Всеобщей конфедерации труда вдохновил рабочих Барселоны на создание синдикалистской организации «Рабочая солидарность» (1907), возглавившей всеобщую стачку в Каталонии (1909), когда правительство попыталось мобилизовать каталонских резервистов для подавления восстания рифов в Марокко. Последовавшая за тем «Трагическая неделя» массового стихийного насилия, в ходе которого было убито несколько сот человек и разгромлено около десятка монастырей, закончилась репрессиями правительства. Пытки анархистов и особенно казнь пропагандиста свободного образования Ф. Феррера вызвали протесты во всем мире, в результате правительство было вынуждено уйти в отставку.
Эти события привели к созданию на конгрессе в Севилье (1910) Национальной конфедерации труда (НКТ), которая включала большинство испанских организованных рабочих. Ведущую роль в ней играли умеренные анархисты. Радикальное течение анархистов создало в 1927 году собственную организацию - Федерацию анархистов Иберии (ФАИ). Политическая ситуация в Испании привела к тому, что решающее влияние приобрели крайние радикалы - Г. Оливер и Б. Дуррути. НКТ являлась образцом анархистского антибюрократизма и децентрализации; основным элементом организации были не национальные профсоюзы, а местные синдикаты, объединявшие рабочих всех профессий данного района. Центральный комитет избирался ежегодно из иного региона, тем самым никакое лицо не могло находиться во главе организации более одного срока, а каждый из его членов мог быть в любой момент отозван избирателями. Эта огромная организация, насчитывавшая около 700 тысяч членов в 1919 году и более 2 млн. человек в середине 1930-х годов, имела только одного платного работника - секретаря. Повседневная работа выполнялась активистами на общественных началах. НКТ и ФАИ, остававшиеся тайными организациями в период диктатуры М. Примо де Риверы (см. ПРИМО ДЕ РИВЕРА, маркиз де Эстелья Мигель) , вышли из подполья после отречения короля Альфонса XIII (см. АЛЬФОНС XIII) (1931).
В начальный период Гражданской войны в Испании анархисты контролировали практически всю Восточную Испанию, где они, воспользовавшись кризисом власти, попытались провести социальную революцию. Заводы, фабрики и железные дороги Каталонии перешли в собственность рабочих, в Андалузии крестьяне устраивали коммуны по образцу, описанному Кропоткиным (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич) . Деньги были отменены, вся продукция обменивалась в пользу коммуны в целом, а каждая семья получала равную долю продуктов и др. предметов первой необходимости. Нравы в них были спартанские, во многих было запрещено курение и даже употребление кофе. Анархисты Испании потерпели поражение в Гражданской войне. Обладая опытом борьбы в стихийных уличных столкновениях, они, однако, были лишены дисциплины, необходимой для ведения регулярных военных действий. По боевым качествам колонны анархистов уступали интербригадам их противников - коммунистов. В декабре 1936 года четыре ведущих анархиста вошли в правительство Ф. Кабальеро, скомпрометировав сам принцип отрицания государства. Анархисты оказались неспособны противостоять левому тоталитаризму коммунистов, которые были лучше организованы. В мае 1937 года в Барселоне произошли вооруженные столкновения анархистов с коммунистами. К январю 1939 года анархисты утратили прежнее влияние и не смогли организовать сопротивления войскам Франко (см. ФРАНКО БААМОНДЕ Франсиско) . ФАИ и НКТ практически прекратили свое существование, а их руководство оказалось в изгнании.
Анархизм в России
В России анархизм получил распространение в 1840-х годах в небольших кружках разночинной интеллигенции и студенчества, воспринявших идеи М. Штирнера (см. ШТИРНЕР Макс) . В 1870-х годах в результате пропаганды идей Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович) анархизм стал ведущей идеологией революционного народничества, течения, видевшего в русской крестьянской общине готовый элемент будущего социалистического порядка. После кризиса народничества в 1880-х годах идеология анархизма стала достоянием маргинальных кружков и групп, действовавших за границей, главным образом в Женеве. В 1903 году анархистские организации появились в Белостоке, Нежине, Одессе. В период Первой русской революции (1905-1907) организации анархистов возникли почти во всех крупных городах, но их влияние оставалось незначительным ввиду того, что движение распадалось на многочисленные течения, расходившиеся в программных и тактических вопросах.
Наиболее многочисленны были группы анархистов-коммунистов, последователей Кропоткина - «хлебовольцев» (по названию одноименного журнала), создававших земледельческие коммуны и отрицавших террор. Менее влиятельны были группы анархистов-индивидуалистов - последователей анархизма А. Борового, утверждавшего в книге «Общественные идеалы современного человечества» (1906) допустимость частной собственности, как единственной гарантии свободы личности. В 1905 году возникла группа «Безначалие», идеологи которой С.М. Романов и Н.В. Дивногорский считали террор и экспроприации главным средством борьбы, а социальную базу движения видели в деклассированных и люмпенизированных слоях «босяков». С началом в 1905 году массового профсоюзного движения возникло и движение анархо-синдикалистов во главе с Я.И. Новомирским и Б.Н. Кричевским. Большинство анархистских организаций было разгромлено в ходе правительственных репрессий после 1907 года и вновь активизировало свою деятельность только после февраля 1917 года, когда им удалось создать более широкие «федерации» и образовать собственные фракции в ряде Советов (наиболее влиятельная из них была в Кронштадте).
Октябрьская революция была воспринята большинством анархистов как «восстановление государственного гнета». В 1919 году ими была образована «Всероссийская организация анархистов подполья», предпринявшая ряд террористических актов. Самым значительным выступлением, в котором анархисты играли руководящую роль, было крестьянское повстанческое движение на Украине (1918-1921) во главе с Н.И. Махно (см. МАХНО Нестор Иванович) . Движение под лозунгами «безвластного государства» и «вольных советов» было направлено как против «белых», так и «красных», но махновцы вступали с большевиками в тактические временные соглашения. После поражения и эмиграции Махно (1921) последние очаги движения были подавлены, а к концу 1920-х годов все организации анархистов в России были ликвидированы карательными органами.
Анархизм в мире
В США собственная традиция ненасильственного анархизма разрабатывалась в сочинениях Г.Д. Торо (см. ТОРО Генри Дэвид) , Дж. Уоррена и Б. Такера (издателя журнала «Liberty», выходившего в 1881-1908). Однако главной опорой анархизма в США были эмигранты. После того как в 1901 году президент Маккинли (см. МАККИНЛИ Уильям) был убит польским анархистом, Конгресс в 1903 году принял закон, запретивший деятельность анархистов в стране, некоторые были депортированы. Вместе с тем анархо-синдикалистам удалось возглавить созданную в 1905 году профсоюзную организацию «Индустриальные рабочие мира», однако вскоре после окончания Первой мировой войны движение было окончательно подавлено.
В других странах воздействие Октябрьской революции (1917) привело к тому, что большая часть масс, ранее бывшая опорой анархистов, оказалась под влиянием коммунистических партий. Анархистское движение в Италии было разгромлено фашистским правительством Б. Муссолини (см. МУССОЛИНИ Бенито) в 1920-х годах. В Германии анархисты были уничтожены нацистами в 1930-х годах. В Латинской Америке заметное анархистское течение сложилось в ходе Мексиканской революции (см. МЕКСИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) . В Японии анархистские организации, возникшие в период русско-японской войны (1904-1905), были окончательно разгромлены в 1935 году, когда анархисты были обвинены в подготовке военного переворота. В Индии Махатма Ганди (см.


Институт Менеджмента и Информационных Технологий (филиал) Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета в г. Череповце

Экономический факультет

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Заочное обучение

Кафедра политологии

Реферат № 1

по дисциплине Политология
На тему: «Феномен русского анархизма»

Выполнила
студентка, IV курса
шифр Е.А. Жирохова

Проверил

Череповец – ИМИТ

2011

    Оглавление:
    Введение. 3
    Что такое анархизм. 4
    Происхождение анархизма. 5
    Основные черты анархизма. 6
    Русский анархизм. 8
Заключение. 16

Литература. 17

    Введение.
"Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм - явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым и нашим крайним правым«.
(Н.А. Бердяев)

Анархизм как и все общественные явления возникает и эволюционирует в ходе исторического развития. Анархический тип политического сознания зарождается в общественном политическом сознании как один из его полюсов в глубокой древности, видимо, на ранних этапах институализации политических отношений. Направления анархистской философской мысли включают в себя широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма . Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия . Другая же часть анархистов наоборот поддерживает насилие, как необходимую составляющую повседневной борьбы за свои идеалы , в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции , как единственной возможности достижения анархисткого идеала вольного общества . По мнению сторонников анархизма, понятия «анархизм» и «анархия», принадлежат к числу тех, которые наиболее часто представляются общественностью в искажённом виде и ошибочно используются в значении « хаос » или «беспорядок» - при этом утверждается, что анархисты якобы желают общественного хаоса и возврата к « законам джунглей », то есть фактически выставляются сторонниками гоббсовской «войны всех против всех».

    Что такое анархизм.

Анархизм (от древнегреч еского «ан», - «без» и «архэ», - «власть») - политическая философия , заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности - относительно взглядов на частную собственность , рыночные отношения , этнонациональный вопрос). Рассматривая любое государство (в т. ч. и государство, осуществляющее диктатуру пролетариата) как первопричину всех общественных несправедливостей, анархизм предлагает начать с его уничтожения создание нового общества. При этом анархисты отвергают всякую власть (не только государственную), отрицают общественную дисциплину, необходимость подчинения меньшинства большинству, выступают против политической борьбы рабочего класса, против организации рабочих в политическую партию. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации должны быть ликвидированы).
Существует много типов и традиций анархизма, и не все они взаимоисключающие: как правило, конкретные анархисты являются сторонниками нескольких подвидов анархизма одновременно как дополняющих друг друга: например анархист может быть одновременно сторонником безгосударственных коммунистических идей и феминизма . Большинство анархистов традиционно считаются левыми , выступающими против не только государственности, но также частной собственности, капитализма, рыночных отношений. К данному направлению относятся анархо-коммунисты , большинство анархо-коллективистов и анархо-синдикалистов . В то же время анархизм всегда включал в себя индивидуалистическую составляющую. Стоит отметить, что ещё в 1927 году , отвечая на «Платформу», предложенную Петром Аршиновым и поддержанную Нестором Махно «группа русских анархистов в изгнании» писала (при этом отмечалось, что данные положения были сформулированы в ходе гражданской войны в России в 1918-1919 годах, в ходе попытки объединения российских анархистов для совместной революционной борьбы.

    Происхождение анархизма.
Первые анархистские идеи восходят к древнегреческим и древнекитайским философским школам (хотя ростки протоанархизма находят в разных странах мира, в том числе в Египте и др.). К древнегреческим протоанархистам традиционно относят софистов (Антифонт - ок. 450/444 - ок. 365/360 гг. до н. э., Диоген Синопский - ум. ок. 330-320 г. до н. э., и других) и киников. К древнекитайским относят даосскую традицию Лао-цзы (VI-V вв. до н. э.) и Чжуан-цзы (ок. 369-286 гг. до н. э.). Современный анархизм возник из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения , в частности из аргументации Жан-Жака Руссо, его идеях о свободе и морали. Кроме того к предшественникам современного анархизма можно отнести ранних христиан, многие религиозные христианские ереси, такие как например движение анабаптистов. Непосредственно же первым теоретиком современного анархизма стал Уильям Годвин (1756-1836), развивавший идеи, легшие впоследствии в основу современной анархистской мысли (правда, он ещё не пользовался термином «анархизм»). В Англии в 1793 году Годвин опубликовал свой поистине замечательный труд «Исследование политической справедливости и ее влияния на общественную нравственность», где он явился первым теоретиком социализма без правительства, то есть анархизма. Первым же либертарным теоретиком, открыто назвавшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон , по праву считающийся подлинным основателем современной анархистской традиции (в отличие от Годвина он имел последователей, и к тому же называл уже себя открыто анархистом). Он выступил с идеей «спонтанного порядка» (система координации в экономике, когда независимые участники производят свои действия, побуждаемые исключительно собственными интересами, основываясь на самостоятельно полученной информации ), противопоставив её идеям централизма, предложив идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что все делают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается, приходя к естественному порядку, и где «одни только деловые операции создают общественный строй». При этом, как и Годвин, Прудон выступал против революционного преобразования общества, он представлял анархию как «форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции , превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата , налогообложение и т. д., должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне». Под «коммуной» Прудон подразумевал местное самоуправление . Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в 19-20 столетиях .
    Основные черты анархизма.
Теория анархизма предусматривает следующие принципы:
    отсутствие власти;
    свобода от принуждения;
    свобода ассоциаций;
    взаимопомощь;
    разнообразие;
    равенство;
    братство.
Отсутствие власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек , либо группа лиц не будут навязывать свое мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии , равно как и авторитарного правления . Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности . Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним давлением , но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является. Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей , любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества. Взаимопомощь - это синоним сотрудничества . Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие - это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Разнообразие - залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско - тейлористская организация производства, стандартизация массового производства , унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов , озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды . С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса , дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое. Можно сказать, что разнообразие - это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению , и, кроме того, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится все сложнее контролировать. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразие, так как оно возможно и в капиталистическом обществе (и не только в той форме, в которой рассматривал этот вопрос Элвин Тоффлер), что порождает пресловутое « общество потребления », которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчерпанию природных ресурсов. Равенство - означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве , творчестве , продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники . Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей. Анархисты полагают, что на место власти должен быть привнесен принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы . Ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов , которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, а не наоборот, как это имеет место быть в современном мире. Если будет необходимость в крупных организациях, например по сбору и утилизации отходов , развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов , организации промышленного производства, энергоснабжения и чего бы то ни было ещё, анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. При создании федералистских образований анархисты предлагают осуществлять их через систему делегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного мандата . Федерации основываются на тех же базовых принципах , но действуют через представительство от коллективов . Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства (в этом и заключается принцип императивного мандата). Анархизм возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара . Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных условиях все равно возможен.

4. Русский анархизм .

В известном словаре В.И. Даля (1860-е гг.) слово «анархия» определялось как греческое по происхождению, означавшее «отсутствие в государстве или общине главы, устроенного правления, силы, порядка; безвластие, безначалие, многобоярщина». А «анархист» как «заступник, покровитель, любитель безначалия, смут, крамол». В литературе конца XIX – начала XX вв., в период активного развития в России анархического типа политического сознания выделялось несколько подходов к пониманию анархизма. В них отражались политические позиции либералов, социал-демократов, анархистов и других. Эти подходы не были однозначными, имели свои вариации, но содержали и некоторые общие моменты. Рождением своим русский анархизм обязан М.А. Бакунину (1814-1876), который, разочаровавшись к середине 1840-х и в гегелевской философии права, познакомился с сочинениями П. Прудона, а потом и с самим провозвестником анархизма, выдумавшим само это слово. Бакунину - русскому, да еще пострадавшему от самодержавия в 1844 г. (постановлением Сената он был лишен прав состояния и заочно осужден на каторжные работы) - нетрудно было согласиться с тем, что главное зло в отечестве от государства, и что именно разрушение государственной централизации должно быть непосредственной целью социального переворота. В обосновании этого взгляда у Бакунина просматривается его гегельянское прошлое. Он считал, что в обществе необходимое совершается развитие от «животного начала» к «человеческому». Главный признак «животности» - подчинение авторитету: духовному (Бог) и социальному (государство). Потому утверждение «человеческого начала» он предполагал прежде всего освобождение от религиозных предрассудков и гнета государства. Это означает, что и сама форма социального переворота должна быть вполне антиавторитарной: совершится он не тайным заговором и не работой централизованной политической партии, а стихийным народным бунтом, которому свободный союз революционеров-анархистов даст лишь первый толчок. Бакунин не удовлетворился анархизмом умозрительным (что было свойственно Прудону и другому основоположнику этого учения М. Штирнеру), а занялся подысканием средств для его практической реализации. Наибольшим его успехом было создание в 1868г. «Международного альянса социалистической демократии», вскоре влившегося в I Интернационал. Попытки Бакунина подчинить своему влиянию весь Интернационал кончились неудачей - изгнанием его из этой организации в 1872 г. В России под влиянием бакунизма возникло бунтарско-анархическое направление в народничестве. К нему принадлежала группа «Черный передел» - одна из двух главных фракций, на которые раскололась в 1879 народническая партия «Земля и воля». М.А. Бакунин провозгласил идею всесокрушающего бунта, после которого люди построят такой порядок жизни, при котором не будет нужно государства. А что будет после бунта? Как устроить общество без государства? Решению этих вопросов и посвятил себя Петр Алексеевич Кропоткин. Видный теоретик русского анархизма- П.А. Кропоткин - усвоив анархические идеи, старался дать им новое обоснование, позитивистское (к позитивизму, впрочем, в конце жизни склонялся и Бакунин). У Кропоткина и речи нет об историчности, необходимости, зато он тщательно разбирает жизненные выгоды анархизма. Историю человечества он представляет «как последовательность отдельных цивилизаций, а государственность - как своего рода болезнь роста», поражающую цивилизацию, притом болезнь смертельную, приводящую общество к застою и краху. Только избавление от государства поможет человечеству выжить. Победа в борьбе за существование достигается внутривидовой взаимопомощью, что для рода человеческого означает - коммунизм, а коммунизм и анархизм - в сущности одно и то же. Кропоткин много занимался «положительным идеалом» анархизма, который должен осуществиться после уничтожения государства и частной собственности. По его мысли, общественное производство должно быть децентрализовано и рассредоточено в много мелких самоуправляющихся и свободно кооперирующихся трудовых коммун, в которые члены общества соединятся добровольно, «по интересам». В результате будет немедленно снято разделение труда (умственного и физического) и скоро стихийно устроится всеобщее равенство и свободное сотрудничество. По существу, это была программа всеобщего дилетантизма. В конце XIX в. Кропоткин пытался создать международную анархическую организацию в противовес II Интернационалу. Сам Кропоткин связывал возрождение и развитие анархии в XIX в. с общим большим подъемом в естественных науках XIX в., особенно с эволюционным учением Ч. Дарвина. Человек уже оказывался не сам по себе, а становился частью биологического мира. В этом мире существуют свои законы, главный из которых - закон борьбы за существование. А он проявляется в зависимости от вида, географических условий и от умения вида к ним приспособиться. Пределы борьбы за существование - взаимопомощь и конкурентная борьба. Принцип взаимопомощи и стал для Кропоткина источником конструирования нового общества на анархо-коммунистических началах. Кропоткин - великий анархист, но своими анархическими идеями отдельно взятый анархист в России славы не добьется никогда. Для представителей либерализма характерен широкий подход к феномену анархизма и рассмотрение его в тесной связи с осмыслением природы революции, внутренней логики исторического развития общества, его политических институтов, политического сознания. Отрицательную связь между анархией и природой государства видел профессор Б.А. Кистяковский. Он рассматривал государство как средство преодоления анархии: правовое государство (юридический характер государства) как средство устранения анархии из правовой жизни, а социалистическое – как способное ликвидировать анархию в хозяйственной сфере. Юрист и философ, князь E.H. Трубецкой отмечал опасность последствий анархии (в смысле беспорядка) для утраты в общественном сознании иерархии ценности государственных форм: люди, «изголодавшись по порядку и власти» бросаются «в объятия всякой власти, как бы плоха она ни была». Профессор П.И. Новгородцев считал анархизм утопией, отмечая при этом близость «конечного идеала» марксизма «к анархическим идеям» и не возражал против трактовки Г. Кельзеном марксизма как «тяготевшего к анархическо- индивидуалистическому воззрению». Признавая, что «отщепенство русской интеллигенции от государства» имело «роковые последствия» для государственного развития, он несколько наивно полагал, что залог возрождения России в утверждении убеждения, «что отщепенство от государства – этот духовный плод социалистических и анархических влияний – должно быть с корнем исторгнуто из общего сознания...». Однако анархические идеи имеют определенную объективную основу. Важную черту анархизма как утопического сознания отмечал в 1918 г. профессор-юрист И.А. Покровский. Это учение, считал Покровский, для своей реализации предполагает «поистине святых людей», а без них вырождается в «войну всех против всех». Он обратил внимание на нетождественность высокогуманистического потенциала учения примитивному его восприятию в массе анархистов и примкнувших к ним лиц как раскрепощения звериного индивидуального эгоизма и эгоистических аппетитов. «Не вникая в глубину учения, – писал Покровский, – где все-таки содержатся кое-какие против этого коррективы, невежественный ум усваивает из него упрощенные, боевые лозунги и усматривает в них только одно – освобождение своего эгоизма от всяких ограничений». Во 2-й половине XIX в. анархисты наносили серьёзный ущерб социалистическому движению своей тактикой «прямого действия» (террористические акты, саботаж), выступлениями против политической борьбы и политической партии пролетариата. Анархисты пытались дезорганизовать работу II Интернационала , который в 1891 исключил их из своих рядов. На почве анархизма в конце XIX в. возникает анархо-синдикализм , достигший наибольшего влияния в начале XX в. Недовольство рабочего класса оппортунистической политикой социал-демократических лидеров способствовало распространению анархистских настроений и среди части рабочих, занятых в крупной промышленности. В эти годы большое значение в идейной борьбе против анархизма имели труды В. И. Ленина, направленные против анархистских и правооппортунистических извращений пролетарской теории и тактики. В годы 1-й мировой войны 1914 1918 г.г. многие анархистские лидеры заняли шовинистическую позицию, прямо противоречившую выдвигавшимся ими раньше антимилитаристским доктринам. С началом революции в России в 1917 году многие анархисты действовали совместно с большевиками , видя в них ближайших союзников , немалую роль в этом сыграла и вышедшая в 1917 году книга Владимира Ленина «Государство и революция». В Петрограде , произошедшее в июле неудачное восстание возглавлялось анархистами. Часть анархистов поддержала октябрьский переворот большевиков. Однако уже в 1918 году пути анархистов и большевиков стали расходиться, когда в апреле ЧК произвела разгром создаваемой анархистами « Черной гвардии ». Анархо-синдикалисты пытались объединить усилия отдельных революционно- и анархо-синдикалистских групп, участвовали в профсоюзных съездах и организовывали свои. На первом всероссийском съезде представителей профсоюзных организаций, проходившем в январе 1918 года было представлено 88 тысяч синдикалистов и максималистов . В России после февраля 19I7 г. возникло немало групп, вдохновлявшихся идеями русского анархизма и просто его лозунгами. Использовали их и независимые крестьянские формирования времен гражданской войны (самое крупное - повстанческая армия Н.И. Махно). После разгрома и уничтожения ставших нелегальными анархических организаций («Всероссийская организация анархистов подполья» и др.) традиция русского анархизма прервалась и лишь в самое последнее время наметилось некоторое ее оживление: в крупных городах стали появляться небольшие кружки анархистов. В конце 1920 г. гражданская война между «белыми» контрреволюционерами, с одной стороны, и большевиками (буржуазными революционерами и, в то же самое время, социальными контрреволюционерами), с другой, в основном завершилась. Анархистское движение было разгромлено. Часть видных активистов погибла, часть бежала за границу, кто-то перешёл на сторону большевиков, а кто-то был выслан за границу. Однако им так и не удалось достигнуть желаемой цели, влияние их постоянно падало, и уже в 1920 году они представляли только 35 тысяч своих членов. Теоретик «легального марксизма», один из лидеров конституционных демократов П.Б. Струве, в известном сборнике «Вехи» рассматривал события смуты начала XVII в. в истории России как борьбу и победу государственного начала над противогосударственным анархическим началом. С общеисторической точки зрения, есть основание в подобной трактовке, хотя хронологические рамки «бунгашного» времени шире. Созвучны были взглядам Струве и мысли юриста, философа и публициста С.Н. Булгакова, рассматривавшего революцию как понятие отрицательное и не имеющее своего самостоятельного содержания. Просветительская деятельность интеллигенции, пробуждая в народе «грозные, неорганизованные стихийные силы», «возвращает Россию к хаотическому состоянию, ее обессиливающему и такими трудностями и жертвами преодолевавшемуся ею в истории». По такой логике революция и анархия оказываются однозначными явлениями. Своеобразную трактовку феномена анархизма дал юрист, профессор Саратовского и Московского университетов С.Л. Франк. Он видел в анархизме и анархичности (1918 г.) своего рода взрывчатый материал в виде скапливающихся страстей и инстинктов для разрушения общественных институтов и «здравого государственного смысла». Позднее, в книге «Крушение кумиров» (1923 г.), С.Л. Франк, констатируя отказ сотворить себе кумира и из государства, и из анархии, замечал, что «идеал анархии – быть может, самый опасный из всех кумиров». Прослеживая крушение «кумира революции», он заметил, что прозвучавшая впервые после 1905 г. ироническая формула «левее здравого смысла» (кстати, вполне приемлемая для фиксации утопического компонента теории анархизма), была симптомом крушения революционного мировоззрения. Один из организаторов партии конституционных демократов П.Н. Милюков обращал внимание на анархизм славянофилов, А.И. Герцена, хотя и признавал, что практически он начинается в революционном движении с M.А. Бакунина. Милюков отмечал такие, по его мнению, важные черты явления, как связь с популярностью индивидуалистических течений, «занесенность» новейшего анархизма из заграницы, из Лондона (очевидно, имелся ввиду прежде всего П.А. Кропоткин, проживавший в Англии), наличие в среде русской интеллигенции анархического течения. В то же время он признавал несправедливым обвинения «Вех» в «безгосударственности» и «анархизме» всего революционного движения. Философ-идеалист профессор Петроградского университета С.А. Аскольдов рассматривал «революционизм, анархизм и деспотизм» как «три порыва в жизни общественных организмов, которые при всем своем внешнем несходстве внутренне между собою связаны и непосредственно порождают друг друга». Революция, по его мнению, есть созидательный порыв, но исходящий «не от центра, а от периферической множественности и будящей ее хаотические силы». Анархию он признавал порывом «множественности, который не хочет знать никакого целого, никакого закона, созидающего органическую жизнь, и выражает лишь эгоистическую самость элемента в отдельности». Только к этому «порыву» свести рассматриваемое явление было бы не точным, но онтологический момент хаоса действительно присутствует и в политической жизни, и в политическом сознании. Как духовное явление, связанное с народной психологией, рассматривал анархизм известный философ Н.А. Бердяев. Особую роль России в разработке теории анархизма он объяснял особенностями русского характера. Анархизм Бакунина признавался «крайней формой народничества» и «славянско-русским мессионизмом», а появление первых элементов анархизма связывалось с религиозным расколом. Отмечая, что в русском революционном движении анархисты играли второстепенную роль, Бердяев считал, что феномен русского анархизма имеет определенный религиозный компонент, что анархизм – «русское отвержение соблазна царства этого мира». Он обращал внимание на определенную взаимообусловленность явлений этатизма и анархизма, на инстинктивную природу анархизма. «Русский этатизм, – писал он, – имел всегда обратной стороной русский анархизм. Коммунистическая революция воспользовалась в свое время анархическими инстинктами, но она пришла к крайнему этатизму, подавляющему всякое проявление русских анархических инстинктов». В самом анархизме сложились неоднозначные подходы к трактовке понятий «анархия», «анархизм». Тенденция к углублению самопознания анархизма наметилась в начале XX в. Это было связано с началом формирования внутри анархического типа политического сознания новых форм крупных идейных комплексов и со стремлением теоретиков анархизма сверить ориентиры, ценности анархического сознания с данными науки этого времени, с быстро меняющейся социальной реальностью. П.А. Кропоткин, пожалуй, первым в анархической литературе попытался связать природу анархизма со сложными процессами, происходящими в природе и обществе, с бесконечностью микровзаимодействий, предопределяющих стихийность Вселенной и общества. Он рассматривал анархизм как синтетическую философию природы и общества, исходящую из их непрерывной изменчивости, стихийности, как результат неуловимой игры бесконечного множества микросил в микромире, определяющих все последующие уровни организации макромира. «Анархия, – писал он, – есть миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений (более точным, считал он, было бы слово «кинетическом»). Ее тенденция – основать синтетическую философию, которая охватывала бы все явления природы, включая сюда и жизнь человеческих обществ и их экономические, политические и нравственные вопросы...». Важными параметрами смыслового значения понятия «анархия» в анархическом сознании является его соотношение с учением социализма (анархия как учение) и с историческим местом анархии относительно социализма (анархия как мыслимый в теории анархизма общественный строй). В обоих случаях анархия рассматривалась как альтернатива социализму или следующая за ним ступень общественной эволюции. «Идея анархии, – писал Я. Новомирский, – вот то учение, которое идет на смену социализму подобно тому, как социализм когда-то сменил либерализм». По мысли А.Л. Гордина, анархизм как высшая ступень социального развития, новый шаг вперед по пути исторической интеграции человечества, исторически лежит после социализма (государственного коммунизма) и означает «создание новой политико-экономической организации, охватывающей весь мир». В другом месте Гордин называл анархию «социализмом в либеральном виде». Н. Проферансов высказал гипотезу, что анархизм «скоро, быть может, в одно из ближайших десятилетий станет новой исторической формацией». Социальная основа виделась его теоретиками прежде всего в рабочей среде (анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и др.), а также в крестьянстве, ремесленниках, кооператорах (П. А. Кропоткин, А.М. Атабекян и др.), или даже в союзе всех угнетенных и эксплуатируемых в социальном, возрастном, половом и других отношениях (как считали, например, А. Л. и В. Л. Гордины, выдвигая теорию пананархизма). Нередко в анархической литературе предпринимались попытки обозначить анархизм с точки зрения адекватного этому учению мировоззрения, внутреннего состояния личности, которые мыслились как определенная установка на бесконечное творчество, сомнение, совершенствование, стремление к гармонии. Новомирский, например, отождествлял анархизм с «абсолютно свободным творчеством личности». «Анархия, – восторженно писал Л. Черный, – это воплощение человека, радость жизни, свободы мысли, торжество личности» и т.д. И.В. Богословский называл анархизм «живой религией». С психологической точки зрения не раз характеризовал анархизм и А.А. Боровой. «В основу анархического мировоззрения, – писал он, – может быть положен лишь один принцип – безграничного развития человека и безграничного расширения его идеала. ...Сущность анархизма – в вечном беспокойстве, вечном отрицании, вечном искании». А.А. Боровой, пожалуй, лучше других анархистов выразил такую характерную черту самосознания анархизма, как понимание им себя своеобразным итогом, пределом развития человеческой мысли. Анархизм мыслился как «наследник всех прошлых освободительных стремлений человека и несущим ответственность за их сохранность». В то же время в теории анархизма уже в период кризиса его классической формы в начале XX в. все яснее понималось многообразие форм, вариаций идей анархизма, наличие в нем даже борющихся между собой течений политической мысли. В анархической литературе обращалось внимание на провоцирующую анархическое сознание роль определенных форм власти предлагалось рассматривать анархизм как идеологию, имеющую своим источником «эмпирическую реакцию на абсолютизм власти», или как «самосознание восставшего эмпиризма, присущее любой политической системе, всякой институализации общественных отношений». Это наблюдение также фиксирует одну из характерных черт феномена анархизма и его генезиса. Однако, отмечая некоторые черты собственной природы, анархической психологии и т.д., анархизм обнаруживает определенную самоидеализацию, недостаточную самокритичность и тенденциозное восприятие «государственнического» политического сознания. Социалистическое движение, представители которого избрали государство главной мишенью своих теоретических и практических атак. Неприятие государственности было в России естественной реакцией на абсолютизм самодержавия с его претензиями на беспредельное господство над oбществом и отдельными его членами. Соединяясь с идеей греховности мирского, оно принимало форму благочестивого негодования по поводу деспотизма земной власти, особенно заметного в старообрядчестве, некоторых сектах, раннем славянофильстве (всего ярче у А.С. Хомякова) русский анархизм секуляризовал этот традиционный антиэтатизм, предложив его социально-экономическое обоснование.

Заключение.
Анархисты - это только часть, и далеко не самая большая, от русской разночинной молодежи, которая во второй половине XIX в. ринулась одновременно изучать окружающий мир и перестраивать общество. Феномен русского анархизма имеет определенный религиозный компонент, анархизм – «русское отвержение соблазна царства этого мира». Бердяев обращал внимание на определенную взаимообусловленность явлений этатизма и анархизма, на инстинктивную природу анархизма. Сторонники анархизма считают, что в последнее время эта философия, несмотря на представление анархии как стремления к
и т.д.................

Предпосылки к появлению анархизма, возможно, появились одновременно с появлением государства. Отрицание власти и эксплуатации можно обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Ф. Косого. Но как политическая система анархизм оформился только в середине XIX века.

Современный анархизм основывается на принципах широкого федерализма, но также отрицает любой государственный строй, который не принимает какие-либо проявления независимости, инициативы, любую свободу мысли.

За последние десятилетия в общественное сознание был внедрен и стал едва ли не общепринятым образ анархиста, неразрывно связанный с террором. Действительно, целый ряд организаций анархического толка на Западе, отчаявшись совершить революционные преобразования общества, перешли к тактике индивидуальных убийств, стимуляции массовых беспорядков, надеясь таким образом расшатать устои государственных систем. Подобные люди бывали в прошлом и есть, пожалуй, сейчас.

В книгах и кинофильмах анархисты представлены обычно бесшабашными молодыми людьми, вооруженными и чрезвычайно опасными, посягающими на имущество, а то и саму жизнь добропорядочных граждан, - в чем-то такие "борцы за свободу" вполне соответствуют членам организованных преступных группировок. Они вызывают не уважение, а отвращение и страх .

Некоторые анархические группы на рубеже XIX-XX веков перешли к террористической деятельности, которая, пожалуй, получила наибольшую известность из всего того, чем занимались анархисты. На самом деле лишь незначительная часть анархистов встала на путь террора. Жертвами анархистов стали итальянский король, австрийская императрица и многие другие государственные деятели. В некоторых случаях подобные акции трактовались как возмездие за то, что радикалы считали злодеяниями, и проводились по собственной инициативе; однако чаще политические убийства были слабо мотивированными актами отчаяния одиночек, смутно представлявших себе смысл идей анархизма.

Главной идеей анархизма является не только отсутствие государства как такового, но и наличие политического самосознания у каждого человека.

Свободное общество может быть создано только через активное участие народа как целого, а не через иерархические организации, по идее действующие от его имени. Смысл здесь не в том, чтобы выбрать более честных или "отзывчивых" лидеров, а в том, чтобы избежать предоставления какой-либо независимости любым лидерам. Отдельные лица или группы могут начать радикальные действия, но в них должна принять участие значительная и быстро растущая часть населения, если движение должно привести к новому обществу, а не просто к очередному путчу, устанавливающему новых правителей .

Поскольку современный анархизм основывается на некоторых принципах делегатской демократии, то К. Нэбб считает, что в анархическом обществе необходимо избирать делегатов для очень специфических целей с очень специфическими ограничениями; им можно выдавать строгие мандаты (распоряжения голосовать определённым образом по определённым вопросам) или открытые мандаты (когда делегаты свободны голосовать, как им кажется лучше), причём люди, избирающие их, должны сохранять за собой право утверждать или отзывать любое решение, принятое ими. Делегатов избирают на очень короткие сроки и их можно отозвать в любое время. Для решения технических вопросов, требующих специальные знания, должны избираться эксперты, пока необходимые знания не получат широкого распространения.

Доступ к товарам должен быть свободным, но регулируемым. При этом каждый должен работать. Данная идея позаимствована у коммунистов. Надежда Маркса и других революционеров его времени основывалась на том факте, что технологический потенциал, развитый Индустриальной революцией в конечном итоге обеспечил бы адекватную материальную основу для бесклассового общества. Если современный технологический потенциал был бы должным образом видоизменён и направлен в нужное русло, труд, необходимый для удовлетворения человеческих потребностей, уменьшился бы до такого тривиального уровня, что его легко можно было бы выполнять на добровольном или кооперативном уровне, без каких-либо экономических мотивов или государственного принуждения. Также была бы необходима отмена частной собственности на средства производства и орудия труда, которые передавались бы в общественное пользование. Кропоткин считал, что необходимо передать большинству общественное богатство. Сохраняя полную автономию производителей, разделить продукцию между всеми. Люди смогут принимать участие в более широком спектре деятельности, чем сейчас, но им не нужно будет постоянно меняться обязанностями по очереди, если они этого не захотят. Если кто-то чувствует особое влечение к какому-либо занятию, другие будут только рады поручить его ему, по крайней мере если это не препятствует кому-то ещё заниматься им . анархизм общество децентрализация автономия

Также анархисты развили идею децентрализации и локальной автономии. Суть локальной автономии состоит в следующем: небольшие общины сотрудничают между собой на добровольной основе. Каждая община выбирает свой путь развития, в случае неудачи пострадает лишь отдельная группа, в свою очередь более удачная и хорошо развитая община сможет оказать помощь. Децентрализованная система служит для тех же целей.

Для исключения неравенства по материальному признаку деньги должны быть упразднены. Кен Нэбб, предлагает чтобы в послереволюционном обществе было осуществлено трёхзвенное экономическое устройство по следующей модели:

  • 1. Определённые основные товары и услуги будут доступны бесплатно для каждого без каких-либо расчетов.
  • 2. Прочие также будут бесплатными, но только в ограниченных, разумных количествах.
  • 3. Третьи, классифицируемые как "роскошь", будут доступны в обмен на "кредиты".

Но самая главная идея анархизма заключается в словах П. А. Кропоткина, что анархия - это не отсутствие законов, а отсутствие надобности в законах. Поистине свободное общество - это общество, основанное на самодисциплине, самосознании и взаимопомощи. В своем труде «Взаимопомощь как фактор эволюции» Петр Алексеевич доказывает, что человечеству, как и многим видам животных, присуща в трудных ситуациях забота о ближнем, без какого-либо принужения со стороны государства, а иногда и вопреки ему. Люди, построившие анархическое государство, будут достаточно самостоятельными для принятия необходимых решений .

Анархическая концепция государства - это утопическое государство, которое вобрало в себя лучшие черты коммунистической и демократической концепции, основанной на бесклассовом обществе, в основе которого лежит взаимопомощь, политическая самосознательность и самодисциплина. В таком обществе будет осуществлен принцип прямой демократии.

Список использованной литературы

  • 1. Бакунин М. А. Государственность и анархия. М., Правда, 1989.
  • 2. Кен Нэбб. Радость революции. Едиториал УРСС, 2010.
  • 3. Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М., Самобразование, 2011.

«Мама - анархия, папа - стакан портвейна» - так в песне В. Цоя сообщают о себе некие молодые люди. С портвейном, допустим, все ясно, но при чем здесь анархия? Попытаемся понять.

Анархизм (дословно - безвластие) - это система философских взглядов, отрицающая всякое принудительное управление и власть одних членов общества над другими. Анархия призывает к ликвидации любых считая их органами эксплуатации и подавления. Анархист - это человек, желающий полной и абсолютной свободы.

Человечеству свойственно вольнолюбие, и потому идеи анархизма многими изначально воспринимаются с симпатией. Но позже пропадает.

Базовые принципы анархизма

Идеология анархизма базируется на замечательных принципах, таких как равенство и братство, полная свобода (в т. ч. ассоциаций) и человеческая взаимопомощь. А главное - отсутствие какой-либо власти. Настоящий анархист - это человек, искренне верящий в такое построение общества, где один вождь или их группа не смогут навязывать свои требования другим. Поэтому он отрицает не только авторитарность и тоталитаризм, но даже Анархист - это тот, кто ратует за полный отказ от принуждения личности к участию в любых действиях против ее воли (даже при наличии самых благородных целей!). Предполагается, что человек может участвовать в каких-либо общественных проектах, лишь осознавая свою собственную ответственность. А так как личность мало что может сделать в одиночку, предполагаются ассоциации людей, свободно объединившихся с общей целью и обладающих равными правами в ее реализации.

К вопросу об общественном управлении

Но как же можно, отрицая всякую власть, осуществлять общественное управление? Анархист - это тот, кто видит решение данной проблемы в коллективном правлении и развитии низовой инициативы. То есть при осуществлении каких-либо общественных проектов инициатива идет снизу вверх, а не сверху, как это принято сейчас (простейший пример - выборность руководства на предприятиях).

Подобный подход к общественному устройству многими рассматривается как идеалистичный. Он требует от членов общества, построенного по принципам анархизма, особой самоорганизации и высочайшего уровня культуры. Ведь человек, отрицающий власть извне, должен уметь не только свободно выстроить собственную жизнь, но и наладить мирное бесконфликтное сосуществование с другими людьми, жаждущими, как и он, полной неограниченной свободы. Нужно ли говорить о том, что в современном, не самом совершенном обществе, это почти нереально? И. А. Покровский, известный российский правовед начала 20 века, так и писал: «Если есть учение, которое поистине предполагает святых людей, так это именно анархизм; без этого он неизбежно вырождается в звериное».

Разрушать или созидать?

Известные анархисты сетуют на то, что в обществе их идеология часто воспринимается неверно; анархизму приписывают не свойственное ему желание вернуть мир к диким законам и погрузить его в хаос. Но давайте разбираться.

Анархизм как теория существует уже сотни лет и состоит из десятков направлений, зачастую противоречащих друг другу, а то и вовсе противоположных. Анархисты не могут определиться не только в своих отношениях с властями и другими партиями. Они не могут достичь единства даже в своем понимании цивилизации и технического прогресса. Поэтому в мире почти не существует примеров успешного построения, а затем и стабильного поддержания анархистами каких-либо значимых проектов. Зато примеров разрушений (впрочем, иногда полезных), осуществленных сторонниками анархии, более чем достаточно. Так что, если вернуться к песне Цоя, анархия и стакан портвейна - вполне реальное сочетание, анархизм и наган - тоже. А вот представить себе созидающего анархиста уже несколько сложнее.

Первые ростки идеологии появились на свет в XIV веке в период эпохи Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т.е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. В научный оборот термин «идеология» впервые ввел в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». Понятие идеология происходит от английского idea и греческого logos. По самому общему определению идеология - это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом. Следует признать, что ни одно современное общество не может существовать без идеологии, так как именно она: формирует у каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им определенные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их участие в политическом процессе осмысленным.

В рамках политической науки существуют различные подходы к пониманию природы, сущности, роли и места идеологии в жизни общества. Среди таких подходов в первую очередь выделяются:

Системный подход (Т.Парсонс ) рассматривает идеологию, как важный функциональный элемент политической системы общества, как систему ценностей, определяющую основные направления развития данного общества и поддерживающую существующий общественный порядок.

Марксистский подход (К.Маркс ) рассматривает природу и функции идеологии с двух противоположных сторон. С одной стороны, буржуазную идеологию, существующую в рамках капиталистической системы, он характеризует как форму ложного (иллюзорного), ошибочного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохранения своего господства и манипулирования сознанием пролетариата. С другой стороны, собственно марксистскую идеологию («идеологию нового типа») трактует как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата.

Культурологический подход (К.Манхейм) рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного (иллюзорного) сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими. При этом, если идеология - это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия - это ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира.

Критический подход (Р.Арон и Э.Шилз ) рассматривает идеологию как своего рода «политическую религию», т.е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации.

Синтезируя основные подходы, можно сказать, что политическая идеология - определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Основными целями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

В политической идеологии принято выделять три уровня функционирования: теоретико-концептуальный, программнодирективный и поведенческий

Как важнейший ключевой элемент политической системы идеология выполняет в ней целый ряд значимых функций .

К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:

- ориентационную - включая в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, идеология помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;

- мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;

- интеграционную - формулируя общенациональные и общегосударственные ценности и цели, идеология, предлагая их обществу, объединяет людей;

- амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций;

- когнитивную - будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, несет знания об обществе и его конфликтах, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией;

- функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников и т.д.

По социально-политической парадигме идеологии бывают трех видов: правые, левые и центристские. Правые идеологии (включают спектр: от ультраправых (фашизм, расизм) до либеральнодемократических) связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Левые идеологии (включают спектр: от социалистов до коммунистов) видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Центристские идеологии представляют собой умеренные взгляды, склонные к политическому компромиссу, объединению правых и левых, стремящиеся к достижению равновесия и стабильности.

Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время как система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

    Политические идеологии современного мира.

Политические идеологии современного мира

Анархизм

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Национализм

Введение. Политические идеологии современного мира

Важным элементом политического сознания является политическая идеология. Теорию идеологии создали немецкие мыслители К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. По их мнению, идеология является духовным образованием, проявившемся в результате появления классов и их различных интересов. Идеология выражает и защищает интересы различных классов и социальных групп. Таким образом, идеология - это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественную жизнь с позиции интересов определенных классов или социальных групп. Это одностороннее, социально-заинтересованное реальной действительности.

Основой идеологической системы общества является политическая идеология . То есть учение, обосновывающее претензии правящего класса на власть или ее удержания с помощью подчинения общественного сознания своим идеям. Главной целью политической идеологии господствующий класс считает внедрение в общественное сознание своих ценностей и идеалов и регуляцию на их основе поведения граждан.

В политической идеологии выделяют три уровня идеологического воздействия: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

Анархизм

Анархизм - совокупность общественно-политических течений, отрицающих необходимость всякой власти в человеческом обществе, в том числе и в государственной.

Анархизм как идейно-политическое течение сложился в середине XIX в ека. Его основоположниками и теоретиками являются: немецкий философ Макс Штирнер, французский философ Пьер Прудон, русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно.

В своей легальной деятельности анархисты предпочитают использовать формы экономической и социальной борьбы - забастовки, массовые выступления в защиту трудовых и социальных прав людей. Анархисты выступают также против усиления государственного контроля за жизнью людей, против установления единого мирового порядка, глобализации западного общества, деятельности МВФ и Европейского сообщества и т.д.

В то же время анархисты в знак протеста против государственной власти прибегают к террористическим действиям, т.е. к формам вооруженного насилия в политических целях. Акты террора применяются против официальных лиц, учреждений с целью дискредитации структур власти, запугивания населения. Часто акции сопровождаются выдвижением конкретных политических требований.

В обычном понимании термин "анархия" означает хаос, беспорядок , отсутствие всякого управления. Вместе с тем в их понимании лозунг "Анархия - мать порядка" предполагает формирование общественного порядка, основанного на свободном самоуправлении и взаимодействии различных общественных ассоциаций. По мнению анархистов, народ может быть счастлив и свободен, если, организуясь снизу вверх, помимо государств, партий, вождей, он сам создаст и организует свою жизнь.

В теории и практике анархизма существуют определенные противоречия и недостатки. В частности, исторически не оправдал себя индивидуальный террор против представителей государственной власти. История народовольческого и эсеровского террора в России показала его полную политическую несостоятельность.

Будущий общественный строй анархисты представляют довольно туманно, что ведет к идейной и политической неопределенности их действий. Отсутствие идейной стратегии и тактике приводит к глубоким противоречиям внутри анархистских движений, раскалывает их.

Либерализм

Либерализм является одним из самых распространенных идеологических течений . Он сформировался на рубеже XVII-XVIII веков как идеология буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В основу либерализма положен принцип свободы личности, ее ответственности перед самим собой, так и перед обществом, признание прав на индивидуальную свободу, самореализацию всех людей. Либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологии принципы индивидуализма и гуманизма. В общественной жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от ограничений, регулирования со стороны государства.

Рассматривая отношения государства и гражданского общества, идеологи либерализма выдвигают идею приоритета общества над государством. Идеология либерализма основана на отождествлении свободы и частной собственности.

В ХIХ-ХХ веках действовали две основные экономические модели, в равной степени, претендующие на наследие духа Просвещения - либеральный капитализм и социализм.

В 30-е годы ХХ века формируется идеология неолиберализма. Появление этой идеологии связано с экономическим курсом президента США Ф.Д. Рузвельта. Для выхода из кризиса неолибералы сформировали мобилизационную экономику, регулирование которой происходило через определенные государственные структуры. Одновременно стала проводиться активная социальная политика. Власть монополий была ограничена. Через налоговую систему материальные богатства общества в большей степени стали перераспределяться в пользу народа.

В 50 - 60-е годы на Западе в обстановке значительного экономического подъема возникла неолиберальная концепция "государства всеобщего благосостояния". В странах Запада действует так называемая "социальная рыночная экономика", предполагающая перераспределение национального дохода через госбюджет и социальные программы для повышения жизненного уровня народа.

В современных условиях классический принцип либерализма в рыночной экономике - неограниченное потребительство не может действовать без ограничений. Современные промышленные технологии рассчитаны на постоянное вытеснение труда машинным производством. Растущая безработица, а значит, резкое снижение благосостояния трудящихся могут привести к огромным социальным потрясениям. Французский политолог Р. - Ж. Шварценберг считает, что для сохранения покоя и мира в обществе нужно ограничить действие свободной конкуренции, товарно-денежного фетишизма, безудержного потребительства.