Теории и концепции личности. Базовые концепции и теория развития личности

Формирование концепций развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

Две основные концепции и их сторонники

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

  • биогенетическая (биологическая);
  • социогенетическая (социальная).

Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Биогенетическая концепция

Основными идеями биологической концепции являются:

  • психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
  • детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
  • наличие биологической связи между ребенком и обществом;
  • воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
  • недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности. Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии. Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»). Схематичное изображение теории З.Фрейда представлено на рисунке 1.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая. Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

  • создание основы идеи развития личности;
  • описание важности роли активности для саморазвития;
  • определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
  • положено начало развитию теории научения личности;
  • начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.

Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

  • развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
  • основой становления личности является воспитание и обучение;
  • развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

  • ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
  • социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
  • ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% - это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.

Проведение теоретических исследований в области психологии личности имеет давнюю историю.

Выделяют три периода развития психологии личности:

  • - философско-литературный;
  • - клинический;
  • - экспериментальный.

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и в более позднее время. Для психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий и научных категорий, наполненных конкретным содержанием, данное определение является слишком широким.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что многие обнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у них эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами давались в терминах таких черт, с помощью которых можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Тем не менее и данный подход с точки зрения психологии представляется несовершенным. Дело в том, что такие определения для целостного описания нормальной личности являлись слишком узкими. В подобного типа определения не входили качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, нравственные качества и ряд других личностных свойств.

В первые десятилетия XX в. личность стали изучать психологи. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов.

Наиболее общие подходы к изучению личности в общей психологии.

Проблеме личности посвящено огромное количество исследований как в отечественной, так и зарубежной науке. Все они условно могут быть разделены на три большие группы.

Первая группа работ посвящена изучению методологических и самых общих теоретических проблем личности (номотетический подход) Это разработка методологических принципов и проблем: принципа единства сознания и деятельности, личностного принципа, проблем детерминации личности, соотношения биологического и социального, индивидуального и общественного в личности, проблема субъекта, реализация системного подхода и т. д. К общетеоретическим проблемам психологии личности можно отнести проблему структуры личности, типологии, динамики, развития личности и т. д.

Вторую группу исследований составляют эмпирическое изучение конкретных структурных составляющих личности и личностных феноменов (идеографический подход). Это, например, изучение мотивационно-потребностной сферы личности, агрессивности, тревожности, характера и др. В идеографическом подходе подчеркивается уникальность, неповторимая целостность личности, а основными методами выступают рефлексия и описание «частных случаев», данные которых теоретически обобщаются и интерпретируются.

Третью группу работ по изучению личности образуют целостные авторские теории личности. Это, например, теории Фрейда, Юнга, Рубинштейна, Платонова.

Все три группы исследований личности взаимосвязаны. Так, разработка проблем позволяет методологически верно построить эмпирическое исследование. В авторских концепциях, безусловно, находят решение некоторые методологические проблемы, а основанием теории часто служит эмпирическое изучение отдельных аспектов личности. В то же время многие конкретные решения проблем сопоставляются с известными авторскими теориями.

Отечественная психология достигла больших успехов в решении методологических проблем, а эмпирическое исследование личностных особенностей стало развиваться только в последнее десятилетие. Зарубежная психологическая наука, напротив, имеет огромный опыт их изучения.

Давайте более подробно остановимся на некоторых наиболее известных концепциях и теориях личности, а также их классификации.

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Часть из них отражена в данной таблице:

Таблица 1 - Классификация теорий личности.

Основание для классификации

Теории и концепции личности

Основной конституирующий признак

Личность как психофизиологическое существо (концепция З. Фрейда).

Личность как интеллектуальное существо (концепция Ж. Пиаже).

Личность как нравственное существо (концепция Л. Колберга).

Личность - человек как носитель сознания (концепция К. К. Платонова).

Личность как духовное существо (концепция В. А. Богданова).

Комплексный подход к рассмотрению человека (концепции Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина).

Способ объяснения поведения

Психодинамические (описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик).

Социодинамические (главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации, поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности).

Интеракционистские (основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека).

Способ получения данных о личности

Экспериментальные (построены на анализе и обобщении собранных опытным путем данных).

Неэкспериментальные, умозрительные (теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту).

Статический или динамический подход

Структурные. (К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться).

Динамические. (Динамическими называют теории, основная тема которых -- преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика).

Источник развития

Гомеостатические.

Гетеростатические.

Характер взаимодействия.

Конфликтные.

Бесконфликтные.

Акцент на внутреннее или внешнее

Теории личности рассматривающие внутренние свойства, черты и качества личности.

Теории личности рассматривающие поведение и поступки личности.

Теории личности фрейдизма и неофрейдизма.

Гуманистические теории личности.

Теории личности экзистенциальной психологии.

Теории личности гештальтпсихологии.

Теории личности в деятельностной парадигме.

Теории личности французской социологической школы и др.

Психоаналитическое направление в психологии личности возникло на рубеже XIX -- XX вв. Его основателем был 3. Фрейд. Более 40 лет он исследовал бессознательное и создал первую всеобъемлющую теорию личности. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные психологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.

Психическая жизнь, по Фрейду, протекает на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях. Область бессознательного, как подводная часть айсберга, гораздо обширнее и мощнее других и содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека.

В психоаналитической теории выделяются две основные группы человеческих инстинктов: эротические инстинкты, или инстинкты жизни, и инстинкты смерти, или разрушительные инстинкты. Энергия инстинктов жизни называется «либидо». Инстинкты жизни включают в себя голод, жажду, секс и направлены на сохранение особи и выживание вида. Инстинкты смерти -- деструктивные силы, могут быть направлены как вовнутрь индивида (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). Инстинкты содержат всю энергию, посредством которой действуют три структуры личности, описанные Фрейдом. Это Ид, которая постоянно борется за инстинктивное удовлетворение и руководствуется принципом удовольствия (в ней располагаются врожденные бессознательные влечения). Эго, которое стремится выполнять инстинктивные требования Ид на основе принципа реальности (располагается как в сознательном слое, так и в бессознательном). Супер-Эго, которое представляет влияние родителей и общественной морали. Эта структура формируется в процессе жизни ребенка при идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Это комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Эго личности определяют внешний мир, Ид и Супер-Эго, часто предъявляющие несовместимые требования. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает состояние, которое Фрейд назвал тревогой. Эго воздвигает своеобразные преграды против тревоги -- защитные механизмы.

Фрейд одним из первых психологов-теоретиков проанализировал развитие личности и указал на решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он считал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а в последующем происходит развитие этой базовой структуры. Под развитием личности в психоаналитической концепции понимается овладение новыми способами редукции напряжения. Источниками напряжения могут быть процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Существуют два основных метода, посредством которых индивид обучается разрешать напряжение -- идентификация и смещение. Ребенок в своем развитии проходит ряд психосексуальных стадий. Конечная организация личности связана с тем, что привнесено всеми стадиями.

Другим значительным направлением в психологии личности является бихевиоризм. Интроспективной психологии, господствовавшей в начале XX в., американским ученым Дж. Уотсоном была противопоставлена новая, объективная психология. Предметом изучения бихевиоризма стало поведение человека, а психология рассматривалась как экспериментальное направление естествознания, цель которого -- предсказание и контроль поведения.

Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен некоторыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ранних этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие:

  • 1) висцеральная, или эмоциональная;
  • 2) мануальная;
  • 3) ларингальная, или вербальная.

Личность Уотсон определил как производное систем привычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени.

Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов -- это не проблемы сознания, а нарушения поведения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания.

Все последующие за работой Уотсона исследования были направлены на изучение отношений «стимул -- реакция». Другой известный американский ученый Б. Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окружения на организм после проявления реакции. Он создал теорию оперантного научения.

Скиннер считал, что существуют два основных типа поведения, характерных для личности: респондентное поведение, в основе которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, как определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. Скиннер детально исследовал проблему подкрепления: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии.

Третье направление в психологии личности -- гуманистическое -- сформировалось как противостоящее психоанализу и бихевиоризму. Оно не оформилось в единую теоретическую школу, а состоит из ряда школ, подходов, теорий: персонологического, гуманистического, экзистенциального, феноменологического и других направлений. Характерной чертой, объединяющей все перечисленные направления гуманистической психологии, является рассмотрение человека как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию. Основными представителями этого направления принято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. В 1962 г. в США было основано общество гуманистических психологов. В него вошли Ш. Бюлер, К. Гольдштейн, Р. Хартман, Дж. Бугентал. Главными признаками гуманистического подхода Бугентал провозгласил следующие: 1) целостный (холистический) подход к человеку; 2) психотерапевтический аспект заботы о человеке; 3) первичность субъективного аспекта; 4) доминирующее значение понятий и ценностей личности; 5) подчеркивание положительного в личности; 5) подчеркивание положительного в ичности, исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств; 6) осторожное отношение к детерминирующим факторам личности, содержащим прошлое; 7) гибкость исследовательских методов и приемов, направленных на изучение личности нормальных или выдающихся людей, а не на частные процессы у больных людей или животных.

Деятельностный подход есть теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Деятельность, реализующая общественные отношения человека в мире, представляет собой субстанцию личности. «Личность есть способ существования человека».

Деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий человека с окружающим миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной деятельности.

Анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе, приводит к раскрытию такого многоуровневого системного образования, как личность.

Теории формирования личности

Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посред­ством общения индивид получает информацию, кото­рую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.

Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные теории развития личности.

1. Теория «зеркального "Я"» Чарльза Кули. Человек оце­нивает себя в соответствии со следующими критери­ями: а) взгляд на него других людей, их оценка; б) ответная реакция на их мнение и взгляды.

Эти факторы и влияют на формирование личности.

2. Теория формирования личности Джорджа Гербер­та Мида . Личность формируется в процессе взаимо­действия с людьми. Этот процесс включает в себя сле­дующие этапы:

а) подражание чужой деятельности; б) игровая стадия; в) коллективные игры детей. На последней стадии усили­вается взаимодействие между индивидами.

3. Теория Зигмунда Фрейда. Желания индивида огра­ничиваются принятыми в обществе нормами, отсюда возникает конфликт человека и общества. Структура личности такова: «Оно» (стремление человека к полу­чению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем

мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценно­стей).

4. Психоаналитическая теория Эрика Эриксона . Лич­ность формируется в соответствии со стадиями раз­вития. Эти стадии связаны с преодолением индиви­дом кризисов различного характера.

5. Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере спо­собности человека осваивать новые навыки. Эти эта­пы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с тру­дом, но в строго определенной последовательности.

6. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. Теория основана на динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребёнка в разные периоды его жизни. Формирование определённых взглядов на жизнь, названа внутренней позицией, которая является главной характеристикой личности. Предпосылкой к её развитию, совокупностью ведущих мотивов деятельности. А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Основной внутренней характеристикой личности у Леонтьева является мотивационная сфера личности (чем шире и разнообразнее виды деятельности в которые личность включена, чем богаче сама личность)

Лекция 11. Структура личности, ее характеристики

1 . Структура личности Основу личности составляет ее структура.

Структура личности - это относительно устойчивое взаимодействие всех ее сторон как целостного образования.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется пятью элементами:

Гносеологический или познавательный (определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность);

Аксиологический или ценностный (определяется приобретенной личностью в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями);

творческий (способность к созидательным или разрушительным действиям);

коммуникативный (определяется мерой и формой ее общительности, характером и прочностью контактов);

Художественный (развертывается в творчестве, в профессиональной самодеятельной сферах, и в потреблении произведений искусств).

Психологические характеристики отдельных структурных элементов:

Направленность личности. К ней относится система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенным социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он перед собой ставит.

Направленность личности проявляется в различных сферах ее жизнедеятельности:

В бытовой - в материальных устремлениях, культурных и эстетических потребностях;

В профессиональной - в стремлении достичь профессиональных высот и привязанности к избранной профессии;

В психологической - в идейных убеждениях, патриотичности, политической зрелости и т. п.

Способности. Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности, в том числе от процесса социализации.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, школе, общении с другими людьми и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Самосознание личности. Самосознание личности дает ей возможность выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и самой себе. Самосознание включает:

1. самопознание;

2. самоотношение;

3. саморегуляцию.

В результате самопознания формируется система знаний о себе, своих возможностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе выражается в самоотношении. Эмоциональное отношение человека к себе и знания о себе определяют «образ Я», на основании которого формируется самооценка.

Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Она осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям кон­кретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

2. Социально-психологические характеристики личности К основным социально-психологическим характеристикам личности относят:

1. Ценностно-нормативную систему - стержень структуры личности. На основе системы ценностей у личности формируется система ее установок - психическая готовность действовать определенным образом в соответствующей типовой ситуации. Особенно устойчивы социальные установки, они образуют фонд устойчивых способов взаимодействия с социальными объектами.

2. Направленность личности - совокупность важнейших целевых программ, обуславливающих смысловое единство, активное целенаправленное поведение личности. Базовые потребности направленности: в персонализации, в самореализации.

3. Я - концепция личности - совокупность представлений о себе, сопряженная с их оценкой.

4. Социальный статус личности - положение человека в обществе; и социальная роль - как человек проявляет свой статус в поведении.

Организм и личность составляют единство: соответствующие компоненты - мотивация, темперамент, способности и характер объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.

Лекция 12. Понятие «темперамент»

1. Общие сведения о темпераменте

Каждая личность неповторима. Одинаковых людей нет. От природы человек обладает определенными присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различных видах деятельности и в общении. Они остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.

Темперамент в переводе с латинского - соразмерность, соотношение частей. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (5-4 в.в. до н.э.). Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырёх жидкостей преобладает в организме.

Если преобладает кровь, по латыни «сангвис», то темперамент будет сангвинический. Если преобладает желчь, по латыни «холе», то человек будет холериком. Если преобладает слизь, по латыни «флегма», то темперамент флегматичный. Если преобладает чёрная желчь, по латыни «меланасхоле», то получается меланхолик. Таким образом, были выделены четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые стали классическими, и с которыми связывались представления о темпераменте на протяжении многих столетий.

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Позднее появились представления о том, что с этими физиологическими качествами связаны и психологические свойства индивидов. На основе этого начали составлять психологические «портреты» представителей каждого типа темперамента. Первым создателем таких «портретов» был античный врач Гален (2 в. до н.э.). Наиболее развернутые психологические характеристики всех четырёх типов темперамента создал немецкий философ Иммануил Кант (1724­1804). У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в определённых пределах под воздействием психических состояний и жизненных обстоятельств (социализация личности).

2. Физиологические основы темперамента

В новейшее время была предпринята попытка подвести под темперамент строгую научную базу на основе изучения высшей нервной деятельности.


Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Тип нервной системы зависит от её свойств. Эти свойства являются врожденными и весьма плохо поддаются изменению. Хотя некоторые корректировки возможны, но о них мы поговорим позже.

Итак, к основным свойствам нервной системы относятся:

1. Сила нервной системы (от неё зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость).

2. Уравновешенность нервных процессов (степень соответствия силы процесса Возбуждения силе процесса Торможения).

3. Подвижность нервных процессов (скорость смены процессов Торможения и Возбуждения).

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа ВНД:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный: Живой - сангвинический тип темперамента.

2. Сильный, неуравновешенный, подвижный: Безудержный - холерический тип темперамента.

3. Сильный, уравновешенный, инертный: Спокойный - флегматический тип темперамента.

4. Слабый, неуравновешенный, малоподвижный: Слабый - меланхолический тип темперамента.

Нельзя делить типы ВНД и соответствующие им типы темперамента на хорошие и плохие. Каждый из них обладает как положительными, так и отрицательными чертами. Психологические исследования и педагогическая практика, да и в целом жизнь показывают, что темперамент несколько изменяется (корректируется) под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент весьма успешно может корректироваться под влиянием самовоспитания.

Некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Например, так поступал А.М.Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А.М.Горький старался быть беспристрастным и спокойным.

Надо иметь в виду, что чистых типов темперамента не существует. Между четырьмя основными располагаются до 16 промежуточных форм. У каждого конкретного человека существует один ведущий тип темперамента, иногда два.

3. Характерологические особенности темперамента

Психологические различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении" людей. Рассмотрим характерологические особенности четырёх типов темперамента.

Сангвиник. Человек сангвинического типа темперамента способен быстро схватывать новое, общителен, контактен. Легко переживает неприятности, неудачи. В работу включается быстро. Однако, если дело требует терпения, могут отступить, так же как и быстро увлечься. Иногда такой человек не доводит начатое дело до конца. Умеет сохранять самообладание, склонен к остроумию. Речь живая, быстрая, мимика разнообразная. Настроение, как поспешность в решениях, склонен переоценивать свои возможности. Может появиться легкомысленное отношение к своим обязанностям. Любит новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегает однообразия, шаблонных методов в работе. У сангвиника хорошая работоспособность. Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности. Сангвиниками были: Герцен, Лермонтов, Наполеон.

Флегматик. Человек флегматического типа темперамента последователен, обстоятелен в делах, сдержан. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Всегда способен начатое дело доводить до конца. Рассудителен, стремится к системе в работе. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. Внешне чувства проявляются слабо. Скуп на слова. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность. Редко проявляет инициативу. У такого человека восприимчивость к одобрению и порицанию слабая. К новой обстановке приспосабливается с трудом. Некоторые флегматики отличаются безразличием к чужому горю, сухостью и равнодушием. Флегматиками были: Кутузов, Крылов.

Холерик. Человек этого типа темперамента решителен, инициативен в деятельности. Может брать на себя ответственность в той или иной ситуации. Настойчив в достижении цели, способен быстро действовать. Холерику присуща резкая смена настроений. В отношениях с людьми ^ямолинеен,. резок, вспыльчив, невыдержан; иногда агрессивен. Движения быстрые и резкие. Склонен к необдуманным поступкам. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать серьёзность препятствий на пути к цели. Стремится в «первые ряды». Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своём. Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном состоянии, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный темп работы для холерика мало подходит. Больше всего им подходит работа, требующая немедленного исполнения. Холериками были: Ленин, Суворов, Пётр-I, Пушкин.

Меланхолик. Люди этого типа предъявляют высокие требования к себе, они тактичны, мягки, отзывчивы, отличаются высокой степенью соучастия чужому горю. Чуткие, повышенно впечатлительные, отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, ранимостью. Слабый раздражитель субъективно может переживаться им как сильный, то есть по незначительному поводу он склонен к сильному внутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Движения робкие и настороженные. Большое значение придает мелочам. Склонен к внутренним переживаниям.

Восприимчив к одобрению и порицанию. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Для них свойственна чрезмерная обидчивость, мнительность. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать серьёзность препятствий. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. Меланхоликами были: Чайковский, Левитан, Гоголь.

Итак, каждый тип темперамента по-своему хорош, в определённых условиях проявляет свои лучшие качества. В общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Лекция 13. Понятие «характер»

1. Общие сведения о характере

В переводе с греческого характер - это чеканка, примета. Действительно, характер это особенные приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, ЧТО он делает, но и тем КАК он это делает. Действуя на основе общих интересов, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своём поведении и поступках не одинаковое, порой диаметрально противоположные индивидуальные особенности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жёстким, нетерпимым человеком, весёлым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым.

Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, и с точки зрения человека, всегда оправданы. В группах высокого уровня развития (в коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Формирование этих черт идёт наиболее интенсивно, если такая группа для человека является референтной.

В социальной группе человек всегда выступает во взаимодействие с людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.

Зная характер человека можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а, следовательно, и направлять его поведение.

2. Структура характера

В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера. Структура характера - это закономерная зависимость между его чертами. Черты характера делятся на следующие группы:

1) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учёбе, знакомым и малознакомым и др.): гуманность, отзывчивость, честность, доброта, скрытность, чуткость, конфликтность, мелочность, неуживчивость, вежливость, покладистость, уважение, тактичность.

2) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе:

самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность, скромность, самокритичность или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм, гордость, застенчивость, робость.

3) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к делу (труду):

трудолюбие, добросовестность, исполнительность, инициативность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, безответственность, пассивность, небрежность.

4) черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам:

аккуратность, бережливость, расточительность.

5) волевые черты характера - хребет характера. Чем больше волевых черт в характере, тем он более сильный.

В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Цельность характера не может полностью исключить его противоречивости. Иногда доброта вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора с ответственностью. Черты характера не могут быть приравнены к убеждениям, взглядам на жизнь. Один добродушный человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой добродушный человек не побрезгует никакими нечистоплотными средствами для достижения целей. Структура личности по Петровскому А.В.:

1. личность - как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.

2. личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.

3. личность оказывает воздействие на других людей.

3. Акцентуации характера

Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии (патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся некоторой коррекции). Однако, сведение акцентуации к патологии неправомерно.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по наименованиям у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко). Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Это дает возможность дать перечень акцентуаций.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера:

Интровертный тип характера;

Экстравертный тип;

Неуправляемый тип;

Неврастенический тип акцентуации характера;

Сензитивный тип;

Демонстрационный тип акцентуации характера.

При правильно поставленной воспитательной работе возможно блокирование проявлений акцентуации характера. Наибольшей результативностью коррекционного воздействия при акцентуациях имеет процесс самовоспитания, основанный на глубокой самостоятельной проработке имеющихся проблем в поведении и контактах с окружающими.

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами.

1. Чарльз Кули выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций, и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всего иллюстрирует теория "зеркального Я" - процесса, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас. Базовой посылкой любого типа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей.Кули предполагал, что "зеркальное Я" представляет собой постоянный ментальный процесс, для которого характерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей.Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность.В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди.

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. Можно провести грань между собственными воображаемыми образами, так называемыми само-имиджами, и представлением о себе. "Само-имидж" - это наш внутренний собственный образ, обычно относительно кратковременный; он изменяется по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Представление о себе - это более стабильный взгляд на самого себя, вневременное ощущение самого себя - "истинное Я", или "Я такой, какой есть на самом деле". "Само-имиджи" слой за слоем обычно накапливаются с течением времени и оказывают влияние на относительно устойчивое представление о самом себе. В целом можно сказать, что последовательность "само-имиджей" скорее корректирует, чем вытесняет наше представление о самом себе, или самоидентичность.

Поскольку людям свойственно самосознание, они часто испытывают чувство застенчивости. Застенчивость - это общая тенденция испытывать напряжение, скованность и неловкость в общественных ситуациях. Застенчивые люди постоянно находятся под самоконтролем, кажутся слишком поглощенными проблемой собственной адекватности и адекватности своего поведения. Вследствие этого естественность их поведения страдает - они не могут "расслабиться" и не дают сами себе окунуться в водоворот социальных взаимодействий.

Подавленность - это внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления. Подобно застенчивости, подавленность возникает, когда процесс индивидуации идет наперекос. К примеру, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидают успешной демонстрации умений. Так, на спортивных соревнованиях мы можем приложить максимум стараний, чтобы обеспечить правильность выполнения упражнений - координацию и точность мышечных движений тела - путем контроля за выполнением программы. Однако подобный самоконтроль нарушает автоматизм или отточенность исполнения, вследствие чего неизбежны ошибки.

2. Согласно концепции Мид а, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию "ролевой игры", "коллективной игры" и "обобщенного другого". На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и "примеряет" на себя модель его поведения. Модель, которая обычно представляет собой важную личность в жизни ребенка, например одного из родителей, называется "значимый другой". К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную.в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать. На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что - несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется "обобщенный другой". Отношение такого "обобщенного другого" отражает отношение более крупного сообщества. Хотя мы приобретаем представления об установленных правилах от конкретных людей (от матери, учителя или сверстника), эти понятия генерализируются или распространяются на всех людей в рамках схожих ситуаций. Следовательно, размышлять над своим поведением означает мысленно взаимодействовать с самим собой с позиции абстрактного человеческого сообщества. По мнению Мида, "обобщенный другой" - это средство связи каждого из нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем, организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

3. Пиаже непосредственно наблюдал поведение младенцев, детей, подростков. Пиаже особо подчеркивал способность ребенка активно искать смысл мира. Дети не просто пассивно впитывают информацию, они активно отбирают и интерпретируют то, что видят, слышат, чувствуют в мире вокруг них. В своих наблюдениях за детьми, на основе многочисленных экспериментов, проводимых им в рамках своей теории, Пиаже пришел к выводу, что человек проходит несколько стадий когнитивного развития, т. е. обучения думать о себе самом и своем окружении. На каждой стадии приобретаются новые навыки, которые, в свою очередь, зависят от успешного завершения предыдущей стадии.

1) Сенсомоторная - длится от рождения до двух лет. Примерно до четырех месяцев младенец не способен отделять себя от своего окружения. Например, ребенок не понимает, что стенки его кроватки трясутся от того, что он трясет их сам. Младенец не отличает предметов от людей и совершенно не подозревает, что что-либо может существовать вне поля его зрения. Дети постепенно учатся отличать людей от предметов, обнаруживая, что и те и другие существуют независимо от непосредственного их восприятия самими детьми. Пиаже называет эту стадию сенсомоторной, потому что младенцы учатся в основном посредством прикосновения к предметам, манипуляций с ними и физического освоения своего окружения. Основным достижением этой стадии является понимание ребенком того, что окружающий мир имеет различающиеся и стабильные свойства.

2) Дооперациональная стадия - с двух-до семилетнего возраста, когда дети овладевают языком и приобретают способность использовать слова для представления объектов и образов в символическом виде. Например, четырехлетний ребенок может, раскинув руки, передать идею "самолета". Пиаже называет эту стадию дооперациональной, потому что дети пока не способны использовать свои развивающиеся умственные способности систематически. На этой стадии дети эгоцентричны. То, как Пиаже использует это понятие, обращено не к эгоизму, а скорее к стремлению ребенка интерпретировать мир исключительно в терминах своей собственной позиции. Он не понимает, что другие видят предметы в иной перспективе, отличающейся от его собственной.

3) Период конкретных операций, длится от семи до одиннадцати лет. Дети в этой фазе овладевают абстрактными логическими понятиями. Они способны без особых затруднений воспринимать такую идею, как случайность. На этой стадии дети менее эгоцентричны. Если на дооперациональной стадии девочку спросить: "Сколько у тебя сестер?", она сможет правильно ответить "одна". Но если спросить "Сколько сестер у твоей сестры?", она, скорее всего, ответит "Нисколько", потому что не может воспринимать себя с точки зрения своей сестры. На стадии конкретных операций ребенок способен с легкостью отвечать на такие вопросы правильно.

4) Период с одиннадцати до пятнадцати лет - это, по определению Пиаже, период формальных операций. В подростковом возрасте ребенок приобретает способность понимать чрезвычайно абстрактные и гипотетичные идеи. Столкнувшись с проблемой, дети на этой стадии способны перебрать все возможные пути решения и оценить их теоретически, чтобы получить ответ. Согласно Пиаже, первые три стадии развития являются универсальными, однако не все взрослые достигают стадии формальных операций. Развитие формально-операционального мышления частично зависит от уровня образования.

4. Согласно Фрейду , ребенок - существо с потребностями, обладающее энергией, которую не в состоянии контролировать вследствие своей полной беспомощности. Ребенок должен научиться тому, что его потребности и желания не всегда могут быть немедленно удовлетворены, - а это болезненный процесс. По мнению Фрейда, младенец, помимо потребностей в пищи и питье, имеет еще потребность в эротическом удовлетворении. Слово "эротический" в данном контексте означает универсальную потребность в близком и приятном телесном контакте с другими. Младенцы в самом деле испытывают потребность в тесном контакте с другими людьми, в том числе в объятиях и ласке.

Как описывал это Фрейд, процесс психологического развития человека сопровождается сильными напряжениями. Ребенок постепенно учится удерживать свои стремления, однако в подсознании они сохраняются как мощные мотивы. В раннем развитии ребенка Фрейд выделяет несколько типичных стадий. Особое внимание он уделяет фазе, наступающей в возрасте четырех-пяти лет, когда большинство детей приобретают способность обходиться без постоянного присутствия своих родителей и выходят в более широкий социальный мир. Фрейд называет этот период эдиповой стадией. По его мнению, чувство привязанности, формирующееся у детей по отношению к родителям, имеет безусловный эротический элемент в указанном ранее смысле. Если позволить этим привязанностям развиваться дальше, то ребенок по мере своего физического созревания начинает испытывать сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Однако этого не случается, поскольку дети учатся подавлять эротические желания.

Маленькие мальчики скоро узнают, что нельзя продолжать "держаться за мамины юбки". Согласно Фрейду, мальчик испытывает антагонизм по отношению к своему отцу, потому что отец обладает сексуальными правами на мать. Это и составляет основу эдипова комплекса. Эдипов комплекс преодолевается, когда ребенок подавляет эротическое влечение к матери и антагонизм к отцу (большая часть этого происходит на бессознательном уровне). Это знаменует первый крупный шаг в развитии автономии личности, ребенок освобождается от своей ранней ювисимости от родителей, в частности, от матери.

Представления Фрейда о развитии девочки проработано в меньшей степени. Он считал, что в данном случае имеет место процесс, обратный тому, который наблюдается у мальчиков. Девочка подавляет свои эротические желания по отношению к отцу и бессознательное неприятие матери, стараясь стать такой же, как и мать, - стать "женственной". С точки зрения Фрейда, то, каким образом протекает процесс подавления эдипова комплекса в детском возрасте, очень сильно влияет на позднейшие отношения с людьми.

Какова же структура общества, состоящего из нескольких миллиардов личностей?

Ответ на этот вопрос дает Рэлф Линтон в работе «Исследование человека».

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Социальные статусы характеризуют устойчивость общества, преемственность его жизнедеятельности. Социальные роли характеризуют изменчивость общества.

Социальный статус - позиция (положение) индивида (группы) в социальной системе, определяемая по некоторым признакам (этническим, профессиональным и т. д.).

Каждый человек обладает рядом статусов. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Главный статус в статусном наборе – это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Существует несколько классификаций статусов.

Различают

социальный статус и

личный статус.

Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель малой социальной группы.

Различают

предписываемый статус и

достигаемый статус.

Предписываемым является любой полученный не по своей воле статус, над которым индивид не имеет контроля, например, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан обществом или группой.

Система родства дает набор

прирожденных статусов и

предписываемых статусов:

Сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. - прирожденные статусы. Их получают кровные родственники.

Некровные родственники (теща, тесть, свояк, свояченица, шурин, деверь и пр.) - это предписываемые, но не прирожденные статусы, поскольку их приобретают благодаря браку. Таковы также статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии, мужа, жены, крестного отца и матери.

Их получают по собственному желанию.

Иногда вид статуса определить трудно.

В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами предписываемого и достигаемого.

Например, гендерный статус - социальное выражение пола.

Помимо своей воли человек от природы получает тот или иной пол, но в процессе социализации может выбрать по собственному желанию традиционную или нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Статусы также подразделяются на

постоянные и временные,

формальные и неформальные.

Формальные статусы предусмотрены в нормативных документах социальных институтов.

Неформальные существуют по взаимному соглашению самих людей.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов.

В общественном мнении со временем вырабатывается, передается изустно, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом.

Человек может иметь высокий социальный и низкий личный статус, и наоборот.

Социальный статус, которого человек в данный момент не имеет, но очень хочет занять называется референтным статусом.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные завидуют богатым, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Статусы определяют характер, содержание, продолжительность, интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных, и социальных.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться и тогда становятся социальными нормами, если их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого не перестают быть ожиданиями.

Поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется социальной ролью. Иное поведение ролью не является. Социальная роль - индивидуальное поведение человека в соответствии с занимаемым статусом.

Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом, называется ролевым набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Ролевой набор формирует набор социальных отношений. Готовность, предрасположенность к социальному отношению принято называть установкой. «Ролевой набор» - все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом.

Мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью, переносим стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Обладатели высокого статуса стремятся при помощи символических атрибутов (орденов, формы, титулов) даже внешне отличаться от носителей низших статусов.

Большинство ролей являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, в них не вкладывается частичка души и своего «Я». Другие роли (их меньшинство), прежде всего связанные с главным статусом, воспринимаются как часть «Я». Их потеря переживается особенно глубоко, как внутренняя трагедия. Социальная роль - это маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «Я», все зависит от степени идентификации с ролью.

Поведение человека в соответствии с социальной ролью делает его поступки предсказуемыми, что упорядочивает общественные отношения. Наиболее предсказуемо поведение в случае статусной и ролевой идентификации, т.е. когда имеет место чисто (или преимущественно) ролевое поведение. Чисто ролевое поведение - модель поведения, основывающегося только на статусных и ролевых предписаниях, на которую не влияют личностные особенности субъекта или особенности ситуации. Реальное поведение людей чаще всего не сводится к чисто ролевому, оно значительно богаче.

Во-первых, человек одновременно исполняет несколько ролей. Вступая в самые различные взаимоотношения (дополнения, отрицания и т. д.) между собой, они порождают многоцветность, мозаичность поведения. Во-вторых, характер исполнения роли зависит от групповых и личностных особенностей. В-третьих, исполнение роли зависит от обстоятельств, времени и места. Чисто ролевое добровольное поведение не навязано личности извне и во многом является результатом ее свободного выбора. Такое поведение при всех издержках и деформациях обычно не приводит к нарушению нравственных основ личности.

Бывают случаи, когда чисто ролевое поведение навязывается личности извне в результате давления группы или социальных обстоятельств. Личность сама определяет какие статусы занимать и какие роли играть. К выбору статусно-ролевого набора нужно подходить ответственно. Во-первых, необходима адекватная самооценка собственных физических и умственных способностей. Во-вторых, следует избегать возникновения статусно-ролевого конфликта. Для этого следует стремиться не занимать статусы со взаимно исключающими социальными ролями

Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые

формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая

современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-

педагогических идей и концепций прошлого.

Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем

мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа,

Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании

добродетелей актуальны и по сей день.

По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные

направления которой отличались значительным разнообразием.

Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания,

основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в

развитии его природных задатков.

Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания,

теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у

ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор,

запрещение и наказание.

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре

которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг,

Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность

приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П.

Иванов, В.М. Коротов и др.).

Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической

мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.

Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило,

представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических,

естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития

личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта

этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание

свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на

философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.)

которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи

прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший

оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом).

Основные положения прагматической теории воспитания:

воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы

опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей,

поощрение и развитие их самостоятельности;

практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми

в воспитательном процессе;

Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями,

что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую

теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает

индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей

неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу

современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П.

Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности

на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-

педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-

технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей

Платона, Аристотеля, Канта.

Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка

рационального мышления;

гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и

воспитанником субект-субъектных отношений;

создание условий для свободного развития личности, отказ от

манипулирования поведением ребёнка.

На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё

одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт

личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек

находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми,

поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими

школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность

экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям

педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж.

Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики,

состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно

развиваться.

Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени

католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное

положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства

его «материальной и духовной сущностей».

Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает

христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма,

честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно

неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория

воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших

достижениях наук о человеке.

Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку

положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф.

Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о

подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».

Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного

процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных

задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного

мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности,

предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится

психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной

техники для обработки диагностических данных.


Похожая информация.