Техника рисования в подготовительной группе. Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе Тема: «Осенний лес. Подвижная игра «Пчелы»

Людмила Захарова
Нетрадиционные техника рисования в подготовительной группе детского сада или как рисование сделать еще интереснее

Нетрадиционные техника рисования в подготовительной группе детского сада или как рисование сделать еще интереснее .

Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества.

Работая в детском саду , я убедилась, что дети любят рисовать нетрадиционными способами . Они не боятся ошибиться, т. к. легко можно все исправить, подрисовав что-то новое . Дети приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать себя художниками, у них развивается воображение и чувство вкуса. Зная все это, я занялась с детьми подготовительной группы нетрадиционными техниками рисования .

Прежде всего, мне хотелось научить детей способам тонирования бумаги. Рисунок получается более законченным и интереснее , если он выполнен на каком-либо цветном фоне.

Прочитав пособие А. А. Фатеевой «Рисуем без кисточки» , я начала работу с детьми. Для того чтобы вызвать интерес у детей к данной теме, я сделала образцы тонированной бумаги сама. Это был 1 этап моей работы.

Для этого нужно :

Намочить бумагу водой;

Провести широкой кистью мазки слева направо, отрывая кисть от бумаги после каждого мазка;

Работу выполнять сверху вниз.

2 этап – выставка работ, сделанных мною .

3 этап – творчество детей.

1 способ, который освоили дети – «отмывка» или тонирование одним цветом.

2 способ – вливание цвета в цвет или втекание краски вниз :

Намочить бумагу водой;

Нанести мазок краски любого цвета;

Вымыть кисть и нанести мазок другого цвета;

Приподнять бумагу за верхний край так, чтобы стекая вниз, краски свободно смешивались.

3 способ тонирования, который освоили дети, называется «цветные кляксы» .

Для этого нужно :

Намочить бумагу;

Поставить поочередно любой краской пятна-кляксы (белую бумагу не закрашенной не оставлять) .

4 способ тонирования, освоенный детьми – «фон текстурной бумаги» . Предлагаю 2 варианта, которые делают дети моей группы :

1 способ – акварель по сырой бумаге + соль.

Намочить бумагу;

Нанести краску (полосами или пятнами) ;

На сырую краску насыпать поваренную соль;

Дать просохнуть (соль можно смахнуть или оставить) .

2 способ – акварель + целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов.

Намочить бумагу;

Нанести краску;

На сырую поверхность положить целлофан;

Дать просохнуть.

Данная техника вызвала у детей неподдельный интерес , они увлеклись процессом, и я предложила придумать, что можно изобразить или дорисовать на такой бумаге . Дети рисовали цветы , космос, деревья и многое другое.

Следующая техника , вызвавшая интерес детей – «выдувание» . Изучив главу «Рисуем легкими» А. А. Фатеевой, я предложила детям пейзаж в технике выдувания .

1 этап – сделала образец и показала детям.

2 этап – творчество детей.

Ход работы:

сделать фон на сырой бумаге ;

На сухой фон внизу рисунка нанести каплю темной краски (черную, коричневую, зеленую) ;

Подуть из трубочки на каплю, как будто толкая ее вперед;

Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания надо покачивать из стороны в сторону.

Детям понравилось осваивать новые техники .

Следующее, что освоили дети – это техника «Печатаем растения» . Собрали на прогулке листья деревьев и кустарников. Высушив их, приступили к освоению этой техники :

Нанесли краску на листочек;

Уложили листочек краской вниз;

Придавили чистым листом бумаги;

Аккуратно сняли листочек.

Дети «печатали» картины, дорисовывали отдельные детали , подходящие по смыслу, одним словом фантазировали.

Следующим этапом работы по формированию творческих способностей является способ нетрадиционного рисования – «монотипия» . Изучив методические рекомендации О. А. Белобрыниной, опираясь на ее опыт, приступили к освоению этой техники .

Понадобятся материалы :

Бумага, краски, кисточки

Ход работы:

Согнуть лист пополам (книжкой) ;

На половине листа нарисовать , например, 2 крыла бабочки или половину дерева;

Сложить лист и прогладить его ладошкой;

Развернуть.

Получается зеркальное отображение 2-х крыльев или вторая половина дерева и т. д.

Монотипия помогает выработать у детей привычку внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Это способствует развитию памяти, глазомера, формирует мышление. При помощи монотипии я объяснила детям, что такое симметрия.

Еще один способ, который удивил, увлек и порадовал детей – это способ диатипия. Эта техника считается разновидностью монотипии. Получила свое название от греческого dia – сквозь, через.

В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы.

Для этого понадобятся материалы : краски любые, картон, бумага, карандаш.

Ход работы:

Ватным или поролоновым тампоном нанести легкий слой краски на поверхность картона;

Сверху положить лист бумаги;

Предложить ребенку что-нибудь нарисовать на нем карандашом или просто заостренной палочкой.

На той стороне, которая была прижата к картону, получится оттиск с необычным рисунком и фоном.

Эта работа учит детей аккуратности, развивает внимание и воображение.

Следующий этап моей работы по нетрадиционной технике рисования – «Волшебные нитки» . Эта техника вызывает у детей восторг. Используя ее, они становятся маленькими волшебниками!

Для этого понадобится :

Нитки № 10, нарезанные по 20-25 см;

Акварель или цветная гуашь;

2 листа бумаги (тонированной или белой) .

Ход работы:

Опустить нитку в краску, держа ее за кончик, чтобы она пропиталась;

Уложить нитку на лист бумаги (кому как понравится) ;

Сверху придавить другим листом бумаги;

Вытянуть за кончик ниточку, убрать верхний листок;

На каждый новый цвет накладываем чистый лист сверху.

Ниже представлены работы детей с использованием этой техники .

В этой технике масса преимуществ – неограниченное пространство для фантазии. Здесь можно дорисовать фломастерами или красками и кистью тот образ, который ребенок увидел на бумаге.

Еще одна техника , заинтересовавшая детей – «Припечатка» . Это рисование тампоном , сделанным из ткани , внутри которого помещена вата. Такой техникой можно как тонировать бумагу, так и выполнять рисунки. Животные, деревья, лесные зверушки получаются «лохматыми» , «мягкими» . Деревья – с кудрявой кроной. Остается только немного дорисовать некоторые детали .

Работа в этой технике делает каждого ребенка художником, помогает раскрепоститься, стать смелее и рискованнее, помогает самовыразиться, развивает фантазию и интерес к творчеству .

Особенно нравится техника детям , у которых не очень хорошо получается рисовать кистью .

Я радуюсь вместе с детьми, когда получается интересно . Придумали игру : «Кто больше увидит фантастических образов» или «Кто придумает интересную сказку в рисунках » . Мы оформляем работами детей группу , приемную детского сада , делаем подарки мамам, папам, бабушкам, дедушкам. Мы и дальше будем создавать удивительные работы, которые, надеюсь, помогут детям открывать этот удивительный мир творчества.

Публикации по теме:

В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание родителей принимать участие в образовательном процессе своего ребенка. Поэтому.

А нам еще только 40! Есть в Уруше прекрасная страна, Знают о ней все на свете! Знания и доброту несет она, Главное ее богатство – это дети.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования - рисование манной крупой» Данный мастер - класс позволит подарит детям яркие впечатления, разнообразит образовательный процесс Рисование манной крупой - это одна.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования. Рисование клеем и солью» Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования.

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию нашу коллективную работу с детьми, рисование ладошками и печатками.

Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются в самом невообразимом виде, но очень часто связаны с художественной деятельностью. Многие мамы рано или поздно задаются вопросом о том, зачем ребенку учиться рисовать? И правда, зачем, если вы не планируете вырастить еще одного Сурикова или Айвазовского? Если ваша задача – видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе человеком, то поощряйте творческие проявления, потому что любая изобразительная работа – важное условие для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!

Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?

  • Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
  • Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
  • Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
  • Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
  • Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
  • Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!

Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.

Начинаем творить: пальчики или ладошки

Нетрадиционные техники рисования подразумевают изображение образов с помощью различных материалов, в том числе и «нехудожественных»: скомканная бумага, поролон, нитки, парафиновая свеча или восковые мелки, высушенные листья; рисование без использования инструмента – ладошками или пальчиками и еще много чем. Такие методы с успехом применяют как в детсаду, так и дома.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым маленьким будет интересно рисовать пальчиками, ведь кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками малыш уже владеет блестяще. Обмокните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг он растерялся, то помогите ему, проведите масте-класс – окрасьте свою ладонь и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру.

Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Техника «монотипия»

Для старших деток можно предложить более интересные виды художественного творчества. Например, интересная техника, которая тоже основана на оттисках – «Монотипия». Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка), для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере.

Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. Раз мы договорились изобразить бабочку, то рисуем одно крылышко, затем проглаживаем рукой сложенный лист. Раскрываем – у бабочки уже два крыла и они совершенно одинаковые! Недостающие элементы можно дорисовать кисточкой.

Чувство восторга обеспечено, в то время как ребенок понимает, что его «хулиганские» действия, когда на лист альбома летят кляксы и брызги, – это тоже вид искусства. «Кляксография» ещё имеет название «Набрызг». Такими техниками можно достичь необычных художественных эффектов.

Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд. «Кляксография» поможет юному художнику заселить необитаемые планеты космоса забавными пришельцами. Стоит только набрать на кисть побольше краски и дать ей стечь на лист бумаги, – получилась клякса. А теперь дуем на нее, разгоняя лучики в разные стороны. Дорисуем высохшей кляксе пару глазок, а можно и две пары, это же неведомое животное, и отправим заселять его далекие миры!

Интересную фактуру можно достичь методом использования сухой кисти. Сухую широкую кисть слегка погрузить в гуашь, лишнюю краску обтереть о баночку. Рисуем вертикальными тычковыми движениями. Изображение получается «лохматым» и «колючим», таким способом очень реалистичными получаются ёлочки и ёжики, поле с зеленой травой. Таким нетрадиционным способом в детском саду можно рисовать цветы, например, астры.

Невероятные возможности привычных вещей.

  1. Мыльные пузыри.

Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

  1. Соль.

Не удивляйтесь, но соль можно использовать не только в кулинарии. Интересная фактура получится, если невысохший рисунок посыпать солью, а когда краска высохнет, просто струсить.

  1. Песок, бисер и различные крупы также применяют для создания творческих фактур. Существует несколько вариантов использования таких материалов.
  • Предварительно покрытый клеем лист посыпаем крупой, песком или бисером, а затем рисуем по фактурной поверхности.
  • Покрываем клеем участки в тех местах, где будет изображен рисунок.
  • Заранее раскрасить и высушить нужные материалы, а затем украшать ими рисунок.

Классика в нетрадиционном прочтении

Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!

Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.

Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».

Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?

Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.

Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски;
  • плоская тарелочка;
  • лист плотной бумаги.

Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.

Нет предела творческим проявлениям

Для ребят, которые уже познакомились со многими интересными техниками и проявили свои незаурядные творческие способности, можно предложить довольно непростую технику рисования – «граттаж».

Необходима плотная бумага, раскрасить ее нужно восковыми мелками, желательно ярких цветов, далее, с помощью широкой кисти покрыть черной гуашью или тушью. Если намерены использовать гуашь, добавьте немного клея ПВА, чтобы высохшая краска не крошилась. Когда тушь (или гуашь) высохнет, заготовка для дальнейшей работы готова. Теперь берем тонкий стек (любой острый, не пишущий инструмент) и начинаем рисовать. Но рисованием этот процесс можно назвать лишь условно, так как происходит соскабливание верхнего слоя краски. Так, штришок за штришком проявляется яркий восковой слой и проецируется в задумку художника.

Для юных художников будет увлекательной техника рисования с помощью пластилина по стеклу.

Выберите понравившийся рисунок, накройте стеклом, нанесите черным фломастером контуры рисунка на стекло. Затем приступаем к заполнению контуров мягким пластилином, стараясь не выступать за край. Изнаночная сторона смотрится не так аккуратно, но с лицевой стороны видна яркая и четкая картинка. Вставьте работу в рамку, а в качестве фона можно использовать цветной картон.

Существует еще целый ряд нетрадиционных техник рисования в детском саду, которые легко освоят дети средней и старшей дошкольной группы. Для повседневных занятий может подойти сочетание аппликации с классическим рисунком. Предварительно вырезанные элементы клеят на альбомный лист, после чего с помощью карандашей или красок придают образу законченный вид.

Одной из доступных и занимательных техник является «Фронтаж».

Этот вид изобразительного творчества нам знаком с детства, помните, прятали монетку под лист бумаги и заштриховывали простым карандашом? Таким же образом вместо монетки можно использовать сухие листочки, а заштриховывать не карандашом, а цветной пастелью. Рисунок получится ярким и насыщенным.

Мы познакомились с большим количеством техник рисования и уже много чему научились, так почему бы не применить наши знания на практике? С помощью как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования декорируют любые предметы интерьера. Декоративное рисование в детском саду так же имеет прикладной характер, ребенок уже может украсить, например, подставку для карандашей или глиняную вазочку, а может порадовать маму и создать неповторимый узор на разделочной доске. Только следует помнить, что краски для таких работ нужно выбирать водостойкие: акриловые или масляные. Чтобы результат радовал дольше, покройте готовую поделку лаком.

Для декора интерьера используют технику «витраж».

Суть техники заключается в нанесении клеевого контура и заполнении его краской. Вариантов исполнения данной техники существует множество, но один из самых интересных – нанесение рисунка на клеёнку, а после высыхания, с клеёнки рисунок можно снять и приклеить на любую поверхность, например, на стекло, – будет полупрозрачная яркая картинка.

Остановимся подробнее на самой технике выполнения.

Идеальным вариантом будет использовать специализированные витражные краски, но если таких не оказалось, можно проявить смекалку и изготовить их самостоятельно. Возьмите обыкновенную гуашь и добавьте клей ПВА, после высыхания, краски имеют эластичную структуру, что позволит снять картинку с пленки без труда. Выберите понравившийся рисунок и нанесите его контур на прозрачную клеёнку (можно взять обычный файл или пластиковую прозрачную папку). Контур лучше сделать вначале карандашом или фломастером, а затем обвести или готовым витражным контуром, или обычным клеем ПВА из тюбика с дозатором. Дождитесь высыхания контура, затем заполняйте яркими цветами. После полного высыхания можно рисунок отлепить от пленки, и декорировать задуманную поверхность.

Декорировать можно не только предметы интерьера, но и предметы гардероба специальными красками для ткани. Такая техника называется «Холодный батик». Предложите ребенку сделать дизайнерскую роспись обычной белой футболки, такая будет только у вашего малыша, единственная и неповторимая!

  • Предварительно футболку необходимо зафиксировать в пяльцах для вышивания или в подрамнике для рисования на холсте.
  • С помощью карандаша и кальки переведите изображение любимого мультяшного героя на ткань.

Одним из главнейших этапов этого метода является нанесение резервирующего состава, другими словами, защитного контура, который предотвратит растекание краски по ткани. Контур должен быть замкнутым, для предотвращения растекания.

  • После высыхания, по известной нам схеме заполняем контуры краской.
  • Затем рисунок необходимо закрепить. Подложите один лист бумаги под рисунок, а другой на рисунок и прогладьте утюгом.

Стирать такое изделие можно, но лучше в ручном режиме в прохладной воде. Уникальное изделие готово.

Заключение

Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить и на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду – прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твердое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии.

Авторы: Крекова Надежда Валерьевна, Ильиных Екатерина Вениаминовна
Должность: воспитатель,воспитатель.
Учебное заведение: МБДОУ 8
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по нетрадиционным художественным техникам в подготовительной группе"
Дата публикации: 13.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

«Перспективное планирование по нетрадиционным

художественным техникам в подготовительной группе»

Ильиных Екатерина Вениаминовна

Аннотация

Суть рассматриваемого вопроса:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической

теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в

дошкольном возрасте.

Разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от

традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих

решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети

получают успешный продукт деятельности.

Данная методическая разработка предназначена для работы воспитателей.

Ильиных Екатерина Вениаминовна, воспитатель МБДОУ№8.

Пояснительная записка.

Обоснование актуальности данной методической разработки :

Актуальность проблемы использования нетрадиционных техник в

изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня

образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству,

инновациям в профессиональной деятельности.

На сегодняшний день многие специалисты, несмотря на большое количество

методической литературы по нетрадиционным техникам рисования, огромного

выбора разнообразных изобразительных материалов, недостаточно используют

нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми

дошкольного возраста.

Развитие творчества – это один из "мостиков", ведущих к развитию

художественных способностей. Часто обучение сводится к запоминанию и

воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий не приносит

интереса к занятиям. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут

потерять способность к творчеству.

Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий

потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет

ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К

тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное

мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное - уверенность в себе. У

детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески

всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки.

Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный

продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно

находят средства для его воплощения.

Цели предлагаемой методической разработки:

Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через

знакомство с нетрадиционными способами изобразительной деятельности;

Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Развивающие:

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной

деятельности;

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,

пространственное воображение.

Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные

чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного

творчества.

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,

многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,

закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их

возможного применения.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Краткое описание ожидаемого результата от данной методической

разработки:

научатся

сравнивать

предметы,

особенности

художественно-изобразительных

ритмично

изображать

формообразующие линии; изображать предметы по памяти; использовать цвет для

создания различных образов; создавать композиции на листах бумаги разной

формы; передавать настроение в творческой работе; использовать разные приёмы

нетрадиционного рисования; развёрнуто комментировать свою творческую работу.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная

деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий

является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей,

т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества,

проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке,

дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать,

чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не

утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность,

работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от

предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку

свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и

способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает

возможность выбора.

Приёмы нетрадиционного рисования – Приложение 2

Приложение 1

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности на год

«Нетрадиционные художественные техники в подготовительной группе»

Месяц/

неделя

Тема

недели

Нетрадицион

техники

Программное

Оборудование

Сентябрь

Рисование

способом

Уточнять и расширять

представления об осени.

Продолжать закреплять

умение детей наносить

один слой краски на

другой методом тычка,

развивать творчество и

фантазию.

Листы бумаги,

гуашь, кисти

(щетинистая и

беличья), пробный

листок для

проверки цвета,

принадлежности

для рисования.

Что растет в

рисования по

сырому листу

Учить рисовать по

сырому листу, наносить

цветовые пятна.

Дополнять рисунок

масляной пастелью и

восковыми мелками.

Воспитывать

эстетическое

восприятие. Развивать

творчество, фантазию.

Листы бумаги,

акварель, кисти,

масляная пастель,

восковые мелки,

иллюстрации

грибов и ягод.

Октябрь

Пластилинова

я живопись

(рисование

пластилином)

Развивать умение

планировать

расположение

отдельных предметов на

плоскости. Упражнять в

передаче характерных

особенностей рябины:

сложный лист из

расположенных попарно

листочков, овальные

Набор пластилина,

доска, стеки, ветка

грозди рябины с

листочками.

Пластилинова

я живопись

Учить наносить тонкий

слой пластилина на

Картон, доска,

пластилин, стеки,

(рисование

пластилином)

основу, по трафарету

рисовать контур овощей,

упражнять в передаче

выразительности через

нанесение штрихов.

губка, смоченная

водой, трафареты,

иллюстрации

Ноябрь

Белая береза

Рисование кру

Учить рисовать деревья,

используя прием

рисования крупой.

Передавать характерные

особенности строения

ствола, веток березы.

Развивать навыки

построения композиции.

Воспитывать

эстетическое

восприятие.

Листы бумаги,

краски, манная

крупа, клей ПВА,

иллюстрации

Загадочный,

сказочный

Черно–белый

(грунтованны

Развивать творчество,

фантазию в рисовании,

передавать

выразительность образа

леса. Развивать чувство

композиции, колорита.

Воспитывать любовь к

Листы А- 4, А- 3,

белый картон для

граттажа, палочки

процарапывания,

свеча, гуашь,

мыло, жесткая и

мягкая кисти,

трафареты.

Декабрь

Волшебный

Черно-белый

(грунтованны

Продолжать учить

рисовать в технике

черно-белого граттажа.

Оформлять сосуд

различными узорами

(растительным,

геометрическим,

линиями). Развивать

стремление быть

оригинальным в

создании формы сосуда.

Воспитывать

творческую активность.

Листы плотной

бумаги разных

форм и форматов,

палочки для

процарапывания,

свеча, тушь, мыло,

жесткая и мягкая

кисти, сосуд (ваза)

Елочка наря

(рисование по

Познакомить с техникой

рисования простой батик

(рисование по ткани).

Обводить эскиз простым

карандашом и

раскрашивать его.

Ткань, простой

карандаш, гуашь,

Январь

Снегири на

Пуантилизм

(рисование

палочками)

Формировать у детей

обобщённое

представление о птицах.

Пробуждать интерес

детей к известным

птицам. Учить рисовать

снегирей, используя

шаблон и ватные

Ватные палочки,

бумага, гуашь,

простой карандаш,

шаблон снегиря.

Зимний лес

Монотипия

рисуется на

одной стороне

поверхности и

отпечатываетс

я на другую)

Учить переносить

рисунок на мокрый фон

с целлофана, делать

дорисовки. Развивать

познавательный интерес,

чуткость к восприятию

красоты зимнего

Целлофан, кисти,

гуашь, мыло,

альбомный лист,

губка для

смачивания водой

поверхности листа.

Февраль

Путешеств

воздушном

Витражная

живопись

Учить рисовать витражи,

переносить рисунок на

пленку, заполнять

контуры краской,

подбирать сочетание

цветов. Развивать

творческую активность.

Прозрачная

пленка, набросок

карандашом

воздушного шара,

витражные краски,

На льдине

Антарктид

Черно–белый

(грунтованны

Познакомить с

нетрадиционной

изобразительной

техникой черно – белого

граттаж; учить

передавать образ

животного, используя

такие средства

выразительности, как

Картон, свеча,

гуашь, мыло,

кисть, заостренная

палочка, эскизы.

Март

Салфетка

в подарок

(рисование по

Продолжать учить

рисовать в технике

батик. Подбирать

гармоничную цветовую

гамму. Воспитывать

эстетический вкус.

Ткань, гуашь,

кисти, эскизы.

Монотипия

рисуется на

одной стороне

поверхности и

отпечатываетс

я на другую)

Учить передавать

характерные признаки

весны, используя способ

«монотипия». Рисовать

пейзаж на пластиковой

доске гуашью с мылом,

переносить на мокрый

фон, делать дорисовки.

Воспитывать

эстетическое

восприятие.

Пластиковая доска,

гуашь, кисти,

мыло, альбомный

лист, губка для

смачивания водой

поверхности листа.

Апрель

Таинствен

Знакомить с техникой

«цветной граттаж».

Упражнять в

использовании средств

выразительности: линия,

штрих. Расширять

кругозор, знания детей о

космосе. Развивать

творческую активность

и фантазию.

Полукартон,

гуашь, кисти,

свеча, мыло,

заостренная

иллюстрации

космоса, планет,

ракет, эскизы.

Внимание,

(рисование

Учить приемам

рисования гелевой

ручкой. Создавать

выразительный образ,

используя линии, точки.

Развивать творческую

активность.

Листы бумаги,

гелевая ручка,

иллюстрации.

Праздничн

Восковые

акварель

Закрепить свойства

материалов,

используемых в работе:

акварель и восковые

мелки. Развивать

композиционные

Листы бумаги,

мелки, акварель

Одуванчик

полусухой

манка (метод

Продолжать знакомить

детей со способом

рисования тычком

жесткой полусухой

кистью, упражнять в

работе с манкой,

развивать

изобразительные навыки

и умения.

Листы бумаги,

кисти, манка,

Приложение 2

Приёмы нетрадиционного рисования:

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

получения

изображения:

восковыми

белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Рисунок мелками остается не закрашенным.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы:

вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: Весь рисунок состоит из отдельных тычков,

которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера).

Предварительно

карандашом

наносится

опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе

кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или

шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на

половине

половину

изображаемого

предмета

(предметы

выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не

высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем

изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких

украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть,

черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или

зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом

либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После

высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Рисунок по сырому листу

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой

краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно

дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При

необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

определить

дорисовать недостающие детали.

приподнимая

наклоняя

растекающейся краской, создавать изображения.

соломинку

раздувать

создавая

изображение.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные

акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка

с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он

весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с

жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее

возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства

выразительности:

вертикальная

симметрия,

изображение пространства в композиции.

Материалы:

акварель,

целлофан,

пластиковая доска или кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной

половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере,

реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть.

Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.

Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками,

отличался

отпечатка.

монотипии

использовать

кафельную

последнюю

наносится

накрывается

получается размытым.

карандашом

наносится

набросок,

разукрашивают

прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо…

Рисование манкой

Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается манкой.

Рисование по ткани. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается,

натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту

любой формы. Рисование производится гуашевым и или акварельными красками

намеченному

карандашному

спонтанно,

предварительной

подготовки.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании

пластилином

картинки

бумажной,

картонной

благодаря

изображения

получаются

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Мы – бабочки».

Описание материала: особенность данного занятия состоит в том, что знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - монотипией происходит в активной форме через организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционного способа изображения бабочки; в своей структуре занятие имеет инициацию, мотивационный аспект, психокинетическую разминку, постановку проблемной ситуации, рефлексию. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, педагогам дополнительного образования художественной направленности, учителям начальной школы.

Цель: Формирование художественно-творческих способностей у детей средствами природы.
- Создать условия для самостоятельного поиска нового способа изображения бабочки.
- Ввести понятия «монотипия», «оттиск», закрепить представление о симметрии как о средстве выразительности образа.
- Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.
- Формировать коммуникативные навыки, уверенность, инициативность.

Материалы и инструменты для детей:
- белая бумага размером 15смх20см;
- акварель, кисти, баночка с водой, ножницы, клей-карандаш;
- индивидуальные комплекты цветных карточек размером 5х7 из бумаги для аппликации (Часть карточек ярких, жизнерадостных тонов, другая часть глухих, напряженных, темных тонов. У каждого ребенка 10 -12 карточек)
- маленькие бумажные гусеницы красного, желтого и зеленого цвета;


- автопортрет ребенка, нарисованный фломастерами или цветными карандашами в полный рост на формате А5 и вырезанный по контуру.


Наглядность:
- нарисованное панно – трансформация «Спящие цветы» размером с ватманский лист (цветы нарисованы на бумаге, а лепестки вырезаны и приклеены к середине цветка. До определенного момента лепестки собраны в бутон;



- телеграмма в виде лепестка;
- маленькая бабочка из бумаги;
- алгоритм создания монотипии (фоторяд);
- мультимедийная презентация «Бабочки».

Оборудование: мультимедийная установка;
Музыкальный ряд: «Бабочки» Ф.Куперен

Предварительная работа:
- На предыдущем занятии или в свободной деятельности необходимо, чтобы каждый ребенок нарисовал фломастерами или цветными карандашами свой автопортрет на формате А5 и вырезал его по контуру.
- Рассматривание насекомых, в том числе и бабочек на прогулке, в книгах энциклопедического содержания.
- Рассматривание различных предметов, игрушек в окружающей действительности на предмет их симметричности. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть в игру «Мотыльки» (техника «разрывание бумаги», автор Кэти Дэйвис) . (Воспитатель раздает детям небольшие листки белой бумаги) Представьте, что этот листок – все ваши обиды, страхи, тревоги. Давайте избавимся от них – разорвем на маленькие кусочки и подбросим вверх! (Игра длиться несколько минут, затем все вместе убирают бумажки)
Неожиданный стук в дверь прерывает игру детей. Доставили срочную телеграмму. Воспитатель читает телеграмму.
Воспитатель: «Помогите! Спасите нас! Злая колдунья обратила нас в вечный сон! А мы так хотим радовать всех своей красотой! И подпись: «Цветы»
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы помочь цветам и расколдовать их?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, прежде чем отправиться в трудный путь, я хочу узнать, готовы ли вы к испытаниям? Посмотрите, у меня на доске есть такие же эти заколдованные цветы (обращает внимание на панно с цветами). А у каждого из вас есть три гусеницы разного цвета. Цвет каждой гусеницы имеет свое значение: красный – я боюсь, не могу и не хочу решать проблему насекомых; желтый – я хочу помочь в решении проблемы, но не знаю как или чего-то опасаюсь; зеленый – я готов решить проблему. Красные гусеницы боятся подниматься высоко и сидят на травке, желтые - на стебельке, а зеленые – на самом верху цветка. Итак, если вы не готовы помочь насекомым, то выберите гусеницу красного цвета и поместите ее на траву около цветов. Если вы не уверены в своих силах, но помочь очень хотите - то выберите гусеницу желтого цвета и поместите ее на стебелек. А, если все в порядке – вы уверены в себе и готовы придти на помощь – то гусеница зеленого цвета, которая расположится на бутоне.

Ребята выбирают гусениц и прикрепляют их на цветы. Если все гусеницы зеленые, то педагог хвалит всех за смелость. Если есть желтые гусеницы и красные гусеницы, то в дальнейшей работе дети, выбравшие этих гусениц, должны быть обязательно в центре внимания педагога.


Воспитатель: Ребята,когда вы сами убедились, что эти цветы заколдованы, и крепко спят. А зачем нужно будить цветы, разве кроме людей они кому-нибудь нужны?
Дети: Бабочкам, пчелам собирать нектар.
Воспитатель: Вы правы, поэтому цветы нужно обязательно разбудить. А как нам это сделать? ((Дети предлагают разные варианты. Необходимо подвести детей к мысли, что можно превратиться в насекомого, а именно в бабочку)
Воспитатель: Ребята, а действительно, мы могли бы легко превратиться в бабочек. Тем более у каждого из вас есть свой автопортрет. Нам нужно только добавить себе крылышки и усики. Но прежде чем стать бабочкой, давайте вспомним, как они выглядят. Внимательно посмотрите на бабочек, на их крылья и попробуйте раскрыть их маленький секрет.

Просмотр мультимедийной презентации «Бабочки»

Воспитатель: Итак, кто заметил, какова особенность бабочек, в чем их секрет?
(Можно дополнительно рассмотреть изображение бабочки, вырезанное из бумаги. В итоге, ребята должны догадаться, что одно крыло бабочки очень похоже на другое) А как мы называем предметы, у которых половинки одинаковые? (Симметричные).
Воспитатель: Молодцы! Вы раскрыли секрет бабочек. А теперь давайте попробуем перевоплотиться в бабочек: будем делать, как они, будем думать, как они.

Воспитатель: Давайте представим, что мы очутились в волшебном саду.(Потихоньку включается музыка «Бабочки» Ф.Куперен Дети вживаются в образ и выполняют все сказанное воспитателем в этом образе).) Вокруг нас много красивых цветов, вдохните их чудесный аромат, и потихоньку выдохните. Еще раз глубоко вдохнули и выдохнули. Посмотрите, а ведь вы сидите прямо на цветке и вы маленькая гусеница, мохнатая и зеленая. Никто не хочет дружить с такой мохнашкой. Гусенице грустно, страшно и одиноко. Но она не унывает. Попросила гусеница маленького паучка сплести из серебряных нитей покрывало, чтобы она могла скрыться от посторонних глаз. Завернулась гусеница в покрывало раз, завернулась два, завернулась три и заснула. Прознала Волшебница Весна об этом, решила помочь гусенице, прикоснулась она волшебной палочкой к кокону серебристому (воспитатель старается погладить каждого ребенка в этот момент по голове) и гусеница пробудилась ото сна, стала выбираться из кокона, тяжело это, кокон узкий, но она смогла выбраться из него. А когда гусеница выбралась из кокона, то у нее за спиной что-то было. Оглянулась она и увидела крылышки, похожие на цветы. Посмотрелась гусеница в капельку воды, а оттуда на нее смотрела прекрасная бабочка. Расправила она крылья и полетела, полетела, полетела. А потом, уставшая, но довольная вернулась вновь в свой волшебный сад к своим любимым цветам.
Воспитатель: Ребята, проблемы, страхи, сомнения есть всегда. Но нужно учиться преодолевать их, не боятся трудностей и помнить, что всегда найдутся люди готовые прийти к вам на помощь.

Воспитатель: Итак, мы многое узнали о бабочках, почувствовали себя бабочками. Осталось теперь только нарисовать их. Но перед нами встала новая проблема: времени осталось немного, а посмотрите, какие сложные узоры на крыльях у бабочек. И заметьте, эти узоры никто не рисует, они появляются сами. Вот и мы должны каким-то способом создать эти узоры на крыльях, причем абсолютно одинаковыми на обоих крылышках и очень быстро. Что же нам делать? Я предлагаю вам разбиться на три группы и придумать новый способ изображения бабочки.

Дети делятся на три группы по желанию. На поиск нового способа дается 4 минуты. По истечении этого времени один представитель от группы предлагает изобретенный способ. Во время обсуждения внутри групп воспитатель может ненавязчиво принимать участие в нем, направлять поиск в нужное русло, подводя детей к «изобретению» техники монотипии.
После мозгового штурма педагог обобщает изобретенные способы, а точнее один способ – «монотипия».

Воспитатель: Ребята, действительно, одинаковые крылья бабочки можно сделать при помощи отпечатка. И ваш изобретенный способ можно назвать «монотипия»: «моно» - значит «один», «типос» - оттиск, отпечаток. То есть таким способом можно сделать только один отпечаток.

Воспитатель предлагает составить этапы работы над монотипией. Ребята проговаривают содержание каждого этапа - на экране появляется фотография, отображающая необходимое действие. Таким образом, перед детьми возникает алгоритм работы.

Воспитатель: При помощи монотипии мы сделаем крылья. А когда полученный оттиск высохнет, нужно срезать края бумаги в форме крылышек и подрисовать фломастером прожилки на крыльях. А затем приклеить свой автопортрет к крылышкам.
Свой рассказ педагог иллюстрирует фотографиями, добавляя их в ранее созданный алгоритм работы.

Воспитатель: Итак, все готовы к работе. Осталось только вспомнить, какие краски мы будем использовать в нашей работе. (Проводится «цветовая разминка: дети раскладывают перед собой цветные карточки. Воспитатель просит ребят поднять карточки тех цветов, какими они хотели бы изобразить крылья бабочек. Затем просит поднять карточки тех цветов, которых в работе следует избегать.
Воспитатель: Ребята, поднимите еще раз яркие карточки. Посмотрите, здесь уже стало красиво, а представьте, как будет здорово, когда вы станете бабочками таких цветов!

Перед самостоятельной практической работой воспитатель еще раз обращает внимание детей на алгоритм работы, напоминает о цвете, которыми следует пользоваться в работе, а также вспоминают правила безопасной работы с ножницами. Ребята делают 2-3 оттиска, чтобы потом выбрать из них лучший.
Если кто-то справился с заданием раньше других, воспитатель предлагает ему поиграть со своей бабочкой, «полетать» в другой части группы, так как все дети должны принимать участие в «расколдовывании» цветов.

Воспитатель: Итак, все бабочки готовы – пора будить цветы! (Когда все ребята соберутся у цветов, воспитатель предлагает "полетать" возле цветов", а сам незаметно убирает скотч, удерживающий бутоны в закрытом состоянии, и цветы раскрываются).
Воспитатель: Приклейте бабочку на цветок. При этом, если занятие понравилось и все удалось, то бабочку можно приклеить на бутон или над цветками. Если что-то не удалось или что-то не понравилось, то на стебель. А, если все было плохо и не интересно, то на травку. Но, вы помните, что все бабочки вначале были гусеницами. А потому, ребята, приклеив бабочку, гусеницу заберите себе.

В детском саду малышей обучают множеству различных важных и интересных приемов, которые в дальнейшем существенно упрощают жизнь. Так, например, нетрадиционное рисование в подготовительной группе может не только стать хорошим развлечением, но и увлечением, хобби в будущем.

Темы занятий

Воспитателям особенно тяжело подобрать какие-то конспекты, поэтому основная масса занятий проходит по стандартным схемам или же вообще берется «из головы». Возможные темы, которые можно подстроить под нетрадиционное рисование:

  1. Зима.
  2. Лето.
  3. Отдых летом.
  4. Осень.
  5. Осенний лес.
  6. Праздничные темы.
  7. Весна.
  8. Пробуждение природы.
  9. Абстракции.
  10. Тонирование.
  11. Семья.
  12. Транспорт.
  13. Космос.
  14. Животные.
  15. Птицы.

Продолжать список можно до бесконечности. Однако нетрадиционное рисование в подготовительной группе детского сада на эти темы является самым продуктивным и общепринятым.

Зима в качестве темы для занятий

Пожалуй, с этой тематикой все довольно просто, но интересно. Есть масса способов сделать нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Зима» действительно забавным и веселым. При этом познавательным и полезным. Что можно использовать:

  • ватные палочки или тампоны;
  • конфетти;
  • блестки;
  • воду;
  • капустные листы;
  • поролоновые губки;
  • соль;
  • сахар.

У каждой из техник есть свои особенности и нюансы, которые нужно учитывать. Нетрадиционное рисование по зимней теме можно разделить на несколько разных занятий, чтобы опробовать несколько методик.

Новый год

Для этой темы можно использовать сразу несколько бесклеевых техник. Например, с блестками и поролоновыми губками. Что потребуется:

  1. Краски.
  2. Вода.
  3. Поролоновые губки с большими порами.
  4. Блестки сухие.

Как все это применить на практике? Сначала попросить детей изобразить новогоднюю елочку, а затем украсить ее блестками. Примечательно, что клей не требуется совершенно. Просто блестки нужно распылять на еще не подсохшую краску, чтобы они на ней закрепились. При помощи поролоновой губки необходимо нанести пористый узор синей краской, чтобы в итоге получился своеобразный снежок или иней. Малышам понравится проводить занятие не только такими необычными материалами, но и некоторыми другими.

Зимние узоры

По этой тематике можно использовать различные техники, которые придутся по душе детям. Например, создание оттисков при помощи капустного листа. Нетрадиционное учит применять материалы, которые на первый взгляд совершенно не предназначены для изобразительного искусства. Как использовать капустные листы? Все довольно просто. Потребуются:

  • краски;
  • листы бумаги;
  • кисти;
  • пластиковые тарелки;
  • листы капусты свежие и хрустящие;
  • елочные веточки.

Из красок идеально подходит гуашь, поскольку она густая, ее проще наносить. Чтобы деткам было веселее, можно дополнить уроки веселыми рассказами и стишками. Нетрадиционное рисование зимних узоров при помощи капустных листов состоит из нескольких этапов.

Этап первый: оттиски

Желательно надеть деткам защитные фартуки и перчатки, чтобы они не испачкались в процессе. На капустный лист со стороны прожилок наносится голубая или синяя краска. Только на сами прожилки, чтобы оттиск получился интереснее и ровнее. Затем лист прижимается к бумаге, чтобы узор отпечатался. Изначально капусту кладут на пластиковые тарелки. В этом случае рабочая поверхность останется чистой и аккуратной.

Этап второй: прорисовка

Тонкой кистью к готовому оттиску добавляется прорисовка красками, чтобы образовался наиболее замысловатый и сложный узор. Его можно слегка размыть водой. В этом случае получится настоящий который обычно получается на стеклах.

Этап третий: вьюга

Еловые веточки нужны для того, чтобы сделать вьюгу. В тарелке смешивается гуашь с водой до жидковатого состояния. В ней смачиваются еловые веточки. С их помощью наносится замысловатый узор на лист бумаги там, где есть свободное место.

Этап четвертый: обсуждение

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе (зима как тема для занятия) подразумевает и обсуждение результатов. Дети должны рассказать, что именно им нравится в рисунке, что, по их мнению, не получилось, а что можно было бы исправить или сделать по-другому.

Весна как тема

Весенняя тематика не менее интересна, чем зимняя. Рисовать можно при помощи множества различных материалов. Например, могут пригодиться:

  • ватные диски;
  • гуашь;
  • акварель;
  • большая круглая кисть;
  • пищевые красители (синий, желтый, красный, зеленый).

Детские можно сочетать между собой как в данном случае. Само занятие подразделяется на несколько основных этапов.

Шаг 1: подготовка фона

Лист бумаги смачивается водой, затем на него наносится акварель: верхняя полоса бледнее, чем все последующие. Рекомендуемые цвета: розовый, красный, сиреневый, фиолетовый. Важно, чтобы фон не успел полностью высохнуть перед вторым этапом.

Шаг 2: пищевые красители

Их распыляют на середину листа в хаотичном порядке, смешивая цвета. Получается необычное буйство красок, которое в дальнейшем преобразуется в роскошный букет цветов. должны высохнуть перед тем, как будет выполняться прорисовка гуашью.

Шаг 3: ваза для цветов

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Весна» в данном случае заключается в изображении натюрморта без натуры. То есть наглядное пособие для него не требуется. Ваза прорисовывается круглой большой кистью. Важно напомнить детям, что для натуральности рисунка требуется сделать блики на посуде. Они всегда светлые, как будто солнечные лучи попадают на вазу. Форму можно выбрать любую: круглую, овальную, квадратную.

Шаг 4: прорисовка деталей

Когда просохнет пищевой краситель, можно добавлять четкие прорисовки зеленых стеблей у цветов гуашью. Это придаст рисунку почти законченный вид. Важно объяснить детям, что стебли не должны попадать на саму вазу, поскольку находятся в ней. При помощи холодных оттенков прорисовывается тень от посуды. Задача воспитателя - объяснить, с какой стороны она должна находиться относительно бликов на вазе.

Шаг 5: использование ватного диска

С его помощью можно сделать необычное, выпуклое и весьма ощутимое яблочко. Диск обильно смачивается водой, прижимается к рисунку с одной из сторон вазы. Пока вата не высохла, ее покрывают гуашью в желтый или красный цвет, пририсовывают хвостик. Для живости можно добавить и зеленый листик.

Летняя тематика

Для занятия по такой теме можно воспользоваться пальчиковой и кулачковой техникой. Все довольно просто и интересно для малышей. Приобретать необязательно, достаточно гуаши и теплой воды, чтобы потом вымыть руки. Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Лето» может быть с любой подтемой, но самые интересные в кулачковой и пальчиковой технике - животные и птицы. Например, можно нарисовать зайчика на зеленой лужайке.

Этап первый: животное

Поскольку рисунок не всегда должен отображать реальную картинку, то цвет для зайца можно выбрать любой, какой только понравится ребенку. Гуашь подходящего оттенка разводят в пластиковой тарелке. Малыши сжимают руку в кулачок, затем промокают один бок в краске. Пока она не высохла, прижимают кулак к листу бумаги, чтобы образовался четкий оттиск. При необходимости пальчиками можно сделать голову зайца ярче, набрав дополнительно краски. Таким же образом пририсовывается тело животного. Пальчиками добавляются ушки, лапки и хвостик. С помощью кисточки или ватной палочки рисуют глазки и носик, зубки, усики у зайчика.

Этап второй: лужайка

Ее тоже можно сделать кистью или же пальчиками. Зависит от того, что больше понравилось малышам. Кстати, если оставить этот момент на их усмотрение, то все рисунки будут максимально отличающимися друг от друга, что даст почву для активного обсуждения. В дальнейшем такой анализ и самоанализ пригодятся детям в школе и взрослой жизни. После прорисовки лужайки, цветов на ней можно дополнить картинку солнышком и облаками. Летний рисунок готов.

Птицы в пальчиковой технике

Таким же образом можно нарисовать и птиц. Например, курочку или петушка. Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Птицы» выглядит так:

  1. Сначала ладошку смазывают краской (например, желтой), затем прижимают к листу бумаги.
  2. Руки обязательно моют перед тем, как приступить к прорисовке другими цветами. Воспитателям нужно следить за тем, чтобы все детки проделали процедуру, поскольку один из ключевых моментов - поддержание чистоты.
  3. Пальчики смачиваются в гуаши (например, красного цвета), затем прорисовывается бородка и хохолок там, где есть отпечаток большого пальца, хвост - на мизинце, крылышко на самой ладони и отдельные перья на отпечатках остальных пальчиков.
  4. Когда рисунок немного подсохнет, при помощи ватной палочки изображается глаз у петуха или курочки, выполняется контур тела.

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на данную тематику может быть и другим. Например, если есть настоящие перышки птиц (например, из подушки). В этом случае можно сочетать пальчиковую технологию с перьевой. То есть оперение птицы рисуют при помощи смоченного в краске настоящего пера. В этом случае узор получается особенно живым и интересным.

Осенний лес оттисками

Для выполнения потребуются:

  • краски (гуашь);
  • настоящие листочки деревьев (мягкие, еще не высохшие);
  • кисти.

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Осень» в оттисковой технологии не самое сложное занятие, но очень интересное и занимательное. Последовательность действий такова:


Восковые рисунки

Данная методика довольно безопасна и интересна, поскольку результат всегда получается оригинальным и неожиданным. Потребуются декоративные цветные свечи, гуашь и пластиковые ножички (какие бывают в наборах для лепки, например). Нетрадиционное рисование в подготовительной группе, картинки с примерами для которого можно подобрать заранее, в данной технике может быть на любую тему. Космоса, например. Свечками на листе бумаги вырисовываются различные кометы, планеты и прочие галактические элементы. Затем все покрывают краской, а лишние детали вырезают пластиковым ножом. Примечательно, что гуашь должна быть максимально густой, иначе будет растекаться по воску.

Цели занятий

Помимо того что нетрадиционное рисование в подготовительной группе помогает весело провести время, оно еще и несет несколько других важных функций. Во-первых, развивает мелкую моторику. Когда используются разные материалы для творчества, то это сказывается на ней, как ничто другое. Во-вторых, помогает развить мышление и фантазию. Дети не просто копируют то, что видят перед собой (пример), но и вносят в рисунок что-то свое, дополняют его тем, что им кажется наиболее подходящим и нужным. В-третьих, нетрадиционные техники рисования позволяют развить творческий потенциал. Конечно, далеко не каждый ребенок вырастет и станет художником, однако это творческое начало им пригодится и в школе, и в жизни потом. В-четвертых, такое рисование помогает постичь тайны анализа и самоанализа. Во время обсуждений после занятий дети высказывают свое мнение, показывают свои знания о той или иной теме, активно (или не очень) обдумывают заданный предмет. Игровая форма занятий позволяет постоянно держать интерес даже самых непоседливых мальчиков и девочек.

Задача родителей

Поскольку большую часть манер малыши перенимают у своих мам и пап, то на последних возлагаются особые задачи. Так, например, родители должны не только терпеливо выслушивать о том, что нового ребенок узнал на уроках рисования, но и активно обсуждать с ним творчество. Еще лучше, когда мамы и папы периодически выделяют время на занятия в домашних условиях. Так малыши могут на практике показать своим родителям то, чему их научили. Примечательно, что такая методика творческого воспитания дает свои плоды: дети больше интересуются окружающим миром, проявляют все больше фантазии, быстрее и активнее соображают в дальнейшем.