Театр советской армии схема зала. Академический театр Российской Армии: схема зала, репертуар, отзывы. Единственное в своем роде здание

В истории театров нашей столицы Центральный академический Театр Российской Армии занимает одно из ведущих мест. Здание, которое занимает театр - это шедевр архитектуры, которого нигде уже и нет. Это самая большая сценическая площадка в Европе. Театр располагает Большим и Малым залом, общей вместимостью почти на 2000 мест. Сама история театра началась в 1930 году с Театра Красной Армии. В 1951 году театр был переименован в Театр Советской Армии, и только в 1993 году в Театр Российской армии.

С самых первых лет своей деятельности и сегодня театр славится звездным составом своей труппы. Раньше здесь блистали Л. Фетисова, Л. Добржанская, Ф. Раневская, М. Майоров, М. Перцовский, В. Пестовский. Сегодня в труппе театра работают известные актеры Москвы Л. Голубкина, Ф. Чеханков, Е. Анисимова, Г. Кожакина, В. Зельдин, А. Руденко, Л. Касаткина, М. Шмаевич и многие другие любимые, и талантливые актеры.

Театр Российской армии отличался и особым подходом к сценическим постановкам - своим высоким художественным уровнем. Театром руководили и А.Д. Попов, и А.А. Попов. На сцене театра можно увидеть постановки военной тематики и современные пьесы, спектакли, основанные на русской и европейской классики.

Наиболее запоминающими постановками в театре были «Дама с камелиями» А. Дюма, «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «Много шума из нечего» Шекспира, «На бойком месте» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Сердце на камень» А.Н. Островского, «Скупой» Мольера.

Театр Российской армии был удостоен значимой премией «Хрустальная Турандот», также принимал участие во Всемирной театральной олимпиаде и в Чешском театральном фестивале. Свои постановки театр показывал во многих армейских частях и гарнизонах. Сегодня в репертуаре театра насчитывается 19 спектаклей. На сцене театра проводятся и игры КВН

Уже более десяти лет при театре работает детская студия, в которой готовят юных артистов к выступлениям на большой сцене и к кино-проектам.

Купить билеты в театр Российской армии было достаточно сложно и в советское время, из-за того что многие гости столицы и москвичи стремились попасть на спектакли. Театр Российской армии - это гармоничное переплетение классики с драматургией, великолепная игра актеров. Позволив себе купить билеты в театр Российской армии можно ощутить всю грациозность и мастерство актеров!

В истории театров нашей столицы Центральный академический Театр Российской Армии занимает одно из ведущих мест. Здание, которое занимает театр - это шедевр архитектуры, которого нигде уже и нет. Это самая большая сценическая площадка в Европе. Театр располагает Большим и Малым залом, общей вместимостью почти на 2000 мест. Сама история театра началась в 1930 году с Театра Красной Армии. В 1951 году театр был переименован в Театр Советской Армии, и только в 1993 году в Театр Российской армии.

С самых первых лет своей деятельности и сегодня театр славится звездным составом своей труппы. Раньше здесь блистали Л. Фетисова, Л. Добржанская, Ф. Раневская, М. Майоров, М. Перцовский, В. Пестовский. Сегодня в труппе театра работают известные актеры Москвы Л. Голубкина, Ф. Чеханков, Е. Анисимова, Г. Кожакина, В. Зельдин, А. Руденко, Л. Касаткина, М. Шмаевич и многие другие любимые, и талантливые актеры.

Театр Российской армии отличался и особым подходом к сценическим постановкам - своим высоким художественным уровнем. Театром руководили и А.Д. Попов, и А.А. Попов. На сцене театра можно увидеть постановки военной тематики и современные пьесы, спектакли, основанные на русской и европейской классики.

Наиболее запоминающими постановками в театре были «Дама с камелиями» А. Дюма, «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «Много шума из нечего» Шекспира, «На бойком месте» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Сердце на камень» А.Н. Островского, «Скупой» Мольера.

Театр Российской армии был удостоен значимой премией «Хрустальная Турандот», также принимал участие во Всемирной театральной олимпиаде и в Чешском театральном фестивале. Свои постановки театр показывал во многих армейских частях и гарнизонах. Сегодня в репертуаре театра насчитывается 19 спектаклей. На сцене театра проводятся и игры КВН

Уже более десяти лет при театре работает детская студия, в которой готовят юных артистов к выступлениям на большой сцене и к кино-проектам.

Купить билеты в театр Российской армии было достаточно сложно и в советское время, из-за того что многие гости столицы и москвичи стремились попасть на спектакли. Театр Российской армии - это гармоничное переплетение классики с драматургией, великолепная игра актеров. Позволив себе купить билеты в театр Российской армии можно ощутить всю грациозность и мастерство актеров!

Центральный академический театр Российской армии не имеет аналогов не только в России, но и в мире. Это касается и громадных размеров самого здания и его сцены, и организации театра, который полностью находится под контролем Министерства обороны.

Армия всегда играла большую роль в жизни российского и советского общества. Достаточно вспомнить многочисленные спортивные команды самого высокого уровня, под патронажем армии ковавшие победы, которые приносили престиж государству. Отношение к искусству у Министерства Обороны также было очень внимательным. В 1930 году был создан Центральный театр Красной армии, занявший место в специально построенном здании - монументальном шедевре стиля «сталинский ампир». Такому зданию могут позавидовать все остальные театры Москвы. Здание театра было введено в эксплуатацию в 1940 году и включает в себя два зала - Большой и Малый. Большой зал, вмещающий 1900 зрителей - самый вместительный театральный зал в Европе.

Грандиозны и размеры сцены Большого зала. Ранее были очень популярны массовые, масштабные постановки с воспроизведением батальных сцен. При необходимости на сцену театра могли выходить целые воинские подразделения, а также выезжать всадники либо автомобили!

Строго говоря, к моменту официального открытия театр уже два года как существовал. Он представлял собой организованную систему агитбригад, выступавших в военных городках на Дальнем востоке. После переезда в Москву театр сразу же начал завоевывать популярность. Поначалу репертуар театра состоял в основном из патриотических пьес. Афиши пестрели следующими названиями: «Первая конная», «Полководец Суворов», «Фронт», «Сталинградцы». Самым знаменитым спектаклем театра за всю историю является «Давным-давно» Александра Гладкова, послужившая основой для фильма «Гусарская баллада». Этот спектакль выше более 1200 раз!

Театр Российской (до 1993 года - Советской) армии всегда славился своей труппой. В советское время вопрос с комплектованием решался просто - в качестве сотрудников театра проходили военную службу лучшие молодые актеры. Актрисы тоже охотно шли работать в театр Советской армии - условия оплаты труда в нем были очень хорошими. В разное время актерами театра были Владимир Сошальский, Борис Плотников, Евгений Стеблов, Александр Домогаров. Ведущими актерами современного театра Российской армии являются Владимир Зельдин, Федор Ченханков, Людмила Чурсина, Людмила Касаткина.

В современном репертуаре театра - 19 спектаклей, среди которых есть и русская классика (произведения А. Островского), и европейская классика (Лопе де Вега, Гольдони) и более современные пьесы. Если вы хотите насладиться игрой мастеров и ощутить всю грандиозность театров «советской закалки» - приобретайте билеты в театр Российской армии!

Красивое здание в стиле сталинского ампира на станции метро «Достоевская», с массивными колоннами, широкими лестницами, построенное в форме пятиконечной звезды, принадлежит Театру Российской Армии. Одну из самых знаменитых сцен столицы построили в 30-х годах XX века по проекту К.С. Алабяна и В.Н. Симбирцева. Архитекторам также удалось создать самый вместительный в мире зал драматического театра на 1520 зрительных мест. Особенность его и в том, что из любой точки гостям прекрасно видно и слышно артистов. Технические возможности этой сцены чрезвычайно широки, механизмы и устройства позволяют воплощать на ней самые смелые художественные замыслы. Внутренний интерьер театра впечатляет: панно, мозаики, витражи - красивы и оригинальны.

За время существования в репертуаре этой знаменитой труппы было представлено более 300 спектаклей по произведениям русских и зарубежных классиков, выдающихся современных драматургов. Больше двадцати лет - с 1935 по 1958 год, руководил театром Алексей Дмитриевич Попов, именно он поставил здесь спектакли, ставшие классикой, «Степь широкая», «Давным-давно», «Полководец Суворов». На сцене ЦАТРА блистали любимые целыми поколениями театралов актеры: Петр Константинов, Любовь Добржанская, Александр Хохлов, Андрей Попов, Нина Сазонова, Людмила Касаткина. Главными режиссерами театра, Ю. Завадским, Р. Горяевым, А. Дунаевым, Ю. Ереминым, Л. Хейфецем - поставлены выдающиеся спектакли.

Сегодня в репертуаре известной сцены идет много разножанровых постановок, неизменно идущих при полном аншлаге. Главному режиссеру театра, Борису Морозову, удалось собрать сильнейший творческий коллектив. Зрители восхищаются ролями Владимира Зельдина, Николая Пастухова, Людмилы Чурсиной, Ларисы Голубкиной, Алины Покровской, Юрия Комиссарова и многих-многих других талантливых актеров, снова и снова становясь гостем этого прекрасного театра.

Суворовская пл., 2
1934-1940, арх. К. Алабян и В. Симбирцев

Замечательная картинка есть в журнале "Техника молодёжи" (1940. № 2) - Центральный театр Красной армии изнутри:

Особенно понравился танковый въезд.
Текстовый комментарий поясняет:
"В театре полным голосом будут звучать произведения величайших мастеров мировой драматургии и пьесы советских драматургов.
Высота сценической коробки, считая от пола сцены до колосников, откуда спускаются подвешенные на тросах декорации, равна 34 метрам. В такой коробке свободно уместилось бы большое, восьмиэтажное здание.
С обеих сторон сцены расположены просторные боковые помещения. Площадь каждого из них составляет 350 квадратных метров. Это так называемые карманы. Они служат для подготовки объемных декораций. Здесь можно готовить для выхода на сцену «линкор», «бронепоезд» и пр. Для этой же цели может быть использована и задняя сцена. Таким образом, имеется возможность готовить оформление сразу для трех различных действий. А в угловых помещениях, находящихся между карманами и задней сценой, можно хранить оформление на 3-4 спектакля текущего репертуара."

Театр советской армии - один из характерных памятников сталинской архитектуры.

Некоторые искусствоведы и историки считают это здание знаковым, видя в нём отход от "стиля 1930-х гг." и начало сталинского ампира. В любом случае, задумка грандиозная, выполненная к тому же далеко не последними в иерархии того времени архитекторами (депутатом Верховного Совета СССР академиком архитектуры К.С. Алабяном, которому помогал В.Н. Симбнрцев). Традиционно - как это случается со знаковыми сооружениями - в постройке театра нашли отражение сразу несколько аспектов, характерных для имперского по сути сталинского государства.
1. "Армия - вечная любовь империи, она орудие завоеваний, она и образец для общества" (это фраза из статьи Евгения Анисимова).
Империи создавались на подавляющей военизации.
Не случайно, пишет советский журнал, "вдохновителем всей стройки была Красная армия и ее славный полководец маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Тов. Ворошилов лично просматривал эскизы художественной росписи, арматуры, мебели и вносил весьма существенные конкретные поправки. Ничто не ускользнуло от внимания наркома. На протяжении всего периода строительства он неустанно заботился о том, чтобы театр был красив, удобен, прост, чтобы театр был достоен советского народа и его великой Красной армии."

"Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья. Важнейшие художественные работы - роспись потолка большого зрительного зала и фойе - выполнены профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским."

2. Искусство - орудие пропаганды.
Невиданных размеров театр должен был показать "картины славного военного прошлоro русского народа. В массовых героических спектаклях найдут отражение яркиe страницы истории, жизни и быта Красной армии, завоевавшей себе еувядающую славу в боях за родину, за социализм."
"Революция поставила искусство на службу народу," - типичная мантра советской прессы, коль скоро речь заходит о культуре.
3. Театральность - вообще характерная черта того времени.
Вспомним застройку главных магистралей домами-декорациями (пышный лицевой фасад и необработанные остальные), физкультурные и военные парады и т.д.
Поэтому новая империя не могла не создать свой большой театр. А уж создав, позаботилась,чтобы он был самым-самым. Отсюда вытекает ещё один принцип.
4. Гигантомания.
Не случайно источники сталинского времени всё время упоминают состязательный характер советского строительства: больше, чем во всём остальном мире, краше, чем до революции.
"Сцена театра приспособлена для самых разнообразных спектаклей и постановок. Её ширина достигает почти 40 метров, а глубина, считая от портала, равна 30 метрам. Но это лишь основная сценическая площадь. Позади нее расположена обширная задняя сцена (арьерсцена), которая тоже может быть использована для театрального действия. Если к этому добавить еще и переднюю часть сцены (просценум), выходящую за границы портала, тo общая глубина всей сцены составит 62 метра. По площади она значительно превосходит зрительный зал. На ней можно развернуть массовое действие с участием более тысячи человек. Здесь можно показать в грандиозных масштабах взятие Зимнего дворца, штурм Перекопа. На такой сцене может «действовать» батальон пехоты, кавалерия, танки. В театре имеется специальный танковый въезд, по которому эти грозные боевые машины будут попадать на сцену ."

"В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь гак называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен.
В новом советском театре, в Центральном театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши. Здесь на каждого зрителя приходится вдвое больше простора и воздуха, чем в других театрах. Зрительный зал рассчитан почти на 2 тыс. мест. Это для драматического театра - цифра рекордная. Несмотря на такую большую вместимость, самые дальние кресла балкона отстоят от сцены всего лишь на 28 метров."
5. Город - священное место с собственной символикой.
В самом центре - мавзолей вождя, центральные площади - места для церемоний в честь великих событий.
Площади Коммуны, на которой располагается театр, тоже отводилась важная роль. Здесь должен был сформироваться целый мемориал воинской славы РККА.

"В недалеком будущем преобразится площадь Коммуны, композиционным центром которой служит новый театр. Сейчас слева от него находится обширное здание Центрального дома Красной армии им. М. В. Фрунзе. По другую сторону площади, справа от театра, вырастет такое же обширное здание Центрального музея РККА. Трамвайное движение уйдет в соседние улицы и переулки. Окруженная лесным массивом, эта площадь явится изумительным но красоте уголком Москвы, олицетворяющим грозную силу и величайшую культуру Красной армии, её немеркнущую славу, которая будет жить века и дойдет до наших отдаленных потомков."
6. Архитектура сталинской поры, безусловно, имела собственный язык символов, куда, без сомнения, вписался и Театр Красной армии.
В действительности он стал подлинным гимном советской пятиконечной звезде, наверное, самому важному символу.
Наверное, всем известна легенда, что командарм Ворошилов обвёл карандашом свою маршальскую пепельницу и предложил Алабяну строить театр в подобной форме.

Правда это или вымысел - мне лично неизвестно. Однако, кроме того, что несколько ярусов здания в плане получились пятиконечными звёздами, так и колонны, их обрамляющие, тоже имеют сечение в виде звезды.
Внутри звёзды украшают лестницы, потолки, балконы, светильники.

Что ещё можно добавить?
"В строительстве театра принимали участие лучшие, квалифицированные силы страны. Проект театра разработали архитекторы депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры К.С. Алабян и В.Н. Симбнрцев.
Замечательное сценическое устройство, единственное в мире, разработано инженером П. Е. Мальциным. В его работе сказалось внимательное изучение богатейшего олыта работы сцены Московского Художественного академического театра СССР им. А. М. Горького." [Который строили проклятые капиталисты во главе со спонсором большевиков промышленником С.Т. Морозовым]

"Само собой разумеется, что сложное и разнообразное техническое оборудование театра, а также освещение зрительного зала, сцены, фойе и других помещений требуют колоссального количества электроэнергии. Общая установленная мощность по всему театру превышает 4 тыс. киловатт. Это значит, что если одновременно включить все механизмы сцены все световые устройства, то как раз и потребуется такая грандиозная мощность, которой хватило бы на освещение крупного города с населением в несколько десятков тысяч жителей. Театр оборудован собственной электрической подстанцией, мощность которой составляет 2400 киловатт. По всему зданию устроено более 10 тыс. световых точек и проложено около 50 километров многожильного кабеля. Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров."

"Над большим зрительным залом находится концертный зал, рассчитанный почти на 500 мест. Здесь будет выступать Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и лучшие артистические силы столицы. Здесь могут итти и обычные театральные спектакли. Кроме того, этот зал будет служить для театра репетиционным помещением, В этом отношении он представляет большие удобства, потому что здесь такая же широкая сцена, как и внизу.
Над концертным залом расположено просторное помещение художественной мастерской. Здесь готовятся большие живописные декорации."

Кроме того, полностью по задумке театр так и не был воплощён - война помешала, наверное:
"Архитектурное оформление театра полностью еще не завершено. Еще предстоит воздвигнуть на верхней башне здания гигантскую фигуру красноармейца. Ещё должна быть поставлена над центральным фронтоном театра грандиозная скульптура «Октябрь». Пять верхних углов здания украсятся скульптурами, которые изображают различные роды войск Красной армии, в нижних углах будут устроены мощные фонтаны."