Театр где зрители принимают участие. Что такое иммерсивное шоу? Аттракционы и социальные эксперименты

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

Иммерсивный театр в мире

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение


Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

А что иммерсивного есть в Москве?

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра »


Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре.

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский »


В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048 »


«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки »


«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.

Погружение — это именно то, что происходит с участником иммерсивного шоу. Роль зрителя преображается — это больше не пассивный наблюдатель, а один из героев действия, который может двигаться, выбирать и иногда даже влиять на происходящее.

Первую широкую известность формату иммерсивных шоу принес британский театральный коллектив Punchdrunk со спектаклем «Sleep No More», показанным впервые в 2009 году. Пятиэтажный особняк, в котором можно найти психиатрическое отделение больницы с врачами и пациентами, кладбище с призраками, укромный уголок с парой влюбленных, рассчитывающих, что никто их не увидит. Все открыто для исследования участниками процесса — зрителю предлагается не только ходить и наблюдать, но и взаимодействовать с персонажами и окружающим пространством. Решение о том, где находиться и насколько включаться в происходящее, принимает каждый сам.

Свобода строить свою сюжетную линию в сочетании с игрой профессиональных актеров и продуманным антуражем создает уникальные условия для переживания опыта совершенно нового качества, нежели в обычном представлении. Опыта, больше похожего на живое прохождение компьютерной игры или путешествие по фильму в реальности.

Необычный формат был подхвачен зрителями и творческими группами в самых разных точках мира и разросся, приобретая новые очертания. Сегодня в Москве для желающим погрузиться в опыт иммерсивного шоу найдется из чего выбирать.

Можно встретить похожие по структуре на работы Punchdrunk театрализованные представления. « » Максима Диденко и театральной компании Ecstàtic — на участниках маска, вокруг — мир из «Дубровского» Пушкина, в котором можно трогать петуха, пить водку и кормить актера пельменями.

Центр имени Мейерхольда часто становится площадкой для иммерсивный действий — Юрий Квятковский и Le Cirque de Charles la Tannes превращают все 5 этажей центра в «Норманск» — город, придуманный братьями Стругацкими, который теперь открыт для исследования.

Все больше появляется иммерсивных игровых форматов, позволяющих быть главным (или одним из главных) героем действия, складывать совершенно свою индивидуальную историю и проходить еще дальше за рамки привычного восприятия.

Городская бродилка с элементами флешмоба и психологического тренинга« » делает местом игры город. Весь процесс становится перфомансом, который воплощают сами участники, перемещаясь по Москве и следуя инструкциям, звучащимодновременно в наушниках у всех 50 человек.

Теперь уже официально: в Москве бум иммерсивного театра. С привычной для всего модного избыточностью в городе появляются места, где можно не только смотреть, но и участвовать в спектаклях, которые теперь проходят на улицах, в квартирах и даже торговых центрах. Объясняем, как и где это делается.

Покататься в кузове грузовика

Главная иммерсивная премьера этого лета. Полсотни человек садятся в грузовик, за рулем - настоящие дальнобойщики, которые 90 минут катают аудиторию по России: от Москвы до самых Петушков Магадана. Авторы проекта - театральные новаторы Rimini Protokoll, которые на этот раз предлагают зрителям ощутить, каково это - все время куда-то ехать, пересекать государственные границы, спать в машине, скучать по домашней еде и выслушивать истории незнакомцев.

Погулять по городу

Уже третье лето по городу бродят группы людей в наушниках, выполняя разные странные задания неизвестного наставника. Нынешний сезон - последняя возможность поучаствовать в московской версии хита все той же немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Это спектакль-променад, который идет в десятках городов по всему миру от Берлина до Тайбэя. Зрители двигаются по заданному маршруту, случайные прохожие выполняют роль актеров, городская среда - декорации.

Поспать

Спектакль-мечта: нужно прийти, надеть пижаму, лечь в кровать и уснуть. Тем, кому уснуть не удастся, проведут мастер-класс по засыпанию. Строго рекомендуется перевозбужденным жителям большого города. На этот раз никакой гигантомании - вас ждет час с академиком зевоты и магистром храпа, после которого останется только поскорее добраться до дома.

Поимпровизировать

«Неявные воздействия» - спектакль-интервенция со сверхзадачей космической важности: родить новую теорию «мировых причинно-следственных связей». Режиссер Всеволод Лисовский исследует эффект бабочки: то, как кто угодно может влиять на кого угодно, находясь при этом где угодно. Это самый панковский и эмоциональный из театральных променадов, доступных в Москве. Заранее неизвестно, в каком порядке, в каких обстоятельствах и какие тексты произнесут актеры, как поведут себя перепуганные прохожие и не закончится ли все в отделении полиции.

Изучить томских пришельцев

«Музей инопланетного вторжения» - это, с одной стороны, инсталляция, имитирующая хранилище экспонатов, с другой - театр взаимных действий. Посетители, ведомые гидами, изучают псевдонаучную историю высадки пришельцев в забытой деревне под Томском и пытаются понять метафору создателей о затерянности человека в российской истории. Мы уже рассказывали о проекте подробно вот .

Пооткровенничать в кругу незнакомых людей

Выбрать себе сказку

Постановка Кирилла Серебренникова иммерсивна в том смысле, что вы не сидите в зале, а передвигаетесь по пространству театра, в котором одновременно играется 12 маленьких спектаклей. Самовольно бродить, правда, не позволяют: зрителей здесь делят на три группы, которые следуют по заданному маршруту от «Колобка» и «Марьи Моревны» к другим сказкам Александра Афанасьева.

Вглядеться в другого

Незамысловатый перформанс швейцарской театральной компании Magic Garden, переведенный на русский язык. Никаких актеров здесь нет, только зрители, которых рассаживают в два ряда напротив друг друга. Цель постановки - присмотреться к незнакомцу и попробовать угадать, чем он живет. А он будет всматриваться и угадывать про вас.

Стать жертвой или свидетелем

«Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит»

Место: Театр на Таганке

Адрес: ул. Земляной Вал, 76/21

Билеты : в новом сезоне

Первый в России иммерсивный музыкальный спектакль по известному сюжету о любви и мести. Вовлечься предстоит в готическую атмосферу старого Лондона, загадочные убийства будут происходить прямо между рядами, а зрители запросто могут оказаться жертвами кровавого маньяка.

Выпить и посмотреть на оргию

Самый близкий к первопроходцам современного иммерсивного театра спектакль. Здесь, как и в Sleep no More, зритель может свободно блуждать по четырем этажам особняка позапрошлого века, нет никаких заданных маршрутов, делений на группы и прочих ограничений. Зато есть бар и уже ставшая известной сцена оргии, которую, как утверждают очевидцы, ну никак нельзя пропустить.

Что-нибудь купить

Спектакль-аукцион Юрия Квятковского, режиссера «Норманска», одного из первых иммерсивных проектов в Москве. Тогда действие объединило пять этажей Центра Мейерхольда, а сейчас - камерное пространство бара и по совместительству антикварного салона. «мыДым» основан на текстах обэриутов: молодым актерам «Мастерской Дмитрия Брусникина» с забеленными лицами подыгрывают старинная мебель и предметы интерьера, которые, как надеются создатели, помнят еще Хармса и Введенского.

Выжить в постапокалиптической Москве

Масштабная и детально проработанная то ли игра, то ли спектакль, придуманные и поставленные учеником Кирилла Серебренникова Александром Созоновым. Заданные обстоятельства - зараженная радиацией постапокалиптическая Москва с мутантами, борьбой за выживание и проверкой на прочность ваших моральных качеств.

Посидеть на званом ужине

Премьера «Вани» состоится 13 сентября, пока про постановку известно мало, кроме того, что она по Чехову. Это первый спектакль проекта «Театр вне театра», который описывает себя как «создателя театральной машины снов, переносящей гостей в самое сердце истории». Уже сейчас это звучит как устаревший маркетинговый ход: теперь мало позволить зрителю просто поприсутствовать на званом ужине в доме Серебрякова.

Сломать голову

Рассказывать что-то об этом спектакле совершенно нельзя, потому что именно на недосказанностях и загадках выстраивается весь иммерсивный каркас. Однако если вас всегда зачаровывали сцены в красной комнате из «Твин Пикса», то это - правильный выбор.

«Твоя_игра»

Место: Experience Space

Адрес: ул. Пушечная, 4, стр. 2

Не двигаться и не видеть

На Smile off вас полностью отключат от внешнего мира и предложат полчаса пожить одними лишь тактильно-аудиальными ощущениями. Речь идет о полной депривации движения и зрения - со связанными руками и повязкой на глазах зрителей прикуют к креслу-каталке. Пытать, по заверениям организаторов, не будут.

Приготовиться к тоталитаризму

Название проекта «Театр живого действия» говорит само за себя: иммерсивные спектакли - их специализация. Новая постановка «1984» - это художественная игра по мотивам романа Оруэлла про феномен власти и тоталитарного насилия. Пусть реальность за окном уже и так напоминает антиутопию, режиссер Анастасия Киреева все равно призывает зрителей 2,5 часа «покорять действительность», на время спектакля став сотрудником специального отдела управления прошлым министерства правды.

«1984»

Место: КЦ «Хитровка»

Адрес: Подколокольный пер., 8, стр. 2

Фотографии: Обложка, 2 – Remote Moscow, 1 – Андрей Стекачёв, 3 – Сергей Петров/Центр драматургии и режиссуры на Беговой, 4 – Театр.doc , 5 – Марина Меркулова, 6 – Центр имени Мейерхольда, 7, 8 – «Гоголь-центр», 9 – Театр на Таганке, 10 – Journey Lab, 11 – «Антикварный Boutique & Bar», 12 – МСК 2048, 13 – «Студия на Поварской»

Термин «иммерсивный» произошел от английского слова immersive — «обеспечивающий эффект присутствия». Использовать этот термин пришло в голову сотрудникам британской компании Punchdrunk — в 2011 году они поставили в Нью-Йорке теперь уже знаменитый спектакль Sleep no more . Зрители в масках бродили по «отелю Маккиттрик» (на самом деле — по задекорированному заброшенному складу"), пока на их глазах разворачивалось действие спектакля, отдаленно напоминавшее «Макбет» Шекспира и одновременно фильмы жанра нуар 1930-х годов.

Ощущение «причастности» к действию пришлось по душе как зрителям, так и критикам — поэтому билеты на Sleep no more непросто достать даже сегодня, спустя шесть лет после премьеры. А в Шанхае, например, недавно и вовсе стартовала китайская версия спектакля.

Тем временем, попытки повторить успех Punchdrunk предпринимаются по всему миру. В России к иммерсивным спектаклям поначалу приклеилось прозвище «бродилки», по аналогии с видеоиграми. В 2014 году одной из самых ярких бродилок стал «Норманск» в Центре имени Мейерхольда, поставленный по постапокалиптическому роману Стругацких «Гадкие лебеди». «Норманск» задействовал все семь этажей ЦИМа, и оказался спектаклем настолько же зрелищным, насколько и затратным — а потому был показан всего 13 раз.

НАСТОЯЩЕЕ

В 2015 году москвичам впервые показали «Русские сказки» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». По сути, это не один, а двенадцать коротких спектаклей, каждый из которых посвящен одной из сказок Александра Афанасьева. Тут и «Колобок», и «Марья Моревна», и «Звери в яме». Сказки показывали одновременно в большом, малом и репетиционных залах, а также в фойе второго этажа. Иммерсивным спектаклем в полном смысле слова «Русские сказки» назвать можно с натяжкой — в силу того, что бродить здесь можно исключительно в составе одной из трех групп. Никакой самостоятельности: у каждой группы — свой маршрут. Соответственно, чтобы посмотреть все 12 мини-спектаклей, прийти нужно три раза.


«Русские сказки»

К появлению «Черного русского» в 2016 году стало ясно, что для иммерсивного театра нужны отдельные здания, в которых ничего, кроме спектакля, происходить не будет. Режиссер Максим Диденко выбрал для своего проекта особняк Спиридонова постройки XIX века. Почти на целый год особняк превратился в «дом Троекурова» из «Дубровского» Александра Пушкина. Впрочем, в «Черном русском» мало что напоминает о хрестоматийном сюжете: здесь полуголые служанки, ожившие мертвецы и черные пельмени, которыми предполагается кормить артистов. Хореографию для проекта ставил Евгений Кулагин, чья самая известная работа — «Машина Мюллер» , скандальный «спектакль с голыми» в «Гоголь-центре».


«Черный русский»

Главный недостаток спектакля — тот же, что и у «Русских сказок». Гостям на входе раздавали маски сов, лис или оленей, причисляя их к одной из групп. Отделяться и ходить самостоятельно — запрещено.

Спустя пару месяцев после премьеры «Черного русского» в другом особняке XIX века показали «Вернувшихся» . Спектакль ставила американская компания Journey Lab , наиболее точно следуя примеру Punchdrunk и Sleep no more . Здесь вы можете сколь угодно, и как вам заблагорассудится, слоняться по четырем этажам особняка-спектакля.

«Вернувшиеся» основаны на пьесе «Привидения» норвежского драматурга Генрика Ибсена, исследующей темы морального выбора, инцеста и эвтаназии. Это 240 сцен, которые актеры разыгрывают в 50 комнатах особняка. Некоторые из них копируют интерьер типичного скандинавского дома, в то время как другие напоминают сцены из фильмов ужасов.


«Вернувшиеся»

На «Вернувшихся» каждый зритель видит только фрагменты трагедии и должен самостоятельно восстановить полную картину происходящего. Как оказывается, занятие это довольно утомительное — и потому можно взять перерыв и пропустить стаканчик в баре на первом этаже. А затем вернуться к просмотру — хотя бы из-за отлично поставленной сцены оргии.

БУДУЩЕЕ

На театральном фестивале «Толстой Weekend » в Ясной поляне показали спектакль «Зеленая палочка» театра Gruppo Baston Verde . Сюжет посвящен молодому Льву Николаевичу: в детстве старший бра Николай рассказал ему, что секрет счастья нацарапан на зеленой палочке, которая потерялась где-то на территории поместья. Зрители надевают толстовские рубахи и маски с лицом писателя, а затем отправляются в путешествие по поместью длительностью в полтора часа. Перед ними разворачиваются не то сцены из детства писателя, не то фантазии на тему поисков смысла жизни.

Тут и школа, где вас попросят написать диктант, и обед посреди поля, и дуэль. Спектакль возымел успех — и потому идут переговоры о том, чтобы показывать его в Ясной Поляне на регулярной основе.


«Зеленая палочка»

В Москве, в свою очередь, в июле открывается пространство Experience Space. В особняке на Пушечной улице можно будет увидеть две работы бельгийской компании Ontroerend Goed — прошлогоднюю премьеру «Твоя игра» и новый спектакль Smile Off . Это так называемые «спектакли для одного зрителя». В «Твоей игре» зритель попадает в лабиринт из комнат с зеркалами и видеопроекциями, где через общение с проводниками-актерами открывает свое «настоящее я». В Smile Off все строится на запахах, звуках и прикосновениях, так как зритель на протяжении всего спектакля остается сидящим в кресле с повязкой на глазах и связанными руками.

Превратить пьесу Генрика Ибсена «Привидения» (1881) в иммерсивный спектакль придумали одни из пионеров жанра - американская команда Jorney Lab совместно с российской продюсерской компанией YesBWork. Зритель, попадающий по билету в старый особняк, получает полную свободу перемещений, возможность совать нос куда попало и обнаруживать, например, потайные ходы и комнаты. Режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти полгода в режиме строгой секретности обучали артистов техникам иммерсивного театра. За движение и вообще за энергию проекта ответственен Мигель, хореограф шоу «Танцы». Впервые в здешних широтах к жанру променад-театра отнеслись столь основательно.

Идти нужно обязательно

По ряду причин. Во-первых, это первый в России полноценный иммерсивный спектакль в традиции театральной группы Punchdrunk, заложенной их легендарным «Sleep No More». До этого был разве что «Норманск» в Центре им. Мейерхольда, но и тот мало кому удалось увидеть - нуар-бродилку по Стругацким показали меньше десяти раз. Во-вторых, «Вернувшиеся» - вещь, настолько качественно исполненная, многогранная, исторически достоверная и эротичная, что хочется немедленно привести сюда за руку всех апологетов всего «классического» вместе с любителями подчеркнуто «современного». И в-третьих, спектакль покажут только 50 раз, а потом увезут в США.

Прочитайте пьесу Ибсена «Привидения»

Или ее краткое содержание. Например, . Знание сюжета - серьезный козырь, заранее снимающий возможные вопросы вроде: «Кто эти люди?», «Что происходит?» или «Почему этих двоих парней называют одним именем?» Впрочем, и без примерного представления о сюжете разрозненные эпизоды сложатся в пазл. Если совсем упрощать, «Привидения» - семейная драма конца XIX века, главную героиню преследуют фантомы из прошлого, радикально меняя будущее.

Не ходите компанией друзей или парами под ручку

Во-первых, этого просят не делать организаторы. А во-вторых, разделившись, вы сможете увидеть разный комплект эпизодов, тем интереснее потом будет их сопоставить. Если вам кажется, что вы ничего не понимаете - вспомните какое-нибудь свое путешествие. С путеводителем вы наверняка быстро нашли важный музей, дворец или небоскреб, но когда вы просто отправились, куда глаза глядят, вы наверняка наткнулись на удивительный дворик, невероятное граффити или нелегальный рейв - и испытали не меньший восторг.

Не стремитесь следить за сюжетом

Все сцены вы все равно не увидите, и в этом суть - все как в жизни. Тем более что пространство дома и его оформление - абсолютно самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века (художники Руслан Мартынов, Иван Бут). Прямо как великий лондонский «музей-натюрморт» Денниса Сиверса, где все устроено так, будто хозяева только что ушли. Наполненные старым стеклом буфеты и туалетные столики, инструменты цирюльника и параферналии для курения, светильники и обои - разглядывать это все не менее увлекательно, чем следить за ходом пьесы.

Не ждите от актеров блистательной психологической игры

Артисты все безумно красивы, пластичны и харизматичны. От рыжего великана-столяра вообще невозможно оторвать глаза. А какова сцена полета в коридоре, когда актеры взмывают под потолок, используя альпинистские зацепы! Но не обманывайте себя: это не новый русский драматический театр. Чтобы увидеть актерское мастерство XXI века, сходите на «СЛОНа» брусникинцев. У команды «Вернувшихся» все же иная суперсила - поразительное умение не замечать плотно обступившей толпы зрителей.

Надевайте кеды вместо туфель, линзы вместо очков

На входе вы получите маску (весьма удобную, кстати). В принципе, очки можно надеть и поверх нее, просто это не очень комфортно. То же с обувью - приготовьтесь много ходить по лестницам. И вообще, советуем перед выходом из дома ознакомиться со всеми подобными .

Пристраивайтесь за перемещающимися персонажам

Как за машиной скорой помощи в пробке. Это самый легкий способ достичь тотального погружения в духе фильмов Германа-старшего.

Не бойтесь остаться один на один с персонажем


Есть шанс испытать так называемый персональный опыт. Например, услышать шепотом нечто, адресованное только вам. Актеры заманивают зрителей в комнатку избирательно, гарантированный опыт обещан тем, кто купит VIP-билеты по 30 000 рублей. Но делать это необязательно.

Не пейте вино в баре

За бокал попросят 680 рублей. Дорого!

Не пропустите оргию

Главная сцена спектакля изображает свальный грех. Пропустить это довольно сложно, так как участвуют в нем почти все персонажи. Но это значит, что в одном месте собираются сразу почти все зрители. Чтобы заранее занять удобные места и не сгинуть в толкучке, рекомендуем заблаговременно засесть в самом просторном зале подвала. Ориентир - стробоскоп.

Дождитесь финала

За один вечер проигрывается два лупа без остановки. После первого актеры меняется ролями, а эпизоды - локациями. В конце второго происходит большой и важный финал на верхнем этаже в мансарде. Зрители вольны прийти и уйти в любое время, но посмотреть финал все-таки стоит. Там действительно расставляются все точки и случается заслуженный и деликатный катарсис.