Таможенный союз россии, белоруссии и казахстана. Таможенный союз в рамках евразэс

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней были зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются :

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2017 году в указанных органах председательствует Киргизия.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Межгосударственным соглашением в форме коллективного протекционизма разных стран, предусматривающим единую таможенную территорию, явился Таможенный союз. Это общность, где государства-участники договорились о создании общих межгосударственных органов, которые координируют и согласовывают внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания министров соответствующих ведомств, чья работа целиком и полностью опирается на постоянно функционирующий межгосударственный секретариат. Таможенный союз - это форма интеграции между странами и создание наднациональных органов. И это был очередной шаг по пути интеграции в более продвинутую форму от уже существовавшей зоны свободной торговли. В 2015 году на базе Таможенного союза начала свою работу новая организация - Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Примеры

В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, где немецкие государства согласились отменить между своими странами таможенные преграды, а пошлины шли в общую кассу, где их распределяли между странами-участницами по числу жителей. Вероятно, Германский таможенный союз - это первая генеральная репетиция создания Таможенного Европейского союза, который функционирует сейчас. Евразийский экономический союз тоже объединил усилия на проблему интеграции территорий сообщества. Это слияние межгосударственных форм торговли и экономики между Россией, Беларусью, Казахстаном. В основном именно об этом союзе будет идти речь в данной статье. Помимо перечисленных, существовали в разное время таможенные союзы Южно-африканский, Восточно-африканский (как сообщество), Меркосур, Андское сообщество и некоторые другие.

В октябре 2006 года в Душанбе (Таджикистан) был подписан договор о торговой интеграции между Казахстаном, Белоруссией и Россией и выработан технический регламент Таможенного союза. Целью такой организации явилось создание единой таможенной территории, в которой состоят несколько государств. Правила Таможенного союза отменяли пошлины на реализуемую продукцию. В то же время этот шаг позволял защитить собственные рынки от лишнего импорта, сглаживал все неровности торгово-экономической сферы. В пределах стран-участниц созданы единые требования Таможенного союза и единый для всех таможенный тариф. Тем же предписанием регулировались торговые отношения с остальными странами, не входящими в Таможенный союз. Это было необходимо.

История

Тот же договор 2007 года утвердил не только технический регламент Таможенного союза, но и Комиссию - его единый регулирующий орган. В 2012 году действие регламента было завершено, и на смену ему пришла организация ещё более властная, у которой полномочий было больше на порядок, а также значительно увеличен и её штатный состав. Это ЕЭК - Евразийская экономическая комиссия. Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация составили образование на основании Евразийского экономического сообщества. Единая структура технического регулирования была просто необходима. Именно Комиссия выработала единый реестр Таможенного союза, утвердила его правила. Она же обладает прерогативой выработки технических регламентов.

Единый реестр касается органов сертификации ТС и его испытательных лабораторий. Это перечень субъектов, выдающих сертификаты, гарантирующие безопасность данного продукта. Нигде подтверждать такой документ не нужно на территории стран ТС. Комиссия ТС - координатор всех действий и всех усилий стран-участниц по техническому урегулированию, под чьим контролем находится вся деятельность Таможенного союза. Национальные технические регламенты перестали действовать с момента создания Комиссии и выработки ею единых регламентов ТС. Участники Таможенного союза согласились, что единая таможенная территория, где таможенные пошлины не применяются и отсутствуют экономические ограничения, может иметь исключения - это специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Структура

На всей территории государств-участников применяются единые меры регулирования: таможенный тариф внутри ТС и правила торговли с иными странами. Контролируется соблюдение правил Межгосударственным советом, который есть высший орган ТС и куда входят главы правительств и главы государств всех стран ТС. На 2007 год это были президент РФ Д. Медведев и глава правительства РФ В. Путин, президент РБ А. Лукашенко и премьер-министр РБ С. Сидорский, президент Казахстана Н. Назарбаев и премьер-министр К. Масимов. С 2008 года высшим органом ТС стал Межгоссовет ЕврАзЭС (ВОТС) на уровне только глав государств стран-участниц.

Обеспечивал условия работы и развития ТС единственный регулирующий орган - Комиссия ТС, чьи решения обязательны и на национальном уровне никаких подтверждений не требуют. Государства Таможенного союза разделили влияние на решение всех поднимающихся вопросов таким образом: Россия имеет в Комиссии пятьдесят семь голосов, а Казахстан и Белоруссия - по двадцати одному голосу. Все решения принимаются, если собрано две трети голосов. В 2009 году ответственным секретарём Комиссии ТС был утверждён С. Глазьев. Если между странами-участницами возникают споры, то их разрешает специальный суд ЕврАзЭС, где можно добиться изменения действий органов ТС и государственной власти объединения.

Деятельность Таможенного союза

В 2009 году высшим органом ТС - Комиссией в совокупности с правительствами сторон был проведён комплекс мероприятий, чтобы завершить формирование договорной и правовой базы ТС. Сюда вошёл и Единый таможенный тариф, и Таможенный кодекс, и статут суда ТС. В ноябре 2009 года было принято решение относительно единого таможенного тарифа среди стран, которые включил в себя Таможенный союз. Таможенные пошлины в торговле между этими странами были отрегулированы, поскольку вступил в силу ЕТТ - Единый таможенный тариф. В 2010 году состоялся саммит, где было подписано заявление о действенности Таможенного кодекса, который начал работать с июля 2010 года. Целый ряд положений Единого таможенного кодекса не имеют правовой аналогии в законодательствах государств-участников ТС.

Например, нет понятия Единой таможенной территории, не оговорены условия относительно таможенного транзита. Также кодексом ТС отменено оформление на таможне и таможенный пограничный контроль всех товаров, которые происходят из территорий стран-участниц ТС, кроме того, это касается и товаров других стран, находящихся в свободном обращении на территории ТС. Кодекс предусматривает требования Таможенного союза - взаимность в признании мер по обеспечению оплаты платежей на всех территориях ТС. Был введён институт экономического оператора - лица, обладающего правом пользования разнообразными упрощениями, которые возможно осуществить при таможенных процедурах.

Торговля

Таможенный союз в сентябре 2010 года ввёл на своих территориях режим, который зачисляет и распределяет таможенные пошлины. Трёхсторонними договорённостями согласовано, что импортные зачисляются на определённый единый счёт, чтобы затем пропорционально распределяться между бюджетами Беларуси, Казахстана и России. Например, в российский бюджет положено поступление 87,97 % общего объёма ввозных пошлин, в белорусский - 4,7 %, а в казахстанский - 7,33 %. В 2011 году таможенными органами был прекращён контроль на всех внутренних границах ТС.

План действий ТС был утверждён тремя государствами-участницами, и соответственно плану таможенные органы России прекратили любые операции относительно транспортных средств и товаров, которые следуют на нашу территорию. Ранее контроль осуществлялся во всех пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации. А российско-белорусская граница в ППУ (пункт принятия уведомлений) прекратила все операции контроля транзита из третьих стран.

Контроль

Регламент Таможенного союза о безопасности 2010 года предусмотрел введение на границе России и Казахстана переходного периода, когда пограничные пункты ещё будут функционировать, осуществляя контроль - как пограничный, так и миграционный, а товары и транспортные средства, которые следуют на территории ТС, ещё осуществляются совместными таможенными службами стран-участниц. Специальные службы трёх стран должны обмениваться всеми сведениями относительно каждой товарной партии, которая оформляется на их территории. В 2010-м власти уже рассчитывали создание единого экономического пространства на всех территориях, поскольку это самый верный шаг на пути к созданию общего рынка.

Таможенный союз постепенно пополняется, причём все страны-участницы продолжают применять помимо единых таможенных тарифов многие другие меры, в том числе и регулирование торговли с третьими странами. Государства, вступившие в ТС: Казахстан и Россия - с 1 июля 2010 года, Республика Беларусь - через пять дней, Армения - 2 января 2015 года, Киргизия - 12 августа 2015 года. Были и кандидаты - уже вступила бы в ТС Сирия, если бы не развязавшаяся на её территории война (впрочем, возможно, одной из причин её развязывания и стало как раз это намерение), а в январе 2015 года своё намерение присоединиться к ТС объявил Тунис.

Некоторые общие сведения

Экспорт товаров сопровождался нулевой ставкой НДС или освобождением от уплаты акцизов (возмещением уже уплаченной суммы), если факт экспорта подтверждён документально. Импорт товаров в Россию из двух других стран-членов ТС сопровождалось НДС и акцизами. Если оказывались услуги или проводились работы на территории России, то налоговую базу, ставки, налоговые льготы и порядок взимания определяли соответственно законодательству РФ.

После 2015 года международные обязательства в рамках ТС и Единого экономического пространства положили следующие ввозные таможенные пошлины: бюджет Российской Федерации получает 85,33 %, бюджет Беларуси - 4,55 %, Казахстана - 7,11 %, Армении - 1,11 % и Киргизии - 1,9 %. Трудовые мигранты - граждане стран-участниц ТС - уже не должны покупать патент для устройства на работу в Российской Федерации, поскольку право на труд они имеют равное с гражданами России.

Значение

Ещё в 2011 году, будучи ответственным секретарём Комиссии ТС, Сергей Глазьев привёл неоспоримые выгоды создания Таможенного союза - и в экономическом, и в геополитическом аспектах. После деградации и распада Советского Союза, после длившегося десятилетиями обнищания экономик и всяческих невзгод, бывшие советские республики начали интегрироваться, и это геополитическое достижение огромнейшего значения, единственно способное дать конкретные выгоды экономике каждого государства.

В 2012 году было проведено интеграционное исследование Евразийским банком развития. Социологический опрос проходил в десяти странах СНГ и дополнительно - в Грузии, где до двух тысяч респондентов приняли участие в каждой из стран. Вопрос был один: отношение к созданию Таможенного союза, который освободил от пошлин торговлю внутри трёх стран (России, Беларуси и Казахстана). Казахи приветствовали Таможенный союз в 80 % случаев, таджики - 76 %, в России положительно отнеслись 72 % респондентов, в Киргизии и Узбекистане - 67 %, в Молдавии - 65 %, в Армении - 61 %, в РБ - 60 %, Азербайджане - 38 %, а в Грузии - 30 %.

Проблемы

Критика в адрес ТС существовала всегда. Чаще всего она сводилась к теме недостаточной проработки условий сертификации товаров и торговли, говорилось также и о навязывании Российской Федерацией странам-соучастницам условий ВТО, хотя они в эту организацию и не вступали. Некоторые эксперты сетовали о несправедливости распределения доходов между участниками. Однако никто из них не смог своими исследованиями доказать, что Таможенный союз - проект не слишком выгодный как для участников, так и для потенциальных его членов. Напротив, огромный ряд дотошно проведённых исследований последовательно и по всем пунктам доказывает то, что ЕАЭС выгоден однозначно всем его членам как по экономическим, так и по идеологическим причинам.

Некоторые эксперты замечают, что идеологическая составляющая перевешивает экономическую, поскольку этот союз - формирование искусственное, а потому жизнеспособным быть не может и существует пока лишь потому, что России это идеологически выгодно, и она участников спонсирует. Однако очень плохо уживаются рядом обвинения в несправедливости разделения доходов и тема спонсирования. Уж либо то, либо это. Судя по экономическим выкладкам, и Беларуси, и Казахстану, и Киргизии, и Армении членство в ЕАЭС выгодно.

Сегодня

Сегодня Евразийский экономический союз работает не менее активно, чем в любой из прошлых моментов существования ТС. Решениями Комиссии обсуждаются всё новые программы развития отношений между странами-участницами. Например, создан и работает консультативный комитет, занимающийся нефтью и газом, который формирует общий рынок газа в границах ЕАЭС. А это едва ли не важнейший приоритет интеграционного сотрудничества, включивший в себя целый комплекс различных мероприятий - технологических, организационных, правовых (всего мероприятий - более тридцати). В 2016 году главы государств России, Киргизии, Казахстана, Беларуси и Армении уже утвердили концепцию работы по формированию общего газового рынка. Остаётся проработать международный договор с едиными правилами доступа к системам газового транспорта, расположенных на территориях этих государств.

Развивается общий рынок автотранспортных услуг, повышается конкурентоспособность международных перевозок, улучшено в значительной мере таможенное регулирование и страхование. Несмотря на то что между странами-участницами внешнеэкономические связи обеспечиваются всеми существующими видами транспорта, доля автомобильного в нём - более 82 процентов от общего объёма грузоперевозок, а пассажирских - 94 процента. И эти проценты ещё растут. Формируется и общий рынок услуг на воздушном транспорте, и эту тему в конце апреля 2017 года подробно обсуждал в Минске консультативный комитет. Подготавливается проект так называемой дорожной карты, что является реализацией основных направлений транспортной политики.

Безусловно, и таможенные органы, и бизнес в первое время начала функционирования Та­моженного союза будут испытывать проблемы переходного периода…

Андрей Бельянинов, Руководитель ФТС России
выступление на международной конференции в г. Москве 22 октября 2009 года

Таможенный союз: понятие и примеры из мирового опыта

Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.

Основными задачами государств в таможенном союзе являются:

  • создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;
  • введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;
  • полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;
  • использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
  • функционирование единых органов управления таможенного союза.

По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:

  • применение общего таможенного тарифа;
  • использование единых мер нетарифного регулирования;
  • проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.

Интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них. Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика.

Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 г. и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.

История Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г., стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года – Узбекистан.

На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.

Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.

Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:

  • с 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;
  • с 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории Беларуси. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС).

И, наконец, последней (на текущей момент) вехой в формировании Таможенного союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.

Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.

Положительные стороны Таможенного союза

Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:

  • снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;
  • уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;
  • сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;
  • открытие новых рынков сбыта;
  • упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.

Договорно-правовая база Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

Введены в действие с 1 января 2010 г. документы, устанавливающие общий порядок тарифного и нетарифного регулирования в таможенном союзе, а именно:

  • Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее – Соглашение о ЕТТ);
  • Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года (далее – Соглашение о тарифных квотах);
  • Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года (далее – Соглашение о нетарифных мерах);
  • Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года;
  • Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года;
  • Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года (далее − Протокол о ставках, отличных от ЕТТ);
  • Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее – ЕТН ВЭД);
  • Единый таможенный тариф таможенного союза (далее – ЕТТ);
  • Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года (далее – Протокол о тарифных льготах);
  • Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года (далее – Протокол о системе тарифных преференциий);
  • Перечень развивающихся стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
  • Перечень наименее развитых стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
  • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (далее – Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран);
  • Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств–членов таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза;
  • Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозимой пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;
  • Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
  • Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений и другие документы;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года;
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года от 11 декабря 2009 года;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.

Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и соответственно ТК ТС вступили в силу с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. – для Беларуси.

Структура единого таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

В связи с формированием нормативной правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза представляет собой четырехуровневую систему:

  • ТК ТС;
  • международные соглашения государств–участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Комиссии Таможенного союза;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

В силу п. 3 ст. 1 ТК ТС при таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не определен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках таможенного союза, является ТК ТС.

Международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного регулирования, которые должны применяться одинаково на всей территории таможенного союза. Это, прежде всего, определение и контроль таможенной стоимости, правила определения страны происхождения товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила уплаты косвенных налогов и некоторые другие общие нормы.

Комиссия таможенного союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: устанавливает порядок декларирования и форму таможенной декларации; порядок применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур); порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; определяет формы документов для таможенных целей. В настоящий момент это более 150 решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии таможенного союза.

Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин

На современном этапе продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение МГС № 18) с 1 января 2010 г. в целях создания единой системы таможенно-тарифного регулирования торговли Беларуси, Казахстана и России с третьими странами введены в действие Соглашение о ЕТТ; Соглашение о тарифных квотах; Протокол о ставках, отличных от ЕТТ; Протокол о тарифных льготах; Протокол о системе тарифных преференциий.

ЕТТ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД (утверждена Решением МГС № 18). Согласно Протоколу о ставках, отличных от ЕТТ, более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой ЕТТ может применяться в отношении товаров, происходящих из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии таможенного союза (далее – Комиссия), принимаемого в соответствии с Протоколом о ставках, отличных от ЕТТ.

С начала текущего года предоставление тарифных льгот стало возможным только в случаях, установленных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения о ЕТТ, а также на основании решений Комиссии, принятых консенсусом. Кроме того, ст. 5 Соглашения о ЕТТ определяет, что такие льготы применяются независимо от страны происхождения товаров и могут выражаться в освобождении от ввозной таможенной пошлины или снижении ставки ввозной таможенной пошлины. Некоторые тарифные льготы закреплены Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение КТС № 130).

В условиях единой системы тарифных преференций таможенного союза, введенной ст. 7 Соглашения о ЕТТ и Протоколом о системе тарифных преференций, для содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран–пользователей этой системы и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок, установленных ЕТТ. В свою очередь, в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран–пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин. С этой целью Решением МГС № 18 утверждены перечни развивающихся стран и наименее развитых стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, а также Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран.

Соглашение о тарифных квотах закрепляет возможность использования тарифных квот как меры регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, с помощью более низкой по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ставки ввозной таможенной пошлины в течение определенного периода на определенное количество товара (в натуральном или стоимостном выражении). Решением КТС № 130 определен также Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Согласно ТК ТС ограничивается право выбора валюты, в которой могут уплачиваться ввозные таможенные пошлины: теперь они уплачиваются в валюте того государства–члена таможенного союза, в котором подлежат уплате и таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу (ст. 84 ТК ТС).

В отличие от национального таможенного законодательства ТК ТС не допускает возможности любого лица уплатить таможенные пошлины за счет собственных средств за плательщика таможенных пошлин. Теперь плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии со ст. 79 ТК ТС международными договорами и (или) законодательством государств–членов таможенного союза возложена такая обязанность. Декларантом считается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст. 4 ТК ТС).

Согласно ст. 84 ТК ТС полномочия определять форму уплаты таможенных пошлин и момент исполнения обязанности по их уплате (дату уплаты) предоставлены государству–члену таможенного союза, в котором такие пошлины подлежат уплате. С учетом вышеизложенного правила относительно валюты платежа фактически ограничена возможность уплаты таможенных пошлин путем обращения сумм обеспечения их уплаты, внесенных в иностранной валюте.

В ТК ТС тарифные преференции и тарифные льготы включены в понятие «льготы по уплате таможенных платежей». Освобождаются от ввозных таможенных пошлин товара, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, определяемую по действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин курсу, устанавливаемому законодательством государства–члена таможенного союза, таможенный орган которого осуществляет выпуск таких товаров.

ТК ТС предусматривает возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин в форме отсрочки или рассрочки. При этом основания, условия и порядок изменения таких сроков определяются международным договором государств–членов таможенного союза, а не национальным законодательством. С этой целью принято Соглашение о порядке уплаты таможенных пошлин, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате ввозной таможенной пошлины могут предоставляться при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия; технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; при задержке поступления плательщику финансирования из республиканского бюджета или платы за выполненный им государственный заказ; при ввозе подвергающихся быстрой порче товаров; при осуществлении поставок товаров в рамках международных договоров; при ввозе по утверждаемому Комиссией перечню отдельных типов иностранных воздушных судов и комплектующих к ним; при ввозе осуществляющими сельскохозяйственную деятельность организациями либо поставке для таких организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, отдельной сельскохозяйственной техники, товаров для кормления животных; при ввозе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих, запасных частей к нему для использования в промышленной переработке.

Для зачисления ввозных таможенных пошлин используется единый счет уполномоченного органа государства–участника таможенного союза на основании Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года (далее – Соглашение о порядке зачисления ввозных пошлин). Данное Соглашение вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарий получит последнее письменное уведомление по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур.

Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или взысканными суммами таможенных пошлин признаются денежные средства, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств–членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин в отношении конкретных товаров. Их возврат (зачет) осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства–члена таможенного союза, в котором произведена их уплата и (или) взыскание, с учетом особенностей, установленных ст. 4 Соглашения о порядке зачисления ввозных пошлин. Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне.

Для регулирования вопросов взаимного признания таможенными органами документов, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, принято Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

Таможенный союз формируется с целью создания единой территории, и в ее пределах действуют таможенные налоги и экономические ограничения. Исключение составляют компенсационные, защитные и Таможенный союз подразумевает применение единого и прочих мер, призванных регулировать торговлю товарами с третьими странами.

Определение

Таможенный союз - это объединение нескольких государств-участников, которые проводят совместные мероприятия в сфере таможенной политики. Также упраздняются таможенные сборы и границы между участниками, а для других государств вводится единый таможенный тариф.

История

Первый подобный союз возник в девятнадцатом веке, участниками которого стали Франция и Монако.

В начале двадцатого века заключившие Таможенный союз - это Швейцария и Также можно привести в качестве примера заключение в двадцатом веке Генерального соглашения о тарифах и торговле, в 1957 году было учреждено Европейское экономическое сообщество, которое устраняло все ограничения в торговле между участниками, и создан общий таможенный тариф на торговлю с третьими странами. В 1960 году была образована Европейская ассоциация которая отменяла налоги на таможне и количественные ограничения торговли членов ассоциации.

В и ЕАСТ все еще присутствуют отличия в таможенных правилах и нет единых пошлин в торговле, в социалистических странах нет Таможенного союза, но заключены соглашения, предполагающие сотрудничество и взаимопомощь по вопросам таможни.

Были введены единые документы, методы и формы по оформлению груза как выставочного, так и ярмарочного. Были подписаны соглашения по упрощению их оформления на таможне. Эти договора ускоряют продвижение грузов, укрепляют мировой рынок и предупреждают всевозможные нарушения.

В 2010 году был создан единый Таможенный союз, в состав которого вошли Россия, Казахстан и республика Беларусь. Это подразумевает создание единой таможенной территории и обеспечивает все контрольные функции.

В текущем году вступила в Таможенный союз Киргизия, Россия при этом усиливает свои позиции.

Принятие Таможенного союза

6 октября 2007 года был заключен Договор между Российской Федерацией, Республиками Беларусь и Казахстан о переходе в единый Таможенный союз.

С 1 июля 2010 года в соответствии с таможенным кодексом начала функционировать единая таможенная территория трех стран-участниц.

Устранили декларирование и оформление на таможне на границах этих трех государств. Товары могут перемещаться без оформления, что исключает возникновение издержек. Они перемещаются намного проще и сокращаются расходы на доставку грузов.

В дальнейшем на территории союза возникнет с работающим единым который помимо торговли включает в себя услуги и множество прочих сфер деятельности.

2015 год Таможенного союза ознаменовался новым событием. Вступление очередного члена организации вносит некоторые изменения в геополитике. А новый состав организации Таможенный союз (Киргизия, Россия, Казахстан и другие) позволит расширить торговые отношения в странах ТС.

Общие сведения

Таможенный союз - это объединение, нацеленное на повышение экономического уровня в государствах-участниках. Созданный рынок насчитывает более 180 миллионов человек с денежным оборотом в 900 миллиардов долларов.

Заключение Таможенного союза позволило товарам беспрепятственно передвигаться по всей территории с действием универсального контроля.

Если факт экспорта документально подтвержден, то акцизы уплачивать не нужно, и ставка по НДС нулевая.

В случае импорта товаров в Россию из Казахстана и Белоруссии российские налоговые органы взимают акцизы и НДС. Таможенный союз - это легкая и выгодная форма взаимодействия.

Состав

Участники организации ТС (Таможенный союз):

Россия и Казахстан (с 01.07.2010 года).

Беларусь (с 06.07.2010 года).

Армения (с 10.10.2014 года).

Киргизия (с 08.05.2015 года).

Кандидаты на вступление:

Таджикистан.

Вступление в Таможенный союз стран-кандидатов рассматривается в самое ближайшее время. Расширение организации способно улучшить мировой рынок. Вход стран-кандидатов в Таможенный союз (Таджикистан, Сирия, Тунис) - это перспектива для более развитых стран за счет расширения их позиций.

Руководящие органы

Высший орган управления - Международный совет глав государств и правительств. Также согласно договору учреждена Комиссия Таможенного союза, которая является постоянно действующим органом регулирования.

Высшие органы учреждения в 2009 году провели комплексные мероприятия, которые позволили закрепить договорную и правовую основу Таможенного союза.

По решению президентов стран-участниц союза была создана экономическая комиссия как постоянный регулирующий орган наднационального управления, который находится в подчинении у Высшего Евразийского экономического совета.

Основные преимущества

Главными плюсами Таможенного союза для субъектов хозяйствования в сравнении с зоной свободной торговли являются:

  • На территориях Таможенного союза значительно снизились расходы по созданию, переработке и перемещению товаров.
  • Затраты времени и финансов, возникающие по причине административных барьеров, заметно уменьшились.
  • Количество таможенных процедур, обязательных для прохождения при ввозе товара из третьих стран, сократилось.
  • Стали доступными новые рынки сбыта товаров.
  • Унификация таможенного законодательства привела к его упрощению.

Таможенный союз и ВТО

В процессе создания Таможенного союза было высказано множество опасений по поводу противоречия правил ТС правилам ВТО.

В 2011 году организация подвела все свои нормы к полному соответствию к нормам ВТО. В случае если государства Таможенного союза вступят в ВТО, приоритетными будут считаться нормы ВТО.

В 2012 году Россия вступила в ВТО, что привело к обновлению Единого таможенного тарифа для стран Таможенного союза в соответствии с требованиями ВТО. Уровень 90 процентов импортных пошлин остался прежним.

Внутренние конфликты

В ноябре 2014 года был запрещен импорт мяса из Белоруссии в Россию. Объем составлял около 400 тысяч тонн. Вместе с тем российской стороной были приняты меры по ужесточению контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, что противоречит упрощенным правилам по перевозке грузов, действующим на территории Таможенного союза.

Наблюдателями отмечено хорошее сочетание механизма Таможенного союза и механизма реэкспорта в Россию запрещенных европейских товаров. К примеру, импорт рыбы из Белоруссии, которая не имеет выхода к морю, в Россию увеличился на 98 процентов.

Белорусский президент А.Г. Лукашенко был возмущен запретами российской стороны и обвинил Россию в нарушении правил Таможенного союза и пренебрежение нормами международных прав.

По отметкам наблюдателей, в правилах есть пункт, согласно которому в случае введения ограничений со стороны России по торговле и перевозке товаров белорусская сторона имеет право не соблюдать условия договора.

В 2015 году Белоруссия вернула на российскую границу пограничный контроль, тем самым нарушив условия договора ЕАЭС. Также было объявлено о вероятном отказе от рубля как от расчетной валюты и возвращении расчетов в долларах США. Российские эксперты считают, что в такой ситуации под удар попадает региональная интеграция.

Критика

В 2010 году силами оппозиции была предпринята попытка организовать референдум за денонсацию соглашений. Казахстан выступил с претензией об ущемлении суверенных прав.

Также были высказаны критические комментарии Таможенного союза по следующим пунктам:

  • Плохо проработаны условия торговли и сертифицирования товара.
  • Условия ВТО были навязаны Россией Казахстану и Белоруссии, которые членами вышеупомянутой организации не являются.
  • Доходы и поступления якобы несправедливо распределяются между странами-участниками.
  • Таможенный союз невыгоден как проект нынешним и потенциальным участникам.

Между тем исследования указывают на то, что по ряду идеологических причин Таможенный союз в разной степени выгоден его участникам.

Также было высказано мнение о том, что Таможенный союз является фантомом, он не жизнеспособен как искусственное политическое образование.

Мнения в обществе

В 2012 году Центром интеграционных исследований при Евразийском банке развития был проведен социологический опрос. В опросе участвовали страны СНГ и Грузия. Был задан вопрос: "Как Вы относитесь к тому, что Казахстана и России объединились?". Были получены следующие ответы стран, входящих и претендующих на вступление в таможенный союз:

Таджикистан: «положительно» 76%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 2%.

Казахстан: «положительно» 80%, «безразлично» 10%, «отрицательно» 5%.

Россия: «положительно» 72%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 4%.

Узбекистан: «положительно» 67%, «безразлично» 14%, «отрицательно» 2%.

Киргызстан: «положительно» 67%, «безразлично» 15%,«отрицательно» 8%.

Молдова: «положительно» 65%, «безразлично» 20%, «отрицательно» 7%.

Армения: «положительно» 61%, «безразлично» 26%, «отрицательно» 6%.

Белоруссия: «положительно» 60%, «безразлично» 28%, «отрицательно» 6%.

Украина: «положительно» 57%, «безразлично» 31%, «отрицательно» 6%.

Азербайджан: «положительно» 38%, «безразлично» 46%, «отрицательно» 11%.

Грузия: «положительно» 30%, «безразлично» 39%, «отрицательно» 6%.

Мнения экспертов

По заявлению секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, ТС выгоден как в плане геополитики, так и в плане экономики. Это важное достижение, которое дает множество неоспоримых выгод государствам-участникам.

По словам руководителя ФТФ России Андрея Бельянинова на конференции в 2009 году, Таможенный союз в начале своего функционирования будет создавать проблемы бизнесу и органам таможни, но это не более чем переходный период.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дает определение Таможенного союза как очередного шага к тому, чтобы создать единое экономическое пространство, которое будет являться правильной формой экономических отношений между странами-участниками.

В 1995 году были определены страны Таможенного союза, объединённые экономическими и торговым отношениями. Это на сегодняшний день Казахстан, Беларусь и Россия с примкнувшими к ним Киргизией и Арменией. Страны Таможенного союза сформировали единую территорию с отменой всех пошлин на продукцию, реализуемую в этих границах. Здесь действует одинаковый для всех таможенный тариф и созданы одинаковые требования относительно регулирования торговых отношений с остальными странами.

До 2012 года и после

Были внедрены единые стандарты, которые обязались выполнять страны Таможенного союза, таким образом защищая собственные рынки от некачественной импортной продукции, а также сглаживая шероховатости торговой и экономической сфер внутри Союза. Тот же договор 2007 года предусматривает создание комиссии, которая стала регулирующим органом, охватывающим все страны Таможенного союза. Её срок работы был окончен в июле 2012 года, и на замену ей пришла ещё более властная организация - ЕЭК, которая начала свою деятельность за полгода до окончания Таможенной комиссии. Евразийская экономическая комиссия имеет полномочий на порядок больше, в её штатном составе задействовано в десять раз больше людей.

Таможенная комиссия формировала нормативные акты и правовые документы, которые обязательно рассматривались и подписывались всеми участниками, то есть тремя людьми - председателем и двумя членами комиссии. Нужно заметить, что такого плана содружества, как евроазиатские страны Таможенного союза с Россией, - далеко не первый опыт в истории человечества. В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, позже - Таможенный союз ЕС, Южноафриканский таможенный союз и так далее. Это не более чем межгосударственное соглашение более двух стран об отмене таможенных торговых пошлин, одна из форм коллективного протекционизма.

Как это происходит

Каждый раз, когда создаётся таможенный союз, страны-участники обговаривают создание можгосударственных органов, которые будут координировать и согласовывать внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания на уровне министров соответствующих ведомств, опирающихся в работе на постоянный межгосударственный секретариат. Таможенный союз, страны-участники которого имеют межгосударственную интеграцию, создаёт и наднациональные органы. Это более продвинутая форма интеграции, чем, например, простые зоны свободной торговли. ЕЭК же - это постоянный регулирующий наднациональный орган ЕАЭС, который ранее был менее продвинутыми Таможенным союзом и Единым экономическим пространством (ЕЭП).

Такая современная форма единого торгово-экономического союза была создана в 2011 году решением трёх президентов - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - и скреплена договором от 18 ноября этого года. По статусу эта организация является наднациональным органом управления, а подчиняется ВЕЭС (Высший Евразийский экономический совет), и решения комиссии в обязательном порядке исполняют все страны - участницы Таможенного союза, ЕАЭС и ЕЭП. Основной задачей перед ЕЭК стоит обеспечение всех условий для развития и функционирования этих трёх формирований, а также улучшение сферы интеграции в границах этих объединений.

Полномочия

Все полномочия комиссии Таможенного союза были переданы в Евразийскую экономическую комиссию. Помимо этого появились и дополнительные функции, их довольно много. Сферы полномочий очень широки, комиссия занимается таможенно-тарифным и нетарифным регулированием, администрированием таможни, техническим регулированием. Всемирно важно выполнение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных норм, и здесь тоже зона действия ЕЭК. Страны - члены Таможенного союза пользуются ввозными таможенными пошлинами, которые были зачислены и распределены комиссией. Ею же устанавливаются торговые режимы и в отношении посторонних стран. На комиссию возложена обязанность вести статистику взаимной и внешней торговли, выстраивать макроэкономическую и конкурентную политику, распределять сельскохозяйственные и промышленные субсидии.

Под ведомством комиссии Таможенного союза находится энергетическая политика, под её руководством создаются естественные монополии, делаются муниципальные и государственные закупки. В каждой функции ЕЭК заложена цель процветания взаимной торговли инвестициями и услугами, она контролирует валютную политику. Также под её ведомством - перевозки и транспорт, охрана результатов индивидуализации услуг, работ, товаров, интеллектуальной деятельности. Занимается ЕЭК трудовой миграцией, финансовыми рынками - банковской сферой, страхованием, рынками ценных бумаг и валютным. А также в сферах её интереса многое другое, что достаточно сложно перечислить, не переписывая многостраничные документы. Из главного: именно комиссия реализует международные договоры, формирует договорно-правовую базу ТС и ЕЭК. Страны единого Таможенного союза, являясь сторонами этого объединения, делают долевые взносы, утверждённые главами государств-сторон.

История и перспективы

Итак, в 1995 году руководителями России, Казахстана и Беларуси были подписаны договоры о создании Таможенного союза. Позже к ним присоединились Таджикистан, Киргизия. В 2000 году на базе этой организации был создан Евразийский экономический союз. В 2007-м была создана комиссия Таможенного союза как единый действующий, постоянно регулирующий орган. Этот путь для Таджикистана оказался довольно сложным, и об этом нужно говорить отдельно. Ниже будет глава, посвящённая Таджикистану и его пути в Таможенный союз, какой страна эта пока не осилила. Возможно, в 2017-м и станет его шестым членом.

В 2010 году был введён Таможенный кодекс, а в 2011-м принята Декларация об экономической интеграции и втором её шаге - ЕЭП (Единое экономическое пространство), которая вступила в силу лишь в 2012-м в виде семнадцати межгосударственных соглашений, где была заложена правовая основа этой организации. Тогда же пришёл черёд сформироваться и Евразийской экономической комиссии, которая заменила комиссию ТС. В январе 2015 года был подписан всеобъемлющий договор о Евразийском экономическом союзе, который стал третьим шагом по созданию продвинутой таможенной системы на территории вышеперечисленных государств. В 2016 году пять стран подписали этот договор. Какие страны входят в Таможенный союз нового типа? Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.

Структура

В 2012 году сотрудников комиссии стало шестьсот человек, через полгода - восемьсот пятьдесят, а в 2013-м - уже более тысячи. Все они являются служащими международными. ЕЭК работает на двух уровнях - Коллегия ЕЭК и Совет ЕЭК. Последний руководит деятельностью комиссии, в нём пять представителей: от каждой страны-участницы - вице-премьер национального правительства. Заседания проводятся ежемесячно. В составе совета от России - И. И. Шувалов, от Киргизии - О. М. Панкратов, от Казахстана - А. У. Мамин, от Беларуси - В. С. Матюшевский, от Армении - В. В. Габриелян. Председательствуют по очереди в алфавитном порядке. Решения принимаются консенсусом.

Исполнительный орган комиссии - Коллегия ЕЭК, она осуществляет дальнейшую интеграцию в границах ТС и ЕЭП. Там - десять членов, по два человека от каждой страны, один из них председательствует. Страны, входящие в Таможенный союз, назначают членов и председателя Коллегии сроком на четыре года, предусмотрено и продление полномочий (уровень глав государств). Заседания проводятся еженедельно.

ТС и Таджикистан

С созданием ТС появилась возможность объединения в определённом формате (наднациональная организация) часть пространства погибшего Советского Союза. В сущности, Таможенный союз - это результат проявления воли лидеров трёх стран, которая направлена на снятие барьеров, на интеграцию, свободу передвижения услуг, товаров, всех видов капитала, человеческого в том числе, сквозь прозрачные границы стран-участниц. По логике союз нужно расширять, пусть не до шестнадцати членов, но как можно больше. Но с экономической точки зрения этот шаг весьма рискован. Относительно вступления в ТС Таджикистана дискуссия не затихает много лет, она всё так же животрепещуща. Нужно сказать, что, так же как и Киргизия, сигнализировали таджики о желании присоединиться весьма противоречиво.

Во-первых, это одна из самых бедных стран Средней Азии. Выхода к морю нет, кругом - горы, где пять лет длилась гражданская война с 1992 года. Инфраструктура пострадала вся, особенно хозяйственная. Сейчас в основе экономики этой страны - производство хлопка, лёгкая и текстильная промышленность. В последнее время началась добыча полезных ископаемых - алюминия, угля, сурьмы, серебра и золота. Также в республике ещё работают построенные при Советском Союзе электростанции. Но в целом ситуация в стране всё равно остаётся плачевной. Из Таджикистана выехало практически всё трудоспособное население, по большей части в Россию, откуда шлют денежные переводы семьям. Конечно, в Таможенный союз эту страну всё равно приняли бы, но до вступления в ТС Киргизии общих границ у Таджикистана с Таможенным союзом не было.

Территория

Единая территория Таможенного союза - страны, которые являются его членами, и все их просторы. Таковы условия договоров, которые подписываются руководителями ТС: границы отдельных территорий в составе любой страны - участницы ТС являются границами ТС. В пределах этих государств таможенные границы ликвидированы, таможенные барьеры сняты, таможенные пошлины не применяются, взаимная торговля процветает без каких-либо административных ограничений.

Услуги, товары, капитал и рабочая сила совершают свободное течение по всей территории, внутреннее законодательство каждой страны-участницы унифицировано с созданием наднационального регулирования в области права. Всё это способствует росту и стабильности всех участвующих национальных экономик.

Задачи

Здесь представлены только основные задачи, которые выполняют страны Таможенного союза. Список:

1. Создать единую таможенную территорию в границах стран-участниц.

2. Ввести режим отсутствия нетарифных и тарифных ограничений в торговле, кроме тех случаев, которые оговорены в специальных нормативных актах.

3. Полностью отменить таможенный контроль в странах-участницах на их внутренних границах.

5. Использовать однотипные механизмы в регулировании торговли и экономики, которые базируются на рыночных универсальных принципах хозяйствования и экономическом законодательстве, гармонизированном для этой цели.

6. Наладить работу единых органов, управляющих Таможенным союзом.

Торговые отношения со странами, не входящими в ТС, по всей внешней границе существуют по другим правилам. Там применяют общие таможенные тарифы, используются единые меры нетарифного регулирования, проводится единая таможенная политика и применяются единые таможенные режимы.

Положительные стороны

По сравнению с функциями зоны свободной торговли ТС имеет многие преимущества, предоставляемые всем субъектам хозяйствования в странах-участницах. Прежде всего снижаются расходы на то, чтобы создать, переработать, переместить, транспортировать товары по территориям стран ТС.

Кроме того, уменьшаются финансовые и временные затраты в связи с отсутствием административных ограничений. Сокращается количество таможенных процедур, в то время как товары из других стран, не участвующих в ТС, должны преодолевать многие таможенные барьеры. С помощью ТС легче открываются новые рынки сбыта. Таможенное законодательство упрощается и унифицируется.

Перспективы

В Евразийский экономический союз намеревались вступить такие страны, как Тунис, Сирия и Турция. Пока о конкретике действий относительно реализации данных желаний ничего не известно, однако может случиться и так, что со вступлением в число стран единого таможенного пространства с Россией в этих государствах стабилизируется политическая напряжённость. Во всяком случае многое говорит о том, что эти намерения в данных странах обсуждаются и взвешиваются. Ещё одна страна, которая сейчас является потенциальным кандидатом на вступление в ТС, - Узбекистан.

С кончиной президента Каримова, который явно не хотел интегрироваться ни в одну из региональных организаций, политика в государстве поменялась. Узбекистан переживает наиболее тяжёлое экономическое положение, без особых надежд на улучшение. Ему ТС чрезвычайно был бы выгоден. Стоит вспомнить, что именно из Узбекистана и Таджикистана в России наибольшее число мигрантов. Из Киргизии тоже много, но у них гораздо более стабильное правовое положение, поскольку эта страна членом ТС является. Таможенный союз - это всё-таки один из шагов по укреплению связей государств бывшего СССР. Через экономические связи, через хозяйственные и технологические цепочки - к восстановлению обновлённых связей и новых политических реалий.