Таблица характеристика периодов древнерусской литературы. Периодизация древнерусской литературы

Литература

Письменность и просвещение

Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства. Об этом свидетельствует договор Олега с Византией, составленный на русском и греческом языках.

Грамотными были не только князья, но и обычное население. Археологи находят подписанные бытовые предметы крестьян, например, глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском, на котором написано горушна , т.е. сосуд для пряностей. Буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их резами .

В последствии материалом для письма служила береста и пергамен. На бересте (березовой коре) буквы и рисунки продавливали особой палочкой - писалом . Берестяными грамотами пользовались и князья и крестьяне.

Более дорогостоящий материал для письма, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи, назывался пергамен. На нем писались книги. На бересте и пергаменте славяне писали до XIV в.

Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – граффити . Молодому Владимиру Мономаху принадлежит короткая надпись на стене Софийского собора в Киеве. Юный князь вывел: «Ох, тяжко мне!» – и подписался своим христианским именем: Василий. Сохранились записи-граффити на стене Софийского собора в Киеве о смерти «цесаря нашего» Ярослава Мудрого 20 февраля 1054 г.

В 60-е годы IX века Моравские братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку (глаголицу , позже переименованную в кириллицу ), в основе которой лежала азбука, существовавшая у восточных, южных и западных славян до их Христианизации. Славянская Письменность в X веке проникла на Русь.

Грамотность на Руси была достаточно распространена, обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах на родном языке. В школах учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счету.

С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девушек.

Принятие христианства в Древней Руси имело значительные последствия для развития литературы и появления рукописных книг.

Христианизация Руси потребовала коренной перестройки мировоззрения; прежние языческие представления об устройстве Вселенной, истории человеческого рода, о предках славян были теперь отвергнуты, и русские книжники остро нуждались в сочинениях, которые давали бы новое, христианское истолкование мироустройству.

Церковь нуждалась в возрастающем количестве богослужебных книг. Болгарским и византийским священникам, приехавшим на Русь, и их русским ученикам потребовалось незамедлительно переписывать или переводить книги, необходимые для богослужения. Нужно было также познакомить новообращенных христиан с сочинениями богословов - «отцов церкви», с житиями святых, с поучениями и наставлениями христианских проповедников. Поэтому книгописание на Руси в IX - XIV вв. было прерогативой церкви.



Самые первые рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя ученые полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX веке, следуя за изобретением славянской письменности.

Переписывали книги писцы. В большинстве случаев они копировали тексты и рисунки из каких-либо оригиналов. Но могло иметь место и письмо под диктовку.

Перепись книги была очень трудоемкой и длительной работой. И, хотя потребность в книгах у молодого христианского государства была очень велика, возможности для удовлетворения этой потребности были весьма ограничены: на Руси на первых порах было мало умелых писцов, а сам процесс письма был очень длительным. Например, Остромирово Евангелие, считающееся самой древней рукописной книгой, дошедшей до нашего времени, было переписано за 7 месяцев: с октября 1056 по май 1057 года. В книге 294 листа, значит, переписывалось полтора листа в день.

Первые книги писались уставом - крупным почерком, в котором каждая буква отделялась от соседних и скорее рисовалась, чем писалась. Слитное письмо появится лишь в XV в.

До XIV в. материалом для рукописных книг служил пергамент - специально выделанная телячья кожа. Он был основным материалом для письма до изобретения бумаги. Пергамент был очень дорогим, поэтому заказчиками книг могли быть либо очень богатые люди - князья и бояре, либо церковь.

С появлением пергамента изменилась форма книги: вместо свитка она приобрела вид, близкий к современному. Листы обрезались по краям, им придавалась прямоугольная форма. В дальнейшем пергамент стали использовать для обтягивания переплета. Иногда вместо бумаги использовалась береста.

В качестве основных инструментов для письма использовались перо и чернила разных оттенков. С XI по XIV век писали птичьими - гусиными перьями и железистыми чернилами разных оттенков: от ржавого до черного.

. Книги украшались картинками, иллюстрирующими текст,- миниатюрами .

Сохранившиеся миниатюры изображают песцов за работой. Сидят они на резных скамьях. Пишут и на свитках, и на отдельных листах, и переплетенных тетрадях. Оригинал рукописи укреплен на пюпитре. Рядом с местом работы - тумба с инструментами: чернильница (была с двумя отверстиями - для киновари с красной краской и обычных чернил), пенал, циркуль, нож, перо, линейка, ножницы. Основное положение листа книги при письме - наклонное.

Для получения ровных строчек лист пергамента (позже бумаги) разлиновывали острым инструментом. Только после этого приступали к переписыванию каждой буквы.

Особое восхищение вызывают буквицы - это начальные буквы статьи. Их чаще писали киноварью (минерал красного оттенка). Отсюда и название «красная строка». Буквица должна была заинтересовать читателя, привлечь его внимание. Выписывалась она намного крупнее основного текста. Была увита орнаментом, сквозь который можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или лицо человека. Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях.

В начале текста помещались орнаментальные заставки. Орнаментика древнерусских книг является особым предметом изучения для искусствоведов и историков. Ее колористика говорит, была ли книга переписана из зарубежных изданий или написана в Древней Руси.

В 1037 г. князь Ярослав Мудрый приказал собрать писцов, которые перевели и переписали многие книги. В первой половине XI в. на Руси становятся известными многие памятники византийской и болгарской литературы.

Среди переписываемых и переводимых книг преобладали богослужебные тексты. Однако книжники привезли из Болгарии, перевели или переписали и произведения других жанров: хроники, исторические и историко-бытовые повести, естественнонаучные сочинения, сборники изречений.

Среди более чем 130 рукописных книг XI-XII вв., хранящихся сейчас в наших архивах и библиотеках, около 80 - богослужебные. Это объясняется тем, что книги эти, находившиеся в каменных церквях, скорее могли сохраниться, а не погибнуть в огне пожарищ, от которых в первую очередь страдали деревянные жилые строения, в том числе и княжеские или боярские хоромы.

Поэтому о том, какие именно книги или произведения и в каком числе списков обращались на Руси в XI-XII вв., мы можем судить лишь по косвенным данным, так как дошедшие до нашего времени рукописи - ничтожная часть книжного фонда XI-XII вв.

Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков.

Периоды Основные произведения
1. XI век – первая треть XII века. «Остромирово Евангелие» и «Псалтырь» – две самые древние дошедшие до нас книги «Повесть временных лет» Смерть Олега Смерть Игоря и месть Ольги. Сказание о Белгородском киселе. Сказание о Кожемяке. «Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о погибели русской земли». «Слово о Законе и Благодати»
2. Вторая треть XII – первая треть XIII века. «Слово о полку Игореве» Киево – Печерский патерик «Слово» Кирилла Туровского «Моление» Даниила Заточника
3. Вторая треть XIII – конец XIV века. Третий период связан с монголо – татарским нашествием и борьбой с ним. Господствует героическая тема и вера в национальное возрождение. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина»
4. Конец XIV – XVвек. Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым. «Житие Сергия Радонежского»
5. Конец XV – XVI век. Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Происходит слияние областных литератур в общерусскую. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Хождение за три моря» «Домострой»
6. XVII век. Время столкновения старых и новых принципов письма. «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Горе – Злочастии» «Житие протопопа Аввакума»

Древнерусская литература почти не допускала вымысла и строго следовала факту. Задача древнерусского автора – передать истину. Однако она не являлась литературой исторической в настоящем смысле этого слова. В ней всё создавалось по канону – определённым правилам и образцам, поэтому часто образ исторического деятеля был далёк от реальности. В различных произведениях образ идеального князя был неизменным: благочестие, смелость, милосердие, справедливость являлись его обязательными качествами. Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, образ автора достаточно условен.

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения XI-XVII в. К числу литературных памятников этого периода относятся не только собственно литературные произведения, но и произведения исторические (летописи и летописные повести), описания путешествий (они назывались хожениями), поучения, жития (рассказы о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых), послания, сочинения ораторского жанра, некоторые тексты делового характера. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества, эмоционального отражения современной жизни.

Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений не сохранило имен их создателей. Древнерусская литература, как правило, анонимна, и в этом отношении она сходна с устным народным творчеством. Литература Древней Руси рукописная: произведения распространялись путем переписки текстов. В ходе рукописного бытования произведений в течение столетий тексты не только копировались, но часто перерабатывались в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями переписчиков. Этим объясняется существование в рукописных списках различных редакций и вариантов одного и того же памятника. Сравнительный текстологический анализ (см. Текстология) редакций и вариантов дает возможность исследователям восстановить литературную историю произведения и решить, какой текст наиболее близок к первоначальному, авторскому, как он изменялся во времени. Лишь в редчайших случаях мы располагаем авторскими списками памятников, и очень часто в более поздних по времени списках доходят до нас тексты, более близкие к авторскому, чем в списках ранних. Поэтому исследование древнерусской литературы основывается на исчерпывающем исследовании всех списков изучаемого произведения. Собрания древнерусских рукописей имеются в крупных библиотеках разных городов, в архивах, музеях. Многие произведения сохранились в большом числе списков, немало - в очень ограниченном. Есть произведения, представленные единственным списком: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Горе-Злочастии» и др., в единственном списке дошло до нас и «Слово о полку Игореве», но и он погиб во время нашествия Наполеона на Москву в 1812 г.

Характерной чертой древнерусской литературы является повторяемость в разных сочинениях разного времени определенных ситуаций, характеристик, сравнений, эпитетов, метафор. Для литературы Древней Руси характерна «этикетность»: герой поступает и ведет себя так, как следует ему, по понятиям того времени, поступать, вести себя в данных обстоятельствах; конкретные события (например, битва) изображаются с употреблением постоянных образов и форм, все имеет определенную церемониальность. Древнерусская литература торжественна, величава, традиционна. Но за семьсот лет своего существования она прошла сложный путь развития, и в рамках ее единства мы наблюдаем многообразие тем и форм, изменение старых и созидание новых жанров, тесную связь развития литературы с историческими судьбами страны. Все время шла своеобразная борьба между живой действительностью, творческой индивидуальностью авторов и требованиями литературного канона.

Возникновение русской литературы относится к концу X в., когда с принятием на Руси христианства как государственной религии должны были появиться служебные и исторически-повествовательные тексты на церковнославянском языке. Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, сразу же приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Интересы развивающегося Киевского феодального государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство древнерусского народа и единство рода древнерусских князей, обличать княжеские распри.

Задачи и темы литературы XI - начала XIII в. (вопросы русской истории в ее связи с историей всемирной, история возникновения Руси, борьба с внешними врагами - печенегами и половцами, борьба князей за киевский престол) определили общий характер стиля этого времени, названного академиком Д. С. Лихачевым стилем монументального историзма. С началом русской литературы связано возникновение русского летописания. В составе более поздних русских летописей до нас дошла «Повесть временных лет» - летопись, составленная древнерусским историком и публицистом монахом Нестором около 1113 г. В основе «Повести временных лет», в которую входят и рассказ о всемирной истории, и записи по годам о событиях на Руси, и легендарные предания, и повествования о княжеских распрях, и хвалебные характеристики отдельных князей, и осуждающие их филиппики, и копии документальных материалов, лежат еще более ранние летописные своды, до нас не дошедшие. Изучение списков древнерусских текстов дает возможность восстанавливать несохранившиеся названия литературной истории древнерусских произведений. XI в. датируются и первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов. Зрелостью политической мысли, патриотизмом, публицистичностью, высоким литературным мастерством характеризуются и памятники ораторского красноречия «Слово о законе и благодати» Илариона (1-я половина XI в.), слова и поучения Кирилла Туровского (1130-1182). Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125).

В 80-х гг. XII в. неизвестный нам автор создает самое гениальное произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Конкретная тема, которой посвящено «Слово», - неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабочен судьбами всей русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Всеволодович, которому в «Слове» уделяется немало внимания, а русский народ, русская земля. Многими чертами «Слово» связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки этикетных приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью, высоким гражданским пафосом.

Основная тема литературы периода ордынского ига (1243 г. XIII в. - конец XV в.) национально-патриотическая. Монументально-исторический стиль приобретает экспрессивный оттенок: создаваемые в это время произведения несут на себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение в литературе приобретает идея сильной княжеской власти. И в летописях, и в отдельных повестях («Повесть о разорении Рязани Батыем»), написанных очевидцами и восходящих к устным преданиям, рассказывается об ужасах вражеского нашествия и о беспредельно героической борьбе народа с поработителями. Образ идеального князя - воина и государственного деятеля, защитника русской земли - наиболее ярко отразился в «Повести о житии Александра Невского» (70-е гг. XIII в.). Поэтическая картина величия русской земли, русской природы, былого могущества русских князей предстает в «Слове о погибели Русской земли» - в отрывке из не дошедшего полностью произведения, посвященного трагическим событиям ордынского ига (1-я половина XIII в.).

Литература XIV в. - 50-х гг. XV в. отражает события и идеологию времени объединения княжеств северо-восточной Руси вокруг Москвы, образования русской народности и постепенного формирования Русского централизованного государства. В этот период в древнерусской литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру (правда, пока еще в пределах религиозного сознания), что ведет к росту субъективного начала. Возникает экспрессивно-эмоциональный стиль, характеризующийся словесной изощренностью, орнаментальной прозой (так называемое «плетение словес»). Все это отражает стремление изобразить человеческие чувства. Во 2-й половине XV - начале XVI в. появляются повести, сюжет которых восходит к устным рассказам новеллистического характера («Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о Дракуле», «Повесть о купце Басарге и о его сыне Борзосмысле»). Значительно увеличивается число переводных памятников беллетристического характера, широкое распространение получает жанр политических легендарных произведений («Сказание о князьях владимирских»).

В середине XVI в. древнерусский писатель и публицист Ермолай-Еразм создает «Повесть о Петре и Февронии» - одно из самых замечательных произведений литературы Древней Руси. Повесть написана в традициях экспрессивно-эмоционального стиля, она построена на легендарном предании о том, как крестьянская девушка благодаря своему уму стала княгиней. Автор широко использовал сказочные приемы, вместе с тем в повести остро звучат социальные мотивы. «Повесть о Петре и Февронии» во многом связана с литературными традициями своего времени и предшествующего периода, но вместе с тем опережает современную литературу, отличается художественным совершенством, яркой индивидуальностью.

В XVI в. усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Широкое распространение получают произведения обобщающего характера, цель которых - регламентировать духовную, политическую, правовую и повседневную жизнь. Создаются «Великие Минеи Четьи» - 12-томный свод текстов, предназначенных для повседневного чтения на каждый месяц. В это же время написан «Домострой», в котором излагаются правила поведения человека в семье, подробные советы ведения хозяйства, правила взаимоотношений между людьми. В литературных произведениях заметнее проявляется индивидуальный стиль автора, что особенно ярко отразилось в посланиях Ивана Грозного. В исторические повествования все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность. Это присуще «Истории о великом князе Московском» Андрея Курбского, нашло отражение в «Казанской истории» - обширном сюжетно-историческом повествовании об истории Казанского царства и борьбе за Казань Ивана Грозного.

В XVII в. начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые чисто литературные жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика. События смутного времени и крестьянской войны конца XVI - начала XVII в. изменяют взгляд на историю и роль в ней отдельной личности, что ведет к освобождению литературы от церковного влияния. Писатели эпохи Смуты (Авраамий Палицын, И. М. Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского не только проявлением божественной воли, но и зависимостью этих деяний от самого человека, его личных особенностей. В литературе возникает представление о формировании, изменении и развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств. Литературным трудом начинает заниматься более широкий круг лиц. Рождается так называемая литература посада, которая создается и бытует в демократической среде. Возникает жанр демократической сатиры, в которой осмеиваются государственные и церковные порядки: пародируется судопроизводство («Повесть о Шемякином суде»), церковная служба («Служба кабаку»), священное писание («Повесть о крестьянском сыне»), делопроизводственная канцелярская практика («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная»). Изменяется и характер житий, которые все в большей степени становятся реальными жизнеописаниями. Наиболее замечательным произведением этого жанра в XVII в. является автобиографическое «Житие» протопопа Аввакума (1620-1682), написанное им в 1672-1673 гг. Оно замечательно не только своим живым и ярким рассказом о суровом и мужественном жизненном пути автора, но столь же ярким и страстным изображением социальной и идеологической борьбы своего времени, глубоким психологизмом, проповедническим пафосом, сочетающимся с полной откровения исповедальностью. И все это написано живым, сочным языком, то высоким книжным, то ярким разговорно-бытовым.

Сближение литературы с бытом, появление в повествовании любовной интриги, психологических мотивировок поведения героя присущи ряду повестей XVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Появляются переводные сборники новеллистического характера, с краткими назидательными, но вместе с тем анекдотически-занимательными рассказами, переводные рыцарские романы («Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.). Последние на русской почве приобрели характер оригинальных, «своих» памятников и со временем вошли в лубочную народную литературу. В XVII в. развивается стихотворство (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и другие). В XVII в. завершилась история великой древнерусской литературы как явления, которому были присущи единые принципы, претерпевавшие, правда, определенные изменения. Древнерусская литература всем своим развитием подготовила русскую литературу нового времени.

По установившейся традиции в развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства.

  • 1. Литература древнерусского государства XI - первой половины XIII веков. Литературу этого периода часто именуют литературой Киевской Руси.
  • 2. Литература периода феодальной раздробленности и больбы за объединение Северо-Восточной Руси (вторая половина XIII - первая половина XV веков).
  • 3. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII веков).

Однако при периодизации литературного процесса необходимо учитывать:

  • · Круг оригинальных и переводных памятников, появившихся в тот или иной период.
  • · Характер идей, тем, образов, отразившихся в литературе.
  • · Ведущие принципы отображения действительности и характер жанров, стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода.

Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со второй половины XI века:

  • - Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.);
  • - "Изборник 1076 г.";
  • - "Изборник великого князя Святослава 1073 г.".

Большинство произведений, создававшихся в XI-XII веках, сохранились лишь в поздних списках XIV-XVII веков.

Однако интенсивное развитие письменности на Руси началось после официального принятия христианства в 988 году. Тогда же возникла определенная система образования. В 30-е годы XI века в Киеве работают писцы, которые не только переписывают книги, но и переводят их с греческого языка. Все это позволяет выделить конец Х - первую половину XI века в качестве первого периода формирования древнерусской литературы. О круге произведений этого периода, их тематике, идеях, жанрах и стилях нет сведений.

Второй период - середина XI - первая треть XII столетия - литература Киевской Руси. Этот период расцвета оригинальной древнерусской литературы, представленной жанрами дидактического "слова" (Феодосий Печерский, Лука Жидята), жанровыми разновидностями оригинальных житий ("Сказание" и "Чтение" о Борисе и Глебе, "Житие Феодосия Печерского", "Память и похвала князю Владимиру") историческими сказаниями, повестями, преданиями, составившими основу летописи, которая в начале XII века получает название "Повести временных лет".

Переводная литература в этот период широко представлена философско - дидактическими и нравственно - дидактическими сборниками, патерика…, историческими хрониками, апокрифическими произведениями.

Центральной темой древнерусской литературы становится тема Русской земли, идея ее величия, целостности, суверенности.

В этот период развиваются различные стили: эпический, документально-исторический, дидактический, эмоционально-экспрессивный, автографический, которые подчас присутствуют в одном и том же произведении.

Третий период - это вторая треть XII - первая половина XIII веков. Это литература периода феодальной раздробленности, когда Русская земля распалась на ряд самостоятельных полугосударств. Развитие литературы приобретает областной характер. На основе литературы Киевской Руси создаются местные литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево-Черниговская, Галицко-Волынская, Полоцко-Смоленская, Турово-Пинская, которые затем станут источником формирования литературы трех братских народов - русского, украинского и белорусского.

В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанра путешествий, исторических повестей.

Вершиной литературы этого периода стало "Слово о полку Игореве", прочно связанное с уходящими традициями героического дружинного эпоса. Оригинальными яркими произведениями являются "Слово" Даниила Заточника и "Слово о погибели Русской земли".

Четвертый период - вторая половина XIII-XV веков - литература с монголо-татрскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литературы в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как Москва, Новгород, Псков, Тверь.

Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва.

Важной вехой в политической и культурной жизни Руси явилась победа, одержанная русским народом на поле Куликовом в сентябре 1380 года над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти сила способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя Московского.

В литературе этого времени главным становится пламя борьбы с иноземными поработителями - монголо-татарами и тема укрепления Русского государства, прославления ратных и нравственных подвигов русских людей, их деяний. Литература и изобразительное искусство раскрывают нравственный идеал личности.

Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования. Он испытывает воздействие демократических посадских слоев населения, с одной стороны, и церковных кругов - с другой.

В историческое повествование шире начинают проникать занимательность, художественный вымысел. Появляются вымышленные сказания, принимаемые за исторические ("Повесть о мутьянском воеводе Дракуле", "Повесть о Басарче"). В этих сказаниях усиливаются публицистические, политические тенденции, подчеркивающие значение Руси и ее центра Москвы - политической и культурной преемницы правящих мировых держав.

В XV веке достигает своего расцвета новгородская литература, ярко отразившая острую борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание сыграло важную роль в развитии древнерусской литературы.

Развитие стиля "идеализирующего биографизма" намечается в литературе Твери. С демократической городской культурой связано "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В литературе возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души, динамике чувств и эмоций.

Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкости, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу.

Пятый период развития древнерусской литературы падает на конец XV - XVI веков. Это период литературы централизованного Русского государства. В развитии литературы он отмечен процессом слияния местных областных литератур в единую общерусскую литературу, которая давала идеологическое обоснование централизованной власти государя. Острой внутриполитической борьбой за укрепление единодержавной власти великого князя, а затем государя всея Руси обусловлен небывалый расцвет публицистики.

Официальным стилем эпохи становится репрезентативный, пышный, велеречивый стиль макарьевской литературной школы. Политическая публицистическая литература рождает более свободные, живые литературные формы, связанные с деловой письменностью, повседневным бытовым укладом.

В литературе этого времени прослеживаются две тенденции: одна - соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада; другая - нарушение этих правил, разрушение этих канонов. Последняя начинает проявляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании.

Шестой период развития древнерусской литературы падает на XVII век. Характер литературного развития позволяет выделить в этом периоде два этапа:

  • 1-й: от начала века до 60 годов;
  • 2-й: 60-е годы - конец XVII века первая четверть XVIII века.

Первый этап связан с развитием и трансформацией традиционных и агиографических жанров древнерусской литературы. Событиями первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией был нанесен удар по религиозной идеологии, на ход исторических событий. В общественной, политической и культурной жизни страны усилилась роль посада - торгово - ремесленного населения. Появился новый демократический читатель. Отвечая на его запросы, литература расширяет сферу охвата действительности, изменяет ранее сложившуюся жанровую систему. Житие превращается в жизненное описание, демократизируется жанр исторической повести.

Второй этап развития русской литературы второй половины XVII века связан с церковной реформой Никона, с событиями исторического воссоединения Украины и Россией, после чего начался интенсивный процесс проникновения в древнерусскую литературу литературы западноевропейской. Историческая повесть, утрачивая связи с конкретными фактами, становится занимательным повествованием. Житие становится не только бытовым жизнеописанием, но и автобиографией - исповедью горячего мятежного сердца. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии: церковная служба пародируется в службу кабаку, житие святого - в житие пьяницы. Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.

Процесс самосознания личности находит отражение в новом жанре - бытовой повести, в которой появляется новый герой - купеческий сын, захудалый, безродный дворянин. Изменяется характер переводной литературы.

Процесс демократизации литературы встречает ответную реакцию со стороны господствующих сословий. В придворных кругах насаждаются искусственный нормативный стиль, церемониальная эстетика, живой народной лирике противопоставляются искусственная силлабическая книжная поэзия, демократический сатире - нравоучительная абстракция сатира на нравы вообще, народной драме - придворная и школьная комедия.

1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв)

Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII в. в ней было более 200 городов. К числу древнейших русских городов принадлежали Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск.

В Киеве и других русских городах с конца XI в Киеве, сестрой князя Ярослава, Анной было учреждено женское училище, первое в Европе. Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово.

2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)

Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».

3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.)

В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).

Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».

Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.

6. Основные темы и жанры древнерусской литературы

Итак, у литературы Древней Руси были совершенно особые обстоятельства возникновения, особое место и функции в жизни общества. Именно они и опередили систему исходных жанров. Фактически, она была "одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни" – как отметил Д.С.Лихачев

Жанры же древнерусской литературы были следующие: хроники и хронографы - об истории мира, летописи - об истории Руси; далее - бесчисленное множество библейских книг и палей (от греч. палайос - древний) - того же описания библейских событий, но с рассуждениями и толкованиями. 

Пользовались популярностью жития святых - большая коллекция биографий христианских подвижников, прославившихся своим благочестием и аскетизмом, либо погибших за свои религиозные убеждения от руки язычников или иноверцев, и патерики - сборники коротких, часто остросюжетных рассказов из жизни монахов 

Поучения и "слова" представляли жанр торжественного красноречия: первые обличали пороки, приветствовали добродетели и всячески наставляли верующих в христианской морали; а во вторых, произносимых в церкви во время службы, раскрывались религиозные символы и смыслы церковных праздников. 

Родственными им были и догматические сочинения - они занимались богословскими вопросами и обличали ереси. 

Современный жанр "путевых заметок" имел в предках хождения - рассказы о путешествии в "Святую землю", то есть Палестину: паломники, их авторы, не только пересказывали библейские предания, связанные с местами, по которым они шли, но и описывали архитектуру, природу и обычаи тех мест. 

Многие жанры нового времени - такие, как бытовой роман или повесть, драматургия - появятся лишь много позднее - в XV или даже XVII веке, но это вовсе не значит, то древнерусского читателя не интересовали ни эмоциональная проза, ни описания жизни обычных людей. Бытовой рассказ-анекдот, любовная песня, сказка, легенда и богатырский эпос существовали в Древней Руси, но вовсе не в письменной форме, то есть в форме фольклора, а не литературы: было слишком нерационально записывать всем доступные и известные произведения устной словесности на дорогом пергамене усилиями немногочисленных книжников, занятых более необходимой христианской и исторический литературой. К сожалению, полностью реконструировать древний фольклор мы не можем, но его более поздние, дошедшие до нас образцы и упоминания его в самой литературе старшей поры дает нам несомненное доказательство наличия разветвленной системы жанров древнерусского фольклора. Система литературных жанров не была специфической лишь для одной древнерусской литературы: в Византии IX-X вв. мы обнаружим почти те же жанры в тех же пропорциях. Светские жанры - любовный роман и лирическая поэзия - появятся в византийской литературе несколько позднее, в XI-XII вв., но в условиях строго отбора литературы для перевода подобного рода книги практически не были представлены в Древней Руси, за редкими исключениями: например, эпической поэмы о Дигенисе Акрите. 

Обратите внимание еще на одно важное обстоятельство: вплоть до XVII в. в литературе не допускалось литературного вымысла. Под вымыслом следует понимать вымысел самого автора: книжник всегда лишь записывал за свидетелями событий появится в русской литературе не ранее XV в., хотя и еще будет маскироваться под героя далекой страны или давнего времени. 

Лишь один жанр допускал откровенный вымысел, но только для того, чтобы проиллюстрировать какую-либо идею - это аполог, или притча.