Стоит ли читать детям сказки. А нужны ли современным детям старые, добрые сказки? Так что же случилось в современном мире, что вопрос о сказках встал ребром? На мой взгляд, таких причин несколько

Начнём с рубежных "сказочников". В России, и в Москве в частности, издают не только "Гарри Потера", но и сказки Мадонны. Последняя её книга "Приключения Абди" рассказывает о маленьком мальчике, которому поручено очень важное задание: доставить королеве самое драгоценное ожерелье в мире. Абди постоянно попадает в переделки: сначала его грабят в пустыне, затем бросают в темницу. Но герой Мадонны не унывает, он следует словам своего учителя Эли: "Все, что ни делается – к лучшему". Американские издатели отмечают, кстати, что "Приключения Абди" – самая экзотическая сказка поп-дивы. Древняя мудрость о важности оптимизма, несмотря ни на что, передана образно и с юмором. Для молодого поколения эта идея очень важна.

Мадонна-писательница с каждым днем становится все популярнее: список издателей продолжает расти. Ее книги для детей будут изданы на сорока языках, включая издание по Брайлю, в более чем 110 странах мира. "Приключения Абди" - четвертая из пяти детских книг Мадонны. Предыдущие - "Английские Розы", "Яблоки Мистера Пибоди", "Яков и Семь Разбойников" - с первых дней поступления в продажу заняли лидирующие позиции в списке детских иллюстрированных бестселлеров.

В России книги поп-дивы выпускает издательство "ЭКСМО". Чем же так привлекают опусы Мадонны? С этим вопросом мы обратились в отдел детской редакции издательства.

"Её сказки построены на традиционных сюжетах, - пояснил сотрудник отдела. – Главное их достоинство – это отличные иллюстрации, их делали чуть ли не лучшие художники. Мы решили заняться Мадонной, потому что это достаточно известное имя, нас этот проект заинтересовал. Книги очень хорошо покупают. И уже весной в "ЭКСМО" выйдет её последняя сказка".

Newsinfo: Какие сказки для детей покупают чаще и больше – современные или классические?

ЭКСМО: Современные популярностью практически не пользуются. Книги же покупают родители, а у них очень консервативное отношение к детской литературе. Из современных сказочников, пожалуй, пользуется спросом больше всего Эдуард Успенский.

Newsinfo: А из молодых?

ЭКСМО: Молодые в основном пишут не сказки, а стихи.

Newsinfo: Какие сюжеты преобладают в современных сказках? Они отличаются от классических?

ЭКСМО: Нет, один в один практически. Те же самые цели: добро побеждает зло, но действие происходит не в сказочной стране или сказочном мире, а в современном городе, но прототип постоянно угадывается. Свежего и интересного ничего не вспомню, поскольку наше издательство, как правило, не печатает современные сказки.

Newsinfo: подождите, а как же сказки Мадонны? Это же современные повести?

ЭКСМО: Мы сделали исключение, поскольку это читать и покупать будут. Так же как и "Гарри Потера".

Newsinfo: А кто вообще решает, какие сказки издавать, а какие нет?

ЭКСМО: Детская редакция. Мы руководствуемся тем, насколько интересен и оригинален сюжет, тем, как книга будет продаваться. Безусловно, мы ориентируемся на то, что интересно детям. Сказки не должны содержать злости и плохих выражений.

Newsinfo: Сказки пишутся по заказу издательства или авторы сами приносят готовые произведения?

ЭКСМО: В основном авторы сами приносят, потому что хорошую сказку по заказу сложно написать – это творческий продукт. Да и, как правило, приносят не сказки, а сказочные повести для подростков. Под ними понимаются всевозможные страшилки и прочее. К примеру, в таком направлении работает Дмитрий Юнец. Кстати, что интересно, московских авторов практически нет – Дмитрий не москвич. А чем это может быть связано, я не знаю. Наверное, Москва пресыщена, и нашим писателям сказки не интересны.

В детской редакции издательства "ОЛМА-Пресс" тоже занимаются сказками. Там нам пояснили, что на ура продаются не столько сами сюжеты сказок, сколько оформление. Подарочные книги – самые востребованные на рынке. А если говорить о сюжетах и авторах, то на первом месте – русские народные сказки, уже потом персонажи Андерсена и братьев Гримм. Произведения, которые приносят современные авторы – скорее то, что пишут своим детям, внукам для развлечения. Рукописи несут непрерывно. В последнее время некоторые размещают их в Интернете, где они пользуются большей популярностью.

Екатерина Коровина

Советы родителям "В поисках смысла"

Нужны ли детям сказки? Вопрос риторический, безусловно, нужны. Тогда почему родители перестают их читать, как только детям исполняется 5 - 6 лет? Виной тому, возможно, наш рациональный подход к воспитанию, желание вместить в ребенка больше информации об окружающем мире, дать ему научные знания, разбудить любознательность и т.д. Зачастую мы забываем о том, что жить ребенку придется среди людей, а значит, ему необходимо научиться понимать их поведение, чувства, знать определенные правила, ритуалы, традиции. На мой взгляд, именно пласт человеческих взаимоотношений и является наиболее ценным в материале сказок.
Другой причиной может быть то, что родителям сказки кажутся примитивными и, в некотором роде, бессмысленными. Мы не привыкли задумываться над сюжетом сказки, плохо понимаем метафоричность ее языка. Читая сказки детям, мы следуем определенной традиции проведения досуга, но этим не стоит ограничиваться. Попробуйте обсудить сказку с детьми, подтолкните их к размышлениям, а для начала проанализируйте любую сказку самостоятельно.
Большинство взрослых людей, скорее всего, затруднится ответить или ответит односложно на вопрос о смыслах, вложенных в такие незатейливые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок». О чем первая сказка? Снесла курочка золотое яичко, оно разбилось, что сильно огорчило деда с бабой. Что же стоит за этим сюжетом? Давайте поразмышляем.
1.Старики стали свидетелями чуда. Их курица снесла золотое яйцо. Правда, на чудо никто не обратил внимания. В жизни так часто бывает, живешь рядом с чудом и ничего об этом не ведаешь.
2. Взяли золотое яйцо и стали бить как простое, т.е. действовали стереотипно в необычной ситуации. Успеха не добились. Обладая же творческим мышлением, человек имеет больше шансов решить проблему, удачно вписаться в действительность, воспользоваться счастливым случаем себе во благо.

3. Когда их цель (разбить яйцо) осуществилась, они сильно расстроились. Получается, что они не знали, для чего нужно разбить яйцо? И правда, многие взрослые, а тем более дети, совершают поступки, не задумываясь о том, для чего они это делают, к каким последствиям это может привести и т.д.
На какие еще мысли наводит эта сказка?
1. Дед с бабой были людьми, равнодушными к богатству, роскоши. Они не жаждали наживы, не искали выгоды в сложившейся ситуации. Их скромные желания удовлетворяла курочка, пока несла обычные яйца. А золотые им ни к чему, одна морока с ними.
2. Людям следует давать то, к чему они готовы, с чем они в состоянии взаимодействовать без ущерба для себя.
3. Случайность (мышка) может нарушить все твои планы, разбить твое счастье, которое ты и не ценил, пока оно у тебя было.
4. Не стоит упрекать в тех случаях, когда люди расстроены, огорчены. В этот момент они больше всего нуждаются в поддержке, сочувствии и т.д.
Думаю, что при желании вдумчивые читатели найдут и другие смыслы этой сказки. А потому я предлагаю не просто читать сказку, а серьезно размышлять над ней, что полезно и детям, и взрослым. В этом случае развиваются обе стороны: и ребенок, и родитель. Конечно, у ребенка меньше возможностей вскрыть смысл сказки, поэтому он и нуждается в руководстве взрослого, в его направляющих вопросах. Но какие-то вещи доступны пониманию маленьких детей и без подсказки взрослых.
В сказке «Курочка Ряба», как и положено, все закончилось хорошо. Для ребенка, наверное, смысл этой сказки заключен в последних строках. Курочка Ряба утешила стариков и обещала снести яичко простое, а не золотое. Вот этот урок он и запомнит: поддержи, успокой того, кто плачет, расстроен; если можешь, помоги ему.
Вторая сказка «Колобок» чуть длиннее первой, там больше действующих лиц и событий. В этой сказке ребенок, возможно, впервые встречается с хитростью и вероломством, которые олицетворяет Лиса. Колобок (так и напрашивается аналогия с маленьким ребенком) улизнул от дедушки с бабушкой, как только остался без присмотра, и отправился, куда глаза глядят. Наверное, это урок для взрослых: никогда не оставляйте малышей без присмотра, ни к чему хорошему это не приведет.
Веселый и простодушный Колобок мог долго путешествовать по лесу, хотя на его пути встретилось много желающих им полакомиться. Все они были похожи на Колобка своей простотой и откровенно озвучивали желание его съесть. Что это означает, он, видимо, догадывался и, спев песенку, убегал дальше. А вот похвалы лисицы усыпили бдительность Колобка, он ведь был маленький и не знал, что на свете существует ложь и хитрость, что нельзя доверять незнакомцам, тем более в дремучем лесу. За свое незнание он и поплатился жизнью.
Попробуйте обсудить эту сказку со своим малышом. Поверьте, что для него это будет очень не просто, но весьма полезно. Кстати, это прекрасно развивает аналитическое мышление, в пользе которого никто и не сомневается.

С незапамятных времен родители рассказывали детям сказки, причем передавались они в народе «из уст в уста». Большинство современных ребят знакомы со сказками только по фильмам. Однако умный родитель, который хочет, чтобы малыш в полной мере прочувствовал магию сказки, погрузился в ее таинственный, волшебный мир, в первый раз должен сам рассказать (или уж прочитать) ребенку эту волшебную историю - фильм посмотреть можно и потом. Итак, примем как аксиому: входить в сказочный мир лучше всего через книгу, поэтому читать детям сказки нужно регулярно. Это хорошая семейная традиция: малыш сидит, прижавшись к маме или папе, сердечко его замирает от волнения и , но чувствует он себя при этом вполне защищенным.

Но нередко родители не решаются читать ребенку ту или иную сказку, считая, что ее сюжет - с их точки зрения - довольно жесток для юного слушателя. Вот, например, в сказке «Морозко» злая мачеха ищет всевозможные способы избавления от падчерицы - вплоть до самых жестоких. А Гензель, герой сказки братьев Гримм «Пряничный домик», действует теми же методами, что и его антипод - злая ведьма: хитростью усаживает злодейку на лопату, которую затем недрогнувшей рукой отправляет прямо в пышущую жаром печь и, несмотря на вой, доносящийся оттуда, чувствует себя настоящим героем.

Таковы правила жанра: в сказке всегда имеет место полярность. Зло и добро здесь экстремальны, они борются «не на жизнь, а на смерть», но в конце добро всегда побеждает. И пусть в жизни «так не бывает» - счастливый конец сказки оставляет ребенку надежду на то, что любая ситуация может быть изменена, если ты действуешь и борешься до конца. Четкая граница, проходящая между добром и злом в реальной жизни не так заметна, но именно резкий контраст сказок, «черно-белое» распределение ролей так притягивает детское воображение. Все чувства в них выражаются предельно просто, ясно, недвусмысленно. Поэтому дети в мечтах часто перевоплощаются в героев сказок, оттуда к ним приходит понимание того, что испытывает человек в той или иной ситуации.

Огромное облегчение и разрядку приносит ребенку возможность в воображении - плечом к плечу со сказочными героями - побеждать врагов, которые в этот момент могут быть для него воплощением реальных людей. Записанные собирателями фольклора устные народные сказки, пользуясь простыми средствами изложения, позволяют тайным эмоциям и чувствам ребенка найти правильный выход.

Самые первые сказки должны быть простыми - «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Потом можно читать более сложные: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению». Если главные герои - животные («Волк и семеро козлят», «Кот в сапогах»), детям легче дистанцироваться от происходящего в сказке. Когда Волк проглатывает козлят, ребенок воспринимает это иначе, чем когда серый хищник набрасывается на Красную Шапочку.

Сказки, в которых присутствуют эпизоды с элементами жестокости, следует впервые читать детям тогда, когда они в той или иной степени усвоят законы жанра. Так же следует поступать с «литературными» сказками, которые сочинили знаменитые сказочники. Например, сложные, глубокие и поэтичные сказки Г. X. Андерсена рекомендуется читать детям примерно с восьми лет.

Необходимо определенное время для того, чтобы сказки заняли место в детском сердце. Поэтому читайте сказки всегда, когда ребенок просит, когда этого требует его душа. Желание вернуться к сказке говорит о том, что он продолжает ее «переваривать». Некоторые приходится перечитывать множество раз.

Что касается «брутальности» сказок, жестоких деяний сказочных злодеев, не стоит эту сторону излишне драматизировать - сказка создавалась не для того, чтобы пугать. Лес, в который дровосек заводит детей, чтобы бросить их там, не описывается с леденящими душу подробностями. Злодеи всегда наказываются, но как именно, в деталях не описывается - кровь рекой не течет.

Чтобы ребенок не боялся злого Волка и прочих чудищ, советуем следующее.

  • Читайте нейтральным тоном, не понижайте голос, когда в сказке происходит что-нибудь «страшное» (например, когда спящему Ивану-царевичу братья отрубают голову).
  • Покупая иллюстрированную книгу сказок, посмотрите на изображение героев: не испугают ли они малыша? Русские художники (Васнецов, Билибин) вас точно не подведут.
  • Не смешивайте фантазию с действительностью. Лес, по которому вы гуляете с ребенком, - совсем не та чаща, куда отец привез в стужу дочку-сиротку. Волк в зоопарке - обычный зверь, а не сказочный злодей.
  • Сказки на кассетах или компакт-дисках - это сказки, так сказать, «вторичные». Если вам предстоит дальняя дорога с ребенком, прекрасная замена чтения - одному из родителей наговорить любимую сказку на кассету. Родной голос и знакомые интонации никогда не испугают малыша, наоборот, он будет чувствовать себя неуязвимым.

При всем глубоком психологическом воздействии, которое оказывают сказки на детей, одно из основных их достоинств в том, что они просто захватывают ребенка. И не существует пока лучшего средства, чтобы привить ребенку любовь к чтению.

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным.

Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки ?

Самыми традиционными являются народные сказки , переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений.

Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.

Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.

Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.

Слушая сказки , ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво.

Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку , останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку.

Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии , кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.

Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.

Читаем сказку в сотый раз…

Родители, практикующие чтение сказки на ночь , вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.

С чем это связано и нужно ли с этим бороться?

Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.

Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.

Обсуждение прочитанной сказки

Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.

Правильно выбираем ребенку сказки

Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.

С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями , как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.

С пяти до семи лет , как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом , приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребенка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения.

Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения , не следует отказывать ребенку в чтении перед сном . Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.

Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки , вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания. Добрых сказок вам и вашим детям!

В статье использованы рисунки В. Сутеева (как приятная ностальгия по детству)

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!