Ставка процента без учета инфляции. Формула Фишера: инфляция и ее влияние на реальную доходность. Методы оценки безрисковой процентной ставки

При реализации инвестиционного проекта его доходы и затраты будут изменяться под влиянием как схемы реализации самого проекта, так и внешних обстоятельств. Рассмотрим особенности расчета стоимости проекта в постоянных и текущих ценах, формулу расчета ставки дисконтирования с учетом инфляции.

Если стоимостные параметры проекта на текущий момент (цены реализации продукции, цены на ресурсы) можно оценить с большой степенью достоверности, то прогнозы инфляционных изменений и прогнозы роста цен на долгосрочную перспективу отчасти напоминают астрологические предсказания.

Таким образом, разработчик проекта сталкивается с вопросом выбора метода расчета.

  • Расчет в постоянных ценах, при котором используются денежные единицы с неизменной покупательной способностью, т.е. сохраняется масштаб цен, определенный на момент оценки инвестиционного проекта. О сути расчета в постоянных ценах можно сказать другими словами: данный метод предполагает, что соотношения цен, сложившиеся на момент оценки инвестиционного проекта, не изменятся в течение всего срока его рассмотрения. На деле это означает не что иное, как предположение об одинаковых темпах роста всех элементов исходных данных.
  • Расчет в текущих ценах, который предполагает прогноз и учет в расчетах темпов роста цен по основным составляющим доходов и затрат проекта.

Каждый метод расчета имеет свои преимущества и недостатки.

Номинальная и реальная ставка дисконта при учете инфляции

Одно из важных преимуществ метода расчетов в постоянных ценах - возможность отделить друг от друга факторы, которые являются следствием инвестиционной идеи и на которые можно повлиять в процессе разработки проекта, и внешние, не поддающиеся корректировке факторы. Также несомненным преимуществом расчетов в постоянных ценах является сопоставимость стоимостных параметров различных периодов.

При расчете в текущих ценах картина развития проекта теряет наглядность: невозможно сопоставить стоимостные показатели двух различных периодов и проследить тенденции развития проекта. Невозможно точно выделить, какие изменения являются непосредственно «заслугой идеи» проекта, какие - следствием предсказанных макроэкономических изменений. Например, выручка от реализации продукции может расти вследствие прогнозируемого разработчиком темпа роста цен, при этом натуральные объемы производства могут оставаться на одном и том же уровне или даже снижаться. Остаток денежных средств на расчетном счете проекта под влиянием инфляции также приобретает трудноинтерпретируемую покупательную способность и требует сопоставления с текущим моментом.

С другой стороны, картину движения денежных средств, более соответствующую действительности, можно получить при проведении расчетов в текущих ценах.

В связи с тем, что расчет в постоянных ценах позволяет увидеть реальное содержание процессов, происходящих в проекте, и получить результат, характеризующий внутренние возможности инвестиционной идеи, расчет в постоянных ценах нередко выбирается как основной при выполнении коммерческой оценки проектов. Выводы, полученные на основании расчетов в постоянных ценах, верифицируются на следующем этапе расчетов - расчете в текущих ценах. Основная задача этапа расчетов в текущих ценах - установить, как именно отражаются планируемые изменения цен на итоговых показателях проекта - в сторону ухудшения или улучшения результатов, насколько критично это влияние.

Описанию метода расчета в постоянных ценах нередко сопутствует следующий комментарий: «Так как расчет в постоянных ценах предполагает игнорирование инфляции при описании стоимостных параметров проекта, инфляционная компонента должна быть исключена и из параметров, отражающих стоимость капитала, в частности процентных ставок. Иными словами, процентные ставки должны быть переведены из номинальных, объявленных, в реальные».

Для пересчета номинальных ставок дисконтирования в реальные используется следующая формула:

R реальная = R номинальная − Инфляция.

Здесь R реальная - реальная ставка дисконтирования ;
R номинальная - номинальная ставка дисконтирования .

В условиях достаточно высокой инфляции (выше 3–4% в год) формула пересчета номинальных ставок дисконтирования в реальные несколько усложняется:

Логика в использовании реальных ставок дисконтирования при проведении расчетов в постоянных ценах, безусловно, есть. Такой подход полностью оправдывает себя при выборе ставки сравнения. Однако использование реальных ставок при расчете процентов по кредитам (дивидендных выплат) оправдывает себя, позволяет получить корректный результат - только при незначительных отличиях стоимости кредитных ресурсов от индекса инфляции. Как показывает практика, при значительных отличиях стоимости кредитных ресурсов от индекса инфляции расчет выплачиваемых процентов на основании реальной ставки может привести к завышенной оценке финансовых возможностей проекта по погашению обязательств на начальных этапах планирования.

Логично предположить, что расчет в постоянных ценах с применением реальных ставок должен адекватно моделировать ситуацию расчета в текущих ценах с применением номинальных ставок. Иными словами, оба расчета должны дать одинаковую оценку возможностей проекта расплачиваться по привлеченным источникам финансирования. К сожалению, данное требование соблюдается не всегда. Проверим утверждение на конкретном цифровом примере.

Пример

Осуществим построение графика кредитования для проекта, первый год реализации которого предполагает инвестиционные затраты в размере 1 000 тыс. руб. (табл. 1). Финансирование инвестиционных затрат осуществляется за счет кредита в размере 1 000 тыс. руб. стоимостью 19% годовых с ежегодной уплатой процентов. Планируемые ежегодные доходы проекта (выручка) составляет 680 тыс. руб., текущие затраты - 200 тыс. руб. Индекс инфляции, объявленный на период выполнения оценки проекта, составляет 14%. На предстоящий год планируется сохранение индекса инфляции на аналогичном уровне. С учетом указанного индекса инфляции реальная ставка процента составит 19% – 14% = 5%.

Таблица 1. Расчет в существующем масштабе цен (постоянные цены). Формирование графика кредитования с использованием реальной ставки процентов

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
Выручка от реализации 0 680 680 680
Привлечение (+) и возврат (-) кредитов 1 000 –327 –339 –334
Инвестиционные затраты –1 000 0 0 0
0 –200 –200 –200
Проценты по кредитам (исчисленные исходя из реальной ставки 5% годовых) 0 –50 –34 –17
Налог на прибыль (24%) 0 –103 –107 –111
0 0 0 18
0 0 0 18

Теперь сформируем потоки проекта с учетом темпа роста цен. Предположим, что темп роста цен соответствует темпу инфляции и составляет 14% в год (темпы роста цен не всегда соответствуют темпам роста инфляции). Проверим, насколько точно реальные ставки, использованные при расчете в постоянных ценах, позволили сформировать график кредитования проекта (табл. 2).

Таблица 2. Расчет с учетом роста цен (текущие цены). Формирование графика кредитования с использованием номинальной ставки процентов

Отчет о движении денежных средств 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
Выручка от реализации 0 680 × 14% = 775 775 × 14% = 884 1007
Привлечение (+) и возврат (–) кредитов 1 000 –271 –369 –360
Инвестиционные затраты –1 000 0 0 0
Текущие затраты без учета амортизации 0 –220 × 14% = –228 –228 × 14% = –2600 –296
Проценты по кредитам (исчисленные исходя из номинальной ставки 19% годовых) 0 –190 –139 –68
Налог на прибыль (24%) 0 –86 –116 –154
Поток денежных средств периода 0 0 0 128
Потоки денежных средств нарастающим итогом (расчетный счет), тыс. руб. 0 0 0 128

При сравнении расчетных сумм погашения основного долга во 2-м году обнаружится, что расчет в постоянных ценах с использованием реальной ставки завысил оценку возможной суммы погашения основного долга на 20% (327 тыс. руб.) по отношению к расчету в текущих ценах (271 тыс. руб.). Если провести аналогичный расчет при более высокой ставке процента и том же уровне инфляции, разница полученных значений для 2-го и 3-го года будет еще более значительной. Если провести аналогичный расчет при более низкой процентной ставке и том же уровне инфляции, разница полученных значений для 2-го года будет менее значительной; при этом для 3-го и последующих лет расчет в постоянных ценах с применением реальной ставки даст более пессимистическую картину возможностей проекта по погашению кредитов по отношению к реальности.

Так как нередко срок действия кредитных договоров составляет 2-3 года, необходимо помнить об этих моментах. Таким образом, при незначительной продолжительности срока действия кредитного договора целесообразно даже в расчете в постоянных ценах использовать номинальные, объявленные банком ставки. Такой подход позволит снизить риски срывов в погашении привлеченных кредитов.

Существуют три метода расчета ставки дисконтирования применяемых для оценки стоимости бизнеса:

  • Модель оценки капитальных активов (CAPM).
  • Метод кумулятивного построения.
  • Метод средневзвешенной стоимости капитала (WACC).

style="center">

Ставка дисконтирования используется для приведения стоимости будущих денежных потоков к текущей стоимости (на текущий момент времени). Эта операция называется , она является обратной к операции вычисления сложных процентов. Такая операция необходима по причине того, что сумма денег, имеющаяся на данный момент, имеет большую ценность, чем такая же сумма, которая будет получена в будущем.

Дисконтирование денежных потоков применяется для целей оценки бизнеса в следующих случаях:

  • В рамках в прогнозный период.
  • В рамках текущей стоимости отдельных активов и обязательств. Например, для расчета стоимости ссудной задолженности, если предполагается, что погашение будет происходить в течение продолжительного времени.

Ставка дисконтирования рассчитывается по модели оценки капитальных активов (CAPM) или методом кумулятивного построения , если дисконтируется полный денежный поток. Оба этих метода расчета включают в качестве начального этапа расчет безрисковой процентной ставки.


Безрисковая процентная ставка

Безрисковая ставка (также называется ставкой безрисковой доходности) —это процент доходности, который можно получить при инвестировании в активы с нулевым риском.

Актив с нулевым риском должен отвечать следующим условиям:

  • Уровень доходности известен до совершения вложений.
  • Риск в отношении потери капитала минимален даже при условии наступления форс-мажорных обстоятельств.
  • Продолжительность существования актива (период обращения) соизмерима с остаточным сроком жизни оцениваемого бизнеса.

Обычно таким условиям удовлетворяют государственные облигации или депозиты на соответствующий срок в надежных банках. В таком случае величина безрисковой ставки порядка 4-5%. Это так называемая номинальная безрисковая ставка , величина которой не учитывает уровень инфляции.

Реальная безрисковая ставка учитывающая уровень инфляции рассчитывается по формуле:

Rf = Rn + I + Rn*I, где

Rn - номинальная безрисковая ставка
I – темп инфляции

Пример расчета реальной безрисковой ставки

Номинальная безрисковая ставка Rn = 4%
Темп инфляции I = 7%
Реальная безрисковая ставка:

Rf = 0.04 + 0.07 + 0.07*0.04 = 0.1128 = 11.28%

style="center">

Модель оценки капитальных активов (CAPM)

Ставка дисконтирования рассчитанная по этой модели учитывает систематический риск, т.е. риск свойственный всему рынку или сегменту рынка.

Формула расчета по модели CAMP:

R = Rf + β*(Rm-Rf), где

Rm – Средняя ставка доходности рынка
Rf – Реальная безрисковая ставка
β – мера риска оцениваемого бизнеса по отношению к рынку (коэффициент бета).

Иногда базовая формула расчета по модели CAPM дополняется тремя дополнительными слогаемыми (тремя стандартными премиями за риск):

R = Rf + β*(Rm-Rf) + Rмб+Rзк+Rст

Rмб – премия за риск инвестирования в малый бизнес
Rзк – премия за риск инвестирования в закрытую компанию
Rст – премия за страновой риск

Метод кумулятивного построения

Учитывает несистематические риски присущие конкретному оцениваемому бизнесу.

Формула расчета ставки дисконтирования по методу кумулятивного построения:

Rk = Rf + (R1 + R2 + …+Rn) + (Rмб+Rзк+Rст), где

Rf – Реальная безрисковая ставка
R1, …, Rn – один или несколько из перечисленных ниже факторов риска:

  • Фактор ключевой фигуры
  • Фактор качества руководства
  • Фактор источников финансирования
  • Фактор производственной диверсификации
  • Фактор диверсификации клиентуры
  • Фактор ограниченности ресурсов
  • Другие факторы риска, присущие оцениваемому бизнесу или отрасли.

Rмб, Rзк, Rст – три стандартных премии.

Метод средневзвешенной стоимости капитала (WACC)

Ставка дисконтирования рассчитывается методом WACC — средневзвешенной стоимости капитала, если в ходе оценки бизнеса дисконтируется бездолговой денежный поток. То есть, денежный поток в котором не учитываются получение кредита, выплата кредита и выплата процентов по кредиту.

Уравнение Фишера

Цены и количество денег находятся в прямой зависимости.

В зависимости от разных условий могут изменяться цены вследствие изменения денежной массы, но и денежная масса может меняться в зависимости от изменения цен.

Уравнение обмена выглядит следующим образом:

Формула Фишера

Несомненно, что данная формула носит чисто теоретический характер и непригодна для практических расчетов. Уравнение Фишера не содержит какого-либо единственного решения; в рамках этой модели возможна многовариантность. Вместе с тем при определенных допусках несомненно одно: уровень цен зависит от количества денег в обращении. Обычно делают два допуска:

    скорость оборота денег - величина постоянная;

    все производственные мощности в хозяйстве используются полностью.

Смысл этих допущений в том, чтобы устранить влияние этих величин на равенство правой и левой частей уравнения Фишера. Но даже при соблюдении этих двух допущений нельзя безоговорочно утверждать, что рост денежной массы первичен, а рост цен - вторичен. Зависимость здесь взаимная.

В условиях стабильного экономического развития денежная масса выступает регулятором уровня цен . Но при структурных диспропорциях в экономике возможно и первичное изменение цен, а лишь затем изменение денежной массы (рис. 17).

Нормальное экономическое развитие:

Диспропорция экономического развития:

Рис. 17. Зависимость цен от денежной массы в условиях стабильности или роста экономики

Формула Фишера (уравнение обмена) определяет массу денег, используемую только в качестве средства обращения, а поскольку деньги выполняют и другие функции, то определение общей потребности в деньгах предполагает существенное совершенствование исходного уравнения.

Количество денег в обращении

Количество денег в обращении и общая сумма товарных цен соотносятся следующим образом:

Приведенная формула была предложена представителями количественной теории денег. Главный вывод этой теории состоит в том, что в каждой стране или группе стран (Европа, например) должно находиться определенное количество денег, соответствующее объемам ее производства, торговли и доходов. Только в этом случае будет обеспечена стабильность цен . В случае неравенства количества денег и объема цен происходят изменения в уровне цен:

Таким образом, стабильность цен - главное условие определения оптимальности количества денег в обращении.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ

По вопросу о стоимости денег в буржуазной политической экономии издавна господствует количественная теория денег, которая утверждает, будто стоимость денег находится в обратной зависимости от их количества.

Основоположниками количественной теории денег были во Франции Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), в Англии - Д. Локк (1671 - 1729 гг.) и Д. Юм (1711 - 1776 гг.). Придерживаясь номиналистических взглядов по вопросу о сущности денег, основоположники количественной теории видели и в металлических деньгах лишь знак, не обладающий внутренней стоимостью; они определяли стоимость золотых и серебряных денег их количеством и утверждали, что чем больше в стране денег, тем выше товарные цены.

В отличие от Монтескье, определявшего стоимость денег как частное от деления общего количества денег на общее количество товаров, Юм определял стоимость денег соотношением между количеством обращающихся денег и массой находящихся на рынке товаров, полагая, что товары и деньги, не вступающие в обращение, не влияют на цены. Главный порок количественной теории денег состоит в отрицании функции денег как меры стоимости, в признании за деньгами лишь функции средства обращения, в фетишизации последней. Количественники считают, что всякие деньги приобретают «покупательную силу» в результате их обращения, а до процесса обращения деньги якобы стоимости не имеют. К. Маркс, критикуя количественную теорию Юма, писал:

«По его мнению, товары входят в процесс обращения без цены, а золото и серебро - без стоимости».

Представители количественной теории денег ошибочно считают, что товарные цены устанавливаются в сфере обращения в результате соотношения между количеством денег и товаров. В действительности же товары сначала соизмеряются в деньгах как мере стоимости и приобретают цены, причем это происходит до того, как они поступают в продажу и сталкиваются с деньгами как средствами обращения. Второй порок количественной теории денег состоит в отождествлении золотых и бумажных денег и распространении законов обращения бумажных денег на золотые и серебряные деньги.

Третий порок количественной теории состоит в ошибочном понимании связи между стоимостью денег, ценами товаров и количеством денег, находящихся в обращении. Сторонники этой теории утверждают, что количество полноценных денег в обращении не зависит от условий производства, цен и стоимости товаров, что в обращении может находиться любое количество денег, даже золотых, и что количество денег определяет их стоимость и уровень цен товаров. К. Маркс, показывая, что не цены товаров зависят от количества обращающихся денег, а, наоборот, количество полноценных денег, необходимых для обращения, определяется уровнем товарных цен, писал:

«Таким образом, цены не потому высоки или низки, что в обращении находится большее или меньшее количество денег, а наоборот, в обращении потому находится большее или меньшее количество денег, что цены высоки или низки»

Особую группу сторонников количественной теории в лице видных английских экономистов Д. Рикардо (1772-1823 гг.), Джеймса Милля (1773-1836гг.), Джона Стюарта Милля (1806-1873) можно назвать представителями классической количественной теории денег. Они рассматривали деньги как товар, не лишая их внутренней стоимости.

«...что товары повышаются или падают в цепе пропорционально увеличению или уменьшению количества денег, я считаю фактом, не подлежащим спору».

Д. Рикардо сделал попытку сочетать количественную теорию денег с теорией трудовой стоимости, для чего он создал учение об автоматическом регулировании количества золота в обращении путем ввоза и вывоза его за границу. Согласно этой теории чистый импорт золота или рост его добычи внутри страны увеличивают количество денег в обращении, в результате чего создается избыток денег в обращении, ведущий к росту цен и снижению относительной стоимости денег. Это должно привести к отливу золота за границу, в результате чего количество денег сократится, цены упадут до нормального уровня, а относительная стоимость золота повысится.

Несостоятельность этой теории состоит в ошибочном допущении, что все золото, находящееся в стране, служит средством обращения. В реальной жизни даже в условиях золотого обращения часть золота всегда служит сокровищем или мировыми деньгами и не находится в сфере внутреннего обращения. Рикардо не понимал экономического закона, регулирующего количество денег в обращении. Согласно этому закону количество полноценных денег в обращении всегда поддерживается на уровне, соответствующем потребностям обращения в деньгах, а ненужные для обращения деньги тезаврируются, уходят в сокровища. В период общего кризиса капитализма количественная теория денег в сочетании с номинализмом используется в целях оправдания бумажно-денежного обращения и политики инфляции.

Видный американский представитель так называемой новой количественной теории денег И. Фишер (1867-1947 гг.) создал математическую формулу зависимости уровня цен от денежной массы:

PQ = MV ,

где М - денежная масса; V - скорость обращения денег; Q - количество обращающихся товаров; Р - уровень товарных цен.

Преобразовав данное уравнение, мы получим, что Фишер определяет уровень товарных цен по формуле

Р = MV/Q,

т.е. произведением массы денежных знаков на скорость их обращения, деленным на количество товаров.

На основании этой формулы Фишер приходит к выводу, что стоимость денег обратно пропорциональна их количеству:

«Таким образом,- пишет автор,- из того простого факта, что деньги, затраченные на блага, должны равняться количеству этих благ, помноженному на их цены, следует, что уровень цен должен повышаться или падать в зависимости от изменения количества денег, если в то же время не будет происходить изменений в скорости их обращения или в количестве обмениваемых благ»

«Уравнение обмена» Фишера PQ = MV выражает количественные зависимости между суммой товарных цен и обращающейся денежной массой; но это уравнение не дает права на вывод, что цены товаров определяются количеством денег, находящихся в обращении. Наоборот, количество денег в обращении определяется товарными ценами, поскольку товары приобретают цены до их вступления в обращение и не в силу функционирования денег как средства обращения, а в силу функционирования денег как меры стоимости.

Невидимая рука рынка в уравнивании спроса и предложения

Каждая личность, считал Адам Смит, независимо от воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды для всего общества. Таким образом, невидимая рука рынка направлена на получение пользы для людей. Каждый производитель, к примеру, стремится к собственной выгоде, но путь к ней лежит через удовлетворение потребностей ряда людей. В этом вся сущность принципа невидимой руки рынка: совокупность разных производителей, будто движимая невидимой силой, эффективно, добровольно, активно реализует интересы всего общества.

Прибыль выполняет в механизме невидимой руки рынка сигнальную функцию и обеспечивает грамотное и гармоничное распределение всех ресурсов, то есть уравновешивает предложение и спрос. Так, если производство будет убыточным, то количество задействованных ресурсов будет сокращаться. Вскоре такое производство исчезнет, ведь на него будет давить среда конкурентов. Главный принцип невидимой руки рынка заключается в том, чтобы ресурсы расходовались на прибыльные производства.

Реальное общество и невидимая рука рынка: проблема воплощения

И хотя принцип невидимой руки рынка Адам Смит сформулировал правильно, к реальной хозяйственной жизни применить его сложно. Нужно учитывать конкретные условия. Например, во второй половине девятнадцатого века в западноевропейской экономике произошли колоссальные перемены. Появились предприятия, превращающиеся в монополии. Это явно не входит в модель работы невидимой руки рынка по всем определениям. В результате развития технологий предприятия стали зависимыми друг от друга. Их спады и подъемы были одновременными. Из-за этого наступил крах рыночной системы, предвиденный Карлом Марксом. Когда процесс монополизации западных рынков начал постепенно затихать, во многих отраслях компании оказались неконкурентоспособными. И сегодня монополии в хозяйстве совершенно не мешают развитию экономики, хотя такая модель не подходит под описание механизма невидимой руки абсолютно.

Как работает «вторая рука»?

Оказалось, что у рынка есть и «вторая рука», и существует она намного дольше, чем даже «первая». На экономические отношения могут влиять и статусные различия между людьми. В основе работы этого принципа лежит наблюдение не за ценами, а за тем, какие товары, услуги и с каким эффектом продаются. Такая «рука» управляла обществом издревле, просто об этом не задумывались экономисты. Это новый манифест развития рынка, который подразумевает обеспечение продуктового разнообразия и высокий темп его обновления. При помощи приобретения товаров люди пытаются продемонстрировать свой вкус, положение в обществе, то есть маркируют собственный статус. Разобравшись в таких механизмах, можно создать абсолютно новую действенную систему управления рынком в будущем.

Как заметил Адам Смит, удивительным явлением в экономике, основанной на частной собственности и свободе сделок, является то, что рыночные цены подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания общества или нации в целом. Предприниматель, "ведомый лишь собственной выгодой", направляется, тем не менее, "невидимой рукой" рыночных цен "к цели (а именно, экономического процветания страны), которая совсем не входила в его намерения.

Многим людям трудно понять закон "невидимой руки", потому что существует естественная тенденция связывать порядок с централизованным планированием. Если стоит задача разумного распределения ресурсов, кажется естественным, что за это должна отвечать какая-нибудь ветвь центральной власти. Закон "невидимой руки" утверждает, что это вовсе не обязательно. При частной собственности и свободе обмена цены, заставляя миллионы потребителей, производителей и поставщиков ресурсов делать свой персональный выбор, вместе с тем являются и средством гармонизации их интересов. Цены содержат в себе информацию о потребительских предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный человек, ни целый плановый орган. Всего лишь одна-единственная обобщающая цифра -- рыночная цена -- предоставляет производителям полный объем информации, необходимый для приведения своих личный действий в соответствие с действиями и предпочтениями других. Рыночная цена направляет и стимулирует и производителей, и поставщиков ресурсов к производству вещей, ценимых наиболее высоко в сравнении с издержками их производства.

Те, кто принимают решения в бизнесе, не нуждаются в центральной власти, которая указывала бы, что и как им производить. Эту функцию выполняют цены. Например, никому не приходится принуждать фермера выращивать пшеницу, уговаривать строителя строить дома, а мебельщика -- делать стулья. Если цены этих и других товаров указывают на то, что потребители оценивают их стоимость хотя бы на том же уровне, что и издержки их производства, предприниматели в погоне за личной выгодой будут их производить.

Нет необходимости также и в том, чтобы центральная власть контролировала производственные методы предприятий. Фермеры, строители, мебельщики и многие другие производители будут добиваться наилучшей комбинации ресурсов и наиболее эффективной организации производства, поскольку более низкие издержки означают более высокие прибыли. В интересах каждого производителя снижать издержки и повышать качество. Конкуренция практически принуждает их к этому. Производителям с высокими издержками будет трудно выжить на рынке. Потребители, стремящиеся тратить свои деньги с наибольшей выгодой, позаботятся об этом.

"Невидимая рука" рыночного процесса работает настолько автоматически, что большинство людей и не задумывается об этом. Они просто принимают как должное, что товары производятся примерно в тех количествах, в каких потребители хотят их приобрести. Длинные очереди, характерные для стран с централизованно планируемой экономикой, практически незнакомы людям, живущим в условиях рыночной экономики. Доступность огромного разнообразия товаров, которое поражает воображение даже современных потребителей, тоже во многом принимается как должное. "Невидимая рука" создает порядок, гармонию и разнообразие. Процесс этот, однако, идет столь подспудно, что мало кто понимает его суть, и лишь немногие воздают ему должное. Тем не менее, он является решающим для экономического благосостояния общества.

КЕЙНСИА́НСТВО (англ. Keynesian Economics), макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег.

«Кейнсианская революция»

Возникновение кейнсианства связано с именем выдающегося английского экономиста, теоретика и политического деятеля Д. М. Кейнса . Его многочисленные работы и особенно «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) буквально перевернули современную ему теорию, что вошло в историю экономической мысли под названием «кейнсианской революции». Фундаментальная идея этой революции состояла в том, что зрелая капиталистическая экономика не имеет склонности к автоматическому поддержанию равновесия и эффективному использованию всех ресурсов (отсюда кризисы и безработица), а потому нуждается в государственном регулировании с помощью финансовых инструментов - бюджетных и кредитно-денежных рычагов.

На основе категорий кейнсианского анализа были созданы неокейнсианские теории циклического развития экономики и теории экономического роста. В конечном счете, макроэкономические переменные и зависимости - как бы они ни уточнялись и развивались впоследствии сторонниками Кейнса - носили не просто абстрактно-теоретический характер. Как писал Кейнс, «нашей конечной задачей является выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем». Развитие кейнсианской концепции макроэкономического регулирования включало три основных момента: отказ от идеи сбалансированности бюджета в качестве главного ориентира финансовой политики правительства; разработку теории воздействия дефицита на динамику производства; новое понимание роли кредитно-денежной политики как инструмента, призванного поддерживать действия министерства финансов.

Преодоление идеи сбалансированного бюджета было тесно связано с развитием концепции «встроенных стабилизаторов» экономики, роль которых способна выполнить прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты, в первую очередь пособия по безработице. С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически сжиматься и расширяться в зависимости от фазы экономического цикла в направлении, противоположном конъюнктуре. Эта концепция предполагала, что дефицит, появляющийся во время кризиса (вследствие роста социальных расходов и недобора по налогам из-за снижения доходов), будет компенсироваться во время подъема, когда возникнет бюджетный излишек.

Однако политика, предполагавшая управление денежным спросом в соответствии с фазой цикла или уровня использования потенциальных возможностей экономики и, следовательно, нацеленная не только на его расширение, но и сжатие в условиях роста производства и цен, постепенно вырождалась в политику непрерывного накачивания денег в экономику. Наблюдалось нарастание бюджетных дефицитов, увеличивалась задолженность государства.

Кризис теории. Посткейнсианство

Тем временем усиление интернационализации экономики и развертывание нового этапа в научно-технической революции настоятельно требовали новых идей относительно экономической роли государства, целей, приоритетов и инструментов вмешательства в рыночный механизм. Переоценка ценностей в политике ознаменовалась началом всесторонней критики кейнсианства, переросшей в подлинный кризис этой теории. Во время мирового кризиса 1973-1975 гг. произошло то, что Кейнс считал невозможным: инфляция и рост безработицы одновременно.

Кризис претерпела не только собственно кейнсианская теория, а вся концепция «государства благосостояния», то есть концепция широкого участия государства в экономике, основанного на социальных приоритетах, опирающегося на значительный государственный сектор экономики предпринимательства и высокую степень перераспределения национального дохода через бюджетную систему. Усилилась консервативная, антигосударственная идеология. Но кейнсианство не исчезло, как не исчезла необходимость корректирующего воздействия государства на рыночный механизм. Оттесненное на обочину главного направления экономической теории неоклассической школой , кейнсианство приспосабливается к новым реалиям, развиваясь в новом облике - в виде посткейнсианства .

Наибольшее распространение в современной буржуазной политической экономии имеет теория безработицы английского экономиста Дж. М. Кейнса, которая может быть названа теорией недостаточного спроса. Согласно утверждению Кейнса «объем занятости совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса», а наличие «неполной занятости», т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары.

Недостаточность потребительского спроса Кейнс выводит из свойств человеческой психологии, заявляя, что склонность к потреблению уменьшается с ростом доходов. По его словам, люди по мере роста своего дохода все меньшую часть его затрачивают на потребление и все большую сберегают, причем уменьшение склонности к потреблению является якобы вечным психологическим законом.

«Психология общества,- утверждает Кейнс,- такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой мере, в какой растет доход».

Недостаточность спроса на средства производства Кейнс объясняет слабостью «стимула к инвестициям». Этот «стимул к инвестициям» зависит, по его мнению, от многих факторов: от того, какие доходы капиталист рассчитывает получить в результате инвестиций, от того, верит ли он в надежность капиталовложений или же считает их рискованными, оптимистически или пессимистически он оценивает экономические, социальные и политические перспективы и т. п. Здесь Кейнс также основную роль отводит психологическим моментам.

Особое значение Кейнс придает уровню ссудного процента. Он утверждает, что уровень процента является регулятором объема инвестиций и что чем выше норма процента, тем меньше у предпринимателей стимулов к инвестициям. Норма процента, по Кейнсу, в условиях современного капитализма слишком высока, что тормозит инвестиции и тем самым приводит к большой безработице.

Выступая, по остроумному выражению Уильяма Фостера, в качестве врача скорой помощи при больном капитализме, Кейнс утверждает, что безработица - это такая болезнь современного капитализма, которая вполне исцелима, если только применить надлежащие лекарства.

«Ясно,- писал Кейнс,- что мир больше не потерпит безработицы, которая, за исключением коротких периодов ажиотажа, сопутствует и, по моему мнению, неизбежно сопутствует современному капиталистическому индивидуализму. Однако можно с помощью правильного анализа проблемы излечить болезнь и сохранить в то же время эффективность и свободу, т. е. уничтожить безработицу при сохранении капитализма, который Кейнс считает синонимом «эффективности и свободы».

Для ликвидации безработицы в рамках капитализма, по Кейнсу, надо увеличить государственные расходы, что якобы может возместить недостаточную склонность к потреблению частных лиц и довести общий объем эффективного спроса до уровня, обеспечивающего «полную занятость». Он считает, далее, необходимым стимулировать инвестиции путем понижения нормы процента, для чего государство и центральные банки должны увеличивать выпуск в обращение бумажных денег или неразменных банкнот. Учение Кейнса нашло многочисленных последователей: в Англии - В. Беверидж, Дж. Робинсон и др., в США - Э. Хансен,

С. Харрис и др., а также в других капиталистических странах. Кеинсианцы тоже исходят из положения об определяющей роли рыночного спроса. Например, по словам Э. Хансена, «единственное, чего не хватало до войны, единственное в чем нуждается американская экономика,- это достаточный совокупный спрос»

Называя проблему обеспечения такого спроса «наиболее важной проблемой», Хансен пишет:

«Нельзя полагаться на то, что частная экономика самостоятельно породит достаточную энергию, чтобы обеспечить полную занятость».

Поэтому он высказывается за увеличение государственных расходов как путь к обеспечению полной занятости. Отмечая «громадное увеличение финансовых операций правительства», Хансен заявляет, что «именно это есть ксйнсианское лекарство против стагнации», средство обеспечения достаточного совокупного спроса и полной занятости.

Денежные агрегаты

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты . Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке) .Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему - каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты :

  • М0 = наличные деньги в обращении,
  • М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты).
  • М2 = М1 + срочные вклады
  • М3 = М2 + сберегательные вклады
  • L = M3 + ценные бумаги

Уравнение Фишера

Цены и количество денег находятся в прямой зависимости.В зависимости от разных условий могут изменяться цены вследствие изменения денежной массы, но и денежная масса может меняться в зависимости от изменения цен.Уравнение обмена выглядит следующим образом:

Формула Фишера

Несомненно, что данная формула носит чисто теоретический характер и непригодна для практических расчетов. Уравнение Фишера не содержит какого-либо единственного решения; в рамках этой модели возможна многовариантность. Вместе с тем при определенных допусках несомненно одно: уровень цен зависит от количества денег в обращении. Обычно делают два допуска:

  • скорость оборота денег - величина постоянная;
  • все производственные мощности в хозяйстве используются полностью.

Смысл этих допущений в том, чтобы устранить влияние этих величин на равенство правой и левой частей уравнения Фишера. Но даже при соблюдении этих двух допущений нельзя безоговорочно утверждать, что рост денежной массы первичен, а рост цен - вторичен. Зависимость здесь взаимная.В условиях стабильного экономического развития денежная масса выступает регулятором уровня цен . Но при структурных диспропорциях в экономике возможно и первичное изменение цен, а лишь затем изменение денежной массы

15.Сущность рынка и условия его формирования и развития. Основные виды рынков. Сущность рынка : Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Сущность рынка проявляется в его Функциях .
1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. 3. Ценообразовательная. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
4. Регулирующая - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
5. Санирующая. Рыночный механизм - это не благотворительная система. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Условия формирования рынка . Для того чтобы была построена рыночная экономика, функционировал реальный рынок, который выполнял бы присущие ему функции, должны быть воспроизведены предпосылки, опробованные мировой практикой. К ним относятся: наличие субъектов рыночных отношений, которые, будучи экономически и юридически независимыми, могут вступать в равноправные партнерские отношения по поводу купли-продажи. Достичь этого можно созданием различных собственников - индивидуальных, частных, акционерных, государственных, кооперативных, смешанных; эквивалентный обмен товаров. Рынок по своей природе экономической помощи, льгот не признает; конкуренция, которая предоставляет всем субъектам хозяйствования возможность свободной предпринимательской деятельности: свободу выбора покупателей, поставщиков, любых контрагентов, заставляет предпринимателей использовать самые передовые технику и технологию, способствуя этим уменьшению издержек производства, повышению эффективности экономики; свободное ценообразование, как элемент конкуренции и главный механизм контрольно-регулирующей функции рынка способствует объединению интересов субъектов экономической жизни, стимулируя их рационально использовать элементы производства; реальная информация о рынке и его субъектов.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

  • По экономическому назначению объектов рыночных отношений: 1)Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);2)Рынок ценных бумаг; 3)Рынок труда (рынок рабочей силы); 4)Рынок и валюты; 5)Рынок информации; 6)Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
  • По товарным группам: 1)Рынки товаров производственного назначения;2)Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);3)Рынки сырья и материалов и т.д.
  • По географическому положению: 1)Местные (локальные) рынки;2)Региональные рынки;3)Национальный рынок;4)Мировой рынок.
  • По субъектам или их группам: 1)Рынок покупателей;2)Рынок продавцов;3)Рынок государственных учреждений;4)Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
  • По степени ограничения конкуренции: 1)Монопольный рынок; 2)Олигопольный рынок; 3)Рынок монополистической конкуренции; 4)Рынок совершенной конкуренции.
  • По уровню насыщения: 1)Равновесный рынок; 2)Дефицитный рынок; 3)Избыточный рынок.
  • По степени зрелости: 1)Неразвитый рынок; 2)Развитый рынок; 3)Формирующийся рынок.
  • По соответствию законодательству: 1)Легальный (официальный) рынок;2)Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
  • По характеру продаж: 1)Оптовый рынок;2)Розничный рынок.
  • По характеру ассортимента товаров: 1)Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;2)Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;3)Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;4)Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
  • По отраслевому признаку: 1)Рынок автомобилей;2)Рынок нефти;3)Рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:1)Рынки товаров и услуг , куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения. 2)Рынки факторов производства , в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.3)Финансовые рынки , т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки. 4)Рынки интеллектуального продукта , где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. 5)Рынки рабочей силы , представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

16.Внешние(побочные) эффекты. Индивидуальные и общественные блага. Внешние (побочные) эффекты (экстерналии ) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.Побочные эффекты - это издержки или выгоды, которые выпадают на долю отдельных лиц или групп некоей третьей стороны, не участвующей в рыночной сделке. Примером побочных издержек может служить загрязнение окружающей среды, а примером побочных выгод – прививки. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные : Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При этом количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска, так как не учитываются внешние издержки.Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.

Важной функцией государства в рыночной экономике является устранение экстернальных (внешних) эффектов экономической деятель­ности. Это та разновидность фиаско рынка, когда он функционирует с такими недостатками, что цены благ отражают не все издержки производ­ства.Важной особенностью экстерналии является их "принудительный ха­рактер", невозможность для фирм-реципиентов отказаться, например, от потребления негативных внешних эффектов, связанных с загрязнением окружающей среды. С учетом этого обстоятельства внешний эффект мо­жет быть определен как такой результат производства или потребления некоторого товара, который передается другому предприятию или лицу без права выбора и без какой-либо оплаты.

Общественные и частные блага. Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Крупномасштабным примером общественных благ могут выступать товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» - навигационные знаки (такие, скажем, как бакены или маяки). Эти блага называют общественными в силу двух отличительных характеристик. Во-первых, потребитель общественных товаров, как правило, сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые. Во-вторых, отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа. Большинство общественных благ требуют весьма значительных затрат на производство и распределение. Налицо, таким образом, некая особая группа товаров, производство и распределение которых исходя, из самой их природы, подлежит государственному контролю. Проблема бесплатного использования возникает, когда число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно.
Опыт постиндустриального общества показывает, что рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создания и реализация общественных благ является задачей государства. Однако общественные блага не являются однородными. Они выступают как чисто и частично общественные блага. Производство чисто общественных благ полностью возлагается на государство (охрана общественного порядка, например). В то же время создание частично общественных благ (образование, здравоохранение, социальное страхование) может осуществляться как государством, так и частным сектором экономики. При этом государство гарантирует лишь такой уровень воспроизводства частично общественных благ, который в данный момент может быть обеспечен ресурсами государственного бюджета, определяемого в свою очередь развитием производства.

17.Спрос. Закон спроса. Величина спроса. Неценовые факторы спроса. Спрос - количество товаров и услуг, которые покупатели желают и способны приобрести по определенной цене и в течении определенного периода времени, при прочих равных условиях. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Причины существования обратной связи между ценой и спросом следующие:1)чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще;2)более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар; 3)низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей. ВЕЛИЧИНА СПРОСА - количество товара или услуг определенного вида, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Если кривая D 0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D 0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неце­новые факторы спроса иначе называются неценовыми детерми­нантами спроса.


1 | |

Ставка процента характеризует стоимость пользования заемными средствами на финансовом рынке. Рост процентных ставок означает, что займы на финансовом рынке станут более дорогими и менее доступными для потенциальных заемщиков. Одной из причин роста процентной ставки является усиление инфляции. Чтобы описать связь процентной ставки с инфляцией, необходимо ввести понятия реальной и номинальной процентной ставки.

Номинальная процентная ставка (R) – процентная ставка, не скорректированная на темп инфляции.

Реальная процентная ставка (r) – процентная ставка, скорректированная на темп инфляции.

Располагая данными о темпе инфляции (π) и номинальной ставке процента (R), реальную процентную ставку (r) можно рассчитать по формуле Фишера:


В случае если 0% ≤ π ≤ 10%, то для расчета реальной процентной ставки можно использовать приближенную формулу: r ≈ R – π

Если из приближенной формулы выразить номинальную ставку, то есть R ≈ r + π , то мы получим эффект, названный эффектом Фишера. В соответствии с этим эффектом можно выделить две основные составляющие и, соответственно, две главные причины изменения номинальной ставки процента: реальный процент и темп инфляции. Однако, когда финансовое учреждение (банк) определяет номинальную ставку процента, оно обычно исходит из некоторых ожиданий относительно будущего темпа инфляции. Поэтому формулу можно формализовать до следующего вида: R ≈ r + , где – ожидаемый темп инфляции.

Тогда, в соответствии с эффектом Фишера, динамика номинальной ставки процента в большей степени определяется динамикой ожидаемого темпа инфляции.

Номинальный и реальный валютный курс.

Обменный курс национальной валюты – важнейший макроэкономический показатель.

Номинальный обменный курс – соотношение стоимостей двух валют (в пункте обмена валюты мы видим именно номинальные показатели).



Реальный обменный курс – соотношение стоимостей товаров, произведенных в разных странах, или соотношение, в котором товары одной страны могут обмениваться на аналогичные товары другой страны.

= × , где – реальный обменный курс, P*- цена зарубежного товара (в долл.), Р – цена отечественного товара (в руб.), – номинальный обменный курс доллара к рублю.

На изменение реального валютного курса, исходя из формулы, влияют два фактора: номинальный обменный курс и соотношение цен за рубежом и в нашей стране. Другими словами, рост номинального курса доллара (и, соответственно, падение номинального курса рубля) положительно влияет на конкурентоспособность отечественной экономики, а рост – отрицательно.

Приближенная формула (для малых изменений): ∆% ≈ ∆% + - π

Паритет покупательной способности.

Паритет покупательной способности - это количество одной валюты, выраженное в единицах другой валюты, необходимое для приобретения одинакового товара или услуги на рынках обеих стран.

= , – абсолютный ППС (цены на товары, годные для международного обмена, при пересчете в одну валюту должны быть одинаковы)

∆% ≈ π - , ∆% = 0 - относительный ППС (номинальный курс корректируется так, чтобы компенсировать разность в темпах инфляции)

Вопрос №10

Экономический рост и цикл. Долго- и краткосрочные процессы в экономике. Что такое «рецессия» согласно определению NBER? Признаки экономического спада/подъема. Про- и контрциклические показатели. Опережающие и запаздывающие показатели. Рецессия и «перегрев» - в чем их опасность? Экономический рост и его возможные источники. Декомпозиция экономического роста.

Экономический рост – долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП. Для измерения роста используют:

1. Абсолютный прирост или темп прироста реального ВВП;

2. Аналогичные показатели в расчете на душу населения за некоторый период времени.

ВАЖНО:

1)тенденция, это значит, что реальный ВВП не должен обязательно увеличиваться каждый год, имеется в виду лишь направление движения экономики, так называемый «тренд»;
2) долгосрочная, поскольку экономический рост является показателем, характеризующим долгосрочный период, а, следовательно, речь идет об увеличении потенциального ВВП (т. е. ВВП при полной занятости ресурсов), о росте производственных возможностей экономики;
3) реального ВВП (а не номинального, рост которого может происходить за счет роста уровня цен, причем даже при сокращении реального объема производства). Поэтому важным показателем экономического роста выступает показатель величины реального ВВП.

Главная цель экономического роста – рост благосостояния и увеличение национального богатства.

Общепринятой количествен­ной мерой экономического роста являются показатели абсолют­ного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения:

Экономический цикл – это несколько периодов разной активности к экономике (согласно Национальному бюро экономического анализа США).

Рецессия согласноNBER (Национальное бюро экономического анализа) – значимое снижение экономической активности, распространившееся по всей экономике, длящееся более чем несколько месяцев и заметное в динамике производства, занятости, реальных доходов и других индикаторов.