Статьи о ярошенко н а художнике. Родился николай александрович ярошенко. Биография художника Николая Александровича Ярошенко

Цитата сообщения "Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли"... Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)

«Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», — таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.




Автопортрет. 1895

Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря 1846, Полтава — 26 июня 1898, Кисловодск) — русский живописец и портретист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок; военный по образованию, закончил службу в звании генерал-майора.
Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, в последствии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.
В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова, известного картинами "Демьянова уха", "Прерванное обручение" и "Сенная площадь".


Автопортрет. 1875


Мария Павловна Ярошенко, 1875, Полтавский художественный музей

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской. В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств. Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служа на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование. В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка". В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова. Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.


Украинка, 1870-е, музей-усадьба художника, Кисловодск


Девушка-курсистка, 1880, Русский музей

Выгнали, 1883, Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент

После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину "Невский проспект ночью", которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики. В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины "Кочегар" и "Заключенный", представленные на выставке передвижников.


Шат-гора на рассвете, 1884


Тучи в горах, 1880


Тебердинское озеро, 1894

Эти три пейзажа находятся в мемориальном музее-усадьбе художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская "Курсистка", юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины "Кочегар" и "Заключенный". Полотно "Курсистка" стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени. Одной из лучших работ Ярошенко стала картина "Студент", появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный "исторический" портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.


Курсистка, 1883, Киевский музей русского искусства


Девочка с куклой, 1880-е, частное собрание


Актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова, 1884, Третьяковская галерея

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную. Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.


Писатель Глеб Иванович Успенский, 1884, Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Поэт Алексей Николаевич Плещеев, 1887, Харьковский художественный музей, Украина


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, 1886, мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск

Картина 1888 года "Всюду жизнь" стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной. Прослужив на петербургском патронно-минном заводе свыше двадцати лет, Ярошенко в июле 1892 года "за отличие по службе" был произведен в генерал-майоры с зачислением в запас пешей полевой артиллерии по Петербургскому уезду. В следующем году Николай Александрович Ярошенко вышел в отставку и уехал в Кисловодск; в последние годы жизни художник страдал тяжелой горловой чахоткой и часто болел.


Сестра милосердия, 1886, Ивановский художественный музей


На качелях в селе Павлищево на Духов день, 1888, Русский музей

В музее-усадьбе художника "Белая вилла" в Кисловодске Ярошеко написал множество портретов и создал много жанровых произведений. Кроме работы "В теплых краях", Ярошенко написал здесь картины "На качелях", "Проводил", "Девушка-крестьянка" и другие. Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно "Хор". К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ. Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время "еще не добирался ни один становой". Из больших пейзажей следует отметить работу "Шат-гора - Эльбрус на рассвете, освещенный лучами восходящего солнца". К лучшим по живописи следует отнести пейзажи "Тебердинское озеро", "Эльбрус в облаках" и "Красные камни" - очень небольшую по размеру работу, написанную сочно, смело и красочно.


Девушки с письмом, 1892, Бурятский художественный музей, Улан-Удэ


Просветитель Александр Яковлевич Герд, 1888, музей-усадьба художника


Девушка-крестьянка, 1891, частное собрание

В петербургской квартире художника проходили знаменитые "Ярошенковские субботы", которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов. Эту же атмосферу супруги Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались друзья генерала, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих на отдыхе и лечении в летний сезон. С веранды усадьбы художника, расписанной в помпеянском стиле, звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Здесь часто бывали артисты - Станиславский, Савина и другие деятели русского театра.


Елизавета Платоновна Ярошенко, Калужский художественный музей


Проводил, 1891, Омский музей изобразительных искусств


Студент, 1881 Третьяковская галерея

Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин, Н. Н. Дубовской, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Э. Борисов-Мусатов. Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок. В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.


Философ Владимир Сергеевич Соловьев, 1895, Третьяковская галерея


Ученый Николай Николаевич Обручев, 1898, музей-усадьба


«Портрет скульптора Л. В. Позена», 1885


Цыганка, 1886, Серпуховской историко-художественный музей

Николай Александрович Ярошенко скончался в 1898 году в Кисловодске. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник - бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.

В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета - друг художника Л. В. Позен.




Слепцы, 1879, Самарский художественный музей


Старик с табакеркой, 1873, музей-усадьба художника, Кисловодск


Крестьянин, 1874, Харьковский художественный музей

Современники о Ярошенко Николае Александровиче


Передвижники в 1885 г. Н.Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана

«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н. К. Михайловский.
Это высказывание дополняют слова Н. Н. Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования». Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко.






Достаточно назвать лишь несколько имен, ограничившись утверждением современников, что это самые выдающиеся люди того времени, — представители передовой интеллигенции в различных областях науки, литературы, искусства, являющиеся гордостью России, нередко запечатленные кистью художника. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, юрист В. Д. Спасович, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, общественный деятель A. M. Унковский, педагог А. Я. Герд, этнограф М. М. Ковалевский, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и другие.


Эльбрус в облаках, 1894, Русский музей


Красные камни, 1892, мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск


Гора Седло в окрестностях Кисловодска, 1882, музей-усадьба

Нельзя не упомянуть в связи с этим Л. Н. Толстого, писавшего в одном из писем: «Ярошенко мы все любим и, разумеется, очень рады бы были его видеть» и Д. И. Менделеева, воскликнувшего спустя значительное время после того, как не стало Николая Александровича: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, -признавался М. В. Нестеров, — и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал М. В. Нестеров.





Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли»


Портрет неизвестной. 1893 Государственный Русский музей









Интересные факты

Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II 1 марта 1881 года. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». Сейчас картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.

Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенах, — возражал Ярошенко, — а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда» с фотографии некогда горячо любимого А. И. Куинджи.

Адреса проживания Ярошенко Николая Александровича

В Санкт-Петербурге

Лето 1874 — дача Крамского на Сиверской;
1874—1879 — доходный дом А. И. и И. И. Кабатовых, Бассейная улица, 27;
1879 — весна 1898 года — доходный дом Шрейберов, Сергиевская улица, 63.

Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни «посетителей». Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.


Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, г. Кисловодск. Неофициальное краткое название — «Белая Вилла».

По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил кар-тины Ярошенко. По указанию Владимира Ульянова уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены.

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. В доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».
11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885—1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. В доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов.

Музей Ярошенко Фотолетопись

11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек.



В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Среди его творческих работ — эскизы и рисунки. Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. В числе поступлений последних лет — воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г.

Музей хранит графические работы русских художников А. И. Куинджи, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Е. Репина.
Среди фотодокументов — фотопортреты художника, фотографии семьи Симановских, на которых запечатлен Н. А. Ярошенко, эпизоды похорон Н. А. Ярошенко, групповые и семейные снимки передвижников, в том числе Н. А. Касаткина и М. В. Нестерова.

В Калужской губернии

Усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор, где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее.: это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи — няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения — на Духов день в соседней деревушке Павлищево.

В Полтаве (ныне Украина):

В основе собрания Полтавского художественного музея — подаренная родному городу коллекция художника-передвижника Н. А. Ярошенко, прибывшая в Полтаву в 1917 году. Она включала 100 живописных произведений и 23 рабочих альбома самого художника, а также значительное количество работ друзей и коллег по Товариществу передвижных художественных выставок.


Портрет Н.А.Ярошенко работы М. В. Нестерова

Http://smallbay.ru/artrussia/yaroshenko.html

Николай Александрович Ярошенко вошел в историю русского искусства, как художник-передвижник, служивший принципам высокой духовности, гуманизма, чести и совести. Прекрасно образованный, знавший в совершенстве несколько иностранных языков Ярошенко пользовался авторитетом и заслуженным уважением среди соратников по искусству, друзей и единомышленников. Несомненно, что отдельными чертами характера Ярошенко, прежде всего, обязан семейному воспитанию, построенному на высоких нравственных принципах.
Способности к рисованию у Ярошенко проявились очень рано, но упорное стремление мальчика заниматься рисованием не наводило взрослых на мысль, что у него может быть талант, который заслуживает внимания и заботы. Родители не представляют иной карьеры для сына, кроме военной, и в 9 лет определяют его в Полтавский кадетский корпус.
Спустя два года Ярошенко переводят в Петербург в Первый кадетский корпус, окончив его он поступает в Первое Военное Павловское училище (1863 г.). Из Павловского училища Ярошенко переводят в Михайловское артиллерийское училище. В эти годы он посещает вечерние рисовальные классы, где его учителем, а затем и другом становится известный художник Иван Николаевич Крамской.
В 1867 году Н.А. Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию, а для завершения своего художественного образования – в Академию художеств. Молодому художнику приходилось очень трудно. Надо было сочетать занятия в академии художеств с занятиями в Артиллерийской академии, а по окончании последней, с работой на патронном заводе в должности начальника штамповальной мастерской. Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы в подобных условиях довести до конца свое художественное образование.
Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 г. Н.А. Ярошенко женится на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами. В петербургской квартире Ярошенко проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Павлов.
Эту же атмосферу Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались петербургские друзья, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих в летний сезон на отдыхе и лечении. Из многочисленных гостей достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов.
Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок.
В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив коллекцию своих работ большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.
Похоронили Николая Александровича недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника

«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский в статье, посвященной памяти этого выдающегося русского художника.

Николай Александрович Ярошенко. Автопортрет

Николай Александрович Ярошенко был не просто одним из «передвижников» — собратья по творческому объединению называли его «стражем лучших традиций Товарищества, как бы совестью его». И когда смотришь на его картины, легко верится, что это был человек высоких нравственных идеалов. Не единожды художник удивлял коллег, критиков и публику человечностью, глубоким состраданием, наполнявшим его картины. Публика не раз задавалась вопросом, откуда у блестящего военного столько сострадания к горю людей, казалось бы, из другой жизни. «Знаете, за одного только "Заключенного в камере" я уже готов обнять и расцеловать его, за его доброе, чуткое, внимательное сердце, за душу его и за талант вызывать в нас доброту и сочувствие к ближнему...» — признавался критик Н. Евтихеев.

Н. Ярошенко. Заключенный. 1878 год

Николай Ярошенко родился в Малороссии, в Полтаве 1 (13) декабря 1846 года в семье генерал-майора. В девять лет будущего художника отдали в Полтавский кадетский корпус.

В 1863 году юноша переехал в Петербург и поступил в Павловское военное училище, а затем — в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1870 году. Параллельно Ярошенко занимался живописью, в качестве вольнослушателя посещал Академию Художеств, учился у Ивана Крамского. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. Совмещать это по времени, конечно, будет непросто. Но ты-то как раз сможешь». Ярошенко последовал совету старшего товарища. До самой отставки в чине генерал-майора он трудился на оружейном заводе и на заказ не написал ни одной картины.

Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Его моделями всегда становились люди, внутренне ему близкие — художники И. Н. Крамской, В. М. Максимов, И. К. Зайцев, Н. Н. Ге, писатели Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, В. Г. Короленко и другие.

Н. Ярошенко. Портрет художника Н. Н. Ге. 1890 год

Одной из самых ярких работ Ярошенко в портретном жанре является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884 год):

Н. Ярошенко. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой 1884 год

Ярошенко женился в 1874 году, и в тот же год они с женой впер-вые поехали в Кисловодск. Супруги были настолько очарованы Кавказом, что впоследствии, в 1885 году, приобрели там дачу. Каждый год семья Ярошенко проводила в Кисловодске четыре месяца — отпуск Николая Александровича. Когда же художник вышел в отставку в 1892 году, чета Ярошенко переехала туда насовсем. Их дача, которая стала именоваться «Белой виллой», собирала огромное количество гостей.

«Белая вилла» Н. Ярошенко в Кисловодске

Они приезжали и уезжали, именитые и неизвестные, и в доме все-гда было людно и весело. Говорят, что супруга Ярошенко, добрая и домовитая хозяйка, при-нимала в доме до пятидесяти гостей, среди которых были художники Репин, Нестеров, Куинджи, Васнецов, оперный певец Шаляпин, композитор Рахманинов. К слову, есть версия, что именно Мария Павловна Ярошенко изображена на знаменитейшей картине Крамского «Портрет неизвестной».

Знаменитым Ярошенко сделала картина «Кочегар», написанная им в 1878 году. Ярошенко изображает не столько представителя рабочего класса, новую социальную силу и т.д., сколько живого человека.

Н. Ярошенко. Кочегар. 1878 год

В жизни Николая Александровича к этому времени произошли заметные перемены. Во-первых, он большую часть времени проводит в Кисловодске, пытаясь излечить прогрессирующий туберкулез. В апреле 1887 года умер его учитель и старший товарищ Иван Николаевич Крамской, идейный руководитель Товарищества передвижных выставок, и руководить товариществом стал Ярошенко.

Ярошенко с семьей снимал в Петербурге небольшую квартиру на Сергиевской улице, на пятом этаже дома, внизу которого помещалось китайское посольство. Эта квартирка и стала временным «штабом» передвижных выставок. Михаил Нестеров , хорошо знавший семью художника, вспоминал, что не только в Кисловодске, но и в Петербурге у Ярошенко часто бывало огромное количество гостей, некоторые из которых оставались надолго, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и др.

«Кого-кого тут нет! — писал М. В. Нестеров об атмосфере, царящей в квартире Ярошенко, — весь культурный Петербург здесь. Тут и Менделеев, и Петрушевский, и еще несколько выдающихся профессоров либерального лагеря. Часов около 12 приглашают к ужину. Как в этой маленькой столовой уместится такая масса гостей — это знают только наши гостеприимные милые хозяева — Николай Александрович и Мария Павловна. Тесно, но как-то усаживаются. На ужинах у Ярошенко вкусно ели, а пили мало. Говорили же горячо, интересно. На этих собраниях не знали, что такое скука, винт, выпивка — Николай Александрович, то серьезный, то остроумный был душой общества. Помню, бывали великие споры, иногда они затягивались далеко за полночь, и мы расходились обыкновенно поздно, гурьбой, довольные проведенным временем».

Известно, что знаменитый ученый Д. И. Менделеев после кончины художника восклицал: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

Интересна история работы «Курсистка (1883 год). Девушку, послужившую моделью для картины, звали Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве — Черткова). Со своим мужем Владимиром Чертковым, издателем и редактором произведений Л. Толстого, она часто гостила у Ярошенко в Кисловодске. Как и художник, Анна страдала туберкулезом.

Есть и более поздний ее портрет кисти Ярошенко — «В теплых краях», работа была написана в 1890 году в Кисловодске, сейчас она хранится в Санкт-Петербурге, в Русском музее.

Н. Ярошенко. В теплых краях. 1890 год

Еще большую известность принесла художнику картина «Всюду жизнь». Мало кто знает, что первоначально Ярошенко дал этой работе название «Где любовь, там и Бог». Так называется рассказ Льва Толстого, который, очевидно, стал для художника источником вдохновения. Сюжет толстовского рассказа заключается в том, что сапожник Семен, не ведая того, приютил ангела и понял вместе с ним, что это «кажется только людям, что они заботой о себе живы, а живы-то они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь. И радостно стало на душе Авдеича, перекрестился он, надел очки и стал читать Евангелие, там, где открылось. И наверху страницы он прочел: И взалкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли меня... И внизу страницы прочел еще: Так как вы сделали это одному из сих братии Моих, меньших, то сделали Мне. И понял Авдеич, что не обманул его сон, что, точно, приходил к нему в этот день Спаситель его и что, точно, он принял Его».

На картине изображен арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники удивительно кроткого вида. Ребенок кормит голубей крошками хлеба. «За решеткой в окне вы увидите Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертой для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру Иосифа. Но как же это святое семейство за решетку попало?» — писал критик-рецензент П. Ковалевский. А сам Лев Толстой сделал в дневнике запись: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко “Голуби". Видели вы, как арестанты смотрят из-за решетки тюремного вагона на голубей? Какая это чудная вещь! И как она говорит вашему сердцу! По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко “Всюду жизнь”». Сегодня полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Н. Ярошенко. Всюду жизнь. 1888 год

«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело. Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал М. В. Нестеров.

В 1892 году, уйдя в отставку, дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, Николай Александрович стал дольше бывать в Кисловодске. Здесь он принял самое деятельное участие в строительстве храма во имя Святителя Николая. Художник не только лично расписывал храм, но и привлек к этому знаменитых братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, Нестерова и других известных российских художников.

Свято-Никольский храм в Кисловодске

В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Николай Александрович побывал и на Святой Земле, о чем писал: «Здесь все так легко, помимо вашей воли, переносит в глубь времен. Вы наткнетесь неожиданно на живого Авраама или Моисея, то перенесетесь к временам Христа».

25 июня (7 июля) 1898 года, на-ходясь перед холстом за работой, художник умер от остановки сердца. Ярошенко был похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца . В 1938 году, спустя сорок лет, новые власти города решили взорвать храм Николая Чудотворца. Динамит разрушил не только стены, но и уничтожил кладбище. Уцелела только одна могила — художника Ярошенко.

Могила Н. Ярошенко в Кисловодске

В декабре 1918 года в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени. Имя Ярошенко получила и улица, прилегающая к усадьбе, называвшаяся до этого Дондуковской. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник — чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».

Н. Ярошенко. Полевые цветы. 1889 год

Помнят и на малой родине, в Полтаве, о своем знаменитом земляке. Художественный музей в городе носит имя замечательного художника.

Полтава. Художественный музей имени Николая Ярошенко

ярошенко николай александрович бердяев, ярошенко николай александрович булганин
1 (13) декабря 1846(1846-12-13) Место рождения:

Полтава, Российская империя

Дата смерти: Место смерти:

Кисловодск, Пятигорский отдел, Терская область, Российская империя

Подданство:

Российская империя Российская империя

Жанр:

живопись

Работы на Викискладе

Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря 1846, Полтава - 26 июня 1898, Кисловодск) - русский живописец и портретист.

  • 1 Биография
  • 2 Творческая деятельность
  • 3 Общественное признание
  • 4 Галерея
  • 5 Интересные факты
  • 6 Семья
  • 7 Адреса
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Биография

Военный по образованию и по службе. 1863 году окончил Полтавский кадетский корпус. Вступив в 1878 году в число членов Товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно «мотивы гражданской скорби».

Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, так называемую «Белую Виллу», где жил и работал вплоть до самой смерти.

В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, 1892).

В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет.

Умер 26 июня (7 июля) 1898 года. Похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца.

Творческая деятельность

«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», - писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н. К. Михайловский. Это высказывание дополняют слова Н. Н. Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования». Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. Достаточно назвать лишь несколько имен, ограничившись утверждением современников, что это самые выдающиеся люди того времени, - представители передовой интеллигенции в различных областях науки, литературы, искусства, являющиеся гордостью России, нередко запечатленные кистью художника. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, юрист В. Д. Спасович, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, общественный деятель A. M. Унковский, педагог А. Я. Герд, этнограф М. М. Ковалевский, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и другие. Нельзя не упомянуть в связи с этим Л. Н. Толстого, писавшего в одном из писем: «Ярошенко мы все любим и, разумеется, очень рады бы были его видеть» и Д. И. Менделеева, воскликнувшего спустя значительное время после того, как не стало Николая Александровича: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

«Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», - таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.

«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, -признавался М. В. Нестеров, - и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», - вспоминал М. В. Нестеров.

Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».

Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко - «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Лучшие из этих произведений - портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Кроме жанров и портретов, Н. А. Ярошенко писал также пейзажи, очень хорошо воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Среди таких его работ - ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.

Известно, что Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Выставки становились крупными общественными событиями. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске, в залах Дворянского собрания. её организации под влиянием И. Е. Репина принимала участие М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе и уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится ныне в фондах Калужского областного художественного музея.

Общественное признание

Почетный гражданин города Кисловодска.

Галерея

  • «Кочегар» (1878)
  • «Заключённый» (1878)
  • «Заход солнца» (1880-е годы)
  • «Курсистка» (1880)
  • «Студент» (1881)
  • «Террористка» (1881)
  • «Шат-гора (Эльбрус)» (1884)
  • «Портрет П. А. Стрепетовой» (1884)
  • «Портрет скульптора Л. В. Позена» (1885)
  • «Цыганка» (1886)
  • «На качелях в селе Павлищево на Духов день» (1888)
  • «Всюду жизнь» (1888)
  • «Портрет учёного
    А. Я. Герда» (1888)
  • «Портрет художника Николая Николаевича Ге» (1890)
  • «В теплом краю» (1890)
  • «Похороны первенца» (1893)
  • «Эльбрус в облаках» (1894)
  • «Владимир Соловьев» (1895)
  • «Портрет Николая Николаевича Обручева» (1898)
  • Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
  • Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» - оправдывался Репин. «Дело не в стенах, - возражал ему Ярошенко, - а в измене идеалам Товарищества!». гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», - пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.

Семья

Ярошенко Николай "Портрет М.П.Ярошенко, жены художника" 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск

Отец - Александр Михайлович Ярошенко, генерал-майор

Мать - Любовь Васильевна (урождённая Мищенко) (1822-1890)

Брат - Василий Александрович, инженер, химик, был женат на Елизавете Платоновне (урождённой Степановой, в первом браке Шлиттер)

Сестра - Софья Александровна, мать Бориса Савинкова.

Супруга (с 1874 года) - Мария Павловна Невротина (- 14 сентября 1915) (есть версия, что Крамской писал с неё Неизвестную, в то время она была невестой Н. А. Некрасова).

Адреса

Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко (жена Василия Ярошенко). Художник Ярошенко Николай Александрович

в Санкт-Петербурге

  • лето 1874 - дача Крамского на Сиверской
  • 1874-1879 - доходный дом А. И. и И. И. Кабатов - Бассейная улица, 27;
  • 1879 - весна 1898 года - доходный дом Шрейберов - Сергиевская улица, 63.

Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни «посетителей». Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.

По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил кар­тины Ярошенко. По указанию Владимира Ульянова уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены.

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».
11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885-1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов.

В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846-1898). Среди его творческих работ - эскизы и рисунки. Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. числе поступлений последних лет - воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г.

Музей хранит графические работы русских художников А. И. Куинджи, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Е. Репина.
Среди фотодокументов - фотопортреты художника, фотографии семьи Симановских, на которых запечатлен Н. А. Ярошенко, эпизоды похорон Н. А. Ярошенко, групповые и семейные снимки передвижников, в том числе Н. А. Касаткина и М. В. Нестерова.

в Калужской губернии

усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор , где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее.: это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи - няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения - на Духов день в соседней деревушке Павлищево.

Примечания

  1. 1 2 3 Ярошенко Н. А. глазами современников. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  2. Биография Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  3. Леонид Степченков. Каменный свидетель эпох // Смоленская газета, октябрь, 2012.
  4. Калужская живопись первой половины ХX столетия
  5. Календарь государственных праздников Российской федерации, памятных дат и знаменательных событий Ставропольского края на 2011 год. Проверено 17 января 2015. Архивировано из первоисточника 17 января 2015.
  6. 1 2 В. Кеворков. Непреклонный Ярошенко. Эссе
  7. Биография Н. А. Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  8. Малознакомый Кисловодск. Н. А. Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  9. 1 2 «БЕЛАЯ ВИЛЛА». Музей-усадьба художника Ярошенко // Биография
  10. Ставропольский Край. КИСЛОВОДСКИЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА ХУДОЖНИКА Н. А. ЯРОШЕНКО. Архивные документы в библиотеках и музеях Российской Федерации. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  11. История Калужского областного художественного музея. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  12. Валентин Смирнов. Краеведческий туризм
  13. Н. А. Ярошенко. На качелях. 1888

Литература

  • Федосеенко Л. «Террористка» // Филателия СССР. - № 11. - 1974. - С. 30.
  • Прытков В. А. Н. А. Ярошенко. М., 1960.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869-1899. 2-х т. - М.: Искусство, 1987.
  • Трусова Наталья Николаевна (урождённая Купчинская) (1884-1969). Воспоминания. - кн.: Секлюцкий В. В. Николай Александрович Ярошенко. Ставрополь, 1963, с. 103-105. - ст. «Встреча с племянницей Ярошенко».
  • Верещагина А. Г. Николай Александрович Ярошенко. - Л.: Художник РСФСР, 1967. - 56 с. - (Народная библиотечка по искусству). - 20 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Жизнь и творчество Николая Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Ярошенко, Николай Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • В.И. Порудоминский. «Ярошенко». Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Ярошенко Николай Александрович: биография, 99 картин художника. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Кисловодский музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013.
  • Юлия Пионтковская, Наталья Пестова. Отблеск прибрежной Италии // «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть») № 2 (60), 14.02.2008
  • Алиев, Кази-Магомет. Художник Н. А. Ярошенко в Карачае
  • Творчество Николая Ярошенко на портале vsdn.ru

ярошенко николай александрович бердяев, ярошенко николай александрович булганин, ярошенко николай александрович морозов, ярошенко николай александрович романов

Николай Ярошенко (1 декабря 1846, Полтава - 26 июня 1898, Кисловодск) - русский живописец и портретист.

Биография Николая Ярошенко

Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследствии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.

В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова.

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской.

В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.

Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служба на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование.

Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

Творчество Ярошенко

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».

В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова.

После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину «Невский проспект ночью», которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики.

В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины «Кочегар» и «Заключенный», представленные на выставке передвижников.

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская «Курсистка», юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины «Кочегар» и «Заключенный».

Полотно «Курсистка» стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени.

Одной из лучших работ Ярошенко стала картина «Студент», появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную.

Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин.

Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.

  • Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
  • Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» - оправдывался Репин. «Дело не в стенах, - возражал ему Ярошенко, - а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», - пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.