Сравнительная характеристика Печорина и Вернера из романа «Герой нашего времени» Лермонтова

То доктор Вернер во многом близок герою. Он - единственный в романе, с кем может серьезно беседовать, от кого не скрывает своей опустошенности, в ком признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность. Желчь и едкая ирония, с какими Печорин пишет в своем дневнике о большинстве людей, сменяются уважением, когда он говорит о Вернере. Чем вызваны эти чувства? Сходством взглядов (Вернер «скептик и матерьялист») и близостью духовного склада (Вернер - « на деле всегда и часто на словах»). Нужно показать школьникам, что кроется за этими словами, разъяснив их смысл на примерах из текста.

Сближает Вернера с Печориным образованность, проницательность, знание жизни и людей (описание разговора 13 мая), «злой » - нескрываемая насмешливость по адресу больных-«водяной» знати. Близки они и тем, что оба - «поэты на деле». Поэтичность для Печорина - это высокие мысли и чувства, дар воображения («одно слово для нас целая »,- говорит он Вернеру), душевная тонкость, понимание человеческого сердца. Характерно, что в Грушницком герой не видит «щи с природой: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё,- чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?» Или: «…я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ки томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. . >2 Или: «Я помаю,- в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Как не похожи эти полные лиризма признания на иронические желчные высказывания о «водяном обществе»! В природе Печорин видит полную гармонию и красоту, отсутствие фальши, совершенство и чистоту (сравнение: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»).

Наедине с природой мы видим Печорина совсем иным, чем в общении с людьми, Под влиянием общества искажается человек. Для натур созерцательных закономерен был бы уход от людей в природу. Но Печорин не созерцатель, а деятель. В лирической концовке повести «Княжна Мери» встречаются снова, выражающие устремления героя: «тихие радости н спокойствие душевное» не для него, сжившегося «с бурями и битвами». Где же найти этот желанный мир «тревог и битв», куда приложить «силы необъятные»? «Водяное общество» - вот арена действий , растрачивающего здесь душевное богатство и силы на интриги, любовные похождения, мелкие стычки с Грушницким и драгунскими капитанами и т. д. А в душе его жажда целеустремленных действий: «зачем я жил? для какой цели я родился?» Ни талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину и радости. А сознание несоответствия поступков своим стремлениям ведет к раздвоению личности. Печорин говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»

Эта очень существенная особенность - раздвоенность сознания Печорина - не всегда легко воспринимается учащимися. Трудность восприятия вызывается сложностью самого понятия рефлексии. С одной стороны, постоянное самонаблюдение, самоанализ, сомнение во всем убивают непосредственность в характере человека, лишают его цельности мировосприятия: человек не может, просто жить, чувствовать, действовать, у него все время одновременно идет суд над собой, анализируются все поступки. И это излишнее психологизирование уничтожает силу и полноту чувств и мысли. Ученикам надо эта показать на примерах из текста. Печорин лишен возможности искренне ощущать радость и , потому что сделал из самого себя объект для наблюдений, и в результате он начинает сомневаться решительно в каждом движении сердца и анализировать малейший свой поступок, Например, он действительно и непритворно взволнован встречей с Верой, он понимает, что скоро они расстанутся навсегда. Когда она уходит из грота, сердце е болезненно сжимается, «как после первого расставания» Но чувство мгновенно подвергается анализу, подлинно! волнение уступает место мысли, что он еще способен волноваться. И в результате чувство отодвигается на задний , начинается размышление.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Характеристика доктора Вернер в романе «Герой нашего времени» . Литературные сочинения!

Печорин и Вернер. Друзья или приятели?

Главный герой романа Лермонтова - человек, разочарованный в жизни, он не надеется на искреннюю любовь, мысль о верной и чистой дружбе также кажется ему несбыточной. "Из двух друзей всегда один раб другого". Рабом он быть не может, а повелевать — "труд утомительный". Печорин сближается только с одним человеком в романе - доктором Вернером. Но и эта короткая дружба терпит крах.

В чём же сходство и различие Печорина и Вернера?

Как и у самого Печорина в Вернере все было необыкновенно, начиная даже с его внешности. Наружность доктора с первого взгляда «поражала неприятно»: Вернер был маленького роста, худощав и слаб, кроме того, одна нога у него была короче другой, как у Байрона.

При первом же знакомстве оба героя отличили друг друга среди многочисленного и шумного общества молодежи. Печорину пришлись по душе остроумие и непростой характер Вернера, позже в своем журнале он сделает следующую запись: «Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов».

Оба героя ведут себя независимо. Они иронично относятся и к другим и к себе. Независимость вызывает в светском обществе раздражение. Поэтому у доктора, как и у Печорина, находилось много недоброжелателей и завистников. Но, несмотря на внешнюю независимость и гордость, и Печорин, и Вернер скрывают полную драматизма свою внутреннюю жизнь. Печорин знал и не раз наблюдал, какие чувства скрываются под маской строгого скептика, в своем журнале он записал: «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом».

Печорин, отчаялся в жизни и выбрал, по его же словам, дорогу ненависти и зла. Вернер честно работал доктором, но тоже остро чувствовал несправедливость и несовершенство окружающего мира.

Чем же эти персонажи отличались друг от друга?

По словам Максима Максимыча, Печорин был тем человеком, который рожден для того, чтобы с ним что-нибудь случалось. Действительно, главный герой не один раз попадал в авантюрные истории. За это время у него собрался богатый опыт и знания, которые он охотно применял в жизни, в общении с людьми. А Вернер, в ком без труда можно было разглядеть «отпечаток души испытанной и высокой», оставался в стороне. Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, часто приносит людям боль и страдание. Вернер, мечтающий вырваться из нищеты, для денег не сделал бы и лишнего шага. Он тоже экспериментирует над людьми, но в отличие от Печорина — пассивно, стараясь избежать столкновений с ними. Печорин же даже в разговоре идет до конца, выводя собеседника из себя. Для него счастье — “насыщенная гордость”.

Вернер слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя это дело ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни. Но когда дело уже сделано — Грушницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину печоринского эгоизма, он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: "Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете". Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг.

Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке после расставания. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: "Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности".

Печорина и Вернера нельзя назвать друзьями. Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания. Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество. Настоящая дружба — это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное проживание жизни.

Образ Вернера способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа.

Вернер – персонаж повести “Герой Нашего Времени” Лермонтова. Он встречается в главе “Княжна Мери”, и служит роль доктора и приятеля Печорина. Вернер, точно так же как и Печорин, глубокий скептик, материалист, эгоист, и человек, изучивший все необходимое “ключи к сердцу”. Он не особо симпатизирует своему времени и людям, которых оно порождает, хоть он и не холод к ним, а напротив, живо чувствует в людях душевную красоту, которая, без сомнений, присутствует и в нем.

Он невысок и худой, чем-то схожий физически с ребенком. Одна нога его длиннее другой – а голова огромна по сравнению с туловищем. Это одно из немногих отличий между ним и Печориным. В сравнении с ним, Вернер – уродлив. Обладая добротой, он с верностью носит кличку “Мефистофеля”, за что благодарит свой зоркий глаз и злой язык, с помощью которого он проникает в сущность человека, которую тот хранит за своей “маской”.

Печорин думает, что его друг наделен даром предвидения. Не имея представления о будущем, Вернер говорит, что в будущем Грушницкий падет от руки Печорина. В остальном, диалоги двух приятелей выглядят так, будто два достойных друг друга оппонента сражаются в словестной дуэли. Ещё одно отличие среди двух друзей в том, что Вернер не желает меняться. Его пристрастие – жить в привычном для жизни ритме, не изменяя его. Вернер предупреждает Печорина о заговоре Грушницкого и о возможном убийстве (и вправду, во время дуэли в пистолет Печорина специально не положат пуль), хоть и боится лишней ответственности за кого-либо. После убийства Грушницкого Печориным, тот отходит в сторону, желая не иметь ничего общего с данным поступком. Печорин, в свою очередь, распознает такие действия в Вернере как трусость и слабость, считая, что личное благополучие для доктора куда важнее их дружбы.

Вернер похож благодаря своему скептицизму на Печорина, однако его человечная душевность (Вернер плакал над умирающим солдатом) более схожая с Максимом Максимычем. В этом образе много разногласий, и любой поэт найдет в нем сочетания как крепких жизненно необходимых качеств, так и слабых. Однако, сравнивая Печорина и Вернер, второй более целостная личность, жизнеспособная, умеющая находить плюсы в людях.

Вариант 2

Вернер является военным медиком. Ведь, как известно, между друзьями должно быть много общего, и Печорин является хорошим другом героя.

«Он скептик и материалист, как все почти медики...», именно так автор описывают Вернера. И этим именно он и схож с главным героем. Можно сказать даже, что он не прочь посмеяться над людьми. Так же второстепенный герой произведения не имеет большие богатства и всегда мечтал о них. Как потом стало понятно, что для своей мечты он ничего и не хотел делать.

Так же Вернер думает о женщинах то, что их разум очень глуп и его невозможно понять. Для него они являются сложными и непонятными своими поступками. Но при этом друг Печорина внимателен к женщинам и добьются своего, хоть он внешне не сильно то и красив. Как стало вскоре известно, что он презирает то общество, в котором знатные люди. Считая их никчёмными и бесполезными людьми. Но при этом он добрый, ведь не стал бы он плакать над солдатом.

О его внешнем виде говорят, что он был не особо и приятен. Но имеет одежду достаточно по моде и всегда аккуратную. Так же обладает неглупыми мыслями, ведь именно Печорин решил, что он хороший собеседник. Поэт в нем также живет, именно его внутренний мир имеет такие черты. Не хочет жениться, ведь считает, что не готов и не сможет иметь семейную жизнь. Потом мы узнаем, что Вернер оказывается нечистый врач, то есть про него пустили слухи и тогда от него многие клиенты ушли. О будущем мы, в общем-то, его и ничего и не знаем, возможно, продолжит жить, как и раньше. Я думаю, что вполне Печорин и Вернер похожие герои, хоть и есть разница. Он все-таки пытается свои чувства оставить при себе, и остаться лучше под маской. Именно такие люди до конца себя и не раскрывают.

Военный доктор не желает добиваться чего-то и иметь цель, ему же легче просто посмотреть за происходящим. Также, когда пришло время к дуэли, он все же одобряет решение Печорина, но когда же приходит, имея грустное выражение лица. Из этого можно сделать вывод, что второстепенный герой все-таки нервничает. И когда же произошел такой случай, он не поддал руку главному герою. Я считаю, что этот герой все же с добрым сердцем, но больно как-то не решительный.

Сочинение Характеристика Вернера

Одно из моих самых любимых произведений – «Герой нашего времени». Писатель Михаил Юрьевич Лермонтов – величайший гений своего времени, внесший вклад в копилку не только русской, но и мировой литературы. Этот роман стал центральным в творчестве писателя. В этой замечательной книге, столь сильно затронувшей меня, есть множество интересных персонажей. Сейчас мы поговорим об одном из них, о докторе Вернере.

Чем примечателен этот персонаж? Сразу среди всех остальных его выделяет немецкая фамилия. Однако автор устами Печорина убеждает нас в том, что он русский. У Вернера очень непривлекательная наружность. Она контрастирует с его силой духа, проницательностью и умом. За счет чего он пользуется популярностью у женщин. Не чужда ему и доброта и сочувствие, которые проявляются в эпизоде с умирающим солдатом.

Среди молодёжи он получает прозвище Мефистофеля. Этому прозвищу он втайне радуется. Подобно Мефистофелю персонаж злоязычен и имеет способности предвидеть те или иные события. Благодаря кропотливому изучению людей, ему не составляет особого труда проникнуть в самую суть натуры собеседника. Помимо этого схожесть с Мефистофелем не заканчивается. К нему также можно применить выражение «мефистофельский смех» Так в разговоре с Грушницким, он насмехается над ним, когда тот сменяет свою солдатскую шинель на мундир. На водах же он рисует карикатуры на богатых клиентов, которых он лечит.

У доктора очень много общего с главным героем произведения – Печориным. Именно поэтому он предстает в романе его другом. Так Вернер не уступает в искусстве спора и колкости фраз Печорину, может бесконечно долго рассуждать на философские темы. Вернер является единственным интересным собеседником для главного героя в романе. Оба персонажа являются эгоистичными натурами. Но по ходу развития сюжета мы начнем замечать и отличия, которые в конечном итоге приведут даже к разрыву дружбы.

Ну и совсем Вернер открывается читателю после дуэли Печорина с Грушницким. Он даже не подаёт руки герою и холодно с ним прощается, сославшись на грозящую опасность. Он не захотел брать ответственности за всё происшедшее.

Вернер является собирательным образом русской интеллигенции тех времён. Они могли порассуждать на любую из предложенных тем, носили маску порядочности. Однако решительным действиям и активности предпочитали пассивное созерцание, и не приводящее ни к каким результатам философствование.

Одним из второстепенных персонажей произведения является доктор Вернер, приятель главного героя Григория Печорина.

Автор представляет Вернер в образе молодого неказистого мужчины, средних лет, небольшого роста, имеющего большую голову, подстриженную под гребенку с сильными черепными неровностями, беспокойные черные глаза, старающиеся проникнуть в душу собеседника, а также сухие и жилистые руки. Походка доктора прихрамывающая из-за разной длины ног, в результате которой Вернер вынужден использовать при ходьбе трость. Несмотря на неброский вид Вернер очаровывает представителей женского пола, используя внутренние душевные качества и огромную силу воли.

Во внешности доктора Вернера отличительными особенностями являются опрятная и со вкусом подобранная одежда в предпочтительных темных тонах, а также острый и даже злой язык, способный задеть любого собеседника. Доктор легко увлекается женщинами, но отрицает семейные отношения, не желая на этом этапе своей жизни, вступать в брак.

Являясь неординарной личностью, доктор Вернер характеризуется аккуратностью, чрезвычайной проницательностью, добродушием и незаурядным умом, при этом не скрывающим свои скептические и материалистические взгляды, присущие многим медицинским деятелям, любящим, как и доктор Вернер, пофилософствовать на досуге.

Жизненным кредо доктора Вернера является проявление его холодной порядочности, выражающей в предпочтении в стороннем созерцании, а не прямом участии, способном изменить что-то в своей судьбе.

Обладая цепкой памятью и умом, Вернер характеризуется автором как наблюдательный человек, хорошо разбирающийся в людях и склонный к проявлению доброты к умирающим, однако старающимся скрывать свое настроение, используя ироническую и насмешливую маску.

Имея вышеперечисленные качества, роднящие Вернера с главным героем Печориным, доктор, в отличие от Григория, не способен на смелые и решительные поступки в достижении жизненных целей, проявляя духовную трусость.

Вариант 2

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» существует множество второстепенных героев. Одним из самых ярких является образ доктора Вернера, который приходился Печорину, главному герою, давним приятелем и присутствует лишь в главе «Княжна Мери». Образ Вернера, по мнению многих, создан как для понимания романа в целом, так и для приглушения образа Печорина.

Вернер был мужчиной среднего возраста, военным медиком в прошлом. Сейчас его работа включала в себя лечение богатых людей, приезжающих на воды, где и происходит действие главы «Княжна Мери». Внешность героя была непривлекательной, он был мал, слаб и некрасив собой. Особенно запоминающимся данный герой становится из-за своей схожести с Печориным. В большинстве случаев он не любил и не уважал людей своего времени, но внутренняя красота и богатый внутренний мир, которым он сам обладал, всегда его привлекали. Как и Печорин, он любил философствовать и называть себя «поэтом» и скептиком. Поэтому неудивительно, что даже обычные разговоры двух героев становятся похожи на словесный поединок, в котором ни одна из сторон не уступает другой. В целом, Вернер был умным, добродушным и обладал всеми нужными качествами, которые привлекали женщин даже при отсутствии внешней красоты.

Большую роль в раскрытии данного персонажа играет сцена дуэли Печорина с Грушницким и его поведение во время нее. Вернер выступал в роли секунданта. Узнав о договоренности Грушницкого с каким-то капитаном оставить пистолет Печорина незаряженным, он незамедлительно рассказывает об этом товарищу. Таким образом, он перекладывает всю ответственность за гибель Грушницкого на плечи Григория, а сам обвиняет черкесов. Такой поступок заставляет читателя задуматься о характере Вернера. Теперь он показывает не только свои положительные качества, но и свою трусость и слабость.

Нельзя с уверенностью сказать, каким является образ доктора Вернера в романе Лермонтова. С одной стороны, мужчина не давал поводов усомниться в своих положительных качествах долгое время. С другой стороны, одно событие раскрывает способность Вернера проявлять трусость и некую подлость в ответственный момент. Как ни крути, Вернер все же остается умным человеком, достойным соперником Печорина, хорошим собеседником и интересной личностью.

Сочинение Образ Вернера

«Герой нашего времени» – одно из самых ярких произведений русской литературы XIX в. Сложное и многоплановое, оно ставит перед читателем важнейшие вопросы морали и этики. В образах персонажей показаны модели поведения в непростых жизненных ситуациях.

Одна из таких моделей реализована в образе Вернера – интеллигентного, образованного, умного человека, обладающего тонким чувством юмора, склонного к язвительности. Эти черты сближают его с главным героем романа – Григорием Печориным. Неудивительно, что между ними устанавливаются дружеские отношения. Но образ Вернера неоднозначен и порой противоречив.

М.Ю. Лермонтов делает эти противоречия ясными и выраженными. Вернер, русский по происхождению, имеет немецкую фамилию. Его внешность неказиста, он непропорционально сложен и даже несимпатичен. Но при этом обаятелен и нравится женщинам. Он служит военным врачом, но предпочитает консультировать богатых клиентов. Обладая добрым сердцем и отзывчивой душой, он способен отпускать едкие и саркастические комментарии, нелицеприятные собеседникам. Он честен и прямодушен, но старается максимально дистанцироваться от происходящего. Все эти качества, уживаясь в одном человеке, показывают «мятущийся дух» и неуверенность жизненной позиции.

Событием, раскрывающим суть персонажа, является дуэль Грушницкого и Печорина. Вернер признает необходимость дуэли, понимает правоту Печорина, соглашается стать его секундантом. Он беспокоится за друга, его печалит и тревожит сложившаяся ситуация. Узнав о готовящейся подлости – Печорину собирались подсунуть незаряженный пистолет, он сообщает об этом другу. Но после гибели Грушницкого Вернер занимает позицию холодной отстраненности, перечеркивая всю теплоту дружеских отношений. Глубоко уязвленный и удивленный, Печорин считает это поведение проявлением трусости.

В образе Вернера показаны характерные черты «интеллигентского прекраснодушия». Эрудированный, способный поддержать разговор на любую тему, склонный к философствованию, честный и проницательный, он отворачивается от друга, когда надо разделить с ним бремя ответственности за дуэль и гибель ее участника. Решительности он предпочитает созерцательность, действию – философствование.

Образ Вернера не является ни однозначно положительным, ни отрицательным. Представляя собой результат размышлений автора над проблемами морали, он предлагает читателю поразмыслить и сделать выводы.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Софья начертана неясно (фамусова)

    Неясно Софья может быть написана просто потому, что она «никакая». Особенно, если сравнивать её с Чацким.

  • Записки охотника и их место в русской литературе 10 класс Тургенев

Уже при первом знакомстве с романом Лермонтова «Герой нашего времени» характеристика героев, анализ их образов становятся необходимыми для понимания произведения.

Печорин – центральный образ романа

Главный герой романа – Григорий Печорин , личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.

Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.

Каждая часть романа – отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?

Максим Максимыч

Максим Максимыч , «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью. Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым». Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.

Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается. Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара». У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.

Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Грушницкий и Вернер

Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».

Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление. Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение». Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени. Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.

Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.

Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.

Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.

Женские образы романа

На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.

Бэла

Черкешенка Бэла , «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».

Мери

Образ Мери Лиговской , княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном. И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок. Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.

Вера

О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.

Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.

Заключение

В разных повестях романа «Герой нашего времени» персонажи не только помогают понять нам самые разные черты Печорина и в результате позволяют проникнуть в замысел автора, проследить за «историей души человеческой», увидеть «портрет героя времени». Главные действующие лица произведения Лермонтова представляют разные типы человеческих характеров и потому рисуют облик времени, создавшего Григория Печорина.

Тест по произведению