Спор пьера и андрея на пароме. Свидание андрея болконского с пьером безуховым в богучарове. Мечты и идеалы

Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа. Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях. Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли. Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждался, что он не знает истинного света и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все его ученье, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню. — Нет, отчего же вы думаете, — вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, — отчего вы так думаете? Вы не должны так думать. — Про что я думаю? — спросил князь Андрей с удивлением. — Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство — это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. — И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его. Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви. — Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; все остальное есть сон, — говорил Пьер. — Вы поймите, мой друг, что вне этого союза все исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал, часть этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, — говорил Пьер. Князь Андрей молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами. Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они пошли на паром. Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу. — Ну, что же вы думаете об этом? — спросил Пьер. — Что же вы молчите? — Что я думаю? Я слушал тебя. Все это так, — сказал князь Андрей. — Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека и законы, управляющие миром. Да кто же мы? — люди. Отчего же вы все знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу. Пьер перебил его. — Верите вы в будущую жизнь? — спросил он. — В будущую жизнь? — повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея. — Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его; и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды и мы теперь дети земли, а вечно — дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что я в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, — высшая сила, — как хотите, — что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница, которой я не вижу конца внизу, она теряется в растениях. Отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ? Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда. — Да, это учение Гердера, — сказал князь Андрей, — но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся), и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть... Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть... Вот что убеждает, вот что убедило меня, — сказал князь Андрей. — Ну да, ну да, — говорил Пьер, — разве не то же самое и я говорю! — Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И я заглянул... — Ну, так что ж! Вы знаете, что есть там и что есть кто-то ? Там есть — будущая жизнь. Кто-то есть — Бог. Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и заложены и уж солнце скрылось до половины и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили. — Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо). — Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому». Князь Андрей вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но все робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера. — Да, коли бы это так было! — сказал он. — Однако пойдем садиться, — прибавил князь Андрей, и, выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

В своей эпопее «Война и мир» Л. Толстой сумел создать неповторимые образы, сосредоточившись в становлении героев как личностей, духовному развитию каждого. Толстой показал, как самые жизненные впечатления или события оказываются решающими, вызывают моментальные изменения в жизненной позиции героя, в его представлении о мире и самого себя в этом мире. Писатель сделал в литературе открытие, которое впоследствии назвали «диалектикой души» Толстого.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» — так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.

Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер — человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение — все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией — все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.

По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.

Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … »Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо — символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы — Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо — быть.

Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол ». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность — это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Везухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Волконского в новых чувств.


На протяжении всего романа Л.Н. Толстого "Война и мир" можно наблюдать у главных героев романа моменты обретения смысла жизни, воодушевления, приближения к простой, жизненной общечеловеческой истине, как и наравне с моментами запутанности или же отчуждения и неверия в силу жизни. Одним из таких важных моментов для одного из главных героев романа князя Андрея является его разговор с Пьером на пароме.

Князь Андрей до встречи с Пьером был убит горем, смертью жены: "дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, страдает, мучается и перестает быть". И совесть мучает его из-за того, что он увёз свою беременную жену от светского общества, которое она так любила, оставил её, что свои последние месяцы она провела в тоске и без него. Досаждает князя и то, что сделал он это из жажды славы, желая поскорее попасть в гущу военных событий, то есть, думая о себе.

Он осознал свою ошибку уже там, под Аустерлицем, когда понял, что то, чего он жаждал, того не стоило.

Когда к нему пришло разочарование в Наполеоне, когда развенчался идеал и Андрей увидел в французском императоре маленького, тщеславного, самовлюбленного человека и, что самое главное, мелкого перед огромным небом Аустерлица. Но и возвращается к жене князь, как известно, уже поздно. Эта страшная ошибка меняет Андрея, заставляя его быть более циничным, он решает жить только для себя и для семьи: "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только эти двух зол, вот вся моя мудрость".

Казалось бы, романтизма в душе Андрея совершенно не осталось, но князь всё же вздыхает при прочтении письма от отца об военных успехах - возможно, он жалеет, что его там нет. И сама княжна Марья заметила после, что "ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его". Его "взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного веселого блеска", в этом же взгляде Пьер позже увидит "сосредоточенность и убитость" - Болконский не может душевно вылечиться, образ жизни, мысли, который он теперь избрал, не подходят его натуре, желающей любви. Таким застает его Пьер.

В разговоре на пароме князь Андрей говорит, что, столкнувшись со смертью, с пропастью, он верит теперь только понятиям жизни и смерти, что та самая будущая жизнь, о которой герои говорили ранее, в пропасти, в пустоте, в мраке, "нигде". Но Пьер убеждает Андрея, что в этой будущей жизни есть Бог, что "надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно там, во всем" и указывает при этом на небо. Эти слова и этот жест были решающими, ведь князь Андрей уже сам прочувствовал, на сколько прекрасно это большое и доброе небо, насколько это ощущение единства с ним внеземное. Возможно, и эта убежденность Пьера в том, что человек вечен, как и небо, воодушевило князя Андрея, который после этих слов "вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом" взглянул на Пьера.

В разговоре с Пьером в Андрее потихоньку просыпается это желание жить, ощущение красоты жизни. К тому же, Пьер оказался единственным человеком, с которым князь Андрей смог вести откровенный разговор о своих переживаниях, ощущениях, доверяя Пьеру как старому доброму другу. Возможность высказаться о наболевшем тоже сыграло свою роль в воодушевлении Андрея, в возвращении его к жизни, с его сердца наконец-то хоть немного, но сошла тяжесть от пережитого. И, что самое главное, Андрей снова видит "то высокое, вечное небо, которое видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе". Снова появляется образ неба, символизирующего открытое пространство, как внешнее, так и внутреннее, душевное, следовательно, готовое принять новые чувства.

Автор сам подводит итог встречи этих двух героев: "Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь". Разговор на пароме стал ещё одной ступенькой для князя Андрея на пути к внутреннему становлению и обретения душевной гармонии. Вскоре, благодаря и этому, сердце Болконского станет вновь открыто и для новой любви, и для новой жизни.

Обновлено: 2018-12-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

П. Емельяново

Красноярского края

Кузнецова Нина Владимировна

Урок-исследование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема урока : Сопоставление описания пейзажа с нравственными переживаниями Андрея Болконского.

Цели урока :

Образовательная: исследование связи состояния природы с переживаниями героя;

Развивающая: понимание того, как Л.Н. Толстой используя приём психологического пейзажа, помогает читателю увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса.

Воспитательная : формирование навыков контроля и самоконтроля.

Задачи:

1. Обучить сопоставительному анализу эпизода.

2.Закрепить навыки исследовательской работы с текстом.
3.Формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Вид урока: урок смешанного типа

Методические приёмы: исследовательская работа с текстом, составление сопоставительной таблицы, чтение по ролям.

Термин : психологический пейзаж.

Пейзаж (фр. местность) – картина природы в художественном произведении.

Эпиграф к уроку:

Самая чистая радость – радость природы.

Л.Н.Толстой

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Слово учителя . Сын Л.Н. Толстого писал, « … отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил:

«Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода».

Рассмотрим, какое значение имеет природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого:

Силу жизни, вечное обновление, красоту, поэтичность, величие, вечность и бесконечность, «мир и согласие» - вот что видит и ценит в природе писатель.

Природа помогает человеку найти своё место в жизни, учит «жить общей жизнью».

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких – либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развёртывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, то есть помогать раскрыть идею произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о её роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из средств психологического анализа. Изображение природы в романе «Война и мир» реалистично, точно, выразительно и поэтично. Она показана в развитии, в движении: осенняя (сцена охоты), зимняя (святки), весенняя (лунная ночь, пробуждающийся дуб).

Природа для автора эпопеи – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.

В романе «Война и мир» мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают её высокого смысла. Духовно опустошённые, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.

Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, «диалектику души» этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы. Природа органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н.Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить её.

3.Презентация. Учащиеся обсуждают понятие: пейзаж. Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа). Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении.

    Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

    Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).

    В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.

    Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.

    Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.

    Выявить отношение психологизма и изобразительности.

    Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Мастерство писателя в изображении природы: выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.) и ритмико – интонационный рисунок (плавный, замедленный или, наоборот, сжатый, напряженный). Особенности синтаксического строя текста.

Соотнести характер и функции пейзажа с общей концепцией произведения, авторским мироощущением, с представлением писателя о гармонии или дисгармонии социального, вечного и исторически – конкретного, общечеловеческого и индивидуально - неповторимого, земного и небесного.

Слово учителя . Л.Н. Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлёта.

Запишите в тетрадь вопрос: что такое психологический пейзаж?

Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.

4.Что привело князя Андрея в подавленное состояние.

Сообщение учащегося

Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского:

1.Отправляется на фронт, мечтает о своём Тулоне (подвиг, слава). Разочаровывается в Наполеоне, Переживает смерть жены. Всё произошедшее повергает князя Андрея в кризис, из которого ему не помогают выйти ни заботы о сыне Николае, ни те преобразования, которые он производит в имении Богучарове (одним из первых в России он отменил крепостное право). Андрея Болконского преследует чувство вины.

Кто стал помощником и собеседником князя Андрея на поле брани перед лицом смерти?

2.Чтение и анализ текста учебника стр. 287-288

Вывод: Роль помощника и собеседника принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый помощник и утешитель, оно помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге... На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!” «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец»,- думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве наполеона стала его путеводной звездой. Князь Андрей не стремится больше играть важную роль в политике, не связывает свою судьбу с военной карьерой. Видя теперь так близко своего кумира - Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье

5. Анализ эпизода «Разговор с Пьером на пароме».

Сцена разговора Андрея Болконского с Пьером на пароме помогает герою почувствовать, что жизнь просыпается в его душе. (ч.1 гл.12) Описание неба.

Что почувствовал князь Андрей?

(«…что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». « … во внутреннем мире его …новая жизнь…»)

Работа с учебником . (стр. 288-289)

Вывод: После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. “В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Небо открывается князю Андрею в момент нравственного кризиса, на переломах жизни, когда природа помогает ему выйти из тупика.

6. Слово учителя. Анализ эпизода ч. 3,гл.1

Исследуем: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?

Описание дуба

(Состояние князя Андрея: не хотел видеть ни весны, ни солнца).

«Всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.», «…обломанные, ободранные пальцы» «… не верю вашим надеждам и обманам». «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб…- наша жизнь кончена».

«…ему ничего было не надо начинать, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Работа по учебнику стр. 289.

Вывод: Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

ч.3, гл.2

8.Анализ эпизода. Чтение по ролям. Сцена «Лунной ночи» (ч.3, гл.2)

(Л.Н. Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Для него одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу).

(«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни»)

Сопоставительная таблица. Исследовательская работа с текстом.

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Рассмотрим таблицу. Сопоставление состояния князя Андрея и состояния природы.

Что изменилось в состоянии героя во время второй встречи с дубом?

Вывод: Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.
Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.
Жизнь просыпается в дубе, его ветки покрыты молодой и сочной зеленью. Просыпается интерес к жизни в душе князя Андрея. Природа возродила его, заставила жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель.

8. Итог урока.

Скажите, что значит психологический пейзаж?

- Как Л.Н. Толстой, используя приём психологического пейзажа, помогает нам увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса?

Домашнее задание: выучить наизусть: описание дуба;

определение психологический пейзаж, мини-сочинение

Организация работы в группах.

Задание 1-ой группе учащихся

    Сообщение на тему:

«Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского».

2. Прочтите эпизод и ответьте на вопрос: Что помогло понять князю Андрею небо?

3.Прочтите текста учебника стр. 287-288 со слов: « С высоты далёкого неба, куда устремилась его возвышенная душа…», до слов: «…князю кажется, что жизнь его кончена в тридцать один год».

Задание 2-ой группе учащихся

    Прочтите эпизод «Разговор с Пьером на пароме». (ч.1 гл.12)

Ответьте на вопрос: Что помогает почувствовать князю Андрею сцена разговора с Пьером на пароме.

2.Подготовьте выразительное чтение описания неба.

со слов: «Однако пойдём садиться…»

3.Работа с учебником . (стр. 288-289)

Со слов: « Из тяжёлого душевного состояния Андрея выводит Пьер…» До слов: « …вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Задание 3 –ей группе учащихся.

1.Прочтите эпизода ч.3,гл.1

Особое мастерство Л.Н.Толстого проявляется в том, что один и тот же человек, может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Писатель применяет приём сопоставления.

2.Исследуйте: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?

Почему он обратил внимание на дуб?

Каково состояние Князя Андрея в момент первой встречи с дубом?

3. Заполните сопоставительную таблицу примерами из текста. Исследовательская работа с текстом .

В ходе анализа эпизода обучающиеся заполняют сопоставительную таблицу:

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Работа по учебнику стр. 289.

Со слов: « И когда князь Андрей заезжает в Отрадное…» до слов: « … пробужден к возрождению свиданием с Пьером».
Описание дуба с «обломанными сучками и обломанной корой, заросшей старыми болячками» автор сопоставляет с настроением героя, который угнетён и печален.

7.Анализ эпизода. Первая встреча Андрея Болконского с Наташей Ростовой.

ч.3, гл.2

Обратите внимание на состояние и мысли князя Андрея.

(«…князь Андрей, невесёлый и озабоченный…», « И чем она счастлива…?»

Что почувствовал князь Андрей при виде счастливой и довольной Наташи?

Почему ему «вдруг стало отчего-то больно»?

Задание 4-ой группе

Особое мастерство Л.Н.Толстого проявляется в том, что один и тот же человек, может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Писатель применяет приём сопоставления.

1. Подготовьте чтение по ролям. Сцена «Лунной ночи» (ч.3, гл.2)

2. Ответьте на вопросы:

Кто восхищается лунной ночью?

Кто остаётся равнодушным к красотам ночи?

Какую роль играет разговор Наташи и Сони лунной ночью?

Каково состояние князя Андрея?

Заполните примерами из текста сопоставительную таблицу. Что изменилось в состоянии героя во время второй встречи с дубом?

Исследовательская работа с текстом.

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

«Война и мир» - одно из тех великих произведений, над которым можно размышлять бесконечно, поскольку Толстой рассматривает жизнь человека в различных ракурсах. Этот роман поднимает высоконравственные проблемы, волнующие человека в условиях войны и мира.

Особенностью романа-эпопеи Толстого является так называемая «эпизодовость». Автор словно дает отдельные картины в массе событий. Смена эпизодов похожа на смену кадров в кино - этим достигается цельность всего произведения. Все эпизоды «Войны и мира» неслучайны, в каждом из них дается характеристика либо героя, либо политической ситуации, либо войны и военных действий. Таким образом создается жизненность и реалистичность романа.

Подробнее хотелось бы остановиться на эпизоде, в котором Пьер Безухов приезжает в Богучарово к своему другу Андрею Болконскому. Этот эпизод является ключевым для понимания жизненных принципов героев, их позиций и стремлений. Возвращаясь из южного путешествия, Пьер Безухов исполняет свое «давнишнее намерение – заехать к своему другу Болконскому, которого он не видел два года».
Сначала встреча двух мужчин была холодна, «разговор долго не мог установиться», однако между собеседниками заходит разговор о том, что такое зло и в чем его смысл. По мнению Андрея Болконского, «в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь, и счастье есть только отсутствие этих двух зол». Нужно жить для себя и стараться избегать этих явлений.
Пьер не принимает эту идею: «Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастие жизни».

Андрей Болконский и Пьер не понимают друг друга, когда Безухов говорит о то, что следует помогать ближним, людям неимущим и страдающим. Какое же дело, когда человек может что-то сделать другому, но не делает? А главное наслаждение «делать добро, ибо добро есть единственное верное счастие жизни». Андрей Болконский, размышляя над этой идеей, приходит совсем к другому выводу, который полностью противоречит рассуждениям Пьера. Болконский уверен в том, что «единственно возможное счастье – есть счастье животное», которым обладает мужик, и которого можно лишить, дав этим «счастливым» людям нравственные потребности.
Андрей в этом эпизоде предстает более несчастным человеком, чем люди, которые терпят нужду. «Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти», - здесь проявляется скептицизм и неприятие действительности Болконским. По мению этого героя, не могут вызывать жалости люди, чье существование бессмысленное и скотское. Эти люди не достойны внимания, здесь нельзя говорить о добре и зле вообще, потому что мужик не умеет думать, а следовательно, страдать по-настоящему. Обращаться нужно только к тем людям, «которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить право и неправо».
Андрей не видит истинного смысла жизни, в этом его трагедия. Ему непонятно все то, что говорит Пьер. Безухов осознает, что Болконский глубоко несчастен и хочет помочь ему. Душа Андрея не хочет принимать правду Пьера, который чувствует, что «во всем мире есть царство правды». Царство это вездесущее, и имя ему – Бог. «Ежели есть бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит Пьер. Эмоциональная настроенность Безухова все же меняет внутреннее состояние Андрея, заглушила боль Болконского, который уже долгое время пытался отрицать саму жизнь: «…Выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и то-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

На мой взгляд, в словах Пьера Безухова проявляется и авторская позиция, потому что Л.Н. Толстой видел счастье в самой жизни и в каждом мгновении – шаг к истине и к Богу. Этот эпизод совсем неслучаен в романе. То состояние, в котором находится Болконский после Аустерлица, очень гнетет его и не дает покаоя, он отказывается от прошлых идеалов и стремлений, но не приобретает новых. Отсюда его глубокое разочарование в жизни.
Встреча с Безуховым в какой-то мере меняет его пассивное отношение к окружающему миру: «Свидание с Пьером было для князя Андрей эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».