Список опубликованных трудов М. Г. Худякова. Михаил Георгиевич Худяков: биография Были народные корни михаила худякова

День рождения 03 сентября 1894

археолог, исследователь истории и культуры народов Поволжья

Биография

Родился в небольшом городке Малмыже , в Вятской губернии, в родовитой и обеспеченной русской купеческой семье. Окончил первую казанскую гимназию с золотой медалью (1906-1913), обучался на историко-филологическом факультете Казанского университета (1913-1918). В 1918-1924 годах работал в Казани: преподавателем школы, библиотекарем Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете, с 1919 года - хранителем археологического отделения, затем заведующим историко-археологическим отделом губернского музея, преподавал в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте. С 1920 работал также в музейном отделе Народного комиссариата просвещения Татарской АССР; один из организаторов и секретарей Научного общества татароведения. Участвовал в организации музея в родном Малмыже. В 1920-х годах опубликовал ряд историко-этнографических и археологических работ по истории тюркских и финноугорских народов региона. Особую роль играют «Очерки по истории Казанского ханства», напечатанные в 1923 году.

Работа Худякова была одной из первых работ русских историков посвященных Казанскому ханству, история которого в трудах выдающихся историков предшествующего поколения рассматривалась исключительно в контексте русской истории. Его взгляд отличался от работ предыдущих авторов тем, что автор симпатизирует татарскому народу и показывает политику московского государства, как захватническую и колониальную. Вместе с тем он старается сохранить научную объективность. В своей работе автор выразил благодарность ряду востоковедов, которые, видимо, в какой-то мере разделяли его концепции: Гаязу Максудову и Г. С. Губайдуллину, Н. Н. Фирсову , М. И, Лопаткину, С. Г. Вахидову.

В 1923 г. по обвинению в национализме был осужден видный большевик М. Х. Султан-Галиев и распущено правительство автономии, некоторые члены которого отказались осудить Султан-Галиева. После этих событий Худяков покидает Казань. С 1925 г. он жил и работал в Ленинграде, как научный сотрудник Государственной публичной библиотеки. В 1926-1929 годах учился в аспирантуре Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК). В 1927 г. принял участие в работах Средневолжской экспедиции в Чувашии. В течение 1920-х годов записывал удмуртский эпос. С 1929 преподавал в Ленинградском университете, с 1931 доцент ЛИЛИ и Ленинградского института философии, литературы и истории (ЛИФЛИ). В 1929-1933 годах состоял учёным секретарём и научным сотрудником Комиссии по изучению племенного состава населения СССР при АН СССР. С 1931 научный сотрудник 1-го разряда ГАИМК (институт доклассового общества), с 1933 переходит в сектор феодальной формации. В 1930-32 против него были выдвинуты критические обвинения в «султангалиевщине» и «тюркcком национализме», которые ограничились публичными «проработками». В 1931 г. принял участие в «критике» арестованного археолога С. И. Руденко . Активно пропагандировал пользующийся официальной поддержкой марризм. В 1936 без защиты диссертации ему была присвоена учёная степень доктора исторических наук и звание действительного члена Института доклассового общества ГАИМК.

9 сентября 1936 арестован Управлением НКВД Ленинградской Области по статье 58-8, 11 УК РСФСР как «активный участник контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации»). 19 декабря 1936 выездной сессией ВК ВС СССР приговорен к высшей мере наказания, с конфискацией всего личного имущества. Расстрелян в тот же день в Ленинграде.

Труды М. Г. Худякова были запрещены и изъяты из библиотек. Он реабилитирован в 1957 г., однако его труды не переиздавались. Первым шагом по возвращению его трудов из безвестности явились публикации на татарском языке некоторых его работ («Очерков…» и отдельных статей) на страницах молодежного журнала «Идель» начиная 1989 г. Повторное издание книги вышло в 1991 г.

Известный учёный, русский историк, археолог, этнограф, фольклорист Михаил Георгиевич Худяков родился 15 сентября 1894г. в г. Малмыже Вятской губернии в семье русского купца, учился в классической Казанской гимназии, на историческом отделении Казанского университета. Ещё тогда активно интересовался историей и этнографией народов Поволжья, в частности удмуртов и марийцев, которых довольно много проживало в его родных краях. Будучи студентом, участвовал в экспедициях и раскопках общества АИЭ Казанского университета. В 1919-1925 гг. заведовал историко-археологическим отделом Казанского музея. В 1918г. в Малмыже создал Историческое общество и вместе с Кузебаем Гердом собирал в этом уезде произведения народного творчества, топонимические легенды удмуртского и марийского происхождения, которые впоследствии составили два рукописных тома «Регистрационной книги для записей о древностях, легендах, преданиях Малмыжского уезда». По-видимому, тогда же, будучи студентом, ещё до Великого октября, он взялся за создание эпического цикла легенд и преданий удмуртского народа. Однако завершить работу (большая часть рукописи осталось в черновом варианте) и издать её ему так и не удалось до конца жизни.

Он неплохо знал удмуртский язык, много консультировался у К. Герда. По словам его сестры М.Г. Куроедовой, некоторые отрывки к эпосу он создавал на удмуртском языке, но К. Герд посоветовал ему оформить весь текст на русском языке.

После окончания университета М.Г Худяков одновременно работал во многих учреждениях Казани – и как преподаватель, и как исследователь-учёный, и как организатор музейного дела.

В 1925г. М. Худяков переехал в Ленинград, где так же развернул большую научную и научно-организационную работу. Вначале работал научным сотрудником Государственной публичной библиотеки, а с 1931г. - научным сотрудником Государственной академии истории материальной культуры. Наиболее плодотворно работал в 1920-е гг. над изучением истории и этнографии народов Среднего Поволжья, в том числе и удмуртов. Им написаны работы «Ананьинская культура», «Политическое значение Мултанского дела и его отголосков в настоящее время», «Культ коня в Прикамье», «Вотские родовые деления», «История удмуртского народа», «О романтизме народной поэзии и эпоса удмуртов» и др.

17 февраля 1935г. он стал доктором исторических наук и затем был утверждён в звании действительного члена Госакадемии истории материальной культуры.

Основательное изучение жизни, быта удмуртского народа и знание его языка позволило М.Г. Худякову приступить к составлению цельного свода удмуртских эпических сказаний. В начале марта 1966г. Ф. Ермаков в рукописном фонде Ленинградской публичной библиотеки обнаружил рукопись «Из народного эпоса удмуртов. Песни и сказания и т.д.» на 107 страницах, насчитывающую более 3000 строк. В ней значилось 10 эпических песен: 1. Песнь о богах; 2. Песнь о зэрпалах; 3. Песнь о веке Кылдысина; 4. Песнь об утраченном счастье; 5. Песнь о воплощении Кылдысина; 6. Песнь о богатырях Дондинского круга; 7. Песнь о Калмезских богатырях; 8. Песнь о борьбе с черемисами; 9. Песнь о священной книге; 10. Песнь о будущих временах.

В сопровождающих эпические тексты записях составителем отмечалось, что он использовал труды учёных-собирателей Н. Первухина, Г. Потанина, К. Жакова, Б. Гаврилова, Б. Мункачи, С. Кузнецова, К. Чайникова (К. Герда), А. Спицына. Проанализировав удмуртские сказания, М. Худяков нашел, что среди них особо выделяются три песни - о временах Кылдысина, о богатырях Дондинского круга и о подвигах князя Можги. Данный эпос имеет традиционный зачин, характерный для «Калевалы» и «Песни о Гайавате». Он открывается хвалебной песнью в честь удмуртских богов Инмара, Кылдысина и Куазя. В сказаниях развертывается мысль о зависимости человека от сил природы, раскрываются формы языческого преклонения перед ней в далёком прошлом.

Как и во многих эпосах народов мира, в собрании М. Худякова важную роль играет гиперболизация образов и деяний героев. Важную художественную функцию выполняют постоянные эпитеты и сравнения. Здесь широко используются различные формы словесных повторов. Ритмическая структура стихов близка к коротким песням удмуртов лирико-бытового жанра. Все строки написаны четырёхстопным хореем с отдельными случаями ритмического перебоя на четырёхстопный ямб, они лишены точной рифмовки, но в отдельных случаях встречается синтаксический параллелизм соседних стихов. Изложив в классических формах на русском языке разрозненные эпические сказания удмуртов, известный отечественный учёный, этнограф и фольклорист М. Худяков в 20-е гг. ХХ века, по существу, открыл миру новый эпос.

Его труд высоко оценил венгерский учёный П. Домокош в монографии «История удмуртской литературы». По его мнению, Худякова глубоко интересовала судьба удмуртского народа, его прошлое, настоящее, будущее. Он не только собрал воедино удмуртский эпос, но в отдельном исследовании занимался интерпретацией романтических черт удмуртского эпоса.

В 1936г. М.Г. Худяков был обвинён в троцкизме и расстрелян 12 декабря этого же года. В 1957 году он был полностью реабилитирован. Лишь в 90-ые годы прошлого века стали возвращать в активный оборот его многочисленные труды в области истории, археологии и этнографии удмуртов.

Книга посвящена истории Казанского ханства - государства Поволжских татар, существовавшего в бассейнах среднего и нижнего течения р. Волги с 1438 г. по 1552 г. Завоевание Казанского ханства царем Иваном IV явилось важнейшей исторической вехой в формировании Российского государства. Автор книги, проф. М. Худяков, детально прослеживает периоды становления, развития и падения Казанского ханства, анализирует причины и следствия падения. Книга дополнена библиографией трудов М. Худякова. Рекомендуется для широкого круга читателей.

Михаил Георгиевич Худяков
Очерки по истории КАЗАНСКОГО ХАНСТВА

О Михаиле Худякове и его книге

Истории Казанского ханства не везло. Как в далеком прошлом, так и в наше время.

В прошлом история этого государства в русской литературе освещалась, как правило, лишь попутно - в связи с изложением тех или иных сюжетов по истории Руси, России. Поэтому факты, события из истории ханства фиксировались избирательно, как бы "сбоку". Картина, в сущности, не изменилась и в многочисленных "историях СССР", в которых всестороннее освещение прошлого всех народов нашей многонациональной страны подменялось фактически изложением истории становления и развития лишь одного Русского государства.

В новейшее же время освещение истории Казанского ханства, с которым связано прошлое ряда народов многоэтнического региона, не выходило за пределы вспомогательных глав и параграфов официальной истории Татарской АССР, согласно основной концепции которой "подлинная история" народов начиналась лишь… с 1917 года. Изложение истории целого государства, просуществовавшего более ста лет и оставившего неизгладимый след в судьбах ряда народов, оставляло желать лучшего с точки зрения научного осмысления реальных фактов и сложных явлений.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация. Как известно, дореволюционная историография за редким исключением обслуживала социально-политические устремления постоянно воевавшей и расширявшейся феодально-помещичьей империи, Но особенно парадоксально то, что именно в советском социалистическом государстве эта историографическая концепция, получив во времена культа личности "второе дыхание", стала функционировать более изощренно, целенаправленно, воинственно.

Так что "невезение" истории Казанского ханства, подобно многочисленным фактам плохой разработанности ряда аспектов истории народов СССР в целом, имеет сложную подоплеку…

Лишь однажды появился небольшой просвет - появилась попытка изложения истории этого государства с научной позиции, т. е. с позиции человека-исследователя, искренне захотевшего разобраться в сложных фактах прошлого, в фактах, созданных подобными себе обычными людьми, а не теми, кто создан лишь для одностороннего осуждения.

Такой попыткой и явилась книга Михаила Георгиевича Худякова "Очерки по истории Казанского ханства", разработанная и опубликованная в первые годы советской власти. Именно в те годы, когда вера честных людей в торжество справедливости - как социальной, так и морально-этической - была еще искренней, а ум и сознание их не были разъединены ржой братоубийственной грызни партийных бонз. Именно в те годы, когда убеждения и устремления людей науки не были заражены вирусами тупого комчванства, антигуманного мессианства, имперской амбиции, замаскированной демагогическими декларациями и в области исторической мысли. Именно в те годы, когда у людей была надежда разрушения "тюрьмы народов" и построения подлинно равноправного во всех отношениях общества - "самого справедливого, самого гуманного, самого счастливого", а следовательно, и самого честного. Наконец, именно в те годы, когда искренне верившие в победу социалистической революции люди никак не могли представить себе возможность кровавых репрессий 20-30-х годов, ужасов ГУЛАГа, стократно переплюнувшего "тюрьму народов", так называемого "расцвета наций", выразившегося геноцидом в отношении десятков национальностей, в том числе и оказавшихся на грани культурно-духовной катастрофы русских, от имени которых любили рассуждать организаторы этого "эксперимента" - самого античеловеческого шабаша…

К числу "искренне верующих" людей, живших и творивших в те годы , относился и М. Г. Худяков. Родился он 3 сентября 1894 года в городе Малмыже, что на Вятке. Воспитание получил в родовитой и обеспеченной русской купеческой семье. После окончания первой казанской гимназии он обучался на историко-филологическом факультете Казанского университета (1913–1918). Его трудовая и научная деятельность началась в стенах Восточного педагогического института. В 20-х годах он опубликовал ряд историко-этнографических и археологических исследований по истории народов региона, как тюрских, так и финноугорских. Среди этих работ особое место занимают вышеназванные "Очерки…", опубликованные в 1923 году.

В эти же годы М. Г. Худяков принимает самое активное участие в организации музеев в Казани, родном Малмыже, в деятельности Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, научного общества татароведения. В 1926–1929 г.г. он обучается в аспирантуре в Ленинграде, после окончания учебы определяется на работу в Государственную академию истории материальной культуры, где также продолжает разрабатывать проблемы истории и культуры народов своего родного края - Среднего Поволжья. В 1936 году М. Г. Худяков утверждается в ученой степени доктора исторических наук. Но 9 сентября того же 1936 г. он арестовывается как "враг народа", обвиненный в "троцкизме", а 19 декабря приговаривается к расстрелу, что приводится в исполнение в тот же день…

С этого времени имя ученого было предано забвению, его труды были запрещены, изъяты из библиотек.

Изданные при жизни автора малыми тиражами (тираж I-го издания "Очерков" 1923 г. составил всего 1000 экземпляров) труды М. Худякова в силу указанных причин стали библиографической редкостью. Реабилитирован он был политически в 1957 г., однако его труды не переиздавались и, поэтому, оказались недоступными современному читателю вплоть до наших дней. Первым шагом по возвращению его трудов из безвестности явились публикации на татарском языке некоторых его работ ("Очерков…" и отдельных статей) на страницах молодежного журнала "Идель" (1989 г., № 1, 1990 г., № 2 и далее).

Естественно, разрабатывая историю Казанского ханства и народов региона, М. Г. Худяков осветил и разрешил не все вопросы на одинаковом уровне. Как он сам неоднократно указывал, многое остается еще неясным. Это было связано как с уровнем исторических знаний тех времен в целом, так и с состоянием разработанности источниковой базы проблемы, в частности. Как увидит пытливый читатель, не чужда была М. Г. Худякову и определенная наивность в трактовке некоторых сложных вопросов. Иногда дает о себе знать и характерный для 20-х годов упрощенный социологизм при подходе к сложным общественным проблемам, возникший под влиянием М. Н. Покровского. "Очерки…" местами не лишены и явных просчетов и обычных описок. Прокомментировать их, отмечая как закономерные оплошности, так и безусловные достоинства наблюдений и выводов ученого, и осуществить академическое издание "Очерков" и других его трудов - дело будущего.

В родовитой и обеспеченной русской купеческой семье. Окончил 1-ю казанскую гимназию с золотой медалью (1906-1913), обучался на историко-филологическом факультете Казанского университета (1913-1918). В 1918-1924 годах работал в Казани: преподавателем школы, библиотекарем Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете, с 1919 года - хранителем археологического отделения, затем заведующим историко-археологическим отделом губернского музея, преподавал в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте. С 1920 работал также в музейном отделе Народного комиссариата просвещения Татарской АССР; один из организаторов и секретарей Научного общества татароведения. Участвовал в организации музея в родном Малмыже. В 1920-х годах опубликовал ряд историко-этнографических и археологических работ по истории тюркских и финноугорских народов региона. Особую роль играют «Очерки по истории Казанского ханства», напечатанные в 1923 году.

Работа Худякова была одной из первых работ русских историков посвященных Казанскому ханству, история которого в трудах выдающихся историков предшествующего поколения рассматривалась исключительно в контексте русской истории. Его взгляд отличался от работ предыдущих авторов тем, что автор симпатизирует татарскому народу и показывает политику московского государства, как захватническую и колониальную. Вместе с тем он старается сохранить научную объективность. В своей работе автор выразил благодарность ряду востоковедов, которые, видимо, в какой-то мере разделяли его концепции: Гаязу Максудову и Г. С. Губайдуллину, Н. Н. Фирсову , М. И, Лопаткину, С. Г. Вахидову .

В 1923 г. по обвинению в национализме был осужден видный большевик М. Х. Султан-Галиев и распущено правительство автономии, некоторые члены которого отказались осудить Султан-Галиева. После этих событий Худяков покидает Казань. С 1925 г. он жил и работал в Ленинграде , как научный сотрудник Государственной публичной библиотеки . В 1926-1929 годах учился в аспирантуре Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК) . В 1927 г. принял участие в работах Средневолжской экспедиции в Чувашии . В течение 1920-х годов записывал удмуртский эпос . С 1929 преподавал в Ленинградском университете , с 1931 доцент ЛИЛИ и Ленинградского института философии, литературы и истории (ЛИФЛИ). В 1929-1933 годах состоял учёным секретарём и научным сотрудником Комиссии по изучению племенного состава населения СССР при АН СССР. С 1931 научный сотрудник 1-го разряда ГАИМК (институт доклассового общества), с 1933 переходит в сектор феодальной формации. В 1930-32 против него были выдвинуты критические обвинения в «султангалиевщине» и «тюркcком национализме», которые ограничились публичными «проработками». В 1931 г. принял участие в «критике» арестованного археолога С. И. Руденко . Активно пропагандировал пользующийся официальной поддержкой марризм . В 1936 без защиты диссертации ему была присвоена учёная степень доктора исторических наук и звание действительного члена Института доклассового общества ГАИМК.

9 сентября 1936 арестован Управлением НКВД Ленинградской Области по статье 58-8, 11 УК РСФСР как «активный участник контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации»). 19 декабря 1936 выездной сессией ВК ВС СССР приговорен к высшей мере наказания, с конфискацией всего личного имущества. Расстрелян в тот же день в Ленинграде.

Труды М. Г. Худякова были запрещены и изъяты из библиотек. Он реабилитирован в 1957 г., однако его труды не переиздавались. Первым шагом по возвращению его трудов из безвестности явились публикации на татарском языке некоторых его работ («Очерков…» и отдельных статей) на страницах молодежного журнала «Идель» начиная 1989 г. Повторное издание книги вышло в 1991 г.

Сочинения

  • Китайский фарфор из раскопок 1914 г. в Болгарах. ИОИАЭКУ. 1919. Т. 30, вып. 1. С. 117-120
  • Болгар. Выставка культуры народов Востока. Казань, 1920. С. 10-22 (совместно с З. З. Виноградовым)
  • Старое - юно. КМВ. 1920. № 1/2. С. 24-28
  • К истории казанского зодчества. КМВ. № 5/6. С. 17-36
  • Мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань, 1922
  • Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923
  • Татарское искусство. Вестник знания. 1926. № 2. С. 125-130
  • Каменный век в Китае. Наука и техника. 1926. № 5. С. 6-7
  • Краткий отчет о раскопках в Вятской губернии. Сообщения ГАИМК. 1929. Т. 2. С. 198-201
  • К вопросу о датировке булгарских зданий. Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТатАССР. 1930. Вып. 4. С. 36-48
  • Татарская Казань в рисунках XVI столетия. ВНОТ. 1930. № 9/10. С. 45-60
  • Критическая проработка руденковщины. СЭ. 1931. № 1/2. С.167-169
  • К вопросу о кромлехах. Сообщения ГАИМК (Государственная Академия истории материальной культуры). 1931. № 7. С. 11-14
  • К вопросу о пермском зверином стиле.Сообщения ГАИМК. 1931, № 8. С. 15-17
  • Финская экспансия в археологической науке. ообщения ГАИМК, 1931, № 11/ 12. С. 25-29
  • Казань в XV-XVI столетиях. Материалы по истории Татарской АССР: (Писцовые книги города Казани в 1565-68 гг. и 1646 г.). Л., 1932. С. VII-XXV
  • Этнография на службе у классового врага. (Библиотека ГАИМК, 11). Л., 1932 (совместно с С. Н. Быковским и А. К. Супинским)
  • Археология в приволжских автономных областях и республиках за 15 лет. ПИМК. 1933. № 1/2. С. 15-22
  • Дореволюционная русская археология на службе эксплуататорских классов. Л., 1933
  • Культ коня в Прикамье. ИГАИМК. 1933. Вып. 100. С. 251-279
  • Дореволюционное сибирское областничество и археология. ПИДО. 1934. № 9/10. С. 135-143
  • Культово-космические представления в Прикамье в эпоху разложения родового общества: («Солнце» и его разновидности). ПИДО. 1934. № 11/12. С. 76-97
  • Археологи в художественной литературе. ПИДО. 1935. № 5/6. С. 100-118
  • Графические схемы исторического процесса в трудах Н. Я. Марра. СЭ. 1935. № 1. С. 18-42
  • 25-летие научной деятельности П. С. Рыкова. СЭ. 1935. № 2. С. 155-158
  • Очерк истории первобытного общества на территории Марийской области: Введение в историю народа мари. Л., 1935 (ИГАИМК. Вып. 31)
  • Пережитки группового брака и матриархата в Поволжье: (У мари и удмуртов). Труды ИАЭ АН СССР. 1936. Т. 4. С. 391-414
  • Песнь об удмуртских батырах: (Из народного эпоса удмуртов). Проблемы эпической традиции удмуртского фольклора и литературы. Устинов, 1986. С. 97-132
  • Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991
  • Hockerbestattungen im Kasanischen Gebiet. Eurasia Septentrionalis antiqua. T. 1. Helsinki, 1927. S. 95-98.

Литература

  • Яшин Д. А. Опыт создания удмуртского эпоса: (О рукописи М. Г. Худякова «Из нар. эпоса вотяков») Проблемы эпической традиции удмуртского фольклора и литературы. Устинов, 1986. С. 82-96;
  • Яшин Д. А. Соотношение фольклорного и авторского в эпосе М. Г. Худякова «Песнь об удмуртских батырах» XVII Всесоюзная финно-угорская конференция. Устинов, 1987. Вып. 2. С. 290-292; РВост. № 5. С.104;
  • Байрамова Ф. Забытый сын народов Поволжья. Вечерняя Казань. 1990. 20 нояб.;
  • Усманов М. А. О Михаиле Худякове и его книге. Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991. С. 5-9;
  • Мухамедьяров Ш. Ф. Казанское ханство в освещении М. Г. Худякова. Там же. С. 309-313;
  • Кузьминых С. В., Старостин В. И. Ленинградские годы в жизненном и творческом пути М. Г. Худякова. Санкт-Петербург и отечественная археология. С. 157-172;
  • Корнилов И. Михаил Георгиевич Худяков: Вехи биографии. Эхо веков. 1995. № 5. С. 211-214;

Примечания

Ссылки

  • Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 3 сентября
  • Родившиеся в 1894 году
  • Родившиеся в Малмыже
  • Умершие 19 декабря
  • Умершие в 1936 году
  • Учёные по алфавиту
  • Историки по алфавиту
  • Выпускники Первой Казанской гимназии
  • Историки СССР
  • Археологи СССР
  • Этнографы СССР
  • Репрессированные в СССР
  • Расстрелянные в СССР
  • Доктора исторических наук

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Халанский, Михаил Георгиевич
  • Памятник Михаилу Глинке (Киев)

Смотреть что такое "Худяков, Михаил Георгиевич" в других словарях:

    ХУДЯКОВ, Михаил Георгиевич - (1894 1936) Aрхеолог, исследователь истории и культуры народов Поволжья. Род. в д. Малмыж Вятской губ., в купеческой семье. Ок. 1 ю Казанскую гимназию с золотой медалью (1906 13), ИФФ Казанского ун та (1913 18). В 1918 24 работал в Казани: преп … Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период Википедия

    Госпремия России

    Государственная премия РФ - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Государственная премия Российской федерации - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Государственная премия России - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия