Спектакль васса. Сильная женщина плачет у окна

Спектакль «Васса» в Театре Моссовета приурочили к юбилею Максима Горького, 150-летию со дня его рождения. Произведения Горького удивительно сценичны, проблемы, о которых он пишет, не теряют своей значимости, продолжают волновать, остаются интересными. Язык горьковских персонажей, их монологи, диалоги, фразы представляют собой богатый дар для актёра. Пьеса существует в двух вариантах, тот, который написан в 1910 году – рассказывает об истории матери, главы семейного клана Железновых, вторая версия, подправленная в 1935 году, приобретает требуемый временем «революционный» окрас «классовой борьбы».

Режиссёр Сергей Виноградов поставил свой, третий уже по счёту вариант этой семейной трагедии, немного поменяв героев, а то и вовсе, убрав некоторых. Виноградов привнёс лёгкость, разбавив спектакль музыкальными номерами, которые позволяют тем, кому сюжет кажется тяжелым, воспринимать его более водевильно. Но истинным любителям классики, песенно-музыкальные вставки не мешают.
Сценография сдержанна и лаконична. Тёмные декорации с блёклым рисунком, как будто на выцветшем ситце. Но, как известно, художники используют цвет подмалёвка для того, чтобы он просвечивал сквозь нанесённый на него объект. Так вот чёрным, тёмным, будут наполнены сущности всех без исключения героев пьесы.
Спектакль изобилует экспансивными по накалу психологическими сценами. Сидящие рядом со мной зрители аплодировали в конце этих сцен – значит, смотрят его не в первый раз.

Перед нами разворачивается драма в семье начала 19 века, но на местах героев можно очень легко представить себе персонажей из нынешних реалий.

У Валентины Талызиной получилась совершенно особая Васса.
Васса Валентины Талызиной - стержень семьи, она же и осиновый кол.
Её Васса видит всех насквозь - ещё не успели подумать, сделать, сказать, как она уже знает, уже осведомлена, уже предугадывает, уже предпринимает шаги и действия.
Её Васса страшна тем, что она вовсе не выглядит страшной.
В Вассе Талызиной нет ничего от зверя, хищника. И перегрызает глотки она как-то буднично, устало, без особого удовольствия. Васса действует как машина, запрограммированная на уничтожение помех на своём пути, эдакий терминатор на современный лад. Она может договориться и с Богом и с чёртом, и если на Страшном суде потребуют оправдывающий её действия документ, то он будет выглядеть почти как в письме у мушкетёров: «Податель сего делал всё во благо семьи». И это пресловутое «благо» Васса трактует через собственное восприятие законов выживания. Сложно сказать, глядя на неё, что именно ею движет и не прикрывается ли она «материнской любовью» как удобной ширмой. Если представить себе, что экзистенциальное понятие души похоже на некий механизм, состоящий из разных винтиков и шестерёнок, то здесь у Вассы Железновой явно наблюдается какая-то очевидная поломка, не достаёт какой-то чрезвычайно важной детали. Отсутствует сенсор, отвечающий за такие нематериальные субстанции как понятия греха и совести.
В этой женщине есть что-то от многоликой тёмной богини Гекаты, которая вершила суд и раздавала наказания. Но человеческое «правосудие» Железновой не имеет божественной природы и в его основе лежат материально-рассудочные резоны. Васса – человек, который заступил на чужую территорию, управлять судьбами людскими не в её власти, это прерогатива Высших сил. Васса так отягощает свою совесть безнравственными действиями, таких неподъёмных камней набирает в свой «кармический рюкзак», что ей «прилетает» бумерангом уже при жизни. Все три её сына (прим* такова редакция пьесы Сергея Виноградова), что называется, не удались, а у трёх снох свои скелеты в шкафу.
Члены семьи не только не любят друг друга и сосуществуют бок о бок в пространстве, наполненном вакуумом, не только по-разному понимают, что такое любовь и определяют для себя форму и меру её присутствия в их жизни, но прежде всего, жаждут безграничных и лёгких материальных благ. В её доме живут как на каторге, все томятся в кандалах обязательств и изнурительного, опустошающего ожидания долгожданных денег от наследства.

Интересный рисунок роли у Наташи (Лилия Волкова), жены второго сына Семёна (Андрей Межулис). Её Наташа неудовлетворённая носительница уродливых фантазий, карикатурна и представляет собой слабую тень от своей свекрови, которой безуспешно старается подражать. Тяжёлый характер своей героини актриса передаёт через странные рубленые жесты и ломаные телодвижения.
Показалось, что образ жены младшего сына калеки Павла (Юрий Черкасов) гулящей Людмилы (Анастасия Косарева) противоречит органике актрисы и не очень убедителен. Брат мужа Прохор (Александр Бобровский) нарочито гротескная фигура с всклокоченной бородищей, мешковатых шароварах, разве что не в лаптях, тоже немного смущал неявным попаданием в «героя-любовника».

Второе действие более тёмное, и более напряжённое. Если сначала Васса была достаточно витальной, то, приближаясь к финалу, она расстаётся со своей динамичностью, заметно замедляется, «сдувается» на глазах, но при этом актёрская мощь таланта Валентины Талызиной усиливается. Актриса не кричит, не повышает голос, не сверкает глазами, изображая власть и самодурство, она полностью уходит от шаблонного образа и показывает нам усталую, надломленную, но упёртую женщину, у которой «болит сердце». Так о чем болит сердце Вассы Железновой? О деньгах, которые достанутся детям-обормотам, о внуке, у которого она, не задумываясь, отняла мать, о прислуге Липочке, чью жизнь она загубила?

Темнота поглощает людей в её доме. Дом, наполнен тенями из прошлого, и люди тоже превращаются в тени. Мы уже знаем, что скоро миллионы Железновых пойдут прахом, дети сгинут в революционном лихолетье, и все усилия сохранить накопленный капитал, не дать разрушиться построенному, бессмысленны.
А значит - не будет оправдания её деяниям.

(c) https://pamsik.livejournal.com/230957.html

Зеленоград 24

В конце апреля в «Ведогонь-театре» состоялась премьера столь необычного и несвойственного для театра спектакля «Васса» по мотивам первого варианта пьесы «Васса Железнова» Максима Горького.
Режиссер постановки Анатолий Ледуховский известен своим особенным взглядом на вещи: в театральных кругах его называют «самой необычной „звездой“ театрального небосклона». По признанию режиссера, он занимается условным театром и любит экспериментировать, поэтому, по его словам, постановка получилась резкой и необычной.
Спектакль в трех действиях с двумя антрактами начинает удивлять с самого начала - не открыв занавес, на сцене появляется молодая девушка в кокошнике (Дунечка), исполняющая заунывную песню со словами «У зеленом саду пташечкой пропела, есть у пташки той гнездо, есть у ней и дети…». Далее на сцене появляется главная героиня пьесы Васса Железнова, в исполнении Натальи Тимониной, которая и открывает занавес для зрителя.
Первый вариант пьесы, написанный Горьким в 1910 году, совершенно отличается от второго варианта произведения, в нем повторяются лишь имена. Первый вариант пьесы - это семейная драма, рассказывающая о семье Вассы, о семейных взаимоотношениях, которые крутятся вокруг денег и бизнеса.
Васса Железнова - властная и жесткая, что очень ясно передала Наталья Тимонина. На протяжении двух действий зритель находится в напряжении от тяжелой обстановки всего происходящего в семье Вассы. На драматичную обстановку работает все - свет, звук, декорации, а также уместно вставленные режиссером паузы с музыкой. После второго антракта, в третьем действии, совершенно неожиданно меняются декорации, и меняется облик актеров (строгие платья и костюмы, темные очки), что, действительно, вызывает удивление и в то же время отношение зрителя к происходящему. Кроме того, пьеса максимальна приближена к современности, трудно сказать в какое время происходит действие.
Как и обещал режиссер, постановка получилась простой и в то же время неожиданной особенно для тех, кто уже знаком с пьесой. Авторский текст практически сохранен, однако, как считает режиссер, Горький предлагает множество вариантов прочтения «достаточно лишь потянуть за веревочку» - так и произошло, развязка получилась оригинальной.
Уже после спектакля мнения зрителей разделись: кто-то утверждал, что игра актеров безукоризненна, а задумка режиссера выполнена на высшем уровне, некоторым классический вариант ближе и нравится больше, а кто-то ушел в полном восторге, заметив, что спектакль «Васса» абсолютно не типичен для «Ведогонь-театра», что говорит лишь об одном постановка действительно удивила и осталась в памяти у зеленоградцев.
В спектакле «Васса» задействованы актеры - Наталья Тимонина, Юлия Богданович, Антон Васильев, Зоя Даниловская, Алексей Ермаков, Ольга Львова, Светлана Лызлова, Сергей Никитин, Вячеслав Семеин, Наталья Табачкова, Дмитрий Лямочкин, Илья Роговин, Анастасия Хуснутдинова.

  • Film noir , Маргарита Лялинская , Maskbook,

Честно-говоря, мне было удивительно, что в наше время кто-то решается ставить Горьковскую "Вассу Железнову", да еще в ее второй (окончательной) редакции. Которая с явным и определенным намеком на положительное значение революции. Да и как еще в 33-то году? Тем более любопытно было на это посмотреть, а с учетом того, что руками моего уже почти любимого театра, и с подзаголовком "фантасмагория", так и вообще.

Сразу признаюсь, что в чем тут фантасмагория, я для себя так и не уяснила. Разве что надо было признать наличие сонма демонов в Вассе (порошок ведь все-таки был) и их подспудное влияние на окружающих ее родственников, особенно проявившееся в танце? Однако же в спектакле есть и другие любопытные вещи, и пожалуй, неявность фантасмагорийности происходящего его вовсе не портит, а может даже и наоборот.

Я бы сказала, что с одной стороны, это такой "академический" в основе своей спектакль, с аккуратно расставленными вешками и четкими ориентирами.
Центр спектакля, его точка отсчета - Васса. Женщина серьезная, умная, расчетливая. Хотя и сердечная в глубине души. На пять ходов вперед считает, а куда деваться, ежели, как это в России регулярно случается, мужики резко повывелись. Был один годный - так и тот революционером заделался. И то вопрос - сам дошел или за женой поволокся. Ибо жена его - как раз Васса №2 по сути своей, хоть и звать ее Рашель (недаром Васса говорит, что хотела бы такую дочь). И эта роль вдохновенной революционерки, она на другом полюсе. Вот, мол вам - образец святой почти женщины. Которая все не корысти ради, а идеалов для. Платье в пол, осанка, речи. Почти монахиня. Все ее любят, или как минимум уважают. Но с опаской.

Есть пара дочерей Вассы: Наталья - юная барышня в амплуа вульгарной дамочки и Людмила - очаровательный почти ребенок (и похоже, что вечный). Это мягкий такой вариант юродивой (куда же без нее) с всеми соответствующими атрибутами жанра. Т.е. человека, который в нужный и ненужный момент будет вещать истину. Наивную, а все же.
Есть еще горничные и секретарша Вассы - люди дополняющие сцену своими характерами и усиливающими те или иные эмоции. Когда надо тонкий штрих добавить.

Остальное пространство заполняют мужчины реальные и удаленные, но примерно одинаково вялые и бессмысленные на фоне энергичных дам. Пожалуй, логичное решение для пьесы с название "Васса Железнова". Феминистский такой подход. Так что мужчины, считай - толпа. Которая по сути безмолвствует, хотя, конечно, слова все произносят и порой даже слишком громко. Спектакль, кстати, вообще - громкий. Любой диалог ведется на повышенных тонах, и каждый раз вздыхаешь с облегчением, что удалось избежать насилия (если удалось).

Основная идея пьесы - которая, видимо, изначально была в демонстрации полного развала старого купеческого строя (и в смысле характеров - прежде всего) в пользу нового прекрасного человека и потенциально столь же дивного нового мира, нынче уже смотрится немного странно. Мы то знаем, что все вернулось на круги своя, и старый мир уверенно воскрес, вот он, извольте наслаждаться его обновленным вариантом. Потому в спектакле такого акцента нет. В нем есть скорее сожаление о вечно повторяющемся круге бытия. Как мне показалось.

Но это все, если смотреть отстраненно и пытаться разглядывать деревья за лесом.

Потому что у меня осталось и другое впечатление. Которое более яркое, хотя сформулировать его сложнее. Спектакль выглядит так, словно Горький выплеснул в нем все свои детские семейные страхи. Вечный ужас возвращения пьяного отца, который - царь и бог, постоянное напряжение в семье, где от доброго слова до затрещины дистанция с волосок, и никогда не знаешь, чего ждать. Знаете, вот бывают же такие семьи, где все это - и постоянно. Страшно, и жутко, и все в каком-то пьяном угаре, но никто не уходит и годами так мучаются. И никакой Рашели с нимбом в перспективе (пришлось ее придумать), и хорошо, если Васса найдется с порошком (что уже реальность, с действительности списанная), и даже убийство кажется приемлемой альтернативой на общем-то фоне.

Что еще. Декорации, как всегда - превосходны. Вплоть до "изразцовой лежанки". Художника театр должен носить на руках и платить удвоенную премию, это как минимум.

Во время путешествия Максима Горького по Америке в 1906 году, он написал роман «Мать», в котором отразились идеи «богостроительства», литературного евангелизма. А осенью 1910 года он закончил работу над пьесой, она вышла отдельной книгой с подзаголовками «Мать», «Сцены» в издательстве И.П. Ладыжникова, Берлин. Позднее появился заголовок «Васса Железнова». В 1935 году Горький написал ее «второй» вариант, где под партийным давлением обострил тему классовой борьбы. Первый вариант пьесы «Васса Железнова» был включен во все собрания сочинений Максима Горького, но на сценах советского театра первый вариант не был известен. А второй вариант стал классикой советской сцены. Но вот пришли иные времена. Сегодня идет стремительная переоценка ценностей, причем, признаемся, в сторону упрощения. Корысть является целью, смыслом существования, деньги определяют общественный статус человека. И вот об этом написал Горький еще тогда – сто лет назад. Мало что изменилось сегодня. Все чувства, страсти и переживания участников трагедии нам понятны. Сюжет основывается на противоречиях внутри одной семьи, борьбой за наследство. Васса Железнова выступает в первую очередь как мать и глава семьи, которая при больном муже должна позаботиться о своих детях и распределении обширного наследства. «Я – всему кровь. Дети – это мои руки, а внуки – пальцы. Запомни это!» . Но у детей совсем иные планы. Сын хочет забрать деньги, дочь – уехать, еще один - изъять капитал. И никто не хочет продолжить дело родителей многие годы в тяжкой конкуренции поднимавших и развивавших его. «Мое дело – в моих руках. И никто мне помешать не может, и застращать меня ничем нельзя». А каждый мечтает только о деньгах и о том, когда можно будет, наконец, вырваться из цепких материнских объятий. «Вы меня – любите... немножко. Человек ведь я…» Все, кто окружают Вассу, способны только разрушать – она же пытается что-то делать и всеми силами бьется за спасение целостности дома. И это все она делает только ради них: семьи, детей. Недаром ее фамилия ЖЕЛЕЗНОВА – железная дама... Васса готова преодолеть любые препятствия судьбы: подделать завещание, угрожать, решиться на убийство (хотя и чужими руками), совершить противозаконные поступки, понимая, что по-другому нельзя. «В мировом репертуаре нет более сложной и противоречивой женской роли, требующей от актрисы зрелого мастерства и расцвета профессиональной формы». Грамотно и профессионально сыграли свои роли актеры. И мы все в зрительном зале не ощущали различия между главными и второстепенными ролями. Как известно, «нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Все актеры в полной мере ярко продемонстрировали свой талант на сцене: не только сама Васса, а с ней Анна, Павел, Семен, Людмила, Наталья, но и Прохор, Михайло Васильев, служанка Липа и Дунечка. Надо отметить, что истинной примадонной театра «У Моста» является Марина Шилова, яркого трагического накала актриса – ей по плечу все... И роль Вассы Железновой тому пример – у героини Шиловой сантименты не затмевают разум – она не тот человек, который выпустит из рук нажитые миллионы. Все это закалило ее характер. Она как генерал, распоряжающийся всеми подвластными судьбами. «Сыном своим вы готовы землю копать, как лопатой, лишь бы денег добыть...» –бросает ей в лицо обвинение младший сын Павел. А Васса уверена: в мире все имеет свою цену. И она готова без зазрения совести отправить незадавшегося Павла в монастырь, оставив при себе невестку и дочь: «Не удались сыновья – внуками жить буду... Сад-то и не пропадет. Забегают в нем детишки ваши, ласковые зверьки». Бывает так, что актер хороший, но роль будто не его – резонирует возраст, внешность, голос, и все эти несовпадения отвлекают, вызывают конфликт в зрителе, случается недоверие. Но это как раз не тот случай. Здесь все настолько органично вписались, что просто удивляешься. Смотришь на Семена – Егора Дроздова и видишь – да это тот самый Семен, задуманный Горьким и воплощенный Федотовым – все в нем именно такое, какое необходимо, и веришь каждому его движению. Анна – Анастасия Перова оказалась достойной своей матери Вассы и актрисы Марины Шиловой и сыграла с ней в тандеме очень тонко, полностью раскрыв свой образ, не оставаясь в тени властной матери. Хотелось бы отметить Наталью – жену Семена, которую сыграла Алевтина Боровская. Ее реплики, внешнее сходство, мимика стали сильнейшей разрядкой в этой драме. И, несмотря на то, что ее герой не является основным в пьесе – ее появления, и очередного неподдельного испуга ли, возмущения ли – ждешь постоянно. Это была последняя премьера в 2017 году. Долгожданная классика, где актеры полностью раскрылись так, как когда-то влюбили в себя в «Идиоте», в «Женитьбе», в «Зойкиной квартире», да и во многих других. Очень яркий аккорд уходящего года, от которого едва не рвутся струны. Сильная сторона этого театра – реализм, чтобы вот так – как было когда-то задумано автором, чтобы была правда в воплощении – и это дорогого стоит. Александр Стабровский, Виталий Призюк

. «Васса Железнова - первый вариант» вышла на сцену Малого театра (Культура, 14.05.2016 ).

Наталья Витвицкая. . В Малом театре поставили «Вассу Железнову» в первой редакции (Театрал, 28.04.2016) .

Васса Железнова - Первый вариант. Малый театр. Пресса о спектакле

Культура , 14 мая 2016 года

Елена Федоренко

Сильная женщина плачет у окна

«Васса Железнова - первый вариант» вышла на сцену Малого театра.

Максим Горький написал две драмы под одним названием. Первую - в 1910 году, вторую - четверть века спустя. Они существенно отличаются, популярна поздняя версия с темой классовой борьбы, революционеркой Рашель, выступающей антагонисткой владелицы пароходной компании Вассы Петровны Железновой. На сцене Малого театра титульную роль играла Вера Пашенная - спектакль с ее участием стал легендарным.

Первая редакция нашла сценическое воплощение в театре Корша еще до революции. Новую жизнь подарил ей режиссер Анатолий Васильев, создавший один из лучших своих спектаклей. Сам Горький называл ранний вариант «пьесой о матери». Там все без социальных рифм, политических реалий, общественного пафоса. История о вырождении. Не страна горит, а семья вспыхнула. Измены, убийства, подделка документов etc. Баррикады не на улицах, а в душах.

Мария Осиповна Кнебель любила разбирать пьесы Горького и делала это в совершенстве. Исходным событием в «Вассе» она определяла смертельную болезнь Железнова, который угасает в комнате за кулисами, по соседству со сценой. Сквозным действием - борьбу за наследство. Тут ключик к семейной трагедии. Тема наследства (а по большому счету, власти денег) в русской литературе звучит и у самого Горького в «Последних», у Салтыкова-Щедрина в «Смерти Пазухина» и «Господах Головлевых», у Островского, но нигде не раскрывается столь беспощадно, гневно и зло, как в «Вассе Железновой». Градус напряжения зашкаливает и заставляет всех домочадцев вывернуться наизнанку. Нет положительных героев, все грешники, у каждого запрятан свой «скелет».

Опытный режиссер Владимир Бейлис решил едкую истовость автора оставить без внимания. Спектакль наивно и неспешно прорисовывает характеры, актеры произносят слово за словом, внимая каждой реплике, - так обычно прочитывают в Малом Островского, с которым театр в родстве особом. Получаются не взрыв устоев и крах династии, а семейные посиделки. Правда, в доме, где нет благополучия и понимания.

По центру просторной комнаты - обеденный стол, поочередно собирающий персонажей. В них нет развития, первоначально заданное состояние сохраняется на протяжении всего сценического времени. Вассу замечательная актриса Людмила Титова играет строго и однообразно, объявляется страдалицей и правдиво скорбит до последней сцены. Сын Павел (Станислав Сошников) - калека от рождения, пышет злобой и одержим мщением. Есть за что - его молодая красавица-жена Людмила (Ольга Абрамова) открыто гуляет с дядей Прохором, братом Вассы, а у того, веселого распутника (Александр Вершинин), свои виды и право на часть наследства.

Ничтожного и легкомысленного Семена, старшего отпрыска Вассы, фактурный Алексей Коновалов представляет размашисто и широко. Роль его жены Натальи в исполнении Ольги Жевакиной выходит наиболее живой и изменчивой - покорность и услужливость прорастают в ней звериной сущностью и агрессивной требовательностью. Приехавшая дочь Вассы Анна, давно живущая вдали от родного гнезда и утратившая с ним связь, у Полины Долинской элегантна и холодна. Васса права: никто из них не способен сохранить семейное дело. Молодые - из породы потребителей и нахлебников - не пригодны к отчаянной борьбе, о которой писал Горький. Каждый из них мечтает о деньгах и о времени, когда, заполучив их, можно будет, наконец, вырваться из цепких материнских объятий.

Конечно, режиссер имеет право на прочтение классического текста в обход яростных взлетов и смятенных катастроф, выдвигая на передний план прием житейского правдоподобия. Но психологическое повествование становится скучноватым, смыслы и акценты тонут в подробностях. На третьем премьерном показе в зрительном зале зияют пустые кресла.

В спектакле, поставленном с очевидным пиететом к деталям, недопустимы неточности. Бросаются в глаза светлый костюм сына на отпевании отца и большой домашний иконостас, сделанный доминантой оформления (художник Эдуард Кочергин). Образ молельной, как и церковные песнопения, на сцене - недоброго вкуса. Кто-то думает иначе и видит в этом особую трогательность. В любом случае ошибки здесь обидны. По православному канону строго обязательны три иконы: Спаситель - в центре, справа от него - Богородица, слева - Иоанн Креститель. Этот трехфигурный деисус может дополняться почитаемыми в доме святыми. Изображение Спасителя, окруженного разными изводами Богоматери, превращает домашний иконостас в выставку живописи.

Все же грузный и подробный рассказ, не вызывающий симпатии ни к одному из героев, в финале заставляет искренне пожалеть Вассу - человека труда, женщину с выжженной душой. Она - победила. Наследство в ее руках и не будет разбазарено. Но победа эта пиррова: Васса потеряла семью, ради которой и множила благосостояние. Мерещатся ей далекий смех и детский лепет - из тех времен, когда была молодой и верила в силу дома и дела.

Театрал , 28 апреля 2016 года

Наталья Витвицкая

Дорога к богу

В Малом театре поставили «Вассу Железнову» в первой редакции

Премьерная «Васса» в Малом театре поставлена в академических традициях, на первый план выдвинута не режиссерская фантазия, а актерские работы. Режиссер Владимир Бейлис выбрал первую редакцию пьесы Горького – ту, в которой нет ни слова о классовом конфликте и Вассе, как символе краха русского капитализма. Перед зрителем душераздирающая семейная драма, в которой нет ни правых, ни виноватых.

Главное достоинство новой «Вассы» - артисты. Такого уровня ансамблевой игры театралы не наблюдали до обидного давно. Все герои на сцене равны, и в трагичном финале виноваты тоже все. Несгибаемая Васса – условная главная героиня. Людмила Титова играет ее страдалицей.

Несмотря на пугающую, уродующую всякую душу изнанку семейного «бизнеса», она, прежде всего, несчастливая женщина. Красавица с прямой спиной (ох уж эта фирменная стать актрис Малого театра), с высокой прической, в кружевном платье цвета лаванды, залегшими черными тенями под глазами. Она – мать, уверенная, что все самые страшные грехи во имя детей ей простятся: «Богородица поймет». Одна из самых ярких сцен: Васса смотрит на собравшуюся за столом семью со стороны (повод – приезд старшей дочери Анны), а вместо произносимых ими слов слышит детское щебетание.

Оба ее сына – Павел и Семен, по ее собственному признанию, «не удались». Один – озлобленный уродец, второй – глупый как пробка сладострастник. Артисты Станислав Сошников и Алексей Коновалов безукоризненно играют оба характера. Сколько душевных подробностей, актерского куража.

Фантастически хороша и Ольга Жевакина, играющая лицемерную жену Семена Наташу. Каждое ее появление на сцене – маленький бенефис. Традиционно ярок Александр Вершинин (разудалый Прохор Железнов). Артистам Малого удалось оправдать горьковских персонажей, заставить зрителя им сопереживать. Семья Вассы – это клубок змей, которые кусают сами себя. Они пугающе узнаваемы, как и ситуация кровавой дележки наследства. Невежественные, нелюбимые, не умеющие любить сами, герои и героини - совсем не исчадия ада. Их трагедия в том, что они не знают, как по-другому. За них не страшно, их жаль.

Сценография Эдуарда Кочергина – полноправный участник действия. Деревянный дом с несуществующей крышей (над головами большого и несчастливого семейства – пробоина). Несколько голубей на балках, затопленный камин, кабинет Вассы, стол с самоваром и скатертью. Стены сужаются где-то в глубине сцены, там же – целый иконостас, зажженные свечи. Во время действия к нему никто не приближается, в финале героиня возле него умирает. Осознав, что никогда и нигде не будет ей оправдания Васса, вскинув руки, бежит к иконам, оступаясь, падает замертво. Решив финал в морализаторском ключе, Бейлис, тем не менее, счастливым образом избежал пафоса. Его спектакль – не о том, что зло наказуемо. Он о том, как страшно прожить жизнь, так об этом и не узнав.