Спектакль недоросль. Недоросль

П ремьера спектакля состоялась 6 января 1986 года, и с тех пор он прочно вошел в репертуар Малого театра. Первая постановка комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» состоялась 24 сентября 1782 года в Петербурге в Вольном российском театре (Театр Карла Книпера).

Фрагмент книги Любови Кулаковой «Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя» (Ленинград, 1966):

«Фонвизин работал над комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали. Укоры его стали еще более меткими, острые слова окрасились гневом и горечью

Первая русская реалистическая комедия стала и нашей первой народной комедией. Так называли ее декабристы. Для Пушкина Фонвизин «из русских русский» не столько по своей биографии, сколько по складу ума и дарования, по великолепному знанию народного языка и поразительно смелому обращению с ним – всему, что позволило ему создать «единственную народную сатиру».

«Все в этой комедии кажется чудовищною карикатурою на русское, а между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знанием души», – утверждал ту же мысль Гоголь. Гоголь же назвал «Недоросля» и грибоедовское «Горе от ума» «истинно общественными комедиями».

Закончив «Недоросль» в конце 1781 года, Фонвизин прибегнул к уже испытанному им приему: начал читать комедию в частных домах. Успех был огромный. Весной 1782 года пьесу должны были поставить на сцене. Ожидания не оправдались. В мае один из современников с сожалением писал, что из-за незнания ролей актерами комедия представлена не будет. Он называл это действительным лишением для публики, которая уже давно отдает должную справедливость превосходному таланту г. Фонвизина.

Фонвизина было нелегко сломить, он выехал на несколько дней в Москву. Ведя здесь переговоры с театром, Фонвизин и Дмитревский знакомили с комедией московскую публику. Сохранился любопытный рассказ о чтении в доме московского почт-директора Б.В. Пестеля: «Большое общество съехалось к обеду; любопытство гостей было так велико, что хозяин упросил автора, который сам был прекрасный актер, прочитать хоть одну сцену безотлагательно; он исполнил общее желание, но когда остановился после объяснения Простаковой с портным Тришкой об укороченном кафтане Митрофана, присутствовавшие так были заинтересованы, что просили продолжить чтение; несколько раз приносили и уносили кушанье со стола, и не прежде сели за стол, как комедия была прочитана до конца, а после обеда Дмитревский, по общему требованию, должен был опять читать ее сначала».

Итак, «Недоросль» имел успех в Москве не меньше, чем в Петербурге. Театр был рад поставить пьесу, сулившую верные сборы. Этому воспротивился московский цензор. Оставив рукопись комедии брату, Фонвизин вернулся в Петербург. Какой шаг предпринял он, чтобы спасти любимое детище, неизвестно. Может быть, обратился к Потемкину, который, по преданию, воскликнул, прочтя комедию: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».

24 сентября 1782 года «Недоросль» был исполнен придворными актерами на сцене Вольного российского театра. Писатель принял деятельное участие в организации постановки: сам выбирал актеров, сам «начитал» роли каждому из них.
В день постановки театр был переполнен. На протяжении всего представления зрители отзывались «беспрерывным почти смехом и рукоплесканиями» и, как было тогда принято, в знак поощрения бросали на сцену кошельки.

«Успех был полный», – с удовлетворением писал через несколько дней Фонвизин содержателю московского театра Медоксу. В Москве «Недоросль» был поставлен 14 мая 1783 года и в том же году напечатан».

Фрагмент очерка Натальи Старосельской «Афанасий Кочетков» из цикла «Библиотека Малого театра» (2003 г.):

Афанасий Кочетков : <...>«Я много лет играю в «Недоросле» Стародума и думаю: Господи, когда же это наконец кончится?! Надоело ужасно, но вдруг на каком-то спектакле пришли на утренник школьники, и по их реакции я неожиданно понял, что в наше время отсутствия каких бы то ни было позиций им интересна позиция этого персонажа, его философия, его размышления. И, уловив это, стал играть как-то по-другому. Я такие вещи мгновенно чувствую, и если у меня, актера, нет четкой позиции, нет твердого понимания, что есть Добро, что есть Зло, - рано или поздно это ощутят и мои зрители, и им станет неинтересно. А если их захватит... что ж, значит, есть надежда...»

Спектакль идет уже много лет, но, судя по словам Афанасия Ивановича, если есть в нем надежда, значит, есть и некий скрытый запас: что-то непредсказуемое внезапно становится важным именно сейчас, сегодня, здесь, обретая новое дыхание. Есть назидательность и назидательность: в нашей смутной реальности почти невозможно предугадать, чем, когда и как именно отзовется в зрителе заложенная в основу классического произведения мораль. Может быть, в этом отчасти и кроется счастье профессии?.. <...>

Стоимость билетов:
Балкон 1000-1300 рублей
Бельэтаж 1000-1500 рублей
Амфитеатр 1050-2100 рублей
Бенуар 1600-2100 рублей
Партер 2100-3000 рублей

Постановка - заслуженный деятель искусств России В.Н. Иванов
Художник - народный художник России Е.И. Куманьков
Композитор - лауреат Государственной премии СССР Е.П. Крылатов
Концертмейстер - И.В.Левченко
Соло на альте - А.В.Максимов
Режиссёры - народный артист России В.А.Коняев, заслуженная артистка России Е.А.Оленина
Помощники режиссёра - заслуженный работник культуры России Г.И.Маркина, Т.А.Егорова, Н.И.Демидова
Художник по свету - заслуженный работник культуры России А.Е.Изотов
Суфлёры - И.И.Варламова, заслуженный работник культуры России Л.И.Меркулова, заслуженная артистка России Л.В.Андреева, Д.Е.Сидорова

Действующие лица и исполнители:
Простаков - Народный артист России Сергей Еремеев
Простакова, жена его - Народная артистка России Алефтина Евдокимова, Наталья Боронина, Анастасия Дубровская
Митрофан, сын их, Недоросль - Филипп Марцевич, Алексей Коновалов
Еремеевна, кормилица Митрофана - Заслуженная артистка России Клавдия Блохина, Наталья Швец
Правдин - Денис Курочка, Заслуженный артист России Василий Дахненко
Стародум - Народный артист России Владимир Сафронов, Михаил Фоменко
Софья, племянница Стародума - Ольга Абрамова, Екатерина Васильева, Екатерина Бикс
Милон - Александр Дривень, Станислав Сошников
Скотинин, брат Простаковой - Заслуженный артист России Дмитрий Кознов, Заслуженный артист России Виктор Низовой
Кутейкин, семинарист - Дмитрий Зеничев, Заслуженный артист России Сергей Вещев
Цыфиркин, отставной сержант - Алексей Анохин, Народный артист России Владимир Носик, Сергей Видинеев
Вральман, учитель - Народный артист России Виталий Коняев, Народный артист России Алексей Кудинович, Игорь Григорьев
Тришка, портной - Андрей Манке, Григорий Скряпкин
Служанка - Елена Кулешова, Алина Кириллина, Анна Жарова, Мария Серёгина
Поваренок - Максим Хрусталёв, Пётр Жихарев, Евгений Арановский, Иван Породнов

Впервые комедия «Недоросль» была поставлена в 1783 году на сцене Петровского театра. В 1986 году коллектив Малого театра подготовил спектакль по этой знаменитой пьесе, и постановка эта до сих пор считается одной из самых академичных версий комедии. Недаром постановка труппы Малого театра признана таковой - режиссер в точности следует тексту и сюжету Фонвизина, а блистательные актеры наполняют жизнью своих персонажей, создавая запоминающиеся и яркие характеры.

В репертуаре Малого театра «Недорослю» отведено почетное и уважаемое место. Режиссер постановки - Виталий Иванов, а в ролях задействованы лучшие актеры труппы. «Не хочу учиться, а хочу жениться!» - крылатая фраза, прославившая и Фонвизина, и пьесу, и главного героя пьесы, Митрофанушку. В современном мире этот возглас Митрофанушки звучит не менее актуально, словно предостерегая нынешнюю молодежь от совершенных более двух столетий назад недорослем ошибок. Великолепная, поучительная комедия на все времена - она всегда была в почете у публики и всегда заслуживала восхищенные отзывы и литературных, и театральных критиков.

Постановка Малого театра наполнена музыкой и песнями - как лиричными, так и веселыми. Мы рекомендуем взять на спектакль школьников. Даже тем детям, которым скучно изучать классику в рамках школьной программы, пьеса понравится и заставит по-другому взглянуть на это произведение в частности и на классические произведения в целом. Один из подростков, посетивших спектакль «Недоросль» в Малом театре, сказал следующие слова: «Теперь, благодаря этому спектаклю, я наконец понял, что такое классика. Классика - это то, что интересно всегда и всем». Он сначала не хотел идти в театр, будучи уверен в том, что заскучает - а в результате признался, что получил огромное удовольствие от просмотра.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«Не хочу учиться, хочу жениться!» этот возглас маменькиного сынка Митрофанушки известен всем. Пьеса «Недоросль» была написана более двух столетий тому назад, однако кажется созданной специально для того, чтобы предостеречь нынешнюю молодежь от повторения Митрофанушкиных ошибок.В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет. В «Недоросли», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина П. А. Вяземского, автор «уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных». Существует легенда, что после премьеры в Петербурге к Фонвизину подошел князь Потемкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не Потемкину.