Спектакль недоросль фонвизин. Билеты на спектакль «Недоросль

Режиссер-постановщик – Геннадий Чихачёв
Композитор – Александр Журбин
Либретто – Лев Яковлев
Музыкальный руководитель и дирижер – Владимир Янковский
Балетмейстер – Екатерина Фомичёва
Хормейстер – Елена Конорева

В ролях: Людмила Полянская/Наталья Осипова, Владимир Куркин/Евгений Башлыков, Вадим Поповичев/Сергей Каныгин, Сергей Рязанов/Антон Фадеев, Наталья Реброва/ Дина Велес-Морозова/Жанна Андреева, Константин Скрипалёв/Валерий Половинкин, Татьяна Петрова/Наталья Замниборщ/Алена Корниенко и другие.

«Недоросль» – это контрасты российской жизни», – так композитор Александр Журбин охарактеризовал свой новый мюзикл, премьера которого состоялась 28 июля 2015 года. Торжественные виды Северной столицы здесь сочетаются с картинами провинциального захолустья, расшитые золотом бархатные камзолы – с ватниками и льняными рубахами, роскошные парики придворных Екатерины II – с засаленными бородами и косами крестьян длиною до пола. По словам постановщиков для изготовления кос и бород потребовались километры веревки – ее хватит, чтобы проложить путь из Санкт-Петербурга в Москву, а на костюмы ушло около 1000 квадратных метров мешковины и бортовки. Есть в этом спектакле и белоснежная императорская карета, и ветхий деревянный забор, речка, мост, и даже голубятня, где поселился недоросль Митрофанушка. Одним из действующих лиц выступит Екатерина Вторая, к которой с ходатайством о постановке новой комедии приходит Правдин.

Так, над слоем событий в имении Простаковых, появляется история о столичной власти. Создавая противоречивый образ властолюбивой императрицы, либреттист Лев Яковлев обратился к ее мемуарам и составил словарь екатерининских слов и выражений. Почти всё, что героиня произнесет на сцене – компиляция фраз, когда-либо сказанных самой Екатериной II. Геннадий Чихачёв ориентировал спектакль преимущественно на аудиторию школьного возраста, поставив действие ярко, динамично, с обилием хореографических номеров, без заумных загадок и модного сейчас заигрывания с «основным инстинктом». В мюзикле острый юмор, хулиганство и задор сочетаются с глубокими размышлениями о вечных русских проблемах: иждивенчестве, неуважении к личности, деспотизме, слепой любви родителей к своему чаду… и о проблеме власти, не видящей и не слышащей тех, кем она управляет. Здесь есть место нежным чувствам Милона и Софьи, козням неугомонных Простаковых и доброму волшебству Стародума. Сохранив черно-белую контрастность образов пьесы Фонвизина, спектакль преподносит историю не столь прямолинейно. Точка в конце спектакля - это запятая, взывающая к рефлексии. Не просто дружно посмеяться над посрамленными Простаковыми, но, оторвав взгляд от сцены, осмотреться вокруг, заглянуть внутрь себя. Чтобы, разглядев пороки, с энтузиазмом безнадежных романтиков вступить с ними в бой - и сделать мир лучше.

Продолжительность спектакля — 2 часа 30 минут с антрактом.








«Не хочу учиться, хочу жениться!» - эта цитата из комедии Дениса Фонвизина, стала не только крылатой фразой, но и превратилась в шуточный девиз всех лентяев и разбалованных «маменькиных сынков». Уже более двух веков знаменитая комедия остается актуальной и интересной. Д. Фонвизин с помощью своей пьесы оставил мощный наказ будущим поколениям, не повторять судьбу нерадивого Митрофанушки. Автор смело заклеймил пороки праздного образа жизни и заострил внимание на проблеме важности воспитания будущего поколения. Ведь если таких недорослей как Митрофанушка станет больше, то такое общество обречено на деградацию.

В своей пьесе Недоросль Фонвизин не только высмеял дворянское воспитание, но и описал быт поколений 17 века. Следуя традициям классицизма, автор прямо и остро указывает на положительные и отрицательные стороны своих героев. Этому способствуют и «говорящие» имена персонажей, и искрометный юмор, и яркие диалоги. Многие герои пьесы стали нарицательными, а фразы из произведения стали популярными цитатами. Семья Простаковых со своим сыном Митрофаном превратилась в собирательный образ многих пороков и отрицательных качеств.

Значение комедии Фонвизина огромно не только для русской литературы, но и для понимания многих социальных проблем. Не зря сатира автора в момент своего появления была даже признана опасной для государства. Но сегодня это произведение стало классическим. Оно не только дает возможность посмеяться над глупостью, жадностью и малодушием, но и наводит на размышления о том, как важно воспитывать в подрастающем поколении трудолюбие, тягу к знаниям и уважение к окружающим. Купив билет на спектакль Недоросль, вы не пожалеет о сделанном выборе, ведь вашему вниманию будет представлена классика русской комедии, которая уже сотни лет не сходит со сцены лучших театров страны.

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют. Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына. Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит. Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог. В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал.

Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними. Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

«Не хочу учиться, хочу жениться!» этот возглас маменькиного сынка Митрофанушки известен всем. Пьеса «Недоросль» была написана более двух столетий тому назад, однако кажется созданной специально для того, чтобы предостеречь нынешнюю молодежь от повторения Митрофанушкиных ошибок.В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет. В «Недоросли», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина П. А. Вяземского, автор «уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных». Существует легенда, что после премьеры в Петербурге к Фонвизину подошел князь Потемкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не Потемкину.