Спектакль квадратура круга. Посещение спектакля несовершеннолетними зрителями рекомендуется в сопровождении взрослых

Квадратура круга

Водевиль в трех действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Вася, Абрам } приятели.

Емельян Черноземный – поэт.

Саша – маленький мальчик, совершенно безмолвная фигура, появляющаяся в первом акте.

Действие происходит в 20-х годах.

Действие первое

Большая, пустынная запущенная комната в московском муниципализированном доме. Две двери. В левом (или правом) дальнем углу, подобно кровати, продавленный полосатый пружинный матрас, установленный на четырех кирпичах, – из числа тех, что именуются злобно «прохвостово ложе». На нем ужасающего вида подушка в пятнистом напернике, без наволочки. Рядом стул. На стене висят старые штаны. В правом дальнем (или левом) углу груда книг, газет, брошюр. С середины потолка висит одинокая, но довольно яркого света лампочка без тарелки и абажура, прямо в патроне. Под лампочкой стоит зеленая садовая скамейка на чугунных ножках с вырезанными на ней инициалами и большим пронзенным сердцем. На скамейке толстый том «Политэкономии», видимо заменяющий подушку. Заметно, что скамейка поставлена сюда, чтобы можно было лежа читать. На подоконнике самодельный рупор громкоговорителя и ящичек с катодной лампочкой. Тут же кое-какая посудина. Больше в комнате ничего нет. При поднятии занавеса на сцене темно, лишь сквозь замерзшее синее, обледенелое окно проникает сусальный свет уличного фонаря, который, мерцая, как бы висит среди ветвей морозного узора, как елочный орех.

Явление I

Входит Вася, за ним Людмила.

Вася . Сюда, Людмилочка, сюда! Не заблудись в коридоре.

Людмила . Ай! Я обо что-то зацепилась юбкой.

Вася . Это о велосипед. Держись за меня.

Людмила . Фу, как не стыдно, котик! Коридор две версты, и ни одной лампочки.

Вася . Перегорела на прошлой неделе.

Людмила . Девяносто рублей в месяц получаешь – не мог новую купить?

Вася . Не сообразил. Не трахнись о шкаф. Все как-то так некогда. Днем на службе, вечером готовлюсь. Входи смело.

Людмила . Бить тебя до сих пор было некому. Погоди, дорогой супруг, теперь уж я за тебя возьмусь!

Вася . Правильно. Возьмись, бери меня в работу. На то и расписывались. Сейчас я зажгу свет. Комната что надо, только мебели маловато.

Людмила . Интересно, как ты живешь…

Вася . Тьфу, лампочку не могу найти! Абрам, ты дома? Нету.

Людмила . Как, разве ты не один живешь?

Вася . Я тебя забыл предупредить. Абрам – это один глубоко свой парень… Но ты, Людмилочка, не беспокойся.

Людмила . Так ты живешь вдвоем с товарищем? Здрасте! Может, еще и товарищ женатый?

Вася . Кто? Абрам женатый? Сухой холостяк.

Людмила . А он знает, что мы поженились?

Вася . Постой… Не знает… Но это не важно. Он будет рад. Честное слово! Вот увидишь. Прямо танцевать от радости будет.

Людмила . Ох, Васька!

Вася . Право же… Вот он сейчас придет, а я ему сейчас все и выложу: так и так, мол, женился… И ничего страшного. Ты, главное, Людмилочка, не расстраивайся. В общем, его по целым дням не бывает дома… Где же это чертово электричество?.. Только ночует. Ничего, как-нибудь устроимся. Ну вот, есть. (Зажигает свет.) Конечно, нельзя сказать, чтоб очень шикарно. Главное, понимаешь, мебели маловато… Ну как, Людмилочка?

Людмила . Чисто как свиньи. И холодюга.

Вася . Это потому, что окна не замазаны. Но ты, Людмилочка, главное, не того, не поддавайся панике. Мы это все устроим. Погоди, обзаведемся малость. Окна замажем, лампочку в коридор купим, пол выметем – все будет на ять.

Людмила . И вы тут вдвоем с товарищем живете, в этой конюшне?

Вася . Угу.

Людмила . На чем же вы спите?

Вася . Я вот на этой… на тахте. А он – на скамейке… Очень, представь себе, удобная скамейка. С Чистых прудов. Да ты, Людмилочка, не скучай. Может быть, хочешь, я тебе громкоговоритель включу? Собственной конструкции, принимает на осветительную сеть. Берлин слыхать – во! Людмилочка… ну… что ж ты молчишь?.. Не хочешь разговаривать?

Людмила . Можешь со своим радио разговаривать. Я тебе не громкоговоритель. Кроме всяких шуток, на девяносто рублей в месяц, кажется, можно было кое-чего приобрести. Где одеяло?

Вася . Нету.

Людмила . Чем же ты укрываешься?

Вася . Пальтом укрываюсь. Небось на вате.

Людмила . Голова у тебя на вате! Глаза б мои не видели! «Людмилочка, Людмилочка!» – а у самого на двоих одна подушка. Такая, что в руки взять страшно… Как же вы с вашим товарищем спите?

Вася . Так и спим. По очереди. Один день я на подушке, а он на «Политэкономии».

Людмила . А грязи-то везде, грязи! Настоящий хлев! Небось комнату целый год не мели? Вот оно сколько сметья! От людей должно быть совестно. Примус есть?

Вася . Нету.

Людмила . Очень приятно слышать! Ну, погоди, миленький муж! (Ходит по комнате.) Постель – туда. Сюда стул и сюда стул. Так. Тут – коврик. Тут – полочка.

Вася . Правильно! Вот это настоящая хозяйка! Подруга жизни. Что надо.

Людмила . Сюда тарелочки, сюда занавесочку.

Вася . Ну, занавеску – это, может быть, лишнее. Мещанство все-таки.

Людмила . Что? Коли мещанство, так и нечего было со мной расписываться. Молчи уж! Сюда шкафик для посуды. Так. Ага… Погоди, я сейчас сбегаю к сестре, принесу кое-какие вещи, – нельзя же, в самом деле, в такой конюшне ночевать. Метла есть?

Вася . Нет.

Людмила . Чтоб была! Понял? Покуда я за вещами буду ходить, чтоб все было выметено!

Вася . Да.

Людмила . Котик… Ты меня любишь?

Вася . На все сто процентов!

Людмила . Так поцелуй меня в носик!

Вася . Людмилочка! (Хватает ее в объятия.)

Людмила . Тсс! Ты с ума сошел! Пусти!

Вася . Людмилочка… Постой… Как же так…

Людмила . А так же. Чтоб пол блестел. До свиданья, супруг! (Ушла.)

Явление II

Вася . Супруг. Во как! Интересно быть женатым, пес бы его взял! (Стучит в стенку.) Ни-ка-но-ров!.. Веника нету? Ты дома? Ве-ни-ка?.. Очень жаль.

Явление III

Входит Тоня с двумя вязанками книг.

Тоня (в дверях) . Абрам, ты дома?

Вася . Не приходил. Кузнецова? Сколько лет!..

Пьеса была написана В. Катаевым в 1927 году. Осенью следующего года в Московском Художественном театре состоялась премьера этой комедии-шутки. Постановка ее была поручена К. С. Станиславским молодому режиссеру Н.Горчакову. Валентин Катаев впоследствии писал, что «…сценическая судьба моих первых пьес – „Растратчиков“ и „Квадратуры круга“, равно как и начало драматургической деятельности, были тесно связаны со Станиславским».
Еще в 1927 году, работая над пьесой «Растратчики», великий режиссер понял своеобразие молодого драматурга. «Катаев великолепный наблюдатель, острый, тонкий», – говорил К. С. Станиславский в беседах с Н. Горчаковым и отмечал как характернейшую особенность катаевского юмора его глубокий гуманизм. Катаев «не стремится вздыбить мир! – говорил Станиславский. – От этого его творчество не менее почетно. Оно несет людям радость, которой не так уж много в жизни, оно заставляет их пристально вглядываться в теневые стороны их бытия, бороться с ними». К. С. Станиславский занял в спектакле мхатовскую молодежь, «актеров искренних, легких – не тяжелодумов, обязательно с юмором». Непременным условием он поставил режиссеру «лаконичность средств выражения», минимум предметов на сцене, действия «самые простые, жизненные, не обремененные излишней психологией». Задачей актеров являлось раскрыть ту жизненную правду, которая была заключена «в умной, талантливой шутке Катаева».
Комсомольца Васю играли М. Яншин и А. Грибов; Абрама – В. Грибков, И. Раевский; беспартийную Людмилочку – В. Бендина; Тоню – М. Титова; Емельяна Черноземного – Б. Ливанов, Б. Добронравов, П. Массальский. Выпускал спектакль Вл. И. Немирович-Данченко.
К марту 1929 года комедия выдержала уже сто представлений. В Центральном архиве литературы и искусства хранится экземпляр «Квадратуры круга» (изд-во «Модник», 1928) о надписью автора: «После 100 спектакля, март 1929 г.». Всего спектакль на сцене МХАТа прошел 629 раз.
Популярность комедии была так велика, что она не только обошла многие периферийные и республиканские театры Советской страны, но быстро распространилась с профессиональной сцены и на любительские театры, любительские кружки. Юрий Олеша шутливо писал об успехе пьесы: «Квадратуру» ставят всюду. Я видел летом в Одессе на Большефонтанской дороге маленькие афиши: «Квадратура круга» – пьеса Котова, «Квадратура круга» – пьеса Китаева, а у ворот артиллерийской школы висел плакат, где просто, без указания фамилии автора стояло «Квадратура круга, или Любовь вчетвером».
Успех комедии отметила и пресса тех лет. «Надо принять шутку Катаева, как почин, как интересный опыт в деле создания нового советского водевиля», – писал Г. Рыклин в газете «Известия» 22 сентября 1928 года, указывая, что подобные пьесы «нужны как дополнение к так называемому „серьезному“ репертуару». Режиссер спектакля Н. Горчаков свидетельствует, что «тот исключительный прием в комсомольской аудитории, который был оказан пьесе при первом ее исполнении в день X МЮДа в помещении МКП(б), доказал нам, что наша работа, наше увлечение пьесой, наши глубокие и искренние симпатии к передаваемым образам дошли до зрителя».
Любопытно, что когда спустя двадцать пять лет Указом Президиума Верховного Совета СССР М. М. Яншину было присвоено почетное звание народного артиста СССР, то среди обширной галереи ярких, запоминающихся образов, созданных актером за годы плодотворной сценической жизни, в Указе был упомянут и комсомолец Вася из «Квадратуры круга».
В марте 1957 года постановка «Квадратуры круга» была возобновлена на сцене Московскою театра сатиры.
Комедия В. Катаева широко ставилась не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В предвоенные годы, начиная с 1928 года, «Квадратура круга» обошла все европейские театры и перекочевала в Америку. И начиная с 1 марта 1934 года, с постановки театра «революционных артистов» – «Орэндж гров», пьеса с успехом шла здесь по всей стране во множестве так называемых «малых» театров. Официальная премьера состоялась 3 октября 1935 года в Нью-Йорке в «Льюсиум театре», где комедия В.Катаева выдержала 108 представлений. И. Ильф 17 октября 1935 года в письме на родину с юмором пишет: «Сейчас я смотрел „Квадратуру круга“, которая идет на Бродвее. Очень старомодный небольшой зал. Человек в цилиндре покупал билет в кассе. Передайте Вале (В. П. Катаеву. – Л.С.), что первый человек в цилиндре, которого я видел в Нью-Йорке, покупал билет на его пьесу… За синим окном идет снег. Если показать Россию без снега, то директора театра могут облить керосином и сжечь… В углу комнаты стоит красный флаг. Публике нравится пьеса, смеются».
После войны пьеса вновь ставилась в Нью-Йорке, в 1950 году, в «Вейдмен студио-театре».
Во Франции «Квадратура круга» была впервые поставлена в январе 1931 года парижским театром «Ателье», руководимым Шарлем Дюлленом. Театр этот объединял, по определению В. Катаева, «левых» молодых актеров «типа вахтанговцев». В конце 1931 года В. Катаев приехал в Париж «по следам „Квадратуры круга“».
Газета «Монд», которую редактировал Анри Барбюс, опубликовала интервью с советским драматургом. Здесь было сказано о Катаеве, что это представитель «нового русского поколения», «один из молодых писателей, чей юмор, чувство сатирического, вкус к жизненным деталям, помогают нам лучше понять многообразную, непрерывно меняющуюся, повседневную жизнь среднею человека новой России».
В 1949 году постановка комедии с успехом была возобновлена режиссером Витали в театре «Хюшетт», а с 1960 года «Квадратура круга» вошла в репертуар «Театра искусств» («Theatre des Arts») под руководством молодого талантливого режиссера и актера Стефана Ариеля.
Пьеса В.Катаева продолжает идти во многих европейских театрах. Летом 1964 года она была поставлена афинским театром «Аттико», под руководством известной актрисы Гьели Мавропулу. В Бразилии «Квадратура круга» с успехом шла с 1963 года в театре «Офисина». «Путь бразильского театра отмечен печальными вехами: гибелью одного за другим театральных коллективов», – рассказывает корреспондент «Комсомольской правды». В 1963 году на грани финансового краха оказался молодежный театр «Офисина» из Сан-Пауло. Режиссер Морис Вано решился на «смелый эксперимент» – поставил советскую пьесу. И вот «советская комедия не только спасла театр от банкротства, но и имела небывалый успех. Четыре года она не сходит со сцены».
Пьеса публиковалась в журналах и выходила отдельными изданиями. Отрывок из нее был помещен в сатирическом журнале «Бич», № 11, март 1928 года. Полностью «Квадратура круга» вышла в майском номере «Красной нови» за 1928 год. Отдельной книгой появилась в издании «Модник» 1928 и 1929 годов, «Цедрам» 1934, 1935 и 1936 годов. Входила в различные сборники произведений Катаева, а также в пятый том собрания сочинений (Гослитиздат, М. 1957).


Я задумался над термином vintage-комедия, то есть винтажная комедия. Что он значит? Vintage в Википедии трактуется как предмет обихода прошлого в современной интерпретации. Ага, тогда это можно понять так: старинный водевиль Валентина Катаева в современной постановке Михаила Полякова.
Валентин Катаев -- классик советской литературы, основатель и первый главный редактор журнала «Юность», автор популярной повести «Белеет парус одинокий» -- и вдруг водевиль «Квадратура круга», написанный в 1928 году. Эпоха военного коммунизма закончилась, в разгаре Новая Экономическая Политика (НЭП). Новая советская мораль, борьба молодежи с мещанством, сексуальная революция. А тут -- водевиль во «французском стиле» без идеологических заморочек.
Комната в общежитии, которую делят Василий (Марат Камалиев) и Абрам (Евгений Пономарев). У Абрама -- книги в стопках и странная конструкция для спанья -- «кОзлы», у другого самодельный топчан и пусть обшарпанный, но настоящий кухонный стол. На двоих общее: комната, украшенная транспарантами с популярными для того времени лозунгами и освещаемая голой пыльной лампой и... мечта о девушке.
Абрам берет в жены товарища по идеологической работе Тоню (Ирина Полыгалова), а Василию просто нравится Людмила (Лиана Токарева), которая возгорается любовью к тому и соглашается на брак, узнав, что у того есть жилая площадь. Оба парня в один день идут в ЗАГС, становятся мужьями и озабочены только тем, что им надо сообщить о своих женах соседу.
И вот приходят жены. Тоня -- в юбочке и в тенниске, со стопкой книг -- вот и все её приданное. А у Людмилы все есть: и одежда, и еда, и даже чудо технической мысли тех лет -- примус! Тоня -- товарищ, ей чуждо мещанское обрастание: ни еду приготовить, ни на базар сходить Абраму её не заставить - они книгу читает, растет так сказать идеологически. Василия воротит от еды и поцелуйчиков Людмилы, а Тоня такая соблазнительная!
И вот в результате как бы случайных действий пары меняются партнерами. Хороша, естественна в своей женственности и желании просто жить Лиана Токарева. Она купается в своей роли, наслаждаясь ею. Тоня у Полыгаловой -- это засушенный цветок из гербария. Старорежимные мещанские чувства она уже отвергла, а новых нет, и вот она действует в какой-то эмоциональной блокаде. Способен ли разбудить её чувства к жизни Василий, я и не знаю, не понял.
Другие действующие лица вожак Флавий (заслуженный артист РФ Николай Макаренко), поэт Емельян (Василий Микульский) «пионерская бригада» гостей (Татьяна Артемчук, Иван Ручнев, Алексей Чупин) -- необходимые штришки прошедшей эпохи. Некоторые критики, писавшие об этой постановке в других театрах, напоминают читателям, что именно этому поколению предстоит пройти частые чистки, репрессии, войны. А я смотрел, как они жили, смеялись и любили во времена, что ушли безвозвратно, строили планы на завтра, и не могли знать, что завтра была война.

Валентин Катаев

Комедия-шутка в двух частях (16+)
трейлер

Спектакль идёт с одним антрактом

Продолжительность спектакля (предположительно) 2 часа 30 минут

Из истории:

"Валентин Петрович КАТАЕВ был лучшим советским писателем. Он умел все. Он писал увлекательные пьесы, смешные фельетоны, добротные и не без форса соцреалистические романы. Он наделен был феноменальным пластическим даром: все описанное, как живое. Катаев был гений, что очень трудно сочетать со званием лучшего советского писателя. Лучшие его вещи поставили его в один ряд с гениальными друзьями и сверстниками: Багрицким, Есениным, Олешей, Ильфом и младшим катаевским братом Петровым, Булгаковым... " - Дмитрий Быков ("Семицветик" 28.05.2003)

Валентин Катаев – одессит, советский писатель и поэт, драматург, журналист, сценарист. Имя его знаменито произведениями «Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Алмазный мой венец», «Время, вперед!» и др. Ряд произведений Катаева уже с успехом шел в Театре драмы. В 1982 году - "Белеет парус одинокий" в постановке Валерия Персикова, а в 1991 году - "Поединок" в постановке Серафимы Плисецкой.

Заокеанскую известность Катаеву принес смелый для 20-ых годов 20-ого века водевиль «Квадратура круга». Пьеса стала настолько популярной, что обошла весь мир, в том числе с успехом прошагав и по подмосткам Бродвея.

«Квадратура круга» - специальный термин в геометрии, обозначающий неразрешимую задачу на построение. Фраза, которая во времена Советского союза ушла в народ, подразумевает под собой еще и совершенно тупиковую ситуацию.

Сюжет:

Студенты Абрам и Василий – друзья и соседи в общежитии, женятся на своих возлюбленных Тоне и Людмиле. Одновременно. В маленькой тесной комнатушке и двоим места недостаточно, не говоря уже о четверых, таких разных и ярких девушках и парнях.

Но в этом ли главная беда? ...

Совместный быт не проходит для молодежи просто так. Вскоре герои начинают сомневаться: а правильный ли выбор они сделали? И наступает время решить «квадратуру круга» в построении любви.

О спектакле:

«Квадратура круга» - один из первых советских водевилей. И, по законам жанра, песни и танцы, конечно же, дополнят постановку! Режиссер, засл. деятель искусств Валерий Персиков: «Очень хочется, чтобы современный зритель узнал имя Катаева и познакомился с его творчеством, так как оно не утратило юмора, искренности. Сама эпоха 20-х годов прошлого века, о которой мы мало что реально знаем, в спектакле воссоздаётся с массой трогательных и симпатичных подробностей. Поэтому дух того времени с его наивностью и целеустремленностью хотелось бы и передать любителям театра».

Посещение спектакля несовершеннолетними зрителями рекомендуется в сопровождении взрослых.

Над спектаклем работали

Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России Валерий Персиков

Художник-постановщик - заслуженный художник России Александр Иванов

Музыкальный руководитель – Григорий Слободкин

Хореография - Наталия Чернина

Художник по костюмам – Ирина Подосёнкова

Художник по свету – заслуженный работник культуры России Михаил Семёнов

Помощник режиссёра – Светлана Аксёнова

И пусть задача не совсем та, решение было найдено!
Можно ли построить квадрат равновеликий данному кругу при помощи линейки и циркуля? Математики доказали, что нет. А «квадратура круга» стала метафорой для обозначения безнадежного предприятия. Но если верить википедии, даже доказательство невозможности квадратуры круга не мешало многим энтузиастам тратить годы на решение этой проблемы.
Героям же пьесы Валентина Катаева «Квадратура круга» пришлось решать немного другую задачу и они с ней отлично справились меньше чем за пару часов во время одноименного спектакля в МТЮЗе.

Дано: большая, пустынная запущенная комната, из мебели продавленный пружинный матрас в углу и садовая скамейка в центре, некоторое количество книг и мусора. Это жилище двух закоренелых холостяков Васи и Абрама, которые в один прекрасный день и судя по всему внезапно становятся женатыми, а следовательно в комнате теперь будут проживать уже две молодые семьи. Как сложится их совместная жизнь? Интересно? Тогда приходите и смотрите новый спектакль театра МТЮЗ в постановке Виктории Печерниковой.

Спектакль получился веселый, музыкальный, пропитанный заразительным энтузиазмом 20-х годов. Когда на обломках старого мира зарождался абсолютно новый и неведомый мир, где для прочного брака нужно вроде только «сходство характеров, взаимное понимание, классовая принадлежность, общая политическая установка, трудовой контакт.» Но достаточно ли этого? Спектакль отлично передает дух и настроение 20-х, когда у людей буквально кружилась голова от предвкушения будущей прекрасной жизни. Все персонажи спектакля получились яркие, а порой даже гротескные.

Декорации, костюмы, сценография отлично соответствуют представляемой эпохе: ожившая луна, минимум цветовых акцентов с преобладанием красного и синего, рабочие комбинезоны, пальто нестандартного силуэта. А танец колбасы... вы когда-нибудь видели как танцует колбаса? Теперь у вас есть возможность это увидеть:))) А какие стихи выдает экспромтом Емельян Черноземный... это надо слышать:)))

На сайте театра заявлено, что главная фраза спектакля: любите друг друга, не валяйте дурака! И действительно не смотря на все дурака валяния по ходу действия, в конце концов именно любовь находит выход из казалось бы неразрешимой задачи квадратуры круга.

Полезно

В МТЮЗе поставили совершенно прелестный спектакль по пьесе Катаева "Квадратура круга". И это тот редкий случай, когда у постановки минусов нет. Прекрасно все: текст, режиссура, игра актеров (всех!!!), типажи и пр. А уж сценография и костюмы - это подлинный шедевр Ксении Кочубей. Итак, все началось в 1927 году, когда Катаев написал пьесу "Квадратура круга". В ней отразилось все то, чем жила молодежь в СССР в ту пору: недавние революционные потрясения и НЭП, вера в светлое будущее и строительство коммунизма, квартирный вопрос и радио как символ нового.

Комедия о том, как два товарища-комсомольца, Василий и Абрам, живущих в одной комнате, одновременно решили пожениться и привели к себе супруг, могла произойти только в это время, когда еще гайки не были закручены до конца. Казалось бы, вполне себе незначительная вещь, простенькая комедия о быте и любви. Но она рассказывает о тех годах, возможно, лучше учебника истории. Условия жизни, устремления и чаяния людей - как на ладони. Ну и, кроме того, это очень смешно и увлекательно.

Режиссер Виктория Печерникова подошла к спектаклю очень творчески, в нем много пасхалок, начиная от Маяковского и заканчивая Оруэллом. И оформлена постановка, как я уже сказала, здорово, в духе плакатов тех лет. Ну и мультфильм 1902 года "Путешествие на Луну" тоже можно вспомнить. И, если главные герои - вполне себе живые люди со своим характером, то массовка - это образы, символы комсомольцев и рабочих. Ну, а Фравий, комсомольский вожак в сером плаще и вовсе на Старшего брата тянет. Как я понимаю, поставили не просто пьесу Катаева, но пьесу, на которую глядят из нашего времени, уже с учетом того, что произошло в XX веке, творчески переработав его историю и наследие. Игра бесподобна у всех: очаровательная мещаночка Людмила и увлекающийся Вася, железобетонная комсомолка Тоня и Абрам, готовый пойти на уступки. Но поэт Емельян Черноземный (И. Созыкин) - это, наверное, самый яркий персонаж. Снимаю шляпу.