Специальность «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» (специалитет). Звукорежиссура аудиовизуальных искусств Перспективы трудоустройства по профессии

Собеседование

Примерные вопросы
1. Почему Вы хотите стать звукорежиссером?
2. Есть ли у Вас музыкальное образование?
3. Что Вы знаете о профессии звукорежиссера?
4. В какой области звукорежиссуры Вы хотели бы работать: в кино, на ТВ, в других аудиовизуальных искусствах?
5. Каких зарубежных композиторов Вы знаете?
6. Каких отечественных композиторов Вы знаете?
7. Какую музыку Вы любите слушать?
8. Каких композиторов, пишущих музыку для фильмов, Вы знаете?
9. Фильмы каких режиссеров смотрите?
10. Знаете ли имена звукорежиссеров отечественного или зарубежного кино?
11. Какие телевизионные или интернет-каналы смотрите?
12. Что вас не устраивает в звуке на телевизионных каналах?
13. Какие музыкальные программы Вам нравятся?
14. Каких выдающихся живописцев и архитекторов Вы знаете?
15. Назовите пять Ваших любимых книг.
16. На какой спектакль Вы в последнее время ходили?
17. Что такое звук как физическое явление?
18. Какие звукозаписывающие аппараты Вы знаете?
19. Чем отличается звук в кино от звука в театральном спектакле?
20. Приходилось ли Вам работать со звуком в школе или дома?
21. Какие перспективы Вы видите в работе звукорежиссера сегодня и завтра?

Проверка слуха
- на слух назвать ноты

Абитуриенты предоставляют
- собственные музыкальные фонограммы, при наличии
- грамоты, дипломы, призы, при наличии

Абитуриенты получают
- домашнее задание (записать фонограмму), которое приносят на творческий конкурс

На творческий конкурс абитуриенты приносят самостоятельно записанную фонограмму
- фрагмент литературного произведения и музыка к нему
- слайд-шоу из фотографий или репродукций картин и музыка к нему
- переозвученный фрагмент неигрового фильма
- переозвученные телевизионные заставки

Требования к фонограмме
- хронометраж 1,5 – 2 минуты
- музыка только инструментальная
- все работы, кроме заставок, должны быть в трехчастной форме и использовать три музыкальных фрагмента, соответствующих содержанию сюжета

Русский язык (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по русскому языку, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается грамотность.

Требования к сочинению
- соблюдение орфографических норм
- соблюдение пунктуационных норм
- соблюдение грамматических норм
- соблюдение речевых норм
- точность и выразительность речи

Литература (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по литературе, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение по литературе, в котором оценивается содержание.

Требования к сочинению по литературе
- соответствие текста теме
- структурированность текста, композиция
- наличие авторской идеи в тексте
- постановка проблемы и вывод
- логическая организация текста
- аргументация, подтверждающая основную идею текста
- привлечение литературного материала
- оригинальность сочинения

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Также необходимо сдать профессиональный экзамен и пройти собеседование.

Профессия звукорежиссера является одной из ключевых на телевидении, в кино, в шоу-бизнесе. На радио и телевидении звукооператор реализует звуковое оформление анонсов, передач; в театре - оформление постановок, решение технических и художественных задач. Вне зависимости от выбранной сферы деятельности главной задачей специалиста данного направления является создание звукового сопровождения фильма, мультфильма, спектакля, передачи или ток-шоу. Человек устроен таким образом, что 80% информации воспринимается через визуальные каналы, а 20% - через органы обоняния и слуха, но именно эти 20% делают любое изображение по-настоящему живым, запоминающимся, остающимся в памяти человека. Современная аудиотехника позволяет осуществлять объемное озвучивание фильмов, игр, передач, пересекать границы ощущений, окунаясь в мир звуковых эффектов.

Условия поступления

Профессия звукорежиссера предполагает художественное восприятие, музыкальность, воображение, хороший слух и отличную память на звуковые эффекты, профессиональную и музыкальную эрудицию, стремление к постоянному самосовершенствованию, отслеживание последних творческих находок и т. д., а также наличие диплома данного профиля. Для зачисления на обучения абитуриенту необходимо подготовится к сдаче следующих вступительных экзаменов:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • творческий экзамен - написание сочинения на тему просмотренного фильма или спектакля, с целью выявления умения выделять главное, заложенное автором, анализировать дискурс;
  • профессиональный экзамен - анализ технических средств, применяемых в том или ином фильме, выявление понимания абитуриентом основных технических принципов и технического состояния современных систем звукопередачи.

Зачастую в рамках сдачи профессионального испытания требуется пройти тестирование. Многие вузы требуют обязательного прохождения собеседования.

Будущая профессия

Специфика работы будущего звукорежиссера требует профессиональных навыков, того особого музыкального слуха, умения воспринимать и различать звуковые эффекты, вслушиваясь в каждый звук окружающего мира. Профессиональная деятельность специалиста направления не ограничивается механическим созданием звукового оформления торжественного мероприятия, фильма или передачи, в его задачи входит знание и понимание психологии аудитории. Звукорежиссер сродни художнику, посредством звуков рисующего музыкальные образы, дополняющие образы визуальные, приобщая человека к миру прекрасного и уводящие нас от обыденности, повседневности, рутинности. Дипломированный специалист - человек с богатым творческим воображением, совмещающий талант и особый музыкальный слух с высоким уровнем развития технических профессиональных компетенций.

В задачи звукорежиссера входит организация работы огромного штата сотрудников, каждый из которых выступает творческой личностью, что требует высокого уровня сформированности организационных навыков и умений.

Куда поступать

Работа звукорежиссера, его обязанности сильно варьируются в зависимости от выбранной отрасли деятельности, однако, основной задачей остается создание звуковой концепции постановки, фильма, игры, передачи и пр. Технологиям создания звуковых решений, использованию новейших достижений науки и техники при реализации творческой деятельности, формированию профессиональных компетенций на сегодняшний день обучают следующие ведущие отечественные вузы:

  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Институт современного искусства;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино».

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 5 лет.

Изучаемые дисциплины

Профессия звукорежиссера накладывает социальную ответственность человека, что особенно относится к тем, кто осуществляет трудовую деятельность в прямом эфире на телевидении, радио. Деятельность представителя этой творческой профессии связана с ежедневной обработкой огромных массивов информационных данных, уже на этапе обучения студенту приходится изучать ряд специальных дисциплин, включая следующие:

Приобретаемые навыки

В настоящее время звуковое оформление получает все большее влияние при оформлении фильма, передачи, мультфильма, ток-шоу и т. д., а сама профессия звукорежиссера выходит на лидирующие позиции в процессе создания творческих дискурсов. Соответственно, дипломированные специалисты направления должны постоянно актуализировать приобретённые в процессе обучения знания, на высоком профессиональном уровне применять технические новинки, обладать высоким уровнем сформированности технических компетенций . Помимо технической звукорежиссер должен обладать следующими компетенциями:

Перспективы трудоустройства по профессии

Профессия будущего выпускника представляет собой настоящее искусство, и далеко не каждому дано даже при наличии диплома достигнуть выдающихся успехов в данной отрасли. Чаще всего молодые специалисты устраиваются в студиях звукозаписи, в театрах, в кино, в домах культуры, на радио, на телевидении, в концертных залах и т. д.

Минимальная заработная плата стартует от 30 000 руб., максимальная - 90 000 руб. Именитые звукорежиссеры, специалисты, имеющие собственные студии звукозаписи зарабатывают намного больше.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, звуковое оформление художественных произведений постоянно набирает обороты, а появление новейших достижений науки и техники, применяемых в данной сфере, может поставить в тупик даже наиболее профессионального специалиста, не прилагающего усилий для самосовершенствования. Для того чтобы быть в курсе последних достижений, находок в области звукорежиссуры целесообразным представляется продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре, докторантуре . Продолжение обучения позволит продолжить профессиональное совершенствование, получить навыки педагогической деятельности, заявить о себе в научном мире, а также получить диплом международного образца.

Специалистов по данной специальности готовят в течение пяти или шести лет в зависимости от формы обучения. За это время они в полной мере овладевают всеми необходимыми теоретическими знаниями и учатся применять их на практике. Они изучают историю музыки, историю кино, различные предметы по кинорежиссуре, а также много других специальных дисциплин.
После выпуска перед студентами открывается достаточно широкая область для применения своих навыков, они могут работать звукорежиссерами в кинематографе, на телевидении, на радио, заниматься созданием и обработкой звука для различных компьютерных или мобильных игр, заниматься музыкальным сопровождением самых разнообразных концертных, конкурсных мероприятий, спектаклей, шоу-программ. Также звукорежиссер аудиовизуальных искусств может работать музыкальным критиком в различных журналах или на телевидении.
Заработок такого звукорежиссера будет колебаться в зависимости от навыков и опыта, а также от того, в какой отрасли он решит себя реализовать. Как правило, на телевидении и в кинематографе гонорары оказываются наиболее высокими. Однако хороший звукорежиссер также может достаточно зарабатывать, построив карьеру в преподавании в ВУЗах или набирая частных учеников и передавая им все свои знания.

Что изучают

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: аудиовизуальные (в том числе экранные) произведения различных видов и направлений и произведения смежных искусств; фонограмма произведений аудиовизуальных искусств; фонотеки; собрания архивов аудиовизуальной продукции; зрители как потребители экранной продукции, в том числе кинематографа, телевидения, продуктов мультимедиа; продюсеры, режиссеры, актеры и исполнители, авторы произведений, редакторы, а также специалисты всех квалификаций (кино-, теле- и других экранных искусств) и производящих компаний в сфере телевидения, кинематографа, мультимедиа, смежных искусств, медиаобразования; творческо-производственный и организационно-управленческий процесс в сфере телевидения, кинематографа, мультимедиа, смежных искусств, медиаобразования; отделы искусств средств массовой информации; учреждения культуры, агентства, творческие союзы; современный кинопроцесс и проблемы производства, распространения, продвижения и показа кинофильмов; современное состояние и перспективы развития отраслей аудиовизуальной сферы; социально-культурная среда; различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального образования и учреждения дополнительного образования. Правила приема и требования к поступающим на специальность

55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»
(уровень специалитета)

Очная форма обучения, срок обучения – 5 лет

Прием документов – с 7 июня по 8 июля 2019г.
Вступительные испытания - с 9 по 26 июля 2019г.

При подаче заявления о допуске к вступительным испытаниям поступающие предоставляют в приемную комиссию следующие документы:
1. Документ, удостоверяющий личность и гражданство (оригинал предъявляется лично, ксерокопия подшивается в дело).
2. Оригинал или ксерокопию документа об образовании (к моменту зачисления - оригинал ).
3. 2 фотографии, размером 3х4 (+ 4 фотографии к моменту зачисления ).
4. Документы, подтверждающие особое право (при наличии).
5. Медицинскую справку по форме № 086-у и копию медицинского полиса (к моменту зачисления ).
6. Копию военного билета или приписного свидетельства (к моменту зачисления ).

7. Копию ИНН (к моменту зачисления ).
8. Копию СНИЛС (к моменту зачисления )
.

Одновременно с документами поступающие предоставляют следующие самостоятельные работы:
Кинематографическую версию короткого рассказа русского или зарубежного классика .
Работа должна быть оформлена в виде таблицы с обязательной проработкой возможного звукового решения (в т.ч. музыкального и шумов) представленной версии рассказа.

Объем работы - не более 25 страниц.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
(на основании результатов ЕГЭ)

1. Русский язык 55
2. Литература 44

Право сдавать вступительные экзамены в форме, установленной Институтом, имеют следующие категории граждан:

  • лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды;
  • иностранные граждане;
  • лица, получившие среднее профессиональное образование;
  • лица, получившие высшее профессиональное образование;
  • лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период).
ИСПЫТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(каждый тур оценивается по 100-балльной шкале, порог положительной оценки – 41 балл
)

I тур – творческое испытание:
1 этап: Письменное задание – работа с литературным источником.

Задание выполняется непосредственно в Институте. Литературный материал определяется предметной комиссией и предоставляется абитуриенту в день экзамена. Выполняя данное задание, абитуриент должен предложить концепциюсобственной версии возможного экранного воплощения, постановочные решения, а также звуковое решение (в т.ч. музыкальное) в контексте общей драматургии произведения, опираясь на вопросы и сопроводительный материал, предложенный комиссией. Основная задача, стоящая перед абитуриентом – описать атмосферу пространства действия, формируемую звуком, а также изобразительными средствами выразительности. Работа выполняется в литературном изложении, в виде сочинения. Кроме того, абитуриент должен продемонстрировать понимание основных терминов драматургии и режиссуры (характер, конфликт, событие, драматическая ситуация). На выполнение задания отводится 4 часа. Объем работы - до 5 страниц рукописного текста.

2 этап: Письменное задание - работа по просмотренному фильму.
Задание выполняется непосредственно в институте. Выполняя задание по просмотренному фильму, абитуриент должен наиболее полно раскрыть творческий замысел авторов картины, а также дать оценку звукорежиссерской интерпретации кинематографической действительности и критически определить качественные характеристики фонограммы фильма по техническим и художественным параметрам. На выполнение задания отводится 4 часа. Объем работы - до 5 страниц рукописного текста.

II тур – профессиональное испытание:
1 этап: Оценка общей технической грамотности (письменно.)
Проводится с целью выявления уровня естественнонаучного мышления абитуриента, а также общих знаний о технических принципах и техническом состоянии современных систем звукопередачи в кинематографе. Время выполнения работы – 3 часа.
2 этап: Техническое тестирование (устно).
Проводится с каждым абитуриентом индивидуально. Абитуриент должен продемонстрировать чувствительность слуха и слуховую память.

III тур – собеседование:
Собеседование проводится с каждым абитуриентом индивидуально с целью определения общего культурного уровня поступающего, его познаний в области кинематографа, искусства, а также знания специальной литературы по проблемам режиссуры и звука в кинематографе.
В рамках собеседования проводится музыкально-эстетическое тестирование с целью выявления у каждого абитуриента развитости музыкального слуха и слуховой памяти.

Абитуриенты, имеющие высшее образование, могут претендовать только на внебюджетную (платную) форму обучения и проходят все вступительные испытания в соответствии с правилами приёма и требованиями к поступающим на данную специальность. .

Иностранные граждане, имеющие право поступления на места за счет средств федерального бюджета, проходят вступительные испытания профессиональной и творческой направленности, а также общеобразовательные экзамены в форме ЕГЭ или в форме, установленной институтом (по выбору абитуриента).
Иностранные граждане, поступающие на места с оплатой стоимости обучения, проходят вступительные испытания профессиональной и творческой направленности, а также общеобразовательный экзамен по русскому языку (в форме государственного тестирования, или в форме ЕГЭ, или в форме, установленной Институтом).

На время сдачи вступительных испытаний общежитие не предоставляется.

  1. Кино. Энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1986
  2. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. - М., Искусство. 1984
  3. Дворниченко О. Гармония фильма. - М., Искусство, 1981
  4. Клер Р. Размышления о киноискусстве. - М., Искусство, 1958
  5. Кулешов Л.В. Основы кинорежиссуры. - М., Госкиноиздат. 1991
  6. Михеева Ю.В. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе М.: ВГИК, 2016
  7. Митта А. Кино между адом и раем.- М., Эксмо-Пресс, Подкова, 2008
  8. Нехорошев Л.Н. Драматургия фильма. Учебник, М.: ВГИК, 2009
  9. Ниссбет А. Применение микрофонов. - М., Искусство, 1981
  10. Рождение звукового образа. Сост. Авербах Е. - М., Искусство. 1985
  11. Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. - М., Искусство, 1978
  12. Туркин В. Драматургия кино, - М.: ВГИК, 2007
  13. Эйзенштейн С., Пудовкин В., Александров Г. Заявка. Будущее звуковой фильмы. Избр. произв. в 6-ти т. т. 2. - М., Искусство, 1964
Фильмы, рекомендованные для подготовки к испытаниям профессиональной и творческой направленности:
  1. Алов А., Наумов В. «Бег»
  2. Б ертолуччи Б. «Последний император»
  3. Бондарчук С.«Война и мир»
  4. Данелия Г. «Кин-дза-дза»
  5. Звягинцев А. «Возвращение»
  6. Иоселиани О. «Жил певчий дрозд», «Фавориты луны"
  7. К лимов Э. «Агония»
  8. Козинцев Г. «Король Лир»
  9. Кубрик С. «Заводной апельсин»
  10. Леоне С. «Однажды в Америке»
  11. Лунгин П. «Остров»
  12. Михалков Н. «Неоконченная пьеса для механического пианино»,«Несколько дней из жизни Обломова»,«12»
  13. Паркер Д. «Загадочная история Бенджамина Баттона»
  14. Прошкин А. «Орда»
  15. Сокуров А. «Одинокий голос человека»,«Телец»
  16. Соловьев С. «100 дней после детства»
  17. Тарковский А. «Солярис», «Сталкер»
  18. Хамблин П. «Король говорит»
  19. Эйзенштейн С. «Броненосец «Потемкин», «Иван Грозный»
  20. Экк Н. «Путевка в жизнь»