Современные русские националисты. Смысл (русского) национализма. «Чёрный ворон» – Я. Сумишевский и Е. Турлубеков

Грань между патриотизмом и национализмом бывает очень неясной. От гипертрофированной любви к собственному народу до ненависти до прочих - один шаг. Крайней формой национализма стал нацизм, называемый также гитлеризмом и фашизмом. Эта чума XX века принесла народам мира невиданное в истории число бедствий и жертв. Казалось бы, после 1945 года вопрос о национальной исключительности снят с повестки дня навсегда. Но привычка повторять ошибки у человечества неискоренима. Попытки установить преимущественные права коренного населения предпринимаются в разных странах, в том числе и у тех, кто понес огромные потери во время Второй мировой войны. В Прибалтике, в Молдавии, на Украине и других республиках бывшего Союза после распада СССР значительной популярности добиваются радикальные националисты. России, с ее многоконфессиональным и разнообразным составом населения, казалось бы, расовые идеи должны быть чужды. Но партии националистического толка есть и здесь.

Идеологическая база

Исторические условия, в которых оказалась Россия после краха коммунизма, имеют ряд сходных черт с теми, в которых пребывала Германия после заключения Версальского мирного договора. В обоих случаях навязанные извне правила оказались унизительными. Население, в своем большинстве образованное и трудолюбивое, было ввергнуто в нищету. Русские националисты конца двадцатого столетия не придумали ничего нового - они, так же как и национал-социалисты Германии, указывали на вполне очевидные проблемы, предлагая при этом самый простой и на вид эффективный способ их разрешения. При этом причины катастрофического положения родной страны искались исключительно за ее пределами, а если виновники находились внутри ее, то были они исключительно инородцами.

Лозунги и знамя

О преемственности идеологий говорит и символика русских националистов. Она представляет собой набор стилизованных рунических знаков, в той или иной степени проявляющих сходство со свастикой.

Народ и национализм

Существует как минимум две причины обреченности русского национализма.

Во-первых, особенности воспитания в духе дружбы народов, принятого в СССР и имеющего дореволюционные корни. В царской России существовали, конечно, организации и политические силы черносотенной направленности, но и тогда они не пользовались большой популярностью.

Во-вторых, против национализма играет личный жизненный опыт практически любого трезвомыслящего человека. По мере его накопления и с возрастом люди понимают, что важнее личные качества, чем пресловутая «пятая графа», и любые призывы бить или унижать себе подобных из-за цвета волос или формы носа не встречают массового понимания.

Все это удручает поборников этнической чистоты и расового превосходства. Им кажется, что народ опять попался не тот, в результате многие из них от своих убеждений и дальнейшей борьбы отказываются. Другие вообще становятся русофобами.

За что русский националист может ненавидеть русских

Убежденный националист (хоть русский, хоть украинский или молдавский) мыслит категориями возвышенными. Перед его мысленным взором протекают даже не века - тысячелетия. Народы куда-то переселяются, воюют между собой и отхватывают все новые территории, побеждает сильнейший, на деле доказывающий собственное превосходство, преимущественно силой. Образ мысли обычного гражданина, называемого этими романтиками презрительно «обыватель», сильно отличается от продукта пассионарного мышления «идейного борца». Его интересуют куда более приземленные категории, например, как вырастить своих детей, где найти работу по душе и чтобы платили побольше, и тому подобное. Гибнуть и страдать за идею расовой чистоты охотников мало, и не только в России. Поэтому каждая боевая организация русских националистов опирается на молодежь - именно она служит социальной базой любой экстремистской структуры. Юность, не знающая жизни, при соответствующей идеологической накачке способна на жестокость в большей степени, чем зрелость. А большая часть населения для этих идей «не доросла». Националисты не любят собственный народ главным образом за нежелание их поддерживать.

Национализм и эмигрантские течения

Большинство эмигрантов первой волны, покинувших стану после Октябрьского переворота 1917 года, были людьми достойными. Присутствовала, однако, среди них и определенная прослойка, состоящая из сторонников свержения власти коммунистов любой ценой, даже если для этого придется воевать с собственным народом на стороне захватчиков. Некоторые из лидеров белой эмиграции предприняли безуспешную попытку реализовать эту идею в 1941-1945 годах.

Германофильство как форма русского национализма

Кроме них были (и есть) приверженцы теории принадлежности русского (опять же, исконного) этноса к арийской нордической расе. При этом русских националистов не смущают многочисленные славянофобские высказывания руководителей нацистской Германии, они выше этих мелких деталей. Еще более странным представляется тот факт, что среди поклонников «сумрачного германского гения» немало и тех, кого к арийцам невозможно отнести даже в самом грубом приближении. Объединяет эту «мишпуху», опять же, презрение к русскому народу и досада на то, что «мало чурки нам дают».

Лидеры

Каждый раз, когда в столице или другом большом городе проходит очередной марш русских националистов, колонну возглавляет кто-то из лидеров движения, а иногда их несколько. Если в Германии или Италии 20-х годов харизматичность предводителя играла важнейшую роль, то на современном этапе это качество, кажется, утратило былое значение. Возглавляют националистические движения люди, не выделяющиеся ни интеллектом, ни красноречием. Отсутствие личного обаяния и недостаток общего развития они пытаются компенсировать грубостью и эпатажем. При таком положении дел ни одна партия русских националистов (а их в стране несколько) не имеет сколь бы то ни было серьезных шансов не только на победу, но и на успех или популярность.

Националисты России – это тема, которая постоянно муссируется в СМИ и часто вызывает общественный резонанс. Мнения по поводу данного явления существуют кардинально противоположные. О том, что подразумевается под национализмом в России, какова идеология его представителей, когда появилось течение и что представляет собой сегодня, описано ниже.

Суть и идеология национализма

Русские националисты Россииэто люди, которые выступают, прежде всего, за сохранение, развитие и процветание русской нации. Они считают, что государство должно направить все свои ресурсы на реализацию данной задачи, чего, по их мнению, сегодня не происходит.

По мнению националистов, русский народ – государствообразующий в РФ. Он составляет 80% от всего населения, поэтому страну можно назвать мононациональной. Если не будет русской нации, не будет и государства Россия. От того, как себя чувствуют люди в своей стране, напрямую зависит судьба не только их державы, но и других государств, связанных с Российской Федерацией.

Среди требований националистов – утверждение на государственном уровне русского народа титульным и коренным. Представители течения утверждают, что сегодня в России происходит этнодемографическая катастрофа из-за большого наплыва мигрантов в исконно русские города из кавказских и других республик, а также из Китая и т.д. Переселенцы занимают ключевые посты, их роль в обществе становится все существеннее. Русские же люди ассимилируются либо вымирают.

Националисты призывают власть ввести чрезвычайные меры для того, чтобы остановить этот, по их мнению, геноцид русских и сохранить биологическую однородность нации. Также они борются со всеми проявлениями русофобии. Еще одна задача – объединить или, как минимум, поддерживать русских, которые живут за пределами РФ.

Националисты утверждают, что их 25 миллионов. Некоторые представители течения считают русскими украинцев, белорусов, русинов. Другие же склоняются к тому, что это братские народы, и отношения с ними у россиян должны быть в приоритете, а Азию нужно отодвинуть на десятый план.

Краткий экскурс в историю

Появление националистов в России датируется второй половиной 18 века. Для данного периода характерна заинтересованность Западом и прогрессивными течениями, зарождающимися в Европе. В самом начале развития национализма под нацией подразумевали культурные и интеллектуальные «сливки» общества. Позже понятие существенно расширилось.

Одним из первых идеологов движения можно назвать Сумарокова. В первой половине 19 века на арене националистов появился граф Уваров. Историки называют и такие фамилии: Чихачев, Потоцкий, Балешев, Крупенский. Националисты выступали за сохранение империи, православия и всего русского (культуры, традиций, истории и т.д.).

Особенно активизировалось движение в начале 20 века, когда Россия вошла в период смуты. На «небосклоне» национализма загорелись такие «звезды» как Сикорский, Шульгин, Герасимов, Меньшиков. Все они призывали беречь как зеницу ока русские порядки и препятствовать влияниям извне.

В советский период русские националистические движения подавлялись. Приоритетной задачей было – создание единой советской нации. Движение ушло в подполье, но продолжало жить. Расправило крылья по-настоящему лишь после распада СССР.

Современный период

Националисты в России сегодня тоже не в почете у власти. Еще в 2007-м году президент В. В. Путин дал поручение силовикам пресекать развитие подобных движений, при этом в стране культивировали патриотизм. Далее его политику продолжил Медведев.

В наши дни Партия националистов России входит в оппозицию, но не является в ней ключевой, влиятельной фигурой. Среди других объединений можно вспомнить «Русское национальное единство», Движение против нелегальной миграции, «Артподготовку», «Русские».

Лидеры националистов в России, среди которых Александр Белов, Дмитрий Демушкин, Вячеслав Мальцев, Юрий Горский и другие, постоянно попадают в поле зрения силовых структур, получают сроки. Некоторые находятся на сегодняшний день в бегах. Митинги, шествия и другие акции националистов не приветствуются.

Дмитрий Демушкин

Вячеслав Мальцев

Юрий Горский

Сколько националистов в России, точно не знает никто. Однако многие эксперты утверждают, что современные идеи несколько поверхностны и исковерканы. Вместо того, чтобы развивать свою культуру, националисты более настроены на борьбу с чужеземцами. Это ни к чему хорошему не приведет, как и призывы к новой революции в России, «спасению» русских, живущих в соседних государствах, и другие радикальные настрои.

В современном российском обществе существует немало заблуждений на счет русского национализма в истории России. С одной стороны - оголтелые либерал-космополиты ставят на историческую Россию клеймо "царства дремучего великорусского шовинизма и тюрьмы народов". С другой - апологеты "России, которую мы потеряли" из условно "национал-монархического" лагеря представляют Российскую Империю едва ли не абсолютно русским национальным государством. И, с третьей стороны, евразийские "патриоты не националисты" переписывают русскую историю извечным интернациональным "содружеством евразийских народов", которому на роду написано "принимать новые этносы в братскую семью, лишь бы страна стала размером больше". На самом деле, неправы и первые, и вторые, и третьи.

Русский национализм, как направление общественно-политической мысли, сформировался на рубеже 19-20 веков. Разумеется, глупо отрицать наличие у русских этнического и национального чувства намного ранее - безусловно, деление по признаку "свой-чужой" на основе этнической принадлежности прослеживается в русской истории со времен былин и летописей задолго до зарождения российского парламентаризма, французской революции и французской концепции гражданской (не этнической) нации. Однако политическим направлением русская национальная идея стала именно на общей волне "политизации" на рубеже предпоследнего века Российской Империи.

Русский национальный фактор рассматривался царями лишь в "прикладном" смысле -русская экспансия и даже "русский шовинизм" поощрялись, когда служили цели расширению границ и укреплению мощи империи. Возмущение нерусского элемента жестко подавлялось - так, при ногайских войнах земли ногайцев отчуждались в пользу русских поселенцев, но при условии лояльности "туземные" правители и ханы могли получать российское дворянство, вливаться в состав сословной наднациональной аристократической корпорации, становясь "выше" русских "простолюдинов". Да и не обязательно "туземные". Западные "нерусские" остзейские немцы занимали в Прибалтике столь высокое положение, что один из первых русских националистов Юрий Самарин в "Письмах из Риги" возмущался их привилегированным статусом.



Знаменитая уваровская триада "Православие, Самодержавие, Народность" ставила впереди всего религию и государственность, оставляя народности лишь почетное третье место, при этом понимая под "народностью" не защиту интересов русского этноса, а лишь "верность исконным традициям". Широко известное славянофильское движение, отчасти справедливо относимое к предтечам русского национализма, поначалу имело целью не торжество и господство русской народности, а лишь "сохранение традиций православной монархии". И все же, при своем "православно-самодержавном" уклоне, славянофильское движение оказалось неоднородным и дало начало "народному", этническому направлению русской мысли - националистам и панславистам.

Близкий к славянофилам Достоевский, забалтываемый пространными цитатами о "всечеловечности", на деле писал: "Вы напираете на то, что православный великорус не "единственный, хотя и старший сын России". Позвольте, что ж это такое? Русская земля принадлежит русским, одним русским, и есть земля русская, и ни клочка в ней нет татарской земли…Поверьте тоже, что скорей уж татарин любит сторониться от русского (именно вследствие своего мусульманства), а не русский от татарина. В этом всякий вас уверит, кто жил подле татар. Тем не менее хозяин земли русской — есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус — это всё одно) — и так будет навсегда".

Знаменитую "пушкинскую речь" Достоевского пытаются представить едва ли не "гимном русской вселенской отзывчивости, посвященную Пушкину-негру". Как и Пушкин не был негром, а имел лишь эфиопского прадеда, так и речь Достоевского обращалась не к "всечеловеческому интернационализму", а к происхождению русских - не только к славянству, но и глубже - к "арийству": "Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия, и тем уже выказали готовность и наклонность нашу, нам самим только что объявившуюся и сказавшуюся, ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода ".

Доживи Достоевский до начала 20 века, он, безусловно, присоединился бы к легендарной и "Черной Сотне" - "Союзу Русского народа", первой русской националистической политической парламентской партии. СРН открыто объявил русский национальный принцип основой программы - членами союза могли стать лишь "природные русские люди (великороссы, малороссы и белорусы)", не допускался прием даже крещеных евреев, а прочие инородцы могли стать участниками союза лишь по особому разрешению.

Союз стал по настоящему массовой националистической организацией, объединяя любые классы и сословия русского общества от простых горожан и ремесленников до самых "верхов" - к союзу присоединился и сам император Николай II, и известные деятели науки и искусства того времени: художник Васнецов, историк Иловайский и ученый Менделеев - перечислять можно долго. Но СРН не смог выйти за рамки «традиционного» национал-патриотизма с незыблемостью монархически-сословного строя и построении русского национализма во многом не по принципу "за русских", а "против" - в случае СРН, евреев и "мирового заговора иудейско-сионо-талмудического правительства".

Более радикальной и "современной", но менее известной организацией оказался "Всероссийский Национальный Союз" Михаила Меньшикова. Претензии к евреям, выдвигаемые ВНС, были сходны с претензиями, выдвигаемыми современными националистами к кавказским и иммигрантским диаспорам: клановость, экспансия со стремлением занять "жизненное пространство" вкупе с этнической и культурной чуждостью русским. Меньшиков не стеснялся критиковать Российскую Империю за противоречащую этническому принципу сословность: "У нас же, при отсутствии либеральной конституции, инородцам предоставили права даже не равные, а несравненно более высокие, чем "господствующему" (!) народу. В то время как свой господствующий (!) народ обращали в рабство - ни один еврей, ни один цыган не знал, что такое крепостное состояние… "

Меньшиков не сторонился расового вопроса объяснял суть межнациональных конфликтов расовыми признаками задолго до Гитлера: "С другой стороны, если бы только совершенство еврейское вызывало расовые погромы, то трудно было бы объяснить, например, погромы китайцев в Англии или негров в Америке: ведь ни китайцы, ни негры не принадлежат к избранному племени. Еврейское объяснение очевидно слабо, но столь же неосновательно и толкование антисемитов, объясняющих еврейские погромы только экономическими причинами…

...Пока держалась древняя исключительность и иноземцы считались иноземцами, они казались даже желанными гостями. За ними ухаживали, оказывали покровительство. В качестве временных, на короткий срок гостей иностранцы считались полезными: обмен товаров и идей до известной степени необходим. Расовая и экономическая вражда началась с тех пор, как возобладал либеральный принцип и когда двери между нациями распахнулись настежь. Теперь все видят, что миллионы евреев и китайцев совсем не то, что десяток или сотня заезжих людей этих рас, и 10 процентов негров не то, что 1 процент.

Кроме экономической опасности, господствующие народы чувствуют просто физиологическую опасность покушения на чистоту своей расы, на плоть и кровь свою, понимая, что в особенностях крови все могущество народа. В диких на вид погромах и манифестациях обнаруживается протест естественной чистоты расы против противоестественного смешения их. Помесь высших пород с низшими всегда роняет высшие. Библия говорит, что когда пошло смешение различных рас, то "всякая плоть извратила путь свой на земле. Земля сделалась растленной, и раскаялся Господь, что создал человека, и послал потоп всемирный… "

Сейчас это кажется невероятным, но люди с такими взглядами заседали в российском парламенте наряду с более "умеренными" черносотенцами.


Большевистский переворот 1917 года наложил табу на русскую национальную тему. Если Российская Империя относилась к русскому национализму, как к "прикладному инструменту", то коммунисты сразу объявили ему войну. Черносотенцы и члены ВНС расстреливались без суда и следствия, а Ленин открыто провозгласил "борьбу с великорусским шовинизмом" задачей государственной политики. Создавалось множество "национальных республик" без учета мнения проживающего на их территории русского населения, белорусы и малорусы были объявлены "нерусскими отдельными народами" с проведением "украинизации" и "белорусизации" в УССР и БССР.

"При таких условиях очень естественно, что "свобода выхода из союза", которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке." (В.И. Ленин. К вопросу о национальностях или об "автономизации").

"И, таким образом, в связи с НЭПом во внутренней нашей жизни нарождается новая сила - великорусский шовинизм, гнездящийся в наших учреждениях, проникающий не только в советские, но и в партийные учреждения... Мы рискуем оказаться перед картиной разрыва между пролетариатом бывшей державной нации и крестьянами ранее угнетенных наций, что равняется подрыву диктатуры пролетариата.

...Но НЭП взращивает не только шовинизм русский, - он взращивает и шовинизмы местные, особенно в тех республиках, которые имеют несколько национальностей. Я имею в виду Грузию, Азербайджан, Бухару, отчасти можно принять к сведению Туркестан, где мы имеем несколько национальностей, передовые злементы которых, может быть, скоро начнут конкурировать между собой за первенство. Эти местные шовинизмы, конечно, не представляют по своеи силе той опасности, которую представляет шовинизм великорусский." (Выступление Сталина на XII съезде РКП(б)

Нет смысла приводить дополнительные цитаты Ленина-Сталина по русскому вопросу - материал слишком обширен и очевиден.

Будучи загнанным в глубокое подполье в СССР, русский национализм развивался лишь в белоэмигрантских организациях ультраправого толка. Советские патриоты не могут избавиться от умиления сталинским тостом "за русский народ", забывая множество предыдущих сталинских цитат и заявлений - подобная политика могла продолжаться и дальше, но грянула Великая Отечественная Война.

Советская пропаганда вынуждена была прибегнуть к "запретной" русской теме, и Сталин, ранее не мысливший политики без "решительной борьбы с великорусским шовинизмом", обратился к теме великой русской нации, исторической России и памяти русских героев. Советские патриотические плакаты заполнились лозунгами о русских, славянстве и родине, а за "коллаборационизм" депортировались народы, которых прежние большевики щедро наделяли русскими землями.

Парадоксально, но Третий Рейх сам использовал "русский фактор", однако в силу захватнических устремлений немцев, это ограничилось крохотной "Локотской республикой" с РОНА Каминского и небольшими соединениями вроде РННА и казачьих отрядов, несмотря на порывы антикоммунистически настроенной белой эмиграции создать союзную Германии национальную Россию. Идею РОА немцы и вовсе одобрили лишь в 1944 году, когда победа СССР и союзников стала очевидной. До этого Германия предпочитала сотрудничать с антирусскими сепаратистскими национализмами.

Война закончилась, и сталинский режим достаточно быстро "забыл" о русской идее - как репрессировались члены Еврейского Антифашистского Комитета за "безродный космополитизм", так по "Ленинградскому делу" преследовалась и "русская партия" в высших эшелонах власти.

Схожая линия, но без жесткости сталинских приговоров, продолжилась и в постсталинское время - КГБ преследовало и либерально-космополитических диссидентов, и инакомыслящих русофильского направления. Особенно в борьбе с русским национализмом отличился Андропов - в 1981 году он направил в Политбюро доклад, в котором назвал движение "русистов" более опасным, чем либеральные диссиденты.

В итоге СССР оказался обрушен вовсе не "русистами", а "менее опасными" либеральными диссидентами. Среди советских патриотов принято обвинять в крушении СССР русских националистов, но это чистой воды лукавство - русский национализм лишь робко возражал против вакханалии "суверенитетов" с Прибалтикой и Закавказьем во главе, да заикался о начинающихся притеснениях русских, спорил на тему "кто кого кормит". А в это время либералы совместно с нерусскими национал-сепаратистами требовали "дать свободу угнетенным народам". И совсем некорректно советским патриотам обвинять русских националистов в развале СССР с учетом того, что РНЕ предлагало ГКЧП оказать помощь против Ельцина.

Разделение РСФСР, БССР и УССР было закреплено на государственном уровне и миллионы русских оказались вне границ России. Одновременно Россия открыла двери любой иммиграции, когда национально мыслящие русские идеологи предлагали ровно наоборот: объединить РСФСР, БССР и УССР, собрать соотечественников и не допустить волны массовой "чуждой" иммиграции.

В новой "демократической" России продолжилась "ленинская политика борьбы с русским национализмом" - теперь под видом "недопущения русского фашизма". Притеснения, а то и откровенный геноцид русских в странах экс-СССР и отдельных национальных регионах РФ откровенно игнорировались, зато любой достаточной тихий по меркам 90-х годов инцидент вроде марша РНЕ по московским улицам вызывал жутчайшие «антифашистские» истерики в прогосударствнных СМИ.

Будучи оппозиционным ельцинскому режиму, русский национализм встал на одну сторону с советскими патриотами-реваншистами, и в 1993 году во время народных выступлений на баррикадах у Белого Дома можно было видеть по соседству советский и имперский флаги (один из флагов Российской Империи, ныне принятый символом русского национализма), а пенсионеры с портретами Ленина-Сталина грелись у одних костров с членами РНЕ со стилизованной свастикой на рукавах.

"Красно-коричневый" альянс породил причудливый идеологический коктейль из советского патриотизма и "традиционного" дореволюционного черносотенного антисемитизма с иконами Сталина и лозунгами о "мировом сионо-талмудическом кагале, разрушившим русский СССР". Понятие же русской национальности в "красно-коричневом" лагере было, с одной стороны, зациклено на отсутствии "антропологических признаков еврея", а, с другой стороны, "русским" признавался едва ли не любой русскоязычный представитель экс-СССР - примерно, как по французской концепции "гражданской нации".

Чеченские войны дали русским националистам призрачную надежду на союз с государством и трансформацию государственного строя в национально-русскую сторону, но, несмотря на добровольное участие в чеченских войнах казаков и членов РНЕ, отношение власти к русскому национализму осталось прежним.

В эпоху Путина "борьба с русским фашизмом" не ослабела - напротив, общее усиление авторитарных тенденций, "противодействие экстремизму" и "закручивание гаек" коснулись и русских националистов - число приговоров по "национал-экстремистским", "русским" статьям значительно умножилось, и нынешним национальным организациям остается лишь мечтать о размахе движения конца прошлого века.

Однако и сам национализм изменился. В 90-е и начале 2000-х русские националисты ностальгировали по "твердой руке и цензуре", были зациклены на "еврейско-масонском вопросе", а с Запада копировали лишь неонацистские тенденции. Все это совпало с расцветом движения наци-скинхедов.

Между тем современный русский национализм стремится стать респектабельным и прогрессивным по образцу европейских национальных партий, добившихся в политике относительного успеха. Разоблачение "заговора мирового сионо-талмудического правительства" сменилось зашитой прав и интересов русских. Пришло осознание, что настоящий националист - не кто "против", а кто прежде всего "за" - за свой народ, и против того, что угрожает его этносу. В связи с этим, "еврейский вопрос" померк на фоне темы "диаспор", ограничения "чуждой" иммиграции и репатриации соотечественников. Определение "русскости" ушло от расово-антропологических и "всечеловечных" крайностей к простому критерию самоопределения человека, как русского: его визуальному облику и поведению.

Антизападная риторика правящего режима, контрастирующая с ельцинским заискиванием, привела к прагматичному пониманию внешней политики и отказу от "борьбы с бездуховным Западом любой ценой".

Однако данные тенденции грозят обернуться современному национализму новым отклонением в сторону либерал-космополитизма. Ряд русских национальных организаций принимал и принимает участие в антипутинских акциях протеста совместно с либералами и левыми. Отдельные националисты настолько увлеклись альянсом с либералами, что перешли от высмеивания "старопатриотизма с иконами Сталина" к откровенному глумлению над самой русской историей и предпочтению либерал-космополитов и "демшизы" из 90-х годов коллегам по национальному флангу.

Дошло до того, что некоторые и вовсе решили перестать называться "националистами" и начали выступать за "Россию для лучших". Стремясь дистанцироваться от "советско-российских старопатриотов", они сомкнулись с ними в отрицании национально-этнического фактора, променяв национальность на так называемые "либеральные свободы". Они уподобились "советским патриотам-ненационалистам" которым неважен этнический состав страны на фоне государственной мощи.

Возможно, все это к лучшему. Очистившись от крайних и паталогических проявлений, русский национализм станет ближе и понятнее простому русскому обывателю, чьи интересы он, собственно, и призван защищать, и займет, наконец, достойное место в российской политике.

Русские националисты почти сто лет и близко не были у власти и поэтому не несут ответственности ни за красный террор и ГУЛАГ, ни за "демократическую" катастрофу 90-х годов с крушением государства и обнищанием миллионов. Может, не стоит их так бояться?

ЗЫ От себя: замечательная статья! Все изложено от самых истоков до буквально самых последних дней, при этом все очень четко плюс в меру подробно и в меру кратко.

Российская империя



В. М. Васнецов , Витязь на распутье , 1882, Русский музей . Образец русского национально-романтического модерна. Музей Суворова в Санкт-Петербурге , построенный в русском стиле. Плакат времен Первой мировой войны.
Кто в мире и любви умеет жить с собою, Тот радость и любовь во всех странах найдет.

Однако к концу XVIII века вокруг отношения к Западу возникли разногласия. Дефицит равенства, свободы и уважения к личности на родине по сравнению с западными странами вызывал у русских патриотов чувство стыда . Этот удар по национальной гордости привёл к возникновению двух противостоящих друг другу групп. Западники (начиная с Радищева) считали, что Россия должна идти вслед за прогрессивными и либеральными силами по тому же пути, на который вступили Западная Европа и США. Славянофилы не соглашались видеть в Западе лидера и тем более образец для подражания. Они верили, что у России особый путь в связи с её географическим положением, авторитарным и православным прошлым.

Следует отметить, что именно славянофилы внесли основной вклад в развитие русского национального самосознания в XIX веке . Однако по мнению некоторых исследователей, следствием мучительных сравнений России с Западом стал ресентимент (психологическое состояние бессильной зависти) . Одни уверяли, что отсталость России иллюзорна и что внешние различия в обычаях и культуре скрывают одну и ту же реальность, включая отсутствие реальной свободы и равенства. Другие настаивали, что Запад пошёл по принципиально неправильному пути и что Россия наоборот спасёт Запад от либерализма. С их точки зрения, русская нация была в первую очередь противоположностью западной модели.

Славянофилы приписывали русскому характеру терпимость, жажду истины, спонтанность, сердечность, душевность, великодушие, безразмерность, соборность (склонность принимать решения коллективно). Это противопоставлялось обобщённому западному характеру, которому якобы были свойствены жадность, лживость, эгоизм, холодная расчётливость. Многие приписывали русским также и негативные черты: лень, пьянство, обломовщину, преданность хозяину, неуважение к себе и другим. «Русская душа» увязывалась с русскими кровью и почвой, поэтому предполагалось, что её носителем в чистом виде являются крестьяне . Интеллектуальная элита видела свою миссию в том, чтобы воспроизводить массовые стереотипы, конструировать на их основе новые идеи и навязывать их массам. Однако русский национализм оставался идеологией элиты вплоть до появления массовых общественных движений в начале XX века.

В Государственной Думе Российской империи III созыва национальная фракция была второй по численности после октябристов.



Разрушение памятника Столыпину в Киеве. 1918. Разрушение Храма Христа Спасителя в Москве. 1931 2-й конгресс Коммунистического Интернационала . 1920.

Поздний СССР: диссиденты и общественная жизнь

А.И. Солженицын считался лидером националистического крыла диссидентского движения.

В условиях коммунистической диктатуры в СССР не могло существовать националистических партий или политических организаций, однако каждая советская республика, кроме РСФСР имела свою коммунистическую партию. Поэтому русский национализм, в отличие от национализма других народов, в СССР можно обнаружить только в сфере общественной и культурной жизни, либо в среде диссидентов, преследуемых советской властью.

В официальной советской литературе элементы русского национализма можно обнаружить в «деревенской прозе» - литературном направлении, отображавшем жизнь русской-советской деревни.

Современный период

В постсоветский период распад страны, крушение социалистических идеалов, разочарование в экономических реформах, погромы на национальной почве в Туве, Чечне , Ферганской долине заставили многих людей обратиться к партиям и движениям, действующим в соответствии с идеями национализма , в том числе в его крайних формах : этнические, объяснявшие происходящее сговором нерусских против русского народа (наиболее радикальная часть опирается на национал-социалистические идеи Третьего рейха), и государственные, идеализировавшие Сталина (например, евразийцы и нацболы). Наряду с прозападными настроениями, в обществе вновь появился ресентимент .

Примечания

  1. Миллер А. Триада графа Уварова. Лекция. 5 марта 2007 г
  2. Н. М. Карамзин, «На разлуку с П***»
  3. Greenfeld L. The formation of the Russian national identity: the role of status insecurity and ressentiment // Comp. Stud. Soc. Hist. 1990. Vol 32, No. 3. P. 549.
  4. Напротив, представители царской династии и аристократическая элита часто гордились своими иностранными высокородными корнями.
  5. Verdery K. What Was Socialism, and What Comes Next? Princeton: Princeton Univ. Press., 1996.
  6. Гражданственность или этничность?
  7. Кудрявцев И. Феномены политического национализма на примере Латвийской Республики
  8. Tucker R. Towards a Comparative Politics of Movement-Regimes // The American Political Science Review. 1961. Vol. 55, No. 2. P. 281. DOI :10.2307/1952239 (англ.)
  9. Паин Э. А. , 2003.
  10. Русские: Энциклопедические очерки / Под. ред. Ю. В. Арутюняна и др. М., 1992. С. 415.
  11. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: АСТ, 2004.
  12. В России не могут быть созданы "русская", "чукотская", "православная" или, допустим, "буддистская" партии. Такое решение принял Конституционный суд (КС) в 2004 году, признавший соответствующей Основному закону норму закона "О политических партиях", запрещающую их организацию по национальному, религиозному и профессиональному признакам. Их создание, по мнению КС, "может привести к приданию доминирующего значения этнической идеологии" и "открыть путь религиозному фундаментализму".
  13. Гудков Л. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. ISBN 5-201-13747-4 °C. 132-133.
  14. Кара-Мурза С. Г. Кондопога как коллективное самоубийство
  15. Соловей В. За спиной - стенка. Проблемы и перспективы русского национализма. 13 декабря 2007.
  16. Бызов Л. Г. Придут ли к власти радикальные русские националисты? // Вестник российской академии наук . 2005. Т. 75. № 7. С. 635-637

Литература

  • Виктор Строганов. Русский национализм. Санкт-Петербург: тип. А.С. Суворина, 1912.
  • Ковалевский П.И. Национализм и национальное воспитание в России.
  • Ильин И.А. О русском национализме: Сборник статей. М: Российский фонд культуры, 2007.
  • Кирьянов Ю.И. Правые партии в России 1911-1917 гг. 2001. ISBN 5-8243-0244-8 .
  • Малыгина И. В. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика
  • John B. Dunlop. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton University Press, 1983.
  • John B. Dunlop. The new Russian nationalism. 1985.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Я – русский националист, потому что я принадлежу к великому русскому народу с тысячелетней историей. Меня родили и воспитали русские родители, мне рассказывали русские сказки и пели русские колыбельные, я постигал азы культуры на русской классике, своё первое признание в любви я произнёс на русском языке, и свой первый поцелуй мне подарила русская девушка.

Быть частью русского народа – моя судьба, моё прошлое, моё настоящее и моё будущее, от которого невозможно отказаться, даже если бы мне в голову пришла такая безумная мысль. Пример бывшей Украины наглядно показывает, к чему приводят попытки выписаться из русских – к превращению человека в скот.

Я – русский националист, потому что я хочу лучшего будущего для моего русского народа. Я верю в то, что русские – не какая-то окраинная нация, обречённая прозябать на обочине мировой истории, не «народ-через-запятую-с-другими», но народ-титан, народ-гигант, народ-гений, заслуживающий всего самого лучшего, самого совершенного, самого великого.

Я верю в то, что у русских должна быть самая лучшая, самая свободная и самая богатая страна в мире. Я верю в то, что русские способны сделать стремительный, невероятный, головокружительный рывок вперёд, как уже не раз бывало в нашей истории. И я готов бороться за этот рывок.

Удушающая «стабильность», медленное превращение в заснеженную Венесуэлу меня не устраивает. Да, большие ставки, большие амбиции, большие надежды означают и огромные риски. Но когда бы у русских была репутация трусов?

Я – русский националист, потому что я верю в опору на собственные силы. Я верю в то, что энергию для преобразований, для рывка вперёд надо искать среди русских. Татаро-бурято-удмурто-чеченцы – замечательные люди, «мировая прогрессивная общественность» – ещё лучше, но настоящее будущее, крепкое будущее, устойчивое будущее можно построить, если только черпать силы из русской земли, если только опираться на своих, если только ориентироваться на национальное большинство, его чаяния, надежды и стремления.

«Общечеловеческие многонациональные интересы мирового евразийского антифашизма» оставьте общечеловеческим многонациональным мировым антифашистам. Мы – русские, и должны опираться на русских, объединяться с русскими, искать поддержку у русских. А значит, мы должны быть русскими националистами.

Я – русский националист, потому что я верю в справедливость. Сто лет великий русский народ мордовала и мучила банда международных террористов, построившая террористическое государство Советский Союз (как и положено террористическим государствам вроде ИГИЛа, самый страшный террор был развернут против собственного населения), оправдывая это интересами построения мирового коммунизма и сохранением уникальной самобытности придуманных большевиками же «малых народов».

Русские пострадали от коммунизма сильнее, чем евреи от нацизма. Но кто выплатил русским компенсацию? Кто восстановил попранные права русских? Кто хотя бы извинился перед русскими? Никто.

Наоборот, советское административно-национальное деление было сохранено, со всеми льготами для привилегированных народов и положением бесправного тяглового сословия для русского народа.

Я хочу справедливости. Я хочу, чтобы мой народ был восстановлен в правах с другими народами России, чтобы русским вернули свободу, чтобы русским вернули права, чтобы русским вернули собственность, чтобы русским вернули государство, чтобы русским вернули будущее.

Я считаю, это справедливо, если после 100 лет страданий русские наконец начнут думать не о проблемах калмыков и поддержке революционеров Гватемалы, но о проблемах русских и поддержке русских ирредентистов.

Я – русский националист, потому что считаю, что русский народ ограбила многонациональная банда советских силовиков-олигархов, продолжающая растрачивать колоссальные богатства нашей Родины под разговоры про «многонациональность» и «дружбу народов».

Русских лишили денег. Русских лишили власти. Русских лишили истории. А скоро, с введением «россиянской нации», лишат и права называться русским именем.

Об униженном положении русского народа невозможно говорить на языке социалистов, либералов, монархистов или консерваторов. Об униженном положении русского народа можно говорить только на языке русского национализма, и только язык русского национализма сегодня тот, на котором возможно сказать правду.

Я – русский националист, потому что я не дурак. Я не верю в государственную пропаганду про «дружбу народов» и «евразийскую идею». Я вижу мутный поток среднеазиатских мигрантов, захлёстывающий наши города и превращающий их в клоаки.

Я вижу, как горнороссияне совершают убийства и прочие преступления – и при этом остаются безнаказанными. Я вижу лоснящиеся рожи олигархов, рассказывающих про «евразийскую идею» из своих особняков в Лондоне. Я вижу убитые больницы – и вызывающую роскошь дотаций Кавказу.

Я вижу исламизацию и радикализацию – и Центр по борьбе с экстремизмом, сажающий людей за анекдоты и карикатуры. Я вижу, как наша экономика медленно умирает под грузом необходимости кормить, поить и оплачивать учёбу в Женеве и Париже для детей многонациональной советской бюрократии.

Я вижу далёкие войны за чужие интересы, пока русских Донбасса бомбят и обстреливают каждый день. Я вижу ложь, лицемерие, цинизм и многонационального режима, и столь же многонациональной оппозиции. Я не вижу никого, кроме русских националистов, кто бы честно, открыто и откровенно говорил о проблемах, стоящих перед нашим народом.

Я – русский националист, потому что я – идеалист. Я верю в добро. Я верю в справедливость. Я верю в гений русского народа. У меня есть ценности, и изолгавшиеся циники-пелевенцы-постмодернисты, выступающие и на государственных каналах, и в антигосударственном фейсбуке, не вызывают во мне ничего, кроме отвращения.

«Мы – гроссмейстеры, многоходовочники, хитропланщики, реалисты, всё везде куплено, все всем продались, никто ни во что не верит» – это прекрасно. Но я – верю. Верю в то, что есть добро, и есть зло, и что люди со скошенными от постоянного вранья глазами добром быть не могут по определению.

Ваш многонациональный режим и ваша многонациональная оппозиция предлагают принять мировоззрение валютной проститутки. Дьявол вам в помощь, но я – не проститутка. У меня есть честь. У меня есть достоинство. У меня есть мои выстраданные представления о правде, о красоте, о долге, об истории, о прошлом, настоящем и будущем. Представления, которые не продаются. Поэтому в многонациональном государстве циничных советских врунов я – русский националист.

Я – русский националист, потому что я – смелый. Меня невозможно запугать «всеобщим гневом и презрением» проплаченных трудящихся с блестящими от фуа-гра губами. У меня нет страха перед будущим. У меня нет ни малейшего почтения к советским многонациональным святыням и идолам, и охраняющим их советским многонациональным вертухаям.

Меня не пугает осуждение общественного мнения, кривые взгляды и крики про «фашизм». Смелость мне даёт осознание того, что за мной – правда. Правда историческая, правда идеологическая, правда житейская, правда, оплаченная кровью крестьян, поднимавших восстания против советской власти, правда, купленная слезами стариков, замерзающих в мёртвых деревнях, правда, за которую тысячи активистов национального движения заплатили своей свободой, а зачастую – и своими жизнями.

После того как столько русских людей пострадали ради свободы, счастья и величия русского народа, я не имею права быть трусом и предать их память, потому что кто-то там что-то «неправильно поймёт».

Я – русский националист, потому что я – хозяин Русской Земли. Либеральный многонациональный советский коммунист-стабильнист всегда – временщик, всегда – будто забравшийся в лавку вор, готовый дать дёру, только заслышав полицейскую сирену.

Но я – не вор в лавке, я – владелец лавки, которую кропотливо строили десятки поколений моих предков. И пусть пока в лавке орудуют воры, а я заперт в подвале вместе с другими русскими, от этого я не начну считать расхищающих моё наследство мерзавцев законными хозяевами.

Хозяин Русской Земли – я. Хозяева Русской Земли – вы. Хозяева Русской Земли – все русские, а «многонациональная антифашистская евразийская общественность» – забравшиеся к нам воры-домушники, что бы они там ни верещали.

Я – русский националист. И все русские должны стать русскими националистами, ибо за русским национализмом правда, а когда за вами правда, то вас не остановит ничто.

Если же правды за вами нет, а есть лишь линялые красные флажки да застиранные футболки с Путиным, то ваш удел – третьесортность, ваша жизнь – несмешная шутка, ваша эмоция – страх. Как вот сейчас.

Прекращайте это дело, становитесь русскими националистами, обращайте в национальную веру своих домочадцев, друзей, коллег и знакомых, поднимайте национальный факел как можно выше и несите огненный свет Русской Правды как можно дальше, разгоняя сумрак, уныние и циничный пессимизм умирающего неосоветского общества.

52% населения поддерживают лозунг «Россия для русских», согласно последнему опросу «Левады». Они уже готовы. Они уже жаждут. Они только ждут, чтобы кто-нибудь им передал благодатное русское пламя, и в их груди разгорелся настоящий, чистый, жаркий русский национализм.

Хватит лжи. Хватит цинизма. Хватит безнадёги. Мы – русские националисты, мы на своей земле, мы в своём праве, и мы должны бороться за наше русское будущее, для начала пробудив от постсоветского кошмара хотя бы наших родных и близких, наших друзей и коллег, наших знакомых и случайных прохожих.

Несите правду. Подавайте личный пример. Пылайте праведным русским огнём, чтобы от одного взгляда на вас возгорались другие, и тьма отступала, и радость, и ярость, и любовь, и надежда, и гордость вселялись в сердца людей! Русских людей.

Дочитав этот текст, подойдите к первому встречному человеку и скажите:

– Я – русский националист, и я считаю, что вы тоже станете русским националистом. И вот почему…

«Чёрный ворон» – Я. Сумишевский и Е. Турлубеков

Пелагея и Дарья Мороз – Конь

Такого как Путин

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…