Современные проблемы науки и образования. Глава ii. виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента Виды организационных инноваций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие инновации и их роль для организации. Виды инноваций, кодирование инноваций. Система инновационного менеджмента в современных организациях. Образование в фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый исследование и производство

    реферат , добавлен 03.12.2004

    Понятие и сущность инноваций. Три составляющих нововведения, их характеристика. Подходы к изучению инноваций. Объективные предпосылки и формы инновационного процесса. Особенности, принципы и виды инновационной деятельности, ее объекты и субъекты.

    презентация , добавлен 28.08.2016

    Процесс инновационного менеджмента. Рассмотрение малых предприятий, как субъектов инновационной деятельности, которые ориентированы на производство и внедрение инноваций в сравнении с аналогичными крупными предприятиями на мировом рынке новых товаров.

    реферат , добавлен 10.02.2009

    Инновационные процессы как основа экономического развития. Анализ диффузии инноваций - распространения новшеств в обществе. Исследовательский, проектный, производственный и коммерческий этапы инновационного процесса. Малые инновационные предприятия.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2012

    Понятие инновации и инновационного процесса. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента. Создание и распространение новшеств в материальном производстве. Основы выработки и основные типы инновационных стратегий предприятия.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Нововведения – закон развития человеческого общества. Сущность и содержание инноваций, их функции, классификация. Содержание и структура инновационного процесса, его организация, управление им. Методы поиска идеи инноваций, их экономическая эффективность.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Сущность инновационного менеджмента и классификация инноваций. Анализ инновационной деятельности и конкурентной стратегии ООО "Финанс-проект". Разработка мероприятий по внедрению инноваций в деятельность предприятия и продвижению товара на рынок.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

Понимание роли и значения инновационной деятельности, усиление важности технологических факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение в соответствующем качественном преобразовании управления бизнес-процессами (табл. 8.1) .

Результаты анализа позволяют судить о влиянии характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений, которые зависят от следующих факторов:

· готовности организации к изменениям;

· основных тенденций долгосрочной технологической политики;

· наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;

· степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения;

· состояния внутренних и внешних коммуникаций;

· климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

Таблица 8.1.Влияние интенсивности и масштабов нововведений на бизнес-процессы

Интенсивность и масштабы нововведений Организационные нововведения
Освоенная продукция Освоенная технология Освоенный рынок Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации
Новая продукция Освоенная технология Освоенный рынок Разработка продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается новая проектная группа
Освоенная продукция Освоенная технология Новый рынок Существующая организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта
Новая продукция Освоенная технология Новый рынок Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей
Новая продукция Новая технология Освоенный рынок Может быть организована группа новой продукции из персонала служб НИОКР, производства, в своей деятельности она использует службы маркетинга и сбыта
Новая продукция Новая технология Новый рынок Новое направление хозяйственной деятельности требует совершенно новой организации в форме подразделения с венчурным финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную структуру

Создание организационных инноваций представляет собой совокупность следующих процессов: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности: определение сферы компетенции этих служб; распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями, прежде всего, со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инновационных служб. Таким образом, организационные инновации – реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей.



Организационные инновации направлены на повышение эффективности деятельности предприятия путем снижения административных и трансакционных издержек, рост удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени), получение доступа к отсутствующим на рынке активам. Инновации в ведении бизнеса означают реализацию новых методов организации предпринимательской деятельности. Они включают: разработку и реализацию новой или значительно измененной корпоративной стратегии; внедрение современных методов управления организацией (на основе информационных технологий); разработку и внедрение новых или значительно измененных организационных структур; нововведения в использовании сменного режима рабочего времени; применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг; внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок» и т.п.); создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологических и инжиниринговых центров, малых инновационных фирм); внедрение корпоративных систем управления знаниями; реализацию мер по развитию персонала (организация корпоративного и/или индивидуального обучения, создание/развитие структур по обучению и повышению квалификации персонала); реализацию новых форм стратегических альянсов, партнерств и иных видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями; передачу ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг).



Инновации в организации рабочих мест связаны с реализацией новых методов распределения ответственности и полномочий среди сотрудников по выполнению работы в рамках отдельных видов деятельности организации и между видами деятельности (структурными подразделениями), а также новых концепций структурирования деятельности, в том числе, интеграции различных ее направлений. Новые организационные методы во внешних связях означают реализацию новых способов их организации: сотрудничества с заказчиками или научными центрами, интеграции с поставщиками, аутсорсинга в области производства, обеспечения, распределения ресурсов либо продукции, решения кадровых и вспомогательных вопросов.

Инжиниринг в организациях

Развитие организаций в условиях динамично изменяющихся рынков возможно при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Эти стратегические задачи решаются при проектировании и развитии любого дела и организации. Обобщение практики и теоретическое представление о подобного рода задачах инновационного преобразования организаций в зарубежной литературе получило название инжиниринга.

Инжиниринг (англ. Engineering , от лат. Ingenium – изобретательность, выдумка, знания) – метод проектирования деловых процессов (бизнес-процессов) .

Методики инжиниринга включают:

· пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;

· систему обозначений (язык), описывающую проектирование бизнеса;

· эвристику (методы творчества) и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.

Этапы инжиниринга:

· формирование технического задания;

· предварительный выбор оборудования;

· разработка инвестиционного проекта;

· разработка проектной документации;

· организация строительных работ;

· приобретение оборудования;

· монтаж оборудования;

· проведение пуско-наладочных работ;

· запуск производства;

· лицензирование производства;

· сертификация продукции.

В настоящий момент промышленный инжиниринг в нашей стране развивается все более быстрыми темпами. Инжиниринговая деятельность осуществляется компаниями и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами. Инжиниринг бизнеса направлен на организацию коммерческого предпринимательства на конкурентоспособной основе. По сложности и значению решаемых задач инжиниринг делится на два класса:

· эволюционные – ведущие к постепенным улучшениям, усовершенствованиям, имеющие вид рационализации деловых процессов;

· радикальные – ведущие к глобальным изменениям, имеющие вид изобретений новых деловых процессов (решается методом реинжиниринга).

Инжиниринг включает два принципиально разных подхода:

· усовершенствование процесса (улучшения показателей на 10–50%);

· реинжиниринг или перепроектирование процесса (рост показателей на 100% и выше; табл. 8.2).

Таблица 8.2. Соотношение инжиниринга и реинжиниринга

Реинжиниринг в организациях

Понятие «реинжениринг»

Майкл Хаммер и Джеймс Чампи впервые ввели определение реинжиниринга в своей книге «Реинжиниринг корпораций», где авторы отмечают, что реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы. Это определение содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный», «радикальный», «резкий (скачкообразный)» и «процесс» (наиболее важное слово).

Фундаментальный. На начальной стадии реинжиниринга необходимо переосмыслить текущие правила и положения (зачастую не сформулированные в письменной форме) ведения бизнеса и часто оказывающиеся устаревшими, ошибочными или неуместными.

Радикальный. Радикальное перепроектирование – это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. в ходе радикального перепроектирования предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.

Резкий (скачкообразный). Реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10-100%, а используются более традиционные методы, применение которых не сопряжено со значительным риском. Реинжиниринг целесообразен только в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (500-1000% и более) путем замены старых методов управления новыми.

Таким образом, реинжиниринг – разновидность метода инжиниринга, направленного на решение особо сложных задач проектирования деловых процессов, в результате которых проблемы решаются на качественно новом уровне, а показатели улучшаются не на 10–50%, а на 100–500% и более .

В методе реинжиниринга ничего не принимается на веру ( радикальное перепроектирование деловыхпроцессов), предлагается совершенно новый способ выполнения работы – изобретение, а не модификация. Различие между усовершенствованием и реинжинирингом деловых процессов (бизнес-процессов) показано в табл. 8.3 .

Таблица 8.3. Различия между усовершенствованием и реинжинирингом

деловых процессов

ПАРАМЕТРЫ МЕТОДЫ
Усовершенствование Реинжиниринг
Уровень изменений Наращиваемый Радикальный
Начальная точка Существующий процесс «Чистая доска»
Частота изменений Непрерывно/единовременно Единовременно
Требуемое время Короткое Длительное
Направление Снизу-вверх Сверху-вниз
Охват Узкий, на уровне функций Широкий, межфункциональный
Риск Умеренный Высокий
Основное средство Статистическое управление Информационные технологии
Тип изменения Культурный Культурный/структурный

Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в экономическую реальность. По мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.

Организация инноваций включает три принципиальных аспекта:

· субъект инновационной деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих разработку, внедрение и производство новшеств;

· совокупность процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной деятельности;

· структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами.

С этой точки зрения организацию инноваций следует понимать как процесс упорядочения инновационной деятельности, как субъект, фирму, институт, инновационное предприятие, как организационные структуры, определяющие состав и место подразделений, также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.

Организация с позиций фирмы может рассматриваться как объединение людей или их договоренность о выполнении работ по реализации инноваций. Субъектами инновационной деятельности являются разнородные, разноэлементные и разноразмерные фирмы, компании, ассоциации, вузы, научные институты, технополисы, технопарки и т.д. Все эти организации являются главными носителями и хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства.

Процесс менеджмента инноваций в условиях ускорения темпов научно-технического прогресса требует от организационных структур предприятия способности к быстрой адаптации к рыночным условиям. Отсутствие таких способностей является следствием неэффективности систем управления предприятием.

Инновационная организация представляет собой сложную технико - экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему можно при определении характера взаимодействия на каждом из ее уровней иерархии. С этой точки зрения существуют различные подходы к построению организационных структур инновационных организаций. Существуют следующие типовые организационные структуры:

· линейная,

· функциональная,

· линейно-функциональная,

· штабная,

· дивизиональная,

· матричная.

Суть линейной системы в том, что все функции управления сосредоточиваются у руководителя, и каждый работник подчиняется одному руководителю. Преимущества такой структуры: точное определение и разграничение функций и ответственности, сокращение дублирования функций в аппарате, единство распорядительства, простота управления. Недостатки: вышестоящие руководители и отделы перегружены, так как в них стекается вся информация; передача информации между подразделениями затрудняется; способности работника оцениваются по умению выполнять функции внутри, а не с точки зрения обеспечения конечного результата всей организации (рис. 2).

1, 2, 3, 4, 5, 6 - исполнители

Рис. 2 Линейная организационная структура

При функциональной системе каждый работник подчиняется нескольким рукодителям получает от них указания и отчитывается о своей деятельности. Достоинства: более компетентное решение специальных вопросов по сравнению с линейной системой наличие специалистов, освобождение линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов. Недостатки: падение уровня исполнительской дисциплины; падение принципа единоначалия, расплывчатость в распределении функций и подчиненности, чрезмерная заинтересованность в реализаций целей и задач в своих подразделениях. В чистом виде встречается редко, чаще в виде функциональных отделов других организационных структур: производственных, финансовых, бухгалтерии, снабжения, управления персоналом, юридических и т.д. (рис. 3).


1, 2, 3, 4- исполнители

Рис. 3 Функциональная организационная структура

Линейно-функциональная структура -- ограниченное соединение линейных и функциональных структур, работник находится в дисциплинированной подчиненности у самого начальника, но получает задание и информацию о своей деятельности не у одного, а у определенного числа руководителей. Достоинства: руководитель высшего уровня опирается на предложения функциональных подразделений, вырабатывает решение для линейных руководителей низших уровней. Линейные уровни получают советы от функционального руководителя. Недостатки: быстрое, трудно управляемое дробление и увеличение количества функциональных служб, увеличение количества плохо контролируемых горизонтальных связей, присвоение командных обязанностей функциональными службами в силу личного авторитета соответствующего руководителя. Наиболее распространена и применяется в небольших организациях, а также крупных -- со стабильным характером производства (рис. 4).


1, 2, 3, 4- исполнители

Рис. 4 Линейно - функциональная организационная структура

Штабная структура: при линейных руководителях создаются специальные подразделения -- штабные службы, состоящие из представителей проектных организаций, специалистов, представителей местных администраций, ученых, которые по существу являются консультативными органами, но не решают конкретных вопросов производственной деятельности. Достоинства: линейный руководитель имеет возможность принять компетентные решения в сложных ситуациях, при решении определенных задач перспективного значения, а также при решении новых уникальных проектов. Недостатки: некоторое увеличение персонала, количества функциональных служб (рис. 5).


Рис. 5

При дивизионалъной структуре функциональные подразделения принимают решения централизованно и обслуживают все производственные подразделения. В это же время в самих производственных подразделениях обязательно имеются свои функциональные службы сбыта, бухгалтерия и т.д., которые работают только на свой продукт. Достоинства: гибкость и быстрая адаптация к внешним условиям, высокая мотивация. Недостатки: некоторое увеличение персонала, общие интересы фирмы уходят на второй план. Данная система целесообразна при наличии в фирме разнородных направлений деятельности (рис. 6).


Рис. 6

Особенность матричной структуры: двойное подчинение -- непосредственно начальнику отдела и руководителю проекта. Достоинства: гибкость и адаптивность к мнениям начальников отделов и руководителя проекта, высокая оперативность реализации новых проектов, освобождение высшего руководства от решения оперативных вопросов. Недостатки: двойное подчинение приводит к конфликтам и обострению борьбы за власть. Данная система целесообразна при освоении новых проектов и продуктов (рис. 7).


Специалисты

Проектная группа

Рис. 7 Матричная организационная структура

Важной составной частью матричной структуры менеджмента является использование полуавтономных групп или целевых коллективов. Эти группы создаются под цель или программу для решения конкретной проблемы и используются определенной свободы в организации своей деятельности.

Менеджер инновационной программы в таких организациях имеет большие полномочия, несет ответственность за координацию деятельности участников по реализации программы. Гибкость программно - целевых структур координационного типа зависит от способности менеджеров создавать и использовать информационные связи (коммуникации) между координатором и коллективами подразделений, участвующих в осуществлении инновационных программ.

Для определения реальности выполнения конкретной инновационной деятельности необходимо постоянно проводить анализ своей структуры по двум основным аспектам:

1) Горизонтальная структура организации, или способ группировки персонала в блоки, связанные между собой по горизонтали;

2) Взаимоотношения между уровнями менеджмента -- это вертикальная структура организации.

В соответствии с методом дисциплинарной ориентации подразделения специализируются в определенных направлениях или областях деятельности. Выбор области специализации обычно устанавливается характером проблем. Все исследователи, занимающиеся одними и теми же проблемами, группируются в одном подразделении. Научные проблемы в этом случае решаются либо одной из групп, либо задача делится на несколько подзадач, каждая из которых решается отдельной группой. Возможен также вариант, когда одна из таких групп является основным исполнителем по данной проблеме и поручает выполнение подзадач группам, специализирующимся в соответствующих областях.

Когда же общее назначение подразделения заключается в практической разработке инноваций и их подготовке к реализации на рынке, необходимы специалисты многих специальностей, тесно связанные с инженерно-технологическими работами, -- программная или продуктовая ориентация. Рациональным вариантом здесь является организационная структура с ориентацией на программу, в которой каждая группа выполняет одну из задач, необходимую для осуществления программы в рамках всей организации. В этом случае организация одновременно ведет разработки по нескольким программам.

Программная (продуктовая) организационная структура имеет ряд преимуществ:

· Облегчает планирование, оценку и определение затрат на программы на основе как научных, так и коммерческих критериев

· Предоставляет возможность каждому исследователю работать в творческой обстановке, ориентированной на конкретную задачу.

Такая структура позволяет осуществлять единство менеджмента по достижению конечной цели; обеспечивает прямую связь исследований и инженерно-технических работ. При этом накапливается запас знаний о проблемах, связанных с определенным типом процессов. Поэтому такая структура наиболее эффективна для организаций, занятых исследованиями, тесно связанными с разработками (рис. 8).


Рис. 8

В организациях, проводящих фундаментальные исследования, целесообразно использовать дисциплинарную структуру.

Исследования фундаментального характера, несмотря на целевую ориентацию, отделены от разработок -- здесь применима этапно-фазовая структура. Значительная часть работ в организации носит поисковый характер и не позволяет сформулировать требования к прототипу. Разработка прототипа начинается только тогда, когда результаты исследований признаны «успешными», а анализ затрат, выгод и рынка дал положительные выводы (рис. 9).


Рис. 9

В смешанных структурах создаются группы специалистов одного профиля в качестве постоянной компоненты структуры, а также вводится механизм их привязки к программной структуре. Такой прием позволяет сочетать преимущества программной ориентации со специализацией и обеспечивать междисциплинарный подход к решению проблемы (рис. 10).


Рис. 10

Существует много способов сочетания программной деятельности с функционированием подразделений, построенных по дисциплинарному принципу. Можно использовать форму программной группы, состоящей из менеджера программы, который может быть приглашен на временную работу, и соответствующего персонала из организации. Менеджер программы может отдать решение задачи на «откуп» подразделениям на дисциплинарной основе. Может быть применена простая форма -- назначение менеджеров программ по мере перехода к решению новых проблем. Иногда используют и более гибкую форму, при которой координация и контроль программ возложены на отделы менеджмента программ. Возникающая при этом организационная структура показана на рис. 11.


Рис. 11

Однако организации редко имеют простую, чисто иерархическую структуру, в которой все главные исполнители (исследователи) располагаются на одном уровне и подчиняются только менеджеру исследовательской службы. По мере того как менеджер переходит на более высокую должность, он все дальше отходит от непосредственного участия в проведении исследований, снижается его способность эффективно управлять их ходом. Задачи менеджеров, занимающих должности выше ведущего специалиста, -- это обеспечение работ необходимыми средствами, контроль соответствия исследований и разработок поставленным конечным целям, поддержание коммуникаций путем анализа проводимой работы и использования ее результатов для участия в формировании наиболее рациональной политики на следующем вышестоящем уровне менеджмента. Одновременно менеджеры получают от вышестоящего уровня указания о поставленных целях и переводят их на язык выбора программ или прекращения работы над конкретными программами назначение ведущих ученых на высокие должности без возложения на них ответственности за руководство большими научными коллективами позволяет поддерживать широкие контакты, выбирать проблемы, над которыми будет работать возглавляемое ими подразделение (рис. 12).


Рис. 12

Существует еще одна принципиальная проблема при формировании структур инновационных организаций. Организационные особенности, которые повышают вероятность ускорения появления новых идей, могут оказывать противоположное действие на то, что эти идеи будут реализованы и внедрены.

Организации, состоящие из значительного числа специализированных научных групп и административных единиц, более склонны к выдвижению инновационных идей. Полагают, что новые идеи исходят прежде всего от сотрудников, имеющих специальную подготовку и принадлежащих к профессиональным организациям, располагающим широкими внешними связями. Организация же, состоящая из немногих групп специалистов, более продуктивно генерирует новые идеи благодаря научному сотрудничеству, личным контактам между исследователями.

Однако чем более диверсифицирована организация, тем меньшая часть важных инновационных предложений в ней принимается. Это происходит потому, что процесс принятия и внедрения инноваций связан с ломкой традиций, что вызывает в диверсифицированной организации сильное сопротивление. Это резко затрудняет внедрение, способствует развитию рутины и местничества.

Поэтому, чем сильнее реализация инноваций связана с выполнением сложных разработок, характеризующихся высокой степенью риска, тем более глубокой перестройки требует действующая организационная структура.

Эффективным средством оценки организационной структуры менеджмента инновационного коллектива служит моделирование ситуаций, которые могут возникнуть в процессе его работы. В процессе построения модели выделяются стадии ее построения, формализуются концептуальные представления и исследования модели.

Последовательность этапов и операций при формировании организационной структуры менеджмента инновационного коллектива следующая:

· определение состава работ программы;

· создание нормативной базы трудоемкости работ программы;

· формирование нормативно-справочной информации, имеющей реквизиты: коэффициенты выполнения и параллельности работ программы по подразделениям и коллективу в целом, эффективный фонд рабочего времени персонала; численность подразделений, минимальная численность подразделений;

· норма управляемости менеджера коллектива и его заместителей, плановый уровень автоматизации работ программы, плановый коэффициент загрузки подразделений, максимально допустимая трудоемкость организации;

· определение необходимой численности специалистов по функциям организации;

· распределение численности специалистов по квалификационно - должностным категориям в пределах каждой функции между функциональными подразделениями;

· распределение численности специалистов по квалификационно-должностным категориям внутри функциональных подразделений;

· формирование структуры функциональных подразделений;

· формирование организационной структуры менеджмента коллектива;

· определение трудоемкости и длительности исследований и разработок, издержек по бюро, секторам, подразделениям и организации в целом;

· определение уровня загрузки подразделений организации.

Организационная структура менеджмента инновационной организации должна устанавливать четкую взаимосвязь различных задач внутри коллектива, подчинив их достижению определенной цели. И конечным результатом логично задуманной организационной структуры является общее повышение эффективности работы инновационной организации.

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. Инновационный менеджмент. Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: 2007

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Соответственно особенностям инноваций в той или иной отрасли различаются и организационные структуры инновационной деятельности.

Секторы науки (деятельности)

Государственный

Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.

Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.

Предпринимательский

Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.

Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.

Высшее образование

Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.

Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.

Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).

Частный бесприбыльный (некоммерческий)

Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.

Частные индивидуальные организации.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам, которые обладают достаточной гибкостью и скоростью реакции на изменяющиеся условия среды для обеспечения инновационного процесса.

Инновации - это конечный результат инновационной деятельности, получающий воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода к социально-экономическим услугам.

Новшество - оформленный результат фундаментальных исследований, разработок или экспериментальных работ в определенной сфере деятельности по повышению ее эффективности. Причем очень важным моментом на предприятии являются внедрение новшества, превращение его в форму инновации, тем самым осуществляется инновационная деятельность и достигается необходимая эффективность. Для этого следует провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационную и технологическую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.

“Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновации) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью” .

Схема превращения новшеств и основную продукцию предприятия показана на рис. 2.5.

Целью инновационной деятельности предприятия является получение результата путем осуществления инноваций. Портфель инноваций представляет собой комплексно обоснованный перечень новшеств, покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению на предприятии. Этот портфель разрабатывается уже на исследовательской стадии комплексной подготовки производства, а затем дополняется и совершенствуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия.

Организация инновационной деятельности должна быть всегда направлена на упорядочение процессов генерации новых творческих идей, поиск и разработку научно-технических и организационно-управленческих решений, на непрерывное внедрение инноваций на предприятии. При этом механизм организации ориентируется на оформление и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы.

Рис. 2.5.

Существуют различные формы такой работы: создание, поглощение, инновационная интеграция, выделение. Создание представляет собой формирование новых структурных единиц, осуществляющих инновационную деятельность (ИД). Это могут быть научно-технические подразделения, матричные структуры, центры, внутренние венчурные организации и т.п. Эффективность ИД значительно повышается при создании новых инновационных структурных единиц, особенно крупных предприятий (на постоянной или временной основе).

Самостоятельные венчурные организации широко распространены за рубежом. В нашей стране до последнего времени отсутствовали государственные венчурные организации. Первая из них - Российская государственная венчурная компания - создана 10 августа 2006 г. по решению правительства РФ.

Венчурные организации, работающие в сложных рискованных условиях рыночной экономики, занимаются непосредственным внедрением инноваций, ориентированным на новую рыночную нишу. Внутренние венчуры, занимаясь такой деятельностью, являются квазисамостоятельными, т.е. обладают атрибутами самостоятельности, имеют свой расчетный счет (субсчет), но в то же время являются структурными подразделениями крупного предприятия, используют его производительные площади, оборудование и т.п.

Поглощение малых и средних инновационных фирм крупной компанией в рыночных условиях возможно. Между крупной компанией и малыми инновационными фирмами могут быть установлены тесные связи и на долгосрочных договорных отношениях (рыночная инновационная интеграция). В этом случае малые и средние фирмы, сохраняя свою самостоятельность, попадают в сферу рыночных производственных связей крупной компании. Сочетание процессов поглощения и рыночной инновационной интеграции называют веерной организацией инновационного процесса. Схема такой организации приведена на рис. 2.6.

Смысл создания веерной организации ИД заключается в создании инновационного окружения производственной компании, состоящего из инновационных фирм поглощения (ИФП) и рыночно-интегрированных фирм (РИФ). Данная организа-


Рис. 2.6.

РИФ - рыночно-интегрированная фирма;

ИФП - инновационная фирма поглощения

ция, как правило, ведет на рынке активную наступательную стратегию инновационного развития.

Наконец, может осуществляться процесс выделения, когда создаются самостоятельные инновационные венчурные организации, ранее входившие в состав целостных производственных образований (компаний, крупных предприятий).

Отечественные предприятия в условиях рыночной экономики должны стремиться к постоянному освоению современных достижений НТП, уметь рисковать и добиваться положительных результатов в инновационной деятельности.

  • Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2001. - С. 164.