Составитель татьяна стрыгина рождественские рассказы русских писателей. Публикация педагога на тему "Пойдём ко мне на ёлку, мальчик" "пойдем ко мне на елку, мальчик!"

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху, и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, – подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, – совсем как живые!..» и вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

– Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… И вдруг, – о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

– Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! – кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их.

– Это «Христова елка», – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… – И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он Сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? а еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? на то я и романист, чтоб выдумывать.

Антон Чехов (1860–1904)

Высокая, вечнозеленая елка судьбы увешана благами жизни… От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и проч. Вокруг елки толпятся взрослые дети. Судьба раздает им подарки…

– Дети, кто из вас желает богатую купчиху? – спрашивает она, снимая с ветки краснощекую купчиху, от головы до пяток усыпанную жемчугом и бриллиантами… – Два дома на Плющихе, три железные лавки, одна портерная и двести тысяч деньгами! Кто хочет?

– Мне! Мне! – протягиваются за купчихой сотни рук. – Мне купчиху!

– Не толпитесь, дети, и не волнуйтесь… Все будете удовлетворены… Купчиху пусть возьмет себе молодой эскулап. Человек, посвятивший себя науке и записавшийся в благодетели человечества, не может обойтись без пары лошадей, хорошей мебели и проч. Бери, милый доктор! не за что… Ну-с, теперь следующий сюрприз! Место на Чухломо-Пошехонской железной дороге! Десять тысяч жалованья, столько же наградных, работы три часа в месяц, квартира в тринадцать комнат и проч… Кто хочет? Ты, Коля? Бери, милый! Далее… Место экономки у одинокого барона Шмаус! Ах, не рвите так, mesdames! Имейте терпение!.. Следующий! Молодая, хорошенькая девушка, дочь бедных, но благородных родителей! Приданого ни гроша, но зато натура честная, чувствующая, поэтическая! Кто хочет? (Пауза.) Никто?

– Я бы взял, да кормить нечем! – слышится из угла голос поэта.

– Так никто не хочет?

– Пожалуй, давайте я возьму… Так и быть уж… – говорит маленький, подагрический старикашка, служащий в духовной консистории. – Пожалуй…

– Носовой платок Зориной! Кто хочет?

– Ах!.. Мне! Мне!.. Ах! Ногу отдавили! Мне!

– Следующий сюрприз! Роскошная библиотека, содержащая в себе все сочинения Канта, Шопенгауэра, Гёте, всех русских и иностранных авторов, массу старинных фолиантов и проч… Кто хочет?

– Я-с! – говорит букинист Свинопасов. – Пажалте-с!

Свинопасов берет библиотеку, отбирает себе «Оракул», «Сонник», «Письмовник», «Настольную книгу для холостяков»… остальное же бросает на пол…

– Следующий! Портрет Окрейца!

Слышен громкий смех…

– Давайте мне… – говорит содержатель музея Винклер. – Пригодится…

Сапоги достаются художнику… в конце концов елка обирается и публика расходится… Около елки остается один только сотрудник юмористических журналов…

– Мне же что? – спрашивает он судьбу. – Все получили по подарку, а мне хоть бы что. Это свинство с твоей стороны!

– Все разобрали, ничего не осталось… Остался, впрочем, один кукиш с маслом… Хочешь?

– Не нужно… Мне и так уж надоели эти кукиши с маслом… Кассы некоторых московских редакций полнехоньки этого добра. Нет ли чего посущественнее?

– Возьми эти рамки…

– У меня они уже есть…

– Вот уздечка, вожжи… Вот красный крест, если хочешь… Зубная боль… Ежовые рукавицы… Месяц тюрьмы за диффамации…

– Все это у меня уже есть…

– Оловянный солдатик, ежели хочешь… Карта Севера…

Юморист машет рукой и уходит восвояси с надеждой на елку будущего года…

1884

Святочный рассказ

Бывают погоды, когда зима, словно озлившись на человеческую немощь, призывает к себе на помощь суровую осень и работает с нею сообща. В беспросветном, туманном воздухе кружатся снег и дождь. Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, с неистовой злобой стучит в окна и в кровли. Он воет в трубах и плачет в вентиляциях. В темном, как сажа, воздухе висит тоска… Природу мутит… Сыро, холодно и жутко…

Точно такая погода была в ночь под Рождество тысяча восемьсот восемьдесят второго года, когда я еще не был в арестантских ротах, а служил оценщиком в ссудной кассе отставного штабс-капитана Тупаева.

Было двенадцать часов. Кладовая, в которой я по воле хозяина имел свое ночное местопребывание и изображал из себя сторожевую собаку, слабо освещалась синим лампадным огоньком. Это была большая квадратная комната, заваленная узлами, сундуками, этажерками… на серых деревянных стенах, из щелей которых глядела растрепанная пакля, висели заячьи шубки, поддевки, ружья, картины, бра, гитара… я, обязанный по ночам сторожить это добро, лежал на большом красном сундуке за витриной с драгоценными вещами и задумчиво глядел на лампадный огонек…

Почему-то я чувствовал страх. Вещи, хранящиеся в кладовых ссудных касс, страшны… в ночную пору при тусклом свете лампадки они кажутся живыми… Теперь же, когда за окном роптал дождь, а в печи и над потолком жалобно выл ветер, мне казалось, что они издавали воющие звуки. Все они, прежде чем попасть сюда, должны были пройти через руки оценщика, то есть через мои, а потому я знал о каждой из них всё… Знал, например, что за деньги, вырученные за эту гитару, куплены порошки от чахоточного кашля… Знал, что этим револьвером застрелился один пьяница; жена скрыла револьвер от полиции, заложила его у нас и купила гроб.

Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед ёлкой и в самую ёлку перед Рождеством, я всё встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, – значит его всё же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит – просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, – стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников , из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,

…и в рот мне водку скверную
Безжалостно вливал…

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но всё, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят всё – голод, холод, побои, – только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, всё факты.

Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. Видеофильм

II. Мальчик у Христа на ёлке

Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», – подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел до подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него, болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие – миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать её. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, – только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, – вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, – подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, – совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

– Пойдем ко мне на ёлку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, – о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

– Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! – кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их.

– Это «Христова ёлка», – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки… – И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестнице к дверям петербургских чиновников; другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении , третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода) , четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду , и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об ёлке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.


…и в рот мне водку скверную // Безжалостно вливал… – Неточная цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Детство» (1855), которое является второй редакцией стихотворения «Отрывок» («Родился я в губернии…», 1844). При жизни Некрасова и Достоевского «Детство» не было опубликовано, но ходило в списках. Когда и как с ним познакомился Достоевский, не ясно; тем не менее вся сцена спаивания малолетнего мальчика перекликается со следующим отрывком из «Детства»:

От матери украдкою
Меня к себе сажал
И в рот мне водку гадкую
По капле наливал:
«Ну, заправляйся смолоду,
Дурашка, подрастешь –
Не околеешь с голоду.
Рубашку не пропьешь!» –
Так говорил – и бешено
С друзьями хохотал,
Когда я, как помешанный,
И падал, и кричал…
(Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Л., 1981. Т. 1. С. 558).

…другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении… – Воспитательными домами назывались приюты для подкидышей и беспризорных младенцев. Внимание Достоевского было привлечено к Петербургскому воспитательному дому еще в 1873 г. заметкой в «Голосе» (1873. 9 марта), в которой излагалось письмо священника Иоанна Никольского о большой смертности среди питомцев этого заведения, розданных крестьянкам его прихода в Царскосельском уезде. В письме указывалось, что крестьянки берут детей для того, чтобы получить за них белье и деньги, а о младенцах не заботятся; в свою очередь доктора, выдающие документы на право взять ребенка, проявляют полное равнодушие и безразличие к тому, в чьи руки попадут дети. В майском выпуске «Дневника писателя», рассказывая о посещении Воспитательного дома, Достоевский упомянет о своем намерении «съездить в деревни, к чухонкам, которым розданы на воспитание младенцы» (см. с. 176).

Чухонец – финн.

…во время самарского голода… – В 1871 – 1873 гг. Самарскую губернию постигли катастрофические неурожаи, вызвавшие сильный голод.

…четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду… – «Московские ведомости» (1876. 6 янв.) привели запись из жалобной книги на ст. Воронеж о том, что в поезде, в вагоне третьего класса угорели мальчик и девочка и что состояние последней безнадежно. «Причина – смрад в вагоне, от которого бежали даже взрослые пассажиры».

Открытый урок литературы 6 класс

Цели :

Учебная - знакомство с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского, с жанром святочного (рождественского) рассказа;

Развивающая - уметь анализировать произведение, составлять характеристику героя, проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

Воспитательная - воспитывать милосердие, веру, сострадание, нравственность, уважение и любовь к людям, воспитывать нравственность и эстетику через приобщение к классической литературе и классической музыке.

Оборудование : рождественская елка, изображение двух ангелов, компьютер, презентация на тему «Рождество»

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Здравствуйте дети и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского классика - Ф. М. Достоевского.

Наш урок посвящен рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Ф. М. Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его произведении среди героев мы встречаем детей.

На похоронах Ф. М. Достоевского среди множества венков был венок и от детей. Немногие писатели сумели так близко подойти к детской душе и так глубоко в неё проникнуть, как это сделал Достоевский. Он хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы люди никогда не забывали, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая жизнь. И в этой другой жизни господствуют голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Достоевскому детская душа открывалась полностью потому, что он имел дар - дар сострадания во имя любви к людям.

Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского рассказа, подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание. Ребята, не так закончились Новогодние праздники - Рождество, Крещение. Рождество - это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время «милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами».

2. Литературный монтаж

На фоне звучания музыка Ф.Листа «Утешение»

Ученик . В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. У нас в Святки принято творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. В России следовали этой традиции все - от государя до простых смертных. Рождество - праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества.

Ученик . Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешнего Рождества, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес- в силе и славе, в образе царя, окруженный ратью Ангелов…

Чтец 1.

Есть страны, где люди от века не знают ни вьюг, ни сыпучих снегов.
Там только нетающим снегом сверкают вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды - крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз,
Свершилось желанное чудо воочию:
Родился Младенец-Христос.

Слайд 2

Чтец 2

Сегодня Бог родился…
Благословен тот день и час,
Когда на землю Он явился
Чтоб возвести на небо нас.

Чтец 3

Мир ожидал Спасителя - Царя
А Он родился тихо, как заря,
Не во дворце богатом, не в столице,
Где Богу подобало бы родиться.

Чтец 4

Родился в хлеве в полунощный час,
Явив пример смирения для нас,
Родился Бог под небом Вифлеема.
Его рожденье - целая поэма.

Слайд 3

Чтец 5

Слайд 4

И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
И в Вифлеем дары свои волхвы несли за ней.
И на соломе там нашли они Царя царей

Слайд 5

Ученик Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды - вестницы, от Рождества Христова мы отсчитываем века.

Ученик. Слайд 6

Правитель Иудеи, жестокий царь Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере - вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно-единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Ученик . Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство. Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

Учитель : В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа - рождественский (святочный) рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное.

Слайд 7

Рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» относится именно к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения - 19 января. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце рассказа даже самая безысходная ситуация меняется к лучшему, но финал не совсем хороший.

3. Работа над композицией рассказа. Фронтальная беседа

Учитель

Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы рассказа. Что такое композиция?

Композиция - это построение словесного произведения. Композиция рассказа состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки.

О чем повествует 1 часть рассказа? Слайд 8

Первая часть называется «Мальчик с ручкой». Автор в ней рассказывает о голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детях, которые разбросаны по всей России.

Учитель: Слайд 9

Вывод : Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

Вторая часть рассказа называется «Мальчик у Христа на елке».

Давайте определим, с чего начинается действие в данном рассказе?

Действие начинается с того, что Федор Михайлович Достоевский знакомит читателей с мальчиком. Мальчик плохо одет, взгляд у него наивный, доверчивый, он только начинает осваивать профессию «мальчика с ручкой», занимается попрошайничеством, затем отдает деньги пьянствующей шайке. У таких детей нет будущего. Они будут воровать, пьянствовать, бродяжничать.

Что служит завязкой действия в рассказе?

Завязкой служит описание жизни в подвале, где жил мальчик, знакомство с самим мальчиком. Автор очень мало описывает внешность мальчика, отмечает его маленький рост, возраст - лет семь и одежду - какой-то халатик. А самое важное, что говорит Достоевский, что мальчик хочет кушать.

По внешности мы всегда судим о характере человека. Какие черты характера можно рассмотреть в этом мальчике?

Мне кажется, что этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, невспыльчив, нетребователен, эмоционален.

Как развивается действие? Слайд 10, 11, 12

Развитие действия - это момент, когда мальчик оказывается в городе и картины, которые он там увидел. Он увидел широкую улицу, где много народа, все суетятся, бегут. Еще он увидел большое стекло, а за стеклом елка. В комнате дети веселятся, играют, смеются. Уже и мальчик хотел было рассмеяться, да уж болят у него пальчики на руках и ногах. Заплакал мальчик и побежал дальше.

Выделите самый яркий эпизод в рассказе.

Самым ярким эпизодом является эпизод, когда тихий голос приглашает мальчика не елку, и герой оказывается на Христовой елке. Этот эпизод является кульминацией рассказа.

Что видит мальчик на елке у Христа? Слайд 12, 13, 14, 15

Он увидел елку, какой еще никогда не видал, все кругом сияло, блестело, а вокруг кружились мальчики и девочки. Там же он увидел свою маму, которая смотрела на него и смеялась, а затем он увидел Иисуса, простирающего руки к детям и благословляющего всех.

А какова развязка?

Мальчик умирает. Наутро тело мальчика находит дворник. Мальчик умер за дровами.

Композиция рассказа обуславливает настроение рассказа. Какое настроение было у вас, когда вы прочитали этот рассказ?

Печальное, мрачное, угнетенное (когда Достоевский показывает жизнь мальчика, его скитания по улицам Петербурга), но и светлое, радостное, излучающее добро.(когда мальчик оказывается на елке у Христа)

Мне кажется, что мальчик испытывал чувства восхищения и радости, когда любовался «деревом до потолка», его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Такие же чувства радости, восхищения испытал и я когда читал этот эпизод рассказа.

Учитель

Развязка рассказа грустная, но вам хотелось бы, чтобы рассказ был веселым, ведь совсем недавно закончились Святки, а в праздники особенно верится в добро, счастье, ждешь какого-то чуда. Я предлагаю вам выполнить творческое задание.

4. Творческое задание

1 группа Попробуйте придумать счастливый конец к рассказу «Мальчик у Христа на елке»

2 группа Сон накануне Рождества. Что могла присниться вам накануне такого светлого и радостного праздника?

Во время выполнения этого задания звучит пьеса П. И. Чайковского «Январь. У камелька»

Прослушивание написанных работ

5. Подведение итогов

Учитель : Какую прекрасную концовку придумали ребята для рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Сколько нежности, теплоты, радости в ваших рассказах. Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»

Ответы детей

Учитель : Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

Учитель :

Давно погасла в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.
Как пастухи к Нему пришли
До утренней поры,
Как мудрецы преподнесли
Ему свои дары.
Как царь младенцев убивал,
Убийцу наградя,
Как ангел посланный спасал
Священное Дитя.
Как, проповедуя любовь
И правду Божества,
Он каждый год рождался вновь
На праздник Рождества.
Давно погасла в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыто на земле
Рождение Христа.

6. Рефлексия

В заключении урока я предлагаю раскрасить нашу Рождественскую елку. На елке развешаны игрушки. Напишите на каждой игрушке слова, которые определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую елку.

Ребята работают на интерактивной доске в программе Activstudio Professional Edition

26 декабря 1875 года Ф. М. Достоевский вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроенной в Петербургском клубе художников. 27 декабря Достоевский и А. Ф. Кони прибыли в Колонию для малолетних преступников на окраине города на Охте, возглавляемой известным педагогом и писателем П. А. Ровинским. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

С другой стороны, рассказ тесно перекликается с сюжетом баллады «Ёлка сироты» («нем. Des fremden Kindes heiliger Christ») 1816 года Фридриха Рюккерта, — немецкого поэта-романтика. В то же время Достоевский, соблюдая традиции классиков святочного рассказа Г. Х. Андерсена («Девочка с серными спичками») и Ч. Диккенса («Рождественские рассказы»), максимально наполнил короткий аллегорический рассказ реалиями жизни большого города. В данном случае, речь идёт о С-Петербурге, чьё холодное в прямом и переносном смысле великолепие противопоставлено провинциальному мраку неназванной родины мальчика, где однако же у него всегда были еда и тепло. Тема голодного и нищего ребёнка была начата писателем в 40-х годах произведениями «Бедные люди», «Ёлка и свадьба», и автор не отступал от неё в течение всей жизни вплоть до «Братьев Карамазовых».

Достоевский приступил к рассказу 30 декабря 1875 года, и к концу января «Мальчик у Христа на ёлке» был опубликован наряду с другими материалами о «русских теперешних детях» в январском выпуске «Дневника писателя». В первом выпуске своего возобновлённого издания Достоевский намеревался сообщить своим читателям «кое-что о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов в особенности, о детях на ёлках, без ёлок, о детях преступниках…». Рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» в «Дневнике писателя» предшествовала маленькая главка «Мальчик с ручкой», и все вместе взятые материалы двух первых глав «Дневника писателя» (в первой главе писатель поместил свои публицистические размышления на ту же тему) были объединены темой сострадания к детям.

Федор Достоевский - Мальчик у Христа на елке. Святочный рассказ:


I Мальчик с ручкой


Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед Рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как семи лет. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, - значит, его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой», это технический термин, значит - просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, - стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда зальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,

…И в рот мне водку скверную
Безжалостно вливал.

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все - голод, холод, побои, - только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако ж, все факты.

II Мальчик у Христа на елке


Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», - подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется - никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь - господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно: как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, и на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие - миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, - только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, - вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик; большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, - и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть! «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, - подумал, мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, - совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, - но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! - кричит ей мальчик и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. - Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? - спрашивает он, смеясь и любя их.

Это «Христова елка», - отвечают они ему. - У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… - И узнал он, что мальчики эти и девочки все были все такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа - уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.

Цели
1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;
2. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее
знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся;
3. нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.
Оборудование: магнитофон, кассета с записью пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года”
П.И.Чайковского; иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками, белая бумага,
бусинки под жемчуг, клей, ленточка.
Оформление доски:
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно
раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.
Чарльз Диккенс

Формы
организации
совзаимодействия
индивидуальная,
фронтальная
Формиру­
емые УУД
Личностные:
Положительное
отношение к
учёбе.
Этапы урока
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность
обучающихся.
1.Стадия вызова.
­Ребята, кто знает, кто такой
П.И.Чайковский?
­ Сейчас мы послушаем музыку
великого русского композитора
П.И.Чайковского из
цикла
«Времена года», а вы подумайте,
о каком времени года написал
композитор?
­О каком времени года? (декабрь)
­Действительно,
произведение
называется
Чайковского

«Времена

Декабрь.
Святки».
­А почему мы начали урок с
прослушивания
этого
музыкального призведения?(…)
года.

доклад ученика.
Петр Ильич Чайковский.
Краткая
биография.Петр
Ильич Чайковский родился 7
мая (25 апреля по старому
стилю) 1840 года в городе
Воткинске Вятской губернии
Российской
империи(ныне
Воткинский район Удмуртской
Республики
Российской
Федерации) и умер 6 ноября(по
старому стилю 25 октября)
1893 в городе Санкт­
Петербург.
Русский
композитор, дирижёр, педагог,
музыкально­общественный
деятель,
журналист.

Считается одним из
величайших композиторов в
истории музыки. Автор более
80 произведений, в том числе
десяти опер и трёх балетов,
среди них «Спящая красавица»,
«Лебединое озеро», «Времена
музыкальный

Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

,
года».
В семье родителей любили
музыку, мать хорошо пела,
играла на фортепиано, в доме
проводились
нередко
музыкальные
вечера.
Способности к музыке
проявились у Чайковского
рано: в пять лет он начал
играть на фортепиано, а в
восемь лет читал ноты и
записывал свои музыкальные
впечатления.,слушание
музыки
настрой.
ответы детей.
Слушают учителя, докладчика
История
праздника
Рождества Христова.
Золотая, ясная многокрылая
звезда взошла на небо в час
Рождества, просияла над всем
миром. От восхода звезды­
вестницы,
от Рождества
Христова отсчитываем мы
века.
эмоциональный

Правитель
жестокий Ирод,

Иудеи,
узнал о
индивидуальная,
Фронтальная
Личностные:
Положительное
отношение к
учёбе.
2.мотивация
(самоопределение)
к
учебной
деятельности.

сегодня наш урок связан с темой
Рождества.
­ С каким событием связано
Рождество, и что вы ощущаете в
преддверии Нового года?
­ Каково ваше настроение перед
праздником?
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

особую
доброты
Рождество – это дни всеобщей
любви и добра. По словам
Чарльза Диккенса, это время
“милосердия,
и
всепрощения, это единственные
дни в календаре, когда люди…
свободно раскрывают друг другу
сердца и видят в своих ближних
таких же людей, как они сами”.В
рождественские праздники люди
стремятся быть лучше; это время,
когда
значимость
получают христианские ценности,
время совершения добрых дел. В
России в Святки принято было
творить добрые дела: помогать
больным, раздавать милостыню,
слать подарки старикам в
богадельни и т. п. Следовали этой
традиции все – от государя до
простыхсмертных.Рождество –
праздник ожидания чуда. Как
некогда свершилось чудо в
Вифлееме, и родился Спаситель
человечества, так оно должно
вершиться ежегодно в этот день,
и поэтому с таким нетерпением и
взрослые, и дети ждут Рождества,
приходе волхвов, ищущих в его
стране новорожденного Царя
Иудейского. Не властитель
земли,
а Спаситель мира
родился в пещере­вертепе
возле Вифлеема.
А Ирод
услышал и понял в ликующей
речи волхвов одно
­
единственное: в Иудее родился
Тот, кто отнимет у него,
Правителя, власть над всей
землей. Ирод послал ратников
в Вифлеем, чтобы истребить
всех мальчиков младше двух
лет.
И ратники Ирода
выполнили его приказ.
Той же ночью, через пустыню,
бежало в Египет Святое
Семейство.
Самая тихая, самая светлая
ночь в году ­ Рождественская.
По старинному поверью, в эту
ночь раскрываются небеса и
сбываются желания чистых
сердец.
участвуют в диалоге.
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

и если даже чуда не случится, то
чудесен сам праздник.
­ Но всегда ли так бывает? Все ли
видят улыбки друзей, ощущают
любовь и счастье? Ведь в жизни
рядом с достатком, радостью
соседствуют горе,
нужда и
одиночество.
ответы детей на вопросы

о
Фронтальная
познавательные
Актуализация
.
знаний
сообщение темы
­ Встречались ли вы с
Рождеством на
страницах
русских писателей? (Н.В. Гоголь).

­ Каким осталось в вашей памяти
Рождество Гоголя? (Доброе,
светлое, радостное, веселое, с
волшебством)
...А теперь ­ иное рождество в
рассказе Ф.М.
Достоевского
«Мальчик у Христа на елке».
Итак,
Ф.М.Достоевский
(сообщение ученика)

ученика

Фёдора
сообщение
Достоевском
Биография
Михайловича Достоевского.
Ф. М. Достоевский ­ великий
русский писатель второй
половины XIX века. Родился в
большой семье со старинным
патриархальным укладом, где
читать детей учила мать, а по
вечерам все собирались вокруг
большого стола и родители
читали вслух.
Получил
прекрасное
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

«Обрести Христа ­ значит
обрести собственную душу». Вот
к какому выводу приходит
Достоевский.
А темой нашего урока являются
слова Христа из рассказа
«Мальчик у Христа на ёлке»:
«Пойдём ко мне на ёлку,
мальчик»

участие
В молодости
образование.
принимал
в
деятельности революционного
кружка Петрашевского, за это
был осужден, приговорен к
смертной казни,
которую
заменили ему каторжными
работами.
тяжкие
испытания не сломили этого
человека: страстная любовь к
литературе предопределила его
дальнейшую
судьбу.
Пребывание
каторге
заставило писателя задуматься
над сутью православного
христианства и его значении
для русского человека.

На
Целеполагание.
творческая,
аналитико­
практическая
деятельность
Направляющая.
каких целей мы должны с вами
достичь сегодня на уроке?
задаёт вопросы
1. Разговор у нас сегодня
пойдет не как обычно. Все
вопросы к произведению Вы
составляли сами. Их оказалось
около 80. Из них мы выбрали
самые популярные, которые Вы
Строят свои высказывания.
дети строят высказывания­
ответы на вопросы.
История создания рассказа
Ф.М.Достоевского «Мальчик
у Христа на ёлке».
26 декабря 1875 года Ф. М.
Достоевский вместе с дочерью
Фронтальная,
индивидуальная
Фронтальная,
индивидуальная
Познавательные
Регулятивные
коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
коммуникативные
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

хотели бы задать собеседнику.
Пожалуйста, первый вопрос:
Как был написан этот рассказ?
Рассказ, который вы прочитали
дома, написан Ф. М. Достоевским
в 1876 году. Он относится к
жанру святочных рассказов.
Святки - это праздничные дни в
честь Рождества Христова,
длящиеся до Крещения. Действие
святочных рассказов происходит
как раз в эти дни, когда всем
хочется верить в добрые чудеса.
Вот и в сюжете святочного
рассказа всегда есть чудо, какая­
то добрая неожиданность.
(демонстрация
рассказов­ выставка книг)
Признаки святочного рассказа:
святочных

1)эмоциональная
произведения

милосердие, сострадание;
атмосфера
­
любовь,
2) приуроченность действий к
рождественским праздникам;
3) наличие фантастического

Любой побывал на детском
балу и рождественской ёлке,
устроенной в Петербургском
клубе художников. 27 декабря
Достоевский и А. Ф. Кони
прибыли в Колонию для
малолетних преступников на
окраине города на Охте,
возглавляемой
известным
педагогом и писателем П. А.
Ровинским.
В эти же
предновогодние дни ему
несколько раз на улицах Санкт­
Петербурга встретился нищий
просивший
мальчик,
(«мальчик с
милостыню
ручкой»).

Все
эти
предновогодние впечатления
основу
легли
в
рождественского
(или
святочного) рассказа «Мальчик
у Христа на ёлке».
Достоевский приступил к
рассказу 30 декабря 1875 года,
и к концу января 1876 года
«Мальчик у Христа на ёлке»
был опубликован.

Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

элемента, чуда, совершенного в
канун Рождества Христова.
4) счастливая развязка.
Как описывает автор главного
героя ("…был в подвале мальчик,
но ещё очень маленький, лет
шести или даже менее… Одет он
был в какой­то халатик и
дрожал).
Как звали этого мальчика?
Найдем описание места, где
живет мальчик ("…в подвале…
в сыром и холодном подвале…
нары… тонкая,
как блин,
подстилка… узел под головой…
темнота, огня не зажигали…
очень холодно).
Какое чувство вызывают
картины этого ужасного подвала?
Учитель: Как встречает мальчика
этот неведомый ему ранее мир
большого города?
Как к нему относятся люди?
Такое могло случиться в любом
городе,
возможно автор
сталкивался не с одним таким
случаем.
Чувство брезгливости,
безысходности, тупика).
Ученики: (зачитывают цитаты
из текста)
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

Становятся ли они милосерднее,
добрее накануне Рождества?
­ Может они забыли, что такое
чувство сострадания?
Полицмейстер отвернулся
1.
(безразличие);
«Остановка 1»
Почему блюститель порядка
отвернулся, чтобы не заметить
мальчика?
2.почему Закричали, замахали,
выгнали
3.почему Мальчишка ударил,
поддал (злоба и ненависть).
Учитель:
Можно ли сказать,
что в
отношениях между людьми царит
тот же холод, что и в природе?
(равнодушие); ­ Это лицемерие,
ложное милосердие.
Не было никакой причины,
просто так:
от избытка
жестокости, злобы.
Люди шли и не замечали
страдания человека. Им было
всё равно.
Холод в природе – норма
(зима). Холод среди людей, в
отношениях – это одиноко,
страшно, жутко.
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

А вот прекрасная зала за
большим
стеклом…Мальчик
видит:
«Остановка 2»
Что чувствовал мальчик, когда
заглядывал за большое стекло?
физминутка
творческая,
аналитико­
как вы думаете, хотел бы мальчик
нарядить ёлку? Давайте сделаем
это вместо него.
(включает
«Времена года.
У
камелька».)
­мальчик позабыл, что голоден,
что раздет, что он - изгой).
Январь.
"Комната, а в комнате дерево
до потолка; это елка, а на ёлке
сколько огней, сколько золотых
бумажек и яблок, а кругом…
куколки, маленькие лошадки;
по комнате бегают дети,
нарядные, чистенькие, смеются
и играют, и едят, и пьют что­
то").
(Возможные ответы: ­ чувство
восхищения и радости были в
груди мальчика. Он любовался
"деревом до потолка", т.е.
елкой; его восхищали огни,
золотые бумажки и яблоки.
Сквозь стекло он даже слышал
музыку.
дети изготавливают под музыку
бумажных ангелочков­ ёлочные
украшения
индивидуальная
личностные
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

практическая
деятельность
Этот приём контраста(антитезы)
подчёркивает страдания бедного
мальчика.
Город оттолкнул мальчика, люди
не помогли, и он понял, что
никому здесь не нужен.
Учитель:
­ Как мальчик оказывается у
Христа на ёлке?
«
«Остановка 3»
Как вы думаете, где оказался
мальчик?
­ Что сталось бы с мальчиком
рассказа, останься он жив?
­ Чего не хватило мальчику в его
жизни? Что могло его спасти?
Чем закончилась эта история?
И вдруг ему послышалось, что
над ним запела его мама
песенку.
– Мама, я сплю, ох, как тут
спать хорошо.
– Пойдем ко мне на елку,
мальчик, – прошептал над ним
вдруг тихий голос»
(ласка, доброта)
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

Внизу - смерть мальчика, вверху
- его воскресение в жизнь
вечную.
­ И почему дети обернулись
ангелами Христа?
(Зачитывается эпизод до слов:
«А внизу наутро дворники
нашли маленький трупик
забежавшего и замерзшего за
дровами мальчика; разыскали и
его маму... Та умерла еще
прежде его, оба свиделись у
Господа Бога на елке в небе»)
­ Достоевский заканчивает свое
произведение вопросами к себе и
читателю. Зачитаем последний
абзац и попытаемся ответить на
этот вопрос: «И зачем же я
сочинил такую историю?»
(На земле, в реальном мире,
дети не могут быть счастливы,
это возможно только у
Христа).
Вывод: Главный христианский
смысл ­ избавление ангельских
душ от
земных мук.
Рождественская ночь может
быть наполнена и горестями и
радостью.
Учитель:
Какой момент
рассказа
изображён
на
иллюстрации? Какие цвета

ребята защищают свои рисунки
индивидуальная
коммуникативная
Работа

иллюстрацией
(рисунок
Данилова).
с
Ю.
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

преобладают?
­ Что вы нарисовали, изображая
ёлку у Христа? Какие краски вы
использовали?

включение
в
систему знаний и
повторение.
Учитель: Как вы думаете, с
какой целью русские писатели
обращались к жанру святочного
рассказа?
Самопроверка,
оценивание
Фронтальная,
индивидуальная
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
личностные
Писатели хотели напомнить
людям о самом важном в жизни –
о различении Добра и Зла, о
милосердии, и при этом без скуки
и назидательности.
чём
В
­
особенность
рождественского рассказа? Чем
он отличается от сказки?
Чудо, происходящее в рассказе,
не обусловлено вмешательством в
действие каких­либо сказочных,
волшебных

В
рождественском
рассказе
большую роль играет авторский
вымысел, но чаще всего писатель
сил.

Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

стремится так организовать
чтобы мы
повествование,
поверили
реальность
в
происходящих
рассказе
событий.

Если
кто­то
заинтересовался
рождественскими рассказами,
советую
вам
следующие
произведения:
“Ангелочек” Леонида Андреева,
“Чудесный доктор” Александра
Ивановича Куприна,
Оксаны
Иваненко “Про зелёную ёлку и
золотой мандарин”,
“Даня”
Василия Белова.
рефлексия
учебной
деятельности.
домашнее задание
Рефлектирует
Определяют эмоциональное
состояние на уроке
индивидуальная
личностные,
коммуникативные
Выбирают задания
индивидуальная
Личностные
­Хотели бы Вы, чтобы мальчика
кто­нибудь спас? Тогда напишите
счастливый конец для этой
истории.
­хотели бы вы узнать о других
святочных историях? Тогда
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

прочитайте.

включение
в
систему знаний и
повторение.
В начале урока мы говорили о
том, что у святочных рассказов
хороший конец.
Самопроверка,
оценивание
Фронтальная,
индивидуальная
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
личностные
Так каков же финал рассказа –
счастливый или трагичный?
(ответы детей)
­ Какие чувства у вас вызвал
рассказ?
­ Могло ли то, что описал
Достоевский,
происходить на
самом деле?
­ А для вас это выдумка
романиста­писателя­
Достоевского? Или правда?
­
Можно ли сказать, что
написанный так давно рассказ
актуален и сегодня? Почему?
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

4.Учитель
слово):

(заключительное
Сегодня мы впервые читаем
Достоевского.
Его считают
самым “трудным” русским
писателем. Почему? Чем так
труден Достоевский?
Он заставляет задуматься над
вечными, сложными вопросами
жизни человека.
Ф.М. Достоевский - взрослый
писатель. Он автор больших и
нелегких рассказов для чтения.
Но в каждом его романе среди
героев мы встречаем детей.
Достоевский с болью в сердце
писал о детских страданиях, о
несчастьях бедных и униженных.
Автор хотел разбудить совесть
каждого человека, чтобы никогда
он не забывал, что рядом с сытой
и благополучной жизнью всегда
есть другая. И в этой другой -
голод, страдания, грубость, грязь
унижения и оскорбления.
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

Для Достоевского было важно:
если страдает и плачет ребенок,
значит, что­то не так в этом мире,
значит,
несправедливо,
неправильно устроена наша
жизнь. А ведь так важно, чтобы
каждый человек вспоминал свое
детство с любовью и радостью.
Тогда он и сам будет
справедливее,
добрее,
милосерднее.

Писатель зовет верить в
Спасителя, будит в читателях
человеколюбие и просит не
забывать о детях (о главном
нашем народе), об их страданиях.

кому­нибудь
Милосердие - готовность
помочь
из

сострадания,
человеколюбия.
Сострадать
- жалеть,
сочувствовать.

развитие речи
раздаёт карты взаимопередачи строят свои высказывания
индивидуальная
Познавательные
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.

знаний (см. приложение к уроку)
Регулятивные
Коммуникативные
личностные
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская
средняя общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области.