Составить вопросы по лит чтению музыкант бианки. В.Бианки "Музыкант" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему. Повторное чтение текста

Цели: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и его произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения

Задачи:

  • учить учащихся плавному чтению целыми словами;
  • формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, при выразительном чтении передавать эмоциональный настрой персонажа, находить отрывки в тексте по заданию учителя;
  • развивать креативность мышления, обогащать словарный запас;
  • развивать дружелюбие в общении;
  • воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Личностные УУД:

  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Метапредметные УУД:

  • Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • Учить учащихся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с художественным текстом;
  • Формировать умение коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.

Познавательные УУД:

  • Формировать умение составлять план прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • Формировать умение договариваться, находить общее решение;
  • Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник, аудиозапись.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.

II. Актуализация знаний

Чтобы узнать тему нашего урока, нам предстоит выполнить задания.
Итак, первое задание: отгадайте загадки:

1. Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят. (Стрекоза)

2. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)

3. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. (Еж)

VII. Чтение текста по частям

Итак, начинаем работать с рассказом.
- Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.
- Сколько в нем частей? (4 части)

(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой части идет анализ)

1) Чтение первой части хорошо читающим учеником.

Кто такой медвежатник? (Медвежатник - человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик)
- Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке - плохо играл)
- Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома)
- Прочитайте значение слова

  • колхозник - работник колхоза
  • опушка - край леса

Вопросы по содержанию.

Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке)
- Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
- Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)
- Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть).

Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)

Появляется слайд № 7

А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем. (Включаю запись: Крис Паркер Симфония).
- Понравилась ли вам, как звучала скрипка?
- Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите ее. (Мелодично, красиво, хочется танцевать).
- Что необходимо иметь, чтобы играть на ней? (Музыкальный слух, долго учиться и тренироваться)
- Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
- Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
- Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
- Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте самостоятельно 2 часть рассказа.

2) Самостоятельное чтение 2 части.

Вопросы по содержанию.

Какая главная мысль 2 части? Докажите словами из текста (В лесу старик долго искал медведя).
- Как озаглавим ее? (Охота на медведя) (На слайде по щелчку)
- Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его). (Как вы это понимаете?)
- По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. (Проверка)
- Прочитайте вопрос, после второй части.
- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)

3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.

Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса) По щелчку

Вопросы по содержанию.

Скажите, какая главная мысль этой части? (Игра медведя на разбитом дереве)
- Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)
- Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)
- Как озаглавим ее? (Медведь - музыкант) (На слайде по щелчку)
- Какую словесную картину вы бы нарисовали к этой части?
- Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете? (Дети высказывают свое мнение)

4) Чтение 4 части по ролям (или жужжащие чтение, зависит от времени)

Как можно прочитать 4 часть? (По ролям)
- Сколько действующих лиц в этом отрывке?(3)
- Прочитайте отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.
- Что чувствовал старик к медведю? А колхозник?
- В каких словах выражена главная мысль этого произведения (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я). (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю - медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)
- Как озаглавим ее? (Охотник пожалел медведя) (Слайд по щелчку)
- А как бы вы поступили на месте охотника? (Выслушиваются ответы детей)
- Что мы составили к этому рассказу? (План)
- Для чего мы это делали? (Чтобы легче было пересказать текст)

VIII. Закрепление содержания произведения. (Работа в паре)

Закрепим содержание рассказа по серии сюжетных картинок.
- Посмотрите на доску, в той ли последовательности расположены картинки по содержанию рассказа.
- Опираясь на пункты плана, расположите сюжетные картинки в правильной последовательности.
- Обозначьте на листочке последовательность картинок, используя числа. (Проверка по эталону на слайде) Кто выполнил работу правильно, возьмите себе кружок.

Появляется слайд № 8 (Эталон) Самоконтроль

IX. Обобщающая беседа

Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)
- Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)
- Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)
- Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? Подтвердились ваши предположения?

X. Рефлексия

На доске изображены 2 медведя:

  • улыбающийся
  • грустный

Если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;
- если ничего нового не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя;

XI. Оценка деятельности учащихся на уроке

Оценим вашу работу.

  • У кого 3 кружка - получает за урок оценку «5»;
  • У кого 2 кружка - получает за урок оценку «4»;
  • У кого 1 кружок - получает за урок оценку «3»;

XII. Домашнее задание

Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х заданий выберете, понравившееся вам задание и запишите его в дневник.

  • Используя план, пересказать рассказ близко к тексту от лица медвежатника.
  • Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.
  • Прочитать рассказ и ответить на 4, 6 вопросы.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:
Единство природы и человека в произведении В. Бианки
"Музыкант"
Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
учить их читать выразительно, без ошибок;
развивать внимание, мышление;
прививать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь
прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать
вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
воспринимать на слух прочитанное; определять
последовательность событий, передавать сюжет рассказа с
помощью теста.
Оборудование: портрет и книги Бианки, с тестами для
проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии,
рабочий лист с заданиями, презентация ко всем этапам урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Рады слышать мы звонок.
Начинается урок.
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять.
- Да, сегодня на уроке мы будем читать, размышлять, а может
быть и спорить. А вот и первая задачка.
2. Определение темы и цели урока.
На доске запись: Заходер
Крылов
Пушкин
Носов
Чуковский
Токмакова
- Разгадайте слово. Его можно определить по первым буквам
имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.

Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр
(а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова
Ирина (и).
- Какое слово получилось? Получилась фамилия Бианки.
- Кто же такой Бианки? Перед вами вещи, с которыми этот
человек не расставался всю свою жизнь. Что вещи могут
рассказать о нём?
(На слайде: рюкзак, компас, ружьё, блокнот, ручка, книга
"Лесная газета", бинокль.)
- Обсудите в группе, что это за человек?
- Составим кластер:
путешественник писатель натуралист

охотник любитель
природы
Что за человек?
наблюдатель исследователь
- Молодцы! Сегодня мы познакомимся с писателем Виталием
Валентиновичем Бианки и его творчеством. (Показ фотографии
писателя)
Вы правильно рассудили. В. Бианки - один из самых любимых
детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге 12
февраля 1894 года (122 года назад!) в семье биолога. С детства
много путешествовал по просторам страны. С большим
интересом изучал жизнь растений и животных. А свои
наблюдения записывал в блокноты. Позднее эти записи помогли
ему создать много замечательных произведений о природе.
Самой знаменитой книгой Виталия Бианки стала "Лесная газета".
(Выставка книг)
- В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться
окружающему миру, его красоте и многообразию. Героями его
произведений становились многие животные: и звери, и птицы.
- Мы прочитаем произведение "Музыкант". Можно ли по
названию догадаться, о каком животном пойдёт речь?
3. Речевая разминка.
-Кто же герой? Прочитайте и отгадайте загадку:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной -…(медведь)
(Читаем хором по слайду)
- Дома вы читали текст. Определите тему этого текста.
(Медведи) К какому виду текстов мы его отнесём? (Научный)
- Что вы узнали о медведях? Просмотрите свои таблицы. Давайте
соберём все наши знания в снежный ком.
(Дети говорят по одному предложению о медведях.)
- Оказывается, мы знаем достаточно много. А хотите узнать ещё
больше о медведях?
4. Словарная работа.
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова,
значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова,
прочитайте по карточке.
Догадайтесь, какое лексическое значение имеют эти слова.
Соедините слово с его значением.
(У детей на карточках слова. Проверка.)
Медвежатник – охотник на медведей
Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных
стен избы
Опушка – край леса.
Колхозник - человек, занимающийся сельским хозяйством.
5.Первичное чтение. Чтение - слежение за диктором с
остановками на вопросы.
- Пойдёт старик на охоту или нет?
- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
- Как поступит старик с медведем?
6. Проверка первичного восприятия произведения.
- Что мы прочитали? Определите жанр произведения.
- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём
мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из
жизни старика.

Кому понравился рассказ? Чем понравился или удивил рассказ?
7. Передача сюжета рассказа с помощью теста.
- Передадим сюжет рассказа с помощью теста.
(Тест на слайде и карточках у детей)

Тест
1)Кем написано произведение "Музыкант"?
а) М. Пришвин;
б) В. Бианки;
в) К. Паустовский;
2) Кто является главными героями рассказа?
а) колхозник;
б) медведь;
в) старик-медвежатник;
3) Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу;
б) играл на скрипке;
в) играл на баяне;
4) Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;
5) Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом;
в) пошёл в лес;
6) Какой звук услышал старик в лесу?
а) красивый тонкий звук;
б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;
7) Откуда появился красивый звук?
а) это шептались деревья;
б) это медведь оттягивал и отпускал щепку на пне;
в) дети пели в лесу;
8) Как поступил старик?

а) убил медведя;
б) спугнул медведя;
в) не тронул медведя и оставил его живым.
Примерный ответ ученика: Произведение "Музыкант"
написал В. Бианки. Его главными героями являются старик-
медвежатник и медведь. Старик играл на скрипке, когда его
увидел колхозник. Колхозник сообщил, что обнаружил в лесу
медведя. Старик пошёл в лес. В лесу он услышал красивый
тонкий звук. Это медведь оттягивал и отпускал щепку пня.
Старик не тронул медведя и оставил его живым.
Физминутка:
Медвежонок ловко прыгал,
На одной ноге скакал.
Сам медведь крутил верёвку.
Волк внимательно считал
Крути, крути верёвочку раз, два, три.
Скачи через верёвочку раз, два, три.
8. Выборочное чтение.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите в тексте
отрывок к иллюстрации. Подготовьтесь выразительно
прочитать.
9. Составление плана рассказа.
- Сколько частей в рассказе?
- Составим план рассказа "Музыкант". Определите порядок
пунктов плана.
1. Старый медвежатник любил музыку.
2. Старик пошёл охотиться на медведя.
3.Медведь - музыкант.
4. Охотник пожалел медведя.
10. Анализ произведения.
- Вернёмся к названию рассказа. Кого называют музыкантом?
- Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте,
вообще, человек, занимающийся музыкой.
- Кого автор назвал музыкантом? Есть другое мнение. Давайте
обсудим.

Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба
любили музыку и играли каждый на своём инструменте. Это
объединяет их.
- Почему охотник не тронул медведя?
- Какова главная мысль рассказа? (Природа и человек едины.)
- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и
чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её
понапрасну.
Даже сорванный цветок на лесной поляне – это травма для
природы.
11. Рефлексия.
- Мнение автора: человек и природа едины и её надо беречь. Кто
согласен с автором?
- Составим синквейн.
Природа
Удивительная и разнообразная
Восхищает, учит, радует
Природа и человек - едины!
Помни!
Или на доске карточка " Человек и природа едины."
- Кто сегодня на уроке проникся желанием быть другом
природе? Проголосуйте. На партах у вас ладошки, кто согласен с
автором, прикрепите их к плакату.
12. Д/з.
На выбор: 1. Пересказ по плану
2. Исследователям: составить список произведений
В. Бианки
3. Творцам: нарисовать плакат по охране природе.

Наталья Галанцева
Конспект занятия по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант»

«Речевое развитие». Восприятие художественной литературы Тема: Чтение В. Бианки «Музыкант»

Задачи:

1) Создавать условия для:

Развития представлений о жизни диких животных;

2) Создавать условия для приобретения опыта:

Понимания и оценивания характера и поступков героев произведения;

Развития представлений об образного содержания медведя, как реального героя произведения;

Развития слуховое восприятие;

3) Создавать условия для воспитания интереса к художественной литературе

Материал: текст произведения В. Бианки «Музыкант»

Словарная работа: медвежатник, завалинка, опушка

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

II. Основная часть

Это произведение написал Виталий Валентинович Бианки. Называется оно «Музыкант»

В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

1. Чтение произведения

2. Беседа по прочитанному

О ком я вас прочитала?

Кто главные герои произведения?

Сыграем в игру «Отгадай»

3. Игра «Отгадай»

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

а) ловил рыбу;

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

4) Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

в) медведя;

6) Как поступил старик?

4. Физкультминутка

Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

5. Беседа по прочитанному

Какое произведение я вам прочла? (сказка, стихотворение, рассказ).

Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- «Дзенн» - это звукоподражание.

III Заключительная часть

С каким его произведением познакомились?

На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас после сегодняшней деятельности. (Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей среднего дошкольного возраста Цель. Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.

Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие.

Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие речи детей 5-7 лет. Автор О. С. Ушакова. Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной.

Конспект занятия «Профессия - музыкант» МАДОУ Д/С №49 г Калининград Непосредственная образовательная деятельность «Познавательное развитие» Средне-старшая группа Тема: «Профессия.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению

В.В. Бианки «Музыкант»

Ход урока

I .Организационный момент:

Ребята, урок начнем со стихотворения «Доскажи словечко»

1.На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Следи за текстом, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

5. Ответы полные давайте И на уроке… не зевайте

Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!

II . Новый материал

Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?

Я вам предлагаю разгадать кроссворд.

3.Как звали утёнка, который спас друзей от стрекозы? (Алёша)

4.Как называется произведение Л. Н. Толстого, в котором мальчик спасает от собак беззащитное существо? (Котёнок)

5. Кто напугал детей в произведении Чарушина «Страшный рассказ»? (ёжик)

Чему учат эти рассказы?

(Надо любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защитить животных и оказать им помощь).

Что заметили интересного? Какое слово получилось? (Бианки)

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь.

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Вот так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь.

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Знакомство с биографией и творчеством писателя.(портрет) СЛАЙД

В этом году исполнилось 164 года со дня рождения писателя.Свою необычную фамилию он получил от своего деда –итальянца. В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи.

Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет.

Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.

Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

Задания:

    О каких увлечениях В.В. Бианки вы узнали?

    Чему учат книги В.В.Бианки?

Много книг В.В.Бианки есть у нас в библиотеке. Вы можете взять и прочитать (выставка книг). Слайд

Работа с выставкой книг

- Ребята, посмотрите на парту. Перед вами на листочке набор букв.

- Зачеркните буквы, которые я буду вам называть, а из оставшихся букв соберите слово.

К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т

Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16

МУЗЫКАНТ

- Кто такой музыкант, как вы думаете? (Мнения детей.)

С. И.Ожёгов даёт такое определение слову «музыкант». Слайд

«Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте».

Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:

БИАНКИ МУЗЫКАНТ

Какова же тема сегодняшнего урока?

Чему будем учиться на уроке чтения? Выберите из предложенных вариантов. СЛАЙД

Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний

- На минутку мы окунёмся в мир классической музыки. Вы прослушаете сейчас отрывок из музыкального произведенияАнтонио Вивальди. СЛАЙД

- А какие музыкальные инструменты вы услышали?

- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?

- Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости.

А какие ещё музыкальные инструменты вы знаете?

А теперь внимательно прослушайте рассказ. Следите за моим чтением и подумайте про себя, как музыка может быть связана с творчеством Бианки, который писал о животных.

Чтение рассказа учителем. (Чтение с остановками и прогнозированием)

1 остановка: (Слайд 7,8,9)

Что делал старик, когда встретил колхозника?

Как сказать по-другому «пиликал на скрипке».

Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?

2 остановка:(Слайд 10)

Как поступил старик?

Что он услышал в лесу?

Какие чувства он испытывает при этом? Подтвердите словами текста.

Почему он удивился?

Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

3 остановка :

Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?

Что делал медведь? Подтвердите словами текста.

Как он услышал свою музыку? Прочитай.

А старик? Прочитай.

Какой вывод можно сделать? (они оба неравнодушны к музыке, животные и люди чувствуют одинаково)

Как поступит старик с медведем?

4 остановка:

Как поступил старик с медведем?

Почему он не убил зверя, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)

Какие чувства испытывает охотник, объясняя, почему он не смог стрелять в медведя?

А как бы вы поступили на месте охотника?

Это произведение рассказ или сказка? Почему?

Почему рассказ называется «Музыкант»?

Что удивило вас в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).

Кого же Бианки назвал музыкантом? (Медведя и человека.)

Каким вы себе представили медведя?

Перед Вами на экране даны слова, выберите те, которые характеризуют медведя.

Неуклюжий

маленький

косолапый

А знаете ли вы происхождение слова «медведь»?

Послушайте сказку Бианки– «Разговор сороки с медведем», и вы узнаете, почему медведя так назвали.

Эй, мишка – медведь, на вопрос ответь.

Какой вопрос, стрекотуха?

Почему тебя медведем назвали? Вот глухарь - понятно, он весной глухой. Заяц – беляк – понятно – он зимой белый. А вот медведь – непонятно!

Хе- хе! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мёд ведающий». Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

Итак, почему же медведя так назвали? Кто был внимательным и кто скажет нам, почему зайца назвали беляком, глухаря – глухарём?

Физминутка

Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.

Закрепление изученного материала

Повторное чтение текста

При чтении текста вам встретятся трудные слова, мы сейчас прочитаем и разберём СЛАЙДЫ

Рас-спро-сил – расспросил

Ос-то-рож-но- осторожно

Рас-щеп-лён-ном-расщеплённом

За – ва – лин – ка – завалинка

Мед-ве-жат-ник – медвежатник

Давайте перечитаем текст и озаглавим каждую часть. СЛАЙД

(1 часть – 2чел.. 2 часть – 3чел, 3часть – 2 чел и + раб с иллюстрацией, 4 часть – чит. по ролям)

Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части)

Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают)

Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.

Сравните, как слушали музыку старик и медведь

Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.

А 4 часть прочтём по ролям, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.)

Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.)

Итог урока

А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?

(-надо беречь животных, природу) Недаром стала крылатой фраза:

«КРАСОТА СПАСЁТ МИР»!

Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя.

А я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях, только самым интересным.

СЛАЙДЫ (про Бурого медведя)
1. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.

2.Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

3.За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал, что ….

Сегодня на уроке мне было интересно потому, что ….

Домашнее задание

Пересказ самой интересной, на ваш взгляд, части