Сопоставительный анализ печорина и грушницкого. Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев

  1. Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан...
  2. Галерею образов “лишних людей”, начатую пушкинским Онегиным, продолжает Григорий Александрович Печорин - герой романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. В его обра­зе автор рисует...
  3. Петр Гринев Алексей Швабрин Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым,...
  4. Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного...
  5. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная,...

Два ярких персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» - это юнкер Грушницкий и офицер Григорий Печорин.

Наши герои – молодые мужчины. Григорию Печорину в романе около двадцати пяти, а Грушницкий выглядел старше своих лет. Ему давали двадцать пять лет, но на самом деле ему шел только двадцать первый год.

Оба героя – молодые и красивые мужчины. Грушницкий смуглый и черноволосый, к тому же он хорошо сложен. А Печорине говорится, что он очень хорош собой.

У Грушницкого очень выразительное лицо, при этом лицо Печорина не выражает ровным счетом ничего. Даже когда он лежал в лихорадке, этого нельзя было определить по выражению его лица.

Грушницкий – юнкер, который позже становится офицером. Печорин же – офицер (прапорщик), который раньше был юнкером. Причем сам Печорин считает, что лучшей частью его жизни был именно тот период, когда он ходил в звании юнкера.

Оба персонажа дворяне. Но Печорин – богат, его называют петербургским победителем, а Грушницкий – не очень богат и родом из провинции, у его отца есть своя деревня.

Печорин обладает незаурядным умом, в то время как Грушницкого умным назвать нельзя. Печорин сдержан в проявлении своих чувств и страстей, а Грушницкий, напротив, неудержим в проявлении своих эмоций.

Если Печорин очень храбрый человек и умеет брать на себя ответственность за свои поступки и действия, то Грушницкий в произведении проявляет себя как трусливый маленький человек.

Печорин не любит много говорить, в разговоре он больше молчит. По его мнению, молчать не так утомительно, как разговаривать. Помимо того, это лишает тебя возможности проболтаться и ненароком выдать свою или чужую тайну. А этот персонаж очень уж не любит раскрывать своих секретов. А еще для него молчание в разговоре - это прекрасная возможность для того, чтобы узнать чей-нибудь секрет. Грушницкий же, напротив, любит готовить. Он говорит долго и со вкусом, используя в своей речи заранее заготовленные длинные и витиеватые фразы. Тем более он делится своими секретами практически со всеми.

Печорин очень наглый, зачастую разговаривает с людьми дерзко. А Грушницкий – скромный малый, он чувствует себя неловко, если приходится напрашиваться, даже если это принято у людей, живущих в этом районе.

Печорин очень проницательный, он видит людей насквозь и знает их. Грушницкий не знает людей, не умеет находить к ним подход и задевать тайных струн их души.

У героев много разного, но их также многое объединяет. Они оба дворяне, оба хорошо воспитаны и получили достойное образование. Они оба военные и оба служат на Кавказе. Что касается их характера, то оба героя гордые, самолюбивые и мстительные.

Грушницкий вобрал в себя все отрицательные качества Печорина, не взяв от главного героя романа ничего из его положительных черт характера. Поэтому Грушницкий очень выгодно оттеняет Печорина, ведь в сравнении с Грушницким, Печорин кажется намного лучше, чем он есть на самом деле.

Сравнительная характеристика Грушницкого и Печорина

В произведении Лермонтова “Герой нашего времени”, а вернее, в одной из ее частей, существуют два героя, один из которых самый главный, и существует на протяжении всего романа. Эта личность - Печорин.

Григорий Печорин - это личность, которая не подвластна никому. Никто не смог раскусить этого человека, а также, понять его до конца. Ведь, Печорин - весьма оригинальный и загадочный, так как никогда по-настоящему не имел друзей, и ни с кем не делился своими сокровенными мыслями.

Печорин никогда не влюблялся и не любил по-настоящему. Он губил всех тех, кто не рисковал его любить. Он очень удачно пользовался людьми, и зачастую презирал их, так как по своей природе был высокомерен и даже надменен. Но вместе с тем, он был красив, и в нем чувствовалась порода, то, что отличало его от других людей.

Печорин - человек, которому не нужны путы брака, как он это называл. Он всегда хотел оставаться свободным в своих действиях. Он также не терпел хвастовства в людях, так как считал это наивысшей глупостью и никчемностью. Именно потому он не терпел Грушницкого, у которого этих качеств было вдосталь. Печорин – тот, кто остался в сердцах многих кем-то явно необычным, холодным, даже немного высокомерным, и вместе с тем - таким загадочным, и таким смелым. Этот характер не всем пришелся по душе, но все же эта личность достойна в какой-то степени восхищения.

Грушницкий – это именно тот тип людей, который презирает всех, кто находится ниже его, а всех тех, кто хоть немного находится выше положением и званием выше – уважает или просто льстит с премилой улыбкой, когда как за глаза – ругает и завидует. Печорина он не видел выше себя, хотя где-то на подсознательном уровне остерегался его, ведь он понимал, что Печорин никак не может находиться ниже его положением во всем, хотя и не хотел верить – что выше. Именно потому он ненавидел Печорина, хотя с виду у них были весьма приятельские отношения.

Грушницкий – это человек, который любит похвастаться и показать себя всем – каков хорош, умен и красив. Именно это и подвело его – чрезмерное самолюбие никогда не приводит к хорошему концу. Он не видел себя со стороны, и не умел продумывать что-то слишком далеко вперед. И никогда не обращал внимание на других, особенно на их чувства. Хоть он и был весьма симпатичен, да еще и офицер, но мог только в первом впечатлении заинтересовать внешностью и погонами, а также франтовством, но не больше. Когда как Печорин, интересовал всех с момента встречи и подальше.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Allez! Куприна сочинение по произведению

    Рассказ этот кажется мне довольно поучительным. Нора – хорошая девушка, но она привыкла подчиняться другим, а это не приводит её к собственному счастью, конечно.

  • Анализ рассказа Чехова Невеста

    Антон Павлович Чехов творил на протяжении двух веков, в его произведениях отражены все волнующие человека проблемы, от которых никуда не деться, но справляться с ними обязательно требуется. Писатель не всегда дает ответы на то

  • Анализ сказки Либерал Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения является представитель либеральных взглядов, представленный писателем в образе безымянного интеллигента.

  • В каждом селе есть дома, в которых люди живут скромно, а есть дома побогаче. Однако, если в селе есть мастер на все руки, то там обязательно будет дом, который будет отличаться от всех остальных домов своей красотой

  • Сочинение Проблема раскаяния + аргументы из литературы (ЕГЭ)

    Раскаяние - это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он душевно обделен

Весной 1940 года вышло отдельное издание произведения "Герой нашего времени", написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Этот роман стал одним из самых интересных и необычайных явлений в отечественной литературе. Книга эта вот уже более полутора веков является объектом многочисленных исследований и споров. Она нисколько не теряет в наши дни своей остроты и актуальности. Еще Белинский писал об этой книге, что ей никогда не суждено состариться. Мы тоже решили обратиться к ней и написать свое сочинение. Грушницкий и Печорин - очень интересные персонажи.

Особенность поколения

Григорий Александрович Печорин, главный герой рассматриваемого романа, жил во времена Лермонтова, то есть примерно в тридцатые годы девятнадцатого века. Это время было периодом мрачной реакции, которая наступила после в 1825 году и его разгрома. Человек передового мышления не мог в ту пору найти применения своим талантам и силам. Сомнение, неверие, отрицание были особенностями сознания юного поколения тех лет. Идеалы отцов были отвергнуты ими "с колыбели", а затем эти люди усомнились и в нравственных нормах и ценностях как таковых. Поэтому В. Г. Белинский писал, что "Печорин глубоко страдает", поскольку не может применить могучие силы своей души.

Новые художественные средства

Лермонтов, создавая свое произведение, изображал жизнь как она есть в действительности. Это потребовало новых и он их нашел. Эти средства не знала ни западная, ни русская литература, и они по сей день вызывают наше восхищение благодаря соединению широкого и свободного изображения характеров с умением их объективно показать, раскрыть одного героя через призму восприятия другого.

Рассмотрим подробнее двух главных персонажей этого романа. Это Печорин и Грушницкий.

Образ Печорина

Печорин был по своему происхождению аристократом, получил стандартное светское воспитание. Выйдя из-под родительской опеки, он отправился "в большой свет" для того, чтобы наслаждаться всеми удовольствиями. Однако вскоре такая легкомысленная жизнь ему надоела, наскучило герою и чтение книг. Печорина после некоторой истории, нашумевшей в Петербурге, ссылают на Кавказ.

Изображая внешность героя, автор указывает несколькими штрихами на его происхождение: "благородный лоб", "бледный", "маленькая" рука. Этот персонаж - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир.

Характер Григория Александровича Печорина

Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Герой хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Грушницкий

Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий стремится играть роль разочарованного героя, модную в то время, изображая из себя существо, наделенное "тайными страданиями". Этот герой - пародия на Печорина, и вполне удавшаяся, ведь не зря молодой юнкер столь неприятен последнему.

Противостояние: Печорин и Грушницкий

Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Княжну он, надо сказать, никогда не любил, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким.

Последний, как недалекий человек, не понимает сначала отношения к себе Печорина. Он кажется сам себе самоуверенным человеком, весьма значительным и проницательным. Грушницкий говорит снисходительно: "Мне жаль тебя, Печорин". Однако события развиваются отнюдь не по замыслу Григория Александровича. Вот уже обуреваемый ревностью, негодованием и страстью юнкер предстает перед читателем в совершенно ином свете, оказавшись далеко не таким безобидным. Он способен на подлость, бесчестность и месть. Игравший совсем недавно в благородство герой способен сегодня пустить пулю в безоружного человека. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. их образов составляет основу всего произведения.

Размышления Григория Александровича Печорина

Перед тем как отправиться на дуэль (Печорина с Грушницким), Григорий Александрович, вспоминая свою жизнь, задается вопросами о том, для чего он жил, зачем родился. И отвечает на него сам, что чувствует "назначение высокое", необъятные силы в себе. Тогда Григорий Александрович понимает, что уже давно является лишь "топором" в руках судьбы. Возникает контраст душевных сил и недостойных героя мелких поступков. Он хочет "любить весь мир", но приносит лишь несчастье и зло людям. Высокие, благородные стремления перерождаются в мелкие чувства, а стремление жить полной жизнью - в безнадежность и сознание обреченности. Положение этого героя трагично, он одинок. Дуэль Печорина с Грушницким отчетливо это показала.

Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии.

Заключение

Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества.

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.

Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.

Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.

Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.

Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.

Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы». «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:

«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».

Одними из действующих лиц, противопоставляемых в романе Лермонтовым, являются Печорин и Грушницкий. Характеристика их личностей позволяет глубже проникнуть в замысел произведения.

Образ главного персонажа

Печорин, чья жизнь описывается в романе, жил в 30-х годах XIX века. Это человек из аристократического круга, читатель видит, что герой образован и неглуп. Как и многие отпрыски богатых семей, он ведет праздную жизнь. По причине серьезного проступка его ссылают на Кавказ, в действующую армию.

Несмотря на аристократическое происхождение, Печорин представляет собой очень сильную личность с закаленной душой. В отличие от многих своих современников, герой склонен к анализу своего бытия, пытаясь понять самого себя.

Он умеет чувствовать людей, понимать мотивы их поступков, поэтому чаще всего его отношение к окружающему обществу весьма критично. Очень ярко его личность показывает свое внутреннее «я» в главе «Княжна Мери», в которой описывается дружба, а затем столкновение героя с Грушницким.

Образ Грушницкого

Юнкер Грушницкий незнатного происхождения, из небогатой семьи. Это романтичный юноша, мечтающий о любви княжны Мери, желающий всегда быть в центре внимания. Он малообразованный, что пытается компенсировать напыщенностью. Душа его пуста и занята мелкими суетными делами. Грушницкий проигрывает Печорину по многим параметрам.

Противостояние героев

Эта глава романа построена на возникшем соперничестве двух героев. Первоначальная дружба быстро переходит во вражду. Фальшь, пустота и напыщенность Грушницкого раздражают Печорина. В ответ Грушницкий ненавидит Печорина за то, что ему все дается легко, за то, что он намного лучше и умнее его.

От скуки ввязавшись в это противостояние, Григорий Печорин решает влюбить в себя княжну Мери, по которой пылко вздыхает Грушницкий. Он не испытывает к ней никаких чувств, однако видит в этом прекрасный шанс еще раз уязвить бывшего друга.

Отношения с Мери обоих персонажей стали тем катализатором, который спровоцировал дальнейшее развитие событий. Грушницкий пленяется знатной девушкой, а Печорин всего лишь хочет развеять скуку и самоутвердиться, влюбив в себя княжну.

Молодой повеса, избалованный вниманием женщин, знает, как привлечь внимание неискушенной в любовных интригах девушки. Его незаурядная личность сразу же заинтересовывает многих из «водяного общества». Завладев любовью Мери, Печорин практически тут же забывает о ней, переключаясь на Веру.

Развязкой становится дуэль

Григорий хорошо понимает, что доводит своего противника до бешенства, но ему это даже нравится. Предчувствие столкновения его бодрит. Напряженность ситуации разрешается взрывом - ревность и зависть толкают Грушницкого на дуэль.

Смертельная схватка еще четче показывает нам, какими в глубине души являются персонажи романа. Печорин ведет себя спокойно и благородно, а его противник, не задумываясь, идет на бесчестный обман, желая уничтожить врага даже ценой подлога.

Печорин и Грушницкий в книге противопоставлены, что дает возможность увидеть - какими бы ни были они разными, на самом деле они являются недостающими звеньями в судьбе друг друга. Жизнь Григория Печорина является искаженным отражением жизни Грушницкого. То же самое можно сказать и о Грушницком. Они оба - отрицательные герои того времени, которое их породило