София ротару день рождения 70 лет. Секрет вечной молодости Софии Ротару: никакой жареной картошки, десертов и мясных блюд. Фоторепортаж: София Ротару попала в реанимацию

София Ротару на частном самолете улетела на курорт миллиардеров, где собирается отметить юбилей, сообщает rambler.ru . 7 августа артистке исполняется 70 лет.

Праздновать день рождения певица будет в кругу родных - сына Руслана, невестки Светланы, внуков, сестры и других членов семьи. Для празднования 70-летия София Ротару выбрала итальянский курорт. За несколько дней до торжества семья на частном самолете отправилась на Сардинию, отмечает Cosmopolitan

Артистка и ее близкие остановились в одном из отелей элитного городка Porto cervo, где часто отдыхают обеспеченные люди со всего мира. В этом месте на Сардинии находится яхт-клуб миллиардеров, неподалеку расположен мини-док для починки самых дорогих яхт. Именно на этом курорте сейчас отдыхают Эмин Агаларов, Яна Рудковская, Андрей Малахов.

Все организационные моменты празднования юбилея певицы взяли на себя ее единственный сын Руслан и его жена Светлана. Сообщается, что на Сардинии София Михайловна проводит много времени с внуками - 16-летней Соней и 23-летним Толей.

"София Михайловна не любит концентрировать внимание на цифре, не хочет, чтобы ее поздравляли с юбилеем - просто с днем рождения. Надо отметить, что выглядит Ротару отлично - София Михайловна отрицает, что сохранить молодость ей помогают пластические хирурги, но факт налицо - у певицы нет морщин, кожа ровная, упругая и подтянутая даже вокруг глаз, овал лица ровный, четкий без провисаний", - отмечает автор публикации.


Фото: instagram.com/svetika

Поклонники артистки поблагодарили ее семью за фотографии. По их словам, они очень соскучились по певице: "София - обаятельная и привлекательная, самая лучшая, ни с кем несравнимая", "Самая красивая семья, Я их очень сильно люблю", "Спасибо за фото, почаще нас балуйте фотками с Софией Михайловной, мы соскучились по ней", "Спасибо за снимки! Желаю вам хорошо провести время и по полной программе насладиться отдыхом" (Орфография и пунктуация авторские. - Прим. ред.).


Фото: instagram.com/rusevdokimenko

Напомним, 23 марта София Ротару упала на сцене во время концерта, который состоялся в Киеве. Певица приняла участие в большом юбилейном концерте украинского композитора Руслана Квинты, посвященном 20-летию его творчества. Поздравить маэстро пришли самые яркие звезды украинской эстрады. Ротару не удержалась на ногах после исполнения композиции "Осенние цветы". 69-летняя звезда споткнулась и упала прямо на композитора, аккомпанировавшего ей на рояле.

В феврале этого года сообщалось, что 15-летняя внучка Софии Ротару София Евдокименко стала моделью года. Девушка уже побывала на обложке украинского Elle, а также стала лицом брендов Anna K и Poustovit. Также она удостоилась звания "Лучшей модели" по версии премии Mercedes-Benz Kiev Fashion Prize.

«Ротару давно не поет, потому что она не может этого делать физически с 1974 года. Современная техника позволяет Ротару записывать песни по нотам. Есть у нее своя засекреченная студия в Киеве. Потом на концертах крутятся пленки. С телевидением вообще нет проблем - там всегда фонограмма. Обман страшнейший…», - рассказывал о Софии Ротару известный композитор Евгений Дога.

Но спустя много лет сама певица это прокомментировала так:

«Обо мне всегда ходило много легенд. Композитор Евгений Дога постарался. Я первой исполнила его песню «Мой белый город». Потом он предлагал мне еще пару своих песен, но они мне не подошли, и я достаточно деликатно отказалась брать их в свой репертуар. Наверное, композитор обиделся и в порыве гнева дал интервью, где обвинял меня чуть ли не во всех смертных грехах. Что, мол, у меня на Украине есть подпольная студия, где я напеваю несколько нот, а потом с помощью мощной аппаратуры их «вытягивают» в целую песню! Я промолчала, и все подумали, что мне нечего ответить. А я считала ниже своего достоинства опровергать бредни…»

Фото: fortuna - rotaru . com

Так кто же на самом деле София Ротару - беспардонная «фанерщица» или блестящая певица и кумир нескольких поколений советских зрителей?

Песни «Я же его любила» и «Я назову планету»

Видео: youtube . com /София Ротару

Много лет София Ротару считалась в СССР певицей №2. Первое место прочно удерживала, да удерживает и поныне, Алла Пугачёва, что, конечно, правда. И шлягеров у Примадонны появлялось больше, чем у Ротару, да эпатажа со скандалами София Михайловна всегда сторонилась, что, увы, не добавляло популярности.

При том, что Ротару на эстраде появилась раньше Пугачёвой и в начале 70-х годов была весьма популярна, ей не удалось удержать «пальму первенства». Подвёл Ротару голос. Вернее - его временное отсутствие.

В начале 70-х София Ротару и аккомпанировавший ей ансамбль «Червона рута», руководил которым муж певицы Анатолий Евдокименко, гастролировали по стране как сумасшедшие. Подчас они выступали по нескольку раз в день без выходных вообще. Толпы шли слушать уже знаменитую украинскую певицу. Но это не прошло бесследно для Ротару:

«Одно время у меня на голосовых связках от перенапряжения появились узелки - как полипы. Лечатся они операционным путем. Через это прошли практически все наши звезды, и не по одному разу. После операции мне строго-настрого наказали молчать два месяца и ни в коем случае не петь. А я не послушалась, и начались осложнения. После повторной операции я месяц вообще не говорила. Год не работала. Из-за этого, наверное, и пошли слухи, что Ротару больше не сможет петь и работает только под фонограмму…» - вспоминает Народная артистка СССР.

Именно в то время, в 1973 году, София Ротару блестяще пела песню композитора Евгения Доги на стихи Григория Водэ «Мой белый город», за которую проголосовали телезрители и она вышла в финал конкурса «Песня-73». Но к декабрю того года Софии Ротару петь сама уже не могла - врачи запретили.

На всех первых «Песнях года» артисты пели «живьём», безо всяких фонограмм, поскольку считалось, что только так можно «по-настоящему» оценить талант вокалиста. Аккомпанировал на съёмках всем певцам оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Юрия Силантьева. И когда в Музыкальной редакции ЦТ решили, что Ротару будут снимать под фонограмму, то дирижёр Силантьев очень долго возмущался, пока ему не сказали, что финал «Песни-73» без Ротару невозможен, поскольку Леонид Ильич Брежнев будет главным зрителем программы.

Так и сделали - все артисты в «Песне-73» пели сами и только Ротару лишь открывала рот под свою «плюсовую» фонограмму. Кстати, в результате это оказалось даже лучше, поскольку в те годы качественно записать живое исполнение в концертной студии «Останкино» не могли - были отвратительные микрофоны, которые певцы постоянно «заплёвывали», а София Ротару появилась в эфире в новогодний вечер 31 декабря 1973 года с хорошим звуком.

Песня «Мой город» на конкурсе «Песня-73», Останкино, 1973 год

Видео: youtube . com /yangol1

Потом, спустя несколько лет, композитор Евгений Дога снова рассказывал о Софии Ротару:

«В своё время я её умолял поберечь голос. Но муж певицы Толик создал «Руту» и начал жену здорово эксплуатировать. По четыре концерта в день. Бедная женщина после них не могла даже кушать. Соломинкой стала. И всё оправдания: «Вот мы хотим машину купить, дом, дачу…» Жажда денег Толика сгубила великолепную певицу…»

Ну, кто действительно жаждал денег в этой истории - пусть останется на совести композитора Доги, но то, что ничего Ротару не сгубило - факт. Да, был период, когда со связками случились серьёзные проблемы, но потом певица стала внимательнее к ним относиться, беречь, и больше подобное не повторилось.

Видео: архив Пятого канала

В жизни советской артистки Ротару было всё - холодные ночи в продуваемых аэропортах, гостиницы без горячей воды, но с полчищами тараканов, длинные гастрольные переезды в машинах-полуразвалюхах, неотапливаемые сельские клубы, где зимой изо рта валил пар… Только очень стойкая и смелая женщина смогла всё это выдержать. А ещё - любящая женщина. О том, как любила София Ротару своего мужа Толю - Анатолия Евдокименко - до сих пор ходят легенды.

София Ротару на обложке Журнала «Украина», 1965 год

В 1965 году, служа в армии в уральском Нижнем Тагиле, молодой парень Толя Евдокименко из города Черновцы увидел на обложке журнала «Украина» красивую девушку, которая оказалась его землячкой. Демобилизовавшись, он разыскал Соню и стал за ней ухаживать. Выяснилась и ещё одна подробность - они оба жить не могли без музыки. Два года Соня проверяла юношу на прочность, а потом согласилась выйти за него замуж.

Свадебная фотография Софии Ротару и Анатолия Евдокименко

Фото: из личного архива Софии Ротару

К тому времени, София Ротару уже была не только гордостью Черновцов, но и всей Украинской ССР, ведь слава о великолепно поющей девушке из села Маршинцы давно разлетелась по стране. Для Центрального телевидения ещё в 1966 году о Ротару был снят небольшой музыкальный фильм «Соловей из села Маршинцы». Тогда София Ротару пела в основном только народные молдавские и украинские песни.

Видео: архив Пятого канала

Первой советской эстрадной песней в репертуаре Ротару стала песня «Мама», . Познакомившись с Евдокименко, который грезил музыкой и был готов для Сони на всё, Ротару предложила попробовать «осовременить» некоторые народные песни, сделав к ним иные аранжировки в стиле популярных тогда ВИА.

Получилось это отлично, и вот так коллектив, который Евдокименко стал собирать, постепенно оформился в настоящий ансамбль, а в 1971 году и Ротару, и коллектив, получивший название «Червона рута», получили официальное приглашение на работу в Черновицкую филармонию. Так началась профессиональная жизнь Ротару, её мужа и их ансамбля на сцене.

15 лет София Ротару и «Червона рута» блистали на советской эстраде, пока в 1986 году в один день всё на закончилось. В одном из интервью София Ротару на вопрос журналиста, было ли ей когда-нибудь по-настоящему страшно, ответила:

«Когда меня предали. Это было связано с коллективом «Червона рута», который Толик в своё время организовал. Это был пик популярности, когда нас носили на руках, когда на концертах машины поднимали. Ребятам показалось, что они могут рассчитывать на успех и без меня, что я неправильно к ним отношусь, не тот репертуар, что они получают мало денег… Когда мы с Толиком уехали на родину, они собрались и решили, что мы им не нужны. Они ушли со скандалом и с именем «Червона рута»…»

Видео: архив Пятого канала

И это София Ротару смогла пережить. При поддержке мужа, она вновь вышла на сцену, активно работала с популярными композиторами Владимиром Мигулей и Владимиром Матецким, и совершенно не предполагала, что впереди не только развал СССР, не только новые рыночные условия жизни, но и вообще другая жизнь, где уже её помощь будет нужна супругу.

Видео: архив Пятого канала

В 1997 году муж Софии Ротару тяжело заболел. Сначала врачи сказали, что это рак мозга, но потом выяснилось - инсульт. Пять лет Ротару привозила к своему Толе разных мировых светил медицины, но ему становилось всё хуже и хуже. После нескольких последующих инсультов Анатолий Евдокименко перестал говорить и двигаться, а в 2002 году умер в Киеве на руках своей любимой и верной жены Софии Ротару. Она рассказывала потом, что пережить эту трагедию ей помогли сын, невестка и внуки.

Впрочем, железный характер Софии Ротару ей иногда и многое портил. Так случилось в 1985 году на съёмках «Песни-85», когда она вопреки просьбам телережиссера решила быть ближе к зрителю и ушла со сцены в партер. В итоге, весь первый куплет песни «Аист на крыше» оказался в браке - операторы могли снимать Ротару только со спины или общим планом всего зала.

Видео: архив Пятого канала

Ещё при СССР о непростых взаимоотношениях Софии Ротару и Аллы Пугачёвой появлялось много сплетен, но с распадом страны «столкновения» певиц случались довольно часто: в 1999 году на концерте в честь Дня Милиции в последнюю секунду Софию Ротару вычеркнули из списка участников. Причина - скандал Пугачёвой.

Через 5 лет за бортом того же праздника оказалась сама Алла Борисовна. После того, как узнала, что праздничную программу будет завершать не она, а София Ротару, Пугачёва хлопнула дверью.

В 2006 году скандальный характер продемонстрировала уже Ротару. София Михайловна не захотела участвовать в концерте, посвящённым , узнав, что Алле Пугачёвой предложили гонорар, а ей - нет. Но в итоге организаторы скандал смогли погасить и обе певицы выступили в разных частях этого концерта в центре Киева.

Видео : youtube.com/ София Ротару

Но в 2009 году на юбилейном концерте Аллы Борисовны две звезды изобразили великое примирение. Обнявшись, они исполнили хит группы «t.A.T.u.» «Нас не догонят». Что это было? Эпатаж? Просто шоу? Думаю, что нет. Ведь, действительно, никто Софию Ротару и Аллу Пугачёву догнать уже никогда не сможет.

И присоединения Крыма к России, София Ротару, в отличие от некоторых других украинских артистов, не стала сжигать мосты.

Видео: youtube.com/София Ротару

София Ротару часто приезжает в Россию, даёт концерты, а на вопрос ожного из журналистов, получила ли она как многолетняя жительница Крыма гражданство России, ответила:

«Когда жители Крыма получали российские паспорта, мне по закону это не полагалось, так как я имела прописку в Киеве. Но, с другой стороны, если Президент России Владимир Владимирович Путин подарит мне российский паспорт, как Депардье, я бы не отказалась».

Видео: архив Пятого канала

Иван Цыбин

Певица София Ротару отмечает сегодня юбилей - 70 лет. Народная артистка СССР София Михайловна Ротару родилась 7 августа 1947 года в селе Маршинцы Новоселицкого района Черновицкой области Украины.

Любовь к музыке у Софии Ротару с детства: отец певицы Михаил Фёдорович любил петь вместе с женой дома. А старшая сестра Софии Зина после болезни лишилась способности видеть, но зато болезнь обострила слух девушки. Именно Зина научила петь всех младших братьев и сестёр. Поэтому впоследствии не только София, но и Аурика, и Лидия Ротару стали певицами и активно выступали, пели и дуэтом, и трио. А братья Анатолий и Евгений работали в ВИА "Оризонт".

Первый успех пришёл к Софии Ротару в 1962 году. Победа в районном конкурсе художественной самодеятельности открыла ей дорогу на областной смотр, который проходил в городе Черновцы, и там она тоже была первой. В 1964 году она приняла участие уже в республиканском фестивале народных талантов и снова победила! В том же году София Ротару впервые вышла на сцену Кремлёвского дворца съездов.

София поступила на дирижёрско-хоровое отделение Черновицкого музыкального училища.

В 1968 году София Ротару вышла замуж за Анатолия Евдокименко, медовый месяц молодые провели в общежитии 105-го военного завода в Новосибирске, где муж проходил университетскую практику.

Ротару делегировали в Болгарию на IX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, где она завоевала золотую медаль и первую премию в конкурсе исполнителей народных песен.

В 1971 году Евдокименко, ставший не только мужем, но и продюсером Ротару, организовал музыкальный коллектив "Червона рута" при Черновицкой филармонии, солисткой которого стала Ротару. Более 30 лет Анатолий Евдокименко был исполнителем любых её желаний, продюсером, постановщиком программ, режиссёром, директором, телохранителем... Его трагический уход из жизни в 2002 году после тяжёлой продолжительной болезни стал большим ударом для Ротару в её личной жизни.

В 1974 году Ротару поставили практически смертельный диагноз - туберкулёз лёгких. Затем у неё диагностировали астму, а позже на её голосовых связках появились узелки - профессиональная болезнь певцов. Но и это не сломало певицу.

Болезнь победить удалось. Правда, певице пришлось переехать в Крым - только местный целебный морской воздух и спасал её лёгкие. Затем была сделана операция на связках, позже - ещё одна. После неё певица год вынуждена была разговаривать шёпотом.

Ротару выступает до сих пор. Последний раз она вышла на сцену 28 июля в рамках фестиваля "Жара" в Баку.

За свою певческую карьеру Ротару исполнила более 400 песенных произведений, многие из которых стали классикой советской и украинской эстрады. Певица выпустила свыше 30 альбомов, среди её дисков последних лет - "И летит моя душа…" (2011), "Прости" (2013), "Давай устроим лето! (2014), "Зима" (2016).

Возраст у легенды эстрады, конечно, солидный, но назвать ее пожилой дамой или бабушкой просто язык не поворачивается. Потому что София Михайловна с годами лишь расцветает - будто пьет средство Макрополуса, эликсир молодости. И сейчас она выглядит еще краше, чем в начале карьеры. «ТН» предлагает наглядно - по фотографиям - проследить, как менялся образ артистки на протяжении этих десятилетий.

1973 год



Певица София Ротару во время фестиваля эстрадной песни «Золотой Орфей», 1973 год. Фото: Фотохроника ТАСС

Певицу сфотографировали на сцене во время фестиваля эстрадной песни «Золотой Орфей». Конкурс проходил в Болгарии, на курорте Солнечный берег. София тогда исполнила две композиции: «Песня о моем городе» и «Птица» (на болгарском языке). И получила первую премию. В том же году ей присвоили звание заслуженной артистки УССР. А в 1971 году на «Укртелефильме» выходит фильм-концерт с ее участием под названием «Червона рута» режиссера Романа Олексива.

1978 год


Певица София Ротару, 1978 год. Фото: Архив/ТАСС

К этому времени в репертуаре певицы уже много песен, среди которых всегда встречаемые овациями «Родина моя» («Я, ты, он, она…»), «Лебединая верность», «Баллада о матери» («Алешенька»), «Верни мне музыку», «Яблони в цвету», «Смуглянка».

1981 год



Певица София Ротару во время съемок музыкального фильма «Душа», 1981 год. Фото: Николай Малышев/ТАСС

Софию Ротару запечатлели во время съемок музыкального фильма «Душа» режиссера Александра Стефановича. София Михайловна сыграла в этой музыкальной драме роль певицы Виктории Свободиной. Однако озвучила ее персонажа актриса Лариса Данилина - ведь Ротару говорит с заметным молдавским акцентом.

С этой картиной связана весьма туманная история: в одном из интервью Андрей Макаревич рассказал, что изначально роль предлагалась Алле Пугачевой, однако Александр Стефанович это отрицает.

Фильм отчасти основан на реальных событиях: Ротару была больна туберкулезом, к тому же в этот период находилась в творческом кризисе. Расчетливый режиссер сделал правильную ставку: слухи о нездоровье певицы были подхвачены поклонниками, что помогло «раскрутить» картину.

До фильма «Душа» София снялась еще в одном фильме: «Где ты, любовь?» режиссера Валериу Гажиу.

1986 год


Певица София Ротару, 1986 год. Фото: Геннадий Прохоров/ТАСС

К этому моменту в репертуаре Ротару появились очень популярные песни: Romantice, «Лаванда», «Луна, луна», а потом и другие: «Золотое сердце», «Было, но прошло», «Только этого мало», «Золотое сердце», «Дикие лебеди». Они писались и исполнялись в стилях евро-поп и даже хард-рок.

1993 год



Певица София Ротару, 1993 год, Киев. Фото: Олег Булдаков/ТАСС

София Ротару после концерта в Киеве. В 90-е годы выходит супер-хит «Хуторянка». Даже в столь трудные времена Ротару неизменно остается на вершине Олимпа шоу-бизнеса.

2003 год


Певица София Ротару, 2003 год. Фото: Global Look Press

В этом году в Москве на аллее перед концертным залом «Россия» была заложена именная звезда певицы. В середине 2000-х выходят в свет такие песни, как «Небо - это я!», «Я же его любила…», «Я назову планету…».

2007 год



Певица София Ротару, 2007 год. Фото: Global Look Press

В этом году певице исполнилось 60 лет. Вглядитесь в ее лицо: разве можно сказать, что это лицо немолодой женщины? Множество известных артистов и политиков из разных стран приехали тогда летом в Ялту поздравить Ротару. А осенью в Кремлевском Дворце прошли ее концерты.

2008 год


Певица София Ротару, 2008 год. Фото: Анатолий Ломохов

Достаточно сравнить два фото - 2007 и 2008 годов, чтобы понять, как любит меняться певица. София - постоянный участник «Песни года»: за всю историю существования конкурса Ротару побила рекорд, исполнив 83 песни.

2012 год



Певица София Ротару, 2012 год. Фото: Анатолий Ломохов

На этой фотографии Ротару 65 лет. В 2012 году артистка отправилась в юбилейный тур по городам России. Но уже в 2013-м ее музыкальная манера вновь несколько меняется: она исполняет песню «Ты самый лучший» в этно-стиле.

2017 год


Певица София Ротару Фото: instagram.com

Хорошего отдыха, София Михайловна!

Словом, с годами София Ротару только хорошеет. Не зря же после новогодних торжеств 2017 года в сети гулял анекдот: «Если нынче показать «Голубой огонек» 1997 года, подвоха никто не заметит. Ну разве что Ротару помолодела».

икона советской эстрады, сохранившая свой статус в нынешнее время практически неизменным. «Газета.Ru» — о причинах ее успеха.

Если географически и политически Советский Союз уже давно мертв,

то в поп-культуре он продолжает существовать как ни в чем не

бывало — в лице таких фигур, как Эдита Пьеха, отметившая на днях

80-летие,

В одной только биографической информации о Ротару, кажется,

вся история страны — родилась в деревне Маршанцы в Черновицкой области Украины в молдавской семье; в начале 90-х ходила шутка,

что на переговорах в Беловежской Пуще лидеры России и Украины

задались вопросом, «как будем делить Ротару».

Ее карьера стала развиваться в момент, когда советские идеологи наконец позволили расцветать цветам национальных культур.

Семидесятые



Многими считается, что реальный разгон слава Ротару начала с музыкального фильма «Червона рута» 1971 года, в котором Ротару сыграла главную роль и название которого затем было взято ею

для своего ансамбля.

На самом деле за звание взлетной площадки ее карьеры может

поспорить и Фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Болгарии

за три года до этого, — она завоевала там золотую медаль, исполняя песни на украинском и румынском языках.

А первый успех пришел лет за десять до того и состоял из

множества ступеней — областные, затем республиканские конкурсы художественной самодеятельности, дирижерско-хоровое отделение Черновицкого музучилища, за неимением вокального.


Источник: Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»

2017 год. София Ротару выступает на международном музыкальном фестивале «ЖАРА» в Баку

Залогом успеха Ротару стало внятное и даже в лучшем смысле слова расчетливое смешение национального и космополитического

репертуаров: так, она с самого начала творческой деятельности продолжала сотрудничество с композитором Владимиром Ивасюком

из Львова, однако при этом пела песни Арно Бабаджаняна, Давида Тухманова, Юрия Саульского, Раймонда Паулса, Владимира

Матецкого; тексты для них писали Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие не нуждающиеся в представлении поэты.

И дело не только в том, что сотрудничество с высшей кастой

советского поп-композиторства и поэтического цеха служило

пропуском на большую сцену.

Такая всеядность позволяла ей органично вплетать песни советских окраин на разных языках в свою программу и умело пользоваться —

по крайней мере, декларативным — курсом советских властей на поддержку национальных культур.

И таким образом нравиться всем: и чиновникам Москонцерта, и

жителям российских столиц, и своим землякам с обеих сторон

украинско-молдавской границы.

Интересно, что при этом у вроде бы в карьере обласканной властями певицы не обошлось без опалы.

Точнее, обошлось — в 1975 году у нее возник конфликт с местным Черновицким обкомом Компартии Украины, в связи с чем она и ее

ансамбль перебазировались в Ялту.

О его причинах ничего определенного не известно до сих пор —

сама Ротару говорила, что переселилась в Крым в связи с

открывшейся астмой. Возможной причиной была усилившаяся

доля репертуара на украинском языке и сотрудничество с авторами

с Западной Украины.

Интересно, что встряска и стресс придали новый импульс ее карьере: пластинки певицы (сначала — лонгплеи) стала выпускать фирма «Мелодия», а сама она была приглашена в Мюнхен для записи диска

на фирме «Ариола». Затем у нее прошли масштабные гастроли по Западной и Восточной Европе.

Восьмидесятые



Десятилетие перехода от застоя к перестройке стало для нее

пиком карьеры — именно в этот момент она, с помощью радио и телевидения, стала постоянно присутствовать в жизни страны,

приходя практически в каждый дом и звуча из каждого окна.

И спусковым крючком этой популярности вновь, как и в случае с

«Червоной рутой», стало кино — точнее, два фильма с ее песнями

и участием. В 1980-м вышел «Где ты, любовь?», своего рода

переложение сюжета «Приходите завтра» на более современные

реалии.

Картина была вполне автобиографична — в ней молодая девушка приезжала на конкурс самодеятельной песни с композицией

Раймонда Паулса, одноименной названию фильма, и уезжала главным его триумфатором.

Картина оказалась мегапопулярна — «Мелодия» выпустила

пластинку с песнями из фильма, а песни на стихи лучших советских

поэтов распевала вся страна.

Годом позже вышла другая картина — «Душа», автобиографичная мелодрама о потере певицей голоса и переоценке ценностей.

В роли музыкантов в ней снялись участники «Машины времени»,

песни написали Андрей Макаревич и Александр Зацепин, а

партнером Ротару стал находившийся тогда на пике популярности

Михаил Боярский.

Вторая картина завершила формирование персональной мифологии

вокруг нее, а триумфальные гастроли в Канаде — статус

настоящей экспортной звезды, выражаясь языком торговли, годящейся и для внутреннего потребления, и на экспорт.

Однако, кажется, именно эта звездность и этот статус стали

причиной фактической второй опалы — ей запрещали зарубежные

гастроли (запросов на которые становилось все больше).

Доходило до смешного — представителям немецкого концертного агентства однажды в ответ на приглашение прислали бумагу:

«Такая здесь не работает».

Тем не менее Ротару активно участвовала в «Песнях года»,

продолжала сотрудничество как с топовыми русскоязычными

Однако закончилась — неудавшаяся, надо признать, — опала только с началом перестройки.

Поворотным моментом в этом смысле можно признать начало сотрудничества с Владимиром Матецким, которое повлекло (или, наоборот, было причиной) смену имиджа — вместо шансонье с фольклорными корнями Ротару превратилась в диско- и

рок-вокалистку. Точнее, она до сих пор была идеальным оппонентом

для рок-музыкантов Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории, однако, начав со вполне романтичной «Лаванды»,

она со временем стала исполнять быстрые вещи — те самые,

по которым ее помнят до сих пор: «Луна, луна», «Было, но прошло»,

«Только этого мало».

Последняя была совсем смелым экспериментом — полное

ностальгической грусти стихотворение Арсения Тарковского было превращено Матецким в настоящий рок-боевик.

Они работали вместе долгих 15 лет — до конца тех самых 90-х,

которые заслуженных артистов решительно сдавали в утиль, а на их место выдвигали новых.

Девяностые - наши дни



Причем стоит заметить, что Ротару так и не стала архивной

звездой -— как поколение эстрадных звезд поколением старше,

тихо и достойно ушедших на пенсию, в преподавание и

«Старые песни о главном».

Она, начинавшая свой трудовой путь с помощи матери-торговки на колхозном рынке, обладала каким-то потрясающим, как говорят

в наши дни, маркетинговым чутьем: каким-то удивительным образом

в нужные моменты времени угадывала конъюнктуру и время, когда надо бы сменить имидж или сделать что-то новое.

Так, например, именно она в свое время — еще в начале 90-х —

заметила у новых поп-звезд тренд на выступление с подтанцовкой

и пригласила не самую известную тогда труппу «Тодес» выступать

вместе с ней.

Руководитель театра танца Алла Духова говорила, что именно эти концерты стали первым шагом к будущей известности танцтруппы.

При этом ей совсем не свойственна страсть к беспрерывному

обновлению и забвению старого репертуара — она совсем не чуралась юбилеев, ностальгических переизданий и т.п. В 2012-2013 годах она закатила большой юбилейный тур, приуроченный к 40-летию творческой деятельности.

Скорее наоборот — аккуратно и плотно перемешивая старые хиты с новыми, она представляла свои песни как часть одного, никогда не прерывавшегося (и по большому счету — не испытывающего влияния времени) процесса.

Причем, похоже, в ее случае это не концепция, а философия — потому что и ее биография, и ее высказывания говорят о том, что для нее это способ жизни.

Еще одной особенностью ее философии остается ее политическая позиция. Хотя правильнее было бы сказать, гуманитарная — киевлянка по прописке и ялтинка по фактическому месту жительства, в 2004 году она раздавала на Майдане еду представителям обоих противостоящих лагерей.

А позже, на волне большого пришествия украинских музыкантов в политику, даже пыталась баллотироваться в Раду от блока Литвина: после присоединения Крыма не приняла российское гражданство (по ее словам, из-за регистрации в Киеве) и особо отметила, что является гражданкой Украины.

При этом фактически она и ее песни остаются частью жизни разделенных граждан некогда единой страны.

Неформалы 80-х считали ее песни примером советского эстрадного официоза — сейчас же они звучат как последнее воспоминание о той утопии единства страны и дружбы народов, к которой Советский Союз хотя бы пытался приблизиться и окончательное крушение которой мы наблюдаем сейчас.

И именно поэтому есть риск, что многие руководители стран, делящих между собой эту певицу, так и останутся мелкими политическими деятелями эпохи Софии Ротару.