Социальное управление социология управления. Социология управления

Тема 1.1. Социология управления как наука

Литература

1. Бабосов Е.М. «Социология управления»

2. Удальцова М.В. «Социология управления»

3. Галкина Т.П. «Социология управления: от группы к команде»

План

I . Объект, предмет, задачи и принципы социологии и психологии управления. Цели и функции.

II . Основные категории социологии управления (анализ базовых и ключевых понятий курса).

III . Методология и методика социологии управления (см. семинар).

IV . Место в системе научного знания (см. семинар).

I. Объект, предмет, задачи и принципы социологии управления. Цели и функции.

Социология управления – это раздел социологии, изучающий социологические аспект управленческой деятельности.

Социология управления – это раздел социологии, который рассматривает процесс становления, развития и функционирования определённой сферы жизнедеятельности; это исследование механизмов социальных изменений и социальных отношений, закономерностей социальных действий и поведения в системах и процессах управления.

Объект социологии : общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.

Предмет социологии: исследование взаимодействия личностей и социальных групп в определённых условиях их существования.

Объект социологии управления: управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах или организациях.

Предмет социологии управления: изучение социальных отношений в сфере управления, то есть изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждая из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп

Задачи социологии управления:

1) изучение фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые осуществляют управленческую деятельность и тех, кто не включён в этот вид деятельности;

2) изучение тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменившихся социально-экономических условий;

3) объяснение причин возникновения инноваций в управленческой деятельности;

4) построение направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз её совершенствования;

Сущность социологического подхода к управлению

Сущность социологического подхода к управлению предполагает, что социология управления изучает следующие группы проблем:

1) социология управления изучает органы управления с точки зрения их функционирования в качестве социальных систем;

2) СУ изучает проблемы постановки и реализации социальных целей управления;

3) СУ изучает проблемы социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследование и разработку системы учёта мнений, интересов и предложений людей;

4) исследование проблем целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности;

5) изучение проблем внутригруппового регулирования в отдельных группах и в организации в целом.

Таким образом, в целом, СУ рассматривает такие актуальные проблемы как: организационная культура, система власти и отношений руководства-подчинения, социальная структура организации, социальные группы, статусы и роли, формирование групп в системе управления, участие исполнителей в выработке общих решений, организационные конфликты, адаптация персонала, управленческое консультирование, социальное планирование, удовлетворённость трудом, социальная ответственность.

Таким образом, в зависимости от круга управленческих проблем в структуре социологии управления можно выделить четыре уровня.

    Макросоциологический уровень - это изучение управленческих процессов и отношений на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях.

    Теории среднего уровня изучают управление в локальных сферах общества: в регионе, в муниципальных образованиях, в организации и т.п.

    Микроуровень - изучение личности, ее потребностей, мотивации в процессе управленческих коммуникаций.

    Операциональный уровень включает анализ и выбор наиболее оптимальных методов и технологий управления, разработку программы и проведение конкретно-социологических исследований по проблемам управления.

Интерес к социологии в современном обществе стремительно растёт. Происходит это по нескольким причинам. Прежде всего, социология позволяет получить (познать ) достоверную правдивую, объективную информацию - экономическую, социальную, политическую - как об обществе в целом, так и о конкретных проблемах, волнующих отдельные социальные группы или всё общество. Познавательная функция социологии реализуется через изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов, и выявление связей между ними, проявляющихся в форме определённых тенденций. Эта информация может быть полезна в различных ситуациях, когда людям предстоит сделать выбор в отношении тех или иных социальных действий, будь то голосование в процессе избрания кандидатов в самые различные органы государственной власти и управления, принятие важных решений экономического характера относительно судьбы предприятия или высказывание мнения о путях дальнейшего развития общества. Таким образом, на основании сей информации социология получает возможность прояснять социальную ситуацию, делать её более понятной.
Познавательная функция находит своё органическое продолжение в прогностической функции - по итогам описания и анализа существующей ситуации можно определить перспективы её изменения и увидеть будущие результаты изменения социального процесса. Овладевая социологическим знанием, люди не только узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности, но и могут влиять на них, проявляя инициативу и активность.
Наконец, социологические исследования, их результаты, выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта могут служить основанием как для выработки и принятия управленческих решений , так и для оценки результатов управленческих действий . Подобная реализация управленческой функции социологии - в масштабах общества, регионов, городов, организаций - позволяет принимать более аргументированные, выверенные решения, а также реализовывать социальные технологии - и программы преобразовательной деятельности, и саму деятельность на основе этих программ, способствующую глубоким качественным преобразованиям социальных процессов и включающую в себя комплекс соответствующих организационных мероприятий.
Таким образом, социология - это жизненно важная наука, главный смысл которой заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом её изучении на уровне как общества в целом, так и его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий, а также социального управления всеми вышеозначенными сторонами и аспектами жизни.

1.1.1 Место социологии управления в структуре социологического знания

Исследуя общество во всей совокупности его сложных социальных проблем, социология оказывается достаточно дифференцированной и структурированной наукой. Три наиболее распространённые разновидности её структуры - теоретическая и эмпирическая социология, микро- и макросоциология, фундаментальная и прикладная социология. Ещё одна линия структурирования - выделение в социологии направлений и школ. Наконец, существует выделение общего и отраслевого социологического знания. Этот структурный срез социологии возник в начале ХХ в., когда утвердилась эмпирическая социология, а от теоретической «отпочковались» отдельные отрасли социологического знания.
Количество отраслевых социологий непрерывно растёт по мере того, как социологи всё глубже проникают в исследование отдельных социальных сфер, процессов, явлений и видов деятельности. В связи с этим существует проблема отраслевой систематизации и классификации. В качестве критериев классификации рассматривают, во-первых, «стыковой», междисциплинарный характер отраслей социологии, возникающих на границе социологии и других наук, по большей части гуманитарных; во-вторых, определённый субъект социальной деятельности; в-третьих, сферы социальной жизни, в которых эти субъекты себя реализуют. Тогда в соответствии с первым критерием на стыке социологии и экономики можно выделить экономическую социологию, социологии и истории - историческую социологию, социологии и политики - политическую социологию, социологии и права - социологию права, аналогично социологию культуры, социологию искусства и т.д. Используя второй критерий - по субъекту социальной деятельности - целесообразно выделить социологию семьи, социологию молодёжи, социологию личности, социологию профессиональных групп, гендерную социологию (изучающую особенности социального поведения людей разного пола) и т.д. Что касается третьего критерия - по сферам социальной жизни, - то здесь выделяют социологию труда, индустриальную социологию, социологию быта, социологию образования, социологию науки, военную социологию, социологию религии, социологию медицины и здравоохранения, социологию спорта и т.д. К этой же группе отраслевых социологий относится и социология управления.
Каждая отрасль социологии имеет свой специфический объект и предмет исследования, тесно связанные с объектным и предметным полем социологии.

1.1.2 Объект и предмет социологии управления в контексте объекта и предмета общей социологии

Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего нас природного или социального мира. Так, объектом социологии, как это вытекает из самого её названия, является общество, но не в статике, а в динамике - развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях индивидов и их групп, понимаемое через социальные факты как содержание социальной реальности - протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединённых в семейные, профессиональные и иные группы. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят сознательно, требуют волевых усилий человека, связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями, т.е. имеют объективно-субъективный характер. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своём сознании, в своём развитии, в своих действиях зависит от общества.
Объектом же социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединённых в различные социальные общности и включённых в многообразные социальные отношения.
Предмет исследования находится всецело в голове человека, исследующего какой-либо объект окружающей действительности. Он возникает, когда исследователь пытается выделить из объекта исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент стороны, части или особенности. Предмет социологии есть выделение из многообразных аспектов общественной жизни взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. В предмете социологии можно выделить «ядро», его сущность, и «периферию» - совокупность наиболее значимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. «Ядром» выступает социальная общность - относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, социальных норм, ценностных систем и интересов. «Периферию» же образует субъектно-деятельностная компонента социального, т.е.
1)социальное действие;
2)последовательность действий - социальный процесс;
3)формы социальной организации: культура (система ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях), социальные институты, социальная структура (как упорядоченная система общественного разделения труда и связанная с этим система отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей), структура социальных функций и ролевых предписаний;
4)субъективные конструкции социальной реальности, которые отдельные индивиды выстраивают только благодаря взаимодействию с другими прямо или опосредованно.
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждый из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и групп.
Таким образом, социология управления - это отрасль социологии, изучающая социологические аспекты управленческой деятельности: процессы управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. В центре её внимания - изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании воздействия субъекта управления на управляемый социальный объект для обеспечения его успешного движения к заданной цели.
Для более ясного представления о сущности и специфике социологии управления представляется целесообразным привести ещё несколько определений этой науки, содержащиеся в наиболее авторитетных российских источниках. Так, в Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Толковый словарь по управлению даёт такое определение: социология управления - раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления. Э.М. Коротков трактует эту науку как формирование групп в системе управления по социологическим признакам, изменение социальной структуры в процессах развития управления, её характеристики и практический эффект. В этих определениях подчёркивается два основных аспекта: во-первых, изучение социальных отношений; во-вторых, исследование процесса формирования и изменения групп (социальных общностей).
Специфической особенностью социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методический аппарат исследовательской социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях общности людей.

1.1.3 Основные задачи и функции социологии управления

После определения особенностей социологии управления как отрасли социологии, а также её объекта и предмета, можно сформулировать её основные задачи.
Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, включены в управленческую деятельность объектно и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических и социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.
Сущность третьей задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз её совершенствования. А это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и четвёртую свою задачу - сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления и объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.
Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить её основные функции, которые непосредственно связаны с вышеперечисленными задачами и вытекают из них.
Познавательная функция социологии управления имеет основной целью изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить её роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п.
Оценочная функция определяет (оценивает), в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, групп или общностей.
Прогностическая функция направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдалённого будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления.
Образовательная (обучающая) функция состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем распространять знания об управлении, т.е. его задачах, функциях, механизмах реализации. Другой составляющей этой функции является оснащение управленческих кадров новыми приёмами, технологиями управления, т.е. социология управления выступает как практически действующее средство совершенствования системы управления и повышения эффективности управленческой деятельности.
Таким образом, сущность социологии управления наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ей функций, которые объективно свойственны эффективному управлению, но во многом зависят от самих субъектов управленческой деятельности и от общего уровня развития культуры управления.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и изучении следующих взаимосвязанных компонентов:
1)органов управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем, включая изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми при выполнении ими управленческих функций;
2)группы проблем, связанных с постановкой и реализацией социальных целей управления с точки зрения социальных критериев, анализом социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследованием и разработкой системы учёта интересов, мнений и предложений людей;
3)целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, рассматриваемые не просто как социальные качества личности, а как выражение определённых отношений, возникающих в процессе управления;
4)внутригруппового регулирования и социальной самоорганизации в отдельных группах и на предприятии в целом.
Социология управления рассматривает такие актуальные проблемы, как:

  • организационная культура;
  • система власти и отношения руководства-подчинения;
  • социальная структура организации;
  • взаимосвязь формальной и неформальной структур;
  • социальные группы, статусы и роли;
  • формирование групп в системе управления по социологическим признакам;
  • соединение личных, групповых и общеорганизационных целей;
  • участие исполнителей в выработке общих решений;
  • оценка руководителей;
  • организационные конфликты;
  • адаптация персонала;
  • управленческое консультирование;
  • социальное планирование;
  • сокращение персонала;
  • дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т.д.;
  • удовлетворённость трудом и отчуждение от работы;
  • социальная ответственность и др.
Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учёте социального фактора. Проблемы управления в социологии рассматриваются с различных позиций, так как социология управления по сравнению с другими науками об обществе является относительно молодой наукой. Это обуславливает наличие порой диаметрально противоположных теоретико-методологических подходов и научных положений. В общенаучном плане под объектом исследования понимается часть органической или неорганической природы, рассматриваемая в качестве самостоятельной системы, в качестве объекта исследования допустимо рассматривать всю вселенную и любой ее элемент. Объектом социологии управления являются управляемые процессы и объекты всех уровней: общество в целом, регион, муниципальное образование, социальная сфера, предприятие, фирма, группа, личность. Таким образом, объект социологии управления - это вся социальная сфера, в том числе человек как социальное существо, и процессы, протекающие в данной сфере. Анализируя объект исследования социологии управления, следует добавить, что данная наука исследует также и спонтанные процессы самоорганизации в обществе, которые даже без включения в управленческую деятельность играют важную роль в социальном управлении. В число спонтанных процессов входят репродуктивное поведение, формирование общественного мнения, проявление потребительских интересов, миграция населения, теневая экономика и т.п. Спонтанные процессы самоорганизации общества, возникающие в процессе социальных взаимодействий, присущи многим формам жизнедеятельности.

Предмет исследования выражает те характеристики, процессы, параметры, свойства, которые являются значимыми для цели и задач данного исследования, он более конкретен и избирателен по сравнению с объектом исследования. Предмет социологии управления - взаимосвязи, закономерности функционирования социальных объектов и механизмы управления ими на основе социологического анализа. Важным аспектом предметной области является исследование закономерностей, регулирующих управление как социальную деятельность в согласовании интересов различных субъектов общественной жизни. При этом необходим анализ того, как и каким образом реализуются объективные социальные закономерности в управлении, и на этой основе конструировать стратегию и тактику целенаправленной управленческой деятельности. Предметной областью социологии управления является также исторический взгляд на управление: рассмотрение различных его форм в историческом контексте от общинного самоуправления, через государственное управление к сочетанию государственного управления с различными формами общественного самоуправления.

Специалисты Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии Российской Академии наук выделяют четыре блока проблем управленческой практики, требующих специальных знаний для их решения:

Проблемы управления людьми, когда предметом управления становятся личные, а не профессионально-технологические качества работника;

Проблемы управления отношениями при смещении акцента в сторону отношений руководства и лидерства и противопоставлении формальных и неформальных структур в решении вопросов повышения производительности труда;

Проблемы управления результатами заключаются в отсутствии четко выработанных критериев результативности и эффективности управленческих действий;

Проблемы управления системами, когда в качестве системы рассматривается лишь объект управления, а не системный характер самого механизма управления.

Актуальной задачей социологии управления является также изучение и прогнозирование вариантов развития спонтанных процессов, разработка рекомендаций по их оптимизации средствами административного, социального и других видов воздействия.

Определяя структуру социологии управления, необходимо иметь в виду, что в ее исследовательское поле входят разного типа исследования, в числе которых фундаментальные и прикладные. Фундаментальные знания ориентированы на приращение интеллектуального потенциала науки и общества в целом, а прикладные - на использование их в разработке управленческих решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях управления. Социология управления изучает социальные процессы с позиций иерархического принципа построения системы и взаимосвязей внутри нее. В теоретическом плане она рассматривает социальные проблемы разного уровня и масштаба применяемых управленческих воздействий, базируясь на основных философских законах познания общего через обобщение частного и сопоставлении частного с общим. Таким образом, в зависимости от круга управленческих проблем в структуре социологии управления можно выделить четыре уровня.

  1. Макросоциологический уровень - это изучение управленческих процессов и отношений на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях.
  2. Теории среднего уровня изучают управление в локальных сферах общества: в регионе, в муниципальных образованиях, в организации и т.п.
  3. Микроуровень - изучение личности, ее потребностей, мотивации в процессе управленческих коммуникаций.
  4. Операциональный уровень включает анализ и выбор наиболее оптимальных методов и технологий управления, разработку программы и проведение конкретно-социологических исследований по проблемам управления.

Функции социологии управления следующие:

Познавательная - изучение сущности управленческих отношений, роли и значения управления в развитии общества и его подсистем;

Методологическая функция заключается в том, что в процессе исследования не только изучаются свойства объекта и предмета исследования, но и накапливаются знания о самом процессе познания, вырабатываются принципы и методы познания, научной деятельности;

Социально-инженерная функция направлена на изменение социальных систем и институтов в заданном направлении;

Гуманистическая, культурологическая функция выражается в формировании культуры управления, обеспечивающей необходимые условия для оптимизации управленческой деятельности;

Поисково-прогностическая - определение возможных вариантов развития и возможных состояний систем м процессов;

Нормативно-прогностическая - поиск управленческих методов и технологий для достижения оптимального состояния управляемого объекта;

Идеологическая, которая опирается на систему основополагающих взглядов на существующие общественные отношения, в том числе управленческие, в соответствии с интересами личности, различных социальных групп и общества в целом.

Таким образом, социология управления - это наука, изучающая механизмы социального управления, опирающаяся на социально значимые цели и прикладные социологические исследования. Она является одной из молодых социологических дисциплин, с этим связано то, что социология управления пока не имеет общепризнанного места в системе социологического знания и управленческих наук, а также сложившегося понятийного аппарата. Это создает немало проблем в осмыслении управления социальными процессами и системами с позиций данной науки.

Первые примитивные элементы науки управления, то есть попытки этого явления, можно найти у Сократа, Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Платон называл управление "наукой о питании людей", тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но они слишком абстрактны, и поэтому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Причем в зависимости от обстоятельств, Платон выделяет два стиля управления: политический и тиранический. Если граждане выполняют свои функции в обществе и соблюдают законы, то стиль управления государством должен быть мягкий (политический); если же в обществе нет должного порядка и гармоничных взаимоотношений, то используется стиль управления, основанный на силе (тиранический). Таким образом, у Платона мы находим зарождение идей о стилях управления и о самом "современном" сейчас ситуационном подходе в управлении.

Более низкую оценку управленческой деятельности давал Аристотель. Он называл управление "господской наукой", смысл которой заключается в надзоре за рабами. И давал совет, при возможности перепоручить эти хлопоты управляющему, а самому заниматься более достойными внимания науками: философией и другими изящными искусствами.

Учитывая исторический подход, типы социального управления можно классифицировать в соответствии с этапами развития общества: родоплеменное управление, управление в рабовладельческом, феодальном, индустриальном обществах. В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные властью и пользующиеся авторитетом, осуществляли координацию всех основных функций жизнедеятельности родоплеменных коллективов. В этом механизме управления существенную роль играло групповое сознание, воплощенное в традициях.

В рабовладельческом обществе уже возникают законодательные принципы, дифференциация власти, строгое разграничение сфер субъекта и объекта управления. Если родоплеменная общность регулировалась неписаными законами, то при рабовладении появляются писаные законы.

В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления - политических, правовых, нравственных, религиозных, философских, художественных и прочих призванных обеспечить соответствующие принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер (передавалась по наследству), как, впрочем, и почти все формы материального и духовного производства (ремесло, врачевание, культура земледелия, художественная и др.).

В условиях общей демократизации общественной жизни политическая власть, навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящая элита формируется из людей, способных руководить различными звеньями общественной жизни. Максимально используются достижения науки и техники, а также резервы человеческих возможностей. В каждом конкретном случае организация управления имеет четко выраженный целенаправленный характер, подчиняясь вместе с тем в целом стихийным силам рынка. Управление различными видами материального и духовного производства стало самостоятельной профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и даже характера. Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на экономические исследования, социологию, психологию, математику, кибернетику и др. Сформировался и институт менеджеров - наемных специалистов по управлению различными областями деятельности.

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 г. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х г. и успешно функционирует и в настоящее время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.

Таким образом, 50-е годы XX века характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.

Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.

Часто эквивалентом термина «социология» управления употребляется термин «менеджмент». Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.

В менеджменте рассматриваются более широкие вопросы: особые социально-экономические институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и людьми, руководители-менеджеры и другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом.

Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений руководителя и подчиненных. Рассматривается и система информации, необходимая для осуществления управленческой деятельности.

Информационные процессы являются не самоцелью, они призваны в конечном итоге управлять материальными потоками, взаимодействием материальных и информационных потоков.

Социология управления представляет собой одну из молодых социологических дисциплин. Очевидно, с этим в значительной мере связано то, что она «до сих пор не имеет своего общепризнанного места в системе социологического знания и сложившегося понятийного аппарата».

Незрелость ее методологии выражается в широком заимствовании из социологии труда, социологии организаций, основ менеджмента и других наук и научных дисциплин.

Потребность в научной рефлексии происходящих изменений особенно обострилась в условиях трансформации Российского общества, в момент преобразования базовых институтов. Качественные изменения затронули всю российскую институциональную систему: формы собственности, законы в трудовой сфере, экономические права предприятий. Вместе с тем обнаружилось, что за время реформ произошло ослабление целостности института управления предприятий, проявившееся в нарушении «взаимосогласованности и внутренней сбалансированности управленческих функций и сквозных процессов управления, а также инновационных процессов в этой системе».

Социологию управления рассматривают как межотраслевую социологическую теорию среднего уровня. Объектом социологии управления является «процесс совместной деятельности людей, в котором при определенных условиях возникает искусственная структура, основными функциями которой являются координация и программирование этой деятельности». Выделение этой искусственной структуры из недр совместной деятельности есть процесс институционализации социального управления. В качестве предмета социологии управления выступают управленческие отношения, процессы их институциализации и функционирования, а также социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия.

Точка зрения, согласно которой управление рассматривается в качестве социального института, становится популярной в последнее время. Многие авторы используют при анализе управления социологическую категорию «институт»: Г.В. Атаманчук, А.И. Кравченко, П.В. Романов, В.И. Франчук. Социальный институт управления представляет собой устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых обеспечиваются устойчивость и регулирование связей субъектов управленческих отношений.

Более углубленное представление о социальном институте может дать анализ его строения. Рассматривая социальные институты, большинство социологов признают системный характер его строения. В строении социального института выделяют шесть элементов: социальная группа, учреждения, обычаи, материальные орудия, организация, определенная цель. К составным элементам строения социального института относят цель, функции, учреждения и средства достижения цели, социальные санкции.

Познание, социологическое обоснование и интерпретация управления как важнейшего социального института - главная функция социологии управления, переживающей второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда существующий и функционирующий в обществе институт управления не может оставаться неизменным, а трансформации, происходящие в нем, носят фундаментальный характер.

Социология во многих странах давно и успешно включена в механизм государственного управления, потому что она вооружает научным знанием об обществе. Эффективность управления в современных условиях зависит от качества информации, ее достоверности, полноты, оперативности и т. п. Именно это способна предоставить современная техника социологического исследования. При отработанных программе, методике и процедурах анализа процесс сбора и обработки данных становится настолько формализованным, что предвзятая оценка общественных явлений маловероятна.

Социология выполняет многообразные функции. Прежде всего, она способна диагностировать состояние объекта управления. Любую социальную систему можно описать определенным количеством показателей, отражающих жизненно важные факторы ее функционирования. Например, уровень социального напряжения, доминирующие ориентации населения, лояльность к власти и т. д. Реализация диагностической функции осуществляется в режиме мониторинга при наличии нормативной модели, необходимость которой обусловлена тем, что данные о реальном объекте бессмысленны для управления, если не выработаны конкретные критерии. Такая модель отражает достигнутый уровень социального развития, который можно считать нормой. Скажем, нормативная модель по жилью означает, что каждая семья имеет отдельную благоустроенную квартиру. Выявляя реальное положение с жильем в обществе, социологи сравнивают его с нормативной моделью и определяют тем самым направленность и величину отклонений. Совокупность этих отклонений и дает информацию для принятия решений.

Социология нужна органам государственного управления для выполнения прогностической функции. Обычно вырабатываются прогнозы двух типов: поисковые, призванные показать возможное состояние социального объекта путем экстраполяции наблюдаемых тенденций, и нормативные, определяющие формы, методы и сроки достижения желаемого состояния объекта на основе заранее заданных критериев. Данная функция реализуется посредством социального моделирования, проектирования, конструирования и планирования.

Социальное моделирование чаще всего связано с выделением ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей. В системе человеческих отношений изменения одного фактора неизбежно влекут изменения других. В повседневной практике не всегда возможно предсказать, как изменится, скажем, социальная активность государственных служащих, если после принятия соответствующего закона изменится фактор «перспективы роста», т. е. каждый чиновник будет четко знать, что его ждет в материальном, профессиональном, должностном положении. Причем это не будет зависеть от личного отношения к нему его начальника.

Таким образом, если известны основные факторы, определяющие систему человеческих отношений, выявлены их взаимосвязи, то, изменив какой-либо параметр, можно смоделировать изменения социального объекта. Что это дает? Возможность принимать решение, предварительно апробировав его на модели и выяснив его последствия.

Социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Разумеется, можно без социального проекта отрегулировать отношения на уровне фермерского хозяйства, но сформировать коллектив крупного акционерного общества будет очень трудно. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет собой общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами. Однако как бы грамотно ни была разработана социальная конструкция, требуется ее тщательная проверка. Обычно это делается при помощи социального эксперимента.

Социальное планирование выступает в качестве не только метода определения желаемого состояния социального объекта, но и инструмента его достижения. План представляет собой научное обоснование целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений в тесной связи с жизнедеятельностью различных социальных групп.

Последнее время возрастает роль контрольно-аналитической функции. Речь идет о социологической экспертизе законопроектов и управленческих решений. Социология способна проверить, как будет «работать» решение, как его, в частности, воспримут люди.

Особое значение имеет организационно-технологическая функция. В результате исследований конкретных ситуаций разрабатываются не только социальные проекты, но и технологии их реализации. По существу это социоинженерная деятельность, ориентированная на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение. Тем самым она непосредственно связана с процессом формирования нового жизненного уклада людей, обладающего эффективной социально ориентированной системой государственного управления.

Социология выполняет консультационную функцию, оптимизирующую внутреннюю деятельность административных учреждений. Она участвует в совершенствовании организационных структур, процессов принятия решений, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т. п. В этих целях используются достижения социологии организаций, социологии управления, социологии государственной службы.

Социология выполняет и имидж-функцию, которая направлена на сохранение либо изменение образа государственной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности, обеспечение информирования населения о работе этой организации.

Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение цели (целей) системы. Существующая и функционирующая в обществе система управления не может оставаться неизменной и в ней происходят фундаментальные перемены. Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей, мотивацию их интересов, их ценностные ориентации.

В обществе существует огромное разнообразие общностей, некоторые из них складываются спонтанно, стихийно, на основе взаимной симпатии, заинтересованности людей друг в друге. Но есть и такие виды социальных общностей, которые создаются и функционируют для достижения общей цели или целей, а взаимодействия входящих в них индивидов (групп), их социальные роли и функции, права и обязанности определенным образом организуются и управляются. Такие социальные общности называются организацией и представляют определенным образом взаимодействующие группы людей, деятельность которых координируется и управляется для достижения общей цели.

Группы людей, которые созданы по воле руководства для достижения определенных целей и взаимодействие в данных группах регламентируется соответствующими распоряжениями, приказами, инструкциями, называются формальными организациями.

В структуре любой организации, пусть даже небольшой по численности входящих в нее людей, ориентированной па выполнение нескольких функций, возникает специфический социальный феномен - управление, а оно приводит к появлению отдельных личностей или их групп, специально занимающихся управленческой деятельностью.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением груда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление - не что иное, как «настраивание людей на труд». АкиоМорита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое. Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу. Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять - значит приводить к успехам других. Майкл Мескон считает, что управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.

Можно дать и такое определение: управление - это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей.

Все приведенные определения управления имеют нечто общее - это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью. Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Таким образом, под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему). В качестве таковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятии, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели.

Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни людей, их ценностные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.

Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками - политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и предмета социологии управления дает возможность сформулировать определение и самой специфической отрасли социологического знания - социологии управления.

Социология управления - специальная социологическая теория, изучающая:

  • процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей;
  • многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем;
  • весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;
  • отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;
  • формирование целей управления с точки зрения социально- экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;
  • анализирует и оценивает социальные последствия принимаемых управленческих решений, определяет эффективность управленческих действий;
  • совершенствование социальных механизмов воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тэйлором, А. Файолем, М. Вебером, Г. Фордом, Г. Эмерсоном, Э. Мэйо, Р. Мертоном и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.

Толковый словарь по управлению дает такое определение: социология управления - раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Э.М. Коротков трактует эту науку как формирование групп в системе управления по социологическим признакам, изменение социальной структуры в процессах развития управления, ее характеристики и практический эффект.

По мнению М.В. Удальцовой, наука, изучающая социальные отношения и устанавливающая основные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений, называется социологией и психологией управления и организаций.

В этих определениях подчеркиваются два основных аспекта: во- первых, изучение социальных отношений; во-вторых, исследование процесса формирования и изменения групп (социальных общностей).

  • с одной стороны, с проходившими в 60 - 70-е годы XX в. дискуссиями о предмете социологии, в результате которых возникло определение социологии как науки, изучающей социальные отношения;
  • с другой стороны, по мнению многих ученых (В. Харчева, В.А. Ядова и др.) специфика социологии как целостной системы научного знания состоит в том, что она изучает закономерности образования, функционирования и развития социальных общностей. Ключевой, основополагающей категорией является категория «социальная общность» как взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности. Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной категории социологии позволяет учесть субъекта о-деятельностную компоненту социального:
    • 1) . Социальное действие;
    • 2) . Последовательность действий - социальный процесс;
    • 3) . Формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях); социальные институты; социальную структуру (как упорядоченную систему общественного разделения труда и связанную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей); структуру социальных функций и ролевых предписаний;
    • 4) . Субъективные конструкции социальной реальности, которые отдельные индивиды выстраивают только благодаря взаимодействию с другими прямо или опосредованно.

Г. Спенсер, проводя аналогию между обществом и живым организмом, выделял в обществе «управляющее и управляемое сословия».

Управляемость есть основная характеристика, о. управление- основная функция социальной системы. Процесс управления есть не что иное, как упорядочение системы. При этом поскольку одной из основных задач управления является сохранение качественной определенности системы посредством перевода ее из одного состояния в другое, упорядочивающее воздействие выступает как приведение системы в соответствие с присущими ей объективными закономерностями и тенденциями, характеризующими эту качественную определенность. Однако для того, чтобы этот процесс шел успешно, социальная система должна быть управляемой.

Управляемость- как основная характеристика системы - означает ту степень контроля, который управляющая подсистема какого-либо организационного целого осуществляет по отношению к управляемой, а также ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Конечно, эта грань подвижна и варьирует в зависимости от типа социальной организации, качества управляющего воздействия, особенностей и т.д. Однако совершенно исчезнуть она не может Это характерно для всех социальных систем.

Большие по размерам и более сложные социальные системы имеют иерархическую и многоступенчатую структуру. Иерархия (от греч. hieros- священный и arche - власть) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные многоуровневые системы.

Вертикальное строение системы при ее иерархическом устройстве можно представить в виде многослойной пирамиды своеобразной «пирамиды влияния» при этом отношения внутри каждого слоя являются горизонтальными, т.е. равноправными, а между элементами различных слоев возникают отношения соподчинения. Хотя элементы всех слоев иерархической системы взаимосвязаны и образуют единое множество, сами слои составляют отдельные подмножества более тесно связанные отношениями внутри слоя, чем с другими слоями и отличаются друг от друга. Сущность этих различий - властное неравноправие элементов, основанное на неравном объеме степеней свободы образовывать активные связи с другими элементами, т.е. воздействовать на них. Все промежуточные звенья или подструктуры имеют активные и пассивные связи за исключением низшего слоя. Однако решающие значение для иерархии управления имеют только активные связи, т.е. возможности активно воздействовать на другие элементы и их объединения.

Системные связи (горизонтальные и вертикальные) - основа существования системы, отличаются устойчивостью, регулярно повторяются в неизменном виде. Иначе говоря, люди приходят и уходят, а отношения остаются. В месте с тем, в системе могут возникать неустойчивые отношения, т.е. такие, которые проявляются спорадически и не повторяются.

Элементы системы, индивиды, социальные группы, организации и общности, существуют не изолировано друг от друга, а в определенных отношениях. Любые отношения в системе могут быть представлены как парные отношения типа «элемент 1 - связь - элемент 2». Каждая связь в системе может быть выражена через соответствующую внутрисистемную пару. Например, «начальник - подчиненный», «руководитель - исполнитель», «управляющая подсистема - управляемая подсистема».

Внутрисистемные пары сцепляясь и пересекаясь с другими, образуют как саму систему, так и ее функциональную основу - управление.

Следовательно, основной задачей социологии управления будет изучение диагностирование этих отношений, поиск способов повышения их эффективности.

Управленческое отношение (отношение системных пар) - то главное звено, с помощью которого можно вытащить всю цепь. Если использовать модель социального организма Г.Спенсера, то управленческие отношения есть аналогия нервной системы в живом организме. Именно этим обстоятельством и обусловлен выбор социологии управления.

Таким образом, предметом социологии управления являются управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерности, различные социальные явления и структуры, а также люди как индивиды. Специфической особенностью социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат исследовательской социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях общности людей.

Таким образом, социология управлениякак часть общей социологии рассматривает процесс становления, функционирования и развития определенной сферы жизнедеятельности и культуры согласованно действующей общности людей; она исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведения в системах и процессах управления.

Социологический подход к управлению заключается в выделении и изучении следующих взаимосвязанных компонентов:

  • 1. Социология управления изучает органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем и включает изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми при выполнении ими управленческих функций. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организаций.
  • 2. Социология управления включает постановку и реализацию социальных целей управления с точки зрения социальных критериев; анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследование и разработку системы учета интересов, мнений и предложений людей.
  • 3. Социология управления исследует проблемы целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, которые выражают определенные отношения, возникающие в процессе управления.
  • 4. Социология управления изучает проблемы внутригруппового регулирования и социальную самоорганизацию в отдельных группах и на предприятии в целом.

Социология управления рассматривает такие актуальные проблемы:

  • организационная культура;
  • - система власти и отношения руководства-подчинения;
  • социальная структура организации; взаимосвязь формальной и неформальной структур;
  • социальные группы, статусы и роли;
  • формирование социальных групп в системе управления;
  • соединение личных, групповых, общеорганизационных целей;
  • участие исполнителей в выработке общих решений;
  • оценка руководителей;
  • организационные конфликты;
  • адаптация персонала;
  • управленческое консультирование;
  • социальное планирование;
  • сокращение персонала;
  • дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т.д.;
  • удовлетворенность трудом и отчуждение от работы;
  • социальная ответственность.

Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся социальный процесс воздействия на управляемую подсистему систему. Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учете социального фактора.