Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление со­циальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенст­во было незначительным, поэтому стратификация там почти от­сутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Воз­никли касты, затем сословия, а позже классы. В одних общест­вах переход из одного социального слоя (страты) в другой запре­щен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закры­тым или открытым.

^ СЛАГАЕМЫЕ СТРАТИФИКАЦИИ

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозна­чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо­добила строение общества строению Земли и разместила соци­альные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточ­ные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Богатые занимают самые привилегированные должности и са­мые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачива­ются и связаны с умственным трудом, выполнением управленче­ских функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств состав­ляют элиту общества. К зажиточным слоям, составляющим сред­ний класс, в современном обществе относят врачей, юристов, пре­подавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию; к низшим слоям - неквалифицированных рабочих, безработных, нищих. Рабочий класс, согласно современным представлениям, составляет самостоятельную группу, которая занима­ет промежуточное между средним и низшим классами положение.

Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень об­разования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образо­вания. Таким образом, к доходу как главному критерию страти­фикации добавляются престиж профессии (занятия), объем влас­ти и уровень образования.

Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом на­зывают сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, посо­бий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высо­ки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются дви­жимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственника­ми, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты не­велика. У среднего и низшего классов главным источником суще­ствования выступает доход, так как у первого если и есть богат­ство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ра­ди зарплаты.

Суть власти - в способности навязывать свою волю вопре­ки желанию других людей. В сложном обществе власть институ­ционализирована, т. е. охраняется законами и традицией, окруже­на привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, составляют эли­ту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государ­ства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользу­ется та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Долж­ность президента коммерческого банка престижнее должности кас­сира. Все профессии, занятия и должности, существующие в дан­ном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место чело­века в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Приписываемый ста­тус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабст­во и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвиж­ную систему стратификации, или открытое общество, где допус­каются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое об­щество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сослов­ным устройством следует причислить к промежуточному типу, т.е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы истори­ческие типы стратификации.
^ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в раз­витии. Совокупность социальных перемещений людей в общест­ве, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мо­бильностью.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет спускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и об­ладатели низких статусов для себя и своих детей желают того же самого. Так получается и в человеческом обществе: все стремят­ся наверх и никто - вниз.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ

М ежпоколенная мобильность предполагает, что дети либо до­стигают более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

^ Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Пример: токарь ста­новится инженером, а затем начальником цеха, директором заво­да, министром машиностроительной отрасли.

^ Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из од­ной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют вос­ходящая мобильность(социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность(социальный спуск, движение вниз). По­вышение в должности - пример восходящей мобильности, уволь­нение, разжалование - пример нисходящей.

^ Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, на одном уровне. Примером служит перемещение из православной религиозной группы в католическую, из одного гражданства в другое, из од­ной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь об­разованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонта­ли происходят у каждого человека независимо от других; группо­вую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает гос­подствующие позиции новому классу.

Таковы главные виды социальной мобильности. Кроме назван­ных, иногда выделяют организованную мобильность, когда пере­мещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизон­тали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной ор­ганизованной мобильности можно отнести репатриацию (переселе­ние) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных инди­видов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или про­фессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50- 70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.
^ КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Самое полное описание каналов вертикальной мобильности дал П. Сорокин . Только он называет их «каналами вертикальной цир­куляции». Особый интерес представляют социальные институты - ар­мия, церковь, школа, семья, собственность, которые используют­ся в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала мобильности в воен­ное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысив­шись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появля­ется возможность захватывать трофеи, брать контрибуции, уво­дить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Известно, что из 92 римских императоров 36 начинали с низ­ших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись бла­годаря армейской карьере. Наполеон и его окружение - марша­лы, генералы и назначенные им короли Европы - вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и другие командую­щие достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила боль­шое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепи­скоп Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сын плотника. П. Сорокин изучил 144 римских католических пап и ус­тановил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Ин­ститут целибата (безбрачия), введенный в XI веке папой Григо­рием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходя­щего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви бы­ли отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было не­мало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы кон­кретную форму они ни имели, во все века служили мощным ка­налом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обще­ствам, где школы были доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

Британия представляет другой полюс, на котором привилеги­рованные школы доступны только высшим слоям населения. «Со­циальный лифт» короткий: он движется только по верхним эта­жам социального здания.

Пример «длинного лифта» представляет Древний Китай. В эпо­ху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие прави­тельственные посты. Под влиянием Конфуция правительство ман­даринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возве­личенных благодаря школьному «механизму».

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих стра­нах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высоко­го положения только те, кто имел деньги, а не знатное проис­хождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что лишь некоторые занятия и профес­сии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% - банкира и биржевика, в 12% - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

^ Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных соци­альных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знат­ным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, по­лучив то, что хотел каждый.

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражда­нина.

^ СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Социальные санкции - разветвленная система вознагражде­ний за выполнение норм, за согласие с ними, и наказаний за от­клонение от них, т. е. за девиантность. Выделяют 4 типа санк­ций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

^ Формальные позитивные санкции - публичное одоб­рение со стороны официальных организаций (правительства, уч­реждения, творческого союза): правительственные награды, госу­дарственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (напри­мер, избрание председателем правления).

^ Неформальные позитивные санкции - публичное одоб­рение, не исходящее от официальных организаций: дружеская по­хвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, при­знание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

^ Формальные негативные санкции - наказания, преду­смотренные юридическими законами, правительственными указа­ми, административными инструкциями, предписаниями, распоря­жениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, по­нижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

^ Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замеча­ние, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебре­жение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распус­кание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе со­циального контроля. Вместе с ценностями и нормами они состав­ляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролиру­ют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санк­ции также предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная на­града, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Санк­ции также вносят в поведение элемент предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеем­ся, что он знает не только норму, но и санкцию.
ЮНОСТЬ
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами (загляните в словарь английского языка или в другой источник и установите смысл тер­мина). В этом возрасте происходят важные физиологические из­менения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические изменения: возникает влечение к противоположному полу, усиливается агрес­сивность (зачастую немотивированная), проявляется склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творче­ству, непризнание всех и всяческих авторитетов, с одной сторо­ны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порож­дают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Среди ее негативных характеристик обычно выде­ляют три явления-символа: наркотики, секс и насилие. Подрост­ковый период называют «трудным возрастом», «переломным пе­риодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного ма­лым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи деть­ми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивает­ся параллельная система ценностей и взглядов на мир, кото­рая частично пересекается с позицией родителей, а частично с взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента лич­ности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - эта­жи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одно­временно наблюдается постоянный поиск нравственных ориенти­ров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юно­ши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манеры по­ведения, круга знакомств, т. е. всего того, что составляет соци­альную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «пра­вильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя глав­ными обстоятельствами:

Несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинэй­джеров, который задан их возрастом;

Несовпадением старого стиля родительства, ориентирован­ного на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребен­ком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, задан­ных им психофизиологическим повзрослением;

Противоречием между усилившейся ориентацией на само­стоятельность и зависимостью от мнения сверстников.

Психофизиологическое взросление практически ничего не ме­няет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы. Родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, уча­ствуют в общественной и производственной жизни: Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законода­тели, потребители, защитники и т. д. А тинэйджеры экономичес­ки несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распоряди­телями, производителями, законодателями. Они лишь потребите­ли. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается ис­ходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравне­нию со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйд­жеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже ре­шены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать го­раздо больше ошибок, чем это делают взрослые. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая рас­пущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры броса­ют школу, в результате чего нарушается процесс социализации. Незаконченное образование сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупо­требление алкоголем и лихачество есть не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина по­буждает многих бросать школу. Статус школьника считается «не­взрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми.
^ ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ
В зрелом возрасте ролевой конфликт (ролевое бесправие) пре­одолевается. Психофизиологическое взросление совпадает с со­циальным и экономическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение пропорционально за­траченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст характеризуется расцветом человеческой личности (хо­тя конкретные люди, конечно, различаются степенью своего лич­ностного развития).

Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным эта­пом социализации. Это собирательное понятие, охватывающее не­сколько циклов человеческой жизни, разделенных важнейшими со­бытиями: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, созда­ние семьи, рождение детей.

Наступление зрелого возраста, т. е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспиран­туре) до 21-23 лет, а может и ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого воз­раста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию - муж­чин в 60, а женщин в 55 лет.

Социологическим критерием разграничения двух периодов - молодежного и зрелого - служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность . Но что считать проявлением та­кой самостоятельности? Бывали времена, когда 20-летние юноши командовали армиями, занимались другими серьезными взрослы­ми делами, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды исто­рии - во время войн и революций - молодежь быстрее дости­гает общественного признания, ее социальный статус растет бла­годаря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутирования. Напротив, в спокойные периоды истории этап не­самостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, которые позволяют определить со­ответствие молодого человека статусу взрослого. Он должен:

Сам себя обеспечивать средствами существования;

Распоряжаться деньгами независимо от других;

Быть самостоятельным в выборе образа жизни;

Проживать независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от 15 до 30 лет соответствуют четырем при­веденным критериям и поэтому вправе называться взрослыми. Наряду с указанными критериями социологи пользуются и дру­гими. Это в частности: а) способность отвечать перед законом, б) допуск к голосованию на выборах, в) вступление в брак. С точки зрения социализации лишь вступление в брак служит зна­чимым критерием взрослости. Семья - единственный агент со­циализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жиз­ни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок - объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек - субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации одновременно. Старики и пожилые члены семьи мо­гут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

^ Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, брать­ев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственни­ков, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тре­неров, врачей, лидеров молодежных группировок; агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, универ­ситета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотруд­ников телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. ^ Пер­вичная социализация касается непосредственного окружения че­ловека и включает прежде всего семью, родственников и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, ок­ружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вто­ричной - на поздних. Соответственно выделяют агентов первич­ной и вторичной социализации.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с ре­бенком тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-лич­ных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вто­ричной социализации. Милиционер или полицейский всегда вы­ступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предпри­ятие - средства существования и т. п. Напротив, агенты пер­вичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств сущест­вования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазироди­телей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Социальная дифференциация (от лат. differentia – различие) – это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами и слоями населения.

Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы.

На ранних этапах общественного развития социально значимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства.

В традиционном обществе, основанном на разделении труда, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленники, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство.

В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства, т. е. интерпретируется с точки зрения равенства.

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

Под стратой (от лат. stratum – слой, настил) в социологии понимается реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.). Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует возникновению социальных конфликтов.

Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедные) количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Для описания неравенства различных социальных групп существует понятие «социальная стратификация» .

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой, настил и facere – делать) – это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали.

Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Выделяются следующие критерии стратификации: доход; власть; образование; престиж .

Стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения:

1. Верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям.

2. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

Социальная стратификация в различных теоретических системах понимается по-разному. Существуют три классических направления стратификационных теорий:

1. Марксизм – главный тип стратификации – классовая (от лат. classis – группа, разряд) стратификация , в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. От отношения человека к собственности зависит его положение в обществе и место на стратификационной шкале.

2. Функционализм – социальная стратификация, связанная с профессиональным разделением труда . Неравное вознаграждение – необходимый механизм, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди.

3. Теория, основанная на взглядах М. Вебера, – в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Важнейшие относительно самостоятельные иерархические структуры – экономическая, социо-культурная, политическая. Соответственно социальные группы, выделяющиеся в этих структурах, – класс, статус, партия.

На протяжении всей истории человечества определяются четыре типа стратификации.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие.

В реальности данные стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы. В современной социологии наиболее распространенными являются два основных подхода к анализу социальной структуры общества: стратификационный и классовый , в основе которых лежат понятия «страта» и «класс».

Основное различие стратификационного и классового подходов состоит в том, что в рамках последнего главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учета не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жесткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой. Стратификационный и классовый подходы к анализу социальной структуры общества

Социальная стратификация выполняет две функции – является методом выявления социальных слоев данного общества и дает представление социального портрета данного общества. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Образец задания

B4. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) уровень доходов

2) место в системе общественного производства

3) отношение к средствам производства

4) основные черты образа жизни

5) роль в общественной организации труда

6) социальный престиж

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 146.

  • 1. Понятие социального неравенства и социальной стратификации
  • 2. Теория соц. стратификации
  • 3. Исторические типы стратификации
  • 4. Социальная мобильность
  • 5. Социальная маргинальность

Социальное неравенство - неравномерное распределение благ и ценностей, в зависимости от статуса или группы. Неравный доступ к благам и дефицитным ресурсам.

Проявление в истории разное:

  • 1. Доклассовое. Отсутствует неравенство.
  • 2. Феодализм. Резкая соц. дифференциация (касты, сословия, классы); большим неравенством., жесткое разделение страт (переход почти невозможен).
  • 3. Современное. Касты, классы постепенно изживаются, появляется вертикальная и горизонтальная соц. мобильность. Государство все больше заботится о населении (социальное государство)
  • 4. Постиндустриальное. Высший класс на одном полюсе (высшее образование, обеспеченные цены, пост материалистические ценности, заняты в высоко технологичных отраслях хозяйства, имеют собственность, занимают высокие посты). Низший - на другом (среда пролетариата, эмигрантов, не отличаются высокой образованность, движимы материальными мотивами, заняты в массовом производстве или примитивных отраслях, иногда являются безработными).

Социальная стратификация - это иерархически организованная структура неравенства, которая существует в определенном обществе в определенный отрезок времени.

  • · Ранговое расслоение, при котором высшие слои в более привилегированном положении, чем низшие.
  • · Верхних слоев всегда меньше, чем нижних.
  • · Главное основание социальной стратификации социальное неравенство.

Критерии соц. стратификации:

  • · Доход
  • · Богатство
  • · Власть
  • · Образование (количество лет, потраченных на обучение, и может быть оценено через категорию престижа)
  • · Профессия
  • · + дополнительные критерии: половозрастные категории людей, национальные характеристики людей, религиозная принадлежность,. Место проживания(город сталица), культурно-мировоззренческие позиции, характер семейных отношения и связей.

Теории социальной стратефикции

Основоположник - Пятерим Сорокин , он дает определение: стратификация - дифференциация совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в неравномерном распределении прав, привилегий, ценностей и влияния.

Он выделил три основные форма стратификации:

  • 1. Экономическая (разделение по критериям дохода)
  • 2. Политическая (по критерию влияния на поведение членов общества)
  • 3. Профессиональная (по критериям, связанным с успешным выполнением социальных ролей, наличие знаний, умений, навыков)

Все эти формы находятся во взаимодействии друг с другом. Любое общество стратифицировано.

Социальная стратификация постоянно меняется (меняется степень ее интенсивности) .

Теорию Сорокина развил его ученик Толкот Парсонс . В основе социальной стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание к пределенным слоям происходит по следующим критериям:

  • 1. Качественные характеристики, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (пол и возраст)
  • 2. Ролевые характеристики, которые определяются определенным набором ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  • 3. Владение материальными и духовными ценностями.

Функционалистская теория социальной стратификации

Любое общество сталкивается с проблемой размещения индивидов в социальной структуре, кроме того, их нужно стимулировать.

Общество должно распределить людей по их позициям и побуждать их соответствовать.

Базовые идеи теории:

  • · Некоторые позиции в обществ функционально более важны, чем другие
  • · Только небольшое количество людей обладает способностями, которые дают возможность выполнять ответственные функции
  • · Для того, чтобы побудить одаренных людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, общество открывает им доступ к дефицитным благам.
  • · Неравный доступ к благам приводит к тому, что разные страты пользуются разным престижем и уважением.
  • · Престиж и уважение, права и преимущества создают институализировано неравенство (стратификацию).
  • · Социально неравенство между стратами по всем этим признакам позитивно, функционально и неизбежно в любом обществе.

Типы стратификации

В социологии известны 4 основных типа:

  • 1. Рабство (рабовладельческая система возникла в древности, разливают две формы рабства: патриархальное, т.е. раб обладает всеми правами младшего члена семьи; классическое - раб не имеет никаких прав, считается собственностью). Основано на прямом насилии, а соц группы в эту эпоху определялись по наличиюотсутствию гражданских прав
  • 2. Касты
  • 3. Сословия
  • 4. Классы

Первые три типа характеризуют закрытые общества.

Родаев и Шкаратан. Исторические типы стратификации.

  • 1) Физико-генетическая стратификационная система. В данной системе стратификация происходит по естественным демографическим признакам. Отношение человека к группе определяется полом, возрастом, наличием определенных физических качеств (сила, красота, ловкость). В данных системах неравенство утверждается через физическое насилие, закрепляется в обычаях и ритуалах. Господствовала еще в первобытной общине.
  • 2) Рабовладельческая система. Она основана на насилии. Неравенство утверждается военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. При этом, определенные социальные группы этих прав лишены. Те, кто лишены превращены в объект частной собственности и передаются по наследству.
  • 3) Кастовая система. В основе лежат этнические различия, они закрепляются религиозными порядками и ритуалами. Место появляется в результате того, что каждая каста имеет четкое место в разделении труда и очень четко определен перечень занятий. Положение пердается по наследству, социальная мобильность отсутствует.
  • 4) Сословная система. Группы различаются юридическими правами, которые связаны с обязанностями перед государством и закреплены юридически.
  • 5) Этократическая система. Дифференциация происходит по положению во властно иерархических системах. Масштабы и характер разделения находятся под жестким контролем государства. (Советский союз).
  • 6) Социально-профессиональная система. Группы делятся по содержанию и условиям труда. Особую роль играют квалификационные требования (навыки, опыт). Утверждение порядка происходит при помощи сертификатов, дипломов, лицензий. Они фиксируют уровень квалификации.
  • 7)Классовая система. Группы различаются по характеру и размерам собственности, уровнями доходов и личного благосостояния. Высокий уровень социальной мобильности.
  • 8) Культурно-символическая система. Дифференциация возникает из-за различий доступа к социально-значимой информации. А также потому, что существуют неравные возможности фильтровать и интегрировать эту информацию.
  • 9) Культурно-нормативные системы. Дифференциация построена на различаях уважения и престижа.

Петр Штомпка , предлагает выделять

Классические теории социального неравенства в социологии.

Одним из первых в социологии предложил теорию неравенства и теорию стратификации известный немецкий социолог М. Вебер (вторая половина ХIХ – начало ХХ века). Он выделил 3 основных компонента неравенства: имущественное неравенство , статус (авторитет или престиж группы в обществе) и власть (способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать определенные действия или вести определенную политику).

Одним из первых функционалистов в социологии был французский ученый Э.Дюркгейм (вторая половина ХIХ – начало ХХ века). Он считал неравенство функциональным элементом, то есть элементом, способствующим сохранению стабильности общества. В качестве причин неравенства он называл разные способности людей, а также разную общественную ценность разных видов деятельности, которые выполняют люди согласно своим способностям. Так, во всех обществах одни виды деятельности являются более важными, чем другие. Поэтому все основные институты общества (семья, образование, религия, экономика, политика и т.п.), строящиеся на этих деятельностях, образуют иерархию в обществе в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. В развитых обществах более талантливые люди выполняют более важные функции, которые выше вознаграждаются. Таким образом, формируется социальное неравенство, которое, в конечном итоге, поддерживает равновесие и порядок в обществе.

Последователи Э. Дюркгейма, американские социологи-функционалисты, К. Дэвис и У. Мур развивали его теорию уже в ХХ веке. Они полагали, что неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, при которых самые важные виды деятельности выполняли бы наиболее умелые. Самые важные виды деятельности различаются в зависимости от общества, но некоторые функции остаются основными – это религиозные, управленческие и технологические функции. Им соответствую такие виды деятельности, как религия, управление и производство (техника) . При этом сильнее всего вознаграждается управленческая деятельность – за ней закрепляются такие преимущества, как власть, богатство и престиж (напомню, это 3 основных критерия неравенства по М. Веберу) . Религиозная, или в современных условиях, идеологическая деятельность имеет престиж, но стремится также обладать властью . И, наконец, технологическая деятельность вознаграждается богатством, но стремится так же, как и религиозная деятельность, получить власть.

Последнюю функционалистскую теорию, которую мы с вами рассмотрим, это теория социального неравенства и социальной стратификации Т. Парсонса (американский социолог ХХ века). Он строил свою концепцию в зависимости от господствующей в обществе системы ценностей . В качестве таковых могут рассматриваться следующие:

1) принадлежность к родственной ячейке (место рождения, брак, семья);

2) личные (аскриптивные, предписанные) качества индивидов – пол, возраст, этническая принадлежность;

3) достижения индивидов в результатах их деятельности – профессия, образование, статус;

4) собственность – материальная и интеллектуальная;

Власть.

Данные ценности выступают критериями стратификации – то есть в зависимости от степени владения данными характеристиками человек занимает разное место в социальной иерархии и социальной стратификации.

Следующие концепции неравенства и стратификации, которые мы с вами рассмотрим, это конфликтологические теории неравенства .

Одним из первых ученых-конфликтологов, обративших внимание на причины социального неравенства был немецкий политэконом и социолог К. Маркс (ХIХ век) . Напомню, что причину социального неравенства и социального конфликта он видел в неравном владении и распоряжении экономическими ресурсами. Неравный доступ к экономическим благам порождает социальное неравенство. При любом экономическом строе, по его мнению, присутствуют 2 основных класса: господствующий (он владеет средствами производства и осуществляет над ними контроль) и эксплуатируемый (работающий на господствующий класс). Это основные классы. Кроме того, в каждом обществе имеются также неосновные классы – это остатки прежних классов или зарождающиеся новые классы. Например, класс аристократии при капитализме или класс пролетариев при феодальном строе. Также в социальной структуре присутствуют общественные слои (прослойки), занимающие промежуточное положение между двумя основными классами. Например, в классе буржуазии (господствующем классе при капитализме) выделяют мелкую, среднюю и крупную буржуазию. К слоям также относятся, по К. Марксу, третье сословие (адвокаты, учителя, врачи) при феодальном строе, мещанство и ремесленничество при феодализме и капитализме.

Напомню также, что с точки зрения конфликтологов, неравенство порождает социальный конфликт, а, следовательно, неравенство следует преодолевать. По мнению Маркса, основным способом преодоления социального неравенства является социальная революция.

В ХХ веке конфликтологическую теорию неравенства предложил последователь К. Маркса немецкий социолог Р. Дарендорф . Он полагал, что причина конфликта и социального неравенства в неравном владении и распоряжении властью, то есть неравенство – это власть одних над другими. В основу теории социальной стратификации их положено понятие авторитет, наиболее точно характеризующие отношения власти и борьбу за власть . Р. Дарендорф выделяет следующие классы в обществе:

Управляющие Управляемые

Управляющие- Управляющие- Рабочая Низкоквалифицир.

собственники менеджеры аристократия рабочие

НОВЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС

Рабочий класс.

1. Квалифицированные работники физического труда.

2. Полуквалифицированные и неквалифицированные работники физического труда (кроме сельского хозяйства).

3. Сельскохозяйственные рабочие.

И, наконец, мы с вами рассмотрим стратификационную модель современного российского общества, предложенную известным российским социологом, академиком Т.И. Заславской. Кроме традиционно используемых критериев или параметров стратификации, таких как, уровень власти, уровень дохода, наличие и объем собственности, уровень образования, уровень квалификации, тип и отрасль труда и т.п., исследовательница также использует некоторые субъективные критерии, такие как, общность убеждений, культуры и интересов, а также политические ориентации.

Все российское общество, согласно данной модели, поделено на 4 слоя, внутри которых выделяются социально-классовые группы.

1. Верхний слой общества (элиты и субэлиты).

1.1. Консервативно ориентированная часть бюрократической и военной элиты и субэлиты. Она представлена высшими государственными чиновниками и генералитетом силовых структур.

1.2. Группа новой экономической элиты и субэлиты. Она охватывает представителей крупного и крупнейшего капитала – «олигархов» - собственников и менеджеров финансово-промышленных групп, банков, бирж, крупных предприятий и фирм. Одна из их целей – проникнуть во властные структуры или подчинить их своим интересам. Именно поэтому такой капитал носит название «олигархический».

1.3. Либеральная элита и субэлита, тяготеющая к правым партиям и движениям, ратует за последовательное развитие рынка и дальнейшее ослабление государственного вмешательства в экономику. В современной России влияние таких групп невелико.

1.4. Высший слой криминальной элиты и субэлиты, элита организованной преступности, активно сотрудничающая с властью и крупным бизнесом.

2. Средние слои .

2.1. Среднее звено бюрократии – государственные чиновники среднего и низшего уровня (представлены областными, городскими и районными властями), обычно так же, как и центральная власть, консервативно ориентированы и включены в коррупционные схемы.

2.2. Бизнес-слой, состоящий из мелких и средних предпринимателей – собственников и менеджеров предприятий и фирм, а также профессионалов делового профиля (банковских работников, риэлтеров, коммерсантов, дилеров, брокеров и т.п.).

2.3. Высококвалифицированные и социально востребованные специалисты технического, социального и гуманитарного профиля, так называемые, профессионалы (юристы, экономисты, врачи, ученые, журналисты и др.). Представители этой группы, обычно, заняты, на негосударственных предприятиях и фирмах, имеют стабильно высокий доход и стабильную востребованность.

3. Базовый и нижний слои. Наиболее массовые слои российского общества – объединяют более двух третей населения.

3.1. Представители бывшего советского среднего слоя. Представители массовой интеллигенции, которым не удалось удачно встроиться в рыночные отношения. Это учителя, преподаватели, врачи, инженеры и т.п., которые в основном работают на государственных предприятиях и имеют средний и низкий доход, не смотря на их квалификацию. По своим политическим взгляда тяготеют к социально-демократическим ценностям и социально ориентированному государству.

3.2. Относительно адаптировавшиеся к новым условиям рабочие, крестьяне и служащие. Представители этих групп в основном заняты проблемами поддержания своего личного социального, а также семейного статуса, адаптацией к новым условиям. Их поведение носит прагматический характер и преследует преимущественно частные интересы.

3.3. Наименее образованные и социально-слабые представители базового и нижнего слоев. Охватывает примерно четверть россиян. Это люди, не сумевшие адаптироваться к общественным переменам, частично из-за ограниченности личных ресурсов, частично же потому, что им оказались чужды индивидуалистические ценности успеха, самостоятельности, ответственности и риска. Они по-прежнему ориентируются на помощь государства и, не получая ее, испытывают растерянность и тревогу. К этой группе относятся низко ресурсные группы: пенсионеры, инвалиды, одинокие женщины с детьми, учащиеся и студенты из бедных семей, живущие в сельской местности, мигранты и беженцы, безработные.

4. Андекласс (от англ. «underclass»), или социальное дно.

4.1. Люмпенизированная маргинально-переферийная группа («люмпен» от нем. означает низко квалифицированный рабочий, обычно без постоянного места работы, «маргинально-переферийная» означает «находящаяся между двумя группама или на социальной периферии»). Представители данной группы в целом не нарушают законов, во всяком случае, злостно, но социально и культурно отчуждены от «большого общества» и, в свою очередь, им отвергнуты. В этой среде преобладают регрессивные, деградационные способы поведения, связанные с потерей социального статуса, самоизоляцией, разрывом социальных связей, примитивизацией образа жизни. Будучи поставлена на порог выживания, эта группа служит питательной средой и ресурсной базой преступности. В данную группу входят «социальные аутсайдеры» - бомжи, постоянно безработные, нищие, опустившиеся и нигде не работающие девианты (алкоголики, наркоманы), сезонные рабочие, «гастарбайтеры» и др.

4.2. Представители криминального мира, занятые мелкой и исполнительской криминальной деятельностью. Многие из них участвуют на второстепенных ролях в организованной преступности. В эту группу входят мелкие рекетиры, аферисты, мошенники, мелкие киллеры, дешевые проститутки и т.п.

ТЕМА № 5. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

1. Основные понятия теории социальной структуры и социальной стратификации в социологии.

2. Классические теории социального неравенства в социологии.

3. Принципы построения современных стратификационных систем.

4. Понятие и виды социальной мобильности в обществе.

1. Основные понятия теории социальной структуры и социальной стратификации в социологии .

Любое общество как система имеет в своей основе социальную структуру. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе, или обществе. В качестве элементов социальной структуры могут выступать не только индивиды, но и нормы, ценности, институты, идеи, убеждения, взгляды, действия и взаимодействия и многое другое.

Известный современный польский социолог, Петр Штомпка , предлагает выделять 4 измерения социальной структуры , каждое из которых складывается из своих элементов. Итак,

первое измерение социальной структуры называется нормативное измерение – то есть общество рассматривается, прежде всего, как система норм, ценностей и институтов. Нормативная структура носит общеобязательный и принудительный характер, то есть выступает некой объективной рамкой, своего рода объективными правилами, обусловливающими действия и поведение людей;

второе измерение социальной структуры носит название – идеальное измерение, то есть общество рассматривается как совокупность идей (отсюда и название данного измерения), убеждений, взглядов, образов. В отличие от норм и ценностей, данные элементы не обладают принудительной силой, но также являются категорическими и устанавливающими. Убеждения и взгляды, независимо от того, истинны они или ложны, создают специфический для данного общества мыслительный горизонт, влияющий на совершаемые людьми действия;

третье измерение социальной структуры получило название интеракционное, то есть его основными элементами выступают взаимно соориентированные действия, или взаимодействия и коммуникации, образующие, в конечном итоге, социальные связи и отношения между людьми. Интеракционная структура определяет, кто с кем и относительно кого взаимодействует и выстраивает отношения;

четвертое и последнее измерение называют измерением интересов или жизненных возможностей. В данном случае основными элементами социальной структуры выступают индивиды, как носители разных интересов и возможностей. Наличие разных интересов и возможностей обусловливает конфликт и борьбу за место в социальной иерархии и порождает социальное неравенство.

Итак, мы с вами рассмотрели основные измерения социальной структуры. В современной социологии социальную структуру чаще всего связывают с последним, четвертым измерением, измерением социальных интересов. В этом смысле основными элементами социальной структуры выступают индивиды, занимающие определенный статус (позиция) в обществе и выполняющие соответствующие этому статусу социальные роли (определенные функции). Индивиды в обществе так же, как мы уже знаем, всегда объединяются в некоторые совокупности или группы. Поэтому социальная структура выражает также деление общества на общности, группы, классы, слои в соответствии с разным положением людей друг по отношению к другу по разным критериям.

Обычно социальная структура носит иерархический характер, который выражает социальное неравенство. Исходя из принципа неравенства, социальную структуру можно представить как социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном иерархическом порядке социальных образований – групп, классов, слоев, сословий и т.п.

В современной социологии чаще всего используют категорию страта, или слой – это множество людей, находящихся в одинаковой ситуации, в одинаковой мере владеющих и распоряжающихся определенными благами. В узком смысле страта определяется как социальный слой, выделяемый по какому-либо одному параметру: владению собственностью, доходом, властью, уровнем образования и т.д. Причем этот параметр должен приобретать в данном обществе ранговый характер: выше - ниже, хуже - лучше, престижно - не престижно и т.п. В таком понимании страта синонимична термину класс – социальная группа, имеющая неравный доступ к богатству, власти, обладающая неодинаковым престижем или термину социальная группа.

В статье поговорим о том, что такое социальная стратификация и социальное неравенство. Это довольно животрепещущий вопрос, который до сих пор остается актуальным и популярным в современном мире. Неравенство существовало с самого начала времен, но оно меняла свои формы и преобразовывалось. Мы попробуем подробно рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

О чем идет речь?

Рассматривать вопросы о социальном неравенстве и стратификации общества следует только после того, как мы четко разберемся в терминологии. Интересно, что далеко не все люди знают о том, что сам термин, которому посвящена наша статья, был позаимствован из геологии. Там он означает то, что земля состоит из разных пластов.

Социальная стратификация - это разделение общества на отдельные слои при помощи разнообразных социальных инструментов. Чаще всего это социальный статус, который дает понятие о достижениях и значимости того или иного человека в нашей системе ценностей. Критериев для разделения на самом деле существует очень много. Мы постараемся упомянуть все из них.

Образно говоря, можно представить прямую, которая разделена на протяжении всей своей оси. Стратификации в том, что между разными координатами разные дистанции. Вертикальная прямая очень показательно демонстрирует то, как формируется стратификация. Чаще всего деления на ней отображают финансовое состояние человека, количество его власти, образование, способы проведения досуга, меры потребления и так далее.

Почему мы такие разные?

Очень многие люди негативно воспринимают социальную стратификацию и социальное неравенство. Причина заключается в том, что они считают, будто бы на этой почве возникают все конфликты в обществе. Однако это не так. Даже ребенок замечает, что все люди разные. Мы все очень непохожи по характеру, по внешности, по интеллектуальным способностям. Конечно, не всегда хочется это признавать и акцентировать на этом внимание, но это так. Другой вопрос в том, что понятие социального неравенства и социальной стратификации подвергается стольким нападками из-за того, что люди даже понимая свои недостатки не хотят их преодолевать. Они просто негативно относится к тем, кто находится на более высшей ступени социальной иерархии. Но разумные люди понимают, что совершенно бессмысленно завидовать и очернять тех, кого природа наделила талантом художника, музыканта, предпринимательской смекалкой и так далее. При этом каждый человек может попытаться развить в себе эти качества и стать лучше. Но надо учитывать свои психологические и физиологические особенности, чтобы реально оценивать ситуацию.

База распределения

Сейчас мы поговорим о базовых критериях, по которым происходит разделение общества. Как мы знаем, неравенство социальных групп отражает социальная стратификация, но углубимся в основные индикаторы.

Во-первых, это доход. Деньги всегда были ключевым фактором, поскольку они дают власть и позволяют ее удерживать. На данный момент деньги не являются единственно ключевым фактором стратификации, но до сих пор они играют огромную роль в обществе. И это нормально. Следующий показатель — это образование. Здесь дело не в том, получили ли вы высшее образование, сколько ВУЗов вы закончили и есть ли у вас красный диплом. Речь идет скорее о том, насколько образованный человек, как он может поддерживать беседу, как решает логические задачи, как ориентируется в сложных ситуациях, как избавляется от стресса и так далее. Все это позволяет нам судить о том, насколько этот человек интеллектуален, и как с ним строить отношения.

Власть

Следующий показатель — это власть. Очень часто она зависит от семейных связей и дохода, а также от интеллектуальных способностей, но не всегда. Иногда власть может быть врожденным качеством человека. То есть, он может уметь вести за собой людей, убеждать их в чем-то, корректировать их точки зрения и влиять на решения. Это тоже вид власти, который оказывает довольно сильное влияние на большие группы населения. Из следующих базовых показателей отметим престиж, то есть показатель нашего статуса. Все люди понимают, что у них есть недостатки и преимущества, но кто-то умеет выгодно это преподнести, а кто-то создает впечатление неуверенного и нерадивого ребенка. Дело в том, даже если вы очень умный талантливый - этого мало. Необходимо уметь демонстрировать свои качества, отстаивать свою точку зрения, а самое главное быть собой в любых ситуациях. Смелость быть собой тоже приносит определенную власть и престиж, что в будущем отражается на репутации и отношениях в группе.

Причины

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, но также она дает объяснение тому, почему все происходит именно так и не иначе.

Отметим, что без социального неравенства обществу было бы очень трудно существовать. Другими словами, начался бы обычный хаос, так как не было бы никакой иерархии. Ответить конкретно на причины стратификации социология не может, но она предлагает разные варианты и точки зрения, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, социальная стратификация и социальное неравенство объясняются тем, что каждый человек или определенная группа людей выполняет определенную функцию в обществе. Другими словами, у каждого есть своя определенная задача и, естественно, какие-то задачи более важные, а какие-то менее важны. Исходя из этого уже происходит деление людей на тех, кто занят более конкретными серьезными делами, и тех, помогает им в этом. Можно провести параллель с производством. Так, например, есть основные работники, которые заняты непосредственно в самом процессе производства. А есть те, кто помогает обслуживать этот процесс и в этом заключается их основная работа. Точно также с обществом. Для того, чтобы все могли существовать в нормальных условиях каждый должен заниматься своим делом и выполнять свою роль. Но проблема современности в том, что ввиду большого количества мотивационных книг, тренингов, видео, фильмов и т. д. многие люди решили отказаться от своей роли и попробовать себя в чем-то большем. На самом деле в этом нет ничего плохого, это наоборот, очень хорошее развитие событий. Но есть одна большая проблема. Все мотивационные стимулы влияют даже на тех людей, которых устраивает их положение. То есть, им нравится жить в определенном городе, выполнять определенную работу, возвращаться в свою семью, или же жить самим и заниматься каким-то ремеслом, возможно жить только целями общества и т. д. Но современное общество все это критикует и нацеливает всех на единую цель - на достижение счастья через самореализацию. Все это сбивает людей с толку, и они перестают следовать своим настоящим желаниям, идут на поводу у маркетологов.

Мы немного отступили от темы функциональных причин неравенства. На самом деле она ведет нас к следующей причине, которая заключается в разном статусе людей. То есть, если вы занимаете определенное место, то у вас появляется определенный статус. Неравенство в статусе ведет к тому, что появляется в принципе дифференциация населения.

Экономическая точка зрения

Очень важно рассмотреть этот вопрос и с такого угла зрения. Социальная структура, социальное неравенство, социальная стратификация - все это подробно рассмотрено в трудах марксистов. Они говорят о том, что расслоение общества началось с того, как появилась частная собственность. Естественно, это преувеличение, которое, тем не менее, снискало себе множество поклонников по всему миру. Но доля истины в этом все же есть.

Дело в том, что экономическое неравенство вызвано тем, что люди по-разному относятся к процессу создания и накопления благ, а также к собственности. Кто-то уделяет больше внимания своей настоящей жизни и хочет получать максимальную отдачу в настоящем, а кто-то больше откладывает деньги, а затем умело их инвестирует и получает еще больше прибыли. Другим же деньги просто достаются в наследство или вследствие успешно проведенной операции. Другими словами, причин неравенства может быть очень много, но они есть.

Личностные качества

Социальная стратификация и социальное неравенство также вызвано тем, что каждый человек имеет свою индивидуальность. Это значит, что каждый обладает личным набором качеств, которые являются союзом преимуществ и недостатков. Но кто-то сосредотачивается на своих минусах, таким образом немного стопорясь на своем жизненном пути. Другие же сосредотачиваться на своих достоинствах, стараясь решить проблему своих недостатков, то есть как-то бороться с ними или научиться мирно существовать. Такие люди достигают большего, потому что они знают, что является их основным оружием.

Социальное неравенство: теория социальной стратификации

Это теория принадлежит Уильяму Уорнеру, который предложил идею о том, что расслоение строится на престиже разных слоев населения, а также на том, что люди думают друг о друге. Но он исследовал западное общество, и выделил 6 групп населения, которые он обнаружил в разрезе социального деления:

  • Аристократы.
  • Миллионеры, которые сами добились высоких результатов.
  • Интеллектуальная элита.
  • Образованные люди.
  • Работники.
  • Люди без образования, без собственного дома, нищие и преступники.

Теория неравенства М. Вебера

Макс Вебер считал, что главным критерием стратификации, который определяет положение человека в жизненной иерархии, является не его принадлежность к определенной группе, а его личные качества и статус, которые позволяют ему самостоятельно поднять или понизить себя на социальной лестнице. Вторым важным фактором стратификации Макс Вебер считал уважение и репутацию, которые человек получает в процессе своей деятельности. Именно хорошее положение в обществе очень часто обеспечивает быстрое и качественное продвижение человека.

Социальная стратификация, неравенство, мобильность - все это рассматривалось исследователем, как факторы, на которые сам человек способен оказывать влияние при желании. Он говорил о том, что классификация людей, исходя из того, какого они класса или касты, давно ушла в прошлое.

Теория П. Сорокина

Ученый изложил свои мысли в труде «Социальная мобильность», написанном в 1927 году. Отметим, что в социологии это работа считается классической. По его определению социальная дифференциация представляет собой разделение людей на определенные группы в рамках определенной иерархической системы. Сущность в том, что все распределяется неравномерно - права, привилегии, обязанности власть, и т. д. Все это никогда не распределяется в равных частях и таким образом, чтобы хватило всем и каждому.

Три формы дифференциации

Также особенность работы Сорокина в том, что он выделил три основные формы дифференциации, а именно политическую, экономическую и профессиональную. Социальную группу, социальную стратификацию, социальное неравенство он рассматривал только в разрезе этих трех сфер жизни человека. При этом он отмечал, что они очень сильно переплетены, и именно на их основе строятся взаимоотношения во всех других сферах.

Также он выделял в профессиональной стратификации межпрофессиональную и внутрипрофессиональную дифференциацию. Другими словами, он делил людей по рангу, который они занимают в рамках своей профессии. То есть, они наемные рабочие, предприниматели или служащие высшего звена. Что касается межпрофессиональной стратификации, то он выделял важность профессии для общества в целом и уровень интеллекта, который необходим для занятия той или иной деятельностью.

Подводя итоги статьи, отметим, что социальная группа, социальная стратификация, социальное неравенство - это понятия, с которыми тесно переплетена жизнь современного человека. Тем не менее, идеи гуманизма на данный момент настолько распространены, что неравенство постепенно отходит на второй план, что говорит о позитивных изменениях в жизни общества.