Социально философские проблемы господин из сан франциско. Философская проблематика по рассказу Господин из Сан-Франциско (Бунин И. А.). Главные герои и их характеристика

Проблема человека и цивилизации, места человека в мире постепенно становится глобальной проблемой. Наша жизнь стала настолько сложной, что нередко люди просто не могут определиться, не могут понять, зачем они живут, какова цель их существования. В рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” речь идет, в том числе, и об этой проблеме. Писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле?

Также Бунин в своем рассказе ставит такую проблему, как взаимодействие человека

И окружающей среды.
Вообще, проза Бунина имеет несколько отличительных черт. При несложном сюжете поражает богатство мыслей, образов и символики, которые присущи произведениям художника. В своем повествовании Бунин несуетлив, обстоятелен и лаконичен. Кажется, весь окружающий мир вмещается в его небольшие по объему произведения.

Это происходит благодаря образному и четкому слогу писателя, тем типизациям, которые он создает в своем произведении.
Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя – господина из Сан-Франциско, не удостаивая его даже имени. Сам же Господин полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия, что и они.

Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие: “До этого момента он не жил, а существовал”. А господину уже пятьдесят восемь лет…
Герой считает себя “хозяином” положения, но сама жизнь опровергает его. Деньги – могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, уважение, любовь, жизнь. Собираясь путешествовать в Старый Свет, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут: “люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждения жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет…” План, выработанный господином из Сан-Франциско, был весьма обширен: Южная Италия, Ницца, затем Монте-Карло, Рим, Венеция, Париж и даже Япония.

Кажется, что у героя все под контролем, все учтено и выверено. Но эту уверенность Господина опровергает погода – стихия неподвластна простому смертному.
Природа, ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.

Утлый пароходик едва справился с той стихией, которая на него обрушилась.
Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы исполнять его желания, герой свято верил в могущество “золотого тельца”: “Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание”. Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти.

Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти.
Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире, и жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что он сделал, что оставил потомкам?

Даже имени его никто не запомнил.
А было ли что запоминать? Тысячи таких господ ежегодно путешествует по стандартным маршрутам, претендуя на исключительность, но они лишь подобия друг друга, мнящие себя хозяевами жизни. А наступает их черед, и они уходят бесследно, не вызывая ни сожаления, ни горечи.

В рассказе “Господин из Сан-Франциско” Бунин показал иллюзорность и гибельность такого пути для человека.
Важно отметить и еще одну антитезу в рассказе. Наряду с природой, господину из Сан-Франциско и ему подобным противопоставляется обслуживающий персонал, который находится на низшей, по мнению господ, ступени развития. Корабль “Атлантида”, на верхней палубе которого веселились пассажиры, содержал и еще один ярус – топки, в которые просоленные от пота тела кидали тонны угля. На этих людей не обращали никакого внимания, их не обслуживали, о них не думали.

Бунин показывает, что низшие слои как бы выпадают из жизни, они призваны только ублажать господ. Принято считать, что те, в топках, не живут, а существуют. Но, на самом деле, человеческими “оболочками” являются люди, веселящиеся на верхней палубе.
Таким образом, в характерах, судьбах, мыслях своих героев Бунин раскрывает проблему взаимосвязи человека и окружающего мира – природного, социального, бытового, исторического.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” И. А. Бунин – не просто блистательный писатель, но и тонкий психолог, умеющий в своих произведениях детально описывать персонажей и окружающую их обстановку. Даже представляя несложный сюжет, он художественно передавал богатство мыслей, образов и символики. Таким и видится рассказ “Господин из Сан-Франциско”. Несмотря […]...
  2. Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах […]...
  3. Рассказы Бунина являются актуальными, и по сей день. И дело не в том, что они критикуют капитализм и колониализм, как ужасающие моменты истории. Бунин подымает остросоциальные вопросы, которые просто не могут оставить человека равнодушным. Важное место в его рассказе “Господин из Сан-Франциско” играет описание “вечной” проблемы человечества в развитии цивилизации. Путешествуя, автору довелось поведать собственными […]...
  4. Рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” был написан в 1915 году. В это время И. А. Бунин уже жил в эмиграции. Собственными глазами писатель наблюдал за жизнью европейского общества начала 20 века, видел все его достоинства и недостатки. Можно сказать, что “Господин из Сан-Франциско” продолжает традицию Л. Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как […]...
  5. Огонь, качаемый волной В просторе темном океана… Что мне до звездного тумана, До млечной бездны надо мной! И. А. Бунин Иван Алексеевич Бунин был страстно влюблен в жизнь, в многообразие ее проявлений. Воображению художника претило все искусственное, заменяющее естественные порывы человека: радости и горести, счастье и слезы. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель показывает несостоятельность […]...
  6. Человек и действительность – таковы две опорные точки сочинения. И действительно, как они соотносятся друг с другом? Иногда они сливаются в одно целое, образуя при этом гармоничное единство, или, наоборот, дополняют друг друга. Бывает и так, что человек и действительность настолько противоречат друг другу, что у них никогда не найдется общих точек для соприкосновения. К […]...
  7. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном […]...
  8. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” даже не упоминается имени главного героя – он так и зовется – Господин. Автор ссылается на то, что его имени никто из участников описываемых им событий не запомнил. На протяжении двух лет Господин ехал в Европу со своей семьей, для того, чтобы развлечься. Он был богатым и считал, что по […]...
  9. Жизнь и смерть в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремит­ся к широким художественным обобщениям. Он анали­зирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях […]...
  10. 1. Интересное развлекательное путешествие, 2. Бесконечно заведенный порядок. 3. Духовная опустошенность героя. 4. Бессмысленные призывы природы. Общество – цивилизованная орда, состоящая из двух могущественных племен: надоедающих и скучающих. Дж. Байрон Практически у всех в жизни есть своя трагедия, но не многие готовы вынести ее на публику. При этом для каждого она своя личная: для кого-то […]...
  11. …Это очень ново, очень свежо и очень хорошо, только слишком компактно, вроде сгущенного бульона. А. П. Чехов Мастерство и лиризм произведений Ивана Алексеевича Бунина имеют несколько составляющих. Его прозу отличают лаконизм и трепетное изображение природы, пристальное внимание к герою и детализация описываемого предмета или явления. Кажется, писатель излишне подробно останавливается на окружающей его героев обстановке, […]...
  12. Вечное и “вещное” в рассказе “Господин из Сан-Франциско” Он был твердо уверен, что имеет Полное право на отдых, на Удовольствия, на путешествие Во всех отношениях отличное. И. Бунин Иван Алексеевич Бунин – писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страницами. При кажущейся […]...
  13. Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой. Откровение св. Иоанна Богослова Рассказ “Господин из Сан-Франциско” появился в печати в 1915 году и сразу был высоко оценен литературной общественностью. Так, М. Горький писал Бунину: “Знали бы вы, с каким трепетом читал я “Человека из Сан-Франциско”. Один из крупнейших […]...
  14. Звезда, воспламеняющая твердь. Внезапно, на единое мгновенье, Звезда летит, в свою не веря смерть, В свое последнее паденье. И. А. Бунин Тонкий лирик и психолог – Иван Алексеевич Бунин в рассказе “Господин из Сан-Франциско” как будто отступает от законов реализма, приближается к романтикам символистам. Правдивый рассказ о реальной жизни приобретает черты обобщенного взгляда на жизнь. […]...
  15. Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле “Атлантида” путешествую миллионеры, […]...
  16. Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы. Г. Р. Державин В рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско” описывается путешествие богатого американца через Атлантику в Европу и […]...
  17. И. А. Бунин – писатель-реалист. По рассказам Бунина можно без труда представить себе жизнь предреволюционной России во всех подробностях: дворянские усадьбы, быт и культуру уносимого временем сословия, глиняные избы крестьян и жирный чернозем на дорогах. Писатель стремится постичь душу человека, увидеть “приметы” русского национального характера. Как чуткий Художник, Бунин ощущает приближение великих социальных катастроф, и […]...
  18. Иван Алексеевич Бунин – великий русский писатель и поэт. Его рассказ “Господин из Сан-Франциско” по праву считается шедевром мировой литературы. Он относится к тому типу произведений, которые нельзя читать поверхностно, ведь это не просто рассказ о жизни какого-то господина – это притча о судьбе всего человечество, выдержанная в лучших традициях символизма. Главный герой рассказа не […]...
  19. Для того чтобы оценить искусство писателя в создании характера, рассмотрим рассказ И. Бунина “Господин из Сан-Франциско” внимательно, аналитически. Начнем с даты написания произведения. В книге “Иван Бунин. Избранная проза”, изданной в 1998 году, рассказ “Господин из Сан-Франциско” датируется октябрем 1915 года. В это время сам Бунин путешествовал, и в рассказе главный герой тоже странствует, посещая […]...
  20. Рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение вечных проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах […]...
  21. Рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” увидел свет в 1915 году. В первоначальном варианте произведению предшествовал эпиграф, взятый из Апокалипсиса: “Горе, горе тебе Вавилон, город крепкий!” Уже эти слова готовили читателя к восприятию произведения, рассказывающего не столько о частной судьбе, сколько, на ее примере, – о судьбах мира и человечества. В “Господине из Сан-Франциско” […]...
  22. Рассказ “Господин из Сан-Франциско” был написан И. А. Буниным в 1915 году, в разгар мировой войны, в которой особенно отчетливо проявилась преступная и бесчеловечная сущность буржуазного мира. Это, наверно, единственный рассказ Бунина, в котором достаточно прямо даны авторские оценки, максимально ослаблено лирическое начало, которое отличает его прозу в целом. Бунин рассказывает о жизни людей, которым […]...
  23. Рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы. Бунин отказывает своему герою в этом не только потому, что он типичен и похож на других богатых стариков, приезжающих из Америки […]...
  24. Этот рассказ про жизненный путь человека к смерти через богатство. Автор рассказа не наградил главного героя именем. Ведь имя это что-то сугубо духовное, это оставляет отпечаток на жизни. Бунин повествует, что этот человек лишен всех добрых стремлений. Он утверждает, что даже духовного начала в нем нет. К тому же господин из Сан-Франциско типичный богатый старик, […]...
  25. Вечно лишь море, безбрежное море и небо, Вечно лишь солнце, земля и ее красота. Вечно лишь то, что связует незримою связью Душу и сердце живых с темной душою могил. И. Бунин Замечательный писатель И. А. Бунин, оставив в сокровищнице русской литературы богатое наследие из стихотворений и рассказов, всегда резко отрицательно относился к символизму. Оставаясь писателем-реалистом, […]...
  26. В творчестве И. А. Бунина жизнь раскрывается во всем ее многообразии, в сплетении темных и светлых сторон. Два начала борются в его произведениях: мрак и свет, жизнь и смерть. Предчувствием гибели и потрясений, ощущением трагедий и катастроф в жизни общества и в жизни каждого человека веет от бунинских рассказов. “Легкое дыхание”. Что означают эти слова, […]...
  27. И. Бунин свой рассказ “Господин из Сан-Франциско” посвятил детальному и яркому изображению мира, в котором господствует роскошь и достаток, мира царствования богатых людей, обладающих возможностью позволить себе все. Одному из них – господину из Сан-Франциско – отведена роль главного героя, поступки и манера поведения которого автором представлены в качестве пороков, свойственных представителям “золотого” круга, к […]...
  28. Рассказ “Господин из Сан-Франциско” построен на впечатлениях Бунина из путешествий по зарубежным странам между 1905 и 1914 годами. А появился этот рассказ в 1915 году. Иван Алексеевич Бунин рассказывает о жизни буржуазии, которой за деньги доступно почти все: автомобильные и парусные гонки, рулетка, стрельба, бой быков, пребывание в любой стране мира. Громадная “Атлантида”, на которой […]...
  29. Невидимая нить особой связи всегда соединяет между собой прозаическое произведение и писателя, создавшего его. В творении автора выражены зачастую его же собственные мысли. Он делится личными убеждениями и жестким мнением. О рассказе Ивана Бунина можно сказать то же самое. В произведении “Господин из Сан-Франциско” автором описывается факт смерти во время путешествия главного героя. Какой же […]...
  30. Урок представляет собой анализ одной из сцен/эпизода и проводится после того, как школьники прочтут рассказ. Одной из проблем, затронутых Буниным в рассказе, является проблема катастрофичности мира, его неизбежной гибели. Наша задача – проследить, как Бунин раскрывает эту проблему. В чем автор видит неизбежную гибель этого мира и как нам его, этот мир, изображает. – Само […]...
  31. В конце XIX – начале XX века в литературе преобладает реалистический метод. Один из представителей этого стиля – крупнейший писатель XX века, выдающий мастер слова Иван Алексеевич Бунин. Он по праву занимает одно из первых мест в искусстве русского реализма. Хотя, в отличие от других писателей этого направления, Бунин стоял несколько в стороне от активной […]...
  32. Рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” был написан в 1915 году, в разгар первой мировой войны. Это произведение носит острый социально-философский характер, в котором писатель рассуждает на вечные темы, вновь ставшие злободневными в свете военных событий. Финальные эпизоды рассказа – это концентрация всех социальных и философских мотивов произведения. Эти эпизоды повествуют об обратном пути […]...
  33. ГОСПОДИН СОБСТВЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ (по рассказу И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”) От жизни человечества, от веков, поколений остается на деле только высокое, доброе и прекрасное, только это. И. А. Бунин Человек тонкой и чуткой души, проживший яркую, насыщенную душевными переживаниями жизнь, И. А. Бунин всегда стремился постичь главные жизненные ценности, понять, в чем смысл человеческого […]...
  34. Есть традиция – у каждого писателя-классика определять так называемые программные произведения, то есть такие его вещи, которые представляют собой словно квинтэссенцию, выжимку его видения мира, отношения к проблемам вечности и современности, манеру письма наконец. У Маяковского в качестве таких произведений обычно называют “Облако в штанах” и “Во весь голос”, у Андрея Белого – роман “Петербург”. […]...
  35. Одним из самых волнующих вопросов человечества является поиск истинного смысла жизни. Бунин в своих произведениях уделяет большое внимание внутреннему миру героев, и их нравственным ценностям жизни. Одно из произведений, поднимающее проблемы существования людей, является “Господин из Сан-Франциско”. Главный герой рассказа – “господин”, человек, который всю свою жизнь много работал, и решил ощутить реальную жизнь и […]...
  36. В этом рассказе Бунин раскрывает перед нами философию своего героя, у которого даже нет имени. Он безлик. Он уверен, что деньги дают ему право на все: на любовь, на внимание, на подобострастие со стороны окружающих. Шаг за шагом описывает Бунин путешествие. Из этих наблюдений складывается картина жизни богатых властителей мира. Все к их услугам: улыбки, […]...
  37. В рассказах И. А. БунинА постоянный мо- тив – превосходство естественного бытия над его расчетливым устройством. Один из ярких свидетельств тому – знаменитый рас- сказ “Господин из Сан-Франциско”. Дейст- вие рассказа происходит на большом пасса- жирском корабле, совершающем путешест- вие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из […]...
  38. Рассказ написан в 1915 г. В это время смерть, судьба, случай становятся главным предметом изучения писателя. *** Господин из Сан-Франциско пятидесяти восьми лет, имени которого никто из видевших его в Неаполе и на Капри не запомнил, едет на два года в Старый Свет, с женой и дочерью. Ему кажется, он только начинает жить: богатство дает […]...
  39. Рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” был написан в 1915 году. Это было сложное время не только для России, но и для многих других стран. Ведь в эти годы шла первая мировая война. В этот трудный период происходило переосмысление ценностей. Писатели пытались понять, почему произошла такая катастрофа, как избежать подобных происшествий в будущем. Не […]...
  40. Произведение Ивана Бунина “Господин из Сан-Франциско” критики называют притчей. В рассказе подняты вопросы о понятии счастья, о бездарности существования и смысле человеческой жизни. Через короткое описание жизни главного героя автор пытается донести до читателя простые истины, преподать урок на примере ошибок господина, у которого даже нет имени. Жизнь его прошла бессмысленна, несмотря на благополучие и […]...
Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”

Символика и экзистенциальный смысл рассказа

«Господин из Сан-Франциско»

На прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством Ивана Алексеевича Бунина и начали разбирать один из его рассказов « Господин из Сан-Франциско». Мы поговорили о композиции рассказа, обсудили систему образов, поговорили о поэтике бунинского слова. Сегодня на уроке нам предстоит определить роль деталей в рассказе, отметить образы-символы, сформулировать тему и идею произведения и прийти к бунинскому пониманию человеческого бытия.

    Давайте поговорим о деталях в рассказе. Какие детали вы увидели; какие из них вам показались символическими.

    Для начала вспомним понятие «деталь».

Деталь – особо значимый выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и идейно- эмоциональную нагрузку.

    Уже в первой фразе звучит некая ирония к г-ну: «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил», тем самым автор подчеркивает, что г-н – это всего лишь человек.

    Господин из С-Ф сам является символом – это собирательный образ всех буржуа того времени.

    Отсутствие имени символ безликости, внутренней бездуховности героя.

    Образ парохода «Атлантида» – символ общества с его иерархией: праздная аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля, работающим в поте лица у «исполинской» топки, которую автор называет девятым кругом ада.

    Образы простых жителей Капри живые и настоящие, и тем самым писатель подчеркивает, что внешнее благополучие богатых слоев общества ничего не значит в океане нашей жизни, что их богатство и роскошь не являются защитой от течения настоящей, реальной жизни, что такие люди изначально обречены на нравственную низость и мертвую жизнь.

    Сам образ корабля – это оболочка праздной жизни, а океан - весь остальной мир, бушующий, изменяющийся, но никак не касающийся нашего героя.

    В названии корабля - «Атлантида» (Что ассоциируется со словом «Атлантида»?- потерянная цивилизация), заключается предчувствие исчезающей цивилизации.

    А описание парохода не вызывает ли у вас еще какие-нибудь ассоциации? Описание похоже на «Титаник», что подтверждает мысль о том, что механизированное общество обречено на печальный исход.

    Все же в рассказе есть и светлое начало. Красота неба и гор, которая как бы сливается с образами крестьян, все же утверждает, что есть в жизни истинное, настоящее, что неподвластно деньгам.

    Сирена и музыка – тоже умело используемый писателем символ, в данном случае сирена – это мировой хаос, а музыка – это гармония и мир.

    Символичен образ капитана корабля, которого автор сравнивает с языческим богом в начале и в конце рассказа. По внешнему виду этот человек действительно похож на идола: рыжий, чудовищной величины и грузности, в морском мундире с широкими золотыми нашивками. Он, как и положено богу, живёт в капитанской каюте - наивысшей точке корабля, куда запрещён вход пассажирам, он редко показывается на людях, но пассажиры безоговорочно верят в его власть и знания. А сам капитан, будучи всё-таки человеком, чувствует себя очень неуверенно в бушующем океане и надеется на телеграфный аппарат, стоящий в соседней каюте-радиорубке.

    Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей (стр. 368-369).

    золотые пломбы господина из Сан-Франциско

    его дочь – с «нежнейшим розовыми прыщиками возле губ и между лопаток», одета с невинной откровенностью

    негры-слуги «с белками, похожими на облупленные крутые яйца»

    цветовые детали: г-н накуривался до малиновой красноты лица, кочегары – багровые от пламени, красные куртки музыкантов и чёрная толпа лакеев.

    наследный принц весь деревянный

    у красавицы крохотная гнутая облезлая собачка

    пара танцующих «влюблённых» – красавец, похожий на огромную пиявку

20.почтительность Луиджи доведена до идиотизма

21.гонг в гостинице на Капри звучит «зычно, точно в языческом храме»

22.старуха в коридоре «сутулая, но декольтированная», поспешила вперёд «по-куриному».

23.г-н лежал на дешёвой железной кровати, гробом для него стал ящик из-под содовой воды

24. С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. Сначала он собирается ехать в Рим, чтобы слушать там католическую молитву покаяния (которая читается перед смертью), затем пароход «Атлантида», который является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, поэтому в конце концов корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, «Атлантида» - олицетворение ада и рая.

    Какую же роль имеют многочисленные детали в рассказе?

    Каким рисует Бунин портрет своего героя? Какое возникает у читателя чувство и почему?

(«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый… Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой словно костью – крепкая лысая голова…». Это портретное описание безжизненно; оно вызывает чувство отвращения, так как перед нами какое-то физиологическое описание. Трагедия еще не наступила, но она уже ощущается в этих строках).

Ироничное, Бунин высмеивает все пороки буржуазного образа жизни через собирательный образ господина, многочисленные детали – эмоциональные характеристики персонажей.

    Вы, наверное, заметили, что в произведении выделяется время и пространство. Как вы думаете, почему сюжет развивается в путешествии?

Дорога – символ жизненного пути.

    Как герой относится ко времени? Как господин распланировал своё путешествие?

при описании окружающего мира с точки зрения господина из Сан-Франциско время обозначено точно и чётко; словом, время конкретно. По часам распланированы дни на пароходе и в неаполитанском отеле.

    В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, а в каких сюжетное время будто останавливается?

Счет времени идет незаметно, когда автор повествует о настоящей, полноценной жизни:панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, колоритные образы лодочника Лоренцо, двух абруццких горцев и – самое важное – описание «радостной, прекрасной, солнечной» страны. И время будто останавливается, когда начинается рассказ о размеренной, спланированной жизни господина из Сан-Франциско.

    Когда писатель первый раз называет героя не господином?

(По пути на остров Капри. Когда природа его побеждает, он чувствует себя стариком : «И господин из Сан-Франциско, чувствуя себя так, как подобало ему, - совсем стариком, - уже с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами…» Именно сейчас в нем просыпаются чувства: «тоска и злоба», «отчаяние». И вновь возникает деталь – «наслаждение жизнью»!)

    Что значат Новый Свет и Старый Свет (почему не Америка и Европа)?

Словосочетание «Старый Свет» появляется уже в первом абзаце, когда рассказывается о цели поездки господина из Сан-Франциско: «единственно ради развлечения». И, подчёркивая кольцевую композицию рассказа, оно же возникает в концовке - в сочетании с «Новым Светом». Новый Свет, породивший тип людей, потребляющих культуру «единственно ради развлечения», «Старый свет» - это люди живые(Лоренцо, горцы и т.п.). Новый Свет и Старый свет - две грани человечества, где есть разница между оторванностью от исторических корней и живым ощущением истории, между цивилизацией и культурой.

    Почему события происходят в декабре (канун Рождества)?

это соотношение рождения и смерти, причем, рождения Спасителя старого мира и смерти одного из представителей искусственного нового мира, и сосуществование двух временных линий- механической и подлинной.

    Почему смерть настигла г-на из Сан-Франциско на Капри, в Италии?

Автор не зря упоминает историю о жившем некогда на острове Капри человек, очень похожий на нашего господина. Автор через эту взаимосвязь показал нам, что такие «хозяева жизни» приходят и уходят бесследно.

Все люди, вне зависимости от своего материального положения, равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, «только начинавший жить» в 58 лет (!) , внезапно умирает.

    Какие чувства у окружающих вызывает смерть старика? Как ведут себя окружающие по отношению к жене и дочери господина?

Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому.

    Так какова идея рассказа? Как автор выражает главную мысль произведения? Где прослеживается идея?

Идея прослеживается в деталях, в сюжете и композиции, в антитезе ложного и подлинного человеческого бытия (противопоставлены фальшивые богачи – Пара на пароходе, сильнейший образ-символ мира потребления, играет любовь, это нанятые влюблённые – и настоящие жители Капри, преимущественно бедняки).

Идея – жизнь человека хрупка, все равны перед лицом смерти. Выражает через описание отношения окружающих к живому г-ну и к нему же после смерти. Господин думал, что деньги дают ему преимущество. «Он был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное… во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступил к жизни».

    Жил ли полноценной жизнью до этого путешествия наш герой? Чему он посвятил всю свою жизнь?

г-н до этого момента не жил, а существовал, т.е. вся сознательная жизнь была посвящена тому, чтобы «сравняться с теми, кого г-н взял себе за образец». Все убеждения господина оказались ошибочными.

    Обратите внимание на финал: именно нанятая пара выделена здесь особо – почему?

После смерти господина ничего не изменилось, все богачи также продолжают жить своей механизированной жизнью, и «влюблённая пара» также продолжает играть любовь за деньги.

    Можем ли мы назвать рассказ притчей? Что такое притча?

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

    Так, можем ли мы назвать рассказ притчей?

Можем, так как повествует о ничтожности богатства и власти перед лицом смерти и торжестве природы, любви, искренности (образы Лоренцо, абруццких горцев).

    Может ли человек противостоять природе? Может ли спланировать все, как господин из С-Ф?

Человек смертен («внезапно смертен» – Воланд), поэтому человек не может противостоять природе. Все технические достижения не избавляют человека от смерти. В этом и есть вечная философия и трагедия жизни: человек рождается, чтобы умереть.

    Чему учит нас рассказ-притча?

«Господин из…» учит нас радоваться жизни, а не быть внутренне бездуховным, не поддаваться механизированному обществу.

Рассказ Бунина обладает экзистенциальным смыслом. (Экзистенциальный – связанный с бытием, существованием человека.) В центре повествования – вопросы жизни и смерти.

    Что способно противостоять небытию?

Подлинное человеческое бытие, которое показано писателем в образе Лоренцо и абруццких горцев (фрагмент от слов «Торговал только рынок на маленькой площади…367-368»).

    Какие же мы можем сделать выводы, глядя на этот эпизод? Какие 2 стороны медали показывает нам автор?

Беден Лоренцо, бедны абруццкие горцы, поющие славу величайшим беднякам в истории человечества – Богоматери и Спасителю, который родился «в бедном пастушеском приюте». «Атлантида» же, цивилизация богачей, которая пытается одолеть мрак, океан, вьюгу – экзистенциальное заблуждение человечества, дьявольское заблуждение.

Домашнее задание:

Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя.

Описывая безумную роскошь жизни богачей, Бунин учитывает каждую мелочь. А самому господину не дает даже имени, этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами. Писатель создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег. Дожив до 58 лет, он, наконец, решил получить все удовольствия, которые можно купить: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, четвертые – стрельбе голубей». Всю жизнь этот господин копил деньги, никогда не отдыхал, стал «дряхлым», нездоровым и опустошенным. Ему кажется, что он «только что приступил к жизни».

В прозе Бунина не встречается морализаторство или обличение, но к этому своему герою автор относится с сарказмом и язвительностью. Он описывает его внешний вид, привычки, но психологический портрет отсутствует, потому что у героя нет души. Деньги отняли у него душу. Автор замечает, что за много лет господин научился подавлять любые, даже слабые, проявления души. Решив развлечься, богач не может представить, что жизнь его может оборваться в любую минуту. Деньги вытеснили у него здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего.

Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами: лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии.

Пароход «Атлантида», на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса: сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус с адом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида.

Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.

Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерным и черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому. Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей.

Писатель ставит философские вопросы о смысле жизни, о загадке смерти, о наказании за грех гордыни и самодовольства. Он предрекает ужасный конец миру, где правят деньги и отсутствуют законы совести.

Сочинение на тему “Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” обновлено: 14 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру


Иван Алексеевич Бунин – выдающийся писатель, первый русский лауреат Нобелевской премии. Он много времени провел в путешествиях: в Италию, на Цейлон, в Египет и Палестину. Тогда Иван Алексеевич испытывал острую тревогу от жестких норм «счастья», утверждавшихся новыми хозяевами жизни. Его пугало то, с какой скоростью жизнь механизируется, превращается в простое функционирование. Чем нужно жить человеку? Что должно быть самым важным для него? В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Иван Алексеевич Бунин рассуждает о жизни и смерти на примере Господина – типичного представителя 20 века.

Каждая деталь, каждая мелочь заставляет задуматься над вопросом: «А в чем смысл жизни Господина из Сан-Франциско?» Но затем мы все равно понимаем, что его нет.

Бунин не просто так не называет ни имени господина, ни имен его жены и дочери. Они - одни из тысячи подобных им господ из разных стран мира, ничем не выделяющиеся из серой массы себе подобных.

Все время Господин трудился для того, чтобы заработать как можно больше денег. Сначала он работал сам, затем пользовался дешевой рабочей силой. Бездумно работая, он пытается сколотить капитал. Но вся его деятельность направлена лишь на материальное благополучие. Герой хочет гулять, развлекаться.

Фактически, жизнь Господина из Сан-Франциско ненастоящая, искусственная. И всюду, куда бы он ни пошел, его окружают лишь иллюзии и обман. В его обществе все так, как надо: люди одеваются в одинаковую одежду, следуют одному и тому же распорядку дня: «накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику…» И боятся быть другими, боятся, что о них могут плохо подумать или сказать. Такая рутина уже стала для общества нормой, которую они даже и не думают менять. Да, главный герой действительно пытается наслаждаться жизнью: много ест, пьет, отдыхает. И именно его деньги помогают ему в этом. Но за всей праздностью и бездельем он никогда не увидит настоящий мир, наполненный любовью и счастьем.

Отправляясь в путешествие, господин и его семья плывут на пароходе «Атлантида». Его название как бы указывает нам на цивилизацию, обреченную на гибель. Гибель – вот что ожидает всех людей, живущих ложными ценностями. Все вокруг – обман. Здесь мы видим влюбленную пару, которая страстно танцует, на которую устремлены взоры всех присутствующих: «он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно…» Но многие ли знают, что этих двоих нанял капитан, чтобы развлекать публику? И нет у них настоящих чувств, все это лишь иллюзия. Затем мы наблюдаем, как лакей уважительно кланяется и улыбается Господину и его жене. Но стоит им уйти, как прислуга сразу начинает их передразнивать и смеяться. Все дружелюбные улыбки и поклоны – обман. Сам по себе корабль символизирует типичное общество: на нижних палубах живет прислуга и рабочие, обеспечивающие комфорт высших слоев населения. И именно от воли господ зависит жизнь рабочего класса.

После смерти господина вся ложь выходит наружу. Ему отказались предоставить даже гроб, поскольку он больше не мог предложить им большого количества денег. Семью его выставили из хорошего номера, будто перестав замечать их, ведь хозяину «совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приехавшие из Сан-Франциско». Смерть главного героя не заставила никого в отеле посочувствовать, «мертвый старик» не вызвал у окружающих никаких эмоций, лишь напугав их «напоминанием о смерти». Каждый отдыхающий беспокоился лишь о себе, предпочитая не замечать ничего вокруг. Люди закрылись в собственном коконе и делают вид, что ничего плохого не происходит. Но ведь такое может случиться и с ними.

Затем Иван Алексеевич показывает нам, как по обрывам Монте-Соляро спускаются два абруццких горца. Перед ними простирается вся страна, жарко греет солнце. Остановившись перед статуей Божьей Матери, они сняли головные уборы и «полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей…» Все остальное для них чуждо и не столь значимо. Другой образ, который мы видим в рассказе И.А.Бунина – старик-лодочник Лоренцо. Жизнь его проста: он ловит омаров, продавая их за бесценок; беззаботно гуляет; служит моделью многим живописцам. Большего ему и нужно, «он иог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг…» Такая жизнь ни сколько не обременяет его, не пртиворечит его сущности. Горцы и старик Лоренцо являются олицетворением счастья, для которого не нужны деньги, развлечения, а нужна лишь любовь.

Для героя вся ложь закончилась, больше его никто не обманет. Однако само общество ни капли не поменялось. Никто из пассажиров «Атлантиды» так и не узнает, что в то время, как они веселятся и отдыхают, в трюме лежит просмоленный гроб с мертвым Господином. И никто не в силах будет разорвать этот круговорот из иллюзий и фальши.

Я считаю, что люди не должны жить только материальными ценностями. Высокие моральные принципы – то правильный эталон поведения, мышления, мировоззрения, к которому необходимо стремиться каждому человеку. Именно они дают возможность оставаться разумным и не опускаться до уровня, когда человек живет исключительно инстинктами.

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) «Господин из Сан-Франциско» (1915) является вершиной мастерства писателя. Произведение обладает художественной ёмкостью, которая даёт возможность рассматривать его в разном контексте и с разных точек зрения. Исследователи В. А. Афанасьев, Н. М. Кучеровский, И. П. Вантенков создали монографии, посвященные жизни и творчеству великого русского писателя. В этих работах содержатся главы, посвященные произведению «Господин из Сан-Франциско». А. В. Злочевская в своей статье анализирует мистико-религиозный подтекст в рассказе И. А. Бунина. Д. М. Иванова в диссертации рассматривает образы природы в прозе писателя, затрагивая и данное произведение. В данной работе рассказ Бунина будет рассмотрен с точки зрения поэтики мифологизма.

Эпиграфом к рассказу И. А. Бунин взял слова из «Апокалипсиса»: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час придет суд твой». (Согласно статье Ирины Лежавы) Последним царем в Вавилоне являлся Валтасар. В книгах античной эпохи сохранилась легенда, согласной которой царь решил устроить большой пир в ту ночь, когда Вавилон был окружен персидским войском. Все гости пили вино из священных сосудов, привезенных из храма, находившегося в Иерусалиме. При этом они пили и, по языческому обычаю, славили вавилонских богов. По легенде, на стене таинственным образом появились письмена: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Однако ни один из местных философов и мудрецов не смог разгадать смысл написанных слов. Тогда царица, жена Валтасара, вспомнила о Данииле, иудейском мудреце. Он единственный смог расшифровать надпись. Она означала: «Исчислен, Взвешен, Разделен». Таким образом, были исчислены часы существования Валтасара, взвешена его судьба и лишь минуты оставались до того момента, как будет разделено его царство. В эту же ночь исполнилось предсказание иудейского мудреца: Вавилон был повержен, а царь убит .

Смысл данного эпиграфа отражается в сцене смерти господина из Сан-Франциско. Он, обладая богатством, роскошно проводя вечера, не ожидая ничего, что могло бы помешать наслаждаться жизнью, внезапно умирает. Здесь мы видим параллель с жизнью и такой же неожиданной смертью царя Вальтасара.

Действие рассказа происходит на пароходе «Атлантида». Сам корабль – это символ цивилизации. Пароход воплощает собой общество со его иерархической структурой: противопоставляется палуба, как мир богатых, знатных, и трюм, как мир бедности и нищеты. Сам автор называет «исполинскую» топку, у которой люди работают в поте лица, девятым кругом ада. Таким образом, многопалубный корабль – это своеобразная модель ада и рая. В этом контрасте низшего и высшего мира корабля ощущается обреченность.

Название парохода уже наводит на мысль о неизбежности катастрофы, так как существует миф о некогда затонувшем острове с таким наименованием. Из Большой советской энциклопедии мы узнаем, что остров Атлантида – это государство в Атлантическом океане с совершенной политической системой, страна полубогов, богатства и процветания. Жители острова – атланты – отличались благородством, образованностью, добродетелью и возвышенным образом мыслей, были равнодушны к богатству и жили в гармонии с природой. Однако спустя время они изменились: превратились в более корыстолюбивых и жадных, влеклись к материальному благополучию, использовали свои знания и достижения культуры в злых целях. В итоге бог неба Зевс разгневался на атлантов, и в течение суток остров Атлантида исчез с лица Земли: его поглотили воды Атлантического океана .

Называя пароход «Атлантида», Иван Алексеевич Бунин заранее предсказывает неизбежность грядущей катастрофы и гибель современного общества, так как мир «Атлантиды» – это мир фальшивый, построенный на деньгах, любви славы, гордыни, высокомерии, чревоугодии, стремлении к роскоши.

Связав миф об Атлантиде, название парохода и эпиграф к произведению, можно прийти к заключению: корабль с символическим именем «Атлантида» и есть Вавилон только в современном виде. Его гибель неизбежна, потому что жизнь пассажиров парохода так же бесцельна и иллюзорна, как бесцельны и иллюзорны перед лицом смерти сила и господство господина из Сан-Франциско.

Бунин в своих произведениях стремился передать гармонию человека и природы. Но герои данного рассказа не способны постичь этого. Так, чтобы показать несоответствие между жизнью людей и природы, И. А. Бунин использует образы первостихий солнца и воды. (По мнению Рошаль В. М.) В традиционной мифологии солнце – это древнейший космический символ, который обозначает жизнь, ее источник, свет. С образом солнца в качестве символа связываются такие характеристики, как верховенство, жизнесозидание, активность, героическое начало, всеведение. Светоносную, солнечную природу, по народным христианским убеждениям, несут в себе Бог-отец, Иисус Христос, ангелы и святые. Как источник тепла, солнце дарует жизненную силу человеку, а в качестве источника света оно символизирует истину. В древности людям казалось, что отсутствие солнца предвещает ужасные беды, вселенскую катастрофу, грядущий конец света, поэтому они поклонялись ему, как главному языческому божеству .

У Ивана Алексеевича Бунина восход солнца и наступление нового дня дарует героям его произведений надежду на счастье, великую радость. Однако пассажиры «Атлантиды» практически не видели яркого и лучистого солнца из-за плохой погоды («утреннее солнце каждый день обманывало» ). Но это им было и не нужно, так как основная их жизнь проходила внутри корабля, где сияло золото и драгоценности, а залы освещало электричество. «В день отъезда, - очень памятный для семьи из Сан-Франциско! - даже и с утра не было солнца» . Исследователь Афанасьев В. А пишет, что, где бы не находился американский капиталист, природа встречает его неблагосклонно. И лишь в то утро, когда уже мертвого господина помещают на корабль и увозят, над Капри всходит яркое солнце, как будто природа торжествует от того, что мир освободился от человека, не способного понимать ни счастье жизни, ни окружающую его красоту .

Сравнивая традиционное значение образа солнца и его представление в рассказе, приходим к выводу, что пассажиры корабля не живут, они лишь «существуют», поскольку не видят истинного света и не знают настоящего счастья. Жизнь этих людей обречена: они плывут навстречу своей смерти.

Что касается образа воды, то это одна из фундаментальных первостихий мироздания, породившая и жизнь, и смерть. В мифологии вода является основой всего сущего. По мнению Ивановой Д. М., данная первостихия может использоваться в произведениях в двух аспектах: символизировать второе рождение, быть спокойной и чистой (таковы, например, обряды крещения и омовения), но в то же время вода может представлять собой хаос, который разрушает все вокруг, приводит к гибели и знаменует конец всего сущего . В «Поэтике мифа» у Е. М. Мелетинского вода – своеобразный медиатор между небом и землей .

В произведении И. А. Бунин представляет нам в качестве стихии воды Атлантический океан. В мифологическом словаре Океан – божество одноименной реки, омывающей землю. Известен своим миролюбием и добротой (Океан пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом). Он омывает на крайнем западе границы между миром жизни и смерти . У И. А. Бунина океан семантически означает и символ вечности, и символ смертельной силы. Океан символизирует жизненную стихию. А бушующая стихия – это движение жизни. Таким образом, океан и есть жизнь.

Созданный героями рассказа мир искусственен и замкнут, он отделен от первостихий бытия, так как они враждебны, чужды и таинственны для людей. Океан многолик и непостоянен. В рассказе он представляет собой возмездие. Стихия выступает реальной угрозой: «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира…» . Он пугает пассажиров «Атлантиды» своей непредсказуемостью, загадочностью, свободой. Иван Алексеевич Бунин доносит до читателя мысль о том, что человек ХХ столетия возомнил себя господином мира. Причиной тому – богатство и успешные результаты научно-технического прогресса, одним из которых является и модернизированный корабль, построенный руками человека.

Финальная зарисовка парохода «Атлантиды» приобретает символическое звучание. И. А. Бунин изображает фигуру Дьявола, вписанного в совершенно реальную внешне картину вьюжной ночи под Гибралтаром. Он, огромный, как утес, следит за уходящим кораблем, олицетворяющим мертвый, погрязший во грехе мир цивилизации. Дьявол – мифологический персонаж, олицетворение сил зла. Он противостоит «доброму началу», а именно – богу . Кучеровский Н. М. считает, что в рассказе И. А. Бунина дьявол – это образное воплощение убежденности писателя в существовании потусторонних, непознаваемых сил, которые распоряжаются судьбами человечества. Дьявол символизирует надвигающуюся катастрофу и является предупреждением всему человечеству . Мир «Атлантиды» находится в его власти, поэтому гибель современной цивилизации неизбежна. В противовес возникает образ Божьей Матери, которая охраняет Италию – символ полноценной и настоящей жизни.

Подводя итог исследованию, следует сказать, что изучение, анализ и интерпретация используемых И. А. Буниным в рассказе мифологических образов позволяет раскрыть философскую проблематику произведения. Оно повествует о существовании социального и природно-космического в жизни, об их напряженном взаимодействии, о недальновидности человеческих претензий на господство во Вселенной, о непостижимой глубине и красоте всего мира. Это средство художественной выразительности, которое углубляет содержание и придает рассказу особую окраску. В нем с наибольшей полнотой раскрывается своеобразие метода писателя, особенности его мироощущения, характер его осмыслений и оценок изображенной реальности. Таким образом, мифологизм И. А. Бунина является формой репрезентации специфики его мировосприятия, способом выражения проблематики, философского постижения закономерностей существования общества и природы, идейно-нравственного поиска, вызванного разложением основ бытия на рубеже XIX-XX веков.

Список литературы:

  1. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества / В.А. Афанасьев. – М.: Просвещение, 1966. – 384 с.
  2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article079885.html. (Дата обращения: 14.11.2016)
  3. Иванова Д.М. Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А.Бунина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.01.01) / Д.М. Иванова. – Елец, 2004.
  4. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза / Н.М. Кучеровский. – Тула: Приокское книжное издательство, 1980 – 318 с.
  5. Лежава И. Пир царя Валтасара [Электронный ресурс] / И. Лежава. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/04/01/1012. (Дата обращения: 14.11.2016)
  6. Мелетинский Е.М. Мифологический Словарь / Е.М. Мелетинский – М.: Советская Энциклопедия», 1991. – 672 с.
  7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М.: Восточная литература РАН, 1995. – 235 с.
  8. Повести и рассказы/ И.А. Бунин. – М.: Астрель: АСТ, 2007 – 189 с.
  9. Рошаль В.М. Энциклопедия символов / В.М. Рошаль – М.: АСТ, Сова, Харвест, 2008. – 202 с.