Сочинения по картине С.А. Григорьева «Вратарь». Сергей алексеевич Биография художника сергея григорьева

Получился пост-продолжение темы, о которой мы говорили, рассматривая картину В. Путейко "У парторга". Мой читатель Михаил (ник-Ostreuss) подсказал мне, что финал этой истории может выглядеть, например, как на картине Сергея Григорьева "Вернулся". Даже портфель один и тот же, только время года, судя по верхней одежде, сменилось. В истории Путейко, как показалось части моих читателей, после "разбора полетов" у парторга, скорей всего, последует развод, причем по инициативе мужчины. А вот что будет потом, через время - можно пофантазировать. Хотя вариантов-то получается два: либо начнет он "новую жизнь" с другой женщиной и забудет о первой семье (благо еще, если будет платить алименты), либо "погуляв на стороне" и поняв, что любовнице от него требовались лишь его деньги или социальный статус, решит вернуться к семье. Вот это событие и изобразил на своей картине еще один эпохальный живописец эпохи соцреализма, украинский художник Сергей Алексеевич Григорьев. Как отмечают историки, картина «Вернулся», написанная в 1954 году, «вызвала оживленное обсуждение в обществе». Понятно, что всех интересовали вопросы: Простит она или не простит? Любит еще или уже перегорело? А, может, и брошенная с детьми жена уже смогла найти свое женское счастье? Предлагаю и вам попытаться ответить на эти вопросы, придумать или вспомнить реальные истории в тему сюжета, представленного ниже.

Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988) Вернулся. 1954 г. Третьяковская галерея

Сергей Алексеевич Григорьев

Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988) Автопортрет. 1930-е гг.
Сергей Алексеевич Григорьев (фото)

Украинский советский живописец и график, народный художник УССР (1951), действительный член АХ СССР (1958), народный художник СССР (1974). Лауреат двух Сталинских премий второй степени за картины «Вратарь», «Приём в комсомол» (1950) и картину «Обсуждение двойки» (1951).
Сергей родился в 1910 году в Луганске в многодетной семье железнодорожника и был двенадцатым ребенком, в 1911 году семья переехала в Запорожье. Отец мальчика был украинцем по фамилии Григораш, которую он сменил на Григорьев при получении паспорта. В 1923-1926 годах Сергей учился в Запорожской художественно-профессиональной школе у преподавателей М.Н.Кузнецова и Вадима Николаевича Невского (1884-1938). Затем в 1926-1927 годах Григорьев продолжил учебу в Москве в качестве вольнослушателя во ВХУТЕМАСе в мастерской Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964). После неудачной попытки поступления в Высший художественно-технический институт в Ленинграде (так в те годы называлась бывшая Академия художеств), Сергей поступил учиться в Киевский художественный институт (КГХИ), где с 1928 по 1932 год учился у профессора Фёдора Григорьевича Кричевского (22 мая 1879 - 30 июля 1947).
В 1929 году Григорьев вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины». В 1932 году художник переехал в Харьков, где стал работать в республиканском издательстве «Искусство» (Мистецтво), начал педагогическую деятельность ассистентом по рисунку и графике в Харьковском художественном институте. В Харькове была создана серия плакатов «Передовики Донбасса», «Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия» и др.
В 1934 году состоялся переезд в Киев, где Григорьев получил назначение на должность доцента кафедры рисунка Киевского художественного института. Григорьев принял участие в выставках советского искусства в Польше (1933) и Германии (1939), персональная выставка художника состоялась в Киеве в 1940 году. Среди довоенных картин искусствоведы выделяют работы «Лыжник», «Дети на пляже», «Баянист», «Маевка», «Студенты», «Праздник молодежи».
С 1939 по 1947 год Григорьев служил в РККА в качестве офицера-политработника. Интересно, что художник никогда не писал картин на военную тему.
В 1947 году Григорьев был назначен профессором и заведующим кафедры рисунка Киевского художественного института (КХИ). В своей альма-матер художник преподавал до 1960 года и был руководителем мастерской жанровой живописи. С 1951 по 1955 год был ректором КГХИ. В 1950-1953 годах Григорьев участвовал в деятельности Всесоюзного и Республиканского выставкомов, в работе комитета по Сталинским премиям СССР, исполнял обязанности главы секции живописи Союза художников УССР (1952-1957), провел выставку в Сирии (1955). В 1951 году художник создал большое полотно «Энтузиасты Каховки», которое критика посчитала неудачной, после этого художник три года не выставлялся.
В 1973 году состоялась персональная выставка художника в Киеве, последняя выставка, в которой принял участие Григорьев, прошла в Киеве в 1987 году. Последние годы художник жил в дачном поселке Конча-Озерная под Киевом, где писал поэтические пейзажи Приднепровья и портреты близких людей.
Умер С. А. Григорьев 9 апреля 1988 года и был похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Творчество художника достаточно исследовано в разных публикациях – статьях и монографиях. Искусствоведы пишут, что «картины Григорьева, поднимающие проблемы советской морали и воспитания молодёжи, обращающиеся к миру детей, написанные тщательно и с жизненными подробностями, оказали заметное влияние на развитие советского бытового жанра». Хотя они же замечают, что «Григорьев не был официозным живописцем – не писал вождей и пафосных полотен о революции и войне, не откликался на злобу дня, а любил рисовать детей».
Среди известных картин Григорьева называют работы: «На собрании» (1947, Харьковский художественный музей), «Приём в комсомол» (1949, Национальный художественный музей Украины, Киев), «Вратарь» (1949, Третьяковская галерея), «Обсуждение двойки» (1950, Третьяковская галерея) и «Вернулся» (1954, Третьяковская галерея). Помимо названных музеев, картины Григорьева хранятся в собраниях музеев Запорожья, Львова, Одессы, Полтавы, в художественной галерее Болгарии (София) и галерее Гекоссо (Япония). Как пишут историки, «у мастера было две ипостаси – слегка морализаторствующий жанрист и тонкий лирик-пейзажист, но, к сожалению, посетители музеев видят преимущественно большие, темноватые полотна, ставшие классикой советского соцреализма и запечатлевшие уже ушедшую, непонятную современной молодежи, эпоху…»
Напоследок отмечу, что Сергей Алексеевич – родоначальник большой династии художников. Замечательным графиком была его жена Любовь Игнатовна Стелецкая (1910-1991), художниками стали дочери-близнецы Майя (1933-2004), жена художника Виктора Зарецкого, и Галина (род. 1933), внуки Иван Марьянович Григорьев (род. 1969) и Ольга Генриховна Гуцу (род. 1959).

В статье поговорим о картине «Вратарь» Григорьева. Это интересное произведение искусства, которое требует подробного и тщательного разбора. Мы попытаемся максимально учесть детали, а вначале поговорим немного об авторе.

Отметим, что футбол - игра, которой интересуются практически все представители сильного пола. Игра привлекает как мальчишек, так и взрослых людей. Это неудивительно, ведь она полна азарта, адреналина и ярких эмоций. Для мужчины - невероятное наслаждение провести мяч через множество сложностей и препятствий для того, чтобы забить его в итоге в ворота. Художник, о котором мы будем говорить ниже, сумел еще в 1949 году создать уникальное произведение искусства, которое содержит в себе всю палитру эмоций. На данный момент картина находится в Третьяковской галерее, поэтому после прочтения статьи можно отправиться именно туда, чтобы воочию убедиться в красоте и совершенстве этой работы.

О художнике

Прежде чем начать описание картины Григорьева «Вратарь», немного поговорим о самом художнике. Речь идет о талантливом живописце из СССР, который практически на всех своих картинах изображал детей и подростков. Он любил показывать настоящую жизнь подрастающего поколения. Особенно это интересно тем, что на дворе были послевоенные годы.

Сергей Григорьев появился на свет в 1910 году в городе Луганске. Уже в 1932 году молодой человек с успехом окончил Художественный институт в Киеве. После этого там же он несколько лет проработал преподавателем. Основной темой картин всегда была советская молодежь, а точнее, особенности её воспитания.

Другие работы

Отметим, что кроме известной всем картины Григорьева «Вратарь», есть у него еще несколько интересных работ. Например, «На собрании», «Обсуждение двойки» и картина под названием «Вернулся». Деятельность талантливого человека не была оставлена без внимания. Его дважды отметили Сталинской премией, а также различными орденами и наградами. Хочется отдельно отметить: несмотря на то, что Григорьев писал картины еще в советское время, практически все они актуальны до сих пор. Даже современная система образования не забывает о нем. Так, дети в 7 классе пишут сочинение на тему его картины.

На фоне

Художник Григорьев «Вратаря» писал в годы своего расцвета. Однако какую основную мысль он хотел передать? Очевидно, что работы его больше ориентировались на молодого зрителя, чем на взрослого человека. Так как же детям понять замысел? Для этого для начала надо просто научиться формулировать ясно и четко свои мысли, уметь высказываться и доказывать свое мнение.

Очень важно видеть на полотне сюжет и понимать его смысл. Для того, чтобы сделать какие-то выводы, а не просто посмотреть на красивую картину, очень важно проанализировать сцену, которую художник так тщательно и мастерски изображает на полотне.

Времена

Прежде чем говорить об истории создания картины Григорьева «Вратарь» следует подумать о том, в какое время она создавалась. Это был 1949 год. Согласитесь, довольно сложное время. После войны еще прошло не много лет, хотя страна и восстанавливалась в довольно ускоренном темпе. Строились новые предприятия, жилые дома, культурные сооружения. Да, население жило в бедноте, но даже мирное небо внушало им достаточно оптимизма для того, чтобы верить в лучшее.

Дети, которые видели своими глазами голод, бедность и бомбежки, были особенными. Они были неизбалованными и умели искренне радоваться чему-то простому. Например, та же игра в футбол с друзьями могла стать настоящим событием. Именно такое отношение к простым вещам и сумел передать Григорьев в картине «Вратарь». Что ж, ему это действительно удалось.

Тема и основная мысль картины «Вратарь» Григорьева

Итак, что же основного в картине? Во-первых, надо отметить, что действие происходит где-то на пустыре. То есть мы видим не красивый обустроенный двор, а запустелое место, где собрались дети. У них закончились уроки, и они решили поиграть немного в мяч.

Главным героев является самый обыкновенный мальчик. Он стоит у ворот, которые дети сделали из своих портфелей. Есть место и для болельщиков. Они уселись на бревне, так как специальных лавочек для сидения не было. Мы видим семерых ребят. Возле них сидит взрослый человек, который одет в костюм. Отличается он и своей шляпой.

Описание картины Григорьева «Вратарь» следует закончить тем, что присутствует еще один герой на полотне. Это мальчик, который стоит за воротами и с интересом наблюдает за игрой. Есть и животные на этой картине. Так, мы видим небольшую белую собаку, которая мирно спит возле маленькой девочки. Она-то уж точно не проявляет никакого интереса к тому, что происходит вокруг.

Обратим внимание не на само место действия, а на пейзажи на фоне. Что мы видим на полотне Сергея Григорьева? Мы наблюдаем разные здания и храмы. Первые, кстати, многоэтажные, что говорит о том, что все это действие происходит в довольно крупном городе. По состоянию природы, а именно желтеющим листьям, мы можем понять, что на улице осень. Дети одеты тепло, но не так, как зимой. Следовательно, погода довольно прохладная.

Мальчик

Мы уже знаем, когда Григорьев написал картину «Вратарь», но как он показал своего героя послевоенных времен? Это мальчик, которому внешне не больше 12-13 лет. Сверху на нем надет синий свитер, из-под которого виднеется белоснежный воротничок, что говорит о том, что мальчик - прилежный школьник. Также мы видим на нем туфли, шорты и рубаху. На руках мальчика перчатки.

Мы видим, что его колено перебинтовано, но, несмотря на это, он уверенно стоит на ногах и напряженно следит за матчем. Игра довольно сложная, мальчик даже согнулся немного, ожидая мяча. Он прекрасно понимает, что исход игры во многом зависит от него. Он сосредоточен и собран в этот момент.

Герои

Однако Сергей Григорьев изобразил не только главного героя, есть и второстепенные. Обратим наше внимание на юных болельщиков, среди которых есть как мальчики, так и девочки. Они тоже напряжены и увлечены. Все они зачаровано следят за полем. Дети понимают, что вот-вот все решится. Им бы тоже хотелось играть, но они еще слишком маленькие, значит, им рано. При этом ребята понимают, что поддерживать команду тоже очень важно. Поэтому они честно выполняют это дело. Один из ребят не смог усидеть на месте от напряженного ожидания и выбежал за пределы поля, чтобы быстрее всех уследить за исходом ситуации. Он понимает, что сам не сможет повлиять на игру, но, тем не менее, ему очень интересно.

Репродукции картины Григорьева «Вратарь» есть во многих музеях и различных учреждениях. Подлинная работа автора находится с 1950 года в Третьяковской галерее. Рассматривая полотно, вы можете обратить внимание на довольно интересного и нетипичного для этого сюжета героя. Это взрослый мужчина в шляпе, который пришел поболеть за детей. Мы не знаем кто это: может, случайный прохожий, который увлекся действием, а возможно, отец кого-то из ребят. Занимательно, что он с таким же напряжением и азартом следит за игрой, как и сами дети. Более того, мужчина и сам бы не отказался погонять мяч.

Особенности

К особенностям картины Григорьева «Вратарь» стоит отнести то, что она очень живо и ярко передает настроение. Мы чувствуем азарт и жгучее желание хотя бы посмотреть на исход. Автор полотна хотел показать, насколько захватывающей может быть эта игра. Несмотря на то, что картина эта писалась довольно давно, сюжет её актуален по сей день. Действительно, огромное количество людей обожает футбол. На матчи собираются тысячи фанатов во всем мире. Детям школьного возраста будет интересно как читать, так и писать сочинение по этой работе художника. Ведь каждый из ребят вечером тоже гоняет в мяч с товарищами.

При этом, что касается самого оформления, то картина написана в спокойных тонах. Вероятно, автор сделал это для того, чтобы показать не такое уже радужное поствоенное время. Мы видим серые и холодные оттенки, которые как бы говорят о том, что время на дворе довольно трудное. При этом есть и светлые пятна, которые означают веру в светлое будущее и надежду на большее.

Подтекст

Как вы думаете, есть подтекст на этой картине? Многие сразу же ответят, что нет, но это будет ошибочное заявление. На самом деле некий подтекст, который хотел донести автор работы, все же имеет место. Но какой он? Для этого давайте вспомним о том, что во времена написания картины в Советском Союзе расцветал коллективизм. А что мы видим? Командная игра, в которой от каждого участника зависит общий исход. Это - некая параллель с положением дел в Союзе на тот момент. Действительно, картина как будто напоминает о том, что без общества человек жить не может. Это неразделимое целое. Чтобы выжить, необходимо держаться вместе. Именно такой подтекст создал в своей картине Сергей Григорьев.

Что ж, подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что эта работу художника является одной из лучших. В ней проявилось всё многообразие его таланта, а также умение при помощи образа передавать суть. Он как бы показал, что всего лишь кисть и талант способны на многое. Картины Григорьева характеризуются особенной теплотой и жизненностью. Он изображает простые сюжеты, но почему-то именно они вызывают больше всего эмоций, а не что-то сложное и вычурное. Именно эту простоту хочется разбирать, разглядывать, просто наслаждаться ею.

Всем, кто имеет возможность, стоит обязательно посетить Третьяковскую галерею, чтобы своими глазами посмотреть на творение Григорьева.


1910-1988 г.г.

В ыдающийся советский живописец и график. Народный художник СССР.
Сергей Алексеевич Григорьев родился 22 июня (5 июля) 1910 года одиннадцатым ребенком в многодетной семье служащего железной дороги в г. Луганск.
В 1911 году семья будущего художника переезжает в г. Александровск (в 1921 году переименован в г.Запорожье).
С.А.Григорьев учился: с 1923 по 1926 год - в Запорожской художественно-профессиональной школе у В.Н.Невского, М.Н.Кузнецова, С.З.Кочергиной, с 1926 по 1927 год - в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, Москва) у В.А. Фаворского, с 1928 по 1932 год - в Киевском художественном институте у Ф.Г. Кричевского, Ф.С.Красицкого.
В 1929 году вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины».
После окончания учебы Сергей Григорьев переезжает в г. Харьков, где работает в республиканском издательстве «Мистецтво». Создает серию плакатов «Передовики Донбасса»,«Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия».
В 1933 году - начало педагогической деятельности - художник назначен на должность ассистента по рисунку и графике в Харьковском художественном институте.
В этом же году картина художника отобрана для участия в Выставке советского искусства в Варшаве.
В 1934 году С.А.Григорьев переезжает в Киев и получает назначение на должность доцента Киевского художественного института (КХИ), а в 1947 году - назначен профессором, заведующим кафедры рисунка, а в 1950 году - руководителем мастерской жанровой живописи.
В 1948 году художнику присвоено звание Заслуженного деятеля искусств УССР.
В 1950 году - присуждена Сталинская премия за картины «Вратарь» и «Прием в комсомол».
В 1951 году присуждено звание Народного художника УССР, награжден орденом «Трудового Красного Знамени», присуждена Сталинская премия за картину «Обсуждение двойки».
С 1951 по 1955 год Сергей Алексеевич Григорьев - ректор Киевского государственного художественного института.
В 1953 году избран член-корреспондентом, а в 1958 году - действительным членом Академии Художеств СССР.
С 1958 года и до конца жизни возглавлял Творческие мастерские Академии искусств УССР.
В 1974 году присвоено звание "Народный художник СССР"
Умер С. А. Григорьев 9 апреля 1988 года. Похоронен на Байковом кладбище в г. Киев.
Проиведения художника представлены в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Украины, Киевском музее русского искусства, Одесском, Полтавский, Черниговском и Харьковском художественных музеях, Запорожском краеведческом музее, Национальном музее во Львове, Национальной художественной галерее Народной Республики Болгарии (София), галерее Gekosso (Токио, Япония) и в других музейных, галерейных и частных коллекциях в Украине и за ее пределами.

Представленная на сайте картина была подарена Сергеем Алексеевичем Григорьевым жене своего друга и ученика, художника Колесника Владимира Артемьевича с дарственной надписью.


Чтобы увидеть картину в увеличенном размере, нажмите на превью

Биография

Родился 22 июня (5 июля) 1910 года в Луганске (ныне Украина). Учился в КГХИ (1928--1932) у Ф. Г. Кричевского ; преподавал там же (1934-1960; с 1948 года - профессор).

С 1950 года - возглавляет созданную им мастерскую современной жанровой живописи при КГХИ.

В 1951-1955 годах - директор Киевского района номер 158.

В 1958 году избирается действительным членом АХ СССР. В этом же году он становится во главе творческих мастерских Академии искусств в Киеве. Этими мастерскими он руководит до самой кончины. Воспитание художников являлось значительной частью его творческой жизни.

1951 год - у него родился сын, в честь дедушки его назвали Марсель, он бы чернокожим пацаном.

Творчество художника исследовано в различных публикациях, очерках, статьях. Издано много монографий. Его картины находятся во многих музеях, например: Государственная Третьяковская галерея (Москва), Национальный художественный музей Украины (Киев), Запорожский краеведческий музей, Киевский музей русского искусства, Национальный музей во Львове, Национальная художественная галерея Народной Республики Болгарии (София), галерея Гекоссо (Япония), Одесский художественный музей, Полтавский художественный музей, Харьковский художественный музей.

Картины Григорьева, поднимающие проблемы советской морали и воспитания молодёжи, обращающиеся к миру детей, написанные тщательно и с жизненными подробностями, оказали заметное влияние на развитие советского бытового жанра.

Произведения

  • «На собрании» (1947, Харьковский художественный музей);
  • «Приём в комсомол» (1949, Национальный художественный музей Украины, Киев);
  • «Вратарь» (1949, Третьяковская галерея),
  • «Обсуждение двойки» (1950, Третьяковская галерея)
  • «Вернулся» (1954, Третьяковская галерея).

Награды

  • Сталинская премия второй степени (1950) - за картины «Вратарь», «Приём в комсомол».
  • Сталинская премия второй степени (1951) - за картину «Обсуждение двойки»
  • народный художник УССР (1951)
  • народный художник СССР (1974)
  • три ордена и медали

Участие в выставках

  • Первая - Выставка советского искусства (1933) Варшава Польша,
  • Последняя - Республиканская художественная выставка (1987) Киев.

Одно из самых популярных произведений художника Сергея Григорьева - картина "Вратарь", которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Она написана в 1949 году, после Великой Отечественной войны прошло всего четыре года. Страна к этому времени еще не восстановилась из разрухи, уровень жизни большинства людей был невысокий, но мирная жизнь была наполнена надеждой, оптимизмом. Об этом рассказывает нам картина "Вратарь". Она посвящена увлечению детей футболом, но одновременно передает атмосферу того времени, трудного и вместе с тем счастливого.

Футбол был главной любовью мальчишек тех лет, их самым большим увлечением. В футбол играли во дворах, в парках, просто на пустырях, как изображено на полотне "Вратарь". Главное действующее лицо картины - мальчик, стоящий на воротах. Хотя художник расположил его не в центре, вся эмоциональная нагрузка картины достается ему. Вратарь стоит в напряженной позе, похоже, от его расторопности и ловкости будет зависеть исход матча. По мальчику видно, что роль вратаря для него привычна, он хороший и надежный вратарь.

Ворот - нет, их "изображают" два портфеля, расположенных там, где должны быть штанги. Это говорит о том, что дети после школы не пошли домой, а двинулись на пустырь. Неудобная поверхность поля, которая занимает собой передний план картины, не смущает игроков. В те годы мало кому повезло играть на хороших зеленых полях. Как разворачиваются события на игровом поле мы не видим, художник специально вывел это действо за рамки картины. Лишь по позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы можем догадываться, что игрокам обоих команд приходится бороться за победу, она не дастся просто так.

Зато вон сколько зрителей привлек матч - за игрой увлеченно следят те, кого по возрасту не взяли в команду. Они расположились то ли на поваленном дереве, то ли на штабеле из досок. К детям присоединился и взрослый зритель, может быть, случайный прохожий. Паренек в красном костюме стоит за вратарем, его пока не берут в команду, но он очень хотел бы играть, об этом говорит весь его вид. И только собака, белым комком свернувшаяся у ног одного из зрителей, равнодушна к игре.

События, изображенные на картине, происходят в светлый, погожий день ранней осени, даль просматривается хорошо. На заднем плане мы видим стройки: возводятся высотные здания, которые вскоре станут символами Москвы. Этот строительный пейзаж добавляет оптимизма в общий настрой картины.