Сочинение по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево. Сочинение по картине Юон "Русская зима. Лигачево" Когда была написана картина русская зима лигачево

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

Выдающийся пейзажист Константин Фёдорович Юон родился 12 (24) октября 1875 года в Москве. Все картины художника восхищают удивительной красотой и гармонией. К. Ф. Юон создавал пейзажи, каждый из которых является настоящим шедевром.

В автобиографическом очерке художник писал: «В этих картинах я стремился передать величаво-монументальное и поэтическое звучание русской природы. Я искал торжественных нот, которые должны были выразить сильным художественным языком народные чувства к родной природе. «Русская зима» - одна из таких картин… К ней у меня было много этюдов и набросков; но писал её, в сущности говоря, из души, лишь опираясь на этюды и наброски».

В своём творчестве Константин Фёдорович часто обращался к родному Подмосковью. Особенно лю­бил художник изображать виды Лигачёва. Это село в Подмосковье, где у Юона был дом.

Картина «Русская зима. Лигачёво» - одна из самых известных в творчестве художника.

Это произведение - настоящий гимн русской зим­ней природе. Всё вокруг в снегу, деревья, дома люди словно оказались в сказочном краю. Дети катаются на санках и играют с собакой. На полотне изображён самый обычный морозный день. Но художник видит в нем нечто необычное и удивительно прекрасное. Лес, укрытый снежной шалью, кажется спящим. Де­ревья абсолютно неподвижные, словно заколдованные. Неподвижным кажется даже сам воздух.

Вокруг белым-бело от снега. Он выглядит таким реальным, что к нему хочется прикоснуться. И ка­жется, что вот-вот услышишь скрип снега под ногами. Это самый обычный зимний день. Но только настоя­щий художник может обратить внимание на то, что окружающие обычно не замечают. Красота буднич­ного дня открывается далеко не всем. Нужно уметь видеть и понимать всё великолепие окружающего мира.

Глядя на картину, мы видим большие деревья, которые сгибаются от тяжести снежного убранства. Тонкий узор инея на ветвях деревьев напоминает изысканное кружево. Всё это мы видим каждый день. Но чаще всего не обращаем внимания, потому что думаем о привычных делах и заботах.

Играющие на улице дети делают картину какой- то особенно живой и реальной. Детям свойственна любовь к зимним забавам. Их не пугает мороз и ве­тер, ведь на улице так весело. И зрители поневоле проникаются этим настроением. Когда смотришь на картину, хочется, пройтись по заснеженной улице, покататься на коньках или санках…

Художник поэтизирует русскую зиму. Вместе с тем картина естественна и реальна. В ней есть искрен­ность и непосредственность.

Дорога уходит куда-то вдаль. Картина передаёт ощущение простора, пространство кажется весьма об­ширным. В картине невероятным образом сочетается ощущение неподвижности и движение. Бегут дети, впереди бежит собака. И всё это происходит на фоне застывшего зимнего дня, где неподвижные деревья и сугробы застыли, словно в заколдованном царстве.

На эту картину хочется смотреть как можно доль­ше. Великолепие зимнего дня, чистота и свет зимнего пейзажа восхищает и создаёт хорошее настроение.

Здесь искали:

  • сочинение по картине русская зима лигачёво
  • сочинение по картине юона русская зима
  • сочинение по картине юона русская зима лигачево
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет : русский язык

Класс : 5

УМК : “Русский язык. 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.

Урок рассчитан на 1 учебный час (=45 минут).

Тип урока: урок развития речи, ознакомление с новыми знаниями.

Форма урока: интегрированный (русский язык, живопись, литература, музыка)

Оборудование: компьютер, проектор, репродукция картины К.Ф. Юона“ Русская зима. Лигачево”, стихотворения о зиме, презентация учителя, презентации учащихся, рабочая карта урока (приложение ).

Цель: научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине, пользоваться художественно-выразительными средствами в письменной и устной речи.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с творчеством К.Ф.Юона;
  • Опираясь на художественные тексты, музыку, репродукции картин, личные наблюдения обучающихся, подготовиться к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачево”.

Развивающие:

  • Развивать умение создавать связные речевые высказывания для передачи своих мыслей и впечатлений.
  • Развивать чувство прекрасного.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи, русской природе, учить видеть в ней прекрасное, понимать ее.

Ход урока

1. Организация класса.

(Приветствие, создание благоприятного эмоцианального климата).

слайд № 1

Здравстуйте, ребята, садитесь. Запишите число, тему урока. (все записи на уроке ведутся не в тетради, а на рабочей карте урока (приложение ). Приложение распечатывается с двух сторон и складывается как тетрадь.

Целеполагание:

Какие цели поставим для себя? (дети отвечают, учитель обобщает) (слайд № 2)

Вступительное слово учителя :

За окном сегодня морозный солнечный зимний день, как и на картине К.Ф.Юона, но я не дам вам замерзнуть, т.к. на уроке мы будем беседовать в теплой дружеской атмосфере и усердно работать для достижения поставленной цели.

2. Актуализация знаний.

Итак, нам предстоит написать сочинение-описание. Что значит сочинить? (изложить свои мысли на заданную тему)

А что такое описание? Что характерно для этого типа речи? (преобладание прилагательных, перечисление одновременных признаков, один снимок).

Что можно описывать? (животных, человека, игрушку, природу, местность)

Мы с вами будем описывать картину, на которой изображен пейзаж. (слайд № 4)

Вспомните, что мы называем пейзажем? (на карте уроке есть подсказка: отрывок из стихотворения А. Кушнера, который можно зачитать).

Посмотрите на репродукцию картины К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. Какие чувства она вызывает? (радость, восторг, вдохновение)

А вы любите зиму? Какие ассоциации возникают при слове зима? (слайд №5)

(катание на санках, коньках, Новый год, подарки, снежки, горки и т.д.)

О рфографическая пятиминутка.

(слайд № 6).

Задание № 1 на рабочем листе (дублируется на слайде): Дети по цепочке читают слова, называют пропущенную букву, объясняют выбор.

3. Изучение нового материала.

Да, зима замечательное время года. Многие поэты, писатели, художники и композиторы, вдохновленные красотой зимней природы, посвящали ей свои произведения.

(слайд № 7) Русский композитор и дирижер П.И. Чайковский написал цикл произведений для фортепьяно “ Времена года”. В нем каждому месяцу посвящена своя музыкальная композиция. Я предлагаю вам прослушать пьесу “ Зима. Февраль”. (слайд № 8)

На фоне музыки демонстрируются картины зимненго пейзажа.

Какие чувства пробуждает музыка? (светлые, веселые, бодрые, вдохновляющие, музыка заряжает энергией и т.д.)

Мы услышали, как композитор с помощью звуков показал красоту и очарование зимней природы, теперь обратимся к поэзии (на рабочих картах подбор стихотворений), прочитайте стихотворения (чтение вслух).

– Давайте вспомним, какие стихотворения о зиме мы учили, может кто-то прочтет наизусть фрагменты стихотворений. (в слабом классе можно зачитать отрывки напечанных стихотворений).

Понравились вам стихотворения?

А как поэтам удается создать чудесные картины зимы? (при помощи слов, художественно- выразительных средств).

Какие средства выразительности вы знаете? Приведите примеры из стихотворений.

Итак, в стихотворениях поэтов природа не является просто фоном, она является активным действующим лицом, она неразрывно связана с миром человеческой души. Она одушевлена.

Теперь вернемся к картине К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. А что мы знаем о живописце? (слайд № 9) (проверка домашнего задания, презентация или сообщение учеников).

(Можно задать дополнительные вопросы: Какая тема нашла отражение в творчестве Юона? Какое время года было любимым? Почему в названии описываемой картины присутствует слово Лигачево?)

Посмотрительно внимательно на репродукцию картины “Русская зима. Лигачёво”

(слайд № 10), а теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались там. Тихонько походите, прислушайтесь, приглядитесь. Откройте глаза.

Что вы почувствовали? (свежесть морозного утра, дуновение ветерка, легкий холодок и т.д)

Что вы услышали? (скрип шагов, лай собак, голоса детей, их смех)

Что увидели на переднем плане? (ребята, гуляющие по лесу, березы, заснеженная дорога, собака)

Что увидели на заднем плане? (заснеженные избы, ездок на лошади, ребята, катающиеся с горы).

А теперь отдохнем. Физкультминутка (слайд №11)

Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
По пороше побежали
И снежинкой полетали.
Руки плавно отпустили,
Всем улыбки подарили.

Продолжим урок. Сейчас нам предстоит заполнить таблицу. (рабочая карта). На самостоятельную работу отводится 3-5 минут.Затем дети зачитывают свои записи, дополняют их.

  • 1 колонка заполняет строки - снег, деревья
  • 2 колонка заполняет строки - воздух, небо
  • 3 колонка – дети, избы
  • 4 колонка - настроение, пейзаж

Под таблицей есть слова для справок, которые дети могут использовать, если у них появилось затруднение.

Дети зачитывают подобранные эпитеты, другие дети дополняют, учитель может задать наводящие вопросы, если что-то дети упустили. Проверка сопровождается слайдами № 12-13

Подведем небольшой итог:

Какова тема картины? (русская зима)

Какова основная мысль? Что хотел показать (сказать) автор картины? (К.Ф.Юон восхищается русской зимой, красотой русских пейзажей. Живописец хочет, пробудить в нас любовью к родной местам, к природе).

Перейдем к следующему этапу.

Задание №3 Словарная работа.

Описывая картину, вы можете столкнуться с речевыми повторами. Чтобы их избежать, давайте подберем синонимы к наиболее часто употребляемым в работе словам. (слайд № 14)

Нарисовал- создал, изобразил, показал.

Картина- полотно, произведение живописи, репродукция.

Заключительный этап работы.

Составим план сочинения, которое нам предстоит написать.

Сколько частей в нем будет? С чего начнем? (совместная работа учителя и детей, рабочая карта).

1 часть (вступление)

О чем можно написать в 1 части? (о художнике, о его творчестве)

К.Ф. Юон-замечательный художник - пейзажист.

О чем расскажем во 2 части? (что изобразил Юон на описываемой картине, и как ему удалось передать всю красоту природы)

2 часть Русская зима в изображении Юона.

А) Белый и пушистый снег.

Б) Деревья-великаны.

В) Небо, воздух.

Г) Зимние забавы ребятишек.

О чем напишем в заключении?

3 часть. Заключение.

Какие мысли и чувства вызывает пейзаж, какое настроение создает. Что хотел сказать художник своей работой?

Рефлексия.

Что мы сегодня делали на уроке? (готовились к сочинению, говорили музыке, поэзии, о Юоне, о зиме и т.д).

Все ли удалось?

Что вызвало затруднение?

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачёво”, используя рабочую карту урока.

Известный русский художник-пейзажист Константин Федорович Юон с большим удовольствием и любовью писал пейзажи Подмосковья и в частности селение Лигачево, где у него был свой дом.

Картина Юона К. Ф. «Русская зима. Лигачево» художник написал это произведение в 1947 г. Живописец изобразил один из ясных зимних дней за околицей деревни. Пред нами предстает владение Снежной королевы и лесной массив, который погружен словно в забытье зимнего сна. Нет ни малейшего ветерка. На переднем плане – укутанные белоснежным покровом рослые сосенки, будто околдованные морозом, замерли, да так и оцепенели. Сквозь веточки в серебристом инее, с трудом пробивается лучик неяркого солнца.

На заднем плане видны небольшие елочки, наряженные в белые пушистые шубки. От сверкающего снега буквально слепит глаза. Заденешь ненароком веточку, и посыплется на тебя целый ворох пушистого холодного и колючего снега. А веточка, лишь немного покачнется и вновь замрет. Ребятишки рады и морозцу и снежным сугробам. Целой ватагой высыпают они на деревенскую улочку: поиграть в снежки, прокатиться с пригорка на санках и, в шутку поборовшись вдоволь поваляться на снегу. Рядом с домом с небольшого холма на санках и салазках съезжают детишки.

На картине изображен полдень, потому что ребята уже возвращаются домой после школьных занятий. Озорной дворовый песик заливается лаем, хватает ребят за полы пальтишек, приглашая поиграть с ним, весело гоняется за летящими с горки санками.

Картина с первого же взгляда покоряет задушевностью и кажется, что мы тоже причастны к изображенным действиям ребятишек. Юон написал большое количество зимних зарисовок. Он восхищался русской природой, зимними пейзажами, летящими сверкающими снежинками, и с большим талантом рисовал снег - то свежий и сверкающий белизной, то немного подтаявший и уже посеревший.

Юон часто посещал эту деревню, черпая здесь свое вдохновение, здесь же его воплощал. Посмотрев на картину Русская зима, зрителя охватывает задорное настроение, вспоминаются детские шалости и проказы. Зима, словно в сказке преображает все вокруг, укрывает под снежным одеялом скуку ненастной осени и серые будни. Она приносит нам чистоту морозного воздуха, легкий хруст снега под ногами, катание на санках, лыжах или коньках, прогулку в санях, запряженных тройкой лихих коней. Поэтому Юон часто называл это время года - волшебным.

Притихший сказочный лес после обильного ночного снегопада. Покрытые жемчужным инеем деревья. Елочки, словно прижавшиеся друг к другу сестрички. Нарядные березки. Весь пейзаж наполнен русским колоритом и поэзией. Так и хочется воскликнуть, как же здорово зимой в русской деревне.

Хотя художник скуп в красках. Преобладают светлые тона голубого цвета. Это снег и проглядывающие стволы деревьев. Контрастом смотрятся темные фигурки людей и лошадей. Ясно, что это обычный зимний будничный день в деревенской жизни, но все-таки какой-то запоминающийся своим настроением. Недаром Юона часто называли поэтом русского зимнего пейзажа. А сам он говорил, что ему хочется писать картины похожие на русские песни.

Картина Юона «Русская зима. Лигачево» звучит, как гимн жизни и красоте русской природы. Художник сумел показать даже легкий морозец, пощипывающий нос и щеки. Ветви могучих деревьев, согнулись под тяжестью выпавшего снега. Удивительная красота серебристого инея на ветвях елей и сосен, словно кружевная кисея.


Константин Федорович Юон – певец родной земли ()









Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес… Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…




Задание Подберите синонимы к слова Художник – картина - (картина) чудесная – блестит – (небо) голубое – (настроение) праздничное – живописец, пейзажист, мастер кисти репродукция, полотно прекрасная, замечательная искрится, сияет, сверкает светло-синие, лазоревое жизнерадостное, доброе


Творческое задание. Вставить подходящие по смыслу слова, чтобы они отражали содержание картины. «К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. Везде ____________ снега. Снег лежит на___________, на______________. Он_____________ блестит, а в лучах солнца кажется даже_________________. На опушке леса застыли в своем ____________ наряде березы. ____________________ шалью окутаны_________________ елочки. Морозно. Вот в такой день хорошо подышать ________________ воздухом. Хорошо идти в лес на прогулку, покататься на лыжах, на санках. Все это мы видим на картине художника. Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. Она рассказывает о празднике жизни и света. И этот праздник подарил нам мастер лирического пейзажа К. Юон.

К.Ф. Юон создал свою известную картину «Русская Зима. Лигачево» в 1947 году. Константин Федорович был действительно выдающимся пейзажистом, каждая его работа становилась шедевром.

Картина написана в белом цвете. Нарисована глубокая зима, когда мороз закрепился, а снег успел замести всё вокруг. Очертания деревьев просматриваются нечетко - снег засыпал и их. Они красиво и гармонично дополнили всю картину своим величием.

Где-то вдалеке мы видим ребятишек, которые собрались весёлой гурьбой наслаждаться зимними забавами: кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки. Впереди ребят стоит собака. Возможно, она заблудилась и ищет свой дом. Дети добавляют динамику в этот пейзаж, ведь деревья статичны под тяжестью снега. Даже ветер не смог их расшевелить. Они как закованные герои сказок в зимнем царстве.

На заднем плане, за пригорком, небольшая деревня. Как известно, место действия - село Лигачево в Подмосковье, где у художника был дом. Возможно, он нарисовал свои родные места, там где он проводил детство или, будучи взрослым, наблюдал за детскими играми. Но пейзаж получился очень реалистичным, хочется побывать в таких местах и стоять, как заворожённый, любоваться этой зимней красотой. Там тоже ребята, которые катаются на санках. Кажется, что они торопились после школы, чтобы поиграть вместе.

Зимний пейзаж завораживает. Смотришь на картину и мороз пробегает по коже: до того реалистично Юон изобразил русскую зиму.

Верхняя часть картина нарисована в голубых тонах, как будто мороз надвигается на полянку. Пейзаж напоминает нам иллюстрацию русской сказки. Аккуратные берёзы, скованные снегом, особенно прекрасны. Мороз украсил их ветви причудливыми узорами, усыпал их снегом, который напоминает кружево.

Автор мастерски передал любовь к Родине, изобразил зимний пейзаж во всей красоте. Картина напоминает зимнюю сказку. Ему не нужно было использовать полную палитру красок. С помощью белого, голубого, чёрного и серого цвета Юону удалось создать такой реалистичный пейзаж, от которого не оторвать взгляда.

Зимнее волшебство завораживает и хочется фантазировать, что же будет дальше: может дети разойдутся домой или придут ребятишки из соседней деревни. Картина вызывает тёплые воспоминания о детстве, о том беззаботном времени, когда не было тягостей, ведь дети видят прекрасное в обычных вещах, на которые взрослые не обращают внимания.