Сочинение: описание картины И. Е. Репина "Бурлаки на Волге"

1. Бечевник
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка - бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз…»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится - удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно…

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Тема моей исследовательской работы «Предостерегающий характер картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Я думаю, что одно из самых знаменитых творений Ильи Ефимовича Репина картина «Бурлаки на Волге» относится именно к этой фразе и носит в себе предостерегающий характер.

Катрина была написана в 1870-1873 годах, ещё до революции. Она писалась на Волге в селе Ширяево Самарской губернии. Я каждое лето со своей семьей бываю в селе Ширяево с паломнической поездкой и любуюсь пейзажем, где писалась эта картина. Посетила музей Репина, где жил художник, когда писал картину (Приложение 1). Сама картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Летом прошлого года мне посчастливилось увидеть картину во время экскурсии в Русском музее. Картина произвела на меня большое впечатление (Приложение 2). Мне стала интересна её история создания, история той эпохи. Считаю, что эта тема актуальна и по сей день.

Цель: изучить историю создания картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и историю эпохи.

Задачи:

1. изучить биографию художника Ильи Ефимовича Репина;

2. выяснить причины, побудившие художника написать картину «Бурлаки на Волге»;

3. провести анализ картины;

4. сделать выводы предостерегающего характера картины в ту эпоху.

Объект исследования: история написания картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Предмет исследования : картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Актуальность: считаю, что информационная составляющая данной работы является актуальной для использования в учебных целях, публикациях.

Методы исследования: исследование печатных источников информации, сети интернета.

2. Основная часть.

2.1. Биография художника И.Е.Репина.

Илья Ефимович Репин родился в г. Чугуеве Харьковской губернии в 1844 году. (Приложение 3). Рос он в небогатой семье. Никто и не подумал бы тогда, что мальчишка станет великим русским художником. Его мать первая обратила внимание на ловкость росписи яиц при подготовке к Пасхе. Но денег на развитие таланта в семье не было.

Илья посещал местную школа, там учили топографии. Затем необходимые навыки в рисовании получил в мастерской иконописца Ивана Бунакова. С пятнадцати лет Репин участвовал в росписи многих церквей близлежащих сел. После 4 лет росписи церквей и накопив сто рублей, отправился в Петербург, что бы поступить в Академию Художеств. Но не поступил. Не сдавшись, Репин при Обществе поощрения художников становится слушателем подготовительной школы. Первый его преподаватель в школе был Иван Николаевич Крамской. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию. В 1871 году он закончил её с отличием и дипломная работа И. Репина картина «Воскрешение дочери Иаира» названа самой лучшей за все время существования Академии искусств. Илья Ефимович уделял особое внимание написанию портретов. Много работ написано выдающихся личностей: химика Д.И Менделеева, М.И. Глинки, Л.Н. Толстого. Отдавал предпочтение написания группового портрета.

2.2. История написания картины «Бурлаки на Волге».

Картину «Бурлаки на Волге» И.Е. Репин создал в 29 лет, еще являясь учеником Академии художеств. Наверное, случайное событие привело его к мысли написать «Бурлаков». В 1868 году Илья Репин и Константин Савицкий, с которым они вместе учились, отправились писать этюды в село Усть-Ижору, расположенное при впадении реки Ижоры в Неву. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. «О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ.

Все это так поразило И. Репина, что впоследствии он бегло, но эмоционально написал этюд увиденной картины. До нашего времени этот сюжет не дошёл, но его видел художник Фёдор Васильев. Репин надолго увлекся темой «Бурлаков».

Чтобы картина была более правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, что бы наблюдать за жизнью народа, познакомился с его трудом и бытом, для того что бы увидеть красоту русского характера. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать. Художник поселился в селе Ширяево, где провел всё лето. Он обратил внимание на людей с трудной судьбой, на многообразие их характеров. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим «Бурлакам» и сделал много зарисовок. Этим людям он и посвятил свою картину, заставил говорить их через своё творение. Некоторые друзья художника были уверены, что образы измученных бурлаков вызовут у зрителя только жалость да сочувствие, что не будет ничего поэтического. Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

2.3. Предостерегающий характер картины.

Картина «Бурлаки на Волге» первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в1873 году (Приложение 4).

Картиной художник пытался донести до дворянства и знати, каков предел настроения народа. Первое впечатление - группа измождённых людей тянет баржу вверх по течению Волги. Одиннадцать человек тянут лямки, которые врезались им в грудь, плечи под знойным солнцем. У бурлаков ветхая одежда, это говорит нам о бедности народа. Но они упорно тянут за канат судно. Если приглядеться к бурлакам отдельно, то можно увидеть, что у каждого свой характер. Кто-то покорился волей тяжкой судьбы, кто-то спокоен, понимая, что при окончании сезона, закончится и тяжёлая работа. Я обратила внимание на третьего бурлака. Он буквально впился в меня своим взглядом полным ненависти.

Изображение бурлаков показывает настроение народа в ту эпоху. Но есть и другие знаки на картине, которые носят предостерегающий характер. На корабле, который тянут бурлаки есть флаг, он развивается левым ветром. И на паруснике парус также развивается левым ветром. А вот дым, проходящего мимо парохода, направлен в другую сторону. Это даёт понять, что мнение народа имеет разногласия.

На переднем плане можно увидеть разорванную корзину и камень. Корзина символизирует достаток, а разорванная корзина, это символ бедствия. Камень - символ утопленника. Это можно объяснить так, что достаток находится на краю бедствия. Придёт время и произойдет упадок у тех, у кого достаток.

Канат, за который тянут бурлаки баржу, привязан к верхушке мачты. Получается хороший рычаг и если они с силой потянут канат, то могут опрокинуть корабль или сломать мачту. Это символизирует, великую силу народа. Художник предсказывает переворот государственной власти, если учесть, что корабль, это символ государства. Также к символу переворота можно отнести и перевернутое расположение цветов российского флага на мачте судна.

В картине художник показывает символическую опасность, которая нависла над Российской империей. Он предоставил возможность знати столкнуться с низами общества, задуматься в каких ужасающих условиях работают бурлаки. Хотя Репин выбрал не самый страшный сюжет жизни бедняков. Художник был расстроен, что зритель не воспринял предостерегающего характера картины.

3. Заключение.

Работая над заданной темой, я много узнала о жизни и творчестве великого русского художника Ильи Ефимовиче Репине. История создания картины «Бурлаки на Волге» подробно описана в автобиографической книге И.Е. Репина «Далёкое - близкое». Работая с литературой, рассматривая картину, я погрузилась мыслями в эпоху дореволюционного времени. Потенциал революции чувствовался и поэтами и художниками, в частности Репиным. И он выразил его в картине «Бурлаки на Волге». Но его современники выводов не сделали.

В 2014 году к 170-летию со дня рождения русского художника на набережной г. Самары установлен бронзовый памятник «Бурлаки на Волге», который увековечивает знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина. (Приложение 6). Автором скульптурной композиции является самарский художник Николай Куклев.

Я и мое поколение истинно восхищается творением художника, его смелостью передать через искусство то, что нельзя было высказать.

Список литературы.

1. Репин И. Далекое близкое. М.: издательство Академии художеств СССР, 1960. с. 510.

2. Пророкова С. Репин, М.: Молодая гвардия, 1960. с. 416.

3. Лясковская О. Репин. Жизнь и творчество. М.: Искусство. 1982. с. 480.

4. Стасов В.В. Избранные сочинения. М.: Искусство, 1952. с. 620.

5. http://samaratoday.ru/news/194933

Приложения.

Приложение 1.

В доме-музее И.Е.Репина с. Ширяево Самарской области.

Памятник И.Е.Репину в историко-музейном комплексе с. Ширяево.

Приложение 2.

Посещение г. Санкт-Петербурга.

Государственный Русский музей г. Санкт-Петербург.

Приложение 3.

Илья Ефимович Репин. Автопортрет.

Приложение 4.

Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Приложение 5.

Бронзовая скульптура картины на набережной г. Самары.

cтатьи о Царицыне

Представьте себе, что вам нужно пройти пешком вдоль Волги. Но не вдоль набережной, а пару тысяч километров, от Астрахани до Нижнего Новгорода. И не просто пройти, а уложиться в определённый срок, тащить всё это время тяжёлый груз и спать по ночам 2-3 часа. А ведь именно такой была когда-то жизнь человека, которого называли бурлаком. Наверное, всем известна картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Репин запечатлел бурлаков в пору "расцвета" этой профессии, накануне времён, когда паровой двигатель начнёт постепенно отправлять её в историю. Между тем, бурлаки – это не просто безмолвные рабочие, тащившие из года в год свою лямку. У бурлаков было много особенностей, свой быт и своя организация труда, свои словечки и термины, целая особая жизнь. На всём пространстве Волги - от Астрахани до Рыбинска, не минуя, естественно, и Царицын - ходили эти люди.

Во времена предшествующие паровому двигателю, движение судов по Волге производилось за счёт паруса, гребцов и бурлаков. Суда ("расшивы"), идущие вниз, как правило, приводились в движение гребцами, а при попутном ветре – парусами. Однако, при обратном движении – против течения, вверх по реке, гребцы не справлялись. В древние времена, при невозможности грести или идти под парусом, гребцы выходили на берег и тянули судно лямкой (было несколько разных способов, например, с помощью закидных якорей), однако к XVIII-XIX веку оформился целый отдельный вид деятельности – бурлачество. Описание особенностей колоссального труда этих людей дано в т.6 книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (СПб., 1901). Приводим его здесь.

Труд по проводу судов вверх по Волге выпадал на долю целой армии рабочих, называемых бурлаками. На каждую тысячу пудов отправляемого вверх груза требовалось, в среднем, приблизительно 3,5 человека. Бурлачеством занимались главным образом прибрежные жители Волги и её притоков. В цветущую пору бурлачества, в первой половине XIX века и в особенности перед введением пароходства, армия волжских бурлаков достигала 300 тысяч человек. Бурлаки представляли собой собранные в отдельные артели общества, с особой внутренней организацией, со специальным распределением занятий между членами.

Репин. Бурлаки на Волге, 1872. Один из эскизов к картине

Из всей артели выделялся водолив , начальник над бурлаками, представитель на судне хозяина товара (кладчика); ему доверялся груз, состоявший на его ответственности; у него хранились документы рабочих и деньги на харчи бурлакам; он должен был, сверх того, быть плотником, чтобы делать на судне починки, если таковые понадобятся.

Бурлаки на Волге. Раскрашенная открытка начала XX века


Далее из артели выделялся лоцман («дядя» или «букашник» – на народном языке), на обязанности которого лежало управление судном во время пути. Он должен был обладать большой опытностью и искусством и в совершенстве знать фарватер реки, чтобы не посадить судно на мель.

Бурлаки. Волга, начало XX века


Для ведения хозяйства артели и представительства её интересов выбиралось особое лицо, именуемое десятником . Из остальных рядовых бурлаков выделялся, так называемый, шишка , обыкновенно самый сильный из всех бурлаков, шедший впереди лямки. В хвосте лямки шли двое косных , которые должны были «ссаривать» (сбрасывать) бичеву с деревьев и вообще устранять преграды, встречаемые бичевой на пути. Самый молодой из артели, обыкновенно мальчик 11-12 лет, был кашеваром , на обязанности которого лежало приготовление бурлакам пищи.

Не факт, что на фото - бурлаки, но вполне возможно

По положению в артели бурлаки разделялись на коренных , взятых на весь путь и заподряженных ещё зимой, с задатком, и на добавочных , нанятых временно, без срока и без задатка, на место больных, неявившихся или бежавших, вообще после нагрузки судна.

Привал бурлаков. Ещё один репинский эскиз

Дорогу свою по Волге бурлаки называли «путиной » и разделяли путины на дальние и короткие . Дальними считались путины от Астрахани до Нижнего Новгорода и до Рыбинска. На дорогу от Астрахани до Нижнего требовалось 70-75 дней. Обыкновенно требовалось, чтобы бурлаки пришли в Нижний к Ильину дню.

Бурлачки - это не жёны бурлаков. Да, были и женские артели

Все путины делились на «перемены ». Переменами назывались пространства плёса, вёрст в 25, на которые делилась вся Волга. Перемены из года в год всегда оставались на одном и том же месте. Всех перемен от Астрахани до Нижнего было 57. Перемены были весьма неравны по своему протяжению и не следует, конечно, думать, чтобы бурлаки бессменно тянули лямку на всём расстоянии, они должны были меняться. Эти общеизвестные перемены имели особенное значение благодаря тому обстоятельству, что, по преданию, во время путешествия Екатерины II на этих местах были остановки для смены людей. Эти перемены и теперь ещё (1901 г. – Р.Ш.) прочно живут в памяти народной и даже продолжают иметь значение для плывущих по Волге всех возможных судов, плотов и пароходов.

Заработок бурлаков колебался в больших пределах: лоцманы получали от Астрахани до Нижнего от 30 до 120 рублей, водоливы – 50-60 рублей, а рядовые бурлаки 28-40 рублей. Труд бурлака был чрезвычайно тяжёл. Надо было иметь очень крепкое здоровье и особенно крепкую грудь, чтобы вынести все тяжести дальней путины: от ступания с усилием по мягкому, рассыпающемуся песку, у бурлаков на ногах растягивались жилы, камни портили ноги, от сильного налегания на лямку грудью развивались проблемы с лёгкими, а от постоянного наклона головы к ней всё время приливала кровь, отчего у бурлаков портились глаза. Тяжесть пути в значительной степени зависела также от противного (встречного – Р.Ш.) ветра и низкой воды. При низкой воде суда приходилось перегружать, а противный ветер не давал двигаться вперёд. То и другое сильно задерживало бурлаков в пути и, чтобы поспеть к сроку в Нижний, они должны были употреблять невероятные усилия и спать не более 2-3 часов в сутки. Недаром сложилась бурлацкая пословица: «Волга ину пору мать, а ину – мачеха».

С середины XIX века бурлаки начинают постепенно уходить в историю: суда всё больше оснащаются паровыми двигателями и всё меньше нуждаются в силе бурлаков.

Но Илья Репин верил, что сумеет выразить своим полотном глубокие чувства и мысли, и с воодушевлением разрабатывал полюбившуюся тему. Скоро он отказался от первого замысла, задуманного на резком контрасте богатства и нищеты. Тогда, на невском берегу, он впервые видел бурлаков, и ничего не знал о жизни, быте и душах этих людей. Несчастны ли они на самом деле? Илье захотелось пожить с ними рядом, приглядеться, познакомиться. Самым бурлацким краем в те годы была река Волга, и молодой живописец решил повидать великую русскую реку и познакомиться с бурлаками.

Весной 1870 года Илья Репин отправился дорогу с сотоварищами по учебе, Фёдором Васильевым, Евгением Макаровым и младшим братом Василием, музыкантом. В дорогу собирались основательно, собирались остановиться у какого-нибудь крестьянина на квартире на всё лето. Первый день ехали поездом, потом сели на пароход. Молодых людей поразил волжский простор – ширь реки, безграничная даль берегов, бездонная голубизна неба. Они целый день проводили на палубе, делали зарисовки в альбомах. Будто по волшебству, на бумаге рождались сверкающая вода, отлогий песчаный берег и другой – высокий, гористый, домики и островерхие колокольни.

Илья Репин внимательно всматривался в горизонт, не покажется ли вдали тёмная полоса – цепочка оборванных фигурок. Он в нетерпении ожидал встречи со своими героями - бурлаками. Мечтал сблизиться с ними, разговаривать, писать эти лица, задубевшие на жарком солнце и сухом ветру.

Друзья поселились сначала в небольшом городке. Домик стоял на луговом берегу, напротив Жигулёвских гор, заросших лесом. Это было неприступное, обрывистое место, серые утёсы нависали отвесной стеной над Волгой. Репина больше всего манили неисхоженные места. В поисках бурлаков конце июня художники покинули город, спустились вниз по реке и поселились в бедной деревеньке, Ширяеве, мимо которой часто проходила одна артель. Там они прожили до конца лета. Репин познакомился с бурлаками, написал много эскизов и выполнил карандашных зарисовок. Всего их было одиннадцать человек, и какие это были люди! Илья сразу влюбился в человека по имени Канин. Он выходил навстречу ватаге и шёл в ногу с Каниным. Когда бурлаки обедали, он садился рядом и делал зарисовки, отмечая каждую мелочь. Каких только замечательных историй не наслушался художник. И он буквально заболел этими людьми. Это были уже не мимолётные впечатления, а погружение в самую гущу бурлацкого быта, тесное общение с бурлацкой ватагой. Какие, оказывается, непохожие один на другого, типы, были связаны друг с другом общим трудом. Двигаясь вверх по реке, они тянули судно против течения до места, где надо было разгружать баржу. И все вместе они, отнюдь, не представлялись Репину угрюмой ватагой, замученной непосильной работой. Это было настоящее товарищество! После того, как баржу разгружали, бурлаки спускались на ней вниз по течению, брали новый груз и снова впрягались в лямки. Уважение и любовь к этим людям теперь двигали Репиным.

Острый карандаш художника запечатлевал, как запряженные в лямки, бурлаки тянут баржу на вершину холма, как вязнут в песке их ноги, каждый шаг даётся с великим трудом. Крутой склон не позволил нарисовать всю ватагу, хорошо видны только трое передних. Художник лишь обозначил фигуры и заштриховал.

Затем Репин взялся делать наброски всей картины. И карандашом, и красками.

На рисунке артель бурлаков движется по песчаной отмели, а позади них расстилается река Волга. Простор реки помогает художнику передать силу и слаженность артели. Бурлаки идут не один за другим, а свободной, но точно построенной группой. Каждый герой картины должен быть хорошо виден. Студент Академии художеств уже замечательно овладел мастерством композиции.

И.Е. Репин "Бурлаки на Волге

Справа внизу подпись: И.Репин 187-73 Холст, масло 131х281

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, 11 бурлаков тянут против течения, тяжело груженную баржу. Усталые, измученные, движутся медленно. Ноги вязнут глубоко в песке. Яркое солнце нестерпимо палит им на головы, а они, шаг за шагом, тянут, каждый свою лямку. Бесконечно тяжел путь этой ватаги.

Самое важное для художника было – передать натуру, создать образ каждого бурлака.

Удивительный человек Канин

Самый любимый репинский персонаж, «вершина бурлацкой эпопеи», по словам самого художника, Канин, виделся Репину античным философом, захваченным в рабство. Художник был недалёк от истины. Канин – бывший регент церковного хора. Человек необычной судьбы, олицетворяющий лучшие черты русского народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силу. Его образ Репин сделал в картине центральным. Правда, ему не сразу удалось написать занятого своим трудом Канина, к тому же, тот отличался молчаливостью, постоянно о чем-то размышляя. Не в его характере было подшучивать над товарищами и обижаться в ответ. Всегда погруженный в собственные мысли, он будто стремился ответить на все вопросы жизни, будто Сократ в поисках блага.

«Только брови его всё выше поднимались да выцветшие серые глаза отражали небо» - вспоминал художник. Он с воодушевлением описывает своего любимого героя в книге воспоминаний «Далёкое близкое»: «Что-то в нём было восточное, древнее. А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб… А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак».


Канин

Вот лицо Канина, каким его запечатлел Репин на картине. Печальные, мудрые глаза, большой, умный лоб. Все движения – сдержанные, неторопливые, спешить некуда. Когда Канин двигался в лямке, ни одно движение, ни даже мимика лица не выдавала, насколько тяжела работа. Шагая рядом с Каниным, Репин не переставал восхищаться им, прибавляя себе ходу, чтобы не отстать.

«Как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы на шее…»

Канин во главе бурлацкой артели

Канин идёт во главе бурлацкой артели рядом с чернобородым, заросшим курчавым волосом, дочерна загоревшим, босоногим великаном, который сбоку смотрит на Канина. Ох, должно быть, лихой мужик, вольнолюбивый русский богатырь. «Нижегородский боец», так прозвали этого героя картины. В самом деле, лямку тянет без устали, увлекая товарищей за собой. Вероятно, шутит, работая. Повернулся к Канину и остальным, чтобы подбодрить их шуткой.

На рисунках и эскизах, есть бурлак, который идёт правее Канина, с головой, опущенной на грудь. От безысходности. От чего же боле? А среди рисунков есть портрет бурлака по имени Илька-моряк. Это человек с лицом мужественным и суровым. Особенно поражает пристальный, острый взгляд. Этот образ Репин и поместил в картину. Самого покорного бурлака, задавленного тяжелой долей, художник превратил в самого непокорного. А какая в его жилистых руках сила! Как яростно он налегает на лямку!

Бурлак с трубкой

Немного позади, идёт высокий бурлак с короткой трубкой в зубах. Он не слишком навалился на лямку и, кажется, ни о чем не думает. Привык. На его голове шляпа горшком, с узкими полями. Такие шляп, называли бурлацкими.

Ларька – самый юный из ватаги




Ларька


В артели часто встречались мальчишки. Сначала одиннадцатилетних детей ставили кашеварами, а через три года и он должен был тянуть лямку. На рисунке карандашом Ларька получился спокойным и задумчивым, с волосами, перехваченными ремешком, а вот на картине он – сплошное нетерпение, решимость и непокорность. Упрямый поворот головы. Смелый, устремлённый вперёд взгляд. Непокорные волосы бунтарски выбились из-под шапки. Горячий юноша весь в движении, вцепившись в хомут, он, кажется, готов разорвать его, выскочить из лямки. Неужели это на всю жизнь - раскалённый песок, бесконечная вода, потемневшие от пота спины товарищей, мерно переступающие ноги?

Ларька, по сути, это молодой Канин. У них много общего. Пытливый ум, гордость, непокорность, собственное достоинство. Индивидуальные черты, того и другого, Репин раскрывает, противопоставляя молодость, юношескую чистоту, порывистость, нетерпение, неопытность и хрупкость Ларьки – мужеству, житейской мудрости, выносливости, выдержке и стойкости Канина.

Бурлацкая ватага собрана из людей самых различных характеров и судеб. Чахоточному мужику, отирающему со лба пот, недолго осталось тянуть лямку. Старик набивает трубку табаком, ничуть не заботясь, что устроенный перерыв увеличивает нагрузку товарищей. Вроде бы, ему ничего и не надо, кроме этой трубочки с табаком. Прошли годы – притерпелся и к такой жизни. В этом мужике – своя сила, спокойная уверенность, терпение. «Христос терпел и нам велел». Между Ларькой и стариком видна голова калмыка. Его лицо скрывает картуз, но заметно, что это именно калмык с глазами, по словам самого Репина, «будто прорезанными осокой». Далее – отставной солдат, один из всех, обутый в сапоги, одежда на нём поновее. Он ступает старательно, но пройдёт сотню-другую вёрст, и его одежда истреплется, он переобуется в лапти и, как говорится, «обвыкнет. Предпоследний – высокий грек. Он похож на орла, с его красивым лицом и прямым носом. Грек сердито оглядывается на баржу, где находятся хозяева – «кровопийцы». Бредущий позади всех бурлак, совсем обессилел, отстаёт от других: обратите внимание, как бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, перед глазами зрителя только круг его фуражки. Может, горе у него, а может, больше не в силах тянуть баржу. Одиннадцать человек. Сильные и слабые, непокорные и смирившиеся. Вместе они – товарищество, артель.

В одних образах репинских бурлаков отражена покорность в судьбе, в других – протест и озлобление, в-третьих – невозмутимость, или привычка. Только в образе Канина сливаются черты, присущие каждому в отдельности. Он не выглядит богатырём, скорее, среднего роста, складный, коренастый и, в то же время – самый значительный. Как будто он знает больше остальных, но где она, где та самая лучшая доля и безоблачное счастье?

«Бурлаки на Волге» - солнечная картина. Ватага бурлаков бредёт по берегу, утопая в золотом раскалённом песке. Жарким солнцем залито голубое небо, живое солнце пронизывает воду, золотит волжскую даль и парус проплывающей мимо барки. Раскалённый песок, нежная, чуть розоватая, дымка над водой, горячий воздух, дрожащий и, будто звенящий, от зноя, переносит зрителя в полуденное время. А какие краски! Репин выбирает жёлтый, голубой и розовый, цвета со множеством их оттенков. Вглядитесь, и вы увидите как меняется желтый цвет от золотого, до блёклого, коричневатого. И бурлацкая артель, и отмель, вода, небо - написаны одними красками. Лохмотья бурлаков – голубого, желтого, розового цвета, но краски густые, мрачноватые, можно сказать, тревожные. Зато краски природы – ясные, лёгкие, радостные. В ясный, летний полдень бурлаки напоминают тёмную тучу, наползающую на золотой песок. Зато они полны силушки природной, будто отлиты из потемневшей бронзы. Работая над колоритом картины, Репин каждому герою художник подходит отдельно, выбирая цвет его одежды. На Канине – неяркая, тёмная, рубаха, в тон его неторопливым, серьёзным думам. Рубаха Ильки-моряка – красновато-лиловая. Беспокойный цвет, такой же яростный и тревожный, как пронзительный взгляд самого Ильки. Зато, будто пламенем полыхает розовая рубаха непокорного Ларьки. Как солнышко среди серых туч. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким румянцем на щеках не успевшего загореть паренька, рассказывает о его чистой, пылкой душе. Это самый пленительный образ репинской картины.

Репин выбрал для своей картины не очень высокий, но сильно вытянутый в длину холст. Это позволило открыть бесконечные просторы воды и неба. Вокруг пустынно. Слева, у края воды, вниз по течению, плывёт барка под парусом. Справа дымит маленький пароходик. Артель движется по берегу навстречу зрителю. Бурлаки только что одолели песчаную мель – перекат. На мгновение они сбились с общего дружного шага. Трое передних снова налегли на лямки грудью, но те, что идут за ними, распрямились, используя коротенькую передышку. Это позволило Репину показать их лица и рассказать о каждом из них. Стоя перед картиной, зритель видит всех бурлаков вместе и каждого в отдельности. А когда вглядывается в одного, то видит его вместе со всеми. Напоминает игру оркестра: где у каждого инструмента свой голос, но музыка звучит, когда их голоса сливаются воедино.

Общество по-разному принимало картину молодого живописца. По возвращении в Петербург, Репин показал свои этюды академическому начальству. «Что это? Величайшая профанация искусства!» - заворчал ректор Академии художеств, профессор Бруни. Но в это время в конференц-зал зашёл Великий Князь Владимир Александрович, вице-президент Академии. Эскизы будущей картины попали на глаза члену императорской фамилии. Удивительно, но нищие изможденные бурлаки, из последних сил тянущие тяжёлую баржу, заинтересовали высочайшую особу! Особенно один из набросков, не самый лучший. Сам Репин собирался превратить в картину совсем другой эскиз. Но Великий Князь немедленно пожелал купить у него готовую картину, и работа закипела.

Картина «Бурлаки на Волге» была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем, после второй поездки Репина на Волгу, в окончательном и значительно изменённом виде – на академической выставке в 1873 году. По мнению передовой русской интеллигенции, «Бурлаки» будили совесть, заставляли думать о судьбе народа.

«Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их». Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта «бурлацкая» партия будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится», - выражал охватившие его чувства Ф. М. Достоевский.

На академической выставке картина появилась только перед её закрытием, а потом она перешла в собственность Великого Князя и оказалась малодоступной для публики. В 1873 году «Бурлаков на Волге» отправили в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что она принадлежит Великому князю, ополчился на художника: «Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая дёрнула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк? .. Ну, как не стыдно – русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишите картину, везёте её на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретёт себе этих горилл, нищих лапотников».

Господину министру не дано было понять, что перед ним не жалкие «лапотники», а могучая, пока никем не обнаруженная сила, которая сможет, когда-нибудь смести все преграды, веками стоящие на её пути.

Большим поклонником Репина стал художественный и музыкальный критик-демократ Владимир Васильевич Стасов. В молодом живописце, только что окончившем Академию, Стасов прозорливо увидел будушего великого мастера и гуманиста. Стасов и Репин были близко связаны не только общностью идейных и художественных интересов, но и личной дружбой.

«Картину «Бурлаки», пишет Стасов в статье, посвященной Репину, - я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет – она решительно первая изо всех у нас. Ни одна другая не может сравниться с нею по глубине содержания, по историчности взгляда, по силе и правдивости типов, по интересу пейзажа и внешней обстановки, в связи с действующими лицами; наконец, по своеобразию художественного исполнения. Это хорошо чувствовало не только большинство нашей публики и фельетонистов, писавших о ней в журналах, но и иностранцы, видевшие её… в Вене, на всемирной выставке. И английские, и немецкие, и французские художественные критики прямо называли «Бурлаков» самой примечательной и характерной картиной русского отдела, а по исполнению, по колоритности и блестящему освещению – «самою солнечною картиной» целой всемирной выставки.

И кто же создал такое произведение, красу нашей школы? Юноша, едва сошедший с академической скамьи, едва покончивший классы. Задумана и начата была картина ещё в Академии, в антракте между 2-ю и 1-ю золотою медалью».

Ныне картина «Бурлаки на Волге» находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. Приобрести её мечтал и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, для которого Репин создал другой вариант «Бурлаков».

Читайте следующий рассказ



1. Бечевник - истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.
2. Шишка - бригадир бурлаков. Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.
3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.
4. «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.
5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.
6. В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.
7. Сзади шли самые доб росовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.
8. Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.
9. Расшива - вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 т.
10. Флаг - к порядку полос на государственном флаге относились не очень внимательно и часто поднимали флаги и вымпелы вверх ногами, как здесь.
11. Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.
12. Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.
13. Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.
14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.
15. Резьба на расшиве. С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.