Сочинение на тему герои шолохова. «Тихий Дон» главные герои Краткая биография. Детство и юность

Многие сомнения породил небольшой возраст М. Шолохова в годы создания им грандиозного романа-эпопеи «Тихий Дон». Но, мне кажется, книга так пронзительно зазвенела в душах людей, потому что именно молодой «орелик на кургане», у которого еще не расширились крылья, обратился к общечеловеческой проблематике, теме добра и красоты, сделал попытку возвратить ожесточившимся людям и взвихренной России память. У В. Чалмаева есть образное определение литературного жанра романа: «Роман – дом из слов, в котором можно жить вместе…» Такой «дом» не создать без любви к человеку, без стремления сделать человека центром мироздания, а не средством для доказательства той или иной научной доктрины. Писателя всерьез тревожило то, что такие чрезвычайные понятия как смерть, удешевление человеческой жизни, стало обычным делом.

Шолохов не стремится непременно обратить наш взор к чему-то яркому и живописному. Однако очень скоро читатель оказывается в плотной стихии воздуха, насыщенного подробностями, деталями человеческого бытия. Плавно, без эмоциональной лихорадки автор вводит в поле зрения огромный мир, населяет нашу память множеством героев с их порывами, планами, «идеями жизни. Перед нами трагедия семьи Мелеховых и изломанная судьба Аксиньи; вороватый дружок Григория Митька Коршунов и его сестра Наталья, полная глубочайшего достоинства; десятки казаков, смешных, как Авдеич Брех или Христоня, и мудрых, уверенных в себе, как Мирон Коршунов. А рядом как будто самодвижутся, живут согласно инстинкту жизни непринужденная природа и впитавший множество традиций быт.

Несмотря на тревогу за судьбу России, одолевающую душу Шолохова, писатель видел надежду в качествах души русского человека. Показывая страдания, смерть на войне и в мирных селениях, он не утрачивал веру в лучшее. Герои Шолохова живут с твердым убеждением, что каждый новый день – это прекрасный подарок. И как не верить в это, если каждый день на небе видишь солнце, которое властно и смело смотрит и, несомненно, всегда будет смотреть на поля, на Дон, на донские станицы. Оно окрашивает в свои тона самые потаенные «жизнеощущения» людей. И «солнце» в крови у всех – от Григория до неистового и в старости деда Гришаки. Солнце – это вдохновитель на подвиги, на жизнь.

Большую роль в образной системе романа играет и образ простора, влекущей дали, безграничности мира. Он помогает героям вырваться из невыносимой «тесноты» душевных тревог, разрешить многие противоречия. Если от солнца, живущего в крови героев, придающего им внутренний свет, – огонек надежд, то лазоревая степь, даль горизонта дают энергию мечте, движению, рождают жажду немедленного действия, неукротимого стремления изменить к лучшему свою судьбу, несмотря на все жизненные испытания, которые она преподносит. С другой стороны, чувство простора – критерий нравственной силы человека. Лишь на первый взгляд ощущение открытых путей и возможностей дается легко. Взошел на крутой косогор, обрыв под Доном, оглянулся и… На самом деле мир не для всякого глаза безбрежен, загадочен. При душевной пассивности, историческом беспамятстве все может «скомкаться», исчезнуть. Например, Евгений Листницкий, казалось бы, образованный интеллигентный человек, но не дано ему видеть того, что видят Григорий, Аксинья, Дуняша. Читателя пленяет в этих героях их жажда нового, активность, столь свойственные русскому характеру. И это вознесено в «Тихом Доне» на высший пьедестал как та основа, на которой возможно возрождение.

Неотъемлемо от чувства простора, воли и любовь к своему гнезду, дому. Гибель Пантелея Прокофьевича на чужбине, вне дома, в беженском потоке – трагедия народа, нарушение основ его бытия. В этом герое талант труженика был равен характеру: новая эпоха, возможно, приняла бы его талант, но никогда – независимый, гордый, свободный характер. Автор словно предостерегает установившуюся в селе власть от изначально неправильной, ведущей к вырождению системы всеобщего обобществления. Даже свободолюбивому человеку необходимо иметь что-то только свое, сокровенное, сердечное.

Рисуя гибель целого класса тружеников, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения «погибшего человека», восстановления свободы не только для, но и в самом человеке. И уверенно убеждает: есть с чего начинать. В надсаженной душе Григория многие жизненные ценности теряли свой смысл. Но лишь одно оставалось неискаженным и неистребимым в душе исстрадавшегося человека – чувство Родины, сознание своей органической причастности к людям труда, возделывающим землю. Оторваться от родной земли, неба, воздуха и тальников – значит для Мелехова уничтожить в себе человека. Задатки сильной личности, заложенные многовековой практикой народа, не дают героям сломаться. Приход в финале романа главного героя холодным, но «сияющим» от солнца утром в родной хутор свидетельствует о победе, хотя и нелегкой. Мелехов идет к своим, к казакам, проявляя немалое мужество. Эта духовная победа над смертью стала возможна и оттого, что какой-то трепетный, негасимый огонек, словно кусочек солнца, горит, сверкает в людях. Даже в трагических характерах Шолохова потому нет безысходности. Они дают нам веру в жизнь и желание жить с этой верой.

Мемориальная доска в Москве
Надгробный памятник (вид 1)
Памятник в Ростове-на-Дону
Памятник в Москве (на Гоголевском бульваре)
Бронзовый бюст на родине (вид 1)
Памятник в Москве (на Волжском бульваре)
Памятник в Богучаре
Памятный знак в Богучаре
Мемориальная доска в Богучаре (на здании гимназии)
Мемориальная доска в Богучаре (на доме, где жил писатель)
Бронзовый бюст на родине (вид 2)
Мемориальная усадьба в Вёшенской
Надгробный памятник (вид 2)


Ш олохов Михаил Александрович – великий русский писатель, крупнейший русский прозаик, классик русской советской литературы, академик АН СССР, полковник запаса.

Родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Шолоховского района Ростовской области). Внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д.Кузнецовой (1871-1942) и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М.Шолохова (1865-1925). В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913 году, после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина». Рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все.

С 1915 года по март 1918 года обучался в Богучарской мужской классической гимназии. Проживал на улице 2-й Мещанской (ныне улица Прокопенко) в доме священника Д.И.Тишанского. Окончил неполных три класса гимназии, помешала Гражданская война (в официальных источниках - окончил четыре класса). Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных – «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был осужден (условно на 1 год).

Его старший друг и наставница, член РСДРП (б) с 1903 года Е.Г.Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932 году), которой впоследствии был посвящен рассказ «Судьба человека», полагала, что в «шатаниях» Григория Мелехова в «Тихом Доне» много автобиографического. Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 года по 1926 год. Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался у себя на родине в станице Вешенской.

В 1923 году Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 года – рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа «Чужая кровь» (1926), где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, «бандиты», кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923), – смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы», дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в «Поднятой целине» совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

В 1925 году Шолохов начал было произведение о казаках в 1917 году, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 году в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е годы московский журналист Л.Е.Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е годы были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И.В.Сталину , Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» Разметный) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно, в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». Но во многом произведение устраивало И.В.Сталина . Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Это прямо или косвенно помогло Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. Шолохов обратился к М.Горькому и с его помощью добился от И.В.Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932), а в 1934 году в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново её переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 годах, восьмая – в 1940 году) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И.Солженицын, И.Б.Томашевская). По всей видимости, Шолохов сам был своим «соавтором», сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 1930-х годов, и пристегивая чисто внешним способом идеологическую направленность.

В 1935 году Е.Г.Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося – в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 году чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.

В происходящем виноваты обе борющиеся стороны, разжигающие ожесточение друг в друге. Среди красных у Шолохова нет таких прирожденных палачей, как Митька Коршунов, большевик Бунчук занимается расстрелами из чувства долга и заболевает на такой «работе», но первым убил своего боевого товарища, есаула Калмыкова, именно Бунчук, красные первыми порубили пленных, расстреляли арестованных хуторян, и Михаил Кошевой преследует своего бывшего друга Григория, хотя тот простил ему даже убийство брата Петра. Виновата не только агитация Штокмана и других большевиков, несчастья накрывают людей, как все сметающая на своем пути снежная лавина в результате их же собственного ожесточения, из-за взаимного непонимания, несправедливостей и обид.

Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.

В 1939 году Шолохов был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР.

В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь – и почти исчерпался. Вероятно, этому способствовала не только общественная обстановка, но и все усиливавшееся пристрастие писателя к спиртному. Рассказ «Наука ненависти» (1942), агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 годах глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е годы Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о И.В.Сталине и репрессиях 1937 года в духе уже закончившейся «оттепели», они были напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

Постановлением Совета Народных Комиссаров от 15 марта 1941 года за роман «Тихий Дон» Шолохову была присуждена Сталинская (Государственная) премия 1-й степени.

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства – рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, – это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире – нового большого этапа в развитии литературы.

Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 году, осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей – популярных на рубеже 1950-1960-х годов «птиц мира») было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета. В апреле 1960 года за роман «Поднятая целина» Шолохову была присуждена Ленинская премия.

В октябре 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» Михаилу Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе.

10 декабря 1965 года в Стокгольме король Швеции вручил Шолохову диплом и золотую медаль лауреата Нобелевской премии, а также чек на денежную сумму. В своей речи во время церемонии награждения писатель сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев». Шолохов – единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия властей СССР.

В 1966 году выступил на XXIII съезде КПСС и высказался о деле А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля: «Иные, прикрываясь словами о гуманизме, стенают о суровости приговора... Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни!». Это высказывание сделало фигуру Шолохова одиозной для значительной части интеллигенции в СССР и на Западе.

Писательница Л.К.Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1967 года за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, создание художественных произведений социалистического реализма, получивших общенародное признание и активно способствующих коммунистическому воспитанию трудящихся, за плодотворную общественную деятельность Шолохову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Написанное Шолоховым в лучшую его пору – высокая классика литературы XX века при всех недостатках, которыми отмечены даже наиболее выдающиеся его произведения. Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций – от трагической безнадежности до веселого смеха.

Вклад Шолохова – одного из ведущих мастеров литературы социалистического реализма – в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые, неведомые ранее связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. В эпосе Шолохова человек, общество, природа выступают как проявления вечнотворящего потока жизни; их единство и взаимообусловленность определяют своеобразие поэтического мира Шолохова. Произведения писателя переведены почти на все языки народов СССР, а также иностранные языки.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1980 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятипятилетнем со дня рождения награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года, член ЦК КПСС с 1961 года, депутат Верховного Совета СССР 1-9-го созывов.

До конца жизни жил в своем доме в станице Вешенской Ростовской области. Скончался 21 февраля 1984 года от рака горла, вызванного курением. Похоронен во дворе дома, в котором жил.

Полковник (1943). Награждён 6 орденами Ленина (31.01.1939, 23.05.1955, 22.05.1965, 23.02.1967, 22.05.1975, 23.05.1980), орденами Октябрьской Революции (02.07.1971), Отечественной войны 1-й степени (23.09.1945), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом ГДР «Большая золотая звезда дружбы народов» (1964), болгарскими орденами Георгия Димитрова (1975) и Кирилла и Мефодия 1-й степени (1973).

Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии 1-й степени (1941), Нобелевской премии по литературе (1965), Международной литературной премии «София» (1975), Международной премии Мира в области культуры Всемирного Совета Мира (1975), Международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки (1978).

Почетный гражданин города Богучар Воронежской области (1979).

Бронзовый бюст М.А.Шолохова установлен в станице Вёшенская Ростовской области; памятники - в Москве на Волжском и Гоголевском бульварах, Ростове-на-Дону, Миллерово Ростовской области, Богучаре Воронежской области; символический памятный знак на территории школы-интернат (бывшей мужской гимназии) в городе Богучар Воронежской области; мемориальные доски - в городе Богучар Воронежской области на здании, в котором он учился и на доме, в котором он жил во время учёбы, а также в Москве на доме, в котором он жил во время своих приездов в столицу. Его именем названы улицы во многих городах.

Шолохов Михаил Александрович. Родился 24 мая 1905 г. в х. Кружилином, ст. Вёшенской, Ростовской обл.

Отец – торговослужащий до революции, после, т. е. при Советской власти, продработник. Умер в 1925 г. Мать убита в 1942 г. во время бомбежки ст. Вёшенской немецкими самолетами. Учился в нач. школе, затем в мужской гимназии. Окончил 4 класса в 1918 г. С 1923 г. – писатель. В партию вступил в 1930 г., № партбилета 0981052. Принят в члены ВКП(б) Вёшенской парторганизацией. Партвзысканиям не подвергался, ни в троцкистской, ни в прочих контрреволюционных организациях не состоял, отклонений от линии партии не имел. В армию призван в июле 1941 г. в звании полкового комиссара. Служил спец. военкорреспондентом. Демобилизован в декабре 1945 г. Награжден орденом Отеч. войны I ст., медалями. В плену не был.

Ведомости Верховного Совета СССР Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.

Сцена из фильма Сергея Герасимова "Тихий Дон"

Выставка из фондов музея-заповедника М. А. Шолохова посвящена Году российского кино. Тематически она делится на четыре больших раздела, три из которых рассказывают об экранизациях шолоховских произведений - «Тихий Дон», «Донские рассказы», «Поднятая целина», «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», а четвертый посвящен кинотеатру в станице Вёшенской на момент премьеры фильма «Когда казаки плачут» (1963 г.).

Экспонаты самого большого зала рассказывают о четырех экранизациях романа «Тихий Дон», за который в 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии.

Первый фильм, снятый в 1930 г. (реж. О. Преображенская, И. Правов) по двум первым книгам романа, был немым (озвучен в 1933 г.). Премьера его состоялась 14 мая 1931 г. В главных ролях: А. Абрикосов, Э. Цесарская. Съемки проходили в хуторе Диченском Каменского района Ростовской области.

Съемки второй экранизации (реж. С. Герасимов) были начаты в 1956 г. в павильонах киностудии им. Горького в Москве, а продолжились также в хуторе Диченском. В главных ролях: П. Глебов, Э. Быстрицкая. Премьера 1 и 2 серий состоялась 26 октября 1957 года, 3-й - 30 апреля 1958 года. Фильм удостоен Большой премии «Хрустальный глобус» международного кинофестиваля в Карловых Варах, нескольких премий и почетных дипломов кинофестивалей за режиссуру, актерское мастерство, операторскую работу.

Третья экранизация романа «Тихий Дон» прошла в окрестностях станицы Вёшенской (реж. С. Бондарчук). Судьба этого фильма очень сложна. Режиссер, долгие годы вынашивавший замысел более полной экранизации романа и тщательно готовившийся к съемкам, не получив государственного финансирования, был вынужден работать с итальянскими продюсерами, которые ставили свои условия, в том числе участие зарубежных звезд (главные роли исполнили Р. Эверетт, Д. Форест, Ф. М. Абрахам). Съемки завершились в 1992 г., но между киноконцернами России и Италии начались тяжбы. Режиссер умер, не дождавшись выхода фильма на экран.

В 2005 г. Первый канал выкупил у итальянцев 460 коробок с пленкой, и сын режиссера, Ф. Бондарчук, смонтировал из «рабочего материала» 8-серийный фильм, премьера которого в России состоялась 7 ноября 2006 глда.

В окрестностях станицы Вёшенской проходили съемки и четвертой экранизации (реж. С. Урсуляк). В главных ролях: Е. Ткачук, П. Чернышова. Премьера многосерийного фильма (14 серий) состоялась в ноябре-декабре 2015 года на телеканале «Россия».

Музейные предметы, представленные в экспозиции, относятся непосредственно к съемкам фильмов, часть экспонатов является типологией предметов того времени. На стилизованной «съемочной площадке» с интерактивным баннером посетители увидят рабочий момент съемок «Тихого Дона» режиссером С. Герасимовым. В витринах выставлены сценические костюмы, подаренные музею съемочной группой режиссера С. Урсуляка.

Второй зал посвящен истории фильмов по ранним произведениям писателя и экранизациям романа «Поднятая целина». В экспозиции - воспоминания драматурга и сценариста А. Я. Витоля и его письма к М. А. Шолохову. Для более эмоционального восприятия в витринах представлены предметы эпохи: буденновка, маузер, штык, другие предметы времен Гражданской войны, сельхозорудия и элементы одежды 1930-х годов - эпохи коллективизации.

Материалы об экранизациях шолоховских произведений, посвященных Великой Отечественной войне, представлены в третьем зале экспозиции. Кинолента «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) была снята в 1959 году по мотивам одноименного рассказа М. Шолохова, опубликованного в 1956 году, и стала «Лучшим фильмом года» по опросу журнала «Советский экран», а также отмечена целым рядом наград международных кинофестивалей.

В 1975 г. на экраны вышел фильм «Они сражались за Родину» (реж. С. Бондарчук). Его съемки проходили в окрестностях хутора Мелологовский Волгоградской области, где в Великую Отечественную войну были ожесточенные бои с фашистами. Фильм был признан «Лучшим фильмом года», номинирован на главную премию Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь», имеет целый ряд премий международных кинофестивалей.

В центральной витрине этого зала выставлен кинопроектор из Вёшенского Дворца культуры, где в 1975 году состоялась премьера фильма «Они сражались за Родину», на которой присутствовал М. А. Шолохов. Также представлены предметы времен Великой Отечественной войны: оружие, элементы формы, снаряжения, награды и др.

Завершает экспозицию зал, который погружает посетителей в атмосферу кинотеатра в станице Вёшенской, где в 1963 году. состоялась премьера фильма «Когда казаки плачут» (реж. Е.Моргунов). Среди зрителей был М. А. Шолохов, который вместе со всеми вёшенцами смеялся и сопереживал героям фильма. Афишная тумба, скамейки у дома культуры, очередь в кассу за билетами и сама касса помогут ощутить атмосферу тех лет. В стилизованном кинозале с кинопроектором и рядами зрительских кресел можно посмотреть на белом экране фильм и почувствовать настроение кинозрителей советского времени.

Всего по произведениям М. А. Шолохова сделано 18 экранизаций. Каждая из них оставила свой след в истории кино и сердцах зрителей, многие фильмы вошли в «золотой фонд» отечественного кино, их знают, смотрят и любят.

Многие произведения, написанные в ХХ веке, посвящались авторами теме войны. Одни описывали ужасы баталий, другие - героические поступки солдат, а третьи - внутренний душевный мир людей, которые оказались свидетелями всех непростых событий прошлого века.

Михаил Шолохов в своем романе «Тихий Дон» раскрывает перед нами целый мир, в котором сложно и запутанно переплелись судьбы героев. Произведение можно назвать предельно философским, но одновременно и патриотическим, что дало ему возможность пройти цензуру. Присутствует в нем и глубокий подтекст, хоть и не всем удается понять его с первого прочтения. Образ Дона в романе «Тихий Дон» имеет немаловажное значение, об этом поговорим подробнее.

История романа. Первоначальная идея

Уже в 20-х годах у Михаила Шолохова возникла идея - создать произведение, которое расскажет о простых людях, о том, как у них менялись взгляды на жизнь, как разгорался конфликт между «свояками», как зарождалась Советская власть. В 1925 году автор приступил к написанию романа «Донщина». Это было первоначальное название произведения. Шолохов и не предполагал, что события развернутся так широко, и он создаст целую эпопею.

Идея автора - раскрыть исторические условия жизни простых людей так, чтобы стало понятно, почему они привели к революции. Образ Дона в романе «Тихий Дон» предстал перед читателем как символ мощи народной, казачьей воли, широкой души. Перемена замысла послужила тому, что роман стал называться «Тихий Дон». Авторский взгляд подразумевает и то, что в романе раскрывается быт казаков до революции и во время Гражданской войны. Главной задачей произведения Шолохов ставит показать трагические судьбы людей, которые попали в страшный водоворот событий начала 20 века.

Работа в Вешенской

Новый замысел романа созрел у автора в 1926 году. Шолохов начал сбор материала. Для этого он поселился в станице Вешенской, объезжал ближайшие хутора, разговаривал с местными жителями, участниками революции и войны. Так накапливался материал, созревал сюжет. Для более тонкого изучения казачества Шолохов тщательно изучал материалы из архивов Ростова и Москвы. Роман публиковался по мере написания частей. Пресса не смолкала, во всех изданиях публиковались рецензии и отзывы о произведении.

Над своей четвертой книгой Михаил Шолохов работал гораздо медленнее, читатели очень переживали за судьбы героев и писали много писем автору. Был период, когда в среде литераторов возникло мнение, что роман написал не Шолохов, а какой-то убитый офицер. Рукопись якобы была найдена в его сумке. Автору пришлось доказывать свою правоту перед ростовской комиссией, которая была специально создана, чтобы опровергнуть клевету. Произведение выдержало испытания временем, образ Дона в романе «Тихий Дон», а также другие реальные герои раскрыли всю сущность того времени. Итак, мы разобрались в истории написания эпопеи. Теперь рассмотрим более подробно образы.

Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон»

Бессмертную эпопею «Тихий Дон» Шолохов назвал в честь могучего, несмолкающего, рокочущего Дона. И это не напрасно. Конечно же, дело не только в географии. Смысл намного важнее и глубже...

События, действительно, происходят на берегах могучей реки, и образ Дона в романе «Тихий Дон» играет немаловажную роль. Протекает река на юге России, местность эту с давних времен облюбовали донские казаки - вольнолюбивые и свободные. Дон и является символом их свободы.

Дед, отец, да и сам Григорий Мелехов, а также другие герои произведения родились и выросли в горячих степях, которые с двух сторон подступают к реке. Две природные мощи - земля и вода - повлияли на формирование характеров этих людей. Неудивительно, что Шолохов использовал слово Дон в названии романа. Так отчего же «тихий»? Ведь описанные в романе события происходили в начале 20 века, которые никак нельзя назвать спокойными. Миллионы людей стали жертвами революции и войны, реки были багряными от крови.

Скрыт в названии особенный смысл. Жизнь меняется, идет своим чередом, а тихие воды реки вечны и неизменны. Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон» очень важен. Могучая река, которая дала жизнь сухим степям, взрастила свободолюбивых казаков, сама же приняла в свои объятья их тела.

Живой Дон

Дон может быть разным по характеру. То он спокойно катит свои воды под солнцем, а то бушует и разливается, выходя из берегов. Но какие бы события ни происходили в жизни людей, река неизменно устремляет свои воды к морю. Ничто на свете не остановит этот процесс: ни войны, ни злоба людская, никакие революции. Дон в произведении - символ стабильности и надежды.

Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» сопоставляется с могучей рекой. После многолетних скитаний он возвращается. За эти годы казак потерял отца, брата, невестку, любимую женщину. В хуторе от многих домов остались одни пепелища, друзья детства не вернулись с войны. Но Григорий берет сына на руки. Он есть его зерно, росток, надежда на будущее. Финал романа олицетворяет продолжение жизни. Описание Дона здесь гармонирует полностью с образом вольного казака - сильного духом, прошедшего через многие нелегкие испытания на жизненном пути. Дон еще скован льдом, но кое-где уже виднеется черная вода, река сбрасывает с себя «цепи» и несется вперед, к морю.

Наталья

Рассматривая женские образы в романе «Тихий Дон», особое внимание хочется уделить Наталье. Две женщины полюбили одного казака - классический треугольник. Наталья - законная супруга. Аксинья - жена соседа, любит Григория страстно, горячо.

Жизнь Натальи изуродована и трагична. Эта женщина глубоко нравственна, будучи невестой, она разглядывала своего нареченного влюбленными глазами. С нетерпением она считала до свадьбы дни. Удивительно, но именно застенчивая Наталья настояла на замужестве, когда родители противились этому.

Но так сложилась жизнь, что брак ее стал несчастливым. Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» раскрывает читателю своенравного казака, который покорен Аксиньей и готов идти с любимой на край света. Он честно признается Наталье, что не любит ее. Вся семья Мелеховых встала на сторону невестки. За бескорыстность, простоту, трудолюбие все они полюбили Наталью. Она обо всех заботится, свое же горе переживает в себе. В ее лице Шолохов рисует нам образ трудолюбивой казачки, верной жены и любящей матери.

Безответная любовь

Женские образы в романе «Тихий Дон» можно охарактеризовать как полярные. Если Аксинья - боевая и горячая, то Наталья - скромная и послушная жена. Не познав семейного счастья, она находит утешение в детях. После рождения Полюшки и Мишатки похорошела и расцвела она необыкновенно. А с какой гордостью показывала Наталья своих детей Григорию. Образ Мелихова в романе «Тихий Дон» меняется в этой сцене. Сердце его в этот момент заливает волна нежности и сострадания к своей жене. Но и теперь он не испытал к ней любви. Притянул к себе и поцеловал в белый лоб.

В последние дни на смертном одре проявляется величие Натальиной души, ее самозабвенная любовь, мужество и нравственная чистота. Просит она надеть на нее ту самую зеленую юбку, которая нравилась Грише, а Мишатке наказывает поцеловать отца, как тот вернется. Несмотря на все обиды, которые нанес ей при жизни муж, Наталья прощает его и не держит зла.

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон»

Центральным в романе является образ Аксиньи. Женщина красива, сильна и независима, способна на пылкие чувства. Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» олицетворяет истинную казачку, которая способна принести себя в жертву ради любви.

Жизнь героини очень непроста. О связи с Григорием говорил весь хутор, что стало известно ее мужу. На его вопрос о том, правда ли это, казачка гордо созналась в своем грехе без колебаний. Способность нести ответственность за поступки подтверждает ее сильный дух. Отношения между Аксиньей и Григорием не были легкой интрижкой. Свою любовь они пронесли через многие испытания на протяжении нескольких лет. Оба были уверены в силе своих чувств, хотя все хуторяне приняли их связь как безнравственную. Именно у Аксиньи возникли мысли порвать с условностями и покинуть хутор. Женщина, не задумываясь, шла за любимым, не задавая лишних вопросов. Настолько сильной была ее любовь.

Григорий Мелехов

Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» многогранен. Поначалу кажется, что он - главный герой. Но потом читатель видит его примитивный кругозор, понимает, что не видит он дальше «дедовой сабли». Сразу даже не скажешь, отрицательный или положительный это персонаж. Прежде всего Григорий - правдоискатель. Однако живет он с молодости бездумно, следует устоявшимся традициям. Родители женили его на нелюбимой девушке, как и все, он готовился к службе. Все происходило будто без его участия. Даже страстная любовь к Аксинье не перевернула его жизнь. Все шло по накатанной. В мир этот Григорий пришел не для того, чтобы проливать кровь. Но суровые времена в его натруженные руки вложили казачью саблю.

Трагедия Григория

Образ Григория в романе «Тихий Дон» можно назвать трагичным. Последним для него испытанием в романе стала гибель любимой Аксиньи. Женщина получила пулю в тот момент, когда вдвоем с Григорием они направлялись в новую, как им казалось, счастливую жизнь. Все в душе его погибло, замерло в один момент.

В конце романа казак остается совсем один. Все дорогие ему люди оставили этот мир. Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» собирательный. Он объединил в себе те несчастные судьбы, которые в злые годы замирали и возрождались вновь, с новыми силами начинали жизнь. Единственной ниточкой, связывающей Григория с жизнью, стал его сын Мишатка, родная земля, хутор и, конечно же, Дон-батюшка, сила и мощь которого передавалась казакам из рода в род.

Шолохов не создал в романе образ идеального казака. Но ему удалось описать судьбу целого поколения - сильного духом, вольного казачества.