Сочетание двух стилей конструктивизм и модернизм. Что отличает модернизм от реализма: сравнение двух направлений. Каковы причины появления модернизма

МОДЕРНИЗМ (лат. modernus - «современный») - направление в культуре XX века, характеризующееся разрывом с прошлым историческим опытом, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Термин «модернизм» распространен только в отечественной культуре, в западных источниках - это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы

В архитектуре выражение «модернизм» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин все же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей с начала 1920-х годов и по 70-е-80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

В результате общественного развития, роста потребностей людей, обостренных большими разрушениями второй мировой войны, возник острый дефицит архитектурных застроек. Следствием этого стало масштабное строительство, ориентированное на сверхприбыль заказчиков.

Под эти проекты разрабатывались соответствующие технологии градостроительства, унифицированные сборные элементы, предполагающие монотонную застройку окружающей среды. Конструкция и форма здания стремятся быть красивыми сами по себе и не нуждаются в дополнительной декорации – просто, дешево, демократично.

Принципы модернизма - использование самых современных материалов (железобетонные конструкции, стекло), рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер.

Модернизм в архитектуре ассоциируется с такими понятиями (движениями), как авангардизм, пуризм, функционализм, конструктивизм, «новое движение», интернациональный стиль, техницизм, минимализм.

Основные представители модернизма в архитектуре, которым принадлежит роль первопроходцев, это - Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

В искусстве модернизм проявляет себя как бунт против традиционности и канонов. Стремление найти связь с жизнью, решить большие социальные проблемы порождало в их творчестве художников мучительные противоречия. Элементы реализма то в скрытом, то в более явном виде пробивались в их искусстве сквозь деформированные приемы передачи действительности

Модернистская модель была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Надо заметить, что Советский Союз на начало XX века был абсолютно наравне с Европой в области дизайна. В 1932 году у нас закрываются все художественные мастерские, объявляется сталинский классицизм.


Абстракционизм (от латинского abstractus – удаленный, отвлеченный) весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не было самоцелью.

Основоположники абстракционизма - русские художники Василий Кандинский иКазимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Кубизм – авангардистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Районизм (Лучизм) - направление в абстрактном искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Характерна идея возникновения форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета».

Неопластицизм – обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917-1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Орфизм – направление во французской живописи 1910-х годов. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Супрематизм – направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. Малевичем. Выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Ташизм – течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Конструктиви́зм - советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - первой половине 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Сторонники К., выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.
В архитектуре принципы К. были сформулированы в теоретических выступлениях А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга; практически они впервые воплотились в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его четким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). Конструктивисты разработали т.н. функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.
Эстетика К. во многом способствовала становлению художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А.М. Родченко, А.М. Гана и др.) создавались рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники разрабатывали рисунки для тканей (В.Ф. Степанова, Л.С. Попова) и модели одежды (В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин).
К. сыграл значительную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г.Г. Клуциса, А.М. Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и др. наборных элементов в работах А.М. Гана, Л.М. Лисицкого и др.). В театре конструктивисты заменяли подчиненными задачам сценического действия «станками» для работы актеров (работы Л.С. Поповой, А.А. Веснина и др. над постановками В.Э. Мейерхольда, А.Я Таирова).

Функционализм - направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать:

ü Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.

ü Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже - кирпича.

ü Отсюда и преобладающая цветовая гамма - серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый.

ü Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.

ü Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).

ü Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).

ü Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Сжатая философия стиля - «форма определяется функцией» (Адольф Лус). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом - машина для жилья».

Ар-деко́ , также арт-деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) - влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930-1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны.

Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты - строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Сюрреали́зм (фр. surréalisme - сверхреализм) - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто,Ян Шванкмайер, Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В определённый мере предшественниками сюрреалистов были дадаисты (дадаизм).

Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных.

В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен.

В период между двумя мировыми войнами Сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.

Основные элементы стиля «конструктивизм»

Понятие и особенности стиля

Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-1930-х гг. Это направление прослеживалось во многих сферах культуры: живописи, литературе, фотографии, архитектуре, дизайне и др. В данной работе мы уделим внимание конструктивизму в архитектуре СССР. Конструктивизм как направление культуры появился в 1921 году, после Октябрьской революции. Данный стиль был создан группой художников Института художественной культуры. 1924-1926 гг. были временем окончательного формирования архитектурного конструктивизма и признания его ведущим творческим направлением.

В 1920-е годы Советская Россия становится мировым лидером в формировании идей и концепций нового авангардного искусства ХХ века. Мощным стимулом для этого была, прежде всего, социальная необходимость создания форм, адекватных новому образу жизни. Это коренным образом отличало наш авангард от западного, в котором создание форм обусловливалось в основном только новыми техническими возможностями.

Если говорить о предпосылках возникновения стиля конструктивизм, то необходимо затронуть то, что в первом десятилетии ХХ века начинается постепенный упадок модерна - направления, которое господствовало ранее. Можно найти множество причин, почему это произошло, но главным стало то, что с наступлением века мощной индустрии и массового производства новое время потребовало и новых преобразований.

Идеологом направления конструктивизм был Моисей Яковлевич Гинзбург - советский архитектор. Гинзбург родился в Минске в 1892 году, затем жил и работал в Москве, скончался - в 1946. Главная его работа - книга «Стиль и эпоха», которая вышла в свет в 1924 году. В ней автор даёт оценку современной архитектуре и говорит о том, что искусство неразрывно связано с техническими инновациями и социальными изменениями в обществе. Этот труд стал одним из основополагающих принципов конструктивизма. М.И. Гинзбург выделял основные предпосылки нового стиля:

1. новый потребитель;

2. новые архитектурные задачи;

3. новая психология и вкусы.

Основной экономической причиной установления конструктивизма Гинзбург называл экономическую бедность и необходимость удовлетворить архитектурой массы трудящихся

В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы также в теоретических выступлениях А.А. Веснина. На практике они впервые были воплощены в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными в 1923 году проекте Дворца труда для Москвы с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания.

Таким образом, основными принципами конструктивизма являются:

1. внедрение производственного искусства в жизнь;

2. функциональность;

3. рационализм;

4. простота;

5. демократичность;

При рассмотрении особенностей стиля, следует сказать о том, что архитекторы-конструктивисты стремились создавать здания не только функциональными, но и красивыми, поражающими мощностью своих форм.

Первой особенностью направления является монолитность. Здания, возведенные в стиле конструктивизм, несмотря на множественные деления на геометрические фигуры, представляли собой единое целое. Архитекторы старались достичь отсутствия швов и стыков при возведении строений. Это отличает конструктивизм от других стилей, в частности от функционализма, где подобное считалось ненужным и бесполезным. Также строения в данном стиле, как правило, огромны.

Следующей особенностью является фрагментарность. Как уже упоминалось выше, здания были разделены на огромное количество фрагментов, в форме геометрических фигур. Но, тем не менее, эти фрагменты смотрятся неотделимыми от всей постройки и не разделяют здание на участки.

Третья особенность - использование стекла и бетона в строительстве. Эти материалы являются неотъемлемой частью конструктивизма.

Также следует выделить такую особенность конструктивизма, как многообразие форм. В отличие от других стилей, формы в конструктивизме разнообразны, здесь нет запретов и ограничений. Но, тем не менее, спиралей, резных арок и других подобных сооружений тоже не встретить.

Ещё одна особенность конструктивизма в архитектуре- контрастность. В данном направлении можно встретить как округлые формы, так и строго очерченные линии.

Что касается цветовых решений архитекторов, то они в основном бледные, простые, бесцветные и невыразительные. Почти все строения в этом стиле выполнены в серых, бежевых и белых цветах. Поэтому, для того чтобы украсит постройки используется большое количество стекла. Несмотря на то, что цветовая гамма не столь привлекательна, именно цвет является ещё одной отличительной особенностью конструктивизма.

Теоретики производственного искусства не сразу оценили роль экспериментов с пространственными конструкциями для процессов стилеобразования. Обратив внимание на «конструкцию», они постарались перевести её из разряда стилеобразующего фактора в некий инструмент приобщения деятелей искусства к производству. В соответствии с таким подходом конструктивизм был сначала воспринят не как обозначение творческого течения, а как незначительный эпизод или этап в рамках общего движения к производственному искусству. В реальности же конструктивизм оказался отнюдь не стадией, а потенциально значительным творческим течением.

Ещё одной важной проблемой в изучении данной темы является формирование четкого понимания того, что есть «конструктивизм»: стиль или метод? Этот вопрос был принципиальным и дискуссионным для современников авангардистов и остается таковым до сих пор. Но для авторов, которые стояли у истоков конструктивизма, не было двух мнений. Для них конструктивизм, в первую очередь, метод и именно как метод он и сформировался. В своих декларациях и выступлениях конструктивисты отрицали обусловленность новой формы и говорили о том, что конструктивизм есть не стиль, а метод. И тем не менее конструктивизм как творческое направление имеет ярко выраженную стилевую определенность. Именно стилистика конструктивизма оказала огромное влияние на стиль ХХ века в целом. Любое творческое направление достигает зрелости тогда, когда его принципы зримо закрепляются в определенной системе средств и приемов художественной выразительности, хотят этого сторонники творческих направлений или нет.

Таким образом, стилизация художественных приемов - это закономерный этап в развитии любой творческой школы, художественного течения или стилевого направления.

В завершение рассмотрения вопроса о понятии и особенностях стиля конструктивизм в архитектуре, необходимо сделать следующие выводы.

В 1920 - 1930-е годы Советская Россия была несомненным лидером и первопроходцем в формировании нового стиля.

В 1920 - 1930-е годы конструктивизм становится ведущим направлением и внедряется во все сферы искусства.

При анализе вопроса о том, что такое конструктивизм: стиль или метод, было отмечено, что данное направление больше стиль, чем метод художественного выражения. Об этом свидетельствует ряд отличительных особенностей стиля конструктивизм: монолитность; фрагментарность; использование стекла и бетона; многообразие форм; контрастность;цветовая гамма.

Конструктивизм как направление в художественной культуре с особенной отчетливостью заявил о себе в 20 -30-е гг. XX в. Он выдвинул на передний план конструктивно-техническую сторону творчества, сделав одной из главных задач конструирование материальной среды, окружающей человека. Преобразование действительности осуществлялось путем использования новой техники для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций. Согласно конструктивистским идеям, были воздвигнуты инженером Э. Фрейсине складчатые железобетонные своды ангара в Орли под Парижем.

Рационализм стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Он выдвигает требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществлялись Ле Корбюзье во Франции и школой «Баухауз» в Германии.

Ле Корбюзье (1887- 1965) считается одним из наиболее влиятельных архитекторов XX в. Этот французский зодчий был не только практиком, но и теоретиком архитектуры. Ле Корбюзье был в числе создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функционализм. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. На современное зодчество, безусловно, оказали влияние пять его принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально протяженные окна и свободная компоновка фасада. По проектам Ле Корбюзье было построено множество зданий в Европе и Азии, в том числе здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955 г). Он также создавал и большие городские ансамбли, например Чандигарх в Индии (1951 - 1956).

Функционализм требовал строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Это архитектурное направление складывается практически одновременно в Германии и Нидерландах. В. Гропиус возводит в Германии здание завода Фагуса. Его фасад представляет собой сплошную стеклянную стену, обеспечивающую освещенность интерьеров. Для функционализма характерны новые принципы архитектурной практики, такие, как типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальных») квартир. Появляются новые приемы и нормы планировки не только зданий, но и целых жилых комплексов: стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице и др. В городах стали «зонировать» территории, выделяя особые пространства для каждой функции: деловой центр, «спальный район» и т. п. Примером функционально-рационалистического подхода к архитектуре могут служить небоскребы.

В противовес этой во многом обездушенной индустриальной архитектуре возникают утопические направления, в частности дезурбанизм. Англичанином Э. Хоуардом была разработана концепция города-сада, пропагандирующего здоровый образ жизни , но практическое приложение этой концепции дало ничтожные результаты, несмотря на все усилия Ассоциации городов-садов, охватывающей Англию, Францию, Россию.

Оппозицию авангардизму в изобразительном искусстве и в архитектуре представляли национальная романтика и неоклассицизм. В то же время ряд черт и неоклассицизма, и национальной романтики отвечали канонам модерна (например, преобладание вымысла автора над впечатлениями от натуры или присущие национальной романтике узорно-орнаментальная композиция и плоскостно-графическая манера, не предполагавшие передачу световоздушной среды).


Рационали́зм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е - начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития.

Основы рационализма закладывались ещё в конце XIX века (Луис Генри Салливен, 1856- 1924) в США, Хендрик Петрюс Берлаге (1856–1934) в Нидерландах (кирпичный стиль), Адольф Лоз (Loos) в Австрии, мастера немецкого Веркбунда в Германии, О. Перре во Франции). Становлению рационализма в начале 1920-х годов во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «Эспри нуво» (L"Esprit Nouveau) во главе с Ле Корбюзье (Le Corbusier) во Франции, руководимой Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) архитектурной школой «Баухауз» (Bauhaus – «Дом строительства») в Германии (функционализм). Развитие рационализма охватывает в основном 20-50-е годы. Сторонники рационализма организовали Международные конгрессы современной архитектуры (1928- 59), его градостроительные идеи были зафиксированы в так называемой Афинской хартии (1933). Хартия преследовала цель создания идеальных архитектуры и градостроительства - идей, одинаково применимых в Европе и Америке, Африке и Азии. Результаты известны: появилось стремление к единообразию решений на всем земном шаре, не учитывались национальный склад характера и исторически сложившиеся обычаи народов разных стран и континентов. Общие архитектурные концепции в 50-е годы привели к созданию т. н. международного (интернационального) стиля (Людвиг Мис ван дер Роэ) и многих др. архитекторов). Причинами кризиса рационализма в конце 50-х годов стали присущие его представителям известный догматизм архитектурного мышления и социально-реформистский утопизм.

Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, 1931 г. Архитекторы Г. и М. Бархины. Вместимость 4000-8000 мест

Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, 1931 г. Архит. М. Гинзбург

Рационалистами называли себя архитекторы объединения АСНОВА (Николай Александрович Ладовский (1881 - 1941), Константин Степанович Мельников и др.), выдвигавшие на первый план психо-физиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образцом аспекте архитектуры.

Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.

Творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.

Кроме того, главным пунктом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Н. Ладовский писал: «Архитектура - искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.

Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

Обмас просуществовали всего три года (1920-1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была введена специальная дисциплина - «Пространство».

Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно - пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогало проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.

На рубеже 1922-1923 гг. группа единомышленников Ладовского уже сложилась в творческую организацию. Организация была названа Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) (зарегистрирована 13 июля 1923 года).

Учредителями органиции были: сам Н. Ладовский и его коллеги - Н.В.Докучаев, В.Кринский, А.Рухлядев, В.Балихин. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников.

В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой - В.Балихиным, а также создание Ладовским ассоциации архитекторов - урбанистов АРУ.

Вопросы и задания:

1. Объясните, в чём заключались основные различия между реализмом и модернизмом.

Модернизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Реализм – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Основные различия между модернизмом и реализмом:

1. Модернизм молодое явление, а реализм был известен еще в античные время.

2. Модернизм имеет множество ответвлений, а реализм нет.

3. Модернизм приукрашает мир, придает ему метафоричности, а реализм рассказывает о том, что есть на самом деле.

2. Каковы причины появления модернизма?

Основной причиной появления модернизма стало ощущение кризиса и распада окружающего мира в среде европейской интеллигенции, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. В работах ряда европейских ученых развенчивались рационально-оптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур. Эти тенденции оказали влияние и на художественную культуру, в которой начался отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств. Все эти тенденции вылились в появление модернизма.

3. Охарактеризуйте два-три направления в европейской литературе послевоенных десятилетий. Как вы думаете, каким образом влиял собственный жизненный опыт писателей на их идейно-художественные позиции? Приведите примеры.

Литература потерянного поколения.

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э.Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли выбросить из памяти то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. При этом ставилось под сомнение то, во имя чего велась война.

Литература о борьбе за социальное и национальное освобождение.

Многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. В их числе были французские писатели А. Барбюс и Р.Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и другие. Их герои отвергали ценности буржуазного общества. Одни из них боролись против этого общества, как герои романа А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффит из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.

4. *Объясните смысл понятия «антиутопия» (вспомните, какие произведения назывались утопиями). В чём, по вашему мнению, заключалось значение произведений, написанных в этом жанре в 20 – 30-е годы XX столетия?

Антиутопия - жанровая разновидность в художественной литературе, описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии.

Утопия – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Примеры утопий – Т.Мор «Утопия», Т.Кампанелла «Город солнца» и др.

Значение произведений написанных в жанре антиутопия в 20 – 30-е годы XX столетия (Е.Замятин «Мы», Дж.Оруэлл «1984» и др.) было в том, что в них прослеживалась критика действующей системы, через метафоры и образы передавались насущные и волнующие проблемы западного общества, а также раскрывался возможный ход истории.

Так, ярким примером художественного пророчества явился роман чешского писателя К.Чапека «Война с саламандрами». В нём рассказана фантастическая история о том, как некие земноводные существа, вступив в контакт с людьми, постепенно захватывают всё большее «жизненное пространство», а затем с помощью полученного от людей оружия начинают войну, направленную на уничтожение человечества. Занимательное повествование с элементами блестящей пародии на тогдашнее общество вдруг становилось страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатлении близких по содержанию к тому, что можно было прочесть в печати тех лет. К. Чапек умер в 1938 г., незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал.

5. Покажите, в чём состояло новаторство мексиканской школы монументальной живописи.

Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.

Новаторство мексиканской школы монументальной живописи заключалось в изображения героических событий прошлого на стенах и фасадах. Так на зданиях появились монументальные росписи – фрески, отражавшие события истории и современности. Художники обличали войну, антигуманные стороны буржуазного общества, фашизм. В их работах сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы, символика фресок были глубоко национальны, мастера этой школы продолжали традиции искусства индейцев Мексики. Вместе с тем они выражали присущие всем людям общечеловеческие чувства сострадания и гнева, потрясения и порыва к свободе. Новой для искусства того времени была и изобретённая художниками техника монументальной росписи.

6. Посмотрите на иллюстрацию на с. 106 и объясните, каким образом художник выразил свою позицию.

На странице размещен фрагмент картины Д.Сикейроса «Портрет буржуазии». В ней четко просматриваются политические взгляды автора, который был сторонником левых идей. На картине изображена буржуазию, которая все разрушает на своем пути. Таким образом Д.Сикейрос выказывал критику в отношении существующего строя.

7. *Сравните произведения модерна и рационализма (конструктивизма). Назовите особенности каждого из стилей.

Модерн – художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX – начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре).

В рационализме и конструктивизме наоборот на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: «Дом – это машина для жилья».

8. Объясните, почему культуру 20 – 30-х годов XX в. называют массовой.

Потому что культура стала быть направленной на массового потребителя. Искусство стало доступным не только элите, но и простому человеку (особенно кино), что привело к его широкому распространению. Положительным в массовой культуре было то, что произведения искусства оказались более доступными для разных слоев и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией.

9. *Наше исследование. Прочтите фрагмент из «Производственного кодекса» Голливуда. Выделите в нём главные идеи. *Как бы вы сформулировали правила («рецепты»), по которым создаются современные фильмы в США, других странах? Обратитесь и к опыту российской кинематографии.

Главной идеей «Производственного кодекса» Голливуда выступает то, что кино должно изображать только светлые стороны жизни человека и воспитывать чувство, что образ жизни США – это единственный и лучший для любого человека.

На сегодняшний день Голливуд по прежнему следует этой идее, в голливудские фильмы в большинстве своем заканчиваются «хэпи-ендом». Если это фильм про войну, что побеждает именно американская армия и т.д. Хочется отметить, что и российской кинематографе режиссеры все чаще обращаются к голливудским рецептам, создавая фильмы для массового зрителя и забывая про свои особенности создания фильмов.