Смысл рассказа старуха изергиль горький. «Старуха Изергиль»: анализ рассказа

"Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу",- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе "Старуха Изергиль" отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы "Макар Чудра" и "Челкаш"), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели - наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё "я" выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.

В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко - это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры. Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.

Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.

Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В "Старухе Изергиль" связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света (сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ("В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира"). Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает "быль" и "сказку".

Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.

Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: "тусклые глаза, "потрескавшиеся губы, "сморщенный нос, загнутый, словно нос совы", "черные ямы щек, "прядь пепельно-седых волос". Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу "человека, живущего среди людей". Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь. Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.

«Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Это одно из ранних произведений писателя, но оно уже проникнуто глубокими философскими идеями и размышлениями о смысле жизни, добре, любви, свободе и самопожертвовании.

Рассказ состоит из трех глав, в каждой из которых излагается одна законченная история. Первая и третья главы - это легенды о Ларре и Данко , а вторая - это честный рассказ Изергиль о своей интересной, «жадной», но нелегкой жизни.

Размышления о смысле человеческого существования мы находим во всех трех главах произведения. Идея первой главы, рассказывающей о Ларре - сыне женщины и орла, заключается в том, что жизнь не имеет смысла без людей. Само имя Ларра означает «отверженный». Люди отвергли этого юношу за то, что он был горд и считал, что «таких, как он, нет больше». В довершение ко всему, Ларра был жесток и на глазах у своих соплеменников убил невинную девушку.

Долго пытались люди «придумать казнь, достойную преступления» и в конце концов решили, что наказание Ларре - «в нем самом», и отпустили юношу. С тех пор он под «невидимым покровом высшей кары» обречен вечно скитаться по свету, не зная покоя.

Антиподом Ларры в рассказе является юноша Данко, который пожертвовал собой ради спасения соплеменников: Данко вырвал свое сердце, и, словно факелом, осветил им путь из непроходимого леса в спасительные степи. Смыслом жизни для этого юноши было самоотверженное служение людям, которых он очень любил, несмотря на их «звериную» сущность.

Обе этих легенды (и о Данко, и о Ларре) звучат из уст героини Изергиль. Автор отнюдь не случайно наделяет ее правом судить об этих героев, поскольку эта пожилая женщина прожила долгую жизнь, также наполненную смыслом. Весь ее опыт говорит о том, что жить можно с людьми и в то же время - только для себя.

Изергиль близок образ Данко, и она восхищается самоотверженностью этого юноши, но сама женщина так не может, поскольку Данко - романтический герой, а она реальный человек. Но в ее жизни также нашлось место подвигам ради людей, и совершала она их тоже во имя любви. Так, рискуя быть схваченной и убитой, она отважилась отправиться вызволять своего возлюбленного Аркадэка из плена.

Именно в любви Изергиль видела главный смысл своего существования, и любви в ее жизни было достаточно. Эта женщина сама любила многих мужчин, и многие любили ее. Но вот, в возрасте сорока лет, столкнувшись с безответной любовью Аркадэка и разглядев неприглядную сущность этого человека («Вот какая лживая собака была это»), Изергиль смогла найти для себя новый смысл: она решила «завести гнездо» и выйти замуж.

На момент общения с автором этой женщине уже около семидесяти лет. Муж Изергиль умер, «время согнуло ее пополам», взгляд черных глаз потускнел, волосы поседели, а кожа покрылась морщинами, но, несмотря на это, старуха находит в себе силы радоваться жизни, смысл которой она теперь видит в общение с молодыми молдаванами, работающими вместе с ней на сборе винограда. Женщина чувствует, что нужна им, и что они любят ее. Теперь Изергиль, благодаря накопленному с годами опыту, может почти так же, как и Данко, служить людям, рассказывая им поучительные истории и освещая их путь светом своей спокойной мудрости.

М. Горький в ранний период своего творчества описывал впечатления от странствий по Руси. Больше всего внимания он уделял не рассказчику, а личности людей, встреченных им во время поездки. Произведение "Старуха Изергиль" Горького, анализ которого представлен ниже, является одним из лучших творений писателя.

Жанр произведения

Анализ "Старухи Изергиль" Горького стоит начать с определения литературного жанра этого творения. Оно было написано в 1895 году, исследователи этот рассказ относят к раннему периоду творчества писателя. Он написан в духе романтизма, который занимал в его творчестве одну из главных ролей.

"Старуха Изергиль" является одним из лучших произведений XIX века, написанных в этом жанре. Писатель пытался найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл жизни. Для этого он показал три точки зрения, тем самым указав, что нет определенного ответа на этот вопрос. Романтизм произведения позволил создать его особую композицию.

Особенности композиции

Далее в анализе "Старухи Изергиль" Горького нужно рассказать о построении сюжета рассказа. В произведениях, подобных данному, создается впечатление, что повествование ведется от лица двух рассказчиков. Композиция этого рассказа отличается сложностью.

Даже сам писатель отмечал, что ничего подобного по красоте и стройности он вряд ли сможет еще создать. Рассказ старой цыганки можно разделить на три части. При этом они все объединены одной идеей - это стремление писателя показать ценность жизни человека. И эти три рассказа создают целостный текст.

Рассказ построен на антитезе - противопоставлении Ларры и Данко. Молодая цыганка в чем-то похожа на Ларру - такая же гордая, свободолюбивая, но все-таки она способна на настоящие чувства. Для Данко смыслом жизни было служение людям, бескорыстная помощь. Для сына орла главное - это он сам, его желания и свобода.

Они представляют два разных взгляда на жизнь. Ларра - проявление и восхваление индивидуализма, а Данко - любовь к людям и готовность пожертвовать всем ради их благополучия. Характерным для них является то, что о Ларре напоминает лишь тень, а о Данко - искры голубоватого цвета, вспыхивающие перед грозой, ведь добрые дела навсегда остаются в сердцах людей.

Рассказ о Ларре

Анализ "Старухи Изергиль" Горького следует продолжить с истории о Ларре - гордом и свободолюбивом человеке. Он был сыном орла и женщины. Ларра был эгоистичным, дерзким, не считался с желаниями других людей, поэтому он ни с кем не мог ужиться в общине.

Ларра гордился тем, что был сыном орла и считал, что ему все дозволено. Но его настигло наказание: он был изгнан из общества людей, и получил бессмертие. Поначалу Ларра такой исход даже обрадовал: ведь дороже всего для него была свобода. И лишь спустя много лет он осознал настоящую ценность жизни, но к тому времени Ларра стал лишь тенью, напоминавшей о его существовании.

История о Данко

Анализ рассказа Горького "Старуха Изергиль" продолжается легендой о юноше по имени Данко. Это был настоящий лидер, красивый и умный, он мог повести людей за собой и зажечь огонь в их сердцах. Данко был смелым человеком, и решил помочь своему народу выйти из темного леса.

Путь был трудным, и народ начал роптать и обвинять во всех трудностях юношу. Тогда он вырывает сердце из своей груди, освещая им дорогу, чтобы они почувствовали любовь и доброту, исходившую из его сердца. Но, когда они, наконец, достигли своей цели, никто даже и не подумал о том, что Данко пожертвовал жизнью ради них. Лишь только один человек, увидев догорающее сердце, наступил на него.

Для чего он это сделал? Возможно, из боязни того, что искорки доброты и любви зажгут в молодых людях стремление к свободе, справедливости. И только лишь искорки напоминали о бескорыстном поступке Данко.

Образ цыганки

В анализе "Старухи Изергиль" М. Горького нужно рассмотреть и образ самой Изергиль. Она рассказывает историю своей жизни: когда-то она была молодой и красивой цыганкой, гордой, любившей свободу, путешествия. Она часто влюблялась и каждый раз ей казалось, что это настоящие чувства.

Однажды она по-настоящему полюбила Артадэка и спасла из плена своего возлюбленного. Он предложил ей любовь в качестве благодарности за спасение, но Изергиль отказалась, потому что такие подневольные чувства ей не нужны. И тогда женщина понимает, что в жизни есть место смелости и подвигам.

Рассказ "Старуха Изергиль" является одним из самых известных произведений, написанных в духе романтизма. Эти легенды проникнуты мотивами свободолюбия, помощи людям. В то время все больше людей поддерживало революционные идеи, рабочие люди хотели вольной жизни. Данко и его сердце - это надежды людей на революционных деятелей. Они вывели бы простой народ из того зависимого положения, в котором они находились. Этот рассказ призывает людей совершать добрые и бескорыстные поступки. Серьезные философские размышления писатель сумел выразить в этих старинных легендах. Это был анализ произведения Горького "Старуха Изергиль".

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изер-гиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша - “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.
Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха

Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами – о Ларре и Дан-ко. Перед нами несколько человеческих судеб – выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?

Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша – “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода – делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел – одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек – все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко – смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне; “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “”Что сделаю я для людей?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям”. Пылающее сердце Данко – это символ жертвенного служения людям, а сам герой – воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

(No Ratings Yet)

  1. “В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…” (М. Ю. Лермонтов). (По рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) В каждом человеке живет герой. Но для того, чтобы...
  2. Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется...
  3. Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в...
  4. Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее...
  5. МАКСИМ ГОРЬКИЙ СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ I “Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. … Я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз…” А люди пошли...
  6. Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем...
  7. Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,...
  8. Сколько рассказчиков в “Старухе Изергиль” и почему? В начале развернутого рассуждения уточните различия образов автора, повествователя и рассказчика в эпическом произведении (см. словарь литературоведческих терминов). Вспомните, какую роль выполняет рассказчик...
  9. В произведении Джека Лондона “Любовь к жизни” рассказывается история человека, стоявшего на краю смерти, но сумевшего спастись благодаря упорству и мужеству, благодаря любви к жизни. Человек с тех пор, как...
  10. Джек Лондон в своем творчестве всегда пытается найти ответ на вечный вопрос: в чем смысл жизни? Мне кажется, что для него это – борьба. В его рассказе “Любовь к жизни”...
  11. Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле своей жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе каждого из нас, если у человека нет какой-либо значительной цели....
  12. Фразу о “мудрости жизни” рано или поздно обязательно повторяет каждый человек. Необходимость “остановиться, оглянуться” на прожитое у одних возникает в отрочестве, после окончания школы или гимназии, у других – перед...
  13. ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО М. Горький пришел в литературу с четкой эстетической программой. Он понимал необходимость нового подхода к явлениям жизни, необходимость новых форм ее художественного...
  14. Ранний романтизм достаточно четко проявился в таких работах Горького, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” , в революционных песнях. Герои этих рассказов сильные и мужественные, красивые и целеустремленные. Эти герои...
  15. В чем смысл жизни? Для одного человека – это признание, достаток, деньги, для другого – творчество, самосовершенствование, любимая профессия и домашний уют. Для каждого человека существует свой определенный Смысл жизни....
  16. Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую. А. М. Горький План I. Неоромантизм раннего творчества М. Горького. II. “Гимн...
  17. В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира...
  18. ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ (по одноименному рассказу Дж. Лондона) 1 вариант Произведения американского писателя Джека Лондона необыкновенно реалистичны. Они посвящены простым людям, на долю которых выпало много трудностей и испытаний. В...
  19. КЛАССИКА А. М. ГОРЬКИЙ РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают...
  20. В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь,...
  21. Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его Было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ...
  22. Я заметил, что очень часто в рассказах и пьесах Чехова люди существуют со своей неприкаянностью и душевным надломом в себе. Вокруг них – мир, состоящий из таких же закупоренных людей....
  23. Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького “Челкаш”) Раннее творчество Горького (90-е гг. XIX в.) создавалось под знаком “собирания” истинно человеческого: “Я очень рано узнал людей и еще с молодости...
  24. Рубеж XIX-XX вв. – время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбе отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей...
  25. Максим Горький родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде. Раннее детство писателя прошло в семье деда. С десятилетнего возраста маленький Алеша Пешков вынужден был жить “в людях”. Он работал “мальчиком”...
  26. К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно....
  27. Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни”. В начале...
  28. РОЛЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (по рассказу В. Г. Распутина “Уроки французского”) 1 вариант Всем известно, насколько важен труд учителей. Они открывают перед нами двери в чудесный и увлекательный мир...
  29. Русская литература 2-й половины XIX века Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) В чем смысл жизни? Для чего создан...
  30. РОЛЬ ГЕРОЯ-АВТОРА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО О первых литературных опытах М. Горького известно не много. Писал стихи и романтические поэмы, самой крупной из которых стала “Песня старого дуба”. Строка...
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)