Сложные вопросы по капитанской дочке. Вопросы на знание текста романа А. С. Пушкина

1) Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант?

2. Как звали отца главного героя?

3. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»?

4. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

5. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно?

6. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева?

7. За что попал на службу в Белогорскую крепость Алексей Иванович Швабрин?

8. Кто отвлек Гринева во время дуэли?

9. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой?

10. Почему батюшка прогнал Бопре со двора?

11. Какое имя принял Пугачев?

12. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости?

13. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого?

14. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости?

15.Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева?

16. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина?

17. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает?

18. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным?

19. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету 2?

20. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру?

21. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз?

22. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург?

23. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения?

24. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну?

25. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург?

26. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой?

27. Кто донес на Гринева?

28. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

На оценку «3» - ответить на 17-18 вопросов.

На оценку «4» - ответить на 19-22 вопроса.

На оценку «5» - ответить на 23-28 вопросов.

2) Кто я?

Вопросы и задания.

Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв, “Капитанская дочка”; гл. II, с. 240).

Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина; гл. XIV, с. 315).

Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? (“Не шуми, мати, зелёная дубровушка…”: “Дубровский”, “Капитанская дочка”).

Вы сержант Семёновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали “русскую грамоту и могли судить (очень здраво) о свойствах борзого кобеля”. Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь. (Пётр Андреевич Гринёв).

Вы “молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Представьтесь. (Швабрин Алексей Иванович).

Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы? (Мария Ивановна Миронова).

Глава1.Сержант гвардии.
1.Кто были родители Грнева? Отец - Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю. , дочери бедного тамошнего дворянина.
2.Как изменилась его судьба в шестнадцать лет? Отец решил отправить его на службу.
«Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». »
Глава 2.Вожатый.
1.Кто помог Гриневу во время бурана? Гриневу помог вожатый.
2.Опишите внешность вожатого. - «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» .
3.Как был одарен вожатый? Ему подарили заячий тулуп. Это была первая встреча Грнева с Пугачевым.
Глава 3.Белогорская крепость
1.Где находилась крепость? - «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика» .
2.Как описана крепость Пушкиным? -« У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою» .
3.Каково первое впечатление от встречи со Швабриным? -« Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба» .
Глава 4.Поединок
1.Как протекала служба Гринева? -« Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов» .
«По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у коменданта» .
2.Почему Швабрин плохо отзвался о Маше? -Швабрин сватался к Маше и ему было отказано. «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету» .
3.Как поступил Швабрин во время поединка? - «Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке.. . В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств» .
Глава 5.Любовь
1.Кто ухаживал за Гриневым? - «Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал» . «Все семейство коменданта за мною ухаживало» .
2.Что воскресило Петра Андреевича? -« Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование» .
3.Как отец отреагировал на письмо сына? -« Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым» .
4.Как изменилось положение Гринева? - «Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома… Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение» .

С.П.Меделяева

учитель русского языка и литературы МОУ 1-Абрамовской СОШ Таловского района

Урок - обобщающая викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель: создать основу для последующего обращения учащихся к творчеству А.С.Пушкина и к русской литературе.

Задачи:

Образовательные

Проверить знание учащимися текста повести «Капитанская дочка».

Развивающие

Развивать творческие способности школьников, их устную и письменную речь, внимание и интерес к художественному слову, находчивость и смекалку, навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные

Прививать любовь к русской литературе и историческому прощлому страны, воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассника.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка произведений писателя, иллюстративно-раздаточный материал (карточки, кроссворд, жетоны).

Ход урока.

I. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

II . Актуализация знаний. Знакомство с темой и задачами урока.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа, высказываний классиков о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству А.С.Пушкина. Его культурное наследие велико. Из курса литературы 5-7 классов вы знакомы с его сказками, стихами, с романом «Дубровский», с повестью «Метель», с «Песней о вещем Олеге», с поэмой «Полтава». «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при жизни А.С.Пушкина. Это удивительная книга.

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг…». Н.В.Гоголь.

Высокую оценку повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дали

классики русской литературы.

«Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина». В.Г.Белинский.

«Сравнительно с « Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней». Н.В.Гоголь.

Ребята, я надеюсь, что ваше обращение к творениям А.С.Пушкина не ограничится сегодняшним уроком, на котором мы проведём обобщающую интеллектуальную викторину, позволяющую выявить вдумчивых читателей, знатоков текста повести. В тетрадях по ходу урока запишите тему, эпиграф и высказывания классиков о повести.

III. Основная часть урока. Интеллектуальная викторина.

- Знакомство с условиями игры и её этапами. Представление команд : «Белогорская крепость», «Царское Село», « Бердская слобода».

А теперь настало время познакомить вас с условиями игры и её этапами. Условие нашего конкурса: за каждый правильный ответ команда получает по очку. Победителем будет признана команда, набравшая большее количество очков.

Каковы же этапы нашей викторины? (слайд)

    Блиц-опрос «Внимательный читатель».

    «Заглянем в словарь».

    « Узнай героя».

    «Суеверия, предсказания…».

    «Какая жизнь, такие и песни».

    «Подскажи словечко».

- Разминка. Заполнение кроссворда. «Кто быстрее?»

Итак, начинаем игру. В качестве разминки предлагаю заполнить кроссворд. «Кто быстрее?»

- Следующий этап нашей викторины - блиц-опрос «Внимательный читатель». Давайте вспомним содержание повести и ответим на вопросы.

    Имя отца Гринева? Как звали матушку Петруши?

    Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына.

    Вспомните имя и фамилию Савельича.

    Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?

    В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев?

    А отправился служить…

    На каком году жизни Петруша выучился русской грамоте?

    Для него был нанят француз…

    Который в отечестве своем был…

    А в Пруссии …

    Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу?

    Количество детей в семье Гринёвых.

    Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока».

    И мог Петруша здорово судить о свойствах…

    Город, где Пётр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

    Оружие, которым герой был ранен на дуэли.

    От какого лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?

    Кто в повести является рассказчиком?

    Наказание, каким государыня императрица заменила Гринёву смертную казнь.

    Назовите фамилию, имя и отчество капитанской дочки.

    Подарок, сделав который, можно, по словам Швабрина, добиться расположения Маши.

    Населённый пункт, царская резиденция, где Маша Миронова встретилась с императрицей.

    Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой.

-Очередной тур конкурса - «Заглянем в словарь».

Словарная работа, в ходе которой надо установить значение слов. Выполнять задание по карточкам. На выполнение задания даётся 3 минуты Стоимость задания -5 баллов (жетонов)

Карточка № 1

« Справочное бюро»

1). Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2). Какое историческое событие легло в основу данного произведения?

3). Каких предводителей народных восстаний на Руси, кроме Емельяна Пугачева, вы можете назвать?

Карточка № 2

«Толковый словарь»

1). Выбрать правильный вариант толкования лексического значения слов:

Целовальник – это: а) парикмахер

Б) продавец вина в трактире

В) настойчивый кавалер

Инвалид – это: а) человек, страдающий физическим

недугом;

б) солдат, состарившийся на военной

службе;

в) солдат, имеющий увечья.

2).Объясните значение выражения «посажёный отец».

Карточка № 3

«Слова, слова, слова…»

1). Перевести устаревшие слова на современный русский язык.

Фортеция – Кивот – Суженая – Камзол – Напасти – Погост- Вечерня – Келья - Грамота – Алтын – Попечение

- Следующий тур конкурса «Узнай героя».

Послушайте описания внешности героев, определите их. Кто из героев является историческим лицом, а кто - вымышленным? (См. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс.-М.: ВАКО,2010.-стр.44-45)

Общее задание для всех команд. За каждый правильный ответ команда получает по баллу. Последним должно быть описание внешности Пугачёва.

Слово учителя о портретах Пугачёва. (слайд)

В пушкинской повести Пугачёв не тождествен своему историческому прототипу. Один из портретов Емельяна Пугачёва написан на портрете Екатерины II, и сделал художник это не случайно: смысл такого изображения - преступное желание Пугачёва занять монарший трон. На данном портрете изображён хитрый разбойник и злодей. Это работа неизвестного художника. А вот на портрете, приложенном А.С.Пушкиным к изданию 1834 года, Пугачёв изображён умным, проницательным, хлебнувшим лиха защитником народа.

В этих портретах отражён двойственный взгляд на личность Емельяна Пугачёва. Одни видели в нём разбойника и злодея, называли его «бешеным псом», «исчадием ада», другие - считали его защитником народных интересов.

Перед А.С.Пушкиным стояла непростая задача реалистического изображения эпохи и её героя. И, несомненно, писателю это удалось.

Тур «Суеверия, предсказания…» Домашнее задание (слайд), .

Подробно пересказать эпизоды произведения и прокомментировать их. За выразительный пересказ эпизода и его комментарий наивысший балл-5 (жетонов).

    Пересказать описание бурана. Объясните его символическое значение.

    Сон Петра Гринева. Пророческое содержание сна. (Пересказать сон близко к тексту, прокомментировать его).

    Калмыцкая сказка об орле и вороне. Объяснить смысл сказки.

- Следующий этап « Какая жизнь, такие и песни».

Ответить на вопросы, связанные с русской народной песней.

1). Какую из песен Пугачев назвал своей любимой? Послушайте песню в исполнении актёра кино и театра Валерия Золотухина. (слайд)

2). Какое впечатление произвела эта песня на Петра Гринёва?

3). В каком ещё произведении Пушкина упоминается данная песня?

4). К каким главам произведения А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфов строки из народных песен?

- Тур «Подскажи словечко». (слайд)

Общее задание для всех команд.

Восстановить опущенную часть высказывания, определить, кому из героев она принадлежит.

Береги (…), а честь смолоду.

Долг (…) красен.

Казнить так казнить, (…).

Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет (…).

Будет дождик - будут и (…), будут (…)-

будет и (…).

IY. Создание проблемной ситуации.

Нам сталось лишь ответить на проблемный вопрос: «Почему свою повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка»?

Дайте письменный ответ на вопрос. Каждая команда зачитывает свой вариант ответа.

Оценить задание в 5 баллов .

Y. Заключительное слово учителя.

Действительно, повесть Пушкина внешне проста, но она полна глубокого смысла. И мы сегодня пытались разгадать тайны книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка». По словам Марины Цветаевой, « нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Повесть «Капитанская дочка» полна высоких истин.

YI. Итог викторины. Рефлексия. Впечатления об игре, оценка собственной деятельности.

    Какие чувства владели вами во время урока?

    Затруднялись ли вы отвечать на вопросы викторины?

    Выразите своё мнение об уроке в форме синквейна.

YII. Оценки. Домашнее задание (слайд)

Подобрать материал к сочинению на одну из тем:

    «Старинные люди» в повести Пушкина

«Капитанская дочка».

    Пушкинский Пугачёв.

    Становление личности Петра Гринёва под влиянием « благих потрясений».

    « Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.

    Смысл названия повести Пушкина «Капитанская дочка».

    Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».

Литература

1. Пушкин А.С. Драматические произведения. Романы. Повести. -М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,1997.-704с. 2. Лахостский К.П. ,Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение»,1956.-413с. 3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе: урок за уроком.- М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000. -240с. 4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. - М.: ВАКО,2010.-192с. 5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8класс.- М.: ВАКО,2008.-512с.

Викторина по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"


Правила викторины 1)Участники делятся на три группы. Каждой команде необходимо выбрать капитана, который будет отвечать. 2)Время на размышление ответа около одной минуты. Баллы даются лишь той команде, которая первая даст правильный ответ. 3)За правильный ответ заданий в первой части (слайд3 и 4)даются по одному баллу. За правильный ответ заданий во второй части (слайд 5 и 6) даются два балла. За правильный ответ заданий третьей части (слайд 7,8,9,10 и 11) даются три балла. 4)В процессе игры запрещается выкрикивать ответы с места и использовать текст произведения.


Блиц-опрос 1.Имя отца Гринева? (Андрей Петрович) 2.Выучился Петруша грамоте на … (двенадцатом году) 3.В Марье Ивановне « я нашел …» (благоразумную и чувствительную девушку) 4.Швабрин сказал Гриневу: « Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег) 5.Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: « А почему ты об ней такого мнения?» (« Знаю по опыту ее нрав и обычай»)


Знаете ли вы героев произведения? 1.«Ротмистр гусарского полка, находившийся в Симбирске при приеме рекрут.» (Иван Иванович Зурин) 2.«Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым; разговор его остер и занимателен.» (Швабрин)


Знаете ли вы героев произведения? 3.«Добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности; главной его слабостью была страсть к прекрасному полу; он был врагом бутылки.» (мосье Бопре) 4.«Слуга, приставленный Петру Гриневу.» (Савельич) 5.«Строгий, сердитый старик, не знающий ничего, кроме своей службы, и готовый за всякую безделицу сажать Петра Гринева под арест на хлеб и воду (по представлению Петра).» (капитан Миронов)


Дополните предложение 1.«Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не …». (шаматон) 2.«Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих …, приказал отдать мальчику сто рублей.» (рачитель)


Дополните предложение 3.«Время ненадежно: ветер слегка подымается; - вишь, как он сметает ….» (порошу) 4.«Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и … Емельян Пугачев собрал злодейскую шайку.» (раскольник) 5.«Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачеву. …» (Господь не выдаст, свинья не съест)




Вспомните, откуда взят данный эпиграф? 3.«Сторона ль ты моя, сторонушка, Сторона моя незнакомая.» (Старинная песня) 4.«Мирская молва – Морская волна.» (Пословица) 5.«Меж тем Российский царь, заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал ко граду взоры.» (Херасков)


Фото-вопрос Какой эпизод изображен на картинке? С.Герасимов "Поединок" (иллюстрация к "Капитанской дочке") А.Иткин "Я упал и лишился чувств"


Как вы понимаете значение эпиграфа? 1.7 глава «Приступ» 2.12 глава «Сирота» 3.14 глава «Суд» (Мирская, то есть мира людей. В этом мире – ничему не верящие судьи, которым Гринев не может рассказать всю правду, хотя он рассказывает ее Пугачеву, и тот верит; в этом мире и императрица, уверенная, что Гринев – безнравственный, вредный негодяй.) (Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. Швабрин, пользуясь беззащитностью Маши, держит ее под замком. Гринев – защищает, Пугачев – берет под покровительство.) (Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаков. Это сострадание - Пушкина – звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)

Урок-викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели: проверка знания содержания произведения, викторина позволяет вспомнить как основные события произведения, так и незначительные, но важные детали для понимания авторской позиции и проблематики; обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; научить внимательно и осознанно читать произведение, развить интерес к художественному слову; развивать связную речь учащихся, логическое мышление.

Оборудование; репродукции портретов А.С.Пушкина; словари для определения значения устаревших слов, использованных А.С.Пушкиным в повести; Ордена эрудитов, которые выдаются учащимся, ответившим правильно (в конце урока будет произведён подсчёт орденов)

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

2. Ход игры-викторины:

Вопросы викторины:

1 раунд. Герои повести.

1.Назовите имя и фамилию Савельича.

(Архип Савельев .)

2. Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет?

(Мальчик выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобел

3. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв?

(Вышел в отставку премьер-майором. )

4.“Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего.

(“...солдат, а не шаматон” .)

5. С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею Карловичу

(“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах” .)

6. Как Пётр Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?

(Песенка .)

7. Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересовался: “В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на последний вопрос ответил Гринёв?

(“Такова воля начальства”. )

8.Как долго был без сознания раненый Гринёв?

(Пришёл в сознание на пятые сутки .)

9. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости?

(Пятый год .)

10. Как обращается Швабрин к Пугачёву?

(Государь .)

11. Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?”

(Упал на колени перед Пугачёвым .)

12. Кто был учителем литературы у Швабрина?

(Поэт Тредиаковский: “Такие стихи достойны моего учителя,

Василия Кирилыча Тредьяковского...” )

13. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву?

(Ваше благородие)

14. Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости?

(Около трёх часов. )

15. Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости?

(В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями. )

16. “Я воюю хоть куда, - скажет Пугачёв Гринёву. - Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой?” Чем же хвастается далее Пугачёв?

(“Сорок енералов убито, четыре армии взято в плен”.

17. Почему Иван Кузьмич советует Гринёву оставить стихотворство?

(Это дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее. )

18. Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах?

(“Все они люди беспутные и горькие пьяницы” .)

19. Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости?

(Двадцать второй год .)

40 - Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана Миронова? (130 солдат .)

2 раунд. Узнай героев по цитатам из произведения

О ком А.С.Пушкин пишет:

    «Он в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию…»

(мсье Бопре)

    «Он у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние, чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи»

(батюшка Петруши)

    «Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу»

(Петруша Гринёв)

    «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели»

(Маша Миронова)

    «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. Я непременно хотел с ним помириться и не знал, с чего начать»

(Петруша Гринёв)

    «Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос: он был малого росту, тощ и сгорблен, но узенькие глаза его сверкали ещё огнём»

(пленный башкирец)

    «Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь и велел Савельичу дать полтину на водку»

(Петр Гринёв)

Кто и кому из героев повести говорит?

    «Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни»

(отец Петруши – матушке)

    «Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

(отец – Петруше Гринёву)

    «Полно врать, подавай сюда деньги, или я тебя взашей прогоню»

(Пётр Гринёв – Савельичу)

    «Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл»

(Иван Зурин - Петруше Гринёву)

    «Рано…рано начинаешь гулять. И в кого ты пошёл? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали, о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать»

(Савельич – Петруше)

    «Молчи, дядя, будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»

(Пугачёв – хозяину постоялого двора)

7.«Помилуй, батюшка! Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака. В первом кабаке»

(Савельич – Петру Гринёву)

8.«Чем Белогорская крепость ненадёжна? Слава Богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев; авось и от Пугачёва отсидимся!»

(комендантша – мужу)

9.«Я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос»

(Савельич – отцу Петруши)

10.«Ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да, слава Богу, живём помаленьку»

(Василиса Егоровна – Петруше )

Третий раунд

Пословицы

1. Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”?

(Береги честь смолоду. )

2. Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге”?

(Долг платежом красен .)

3. Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно?

(Господь не выдаст - свинья не съест .)

4. Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах.

(Конь и о четырёх ногах, да спотыкается .)

Песни

К какой главе Пушкин использовал эту лирическую песню в

качестве эпиграфа?

(К главе “Любовь” .)

2. Какая народная песня была любимой у Пугачёва?

(“Не шуми, мати зелёная дубровушка...” )

3. “Пётр Андреич сочинял недавно песню и сегодня запел её при мне, а я затянул мою любимую...” Скажите, какая песня у Швабрина, по его словам, любимая?

(“Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь...” )

Устаревшая лексика

    “Возговорит надёжа православный царь: // Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын...” - это, как вы помните, строчки из бурлацкой песни, которую пели пугачёвцы на военном совете. А что такое “исполать”?

(Хвала, слава .)

    “Хорошо, коли отсидимся или дождемся сикурса”, - скажет Иван Кузьмич. Что такое “сикурс”?

(Помощь .)

    “...До сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами” - эта фраза из речи капрала Белобородова. Каково значение слова “супостат”?

4.С какой целью использовался погребец в XVIII веке?

(Дорожный сундучок для посуды и съестных припасов. )

Одежда

1. Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк .)

2. Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке .)

3. Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак. )

4.Анна Власьевна хотела, чтобы Маша предстала перед императрицей не в своём дорожном платье, а в более солидной одежде. Какой именно? (В жёлтом роброне широком платье .)

Напитки

1.Какой напиток предпочитал Бопре винам своего отечества? (Русскую настойку .)

2. Каким напитком потчевал ротмистр Зурин Петра Гринёва, обучая его игре в бильярд? (Пуншем .)

3. Какой напиток предлагает Савельич Петру Гринёву: чтобы избавиться от головной боли после попойки с Зуриным? (Огуречный рассол с мёдом .)

4. Какой единственный безалкогольный напиток употребляла матушка Петра Андреевича? (“Отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать”. )

Военные чины

1. Первый после рядового военный чин в русской армии. (Капрал .)

2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце “Капитанской дочки” он получил повышение по службе. Какой чин стал у него? (Чин майора .)

3. Машу Миронову с Петром Гринёвым в пути задерживают кавалеристы Зурина. Припомните чин старшего среди них. (Вахмистр .)

4. Высший военный чин в армии Пугачёва был у беглого капрала Белобородова. Что это за чин? (Фельдмаршал .)

Четвёртый раунд

В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как именно поприветствовал? Ответ напишите одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул головою .)

Заключительное слово учителя. Оценки.