Слова с твердым знаком: основные группы и правила написания. Правописание разделительных ь и ъ

Урок русского языка по теме: « Разделительный твердый знак Ъ».

Цели:

1. Научить детей правописанию разделительного твердого знака Ъ.

2. Формировать орфографическую зоркость учащихся.

3. Развивать у детей такие мыслительные операции как анализ, синтез и сравнение.

4. Учить детей самостоятельно добывать знания.

6. Воспитывать у детей коммуникативные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

2) Психологический настрой.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

II. Эмоциональный настрой учащихся.

Начать урок русского языка мне хочется со слов А.С.Пушкина. Слайд.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух». А.С.Пушкин

Как вы понимаете эти слова поэта?

Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие - чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими новыми, интересными и полезными открытиями.

Сядьте ровно, выпрямите спинки. Откройте тетрадь, положите ее с наклоном, левый локоток придерживает уголок тетради. Возьмите ручку, запишите дату урока, классная работа.

III . Формулирование темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать над выпуском газеты “Буковка”. Газета посвящена букве, которая не обозначает звука и присутствует в одном из слов: Слайд.

Сели, съели

- Какая эта буква? В каком слове она присутствует?

Было «сели», стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак. Слайд.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем.

О какой букве будет говориться в газете?

Назовите тему урока.

- Итак, тема урока и тема газеты «Разделительный твердый знак»

Кому мы посвятим нашу газету и кто будет ее читателем?

- Как вы думаете, что должны узнать о букве ъ мы и наши читатели? (Ответы детей).

Цель урока: Узнать когда пишется ъ.

Выпустить газету.

IV . Работа по теме.

К нам пришло письмо. А что же там написано? Настя, прочитай его!

(Уважаемая редакция газеты «Буковка»! Расскажите нам историю происхождения разделительного твердого знака. С уважением к Вам ученики 3-их классов школы № 11.)

Саватнеева Вика подготовила ответ на это письмо. Слайд.

Твёрдый знак — 28-я буква русского алфавита.

До 1917 года она была 27-ой по счёту и называлась «еръ». Слайд.

Раньше эта буква хранила молчание и писалась в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Слайд.

Из-за этой буквы тратилось больше бумаги и типографской краски. А это стоило денег. Поэтому букву “ер” называли “бездельником”, “лодырем”, “разбойником”, “дармоедом”, “кровососом” и другими подобными словами. Буква “ер” на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

Теперь на конце слов эта буква не пишется.

- Ответ на вопрос поместим в нашей газете под рубрикой «Из истории ъ».

IV . Знакомство с новым материалом.

Откройте учебник на странице 148, выполним упражнение 349 и выясним, где теперь пишется ъ.

- Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные).

- В словах какой строчки есть Ъ? (В словах второй строчки).

- После какой части слова пишется разделительный Ъ? (После приставки, перед корнем).

- Почему в первой строке после приставки не пишется Ъ, а во второй пишется? (?)

На какой звук оканчиваются приставки первой строки? (На гласную).

На какой звук оканчиваются приставки второй строки? (На согласную).

С какой буквы начинается корень?(С гласной).

Работа в группах.

Правила работы в группах.

Откройте конверт № 1. Составьте опору написания ъ в словах.

Опора на слайде.

Прокомментируйте опору.

- Чтобы узнать, перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ, выполните задание на карточках. Работать будете в парах.

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите приставку, подчеркните твердый знак и гласную после него.

С. едобный, под. юбник, об. явить, от. езд, с. ежился, об. яснение.

- Сделаем вывод. Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ? (е, ё, ю, я).

Работа в группах.

Откройте конверт № 2 и дополните опору.

Проверьте.

Опора на слайде.

Попробуйте сформулировать правило. (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный звук перед гласными буквами е, ё, ю, я).

- Давайте прочтём это правило в учебнике на стр.149.

- А почему Ъ называется разделительным? (Потому, что он делит в слове согласный звук от гласного).

Опору и правило поместим в газете под рубриками «Опора знаний» и «Правило написания ъ»

Выполним упражнение 351 .

Какова основная мысль текста?

А кому из вас нравятся прогулки на лыжах в зимнем лесу?

Что еще кроме удовольствия получает человек от ходьбы на лыжах? (Дышит свежим воздухом, оздоравливает свой организм, развивает мышцы).

Любите, не ленитесь кататься на лыжах! Это поможет вам стать выносливыми, застраховаться от сердечно-сосудистых заболеваний и простуд.

V . Контроль и самоконтроль знаний.

- В газете для читателей поместим тест по изученной теме в рубрике « Проверь себя»,

но сначала проверим свои знания.

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

б) после корня.

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласный звук.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, я, ё, е,

б) ю, я, е, ё,

в) о, ё, ю, у.

4. Найдите слово с разделительным твердым знаком.

а) в…ехал

б) сем…я

в) в…юга

5. Сколько звуков в слове «съезд»?

а) 3

б) 5

в) 4

Положите на край парты свои работы, я проверю их сегодня, а завтра сообщу результаты.

VI . Итог урока.

А теперь подведем итоги.

Как называется тема урока по которой мы работали? Разделительный твердый знак.

Какую цель мы поставили в начале урока? Узнать к огда пишется ъ и выпустить газету.

Что мы узнали? (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые

оканчиваются на согласный звук перед гласными е, ё, ю, я).

Посмотрите на газету. Как вы думаете, о чем узнают наши читатели, прочитав ее?

Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих? За что вы можете себя похвалить?

А кто на ваш взгляд был сегодня самым активным на уроке? Оценить участие.

VI I . Домашнее задание

VI II . Рефлексия.

А еще мне хочется узнать о впечатлении от урока каждого из вас. Возьмите на парте букву такого цвета, который подходит вашему настроению. Слайд.

Для меня тема была важной и интересной - красная буква Ъ

Узнал много нового - желтая буква Ъ

Мне было неинтересно - зеленая буква ъ

Выбранную вами букву поднимите и покажите мне. А теперь поверните гостям, пусть посмотрят они.

Я очень рада видеть в ваших руках буквы твердого знака красного и желтого цвета, а это значит, что урок для вас был важным, интересным и познавательным.

Оформим нашу газету буквами. Нанесите клей на букву и «по - цепочке» наклейте на край газеты так, чтобы получилась рамочка.

- Теперь наша газета стала не только познавательной, но и красиво оформленной.

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности на вашем жизненном пути.

Съёмка, подъезд, объятия, объявление, объезд, необъятный, взъерошенный, разъярённый, съехаться, подъехать, съёжиться, объединить, съел.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1. От мороза листья на деревьях съёжились. 2. Кусты шиповника словно объяты пламенем. 3. Летом я объехал с родителями весь Крым. 4. Мы заключили друг друга в крепкие объятия. 5. Тихо! Ведётся съёмка. 6. На конкурс съехались дети со всех концов Украины.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Прослушать слова. Записать слова с мягким знаком (ь) в один

столбик, с твёрдым знаком (ъ) - в другой.

Воробьи, перья, объезд, пьёт, съели, волчья, колья, подъехать, съедобный, объявление, здоровье, листья, съёмка, друзья, разъярённый, съестное, гроздья, радостью, вьюга.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить выделенные слова для переноса.

Ночью в соседнем доме был пожар. Разыгралась огненная вьюга. Разъярённое пламя било из окон. Съехались несколько пожарных машин. Первая стояла у подъезда. Вторая объехала вокруг дома. Третья въехала во двор. Бьют фонтаны воды. Дым разъедает глаза. Огонь сдаётся. Слышны крики пожарных. Они спасли жизнь людей и жильё. Нельзя играть с огнём!

ГРИБНАЯ ПОЛЯНА

Хорошо побродить по осеннему лесу!

Вон краснеет шляпка мухомора. Это несъедобный гриб. А вот и мои любимые маслята. Вон красуется подосиновик. А вот и рыженькие лисички. Все эти грибы съедобные. Их любят и люди, и животные. Вы встречали объеденные ножки грибов? Это белочка готовит съестное на зиму. Уютно ей будет в тёплом дупле в холодную метель.

РАННЕЙ ОСЕНЬЮ

Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Ещё слышатся птичьи голоса. Лес задумался. Так задумывается человек перед отъездом в дальний путь. Скоро листья съёжатся , опадут. Вьюга заметёт тропинки. Так будет всю зиму. А потом весенний ветер объявит, что идёт тепло.

44 слова. (По Е. Гладченко)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

СЛОВАРНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Перевести украинские слова на русский язык. 2.Поставить ударение в словах. Кропива, отаман, бесіда, блиснути...

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них - правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Твердый знак: история и его роль в слове

Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.

Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.

После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.

В каких случаях в словах ставится ъ

Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:

  • После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
  • В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
  • После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта .
  • В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.

Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.

Когда ъ не ставят

Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

  • Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный .
  • Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг .
  • Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока .

Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер - не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а -дьяч - это корень.

Какие функции выполняет мягкий знак

Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.

При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.

В отличие от твердого в слове может выполнять 3 функции.

  • Разделительную.
  • Информирует о мягкости предшествующего звука.
  • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

Правила употребления мягкого знака

Изучая законы русского языка , регулирующие употребление ъ и ь знаков , стоит усвоить несколько правил:

  • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь - это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
  • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

  • В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба . Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка ).
  • В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
  • В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй - приобретает твердость: просьба - в просьбе, письмо - в письме .
  • В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) - лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) - конь (животное).

В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:

  • В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
  • В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
  • В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь - ляг ): вынь - выньте, кинь - киньте.
  • В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
  • Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.

Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш

Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

  • На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж .
  • В инфинитиве: беречь, испечь.
  • В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
  • В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
  • В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде - клич, палаш.

В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:

  • В существительных II склонения: палач, муляж.
  • В кратких формах прилагательных: свеж, жгуч.
  • В родительном падеже существительных множественного числа: луж, туч.

Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.

Употребление ь и ъ знаков: упражнения

Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.

В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно - поставить мягкий знак.

В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом - те, которые употребляются с ь, во втором - те, которые без него.

Что и твердый, и мягкий знаки являются "немыми" буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.

Известный языковед советских времен Лев Успенский называет ее самой дорогой буквой в мире. В своем труде о происхождении слов видно, как он относится к ней. По его словам - «она решительно ничего не делает, ничему не помогает, ничего не выражает». Возникает уместный вопрос - как буква Ъ появилась в русском языке, и какую роль ей отвели создатели?

История появления буквы Ъ

Авторство первой русской азбуки приписывают Кириллу и Мифодию. Так называемая кириллица, основой которого был греческий язык, появилась в 863 году по рождеству Христову. В их азбуке - твердый знак был под номером 29 и звучал как ЕРь. (до реформы 1917-1918 годов - 27-я по счёту). Буква Ъ представляла собой короткий полугласный звук без произношения. Ее ставили в конце слова после твердой согласной.

В чем же тогда смысл этой буквы? Есть два удобоваримых варианта этого объяснения.

Первый вариант касался самого старославянского письма. Поскольку знакомых нам пробелов в то время просто не было, именно она помогала грамотно делить строку на слова. В качестве примера: «къБогомъизъбраномуцарю».

Второй объяснение связывают с церковнославянским произношением слов. Именно ЕРь не приглушала при чтении слова звонкое согласное, как это наблюдаем в современном русском языке.

Разные по смыслу слова грипп и гриб мы произносим одинаково – (грип). Подобной звуковой фонетики не было в старославянском языке. Все слова как писались, так и произносились. Например: рабъ, другъ, хлебъ. Это объяснялось тем, что деление слогов в старославянском языке подчинялось одному закону, который звучал так:

«В старославянском языке, окончание слова не может иметь согласных звуков. Иначе слог окажется закрытым. Чего не может быть согласно этому закону».

Ввиду выше сказанного решили приписывать ЕРь (Ъ) в конце слов, где есть согласные. Вот и получается: Гастрономъ, Трактиръ, Ломбардъ или Адресъ.

Кроме выше приведенных двух причин, есть еще и третья. Оказывается, буква Ъ использовалась для обозначения мужского рода. Например, в именах существительных: Александръ, волшебникъ, лобъ. Вставляли ее и в глаголы, например: положилъ, селъ, (прош. время мужс. род).

Со временем, функцию разделителя слов буква Ъ выполняла все реже и реже. А вот «бесполезная» Ъ в конце слов по прежнему держала свои позиции. По словам вышеупомянутого языковеда Успенского Л.В. эта маленькая «закорючка» могла занимать до 4% объема всего текста. А это миллионы и миллиона страниц ежегодно.

Реформы 18 века

То кто считает, что контрольный выстрел в «голову» злощастной букве Ъ сделали большевики и тем самым очистили русский язык от церковных предрассудков - немного заблуждается. Большевики в семнадцатом году просто ее «добили». Все начиналось гораздо раньше!

О реформе языка, особенно о русской письменности, задумывался сам Петр. Экспериментатор по жизни, Петр давно мечтал вдохнуть новую жизнь в «одряхлевший» старославянский язык. К сожалению, его планы только остались планами. Но то, что он сдвинул этот вопрос с мертвой точки - его заслуга.

Реформы, которые начал Петр с 1708 по 1710 годы в первую очередь затронули церковный шрифт. Филигранные «закорючки» церковных букв были замены общегражданскими. Такие буквы как «Омега», «Пси» или «Юсы» ушли в небытие. Появились знакомые нам буквы Э и Я.

В Российской Академии Наук стали задумываться о рациональности использовании некоторых букв. Так мысль об исключении из алфавита «Ижицы» у академиков возникла аж в 1735 году. А в одном из типографских изданий той же академии, через несколько лет вышла статья без пресловутой буквы Ъ в конце.

Контрольный выстрел для буквы Ъ

В 1917 года было два выстрела - один на крейсере «Аврора», другой в Академии наук. Кто-то считает, что реформа русской письменности - это заслуга исключительно большевиков. Но исторические документы подтверждают, что в этом вопросе, царская Россия тоже двигалась вперед.

В первые годы 20 столетия о реформе русского языка уже говорили Московские и Казанские языковеды. 1904 год стал первым шагом в этом направлении. При Академии Наук была создана специальная комиссия, целью которой было упрощение русского языка. Одним из вопросов на комиссии была пресловутая буква Ъ. Тогда русский алфавит потерял «Фита» и «Ять». Новые правила правописания были представлены в 1912 году, но, к сожалению, цензуру они тогда так и не прошли.

Гром грянул 23 декабря 1917 года (05.01.18). В этот день нарком просвещения Луначарский А.В. подписал декрет о переходе на новую орфографию. Буква Ъ - как символ сопротивления большевикам издала последний вздох.

Чтобы ускорить похороны всего, что было связанно с «царским режимом» 4 ноября 1918 года большевики издали декрет об изъятии из типографий матрицы и литер буквы Ъ. В результате этого появился орфографический выкидыш большевиков - апостроф. Функцию разделителя теперь играла запятая (под’ем, с’езд).

Закончилась одна эпоха - началась другая. Кто-бы мог подумать, что маленькая буква Ъ станет такой большой и важной в противостоянии двух миров, белого и красного, старого и нового, до выстрела и после!

Но буква Ъ осталась. Осталась просто как 28 буква алфавита. В современном русском языке она играет уже другую роль. Но об этом совсем другая история.

Буква Ъ - «твердый знак» - это 28-я буква русского алфавита. В современном языке твердый знак не обозначает звука и служит своеобразным ориентиром для правильного произнесения ряда слов. Тем не менее, твердый знак - это один из символов, которые легли в основу кириллицы и до сегодняшнего дня прошли долгий и нелегкий путь вместе с развитием языка.

Слова с твердым знаком: немного истории

Твердый знак известен в кириллической графике с давних времен. В древнерусском языке буква имела другое название - «ер» и в некоторых корнях могла произноситься как «о», а также писалась в конце слов, оканчивающихся на согласную, и после приставки на согласную перед корнем, начинающимся с гласной. Подобное употребление практиковалось вплоть до начала ХХ века. В 1918 году, в ходе реформы русской орфографии, написание твердого знака в конце слов, оканчивающихся на согласную, было упразднено. Сегодня слова с твердым знаком в русском языке характеризуются общим количеством более 140, и употребление этой буквы четко регламентируется. Поговорим об этом подробнее.

Основные группы слов с твердым знаком и нормы их правописания

Современный русский язык символ «Ъ» использует как разделительный. Твердый знак употребляется после согласных перед йотированными гласными е, ё, ю, я преимущественно на стыке морфем.

Твердый знак между приставкой и корнем

1. После приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласной, причем и в словах с исконно русскими приставками (съесть, отъезд, объехать, съёжиться, съязвить ), и в словах с заимствованными префиксами (контръярус, субъядро, трансъевропейский ).

2. Отдельную группу составляют заимствованные слова с твердым знаком, начинающиеся с сочетаний об-, суб-, ад-, аб-, диз-, интер-, кон- и других, которые первоначально являлись приставками, но в современном русском языке идентифицируются как часть корня: объект, субъект, адъютант, абъюрация, дизъюнкция, интеръекция, конъюнктура .

Твердый знак между частями сложных слов

1) перед вторым корнем после частей двух-, трех-, четырех- (двухъярусный, трехъякорный, четырехъёмкостный );

2) отдельно выделяются такие слова с разделительным твердым знаком, как фельдъегерь и панъевропейский ;

3) если речь идет о правописании сложносокращенных слов с похожей структурой, то твердый знак в них не употребляется: спецеда, хозединица, военюрист, госязык и другие.

Твердый знак в именах собственных и их производных

Существует ряд существительных и производных от них (имена людей и географические названия), где также употребляется твердый знак: город Кизилъюрт , поселок Торъял , озеро Ювясъярви , художник Го Хэнъюй .

Таким образом, слова с твердым знаком в современном русском языке - это отдельная группа со своими закономерностями в правописании. В отличие от мягкого знака, который в одном и том же слове может употребляться несколько раз, твердый знак в одном слове может быть только один. Вышеперечисленные случаи использования твердого знака - это четкие правила, которые всегда нужно соблюдать. В ситуациях, не обговоренных в этой статье, при похожих условиях употребляется разделительный мягкий знак.